Психология групп (курс лекций)

Виды публики

Психология групп (курс лекций)

Несмотря на разнообразные информационные поводы, по которым собираются люди, все эти группы относятся к одному типу – собранной публике.

Собранная публика

Это реальная группа, и состоит она из людей, объединенных не только общими интересами и общей целью, но и единством места и времени. Механизмы убеждения, внушения и психического заражения действуют напрямую через непосредственный контакт с коммуникатором.

Для членов собранной группы характерно также сходство стандартизированного поведения, ожиданий и эмоциональных реакций. Это позволяет психологам рассматривать такой вид публики, как единое целое. Именно возможность непосредственного эмоционального взаимовлияния и приводит к тому, что в определенных обстоятельствах собранная публика превращается в неуправляемую толпу.

Ввел понятие «собранная публика» польский социолог Ян Щепаньский, чтобы подчеркнуть контактный характер этого вида больших социальных групп. Другой вида аудитории, не предполагающий непосредственного контакта между ее членами, социолог назвал несобранной публикой.

Массовая аудитория

В отечественной психологии и социологии несобранную публику Щепаньского чаще называют массовой аудиторией, одновременно отражая в этом понятии связь со средствами массовой информации. Именно СМИ в этом случае являются главным организующим фактором. К несобранной публике относятся зрители одних новостных каналов, сериалов или телепередач, читатели одних и тех же блогов, газет, журналов или определенного жанра книг.

Общие интересы, общие ожидания и одинаковая информация формируют у этих людей не только сходные увлечения, жизненные принципы, политические взгляды, но и стереотипическое поведение в быту, своеобразный характер общения и т. д. Мы можем легко определить поклонниц женских глянцевых журналов или геймеров.

Хоть массовая аудитория и не является реальной группой, но для нее тоже характерны механизмы убеждения и внушения. Правда, в этом случае они проявляются слабее, так как опосредованы печатным текстом или техническими средствами – телевидением, интернетом и т. д. Что касается психического заражения, то раньше считалось, что оно не работает для несобранной публики. Но в последнее время социальные психологи и социологи признают его возможность и эффективность. СМИ оказываются проводниками не только информации, но и эмоций, поэтому настроение массовой аудитории довольно сильно влияет на эмоциональную атмосферу общества в целом.

Процесс становления группы: этапы развития и распределение ролей

Становление общности происходит в 3 этапа:

  1. Становление и первоначальное сплочение. Индивиды знакомятся, происходит первичное узнавание друг друга. Отмечается высокий уровень эмоционального напряжения, которое исчезает по мере углубления знакомства. Члены группы усваивают правила поведения, формируют чувство принадлежности. На этом этапе выделяется один или несколько лидеров.
  2. Возникновение противоречий и конфликтов. Происходит конфликт интересов малых союзов и индивидуалистов, пытающихся утвердить свое место в коллективе. Борьба за лидерство приводит к противоречиям, ссорам и расслоению.
  3. Конструктивное сотрудничество. Повышается уровень психологического единства. Группа приобретает статус в обществе, приближается к статусу коллектива. Эмоциональная атмосфера выравнивается, становится доброжелательной.

Процесс вхождения личности в коллектив происходит в 3 фазы: Психология групп (курс лекций)

  1. Адаптация. Личность усваивает правила поведения, и пока стеснена в проявлениях индивидуальных качеств.
  2. Индивидуализация. Личность заявляет о себе, чтобы занять наиболее выгодное место в иерархии.
  3. Интеграция. Коллектив определяет место новичка, оценив его личностные качества.

В группе по уровню авторитетности выделяют следующие роли:

  • лидер;
  • популярные;
  • предпочитаемые;
  • игнорируемые;
  • аутсайдеры.

Чем выше статус индивида, тем большей властью он пользуется. В процессе развития коллектива индивиды могут оспаривать присвоенный статус, перемещаясь на верхнюю ступень иерархии. В случае пренебрежения правилами поведения в группе индивид, изначально занявший высокую позицию, может сместиться вниз.

Что делать, когда значимый сотрудник желает покинуть компанию

Психология групп (курс лекций)

Прежде всего, чтобы удержать сотрудников компании, руководителю необходимо узнать причину увольнения. Иногда решение уйти в работы – это банальное следствие низкой оплаты труда или отсутствие взаимопонимания среди коллег. Но бывают и такие причины увольнения, о которых догадаться трудно. Тогда без открытого диалога не обойтись.

