Психология лидерства: учебное пособие

Лидерство в менеджменте. Введение

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь». В моей курсовой работе я изложил основные концепции лидерства и показал уникальность и значимость работы менеджера, сделал попытку выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.

Лидерство это способность. Теории

Рассказывая о том, что такое лидерство, нельзя не уделить им долю внимания.

Итак, есть теории великого человека. Согласно им, способности к лидерству являются врожденным, то есть великими рождаются, а не становятся.

Еще есть теории характерных черт. Они чем-то схожи с предыдущими. Их сторонники считают, что лидерские качества и черты людям передаются по наследству.

Теория обстоятельств уже рассматривает не происхождение этих задатков, а стиль поведения. Считается, что нет универсального – того, который бы подошел в любой ситуации. Поэтому лидер должен быть гибким, уметь приспособиться к обстоятельствам, подобрать наиболее эффективный стиль поведения для воздействия на людей при конкретных обстоятельствах.

Еще существует понятие и теория ситуационного лидерства. В его рамках все рассматривается иначе. Считается, что лидерство – характерная черта определенной ситуации, а не личности.

В бихевиористских теориях утверждается, что лидерами не рождаются, а становятся. Ибо здесь имеет значение не внутреннее состояние человека или его психические качества, а умение учиться, наблюдать, стремиться к той или иной цели.

Также есть теория, в которой внимание концентрируется на влиянии и силе, создаваемых лидером. Считается, что именно к нему ведут все дороги, а не к культуре организации и последователям

В трансакционных теориях рассматривается взаимная выгода в отношениях лидера и последователей. Он предлагает вознаграждение или ресурсы, а в ответ получает признание.

Последняя основная теория – трансформационная. Рассматривает внутреннюю мотивацию при отношениях обмена. Не купленную благами преданность и лесть, а истинную приверженность последователей идеям лидера.

Психология лидерства: учебное пособие

Лидерство в менеджменте

Лидерство – это не управление

Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно. А лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи

МенеджерЛидер
1. Администратор1. Инноватор
2. Поручает2. Вдохновляет
3. Работает по целям других3. Работает по своим целям
4. Использует доводы4. Использует эмоции
5. Контролирует5. Доверяет
6. Профессионален6. Энтузиаст
7. Принимает решения7. Превращает решения в реальность
8. Делает дело правильно8. Делает правильное дело
9. Уважаем9. Обожаем
10. План-основа действий10. Видение-основа действий
11. Полагается на систему11. Полагается на людей
12. Поддерживает движение12. Дает импульс движению

Исследования показали, что значительная группа менеджеров обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант в реальной жизни встречается очень редко.

Лидерство это менеджмент. В чем разница между лидерством и менеджментом?

Приведем простую аналогию с военной организацией: чтобы армия была в
нормальном состоянии в мирное время, как правило, достаточно грамотного
выполнения административных и менеджерских функций на всех ступенях армейской
иерархии. Лидерами должны быть лишь ее высшие руководители. Однако во время
войны армии нужны истинные лидеры на всех уровнях командования. Никто еще не
придумал, как заставить людей ринуться в бой с помощью административных методов;
для этого необходим тот, кто воодушевит и поведет солдат за собой. Эти специфические функции
менеджмента и лидерства — управление сложными структурами и, соответственно,
выживание в условиях быстро меняющейся обстановки — определяют и характерные для
них виды деятельности.

Менеджмент в компаниях имеет дело с управлением сложными структурами. Он состоит из
формальных управленческих методов и процедур.
В отсутствие грамотного менеджмента хаос охватит эти сложные предприятия
настолько, что поставит под угрозу само их существование. Умелый менеджмент
вносит в основные показатели деятельности компании, такие как качество и
прибыльность продукции, известную долю упорядоченности и последовательности.

Что же касается лидерства, то оно связано прежде всего с умением достойно
справляться с переменами. В последние годы лидерство приобрело особое значение.
Отчасти это объясняется тем, что современный деловой мир отличается крайне
жесткой конкуренцией и повышенной изменчивостью.

