Психология заражения

Введение

Если исходить из того, что социальная психология, прежде всего, анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодействия людей. По каким законам складываются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура; наконец, какое место они занимают по всей сложной системе человеческих отношений ?

Одними из важных механизмов общения и взаимодействия людей являются процессы психического подражания и заражения.

Тему контрольной работы считаю актуальной, так как проблемы и механизмы человеческого взаимодействия неразрывно связаны как профессиональной, так и в общественной жизни индивида.

Цель контрольной работы – раскрыть тему Психическое заражение и подражание.

Задачи самостоятельной работы:

— Раскрыть сущность понятий психического заражения и подражания;

— Раскрыть значение заражения и подражания для общественной и социальной жизни;

— Привести примеры проявления психического заражения и подражания в общественной и личной жизни человека.

Предотвращение паники

Реагирование людей на различные катастрофы, аварийные ситуации, как и в давние времена, очень часто заканчивается паникой. Поэтому так важен ответ на вопрос: как предупредить и остановить панику, если она уже началась?

Один из главных предупредительных методов — это организация эффективного руководства с одновременным формированием доверия к этому руководства. Не менее важным для предотвращения паники является знание членами группы своих функциональных обязанностей, обстоятельств, причин сложившейся возможность получения достоверной информации о них. Отсутствие информации всегда порождает неуверенность, а при таких условиях панику отвлечь труднее.

Знание динамики паники дает возможность выработать рекомендации и приемы, направленные на ее остановки, предупреждение.

Динамика паники выглядит следующим образом.

Во-первых, для возникновения паники необходимо стимул (крик «Пожар» подкрепляется запахом дыма).

Во-вторых, паника начинается с реакций отдельных индивидов, составляющих толпу. Это, как правило, тревожные люди, неупорядоченные движения которых активизируют чувство страха, отчаяния. Далее паническое состояние под влиянием заражения охватывает все большее количество людей. Затем все начинается паническое движение без обдуманного плана и прогнозирования последствий.

Кульминация наступает в момент психического перенапряжения у людей. Переломный момент сопровождается криками погибающих в давке или паническом бегстве. Толпа редеет и постепенно наступает покой.

На первом этапе, когда паника только начинается, ее может остановить только громкое и властное убеждение. На втором — спланированные и уверенные приказы тех личностей, которые не поддались панике. На третьем — применение сверхсильного раздражителя, который выводит людей из состояния шока или потрясения. Так, в армейской практике применяется предупредительный выстрел, в кинотеатре это может быть громкий, переданный через мегафон приказ о прекращении паники со следующими указаниями, куда и каким образом двигаться к выходу. Известны случаи, когда в театрах во время пожара вся труппа выходила на сцену и выполняла национальный гимн или хорошо известную хоровую песню

В этой ситуации люди хоть на миг, но останавливаются, переключая все внимание на сцену. Этого бывает достаточно для того, чтобы установить с ними контакт и организовать эвакуацию

Скажем, подается команда: «Стоять на месте!», «Ложись!», «Все назад!» И др. первый, кто выполняет команду, становится образцом для подражания.

Таким образом, паника является важным социально психологическим феноменом, исследование которого позволяет объяснить некоторые процессы, происходящие в социальных группах или обществе в особые периоды их жизнедеятельности.

««« Назад  Начало  Вперед »»»

Психологическое заражение это особый механизм. Механизм заражения

Заражение принадлежит к особому способу психологического воздействия на личность в процессе общения и взаимодействия, которое осуществляется не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу человека. Оно является одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности и характеризуется стихийностью, поскольку возникает прежде всего в ситуациях значительного скопления людей — на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д. Источники заражения своими корнями уходят в седую старину, а его проявления чрезвычайно многочисленные: это и заразительно ритуальные танцы, посвящения, и массовые психозы, которые охватывают большое количество людей, и спортивный азарт или религиозный экстаз и др. По условиям психического заражения процесс передачи эмоционального состояния от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном уровне.

В психологии заражение характеризуется как неосознаваемая, непроизвольная склонность человека к определенным психических состояний. В социальной психологии заражения — это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта. Заражение осуществляется через передачу психического настроения, наделенного большим эмоциональным зарядом.