К сожалению, далеко не в каждой фирме между подчиненным и начальником существуют доверительные отношения, позволяющие поговорить начистоту. В таком случае на помощь можно вызвать кого-либо из сотрудников, с кем у желающего уволиться есть доверительный контакт, пусть рядовой подчиненный расскажет, как удержать работника, который вам так важен. Главное – выяснить реальную причину, по которой заявление об увольнении ждет подписи руководителя (недостаточно высокая зарплата, отсутствие перспектив карьерного роста, притеснения со стороны коллег, проблемы личного характера и др.). Бессмысленно обещать золотые горы, не разобравшись в проблеме.

Даже значительно повысив зарплату сотруднику, вы задержите его в компании совсем ненадолго, если его желание связано, допустим, с некомфортным климатом в коллективе.

Приложив максимум усилий, чтобы удержать сотрудника на работе, не всегда можно рассчитывать на изменение решения человека. Однако анализ причин, по которым компания потеряла ценного специалиста, позволит руководству в будущем избежать новой утечки толковых работников. Всегда лучше увольнение предупредить, чем стараться уговорить остаться на должности человека, все для себя решившего и подыскавшего новое место. Итак, как удержать сотрудника от ухода?

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Психологическая совместимость в браке

Психология групп (курс лекций)

Психологическая совместимость супругов во многом определяет, как долго продлится их брак. Чувства, любовь, сексуальное желание – ничто из перечисленного не сможет удержать их. Поначалу действительно кажется, что партнер – самый лучший человек в мире. Мужчина или женщина считают, что легко справятся с любыми недостатками и недоразумениями. Если не справятся, то смогут смириться с ними. Но вдруг через несколько лет обнаруживают, что с супругом и поговорить-то не о чем. Да и цели в жизни разные. Все дело в изначальном отсутствии совместимости.
На чем основана психологическая совместимость в семейных отношениях?

Воспитание, социальное положение, образование. Это минимум. Если у мужчины и женщины совпадают взгляды на развитие себя как личности, модель семьи, распределение финансов, общение с окружающими — им будет проще взаимодействовать. В будущем никто не столкнется с разочарованием. Вспомните пример из сказок о том, как принцесса влюбляется в бедного юношу. Ослепленная чувствами, она сбегает из дворца, чтобы прожить с любимым долгую и счастливую жизнь. Так вот, это не более, чем сказка. В реальности все намного сложнее. Представляете, каким шоком было бы для принцессы раннее пробуждение и необходимость работать на огороде? Так же обстоят дела и в реальности.
Совпадение темпераментов – еще один элемент психологической совместимости. От них зависит, как супруги реагируют на те или иные ситуации, как часто ссорятся, как проводят свободное время. В этом пункте стоит упомянуть о сочетаемости в сексуальном плане. Она подразумевает не только влечение друг к другу

Важно также совпадение в вопросах дозволенного, раскрепощенности, экспериментов.
Одинаковость во взглядах, ценностях, приоритетах. Важно, чтобы между мужем и женой было что-то общее

Иначе один из них будет искать понимание на стороне. Какие-то моменты действительно можно обсудить с друзьями. От этого брак не пострадает. Но что говорить, если у супругов разные взгляды, к примеру, на убийство или аборт?

Не думайте, что для долгосрочных отношений достаточно какого-то одного аспекта. Уровней психологической совместимости множество. Здесь нет важных и не очень деталей. С друзьями и знакомыми вы можете общаться раз в неделю, месяц, год. А вот с супругом (супругой) вам нужно быть рядом всю жизнь, в любой ситуации. Совпадений в вопросах интересных фильмов, отдыха или развлечений мало.

Критерии психологической совместимости

Психология групп (курс лекций)

Над вопросами психологической совместимости психологи работают несколько десятков лет. Но выявить критерии для ее оценки так и не удалось. На данный момент их условно разделили на 2 группы: для коллектива и для брака.
К первой группе относятся:

  • результаты деятельности;
  • количество потраченных участниками ресурсов (эмоции, энергия);
  • удовлетворенность процессом.

