Значение слова психология. что такое психология?

Комментарии основных понятий

Психология — наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика — свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые. Психические свойства — наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека

К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности

Психические свойства — наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния — определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.

схема1. Соотношение житейской и научной психологии

Контрольные задания

Тест

1. Предмет изучения психологии:

а) психические процессы;

б) психические расстройства;

в) психические состояния;

г) психика.

2. Выделить психические свойства:

а) ощущение, внимание;

б) память, темперамент;

в) способности, характер.

3. Время возникновения психологии как науки:

а) до нашей эры;

б) XVI век;

в) XIX век.

4. Определить отрасль психологии, которая изучает болезненные расстройства психики:

а) парапсихология;

б) патопсихология;

в) возрастная психология.

5. Открытие рефлекса принадлежит:

а) И.П. Павлов;

б) Декарт;

в) М.Прохазка.

6. Сложные, врожденные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности:

а) инстинкт;

б) навык;

в) интеллектуальное поведение.

7. Определить соответствие между понятиями психический процесс, психическое состояние, психическое свойство:

а) способности;

б) воображение;

в) стресс;

г) метод.

8. Установите правильную последовательность.

Иерархия — уровни основных форм отражения

  1. Физическое …
  2. Психическое …
  3. Физиологическое …

9. Установите соответствия

Формы проявления психики

Проявление форм психики

1. процессы

2. состояния

3. свойства личности

  1. ощущение
  2. устойчивый интерес
  3. творческий подъем
  4. память
  5. восприятие
  6. убежденность
  7. сомнение
  8. направленность
  1. мышление
  2. темперамент
  3. воображение
  4. характер
  5. речь
  6. апатия
  7. способность
  8. угнетенность

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Экстравертный тип.

Известно, что каждый человек ориентируется по тем данным, которые ему передает внешний мир. Однако это может происходить различными способами. Например, тот факт, что на дворе холодно, одному дает повод тот час же надеть пальто, другой же, имея намерение закалятся, находит этот факт излишним. Первый в этом случае ориентируется по данным внешних факторов, а другой сохраняет свое особое воззрение, которое воздвигается между ним и объективно данным. Если человек мыслит, чувствует и действует, одним словом живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен.

Приложение 1. Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков её зарождения

Бехтерев Владимир Михайлович (1857−1927) — выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог. Основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию (1885), затем Психоневрологический институт (1908) — первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественно-научную теорию поведения, научную рефлексологию.

Блонский Навел Петрович (1884—1941) — выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению личности, сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти.

Выготский Лев Семенович (1896—1934) — выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы психологической российской науки.

Запорожец Александр Владимирович (1905—1981) — видный российский психолог. Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий.

Корнилов Константин Николаевич (1879—1957) — известный российский психолог. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологи воли и характера.

Ланге Николай Николаевич (1858—1921) — один из основателей экспериментальной психологии в России. Работал над проблемами психических познавательных процессов и их физиологическими основами.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — выдающийся отечественный психолог. Вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией разрабатывал культурно-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением в отечественной и мировой психологической науке.

Лурия Александр Романович (1902—1977) — выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране

Основное внимание уделял экспериментальному исследованию проблем локализации высших психических функций. Нечаев Александр Петрович (1870—1948) — один из основателей экспериментальной психологии в дореволюционной России

Исследовал память и индивидуальные различия людей.

Павлов Иван Петрович (1849—1936) — великий русский физиолог, основатель учения о высшей нервной деятельности человека.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960) — выдающийся отечественный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в психологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода.

Сеченов Иван Михайлович (1829—1905) — великий русский физиолог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения.

Задачи и значение психологии.

В психологии выделяются следующие задачи:

1. Открытие и изучение законов психической деятельности человека.

Изучение законов психической деятельности необходимо для того, чтобы использовать их на практике при организации различных видов учебной, трудовой, творческой деятельности человека. Законы психологии показывают, как происходит отражение объективного мира в мозгу человека, как человек познает окружающий мир, как с возрастом развивается психическая деятельность, и формируются психические свойства человека.

2. Исследование зависимости психических явлений от условий жизни и деятельности человека.

Психология объясняет, как складывается под влиянием разных условий личность человека.

3. Открывать сущность психических явлений.

Знания психологии учащихся, психологии их обучения и воспитания составляет основу всех методик и педагогики. Без знания психологических основ развития детей нельзя правильно построить процесс воспитания и обучения. Можно ли воспитывать волю, характер, развивать способности человека, не зная, что такое воля, характер, способности и как они развиваются.