Психологическое заражение это особый механизм. Механизм заражения

Заражение принадлежит к особому способу психологического воздействия на личность в процессе общения и взаимодействия, которое осуществляется не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу человека. Оно является одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности и характеризуется стихийностью, поскольку возникает прежде всего в ситуациях значительного скопления людей — на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д. Источники заражения своими корнями уходят в седую старину, а его проявления чрезвычайно многочисленные: это и заразительно ритуальные танцы, посвящения, и массовые психозы, которые охватывают большое количество людей, и спортивный азарт или религиозный экстаз и др. По условиям психического заражения процесс передачи эмоционального состояния от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном уровне.

В психологии заражение характеризуется как неосознаваемая, непроизвольная склонность человека к определенным психических состояний. В социальной психологии заражения — это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта. Заражение осуществляется через передачу психического настроения, наделенного большим эмоциональным зарядом.

Одновременно значимой является и психологическая готовность реципиента к эмоциональному реагированию на соответствующее влияние. Сильным катализатором эмоционального возбуждения является взрывные формы проявления эмоций, порожденные позитивным или негативным эмоциональным состоянием людей, в частности заразительный смех, плач и др. Исследования природы психического заражения указывает на факт наличия коммуникативного контакта индивидов, которые взаимодействуют, как основного катализатора этого феномена. Т.е

непосредственный коммуникативный связь является важной особенностью заражения, а сила нарастания напряженности, что образует психический фон заражения, находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени эмоционального напряжения коммуникатора. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий за счет того, что они будто отражаются от многих других индивидов

Наличие цепной реакции заражения наблюдается в больших открытых аудиториях, в неорганизованный сообществу, в толпе. Конструктивная действие заражения проявляется в еще большем укреплении групповой сплоченности, а также используется как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы. Основной характеристикой внушение считают существенное снижение критичности человека к информации, которая к нему поступает, отсутствие у индивида стремление проверить ее достоверность, неограниченное доверие к ее источникам. Итак, внушение или сугестия (от лат. Suggestio), — это процесс влияния на психическую сферу человека, связанного со снижением сознательности и критичности в восприятия и реализации внешней информации, с отсутствием желания его понять, проанализировать и оценить, с доверием к источники информации. Как видим, содержание влияния направляется не на логику индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а на его готовность получить распоряжение, приказ, совет и действовать в нужном направлении. При этом, конечно, большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которую направлен такого ролла влияние: ее способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, иметь твердые убеждения, его пол, возраст, эмоциональное состояние, степень навеивания т.д. Различают прямое и косвенное, умышленное и неумышленное внушение. Прямое внушение предусматривает призыв к определенной действия, который передается сугестором как приказ, указание, распоряжение, запрет. В условиях косвенного внушения содержание информации коммуникатором подается в скрытом, замаскированные виде.

Как управлять толпой

Психология заражения

Управление толпой – сложный и непредсказуемый процесс. Если это организованная пассивная масса народа, выполняющая действия по алгоритму, контролировать ее несложно. Если же столпотворение образовалось стихийно и обладает агрессивным или паническим характером, остановить его практически невозможно.

Как и любой психологический феномен, психология толпы используется для достижения личных интересов зачинщиками. Среди таких интересов могут быть:

  • внушение собственного мнения;
  • продажа товаров или сбор денег;
  • нападение на людей;
  • разрушения и вандализм;
  • призыв к действию.

Изучение видов толпы в психологии позволило ученым выделить некоторые особенности, которые дают инструменты управления большой публикой.

  1. Демонстрация силы и власти. Потерявшись в толпе, человек инстинктивно начинает поиск сильного участника. Бесструктурное, стихийное собрание людей имеет довольно примитивный характер, поэтому показательное применение силы и власти помогает наладить управление группой людей.
  2. Экспрессивность выступления. Люди, случайно попавшие в массовое скопление, ищут объект внимания, лидера, которому можно доверять. Часто им становится экспрессивный индивидуум, громко декларирующий свое мнение и ярко выражающий эмоции.
  3. Информативные выступления. Возбужденная публика требует действий, а не красноречивых высказываний, которые не несут смысла. При помощи правильно подобранных лозунгов настроение толпы можно корректировать и направлять в нужное русло.

