Теория когнитивного развития жана пиаже

Научное наследие

Особенности психики ребёнка

В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире:

  • неразделённость мира и собственного Я,
  • анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы),
  • артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).

Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определённую позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счёт процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.

Теория интеллекта

В традиционной психологии детское мышление рассматривалось как более примитивное, по сравнению с мышлением взрослого человека. Но, согласно Пиаже, мышление ребенка можно характеризовать как качественно иное, своеобразное и отличительно особенное по своим свойствам.

Пиаже разработал свой метод при работе с детьми- метод сбора данных посредством клинической беседы, в ходе которой экспериментатор задает ребенку вопросы или предлагает определенные задания, и получает ответы в свободной форме. Целью клинической беседы является выявление причин, приводящих к возникновению симптомов.

НАШИ ЛЮДИ

Алена Полынь
Другое

парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ

Ylvis
Другое

комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера

XP Voodoo
Другое

один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения

Wretch 32
Другое

английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея

Wisin & Yandel
Другое

Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel

Timbuktu
Другое

«https://ru

TheHill88
Другое

YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88

The Doodler
Другое

Детство и юность

Жан Вильям Фриц Пиаже родился 9 августа 1896 года в Невшателе, франкоязычном регионе Швейцарии. Он первенец профессора средневековой литературы Артура Пиаже, по национальности швейцарца, и француженки Ребекки Джексон.

Психолог Жан Пиаже

Пиаже рано повзрослел: освоив навык чтения, мальчик взялся не за сказки или романы о рыцарях, а за учебники по биологии. Его интерес к зоологии вылился в несколько статей о природе моллюсков. Первая выпущена в 11 лет. Уже к 15 годам Пиаже слыл опытным специалистом в малакологии.

В студенческие годы Пиаже заинтересовался эпистемологией — наукой о знании, его структуре и развитии. Идеи в этой области молодое дарование развивало во время обучения в университетах Невшателя и Цюриха. Он выпустил два философских труда, которые сам же опроверг, назвав «мальчишескими».

Критика Ж. Пиаже в советской психологии

В книге «Мышление и речь» (1934) Л. С. Выготский вступил в заочную дискуссию с Пиаже по вопросу об эгоцентрической речи. Рассматривая работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки, Л. С. Выготский упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды. К сожалению, Пиаже смог ознакомиться с лишь много лет спустя после ранней смерти Выготского.

Различия взглядов Пиаже и ряда советских психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Советские психологи видели источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие рассматривали как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивали отечественные психологи советского периода и которую, по их мнению, недооценивал Пиаже. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, советские специалисты не рассматривали логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивали уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б.) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.[источник не указан 1161 день]

Пиаже, Жан (1896—1980)

Швейцарский психолог, чьим главным вкладом в психологию было убеждение, что интеллект является продуктом естественной и неизбежной последовательности этапов человеческого развития. Пиаже не считал интеллект врожденным качеством; по его мнению, интеллект развивается в результате постоянно меняющегося взаимодействия между ребенком и окружающей средой. Согласно теории Пиаже, ребенок проходит через отдельные этапы развития, каждый из которых характеризуется качественно иным способом мышления. В процессе развития ребенок вырабатывает умственные структуры, называемые схемами, которые позволяют ему решать текущие проблемы. Адаптация происходит через ассимиляцию (решение новых проблем через использование существующих схем) и аккомодацию (изменение существующих схем для решения новых проблем)

Важность этой точки зрения заключается в том, что в ребенке видят активного участника процесса собственного развития, а не пассивного реципиента биологических воздействий (созревание) или стимулов окружающей среды. Идеи Пиаже в течение долгого времени оказывали огромное влияние на психологию и во многом способствовали развитию образовательных теорий второй половины XX века

Критики утверждали, что Пиаже недооценивал способности маленьких детей. Теорию Пиаже часто называли «антиобразовательной», в том смысле, что она описывает жесткую последовательность событий, с трудом изменяемую через обучение и тренировку.

Оцените определение:

Примечания

  1. Jean Piaget (англ.) // Wikipedia. — 2019-03-19.
  2. . link.springer.com. Дата обращения 6 апреля 2019.
  3. . Образовака. Дата обращения 6 апреля 2019.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. — Лабиринт, 2012. — С. 21-22.
  5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — Педагогика- Пресс, 1999.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. — Лабиринт, 2012. — С. 16-19.
  7. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — Питер, 2004. — С. 6-8.
  8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — Просвещение, 1969. — 61-69 с.
  9. Пиаже Ж. Мышление и речь ребенка. — Педагогика- Пресс, 1999. — С. 114-117.
  10. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — Питер, 2004. — С. 23-24.
  11. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — Питер, 2004. — С. 2-3.
  12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — Просвещение, 1969. — С. 48-49, 69.
  13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — Педагогика — Пресс, 1999. — С. 322-330, 337-340.
  14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — Просвещение, 1969. — С. 34-38.
  15. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — Питер, 2004. — С. 16-23.
  16. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — Педагогика — Пресс, 1999. — С. 436.
  17. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — Педагогика- Пресс, 1999. — С. 42—43, 126—129.
  18. Выготский Л.С. Мышление и речь. — Лабиринт, 2012. — С. 25-33.
  19. Выготский Л.С. Мышление и речь. — Лабиринт, 2012. — С. 44—47.
  20. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — Педагогика — Пресс, 1999. — С. 74.
  21. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — Педагогика — Пресс, 1999. — С. 173.
  22. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — Педагогика- Пресс, 1999. — С. 63—64, 84—85.
  23. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — Педагогика- Пресс, 1999. — С. 360.
  24. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — Педагогика — Пресс, 1999. — С. 361.
  25. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — Питер, 2002. — С. 54-56, 46-49.
  26. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — Просвещение, 1969. — С. 141-145, 166-172.
  27. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — Питер, 2002. — С. 56—63.
  28. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — Просвещение, 1969. — С. 173—190.
  29. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — Питер, 2002. — С. 124—131.
  30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — Просвещение, 1969. — С. 193—202.
  31. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — Питер, 2002. — С. 131—132.
  32. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — Просвещение, 1969. — С. 200—208.
  33. Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. — М., 1984. — С. 334—335.
  34. См.: Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребёнка» и «Суждение и рассуждение ребёнка» // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М., 1981.

Биография

Жан Пиаже родился в городе Невшатель, столице франкоговорящего кантона Невшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете, а мать, Ребекка Джексон, была родом из Франции. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте одиннадцати лет, когда опубликовал в 1907 году небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. К 20 годам он стал признанным малакологом.

Когда Жану Пиаже было 15, его бывшая няня написала письмо к его родителям, в котором приносила извинения за свою ложь о спасении их ребёнка от похищения. После Пиаже был удивлен и восхищен тем, как его сознание спроектировало воспоминание о событии, которого на самом деле не было.

В 1918 году Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. Во время обучения ученый написал две работы по философии, но после сам отверг их, считая лишь мыслями подростка.Так же в это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.

В 1923 году Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой. Семейная пара имела трёх детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В 1929 году Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного бюро просвещения, во главе которого он оставался до 1968 года.

С 1955 по 1980 он был директором Международного центра генетической эпистемологии. В 1964 году Пиаже пригласили выступить в качестве главного консультанта на двух конференциях Корнельском университете и Калифорнийском университете в Беркли. На конференциях обсуждалась взаимосвязь когнитивных исследований и разработки учебных программ.

В 1979 году ученому присудили премию Бальцана по общественным и политическим наукам.

Жан Пиаже умер в 1980 году и был похоронен, в соответствии с его просьбой, вместе со своей семьей в Женеве.