Запечатление

Определение

С точки зрения специалистов в области психологии, импринтинг – это механическая реакция мозга, позволяющая зафиксировать в памяти образы, впечатления, убеждения и т. п. в критической ситуации

Стоит обратить внимание на то, что подобный механизм работает лишь в момент уязвимости психики человека, и процесс проходит на подсознательном уровне, совершенно не затрагивается логикой и сознанием. Со временем эти образы могут формировать устойчивую линию поведения человека

Запечатление

Импринтинг – это тот процесс, который невозможно проанализировать с точки зрения логики, поскольку он происходит в момент сильнейших эмоциональных всплесков. В связи с этим важные формирующие человеческое поведение образы очень сложно изменить или скорректировать. С некоторыми, самыми тяжелыми случаями врачи не могут справиться традиционными методами психотерапевтического лечения. Иными словами, импринтинг – это самый первый процесс социализации, представляющий собой формирование норм поведения на основании первого впечатления.

Реимпринт

Кстати, в противовес термину «импринт» существует «реимпринт». Это когда вы, условно говоря, перепрограммируете те установки, которые были запечатлены вами в соответствующем возрасте.

Реимпринт успешно используют психотерапевты и психологи в разных . Однако это довольно серьезная вещь, которая сама по себе не происходит, а требует немалых усилий.

Тем не менее, когда вам захочется опустить руки и сказать, что все беды в вашей жизни происходят потому, что виноват во всем импринтинг, — обязательно вспомните, что реимпринт никто не отменял. Стоит только взяться за себя!

Ну что же, друзья, теперь вы знаете, что такое импринтинг, и можете смело использовать его в благих целях.

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Теория Тимоти Лири

Ученый в области нейрологии и психологии Тимоти Лири, сформировал несколько типов импринтинга, которые относятся непосредственно к людям.

Оральный импринтинг

Самый ранний вид импринтинга. Для новорожденного младенца, первым и главным в его жизни является материнское молоко, как источник питания, а также материнская ласка, которая помогает ребенку получить чувство защищенности.

Территориально-эмоциональный импринтинг

Это вид импринтинга, благодаря которому человек может привыкнуть к той или иной среде, и запечатлеть ее особенности. Как взрослые, так и дети, тем или иным образом, обозначают свое пространство: например, начиная с выбора комнаты в жилище и заканчивая оформлением документов в отношении частной собственности.

Вербальный импринтинг

Данный способ помогает индивиду запоминать разные звуки и символы, из которых состоят слова и предложения. Это способствует развитию речи и налаживанию взаимоотношений в обществе.

Социальный (социополовой) импринтинг

Для человека характерна избирательная открытость наряду с ярко выраженной восприимчивостью (сензитивностью).

Социальный импринтинг представляет собой разные типы запечатлений, во время которых фиксация происходит на основе базовых ценностей, межполовых, этнических и прочих стереотипах.

Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть как положительным, так и отрицательным.

В любом случае человек настолько впитывает информацию об этом представлении, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему.

Такие импринты имеют глобальное значение в плане того, что обуславливают отношение к семье, к религии, к выбору спутника жизни и т. д.

Они имеют колоссальное влияние на общие установки, способности и интересы человека.

Психология потребителя

Как дети, так и взрослые подвержены внешнему влиянию. Любой индивид может попасть в ловушку в том случае, если он будет зациклен на каком-то конкретном образе.

Это может относиться к имиджу, определенной диете, религиозным принципам и т.д.

Впечатлительным людям, необходимо проявлять особенную осторожность в отношении восприятия новой информации. Им следует развить к ней критический настрой

Затрагивая скрытые области психики, они провоцируют у человека потребность, и тут же предлагают ее удовлетворить за относительно сносную плату. Вследствие такой психологии потребителя и отсутствия здоровой критичности, человек может нерационально использовать свои финансы, совершая бессмысленные покупки.

Супермаркеты и телевидение делают все возможное для того, чтобы продвинуть свой товар. Естественно, они весьма умело используют в своих целях импринтинг и .