4.Открывать и изучать новые психические факты и закономерности.

Психологию можно рассматривать как науку и как учебный предмет. Психология как наука имеет задачу изучения и научное объяснение психических явлений. Психология как учебный предмет в педагогических учебных заведениях имеет цель — познакомить будущих учителей и воспитателей с основными положениями научной психологии, с тем, чтобы психологически обосновывать важные положения педагогики и методики обучения и воспитания. Научиться разбираться в собственной психической жизни и психической жизни детей разного возраста. Научиться организовывать работу по самовоспитанию, целенаправленно руководить поведением и деятельностью детей.

Таким образом, психология изучает закономерности психической деятельности для того, чтобы правильно понимать человека и умело воздействовать на него.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

  1. анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;
  2. исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

Значение психологии в жизни человека

Значение слова психология. что такое психология?Значение слова психология. что такое психология?

Развитие государственности, вхождение Украины в европейское и мировое экономическое, культурное, коммуникативный пространства обусловливают новый этап в развитии отечественной системы образования.

Современное образование, педагогика пытаются ответить на «вопрос жизни», которое века назад поставил известный отечественный ученый, педагог Н. Пирогов.

Этот вопрос заключается в том, какой должна быть современная человек, какие знания, а отсюда и образование, ей нужны: общечеловеческие или специальные, нам нужно готовить детей к тому, чтобы «быть человеком» или нам нужны только «купцы, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди «.

Для демократического и гармоничного общества не все равно, каким будет специалист с высшим образованием: только высококвалифицированным ремесленником или кроме профессиональной подготовленности, он еще и станет высококультурной, духовной личностью — станет интеллигентом. Каждого человека следует рассматривать не просто как носителя определенной суммы знаний, а как личность, гражданина государства с присущими ему ценностями, нравственностью, интересами. Поэтому таким важным для Украины является вопрос гуманизации образования.

При таком подходе большое значение имеет психолого-педагогическая подготовка студентов. Высокий уровень психологической и педагогической культуры необходимы человеку как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Знание психики других, приобретенные человеком с личного и социального опыта, важные и могут способствовать успешному ориентированию в социальной среде. Однако эти знания систематизированы, неглубокие и недостаточны.

Следствием недостаточного знания себя и других является значительный рост в мире и в нашей стране количества сердечных и невротических заболеваний, конфликтов (бытовых, связанных с профессиональной деятельностью, политических и др.

), большое количество семейных разводов, рост числа самоубийств и др..

Психологическая культура личности (как элемент общей культуры) — совокупность психологических способностей, знаний, умений, навыков, которые помогают успешному самопознанию, самовыражению и самовоспитанию личности, а также успешному общению и взаимодействию в различных социальных группах.

Но современный человек как в области личных, так и профессиональных отношений влияет также на других людей, на себя, с целью обучения и воспитания.

Педагогические знания дают возможность научиться ориентироваться в закономерностях, принципах обучения и воспитания, овладеть знаниями о различных формах, методах обучения и воспитания, приобрести навыки анализа проблемных педагогических ситуаций в семье, коллективе и др..

Основные понятия и ключевые слова: духовность, интеллигент, гуманизация образования, манипуляция, психологическая культура личности.

Краткая история развития психологии

Психология — наука с одной стороны очень старая, а с другой — очень молодая. С одной стороны ее возраст насчитывает 2400 лет. Первое систематическое изложение психических явлений было предложено древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе».

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

… с его именем связано становление психологии как целостной науки. В своем труде «Основы физиологической психологии» Вундт утверждал, что психика состоит из определенных элементов, которые … изображения. Он проводил эксперименты с линзами и изучал восприятие человеком искаженного изображения. Гельмгольц констатировал предметность восприятия; человек воспринимает мир таким, какой он есть …

Аристотель считается основоположником психологии.

С другой стороны — научно-экспериментальные исследования психических явлений и закономерностей начались с середины XIX века, а подлинно научная психология стала складываться позже — на рубеже XIX—XX вв.еков.

В истории развития психологии как науки можно выделить 4 периода.

I период: Психология — наука о душе. Этот период длился от IV века до нашей эры до XVI века нашей эры.

Началась наука психология с трактата Аристотеля «О душе», поэтому в переводе с древнегреческого психология означает «наука о душе». Ученые в этот период занимались изучением душевных или психических явлений, которые каждый человек может обнаружить в своем сознании путем самонаблюдения. Основным методом изучения психики была интроспекция, т. е. самонаблюдение.