При выборе лидера, который способен усмирить толпу, важно учитывать его ораторские навыки. Чаще всего именно верно сказанные слова помогают справиться с напряжением в толпе.

Внушение – одна из форм воздействия

Одной из часто наблюдаемых форм психического заражения является внушение, или суггестия – от греческого слова «suggestio» (внушение, намек, добавление). Вернее, даже не формой, а предпосылкой развития психического заражения.

Суггестия определяется как психическое влияние на индивида, сопровождаемое подавлением его уровня развития: критичности к источниками информации, способности к анализу и сознательной деятельности.

Суть данного воздействия в том, что влияние направлено именно на его готовность к тем или иным действиям, факторам поведения, при одновременном подавлении логики и мыслительных способностей. Иными словами, суггестия – одна из сильных форм воздействия, наряду с гипнозом и зомбированием. От психического заражения суггестия отличается именно тем, что источник внушения находится на ступень выше внушаемого, тем самым контролируя ситуацию в отношениях. Что в конечном итоге часто становится одной из первопричин психического заражения.

Итог внушения первостепенно зависит от обеих сторон воздействия: суггестора (источника) и суггеренда (получателя). Их уровень развития, а также способность строить отношения напрямую влияют на результирующий эффект суггестии, как способа психологического заражения.

Заражение в рекламе. Заражение

Психическое заражение многие психологи определяют как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим воздействиям. Оно проявляется не через осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через прямую передачу определенного эмоционального состояния. Здесь индивид не испытывает преднамеренного давления, а бессознательно усваивает образцы поведения других людей, подчиняясь им.

Механизм заражения наиболее часто проявляется в условиях случайных, незапланированных покупок и очередей. Здесь реклама распространяется и действует мгновенно. Однако роль заражения в рекламной деятельности изучена недостаточно, его часто отождествляют с подражанием.

Г. Лебон, анализируя такой психический механизм социального влияния, как заражение, писал о том, что психическое заражение, или, как он называл его, «психическая зараза», наиболее характерен для толпы и способствует образованию у нее специальных свойств.

«Зараза представляет собой такое явление, — пишет Г. Лебон, — которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений… В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному.

Механизм психического заражения (пример Г. Лебона)

Г. Лебон описывает случай, который он интерпретирует как пример механизма психического заражения. Один корабль искал другой, с которым он был разъединен бурей. Матросы внимательно всматривались вдаль. Дело было днем, и ярко светило солнце, Вдруг часовой заметил покинутое судно и громко оповестил команду. Все матросы и офицеры посмотрели в одну и ту же сторону же сторону и ясно увидели плот, нагруженный людьми и прикрепленный буксиром к лодкам, на которых были установлены сигналы бедствия, Капитан судна направил помощь погибающим.

Приближаясь к месту катастрофы, офицеры и матросы ясно видели людей, притягивающих, к ним руки, и слышали шум большого количества голосов. Когда лодки, наконец, подошли к этому месту, то оказалось, что там ничего не было, кроме нескольких ветвей с листьями, унесенными ветром с соседнего берега. Таким образом, это была лишь коллективная галлюцинация. Поскольку свидетельств этому случаю было множество, Г. Лебон рассматривал этот случай как реальный и попытался описать механизм такой «психической заразы». Он пишет: «На этом примере мы можем ясно проследить механизм образования коллективной галлюцинации. С одной стороны, мы имеем толпу в состоянии выжидательного внимания, с другой — внушение, сделанное часовым, увидевшим покинутое судно в море; это внушение уже путем заразы распространилось на всех присутствующих, как офицеров, так и матросов» (Лебон Г., 1998. С. 23).

Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и поэтому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы» (Лебон Г., 1998.).

На практике феномен психического заражения как метод рекламного воздействия проявляется при проведении массовых мероприятий и особенно эффективен в молодежной среде. Например, во время разнообразных рок-концертов для усиления эффекта заражения используются специфические технические устройства (стробоскопы, ревербераторы, распылители дыма и пр.). Такое воздействие вместе с большими физическими нагрузками обеспечивает увеличение количества потребляемой жидкости, тонизирующих напитков, вина, слабоалкогольных напитков и пр. Подросток в этом случае часто делает покупку и потому, что чувствует жажду, и потому, что видит, как это делают окружающие. На дискотеках продаются диски, сувениры, майки, открытки и прочие атрибуты «участника тусовки», принадлежащего к определенной категории поклонников того или иною музыкального направления. Да и само «общение» в кругу своих единомышленников представляет собой некое совместно переживаемое эмоциональное состояние, которое проводится не просто как музыкальный концерт, а как интерактивное «дискотечное шоу», за которое организаторы получают немалые деньги.

