Психологическое мышление

Правило 7. Проверьте цепочку

Это завершающее правило сильного мышления. Когда вы расписали решение задачи и наметили первое действие, то не торопитесь его совершать. Помните: «Семь раз отмерь – один раз отрежь».

Вам нужно внимательно просмотреть всю цепочку звено за звеном. При этом вы должны по каждому звену ответить на два вопроса:

  1. Вы понимаете, что здесь надо сделать?
  2. Результат даст возможность перейти к следующему звену?

И когда прошлись по цепочке, то затем ответьте на вопрос по цепочке в целом:

Цепочка приведет к желаемому результату?

Если ответы на все вопросы положительные, то можете смело переходить к действию.

Из книги «Как стать умнее»

Как развить свое мышление?

Все люди отличаются интеллектом, скоростью реакции и механизмом мышления. Некоторым проще даются математические задачи, а некоторым – гуманитарные науки. Все это связано с генетикой, воспитанием, этапами развития кругозора. Как можно развить мышление?

В первую очередь нужно развить способность логически мыслить. Даже простые логические задачи могут быть нерешаемыми не только для ребенка, но и для взрослого. Второй важный аспект свободного мышления – аналитика. Без анализа информации сложно принять правильное решение. Следующий параметр идеального мыслительного процесса – дедукция

Внимание к деталям помогает человеку охватить проблему со всех сторон, сделать правильный вывод и не упустить мелочи. Наконец, творческие процессы – неотъемлемая часть развивающих занятий

Чтобы избавиться от туннельного мышления, придется потрудится.

Изменения собственного ритма мыслительного процесса – это долгий путь, состоящий из развития логики и аналитики, применения творческого подхода в решении проблем, обучения объективно оценивать всю ситуацию в целом и находить оптимальное решение. А бесценную помощь в комплексном развитии мышления окажут тренажеры и курсы Викиум. Большинство из них показали свою эффективность и являются весьма востребованными. Для развития логики прекрасно подойдет курс «Мышление Шерлока». На улучшение аналитических способностей направлен курс «Развитие мышления». А стать более креативным и научиться находить нестандартные решения в разных ситуациях поможет  «Творческое мышление».

Как найти ясность мышления и самого себя? Приступим!

Найди время подумать

Ясность мышления невозможна без глубоких размышлений. Мы всю жизнь куда-то бежим, мало уделяя времени на размышления. Создай особое время вечером или утром, когда ты можешь поразмышлять о себе и будущем. Пусть это будет 10 или 30 минут для тщательного размышления.

В это время следует расслабиться и попытаться разобраться в себе самом. Это может быть уединение в кабинете, неторопливая прогулка на улице, любование огнем в камине или размышления на берегу речки.

Психологическое мышление

Мысли свободно

Позволяй своим мыслям изливаться свободно, не ограничивая себя. Никаких четких ответов, а просто поток сознания и мыслей, чтобы создать себе почву для размышлений. Медитируй, отдыхай и обдумывай.

Думай над тем, что ты хочешь и что приходит в голову. О чем любишь мечтать? Какие вопросы и идеи приходят в голову? Что волнует и что хочется больше всего в жизни? Свободно витай в своих грезах, фантазиях и мечтах. Ищи полезную пищу для размышлений в интернете, книгах, разговорах и других источниках.

Обсуждай с другими людьми

Сформировались идеи и мысли, которые тебя гложут? Поговори с другими людьми, которые тебе близки и авторитетны для советов. Обсуди намеки своих мыслей и желаний. От хорошего разговора с умным собеседником можно не только услышать интересные советы и взгляд со стороны. В беседе проще сформировать и причесать свои собственные мысли. Ты лучше понимаешь себя как личность.

Проясни свои мысли

Ясность мышления будет тогда, когда ты четко поймешь себя и свои желания. Запиши свои мысли в блокнот, чтобы получить какай-то результат от раздумий. Набросай себе примерный вариант действий. Сделай небольшой набросок и эскиз, над которым ты будешь работать. Пусть это будет сырой и примерный, но какой-то план.