В этот период большой вклад в развитие науки внесли Сократ, Платон, Гераклит, Демокрит.

II период: Психология — наука о сознании. Он длился от XVI века до начала XIX века нашей эры.

Это время открытий в области физиологии и анатомии. Открытия в области физиологии и анатомии являлись новой отправной точкой в развитии психологии, они внесли новый импульс в развитие науки. Это новая эпоха в развитии психологических данных.

Декарт открыл рефлекс. Чешский ученый И. Прохазка — рефлекторную дугу. Немецкий ученый Э.Вебер исследовал работу органов чувств. Ч. Дарвин и русские ученые И.П. Павлов и И.Н. Сеченов исследовали работу нервной системы и головного мозга.

Эти открытия в области физиологии позволили прийти к мысли, что психика определяется работой нервной системы и коры головного мозга, т. е. в основе психики лежит деятельность нервной системы и головного мозга.

III период: Психология — наука о поведении. Начало XIX века до середины ХХ века.

Это этап экспериментальной и дифференциальной психологии. На этом этапе складывается подлинно научная психология — появляются первые лаборатории, специальное оборудование, приборы для изучения психики. Появляются новые методы исследования, например, лабораторный эксперимент. Одна из первых лабораторий появилась в Лейпциге в Германии, ее основатель немецкий ученый В.Вундт. Появляется новый метод исследования — естественный эксперимент, его автор русский ученый А.Ф. Лазурский. Появляются новые методы: тестирование, анкетирование. Разрабатываются новые методики.

Огромное количество ученых и в России и за рубежом разрабатывают науку психологию. Например, Г.Айзенк — создает «Тест по определению темперамента». Р.Кеттел — «16- факторный опросник по изучению личности». Психоаналитик З.Фрейд занимается вопросами бессознательного. Огромный вклад внесли русские ученые Д.М. Теплов С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Петровский.

IV период: Современный этап развития психологии. Ученые занимаются изучением фактов, закономерностей, механизмов психики. Создаются новые отрасли психологии: генетическая, парапсихология, психодиагностика. Представителями этого этапа являются: И.ВДубровина, П.Я.Ярошевский, Е. ЕКравцова, Н.И. Гуткина.

Предмет и значение управленческой психологии.

Предмет психологии- это специфика психологических факторов совместной деятельности и управления и способы её психологической организации.

Управленческая психология- это междисциплинарная отрасль психологии, занимающаяся проблемами управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий.

Предмет управленческой психологии- психические свойства личности, процессы её адаптации, психология личностных отношений, психология малых и больших групп, психология масс, психология общения, психологические факторы управленческой деятельности власти и лидерства, психология мотевации, психология принятия решений, психологический климат в коллективе.

13 стр., 6198 слов

Анализ психологии принятий управленческих решений в фирме

… — 2000» касающихся следующих сторон управленческой деятельности: · психологических факторов, обеспечивающих успешную и эффективную деятельность менеджера; · психология мотивации людей в процессе их деятельности; · особенности … среде существуют свои порядки по отношению к коллегам. Люди не соблюдающие этики и морали исключаются из бизнесменов, отторгаются бизнесом, лишаются возможности участвовать …

Значения и задачи управленческой психологии:

— помогать компетентно управлять людьми;

— понимать психологическую природу личности человека;

-понимать психологическую природу сотрудничества, подчинения, власти, лидерства, управления;

-эффективно формировать или влиять на мотивацию сотрудников;

-эффективно решать проблему подбора кадров;

-анализировать и управлять психологическим климатом в коллективе;

-адекватно оценивать профессиональные и человеческие качества себя и других;

-уметь соизмерять свои устремления, цели организации и реальные возможности;

-заниматься само регуляцией и принимать рациональные и эффективные решения;

-управленческая психология должна убеждать менеджера, предпринимателя в том, что моральный компромисс, как правило оборачивается слишком дорогой ценой для психики человека.

Значение психологии в жизни человека и применение её в маркетинге

Значение слова психология. что такое психология?Значение слова психология. что такое психология?

Министерство науки и образования Украины

Харковський национальный университет

им. В.Н. Каразина.

по психологии и педагогике

на тему «Значение психологии в жизни человека и применение её в маркетинге»

                                           Студентки II курса

                                                      экономического факультета

                                                      заочного отделения

                                                      спец.  маркетинг

                                                      Ехичевой Екатерины  Александровны

Харьков, 2009 г.

В последние годы активно развивается и внедряется во все сферы жизни наука, именующая себя психологией.