Третий период импритинга – подростковый

Третий блок областей мозга, отвечающий за регуляцию и контроль над психическими процессами, интенсивно развивается с 9-10 лет и до 15-16. Идет подготовка к вхождению в окружающий мир. Объект привязанности смещается за границы семьи, им может быть лучший друг, известный актер, певец, спортсмен, общественный деятель. Копируется образ мыслей, поведение, характер реагирования объекта подражания. Яркий пример импритинга – фанатизм.

Подросток продолжает познавать новые грани окружающего мира. Если новая информация воспринимается на сильном эмоциональном фоне, а психика находится в состоянии импринтной уязвимости, происходит мгновенное «обучение» мозга. Не поддающейся логике «отпечаток» отразится на поведении подростка или гораздо позднее.

В результате импритинга могут запечатлеться обстоятельства, при которых произошло яркое сексуальное возбуждение. Специалисты отмечают, что различные сексуальные отклонения от нормы (фетишизм, трансвестизм, педофилия, садизм, мазохизм и т.д.) часто связаны с феноменом импритинга.

Проанализировать свои стереотипы поведения человек способен лишь после 23-25 лет, чаще только с помощью высококвалифицированного психолога.

Установленные в самом раннем возрасте доверительные отношения между мамой и ребенком являются основой его бесконфликтного воспитания, а также психологического здоровья в будущей взрослой жизни. Если у ребенка с младенчества не сформирована привязанность как источник эмоционального тепла и внимания, психическая энергия мозга будет тратиться не на развитие личности, а на поиск недостающей близости и контакта

Не менее важно, чтобы любящие, понимающие люди находились рядом с ребенком на протяжении всего длительного периода восприимчивости к импритингу

Кто же легче всего «западает» на такие посулы?

Главным образом, на такую агитку поддаются люди, столкнувшиеся в своей жизни с серьёзными проблемами (вспомните, хотя бы, матерей Беслана). Именно эти люди являются наиболее уязвимыми для импринтинга в своё сознание образа, желательного для манипулятора. Большинство импринтов человек получает в младенческом возрасте. Однако когда человека по жизни постоянно преследуют неудачи, когда он осознаёт свою личную неэффективность, беззащитность, когда некому оказывается протянуть ему руку помощи, он испытывает жестокий когнитивный диссонанс, постоянный сильнейший стресс, острое недовольство жизнью и собой, он вновь становится подвержен импринтингу и может стать лёгкой добычей различных гуру, сект, мошенников, авантюристов.

«Промыватели мозгов» устраивают настоящую охоту на личности, находящиеся по жизни в кризисном состоянии, ведь это «публика очень отзывчивая» на их посулы. Бесполезно переубеждать человека, поддавшегося промыванию мозгов, что его просто элементарно дурят, зомбируют, используют, он находится в таком состоянии, когда убедить его с помощью фактов и доказательств совершенно невозможно. Он одержим и будет продолжать отрабатывать заготовленный для него сценарий совершенно этого не осознавая этого, порой не обращая внимания на вопиющую нелогичность предлагаемого ему счастья, очевидную любому нормальному человеку. Импринтинг не требует осмысления и доказательств, он просто принимается человеком, т.к. базируется на эмоциональной основе.

Как происходит

Возраст импринтинга у человека значительно превышает показатели животных. Этот механизм работает в течение 6-7 месяцев после рождения младенца. Но и после прохождения этого периода в моменты критических потрясений даже взрослый человек может проявить импринтинг. Достаточно часто это случается с людьми во время сильных нервных переживаний и психологических потрясений. Если индивид находится в стрессовом состоянии, узнавая что-то совершенно новое, изучая новую грань своей жизни, психика фиксирует этот момент на подкорковом уровне.

Запечатление

Импринтинг – это процесс, который может проходить в очень ограниченном промежутке времени, пока индивид находится в сенсибильном, или критическом состоянии. Он происходит мгновенно, при первом соприкосновении с объектом запечатления. Человек может воспринять его лишь на подсознательном уровне, и это совсем не отразится на логике.