Психологическое мышление

Начинай действовать для прояснения

Полной и четкой ясности мышления не будет никогда. Тебе придется действовать в условиях некоторой частичной неопределенности. Есть малейшие намеки и цели? Сделай несколько шагов в этом направлении и посмотри, что получилось. Формирование мыслей, хорошие возможности и неожиданные шансы приходят уже в пути. Начинай двигаться, учись на ошибках и размышляй о будущих шагах. В движении все становится более понятным.

Но не спеши, как голый в баню. В спешке человек действует слепо, глупо и неблагоразумно. Всегда скрупулезно размышляй, анализируй и не торопись. Когда будешь видеть более ясно и отчетливо, приступай к более активным действиям. Вначале думаем, а затем действуем. Но не наоборот.

Анализируй результаты

Каждый месяц анализируй полученные результаты. Что ты хотел и что получилось? Каковы перспективы? Нравится ли тебе направление? Что ты узнал нового? Что тебе мешает? Как скорректировать свои действия?

Все эти вопросы приводят к большей ясности мышления и ума. Ты начинаешь видеть все как на ладони. Четко формируется курс и стратегия движения до мечты.

Психологическое мышление

Как вернуть ясность ума?

Парочка советов для улучшения самочувствия, порядка в жизни и ясности ума.

  • Больше отдыхай и высыпайся, чтобы были силы.
  • Веди активный образ жизни и занимайся спортом. Это не обсуждается.
  • Всегда формируй идеи и мысли письменно, чтобы прояснить свои намерения.
  • Тренируй свой мозг кроссвордами, ребусами и загадками.
  • Снизь количество лишних источников информации (социальные сети, сериалы).
  • Переходи на здоровое питание и пей достаточное количество воды.
  • Избегай депрессии, зависти, критики, злости, раздражения.
  • Ищи позитив, радуйся мелочами и чаще улыбайся.
  • Проявляй повышенный интерес к происходящему в жизни.
  • Регулярно бывай на свежем воздухе и проветривай комнату.
  • Учись формировать мысли логично и последовательно.
  • Поглощай полезную информацию, которая дает пищу для размышлений.
  • Узнавай новое и пробуй новое. Всегда учись и сохраняй любознательность.

Все твои сложности, депрессии и тупики из-за каши в голове. Верни себе ясность мышления, а жизнь заиграет совсем другими красками. Для начала начни думать о будущем и планах хотя бы 10 минут в день. Мечтай. Мечты сбываются.

Нарушения (расстройства)

Расстройства мышления — это нарушение мыслительной деятельности. Нарушение подразделяется на количественное и качественное.

Количественный формы расстройства характеризуются нарушением речевой деятельности, задержкой нейропсихологического развития или умственной отсталостью.

Формы количественного расстройства:

  • Задержка психического развития (ЗПР) диагностируется у детей 2-3 года. Лечение назначает невролог.
  • Олигофрения (отставания в умственном развитии характеризуется нарушением развития ребенка с раннего возраста). Ребенка с олигофренией наблюдают невролог и психотерапевт. Целью лечения будет социализация и обучение самообслуживанию.
  • Деменция представлена нарушением психических процессов, проявляющихся во взрослом или переходном возрасте. Наблюдение у психотерапевта.