Классификация видов паники

Существуют классификации паники по различным критериям.

По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую виды паники в психологии. В случае групповой и массовой паники охваченное ею количество людей разное: групповая — от двух-трех до нескольких десятков и сотен человек (если они разрозненные), а массовая — тысячи и более человек. К тому же массовой следует считать панику, когда в ограниченном замкнутом пространстве (корабль, дом и т.п.) ею охвачено большинство людей, независимо от их общего количества.

По глубине охвата можно говорить о легкой, средней и полной панике.

Легкая паника констатируется тогда, когда задерживается транспорт, при неожиданном сильном сигнале и тому подобное. При этом человек сохраняет почти полное самообладание, критичность. Внешне это проявляется в недоумении, беспокойстве, напряженности мышц и т.

Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, ростом страха, податливостью внешним воздействиям (например, скупка товаров в магазинах при существовании слухов о повышении цен, при небольших транспортных авариях, различных стихийных бедствиях).

Полная паника — паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся недееспособностью и возникает при ощущении большой смертельной опасности. В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль за своим поведением — может бежать в неизвестном направлении, осуществлять различные хаотические действия, поступки, которые исключают критическую их оценку, рациональность и этичность (классическим примером является паника на кораблях «Титаник» и «Адмирал Нахимов», в последнем случае скорость событий не позволила развернуться панике полной мере, а также во время войн, землетрясений, ураганов, пожаров и т.п.).

По продолжительности выделяют следующие виды паники: кратковременную — от нескольких секунд до нескольких минут (паника в автобусе, потерял управление), достаточно длительную — от десяти минут до нескольких дней (землетрясение), пролонгированную — от нескольких дней до нескольких недель (паника во время блокады Ленинграда, после аварии на ЧАЭС). В.О. Моляко вводит понятие «непрерывная паника», которое характеризовало положение дел после аварии на ЧАЭС.

Люди, которые были охвачены паникой, проявляли такие особенности поведения:

  1. Неадекватную оценку ситуации, преувеличения опасности, стремление спастись бегством;
  2. Повышенную суетливость, хаотизм поведения, или его заторможенность;
  3. Снижение дисциплины, работоспособности;
  4. Поиск успокаивающих средств (лекарств, алкоголя)
  5. Стремление получить информацию, повышенный интерес ко всем сообщениям, слухам, новостям.

Заражение в рекламе. Роль внушения, заражения и подражания в рекламе

Для рекламы важно избегать навязчивости и создавать видимость самостоятельного выбора человека. Такого рода воздействие, когда человек находится в неведении в истинных мотивах коммуниканта и считает себя ответственным за его результат — называется манипуляцией

Многочисленные приемы и методы такого рода базируется на социально-психологических механизмах внушения, заражения и подражания. Они являются важной составной частью формирования новых и актуализации потенциальных потребностей.

Внушение

Внушение в рекламе осуществляется разными путями. Одним из популярных приемов внушения является тестемониум. В рекламном сообщении, основанном на нем, используется авторитет известных личностей. Выбор посредника, через которого осуществляется внушение, зависит от его популярности в целевой аудитории обращения . Это может быть актер, певец, спортсмен, политик или любой другой публичный человек. Примеров, такой рекламы очень много: Одежда «Savage» ассоциируется определенной аудиторией с Ксенией Собчак, Лариса Долина — со средствами для похудения, Мария Шукшина — с рекламой средства для мытья посуды «AOS», Юлия Меньшова — с рекламой крема «Черный жемчуг», актриса Мирошниченко — рекламировала кальций триникомед, Яковлева — стиральный порошок «Лоск», популярный певец Дима Билан — джинсы «Gloria jeans» и т.п.