В итоге, если сегодня действовать вчерашними методами или даже чуть лучше, —
это не приведет к успеху. Все чаще перед компаниями встает задача выдержать
натиск великих перемен и суметь сохранить свою конкурентоспособность в этих
новых условиях. А чем серьезнее изменения, тем больше потребность в эффективном
лидерстве.

Чтобы успешно управлять сложной структурой, менеджеры компании прежде всего
осуществляют планирование и формирование бюджета — иначе говоря, ставят
перед фирмой цели на будущее (как правило, на ближайший месяц или год), подробно
определяют этапы на пути к их достижению и затем распределяют ресурсы для
осуществления этих планов. Что же касается лидеров, призванных совершить
конструктивные организационные изменения, то их работа начинается с выбора
курса развития — создания желаемого образа компании в будущем (часто весьма
отдаленном), а также разработки стратегий для осуществления необходимых мер,
чтобы воплотить этот образ в жизнь.

Переходя к осуществлению своего плана, менеджеры уделяют основное внимание
организации и подбору персонала компаний — то есть создают организационную структуру
и определяют должности, необходимые для выполнения намеченной по плану работы,
подбирают квалифицированные кадры, знакомят их с деталями плана, распределяют
обязанности и учреждают систему контроля за ходом работ. Лидеры же начинают
совсем с другого — с поиска союзников

Это значит, что о новом курсе
развития сообщается всем, кто сможет помочь собрать единомышленников, верящих в
мечту о лучшем будущем компании и полных решимости сделать ее реальностью.

26 июня в 20.00, ведущий — Николай Иванович Козлов

На вебинаре будет рассказан алгоритм, который поможет получить устойчивое влияние на коллег в рабочем коллективе, а также несколько универсальных психологических фишек лидеров на каждый день! 

Стоимость участия: 900 рублей.

После оплаты напишите
Елене Роулингс-Смит https://vk.com/heilen, чтобы получить доступ к вебинарной комнате.

​​​​​​​Захват лидерства —
энергичные действия, приводящие к присвоению власти (лидерских функций). Бывает, что лидерство по умолчанию принадлежит одному человеку в команде (должность руководителя, ведущего, учителя), а бывает, что лидерство нужно захватывать (новая компания, новая должность, просто новые люди и новая ситуация…). Стили захвата, такие же как и стили влияния, — Силовик, Душка, Тактик. Подробнее смотри — стили влияния

Приемы захвата лидерства — это действия (слова, поступки), которые совершает человек с целью стать лидером. Основные приемы — это лидерство на опережение, организация
процесса, лидерство силой, «осада», захват.

Лидерство на опережение

Самый эффективный прием: пока все думали — лидер уже начал действовать. Отдал
распоряжения, кинул идею как решить, организовал обсуждение… И вроде все как бы само собой и бодалок не было.

Как научиться лидерству на опережение?

Выглядеть как лидер. Уверенная осанка, центр тяжести
на носочках, плечи расправлены, локти свободные; красивые, свободные и открытые жесты; звучный голос, который слышно.

Иметь картинку ситуации. Заранее в уме детально представлять, что сейчас будет и что может понадобиться. Найти как минимум одно действие, которое можно будет сделать и которое будет толковым и нужным окружающим. Знать как минимум общее
направление работы, сформулировать заранее четкие распоряжения, которые будешь быстро отдавать.

Например, вы знаете, что сейчас вам понадобится работать в группе и многое записывать. Если заранее вы позаботитесь о том, чтобы у вас сразу был блокнот и ручка, как только начнется обсуждение, пока все будут оглядываться в поисках где бы записать, вы
сразу имеете возможность сказать: «Ручка и блокнот у меня есть, давайте я буду записывать, Андрей — скажи свою точку зрения…». Все — вы первым начали говорить, первым отдали распоряжение, первым запустили процесс — вы уже лидер.

Организация процесса

Если вы пока не успеваете сработать на опережение — тогда лидерство можно захватывать через организацию процесса. Один сработал через опережение и кинул идею: здорово, вы идею поймали и реализовали.