Геномный импринтинг

Генетик из США Х. Кроуз вывел понятие, которое называется геномный импринтинг. Он может проявляться у определенных растений, животных и людей.

Геномным импринтингом называется такая наследственность генов, в случае которых структура ДНК никоим образом не изменяется.

Смысл заключается в том, что гены, находящиеся в семенной жидкости самца или в яйцеклетке самки, просто отключаются. Это значит, что они не участвуют в передаче их потомству.

По этой причине, детеныш получает одну часть наследственности от своей матери, а вторую – от отца. В подобных ситуациях следует учитывать и другие факторы, когда у потомства появляются иные генетические «метки».

Например, ребенок может унаследовать какие-либо особенности, которые отсутствуют у его родителей, однако были у его бабушки или дедушки.

Подобный вид генетического приобретения достаточно опасен, поскольку возникает риск развития тех или иных патологий.

Особенности психологии маленького ребенка

Ученые утверждают, что детская психика по своим характеристикам очень схожа с психикой животных. У них также присутствует ярко выраженный импринтинг.

Как для младенца, так и для его родителей, самыми значимыми являются первые месяцы после рождения. В это время формируются важнейшие психологические особенности.

Материнская и отцовская забота, наряду с другими событиями, воспринимаются ребенком как образец. Происходит это вследствие импринтинга.

Малыш очень быстро запоминает поведение окружающих его людей. В будущем он непременно попытается воспроизвести то, что запечатлелось в его психике в этот период времени.

Именно поэтому так важно, в какой атмосфере живет и воспитывается ребенок в первые годы своей жизни. Как тут не вспомнить известную пословицу: «Дайте нам воспитать ребенка до 5 лет, а потом делайте с ним, что хотите, – вы его не измените»

Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?

Как тут не вспомнить известную пословицу: «Дайте нам воспитать ребенка до 5 лет, а потом делайте с ним, что хотите, – вы его не измените». Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?

Роль импритинга в послеродовом и младенческом возрасте

На протяжении первого года жизни ребенка формируется первый блок отделов мозга. Трудно переоценить роль импритинга, механизмы которого включаются природой сразу же в этот ответственный период.

У новорожденных и младенцев процесс импритинга проходит несколько этапов:

Первичный импритинг. Только что родившийся ребёнок испытывает сильнейший стресс – он попадает в среду с совершенно другими условиями обитания. В первые два часа после рождения идёт запечатление общего зрительного образа, запаха, сердцебиения, голоса матери

Поэтому так важно в эти минуты приложить ребенка к груди, поглаживать его, разговаривать с ним. На этом ценном отрезке времени закладываются основы устойчивой привязанности к матери, удовлетворяется одна из базовых биологических потребностей человека – потребность в безопасности.

Вторичный импритинг включается после короткого послеродового сна ребёнка и длится в течение первых суток

Маленькому человечку важно снова видеть маму, чувствовать, что еда, тепло, защита всегда доступны для него. Если он всё это получает, у него на подсознательном уровне формируется положительное впечатление об окружающем мире.

Даже в условиях роддома, воспользовавшись знаниями основ естественного родительства, можно приблизиться к природной схеме поведения матери и её дитя. Постоянное пребывание мамы и ребенка вместе, грудное вскармливание, телесный контакт, ношение на руках, сон на расстоянии вытянутой руки – всё это является налаживанием их взаимодействия.

  1. Импритинг на протяжении первых 6-7 месяцев. По мере развития мозга состояния готовности к запечатлению возникают много раз. К концу этого периода у младенца окончательно вырабатывается импритинг на конкретного, значимого для него человека. Научившись ползать, малыш движется за ним, когда тот удаляется. К этому возрасту, если все благополучно в семье, между ребенком и ближайшими членами также устанавливаются отношения доверия и привязанности.

Результат импритинга отчетливо проявляется у малышей от года до трех лет: в это время они – настоящие мамины «хвостики». Ученые объясняют сильное потрясение малыша при разлучении его с родителями тем, что ребёнок испытывает потребность постоянного контакта с человеком, образ которого запечатлелся у него в ранний период.