Скорость мышления зависит от преобладания процессов в коре ГМ (головного мозга). Это может быть чрезмерное возбуждение или напротив торможение мыслительной деятельности:

  • Разорванность характеризуется быстрой сменой мысли, при которой речь становится абсурдной, полностью отсутствует логика и последовательность суждений. Речь состоит из обрывков фраз быстро сменяющих друг друга. Грамматика речи обычно сохранена. Данное нарушение присуще шизофрении.
  • Маниакальный синдром характеризуется ускорением речи и одновременным повышением психоэмоционального фона. Речь ускорена, больной может говорить «взахлеб» особенно выражено в определенных тематиках.
  • Замедление мысленных процессов присуще депрессивному синдрому. Отличительные черты: отсутствие мыслей в голове, медленная речь с учетом малейших деталей, не относящихся к сути вопроса, преобладание подавленного настроения.
  • Обстоятельность выражается в чрезмерном «утопании» в деталях. Больной с трудом переключается с одного вопроса на другой, наблюдается ригидность мышления. Обстоятельность присуща заболеваниям нервной системы (Эпилепсия).
  • Резонерство выявляется при длительном общении и выражается склонностью поучать. Когда человек не отвечает на поставленный вопрос, а рассуждает о вещах, не имеющих к нему отношения и стремится учить жить каждого, с кем начинает общаться.
  • Аутическое развивается у замкнутых людей. Отличительной чертой данного нарушения будет отгороженность от мира, слабая ориентация в социуме и погружение во внутренние переживания, часто не соответствующие реальному положению дел.
  • Обсессивный синдром характеризуется навязчивостью идей или мыслей от которых больной не может избавиться хоть и понимает абсурдность. Навязчивые мысли угнетают человека, вызывают негативные эмоции, заставляют страдать, но справиться с ними больной не может. Возникают на фоне стойкого возбуждения участка нервной системы.
  • Фобии (необоснованный страх). Различные фобии возникают на фоне перенапряжения и выполнения сложной задачи для взрослого или ребенка. В детском возрасте страх наказания порождает различные фобии.
  • Сверх ценные идеи возникают в подростковом возрасте. Преобладание ярко окрашенного эмоционального фона говорит о развитии данного синдрома. Данное нарушение сознания не доставляет страдания больному.
  • Бредовое мышление (часто сопровождается галлюцинозом) характеризуется возникновением устойчивых мыслей идей, не поддающихся переубеждению. Умозаключение основано на логическом умозаключении, сделанном на основе каких-либо данных. Это может быть страх преследования, безосновательная ревность, самобичевание. Бредовое мышление может быть опасно для окружающих и больного при ярко выраженном синдроме. Требуется лечение у психотерапевта или психиатра.

Патология мышления часто провоцирует нарушение эмоционального фона (депрессию, эйфорию, апатию). Любое нарушение мыслительного процесса должно наблюдаться специалистом. При необходимости проводится психокоррекция или медикаментозная терапия. Игнорирование патологии мышления может привести к возникновению стойкой психической патологии и стать причиной серьезных проблем для обществ или больного.

Диагностика мышления подразумевает определение типа возбуждения мозговой деятельности и особенности мыслительных процессов. Учитывается и умение решать актуальные задачи. Развитие речи и мышления тесно связаны и начинаются с раннего возраста.

При задержке речевого развития наблюдается и нарушение мыслительной деятельности

Важно вовремя заметить отклонение и начать тренировку мышления, используя доступные приемы развития мышления (игровая, действенная, обучающая)

Интересный эксперимент

Узкий проем не дает увидеть остальную часть мироздания. Психологами был проведен эксперимент, в котором пять мужчин с завязанными глазами были подведены к слону. Каждый из представителей сильного пола стоял у определенной части и должен был описать предмет исследования. Все участники описывали слона правильно, однако никто из них не сказал, что это за животное. Контекст был верен, но рассуждения мужчин ограничивались личным опытом и неприятием другой точки зрения. После того, как им развязали глаза, участники дружно рассмеялись. Именно такие ограничения помогают описать туннельное мышление, из-за которого искажается реальность.

Психологическое мышление

Что такое мышление

Под мышлением в психологии понимают процесс моделирования реальности с помощью аксиоматических положений, лежащий в основе познавательной деятельности человека. Мышление является обобщённым и опосредованным способом отражения действительности.

Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», — утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.

Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.

Мышление, что это

Мышление — это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Представляет собой внутреннюю систему способную моделировать закономерности мира окружающего человека, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины.