Однако, тестемониум не всегда продуктивен

Как уже отмечалось, согласно законам восприятия важно, чтобы товар был фигурой на нейтральном фоне

Образ знаменитости сам фокусирует внимание зрителей и может отвлечь внимание от предлагаемого товара. Специалист в области рекламы Дэвид Огилви на этот счет заметил следующее: «Знаменитость запомнят, товар забудут»

Товар запомнят, если знаменитость имеет отношение к товару — объекту рекламы. Полагаем, что логичнее, когда известные музыканты рекламируют музыкальные инструменты, спортсмены — спортивный инвентарь. И тогда результат не заставит себя ждать. Так, выручка от продажи спортивных товаров Nike с атрибутикой Майкла Джордана составила $2,6 миллиардов долларов .

Оправданы и введенные в рекламу свидетельства экспертов, то есть тех, кто знает в продукции толк. Так, ввод образа врача в рекламу сигарет, может способствовать не запрету курить, а продаже сигарет. В 40 гг. XX века был популярен рекламный плакат, где улыбающийся врач протягивал пачку «Lucky». Надпись на плакате сообщала: «20 679 * врачей утверждают: от «Lucky» не так першит в горле». Звездочка означала, что этих врачей пересчитала самая настоящая фирма, специализирующаяся на статистике . Иногда даже нет нужды помещать в рекламу человека в белом халате. Необходимо, лишь сформировать правильную ассоциацию. Так, в рекламе кофе без кофеина марки «Банка» участвовал актер, много лет снимавшийся в роли доктора Маркуса Уэлби. Рекламисты его наняли неслучайно, они понимали, что для аудитории он является самым настоящим доктором. Расчет оправдал ожидания — продажи кофе марки «Банка» росли, и ролик не снимали с экрана в течение нескольких лет . Механизм внушения настолько силен, что даже знание о том, что в рекламе задействованы актеры, играющие роли, а вовсе не настоящие пациенты, люди с проблемами, не блокирует его действия.

Причины паники

Причины, которые способствуют возникновению или усилению паники, достаточно разнообразны, и несмотря на это, их можно объединить в три группы — физиологические, психологические и социально-психологические.

К первой группе относятся явления, которые вызывают возникновение условий для паники, физически ослабляют людей. Это, в частности, усталость и депрессия, голод и опьянение, длительная бессонница или психическое потрясение. Каждая из упомянутых причин серьезно ослабляет способность человека быстро и правильно оценивать ситуацию, возникающую внезапно.

Ко второй группе относят такие психологические явления, как сильное удивление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, осознание бессилия перед опасностью.

К третьей группе относятся отсутствие групповой солидарности, потеря доверия к руководству, дефицит или избыток информации, увеличивающий напряжение. Это также ведет к уменьшению возможностей рациональной и правильной оценки ситуации.

Психическое заражение в толпе.

По утверждению социальных психологов управлять толпой проще, чем одним человеком. Все дело в лидере, который может настроить толпу на нужные действия. Обычно это самые активные люди из той же толпы. Но история знает немало примеров внедрения в толпу провокаторов с лидерскими качествами.

Психология зараженияТермин «Психическое Заражение существует». 1, 5% активистов толпы могут ее «Раскачать» и довести до исступления. Главная задача вожака — воздействовать на чувства, а не на разум толпы. Давно замечено, что люди, охваченные эмоциональным порывом, совершают несвойственные им в обычном состоянии вещи. Этот эффект усиливается, если окружение поступает также. Эффект толпы — заразителен и заразен, в толпе у человека теряется критическое отношение к происходящему, а внушаемость возрастает. Чем проще и нелепее выдвигаются лозунги, чем чаще они повторяются, тем отзывчивей и доверчивей к ним толпа. Внушаемая идея истиной становится.

Толпа не терпит дискуссий, возражений, они вызывают в ней раздражение и агрессию. Толпе не важны причины какой-либо проблемы и пути ее устранения

Для толпы важно найти «Стрелочника», который во всем виноват. После этого, вызвать у толпы неприязнь и гнев не требуется больших усилий

В толпе все уравниваются, человеческое в людях нивелируется, и толпа становится однородной, агрессивной и легко управляемой. Сценарий действий и психология толпы не изменилась за тысячелетия. Люди не извлекают опыт из истории.