— Друзья, давайте записывать, те
решения, которые у нас сейчас возникают?

— Отличная идея! Саша — возьми пожалуйста блокнот и ручку, Андрей, поставь нам пожалуйста здесь три стула, Макс — ты опытный, давай ты будешь говорить, а я кратко подводить итоги.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Что вам поможет в освоении и использовании этого приема? Полезно знать технику внутреннего переводчика. Человек сказал неподумавши, его восприняли в штыки, а вы слова интерпретировали так, что всем они понравились, и человека поддержали, и группа довольна.

«Хватит заниматься фигней — начните уже писать варианты решений!» Возможная лидерская реакция: Друзья, насколько я понимаю, Макс хотел сказать, что если мы начнем записывать варианты решений — мы быстрее найдем устраивающий нас вариант. Возможно, это действительно так: давайте пробовать. Макс возьми пожалуйста блокнот и ручку. Андрей, закончи пожалуйста свою мысль». Подробнее смотри Лидерская интерпретация

Учитесь вести групповой процесс: отзываться на предложения,
подводить итоги, давать оценки ситуации, давать отмашки начала и конца процесса.

Хорошая идея! Интересный вариант, насколько он нам сейчас возможен, что скажете? Думаю, что нам пора на сегодня заканчивать и приступать к работе — а обсуждение продолжим завтра.

Как ни странно, полезно научиться грамотно перебивать. «Я прошу прощения, Алина, я тебя перебью, ты увлеклась, насколько я
понимаю, ты хотела сказать …»

Лидерство силой и давлением

Свою позицию можно продавливать и иногда это даже эффективно работает.

Захват лидерства в трудных коллективах» — подключайтесь к вебинару

Стоимость участия: 900 рублей.

После оплаты напишите Елене Роулингс-Смит https://vk.com/heilen, чтобы получить доступ к вебинарной комнате.

Основные теории лидерства

«Основными» или «популярными» теориями лидерства принято считать следующие:

1. Великих личностей. Согласно теории лидером рождаются, а не становятся. Например, таким личностям, как; Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Ленину, Сталину и другим «великим».

Им было предназначено исполнить свою миссию. Они появляются точно в нужное время. И сыграли судьбоносную роль в жизни не только современников, но и будущих поколений.

2. Личностных черт. Содержит в себе элементы экспликации. Сторонники теории пытаются обосновать, какой именно набор личных качеств обеспечивает индивиду выполнение роли лидера.

Тем не менее, подход с точки зрения «личностных черт» имеет определенную прагматическую ценность. Ибо способствует созданию и весьма успешному применению различных тестов профессиональной пригодности.

3. Ситуационная теория лидерства в какой-то мере соединяет предыдущие две теории. Поскольку успех или провал лидерства объясняет, насколько адекватно лидер, предпринимает определенные действия. И как способен учитывать изменения ситуации.

4. Случая. Заключается в том, что нет наилучшего стиля лидерства, пригодного при всех обстоятельствах. Чей-то даже самый удачный опыт в какой-то области. Может себя не оправдать в другой области, при ином лидере.

Следует учитывать особенности как среды, так и последователей; лидер должен быть способен и готов действовать по обстановке.

5. Поведенческая. По теории, лидерами не рождаются, а становятся. Любой человек способен стать лидером, если его не только обучат профессии. Но и искусству человеческих взаимоотношений, сформируют у него необходимые коммуникативные умения.

6. Партисипативная теории лидерства. Лежит идея командной работы, соучастия подчиненных в принятии управленческих решений, мотивации к соучастию. Своим собственным примером, чутким отношением к мнению сотрудников.

А также, обеспечением условий для свободного выражения замечаний и предложений. Лидер способствует сплоченности членов организации, осознания ими общности целей и аккумуляция их сил и способностей.

7. Трансакционная теории лидерства — это некая прагматическая философия сделки. Поскольку лидер и его последователи находятся на разных уровнях властной структуры.

То, он уже в силу своего высшего статуса имеет право требовать исполнения. Из чего следует также его право, как награждать прилежных работников, так и наказывать нерадивых.