Психологическая совместимость в браке определяется по таким критериям:

  • насколько партнеры удовлетворены взаимоотношениями;
  • оба добровольно хотят быть вместе;
  • супруги готовы искать компромисс, идти навстречу друг другу в решении серьезных вопросов.

Если сказать кратко, совместимость в любом виде взаимоотношений – это способность быть вместе, работать, не конфликтовать, несмотря на критичность ситуации. Без ссор, недоразумений, конечно, не получится. Но участники коллектива заинтересованы во взаимодействии, поэтому решают их в кратчайшие сроки.

100% психологической совместимости не бывает. По мнению психологов — это не что иное, как кропотливая работа над отношениями. Отчасти это так и есть. Изменить не получится темперамент и особенности психики. А вот все остальное при желании можно откорректировать.

Размеры групп: особенности взаимодействия индивидов в зависимости от количественной характеристики

Современная групповая психология выделяет 3 вида общностей по количеству человек: Психология групп (курс лекций)

  1. Большая — крупное объединение, отношения внутри которого формальны, но не устойчивы. Принадлежность к такого рода объединениям дает социально значимые установки, права и обязанности. К большим группам относятся государство, профессиональные объединения, религиозные общины.
  2. Малая — основная форма коллектива, определяющая мнение индивида о себе и месте в обществе. Малая общность создает эталон мышления и поведения, которому личность стремится соответствовать.
  3. Микрогруппа — состоит из 2–3 индивидов. Обладает всеми признаками группы, характер отношений между членами неформальный, основанный на доверии, уважении, взаимной симпатии.

По мере развития индивидуальных качеств, человек может переходить из одной группы в другую или пытаться изменить характеристики объединения, в котором он оказался изначально.

Преобладание общественного интереса над личностным: становление коллектива

Коллектив — группа с высоким уровнем развития. Для достижения этой стадии общности необходимо действовать сознательно и следовать плану, подчиняться требованиям руководителя.

Коллектив характеризуется:

  • единством мотивов и целей, направленных на взаимопомощь и поддержку;
  • условиями для развития личности;
  • групповым характером деятельности;
  • добровольным и позитивным взаимодействием;
  • совместной разработкой способов достижения цели.

Чтобы стать коллективом, общности необходимо пройти этапы развития: Психология групп (курс лекций)

  1. Момент возникновения.
  2. Присвоение имени.
  3. Эмоциональную интеграцию.
  4. Единство целей.
  5. Встраивание целей в общесоциальные.

На последнем этапе происходит замыкание интересов личностей на глобальной цели и отхождение к этапу лже-коллектива, для которого личные цели важнее общественных.

Продуктивное общение внутри коллектива происходит благодаря процессу восприятия человека человеком — формированию образа, возникающего при непосредственном общении.

К механизмам восприятия, обеспечивающим межличностную коммуникацию, относятся:

  1. Идентификация — уподобление другому индивиду, примитивная форма привязанности. Объектом идентификации может выступать как реальный человек, так и вымышленный персонаж.
  2. Эмпатия — проникновение эмоциональным состоянием человека, разделение его чувств.
  3. Рефлексия — оценка собственного состояния психики, анализ впечатления, произведенного на членов коллектива.
  4. Аттракция — формирование привязанности, основанной на привлекательности одного индивида для другого.

В развитом коллективе личность работает на общественные интересы, но получает возможность развивать свои сильные стороны. Коллектив работает как слаженная команда, направляя основные стремления на общечеловеческие интересы.

Виды

Для полноценного развития человека как личности нужно общество. На протяжении всей жизни ему придется вступать в отношения. Они могут быть романтическими, дружескими, трудовыми и т.д. В любом случае нужно учиться взаимодействовать с окружающими. Эффективность взаимодействия напрямую зависит от того, насколько похожи люди между собой, от их психологической совместимости. Не обязательно, чтобы они были «как две капли воды»

Важно, чтобы они гармонично дополняли один другого.
Итак, выделяют 3 вида психологической совместимости:

  1. Социально-психологическая совместимость. Членов группы или коллектива объединяют общие цели, интересы, социальные установки, культура, ценности, взгляды и мнения. Они одинаково смотрят на совместные занятия и относятся друг к другу с уважением. Сочетаемость в данном случае зависит от типа личности каждого отдельного человека.
  2. Психофизиологическая совместимость. Это сочетание физического и интеллектуального, психомоторного развития. Сюда же относится развитие органов чувств, темперамент. Наиболее ярко совместимость такого типа выражается в спортивных командах. Но нужна она и в других сферах жизни, например, в сексуальных отношениях.
  3. Классическая психологическая совместимость. У людей одинаковые мотивы, характеры и поведение.