Многие из нас покупают книги по психологии, проходят тренинги, посещают семинары, с интересом прислушиваются к комментариям психологов в различных ток-шоу по телевизору, некоторые даже являются завсегдатаями различных психологических форумов в Интернете.

Что же это — очередное веяние моды или необходимость? Мне кажется, что каждый из нас хоть раз задавался вопросом, «а зачем я изучаю тот или иной предмет?» На втором курсе наш «багаж знаний» должен пополниться знаниями в области психологии и педагогики. Так зачем же нам психология? Пригодится ли она нам в жизни или же станет очередной «наукой для общего развития»?

Я считаю, что психология – это одна из немногих наук, где человек пытается изучить сам себя. Многие приходят к этой области знаний для того, чтобы понять себя, объяснить те или иные переживания, чувства.

Каждый человек знает по себе, как нелегко бывает иногда обозначить словом, описать своё собственное переживание. В то же время умение назвать, описать своё переживание очень ценно: оно даёт возможность осознать это переживание, понять его и благодаря этому до известной степени овладеть им.

Конечно, некоторые приходят к каким-то выводам сами, но многие черпают информацию из книг и наш жизненный опыт только обогатится, если к нему добавятся научные знания по психологии.

 По своей природе человек – существо социальное. Поэтому неоспорима необходимость умения контактировать с окружающими. Все мы хотели бы понять, чего хотят окружающие нас люди, как лучше с ними ладить, как достичь нужного результата, как правильно выбрать стиль общения.

Тому, кто не владеет подобными знаниями, нередко приходится строить общение как придется, как получится. Отсюда возникает немало конфликтов и противоречий.  А ведь можно было бы достичь максимального результата, приложив минимум усилий. Крылатая фраза гласит: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление».

  Психология помогает научиться управлять своим эмоциональным состоянием, например, не волноваться на экзамене, а если вдруг все-таки занервничал и забыл — есть способы вспомнить выученный ранее материал (даже есть способ хорошо сдать то, чего не учил вовсе).

Психология также приходит к нам на помощь в построении личной жизни. Кроме умения правильно преподнисти себя крайне необходимо умение правильно выбрать брачного партнера, чтобы семья не тормозила развитие человека, а помогала добиться желаемого

В дальнейшем особо важно умение улаживать конфликты, поддерживать благоприятную атмосферу в семье

Также необходимо умение производить хорошее впечатление, убеждать, поддерживать благоприятную атмосферу в рабочем коллективе.

Понятия, предмет, значение психологии и этики.

Следует с самого начала уяснить, что объект этой дисциплины — идеальная психическая реальность. Речь идет прежде всего об интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных проявлениях их психики. А ее предмет — психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

Поскольку психология делового общения — составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические, процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т. д.).

Важнейшими принципами, которыми руководствуется общая психология и все ее отрасли, являются следующие:

принцип причинности, детерминизма, т. е. признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений как с другими, так и с материальными явлениями;

Принцип системности, т. е. трактовки отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;

принцип развития, признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

Термин «психология» — от греч. psyhe- душа и logos -учение т. е. наука о душе

Психология- наука о закономерностях развития и функционирования психики как особый формы жизнедеятельности. Имеется ввиду не материальная составляющая человеческая сущность.

Этика-это раздел философии, наука о нравственности (морали), а значит о том что, как должно поступать, мыслить, о том что хорошо, что плохо, что есть добро и зло и вообще ради чего человек живет.

Этика — это одна из древнейших дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Основа данного предмета была заложена Аристотелем, который и ввел данный термин.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

… особенностей и закономерностей протекания психических процессов (мышление, память, речь и т.д.) Принципы изучения психики ребенка. Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта … и качеств и формирования его личности. Детская психология изучает ребенка. Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом …

Этика — это свод незафиксированных и необязательных правил и норм, в то же время их неисполнение может привести к отторжению индивида обществом.

Приложение 2. Основные направления зарубежной психологии

Психоанализ — одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале ХХ в. Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.

Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: анализ свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Бихевиоризм — направление в зарубежной психологии, возникшее в начале ХХ в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды.

Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S — R (а при необходимости она может быть, и усложнена) дает возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования.

Гештальтпсихология — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.

Восприятие как психический познавательный процесс, например, у гештальтпсихологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. По их мнению, внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих. Понятие фигуры и фона — важнейшие в гештальтпсихологии.

Гуманистическая психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60-е годы ХХ в. и противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму.