Основные функции: постановка цели и планирование ее достижения, поиск выхода из различных ситуаций, контроль происходящего и оценка степени достижения поставленных целей на основе личной мотивации. В психологии выделяют разные виды мышления, как здорового, так и патологического.

Правило 5. Принимать решение можете только вы

Когда вы начинаете думать над задачей, то чаще всего в любой житейской проблеме ваше решение затрагивает других людей.

Например, вы хотите поговорить о повышении зарплаты или назначить свидание.

Ошибка слабого мышления заключается в том, что вы перекладывает решение на другого человека. Выглядит это так: если вам откажут, то виноват в этом другой. А вы даже и не думаете о том, как правильно это сделать.

Сильное мышление заключается в том, чтобы во время мышления сразу подумать за другого человека. Почему он должен согласиться с вами? В чем его выгода?

В этом случае ваше предложение уже будет сформулировано намного более разумно и имеет более высокие шансы на успех.

И уж совсем пустой вариант, когда вы пытаетесь разговаривать, если еще сами не приняли никакого решения. Это выливается в пустой треп, потому что вы сами не знаете, что вы хотите, а уж собеседник тем более.

Поэтому запомните. Когда вы мыслите, то от начала и до конца вы мыслите только сами, и решение будет принято лично вами. А потом уже вы начинаете общаться и смотреть результат ваших размышлений.

Пример. Если вы хотите пригласить девушку, то САМИ решите, куда вы хотите ее пригласить. Если в кино, то на какое, в какой кинотеатр и на какой сеанс. И первое действие заключается в том, что вы собираете эту информацию: что сейчас интересное идет и где. И вот только после этого встречаетесь с девушкой и предлагаете готовое решение. Если ей не нравится один фильм, предложите другой, не нравится это время, предложите другое и т.д. Ваши шансы пойти в кино резко вырастут, чем если бы вы сказали:

– Давай сходим в кино.

– А что сейчас идет?

– Да я не знаю, я думал, ты знаешь…

4 упражнения, чтобы не утратить ясность мышления

Хотя некоторые из этих упражнений вам могут показаться бесполезными или их поначалу будет сложно выполнить, они являются очень  эффективным способом позаботиться о нашем разуме и сохранить ясность мышления.

Психологическое мышление

Сохранить хорошее состояние нашего разума и ясность мышления очень важно для того, чтобы хорошо себя чувствовать и в пожилом возрасте, а также сохранить свою способность к самостоятельности. С помощью этих четырех упражнений вы не потеряете ясность мышления даже в глубокой старости

С помощью этих четырех упражнений вы не потеряете ясность мышления даже в глубокой старости.

1. Разноцветный текст

Психологическое мышление

Как вы можете видеть, на этой картине изображено несколько слов, написанных разными цветами.

Начните говорить вслух цвет, которым написано каждое слово. Делайте это, пока не дойдете до конца и повторите то же упражнение в обратном порядке.

Таким образом, вы будете тренировать оба полушария головного мозга, одно из которых отвечает за чтение, а другое за восприятия цвета.

Вероятно сначала вам может будет трудно, но это упражнение очень полезно для предотвращения таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера.

Это простое упражнение поможет вам:

  • Установить новые связи между двумя полушариями головного мозга.

  • Тренировать ряд навыков, таких как концентрация и изменение объекта внимания.

2. Таблица Шульте

Психологическое мышление

Для того, чтобы выполнить это упражнение, известное под названием таблица Шульте, вы должны сосредоточиться на цифре в центре.

Помимо того, чтобы смотреть на номер 19, у вас есть еще одна цель: найти номер 1 и все остальные числа в порядке возрастания.

  • Для этого лучше всего фиксировать свой взгляд на каждой новой цифре.

  • Вы можете усложнить задачу, нарисовав новую таблицу с произвольным порядком чисел.