На первом году жизни ребенок через подражание ближнему окружению осваивает мимику, пантомимику, фонетику языка, хождение на двух ногах.

Исследования воспитанников детских домов продемонстрировали важнейшую роль импритинга на характер и поведение человека. Если у младенца до 9 месяцев не будут сформированы отношения привязанности к какому-либо взрослому, это приводит к необратимым последствиям. Во взрослой жизни такие люди оказываются не способными к глубоким доверительным отношениям, а других используют только в личных интересах.

Импринтинг у животных

Импринтинг очень распространен в зоопсихологии. Вообще впервые данный термин был сформулирован известным ученым Конрадом Лоренцем, который изучал поведение и инстинкты серых гусей.

Его наблюдения показали, что в основе всякого обучения прослеживается принцип образования нервных связей, схожих с рефлексами.

То есть те птицы или животные, которые обладают способностью к импринтингу, имеют значительно больше шансов на успешное существование.

Для новорожденных особей объектами запечатления (или импринтинга) могут быть их собственные родители, противники, их сородичи или даже то, что служит для них пищей.

Исходя из всего сказанного, можно выделить несколько главных факторов импринтинга, касающихся животного мира:

  1. Определение близких родственников по их характерному внешнему виду, поведению, звукам и прочим особенностям.
  2. Выбор соответствующего полового партнера.
  3. Способность находить территорию для жизни по характерным признакам.
  4. Умение различать опасных для жизни существ и мест.

Запечатление у партнеров

Люди часто замечают, что их друзьям постоянно нравятся похожие «типы». Может показаться, например, что друг всегда предпочитает невысоких девушек-брюнеток, а подруге кажутся привлекательными высокие веснушчатые мужчины. Со времен поздних работ Фрейда считается, что нас, вероятно, привлекают (хотя, возможно, и отталкивают) те, кто напоминает нам наших родителей. Но разгадка может крыться в идее запечатления: ранний контакт с конкретными чертами родителей позже влияет на предпочтения взрослого человека.

Девушки, у которых немолодой отец, часто выбирают себе кого-то постарше; дети от смешанных браков чаще выбирают партнеров другой расы, чем те, у кого родители одной расы. Также изучали и цвет волос и глаз.

Мы действительно выбираем партнеров не только по собственному желанию или под влиянием родителя своего пола, но и по тому, насколько они напоминают родителя противоположного пола. Обычно выбирают партнеров с тем же цветом глаз и тем же цветом волос.

Эффект запечатления у человека является формой социального обучения. До сих пор непонятно, происходит ли запечатление на конкретной стадии развития, в конкретном возрасте и у каждого ли человека оно происходит.

Запечатление пояснение

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (импринтинг) — 1. Специфическая форма научения у высших позвоночных (-> животное: научение), при коем фиксируются отличительные признаки объектов некоих врожденных поведенческих актов. Сразу после рождения — в первые часы и дни жизни — животные способны запоминать подвижные предметы, кои находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителей. Возможности запечатления локализованы в достаточно ограниченный период времени, который в силу этого получил название сенсибельного или критического, а сам процесс совершается очень быстро (иногда для него достаточно единственной встречи с объектом запечатления) и происходит без пищевого или иного подкрепления. Повторное связывание исходной инстинктивной реакции с другими ключевыми признаками, как правило, невозможно. Так некие врожденные поведенческие реакции (инстинкты) связываются с отличительными признаками некоих внешних объектов, на каковые они после этого переносятся, реализуясь как инстинктивное поведение. В естественных условиях как объекты выступают прежде всего важные для биологического выживания особи: родительские особи как носители типичных признаков вида; детеныши того же помета; половые партнеры; биологические враги; пищевые объекты, в том числе животные-жертвы, и пр. 2. Глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который увиден животным после его появления на свет. В условиях эксперимента может быть вызван любым объектом, живым или неживым, — лишь бы этот объект двигался. По-видимому, механизм запечатления важен для выживания. В природных условиях первый движущийся объект, попадающий в поле зрения детеныша, — это обычно его мать. Явление запечатления проявляется главным образом у выводковых птиц, у некоторых рыб и млекопитающих, но, видимо, существует и у птенцовых птиц. У обезьян детеныши гораздо дольше зависят от родителей, и запечатление происходит намного позднее и выражено сильнее. Такая форма запечатления, как реакция следования птенцов или детенышей млекопитающих за родителями и друг за другом, достаточно изучена; биологический смысл следования заключается в обеспечении сплоченности семьи и видовых групп. Механизм запечатления служит как бы связующим звеном между врожденным и приобретенным. Так, у видов, коим свойственно значительное запечатление, формы сыновнего и дочернего, а также социального и полового поведения детерминированы генетически, но направленность их зависит от опыта, получаемого с первых минут жизни — то есть приобретена. Запечатление происходит преимущественно на ранних этапах постнатального (послеродового) развития и возможно лишь в течение определенного, обычно короткого (сенсибельного, критического) периода. Процесс запечатления совершается весьма быстро, часто при первой же встрече с объектом запечатления, и без внешнего подкрепления. Результат запечатления обычно необратим. Запечатление обеспечивает животным:

1) охрану потомства — следование детей за родителями;

2) узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров;

3) узнавание признаков местности, и пр. 3. Мгновенное запоминание. У человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития функций психических. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Запечатление обнаруживает в процессе опредмечения важные черты потребностей:

1) первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;

2) быструю фиксацию потребности на первом удовлетворившем ее предмете.

Эксперименты по запечатлению

С запечатлением могут быть связаны визуальные ощущения, звук или запах. Они определяют, какого представителя биологического вида предпочтет конкретное животное. Кроме того, эффект запечатления усиливается, если животное в состоянии стресса.

Эта идея помогает в воспитании птиц (кондоров, орлов, гусей), у которых не было возможности научиться жизненно важным умениям у своих родителей. Так, птицы учатся летать за небольшим самолетом, как если бы он был их родителем, следуя за ним по традиционному пути миграции.

Воспитание птиц

Запечатление служит для узнавания родственников, создания связей внутри сообщества и выбора партнера. Животные должны сразу же узнавать родителя, который будет защищать и кормить их. Этот механизм обеспечивает прочные связи между потомством и родителями.

Неосознанное применение

Как мы уже выяснили, импринтинг для человека очень важен и играет огромную роль в становлении человека в ранние годы. А вот с запечатлением мы сталкиваемся постоянно. Наиболее знакомое и очевидное – это запечатление с любимым человеком.

Запечатление имеет и слабую сторону, которая называется впечатление. По сути, это тот же самый процесс, только он длится недолго. Память постепенно стирает следы от впечатления, и в конечном итоге мы перестаем думать о тех вещах или человеке, которые нас впечатлили. Впечатление не влияет на наше поведение или жизнь в целом.

Но рассмотрим ситуацию с запечатлением близкого и любимого человека подробнее. В отличие от импринтинга, который более связан с осознанием и инстинктом, запечатление близкого происходит и во взрослом состоянии. Этот процесс обусловлен не врожденными факторами, а ситуативными и даже социальными.

Рекомендуем: Интуиция — что это?

То есть этот процесс происходит случайно и довольно неожиданно. Очень возможно, что он будет даже странным. Порой мы встречаем свою «вторую половинку» при весьма необычных и удивительных событиях. Запечатление имеет свою силу, которая зависит от определенных обстоятельств:

Более сильному запечатлению способствуют бурные эмоции и моменты, связанные с волнением. Специалисты в различных отраслях стараются использовать это для заключения сделок с партнерами. В таком случае главное – произвести сильное впечатление, что в свою очередь обеспечивает весьма успешный ход бизнеса.

В межличностных отношениях впечатления тоже важны, поэтому девушки стараются красиво выглядеть, эффектно преподносят себя, парни же пытаются покрасоваться своими достижениями. Для создания более тесной связи запечатление – это важный шаг, и все, что мы делаем для его осуществления, диктуют инстинкты.