8. Трансформационная теория лидерства, делает акцент на нравственной стороне взаимосвязи лидера и последователей. Их взаимной зависимости, взаимопомощи, взаимном доверии.

Сторонники этой теории особо подчеркивают важность личного примера лидера. Который, выдвигая перед своими последователями и подчиненными общие цели

Сам же собственным поведением способствует их достижению.

Происходит своего рода трансформация ролей — лидер сам выступает исполнителем, его же идеи, целеполагания передаются последователям.

Трансформационные лидеры служат для последователей примером подражания: доверяя и уважая лидера, последователи интериоризируют его идеи.

Теория лидерства качества

Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом. Исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

Внимание. Способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий)

Чтобы, это было привлекательным для последователей.
Значение. Способность так передать значение созданного образа, идеи или видения. Чтобы они были поняты и приняты последователями.
Доверие. Способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных.
Управление собой. Это способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны. Чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Тема лидерства в последнее время приобретает все большую популярность и особенно в бизнес среде. Поэтому сейчас, для того чтобы как удерживать, так и привлекать на работу сотрудников. Руководителю и нужны надежные инструменты лидерства.

Лидерство в группе

Успех деятельности любой организации напрямую связан с характером руководства. А также с отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными.

В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением.

Поскольку руководитель, менеджер, стремится управлять действиями и поведением других людей. Он должен знать образ мышления сотрудников своей организации, предвидеть их реакцию на свою деятельность.

Возникновение в группе чувства «мы» является субъективным источником группообразования и развития. Принадлежности к группе включает в себя два эффекта:

  • Эффект сопричастности
  • Эффект эмоциональной поддержки

Таким образом, чувство принадлежности к группе играет важную роль в групповом взаимодействии. Оно связывает членов группы в единое целое и усиливает их активность, направленную на достижение цели.

I. Лидер формальный и неформальный

Желание быть лидером присуще не малому числу людей. Но одного только желания и даже усилий по его реализации все же оказывается еще недостаточно. В качестве лидера человек должен быть, прежде всего, воспринят членами своей группы. Что же лежит в основе подобного восприятия? Почему именно в одном из членов группы коллеги склонны усматривать лидера, а в другом – нет?

Лидерство возникает и функционирует в системе неформальных отношений людей и выражается во влиянии, оказываемом одним из них на остальных членов социальной группы. Формы выражения подобного влияния, носящего психологический характер, разнообразны: изменения затрагивают поведенческую сферу, касаются отдельных личностных черт, установок, мотивации последователей. Конечная цель влияния – ориентация людей на решение стоящей перед группой задачи.

Лидерство возникает в системе неформальных, неофициальных отношений. Одни отношения могут носить преимущественно деловой характер, и связаны с решением основной стоящей перед группой задачи – так называемые деловые неформальные отношения. Другой тип неформальных отношений носит преимущественно эмоциональный характер, будучи связан не только с процессом труда, сколько с различными формами межличностного общения членов коллектива. В этом случае мы говорим о системе отношений неформального эмоционального плана.

Лидерство – феномен, порожденный системой неформальных отношений. А вот руководство – феномен, имеющий место в системе формальных отношений. Причем роль руководителя заранее определена социальной организацией, оговорен круг функций. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения ее нет.

Двум типам указанных отношений соответствуют две основные лидерские роли: роль делового и роль эмоционального лидера.

В трудовом коллективе доминирующее положение занимает деловой лидер. И это понятно, ведь подобный коллектив создается, прежде всего, для получения какого-то продукта, а не решения личных проблем работников. Роль эмоционального лидера, хотя и менее заметна, но в иные моменты ее исполнитель способен оказывать ощутимое влияние на жизнь коллектива.

Представленным выше ролям структура лидерства не исчерпывается.

Как бы человек не стремился стать лидером, он им никогда не станет, если окружающие не воспримут его как лидера. А вот в руководстве дело обстоит иначе. Руководитель нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет. Отсюда следует, что руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический. И в этом – основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.