Среди преимуществ этого упражнения выделяется то, что вы повысите скорость, с которой ваш мозг обрабатывает информацию, а также натренируете периферийное зрение.

3. Знаки пальцами

Психологическое мышление

Это простое упражнение делается вашими собственными пальцами. Сначала сложите пальцы правой руки в символ «мир».

Затем, пальцы левой руки сложите в знак «ОК». Теперь поменяйте руки и повторите это упражнение несколько раз.

Когда вы потренируетесь с обеими руками по отдельности, попробуйте сложить эти знаки на обеих одновременно.

Преимущества этого упражнения:

  • Увеличение способности к концентрации

  • Улучшение внимания и способности быстро переходить от одной задачи к другой

Обе эти цели не всегда просто достигнуть, именно из-за отсутствия синхронности.

4. Синхронное письмо

Психологическое мышление

Синхронное письмо отлично тренирует нашу память.

Для выполнения этого упражнения возьмите 2 листа бумаги и в каждую руку — по удобному пишущему инструменту.

  • Вы должны будете начать рисовать геометрические фигуры обеими руками одновременно.

  • Еще можно писать буквы или слова одинаковой длины, тоже одновременно.

  • Ваши действия должны быть абсолютно синхронными, или положительного эффекта от упражнения не будет.

Такое синхронное письмо научит ваш мозг выполнять сразу несколько задач, для того, чтобы активизировать работу обоих полушарий одновременно.

Психологическое мышление

Другие советы

Тренируйте недоминантную руку, выполняя ею привычные ритуалы, такие как чистка зубов, расчесывание волос.

То есть, если вы всегда чистили зубы правой рукой, теперь делайте это левой и наоборот, пока ваш мозг не научится отдавать приказы и выполнять различные действия, как будто вы всегда пользовались обеими руками.

Вы также можете принимать душ и выполнять другие повседневные действия с закрытыми глазами.

Измените свой маршрут, когда вы идете на работу, в магазин или другие места, в которых вы часто бываете, чтобы таким образом активизировать вашу память.

Правильное питание также очень важно, оно играет важную роль в укреплении памяти. Есть определенные питательные вещества, которые помогают мозгу работать хорошо

Есть определенные питательные вещества, которые помогают мозгу работать хорошо.

Включите в свой рацион продукты, богатые фосфором:

  • какао-порошок

  • желток

  • красная рыба

  • миндаль

  • молочные продукты

Вы также должны есть продукты, богатые калием:

  • авокадо

  • банан

  • зародыши пшеницы

  • апельсины

Наконец, не забудьте включить в свой рацион продукты с высоким содержанием магния:

  • семечки

  • арахис

  • соя

  • цельные зерна

Кроме того, также очень важно давать мозгу необходимое количество глюкозы, потому что это топливо нашего мозга. Стремитесь выбирать те ее источники, которые медленно усваиваются.опубликовано econet.ru

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:

  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
  • Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
  • Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
  • Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
  • Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Смещение

Это происходит, когда мы концентрируем внимание на том, что нам нравится и что важно для нас, при этом не обращая внимания на те вещи, которые неприемлемы для нас. Так, например, мы можем полагать, что начать бизнес легко, потому что мы видим много успешных компаний вокруг нас. Однако мы не замечаем, сколько фирм обанкротились

Однако мы не замечаем, сколько фирм обанкротились

Так, например, мы можем полагать, что начать бизнес легко, потому что мы видим много успешных компаний вокруг нас. Однако мы не замечаем, сколько фирм обанкротились.

Невозможно жить и функционировать в мире, и время от времени не попадать в ловушку искаженного мышления. Однако осознавая, что это может произойти, мы можем мыслить критически, избегать искажения при принятии важных решений.

  • Как обновить мозг до состояния мышления на высоком уровне
  • Самые опасные ловушки нашего мышления и способы как их избежать
  • Ловушки нашего сознания
  • Наш мозг запрограммирован на определенные вещи, которые могут показаться странными и ненужными

Как избавиться от ограничений в мыслях или так называемого туннельного мышления?