Второе обстоятельство, влияющее на силу запечатления, – это внимание. Неожиданный блеск глаз говорит о вспышке внимания

Вот этим человек уже может управлять и показывать свою симпатию. Либо можно наблюдать за партнером и по блеску его глаз, по тому, насколько часто они вспыхивают, определять его впечатлительность.

Рекомендуем: Нарушение памяти — гипермнезия

Впечатлительным людям следует с осторожностью и вниманием относиться к волнующим ситуациям. Зачастую именно такие люди отличаются повышенной влюбчивостью. Но с другой стороны, психологи расценивают влюбленность как самое приятное и полезное состояние

Но с другой стороны, психологи расценивают влюбленность как самое приятное и полезное состояние.

Механизмы запечатления

Существует теория, согласно которой в нервной системе имеется так называемый врождённый механизм высвобождения
. Чтобы привести его в действие, необходимы рецепторные раздражители (зрительные, обонятельные, тактильные или иные), индивидуальные для каждого вида животных и запрограммированные генетически . В монографии Г. Хорна приводятся результаты экспериментов по определению отдела мозга, который отвечает за запечатление. Животному вводили вещество, меченое радиоактивным изотопом и на радиографах отслеживали это вещество в РНК. Также существует и другой метод: в организм вводится 2-дезоксиглюкоза и по накоплению её в организме определяется активность.
Оба метода доказали, что медио-вентральный гиперстриатум — именно та область, которая отвечает за формирование запечатления.

Последствия импринтинга

Очень важно учитывать, что психика человека, если тот находится в сенсибильном состоянии, очень остро реагирует на любые раздражители. Любое действие или явление, происходящие в момент проявления импринтинга, фиксируется в подсознании как модель нормального поведения в обществе

Чтобы уберечь ребенка или человека, пережившего стресс, от неправильного восприятия мира, стоит окружить его лишь любящими и понимающими, знакомыми ему людьми. Если в такой момент оторвать малыша от его матери, в его психическом развитии произойдут серьезные нарушения. Впоследствии у человека может проявляться чрезмерная агрессия, он может замкнуться в себе, будут проблемы с социализацией, и он плохо будет контактировать с другими людьми.

Запечатление

В психологии импринтинг — это также процесс формирования идентификации. В такие моменты у ребенка формируются нормы поведения представителя определенного пола, поэтому специалисты рекомендуют, чтобы в первые шесть месяцев рядом с ребенком все время находился человек того же пола, что и малыш

Кроме того, очень важно, чтобы с трех лет у ребенка также было полноценное общение с родителем. Изменить эти шаблоны поведения человек сможет сам уже только после двадцати лет, и для этого потребуется серьезно работать над собой

А вот справиться с тяжелым случаем импринтинга – это уже работа специалиста.

Критический период

Иногда критический период называют еще сенситивным периодом. Это определенное время вскоре после рождения. У уток и гусей — 24–48 часов после того, как они вылупятся. У кошек — от 2 до 7 недель, у собак — 2–10 недель, а у приматов — 6–12 месяцев.

Запечатление — точка пересечения между инстинктами и обучением. Это больше, чем просто обучение. И тому есть разные подтверждения. Во-первых, запечатление происходит только в определенный, четко ограниченный промежуток времени, то есть в критический период; обучение после него уже идет иначе, с меньшей эффективностью. Во-вторых, это необратимый процесс, информация закрепляется навсегда. В-третьих, у каждого вида это происходит по-своему, но одинаково у всех животных данного вида, независимо от других различий между ними.

Обучение по фазам и стадиям

Термин «запечатление» можно использовать для разных видов обучения в конкретный период жизни, для каждого обучения есть свои критические периоды. Появляется все больше доказательств того, что существует критический период для освоения второго языка. Лучше и быстрее всего научиться бегло говорить на втором языке можно до пяти лет. А в отдельных (к счастью, редких) случаях, когда дети не сталкиваются с человеческим языком до периода половой зрелости, им уже практически никогда не удается нормально освоить синтаксис «родного языка». Ведутся споры вокруг идеи биологического «окна возможностей» для изучения второго языка. Некоторые считают, что критический период относится только к освоению произношения, другие относят к нему и освоение синтаксиса и развитие словарного запаса. Есть мнение, что существует критический период для развития способности и склонности к музыке и сочинительству. Кроме того, период полового созревания считается критическим для приобретения навыков общения и развития эмоционального интеллекта.