Во-первых, и руководство и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы средством управления ими. Во-вторых, оба феномена реализуют процессы социального влияния в группе. В-третьих, обоим феноменам присущ момент известной субординации отношений. И вовсе не случайно поэтому, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером. Примеров такого рода трансформации великое множество.

VII. Как стать лидером

Действительно, как люди становятся лидерами? Это приходит с опытом, с возрастом, с образованием или истинный лидер рождается таковым?

Известный ученый, автор книги «Психология лидера» А. Менегетти, убежден, что человек получает определенные задатки лидера от рождения, но это не означает, что он лидером станет. Чтобы стать лидером, надо достичь соответствующего уровня культуры, образования, жизненного опыта и профессионализма. Менегетти указывает на то, что создает человека с задатка настоящего лидера.

Первая ступень на пути к лидерству – это культура и образование

Они включают в себя общую культуру (важно знать культуру своей страны и среды, а также немного разбираться в искусстве, музыке и т.д.), профессиональную культуру (быть профессионалом в своем деле) и опыт дипломатических отношени (умение создавать людей, способных реализовать цели, потому что готовых людей лидеру не найти)

Вторая ступень – это способность преодолевать стереотипы. Для этого нужна внутренняя зрелость. Лидер должен уметь подниматься над традиционными ценностями. Этот второй аспект всегда должен находиться в согласии с первым. Нельзя обижать людей, разрушая гуманистические, идеологические и другие ценности, следует подняться над ними. Второго уровня формирования лидера нельзя достичь в университете или академии, к нему приводят только опыт и учителя жизни.

Третье, что формирует истинного лидера – это знание своего бессознательного. Бессознательное – это кладезь жизни и разума, который мы до конца никогда не используем. За свою долгую историю человечество выработало немало различных приемов активизации потенциала, хранящегося в подсознании человека. Особенно известны среди них медитативные техники восточного происхождения. Получается, что истинное лидерство – это работа, работа и еще раз работа. Прежде всего, работа над собой. А врожденные задатки лидера – это тот внутренний потенциал, который надо подчинить себе и направить в нужное русло, иначе дальше лидера дворовой команды по футболу прирожденный лидер не пойдет.

Говоря о становлении лидера, приведу слова из книги

П.Сенге, где он отвечает словами своего героя: «Таких людей вообще нельзя создать, ибо они создаю себя сами. Большинство выдающихся лидеров не были ни высокими, ни стройными, ни особенно привлекательными. Зачастую они довольно посредственные ораторы, не выделяются в толпе, а их красноречие не способно воспламенять слушателей. Их, как правило, отличает ясность и убедительность идей, глубина убеждений и постоянная готовность учиться. У них нет готового ответа на все, но они умеют внушить окружающим уверенность, что вместе «мы можем научиться всему, что нам нужно для достижения желаемого. Способность таких людей быть прирожденными лидерами является побочным результатом всей их жизни, подчиненной развитию умения формулировать и убеждать, слушать и оценивать идеи других людей. Они размышляют над личными ценностями и увязывают с ними собственное поведение. Если личная харизма (безотчетная привлекательность для других) не опирается на такие усилия, то это всего лишь стиль, лишенный содержания. И тогда каждый, кто поддается обаянию пустого стиля, теряет последнюю способность мыслить самостоятельно и принимать разумные решения. Такой лидер опасен как для общества, так и для организации».

Задача лидера – мечтать. Мечтать и воплощать мечты в такие слова и дела, что способны вселить энтузиазм в равнодушных, пассивных, безразличных, а то и враждебных людей. Это он должен помогать людям воплощать свои мечты в жизнь, преодолевать трудности и кризисы на этом пути, служить им наставником и тренером.

Литература

  1. Кричевский Р.Л., Если Вы – руководитель. М.: Издательство «Дело», 1998.
  2. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен. М., «Аспект Пресс», 1999.
  3. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Стиль руководства и основные направления его исследования. М.: «Аспект Пресс», 1999.
  4. Кудяков С.С., Лидерство и руководство в малых группах.