Индивидуальность в нем рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален, а его агрессия, насилие и т. п. возникают как результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология — новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическим сознанием», т. е. формами особого духовного опыта, требующим взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Личность — многогранность понятия, характеристики, типологии.

Личность- это уникальный набор свойств человека, которые изменяются в процессе жизни и не всегда соответствуют внешним проявлениям.

Личность- это синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая формируется в результате адаптации к меняющейся среде.

Личностью не рождаются, ею становятся, в процессе развития и всего жизненного пути.

Личность- это индивид, включенный в общие отношения

Св-ва личности:

-ядром личности считают сферу её мотивов, целей, ценностей, жизненную установку, т. е. направленность личности.

-характер-сила характера, полнота, целостность, уравновешенность, выдержка, самостоятельность, целеустремленность.

-темперамент и склонность к интроверсии.

-способности- когнитивные характеристики личности, творческие, интеллектуальные.

8 стр., 3589 слов

З Фрейд теория личности

… ИНСТИТУТ Кафедра ИИСС Курсовая работа по дисциплине: Общая психология З. ФРЕЙД: ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Выполнила: Проверила: Красноярск 2008 Содержание   Введение 1. Биографические сведения … понятия и положения в теории личности З. Фрейда. Задача: Знать кто такой З. Фрейд, усвоить его биографию Понять суть теории личности З. Фрейда Какие защитные механизмы или …

К.Г. Юнг в своем подходе к определению психологических типов первоначально выделил 2 основных типа людей, которые он назвал интроветным и экстравертным.

Значение психологии

Значение слова психология. что такое психология?Значение слова психология. что такое психология?Значение слова психология. что такое психология?

Знание есть плод досуга. Члены первобытного общества не имеют времени для накопления знаний: первобытные люди слишком заняты добыванием необходимых средств существования.

Но как только какая-нибудь община накопит известное количество богатств и создаст внутри себя класс людей, имеющих досуг (жрецы, воспитатели детей, принадлежащих к богатым семьям), то желающие приобретать знания получают возможность посвящать этому свою жизнь.

Наука возникает, благодаря любознательности. Присматриваясь к внешнему миру, люди замечают, что он полон явлений, еще не объясненных.

Но мало-по-малу человек заставляет неодушевленную природу обнаруживать свои тайны, открывает законы падения камня, морского прилива и отлива, распределения цветов радуги, — и вот появляется «мать наук» — физика.

Птицы, звери, рыбы имеют свои особые привычки, свое особое строение, наблюдение которых составляет исходную точку зоологии. Как физика и зоология, так и все прочие науки первоначально основываются на анализе.

То, что сначала представлялось простым, после тщательного исследования оказывается сложным и распадается на несколько простых частей; эти последние в свою очередь подразделяются на еще более простые части и т. д.

, пока наконец наука не доходит до своих элементов, т. е. до простейших предметов или процессов, которые уже не могут делиться на более мелкие составные части. Анализ сначала затрагивает предметы внешнего мира.

«Разум», говорить Локк, который в данном случае мог бы употребить слово с более широким значением и сказать «душа», — разум или душа, «подобно глазу, видящему окружающие вещи, не сознает сама себя; надо много искусства и труда, чтобы душа, рассматривая саму себя на расстоянии, могла сделать себя предметом своего собственного наблюдения». Предположим однако, что познание природы сделало некоторые успехи, что физик или зоолог собрал значительное количество наблюдений и расположил их в удовлетворительном порядке. Нельзя ожидать, что после этого жажда знания у него исчезнет; ибо чем больше мы знаем, тем больше желаем знать, так как умственный аппетит растет по мере его утоления. Ученый постарается скорее расширить пределы своей науки, открыть новые факты, несходные с теми, какие он уже изучил.

При этом он легко может задать себе следующий вопрос: как я могу открывать какие бы то ни было факты? Факты — одно; человек же, желающий ближе познакомиться с фактами и могущий понять и истолковать их, — другое.

Наш ученый может поэтому прийти к заключению, что стоит присмотреться к самому себе, отнесясь к себе, как ко всякому внешнему предмету. Конечно, для этого потребуется много «искусства и труда»; но цель, какой может достигнуть ученый, достойна этих трудов.

«Каковы бы ни были трудности, сопряженные с этим исследованием, — продолжает Локк, — я уверен, что свет, которым мы можем таким образом озарить нашу душу и сознание, окажется не только очень приятным, но и очень полезным».

Когда исследование это было предпринято, когда был поднять вопрос о различии между самим собою и внешними предметами, то возникла философия, а наряду с философией и психология.