Но, чем объяснить тогда потребность человека оказаться в толпе? Согласно утверждению Эриха фромма, люди, являясь существами общественными, очень часто чувствуют себя вне общества одинокими, нахождение в толпе дает им чувство уверенности и защищенности.

Попадая в толпу и ощущая себя частью целого организма, люди взамен теряют свою индивидуальность. Это та жертва, которую они приносят на алтарь явления под названием «Толпа». Человек становится «как все» и поступает «как все», часто не осознавая этого. Когда задержанным во время массовых выступлений людям показывали оперативные записи их действий, они очень часто не могли объяснить свои поступки.

Еще один эффект толпы — это необъяснимое увеличение физической силы человека. Например, как известно из следственной хроники, человек совершает невероятные «Подвиги»: может перевернуть тяжелую машину, подвернувшуюся скамейку или вырвать с корнем дерево.

Такой же эффект и у животных наблюдается. Мигрирующее стадо газелей никогда не свернет с пути, даже если на этом пути окажется львиный прайд. Более того, львы не сделают никаких попыток напасть на стадо, а будут смирно пережидать. Движущийся поток легко может захлестнуть, а это неминуемая смерть. Противодействовать толпе — это верный конец.

Убеждение в психологии. Анализ определений понятия убеждения в психологии

Понятию убеждение в социальной психологии дают следующие определения:

1. Убеждение — это система мировоззренческих знаний человека, прошедших через его ум, чувство и волю .

2. Убеждение — это совокупность разносторонних влияний на личность с целью воспитания у нее общественно необходимых качеств .

3. Убеждение — это побуждение человека к определенной деятельности . Убеждать — это значит побуждать людей словом, делом, своим примером и целенаправленном организацией социальной сферы .

4. Убеждение — личностное образование, представляющее отношение человека к действительности и характеризующееся единством когнитивного и потребностно-личностного компонентов . Качества убеждения зависят от способа усвоения определённых знаний, мнений оценок.

5

Убеждение — это воздействие на сознание, чувства, волю людей посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения, взгляда, поступка либо их недопустимости с целью заставить слушающего изменить существующие взгляды, установки, позиции, отношения и оценки либо разделить мысли или представления говорящего

Убеждение — основной, наиболее универсальный метод руководства и воспитания . Механизм убеждения основан на активизации умственной деятельности человека, на обращении к рациональной стороне сознания. Предполагается, что убеждаемый должен осуществить сознательный выбор путей и средств достижения цели, т.е

чтобы убедить, надо привлечь внимание объекта воздействия, изложить и разъяснить новую информацию, привести впечатляющие аргументы

Убедить кого-либо в чем-либо — значит добиться такого состояния, когда убеждаемый, вследствие логических рассуждений и умозаключений, согласится с определенной точкой зрения и будет готов защищать ее или действовать в соответствии с ней .

Основными средствами убеждения выступают графический знак, образ, тембр речи, жест, мимика, эмоционально-волевые состояния, ритм речи и действий, свет и цвет наглядного средства, результаты труда, статус и авторитет убеждающего. Следует добавить, что не все люди в равной степени обладают готовностью принять точку зрения воздействующего лица. Чаще всего воспринимается лишь та информация, которая согласуется с имеющимися установками .

В данном случае понятие, которое мы будем рассматривать в данной работе наиболее полно отражено в пятом определении, его дополняют третье и четвёртое определение. При этом понимаем, конечно, диалектическую взаимосвязь и единство всех названных сторон убеждения.

Основные характерные признаки психического заражения

Суммируя вышесказанное и другие установленные многочисленные факты, можно сказать, что механизму психического заражения характерны такие составляющие как:

  • Наличие прямой зависимости степени влияния от качества и количества катализатора действия.
  • Наличие эффекта цепной реакции процесса и взаимного усиления (нарастания) его величины. Пример – заражение энтузиазмом в какой-либо сфере деятельности.
  • Многогранность проявления процесса психического заражения.
  • Зависимость глубины психического заражения от уровня развития отдельной личности и общества в целом.

Хочется отметить последний пункт. Наблюдается следующая закономерность – чем выше уровень развития общества и личности в частности, тем труднее они поддаются воздействиям в виде психического заражения и внушения. Иными словами, их интеллект ставит под вопрос все поведенческие факторы, исходящие и навязываемые из вне.