Психологи говорят о том, что если снять ограниченность в мыслях у подчиненных, это принесет ощутимую выгоду предприятию в целом. После расширения мыслительных процессов происходит разрушение привычных шаблонов. Людям становится проще искать выход из сложной ситуации, ведь они начинают видеть не один путь, а все из возможных.

Человек с тоннельным мышлением не найдет более легкое решение задачи, не задействует весь потенциал, не сможет оптимально справиться с проблемой. Снятие ограничений – единственный способ стать более успешным, перестать бояться неудач и достичь гармонии с собой.

Попавшим в плен своих мыслей выйти из тупика можно несколькими способами:

  • прохождение соответствующего психологического тренинга;
  • личная консультация с психотерапевтом;
  • прием медикаментов, если проблема возникла вследствие депрессии;
  • разговор с близкими людьми, которые помогут взглянуть на ситуацию со стороны.

Единственной проблемой в устранении тоннельного мышления является то, что человек может и не осознавать, что именно узость мыслей мешает ему в жизни. Каждый должен сам прийти к выводу, что такое туннельное мышление, в чем его опасность и каковы последствия.

Правило 4. Движемся только вперед

Сильное мышление переходит от одной мысли к другой строго в направлении результата. У вас на листочке написано, о чем вы думаете, – о том вы и думаете. Не бросаясь из стороны в сторону.

Частая ошибка выглядит так. Вы уже что-то решили, набросали план действий, а потом испугались: «Ой, а вдруг не получится!» – и начинаете думать другой вариант. Все – это тупик. Вы так и будете бродить по кругу. Узнать, получится или не получится, вы сможете, только попытавшись сделать это.

В примере с шашлыками вы можете сделать следующую ошибку. Уже решив, что вы позвоните Пете, подумать: «Ой, а если он откажется! Лучше я что-нибудь другое организую».

В этом случае вы попали в тупик.

  • Во-первых, ваше мышление сразу обесценилось, потому что вы не сделали действия.
  • Во-вторых, вы решили за Петю. Вы не знаете, хочет он или не хочет. Может быть, он бы обрадовался, что кто-то приглашает его на шашлыки.
  • В-третьих, вы начнете организовывать что-то еще, а в конце опять испугаетесь. И это может длиться бесконечно.

Чаще всего так и происходит. Люди со слабым мышлением могут годами бояться принять решение. Все время идет мышление по кругу, и оно не заканчивается действием.

Лучше быстрое решение и конкретное действие, чем долгое обдумывание и попытка предусмотреть все. Предусмотреть все невозможно.

Ясность мышления

Недостаток ясности вызывает путаницу, стресс, депрессию и рассеянность в жизни. Ясность помогает нам понять свои желания, установить цели, сосредоточиться на главном и принять дальнейшие меры. Чем больше ясности в жизни, чем проще и легче реализовать себя на 100%.

  • В каких областях и сферах требуется навести ясность?
  • Определение своих истинных желаний и мечтаний.
  • Формирование распорядка дня и дисциплины.
  • Улучшение личной жизни и налаживание отношений.
  • Составление финансовых планов и стратегии.
  • Осознание дальнейших ожиданий от жизни.
  • Создание целей и планов на будущее.
  • Советы и упражнения для ясности ума

Чем опасно ограниченное мышление?

Полет мысли не должен быть ограничен узким коридором. Невозможность широко мыслить называется в психологии туннельным мышлением. Философы и психологи не раз искали ответ на вопрос, в чем именно лежит опасность ограниченного мышления.

Ничто так не ограничивает думающего человека, как он сам. Туннельное мышление приводит к печальным последствиям, неудачам и отсутствию веры в собственные силы. Примеры историй с плохим концом можно услышать чаще, чем со счастливым. Не охватывая картину полностью, человек идет по проторенной дорожке, не видит иных вариантов избавления от проблемы и не может принять соответствующее решение. Все это неминуемо приводит к плохому финалу – невозможности бороться, угасанию энтузиазма, нежеланию что-либо решать из-за прошлых неудачных попыток.