Поделиться ссылкой

Импринтная уязвимость в старшем возрасте

Давайте задумаемся, почему многие люди нашего просвещённого 21 века продолжают оставаться такими падкими на различные мистические теории и посулы, предлагающие им невиданные достижения, да ещё которые можно достигнуть без значительных затрат труда? Они руководствуются не разумом, а сформировавшимися убеждениями, не основанными на логике и доказательствах. Мы — жители не просто века информации — мы жители века дезинформации, эпохи пиара, преследующего часто отнюдь не поиски истины, а свои меркантильные цели. Немало людей людей нашего общества совершенно сбиты с толку этим потоком информации, где очень нелегко отличить истину от лжи, легко «ведутся» на внешне привлекательные модные теории, «высосанные из пальца», обещающие им рай уже здесь, на земле. В результате, многие люди легко зомбируются и бодро шагают за тем, кто громче трубит о своей панацее, вспомните, хотя бы рекламу чудодейственных лекарств.

Импринтинг как особый вид научения

Есть несколько видов впечатления, свойственных человеку:

  1. Оральный. Младенец воспринимает грудь матери не только как источник питания, но и зону безопасности. Возле материнской груди он чувствует себя комфортно и защищено и эта потребность заложена в нем изначально.
  2. Импринтинг как научение может быть территориально-эмоциональным. С самого рождения малыш осваивает окружающую среду и запечатлевает ее свойства. Он особым образом метит свое пространство, начиная с выбора любимого места, а затем и комнаты, дома, региона и т.д.
  3. Вербальный, заключающийся в запоминании звуков и символов. Что такое импринтинг в психологии легко понять на этом примере, ведь в дальнейшем ребенок использует полученную информацию для общения.
  4. Социальный или социополовой.

Конрад Лоренц

Самый знаменитый пример этого явления описал Конрад Лоренц (1907–1989), лауреат Нобелевской премии, важная фигура в области этологии (науки о поведении животных). Он обнаружил, что серые гуси, выведенные в инкубаторе, «фиксируют» в памяти впечатления о первых движущихся вещах, которые они увидели, особенно в первые 36 часов жизни. Он назвал это «импринтинг» (впечатывание), по-русски это называется запечатлением. Этот первый промежуток времени стали называть критическим периодом. У гусят запечатлелись сапоги Лоренца, так что гусята были готовы ходить за ним повсюду, как за матерью-гусыней. Есть множество милейших фотографий, где они идут за ним гуськом или даже где он плывет, а следом за ним — «его» выводок.

Конрад Лоренц

Лоренц обнаружил, что галчата, которые запечатлели его, делились с ним вкусными червячками (даже пытались запихнуть червяков ему в уши). Но в состоянии полового возбуждения птицы, слава богу, предпочитали общаться с себе подобными — с другими галками, что доказывает еще одно: некоторые виды поведения подвержены запечатлению менее других. В сознании утят запечатлевались даже неодушевленные предметы — например, красный воздушный шарик или картонная коробка.

Строго по-научному это явление называется «запечатление привязанности», когда новорожденное существо узнает своих родителей. Этот процесс начинается еще до рождения, когда плод отчетливо слышит родительские голоса. Суть в том, что запечатление является врожденным и инстинктивным, а не приобретенным. Оно имеет огромное значение для жизни и выживания. Но даже врожденное поведение может меняться с помощью обучения. Так, кошки «запрограммированы» природой на то, чтобы ловить мышей, но самому искусству охоты котята могут научиться только у матери. Также и певчие птицы от рождения умеют петь, но «свою песню» им еще нужно выучить, подражая сородичам.

В наше время запечатление считают гораздо более гибким и щадящим процессом, чем о нем думали вначале. Для того чтобы стать подходящей «матерью», то есть целью для этой социальной связи, живое существо (или предмет) должно как-то помогать или поддерживать новорожденного.