Научная и житейская психология, их сравнительны анализ

Практика и не только

В результате исследований житейской и научной психологии появилась потребность в новом направлении, которое именуется как практическая психология

Основная сложность научного знания заключается в том, что оно может быть не востребовано долгое время, ведь теоретики часто изучают то, что может быть неинтересно и неважно в обычной жизни

Практическая же психология отталкивается от «социального заказа», она опирается на то, что сейчас интересует людей, работников. Вот сфера ее интересов:

  • Она исследует, как группы людей влияют на отдельно взятую личность. И наоборот, как некоторые личности могут повлиять на сложившуюся группу людей.
  • Исследует общение между людьми и группами людей.
  • Она изучает индивидуальные проявления человека, его уникальность и неповторимость. То , чем конкретно этот человек будет отличаться от остальных.
  • Исследование того, как можно помочь конкретным людям с конкретными проблемами, опираясь на исследования научной психологии.
  • Практическая психология дает понимание того, что, несмотря на обобщения, каждый человек уникален, каждый несет в себе что-то неповторимое. Поэтому опыт, применяемый одним практиком, не всегда может «сработать» у другого.
  • В данном направлении важна личность исследователя, психолога, его опыт, методы и формы взаимодействия с клиентами. У каждого практика будет свой подход, взаимоотношение и коммуникация с клиентом.

Практическую психологию можно считать достаточно новым направлением, которое объединяет в себе различные системы знаний. Здесь и конкретная характеристика человека, присущая житейской психологии, и исследование через эксперимент, как в научной психологии, но при этом данное направление создает что-то свое.

Само по себе сравнение житейской и научной психологии – процесс бессмысленный, но важно понимать, что ни один житейский психолог не сможет помочь вам разобраться в вашей проблеме. И практикующий специалист, находящийся в научном русле, также не сможет помочь кому-то, если он будет оторванным от жизни

Важно, чтобы существовала синергия, синтез научных знаний и житейской психологии с ее мудростью.

Задачи, методы и предмет психологии.

Психология — это область знаний о внутреннем психическом мире человека.

Предметом психологии являются факты психической жизни человека и формирование психологических особенностей его личности, как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

8 стр., 3813 слов

Психология рекламной деятельности 2

… деятельность как явление экономики, психологии и культуры. Системный подход и психология рекламной деятельности. Социальная ориентированность человека как психологический фактор рекламной деятельности … соответствует определенный психический процесс. А … – к какой группе мотивов относится? а … психологии рекламы; — основные психологические подходы в психологии рекламной деятельности; — основные методы …

Психика — это особое свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а на уровне человека необходима для управления своим поведением.

А. Г. Маклаков выделяет три функции психики по адаптационному критерию взаимодействия организма с окружающей действительностью:

— отражение окружающей действительности;

— обеспечение целостности организма;

— регуляция поведения.

Отражение (реагирование) — это результат взаимодействия чего-то с чем-то.

Развитие психики стоит в прямой зависимости от способности организма отражать те или иные части / условия / факторы среды.

Задачи психологии, как науки, заключаются в изучении основных законов психической жизни: психических процессов и состояний, свойств деятельности личности.

Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции.

Конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности человека. Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Психические состояния — это целостное проявление личности, характеризующиеся тем или иным уровнем её активности.

Психические состояние всегда причинно обусловлены, носят временный характер и служат фоном, на котором протекает практическая и психическая жизнь человека. Психические состояния, закрепляясь, могут переходить в устойчивые черты личности. Влияние внешних воздействий на поведение человека зависит от его психических состояний. К психическим состояниям относятся: подъем, воодушевление, бодрость, уверенность, решительность, тоска, печаль и др. По доминирующему влиянию на деятельность психических состояний можно разбить на две группы: положительные (готовность к активным действиям, собранность и т. д.); отрицательные (боязнь, сомнения, раздраженность и т. д.).

11 стр., 5442 слов

9. Сдвиг к риску в группе — эксперименты Джеймса Стонера

… – поиск путей, каким образом можно заставить людей изменить мнение. Метод доказательства. Эксперимент состоял в том, что студенты нескольких групп, считая, что они принимают участие … сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это …

Психические состояния в данное время и в данных конкретных обстоятельствах, определяются не только этими обстоятельствами, но и прошлым опытом человека, всей практикой жизни, свойствами личности, сформированными до этого моральными и физическими качествами. Психические состояния вызываются значимыми для личности или же слабыми, но длительно действующими воздействиями.

Психические свойства — это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития (темперамент, характер, способности и пр.).

Психическая деятельность содержит в себе три взаимосвязанные стороны: познавательная, эмоциональная и волевая (хочу, могу, надо).

Житейская психология: что это

Это знания, которые накапливаются, используются в жизни. Житейская психология включает в себя чьи-то рассуждения, наблюдения, умозаключения относительно конкретной ситуации. Например, дети отлично умеют манипулировать родителями, но они не знают, как делать это со всеми людьми.

Житейские психологические знания отличаются следующим:

  • всегда конкретны;
  • интуитивны;
  • привязаны к определенным условиям, ситуациям, участникам.

Обычно этот тип называют мудростью.

Особенности житейской психологии, что ее характеризует:

  • выводы часто бывают иррациональными;
  • чаще всего возникает ошибочное обобщение;
  • суждения основаны на страхах, личных переживаниях;
  • суждения подвержены настроениям, моде, слухам;
  • житейские знания основаны на случайных ситуациях, размышлениях;
  • культурный уровень житейской психологии низкий, она приземленная, часто смешана с суевериями.

Еще одна специфическая характеристика житейской психологии в том, что люди подают свои “открытия” уверенно. Называют себя психологами, учителями, наставниками. Блогеры, инстаграмеры – самый яркий пример житейской психологии. Они уверены в своей правоте, нахватаются верхушек по дисциплине или придут к каким-то умозаключениям на основе личного опыта, а потом выдают это за истину в последней инстанции. Они дают готовые схемы и советы, которые помогают далеко не всем. Так что в следующий раз, когда наткнетесь на что-то подобное, рекомендую быть очень внимательным и не верить всему, что говорит «прирожденный психолог» или психолог-любитель. Яркость, новизна, приближенность к мнению большинства еще не говорит о том, что информация верна.