Правило 2. Заканчиваем действием

Раз вы начали думать, то думать надо до логического конца. А как понять, когда остановиться? Для этого следующее правило: сильное мышление останавливается только тогда, когда ясен следующий конкретный шаг. То есть вы написали на бумаге такое ваше действие, которое не требует никаких дополнительных ресурсов.

Пример. Вы решили поговорить с начальником о повышении оклада. Если вы напишите только это, то непонятно, когда и что именно надо сделать. А вот если вы напишите: «В среду, в 10-00 подойду в приемную и запишусь на встречу», – то это совсем другое дело.

Иногда следующий шаг неясен, потому что зависит от других людей. В этом случае в качестве первого шага пишите контакт с этим человеком.

Пример. Вы хотите собрать веселую компанию на шашлыки. Но в вашей компании только у одного человека есть машина, на которой он может всех довезти. В этом случае не надо планировать дальше. Надо записать себе: «Позвонить Пете и узнать, хочет ли он на шашлыки».

Мышление, которое не заканчивается действием, – это слабое мышление.

Как правило, оно заканчивается пустыми мечтаниями. Если проблема не очень важна, то ничего страшного нет. Просто потеряли время.

Но если проблема для вас жизненно важна, то размышления без действий ведут к неврозу. Ведь простое размышление не меняет вашу жизнь, поэтому проблема возвращается вновь и вновь.

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:

  • Наглядно-действенное мышление. Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
  • Наглядно-образное мышление. Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
  • Словесно-логическое мышление. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.

Минусы туннельного мышления

Остановимся подробнее на недостатках узкого мышления:

  • Разделение всего происходящего на «черное и белое». Отсутствие полутонов мешает уловить суть, заставляет придерживаться традиционных взглядов, не дает сделать собственные выводы.
  • Категоричность суждений. Человек не может согласиться с чужим мнением и даже прислушаться к нему. Он привычно отвергает все новое, потому что оно пугает его.
  • Навешивание ярлыков. Индивид считает себя правым, в то время как на самом деле каждый прав по-своему. Стоит попытаться увидеть не только свою часть проблемы, но и оценить ее чужими глазами, расширить горизонт.
  • Концентрация на негативе. Любая проблема, оценка которой производится адекватно, становится бесценным опытом, собственным «набиванием шишек». Человек, обладающий узким мышлением, чаще всего ищет виноватых вокруг, вместо того, чтобы запомнить жизненный урок.

Формы

В психологии выделяют основные формы мышления, включающие понятие, суждение и умозаключение:

  1. Понятие формирует представление человека об окружающих явления и предметах, данная форма присуща только словесной речи и позволяет объединять предметы и явления по каким-либо признакам. Понятия подразделяются на конкретные (истинные означающие предмет или явления «дом», «ребенок») и относительные (зависят от восприятия разными людьми, например, что такое добро и зло). Содержание имеющихся понятий раскрываются в речи через суждения.
  2. Суждение — относится к форме, представляющей отрицание или утверждение об окружающем мире или определенном предмете. Образование суждений возможно двумя способами: восприятие понятий, находящихся в тесной взаимосвязи или полученное в виде умозаключения.
  3. Умозаключение представляет формирование нового суждения на основе двух или более существующих изначально. Любое умозаключение формируется как цепочка обоснованных идей. Способность к умозаключению зависит от стадии развития мышления, чем она выше, тем легче человек находит решение при определенной задаче.

Все умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные. В первом случае суждение движется от единичного понятия к общему, а дедуктивное на основе существующих общих происходит обобщение целой группы явлений или суждений в одно общее.

Методы мышления подразумевают разные уровни, где на каждом этапе достигаются определенные цели: сбор информации, анализ имеющихся данных и умозаключение как руководство к действию или бездействию.