Самым интересным видом считается психофизиологическую сочетаемость. Одним из ее элементов является совместимость темпераментов. Здесь складывается довольно интересная ситуация. Похожие темпераменты не будут гарантией того, что люди найдут общий язык. Шансы 50 на 50. В случае, когда темпераменты прямо противоположны друг другу, о взаимодействии речь не ведется совсем.

Психологическая совместимость в коллективе

Психология групп (курс лекций)

От психологической совместимости в группе зависит многое:

  • итоговые результаты деятельности;
  • насколько участники группы довольны проделанной работой;
  • сколько затрачено усилий, ресурсов;
  • эмоциональный вклад.

Получается, что социально-психологическая совместимость в коллективе – это способность нескольких человек работать над достижением общей цели, быть сплоченной командой. Чем больше объединяющих факторов, тем эффективнее производство.

Психологическая совместимость участников коллектива зависит от коммуникативных особенностей. Выделяют 4 типа людей:

  1. Лидеры. Легко справляются с поставленными задачами. Готовы управлять другими.
  2. Индивидуалисты. Любят работать в одиночку.
  3. Конформисты. Всегда находятся в подчинении у лидеров. Легко адаптируются к условиям коллектива.
  4. Коллективисты. Работают исключительно в группе.

Собирая группу, нужно учитывать и другие факторы:

  • физиология – пол, возраст, здоровье;
  • психофизиология – темперамент;
  • психология – черты характера, мотивы;
  • социально-психологические нюансы – приоритеты, жизненные ценности, цели, ожидания.

Если говорить в общем, психологическая совместимость в коллективе определяется особенностями работы. Для длительного сотрудничества подойдут люди со схожими чертами. Для выполнения творческих заданий нужна группа участников, черты характера которых будут дополнять друг друга. Чтобы достигнуть одну большую общую цель, стоит подобрать непохожих сотрудников, возможно, даже с контрастными качествами.

26Организация групповых форм психологической работы — Стр 3

3. Теоретический «кусок»: введение понятий, правил, технологий.

4. Отработка навыков в серии упражнений.

5. Обобщение полученных навыков в «большой» ролевой игре.

6. Рефлексия (обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы ведущего).

7. Межличностная поддержка, обратная связь.

Посмотрим, как работает эта схема на примере такой узкой темы, как «Позиции „сверху“, „снизу“ и „наравне“ в общении».

Разминка

Упражнение типа «карусель», в ходе которого участники в парах разыгрывают небольшие сценки с заданными ролями: билетный контролер — «заяц», продавец — покупатель и т. д. Обмен чувствами в парах и общем кругу. Обсуждение понравившихся и непонравившихся ролей.

Диагностическое упражнение

Участники (исполняющие роль начальника) по очереди уговаривают своих сотрудников выйти в выходной день на субботник. Разрешаются любые приемы влияния. Короткое обсуждение.

Теория

Вводятся понятия трех типов пристроек; обсуждаются вербальный и невербальный репертуар исполнения каждой из них, возможности и ограничения их применения.

Отработка

Упражнение в тройках, направленное на проживание каждым участником всех трех позиций. Обсуждение чувств в тройках, общий анализ. Длительность обсуждения в этом упражнении максимальная. Пассивные участники обязательно стимулируются вопросами.

Обобщающая игра «Администратор гостиницы»

Кто-то из участников играет администратора гостиницы, в которой нет мест, остальные пытаются получить в ней спальное место, пользуясь одной из трех пристроек. Обсуждение итогов.

Общий анализ

Стимулирование процессов обратной связи, самоанализа. Обмен чувствами. В завершение — упражнение на групповую сплоченность, снимающее трения и разногласия, возникшие в ходе работы над навыками, например «Живые руки».

Такая работа, несомненно, требует много времени, но благодаря своей целостности и завершенности она очень эффективна. Она хорошо дисциплинирует участников, помогает им сосредоточиться на проживании определенного опыта, овладении конкретными навыками.

Психогимнастика в СПТ

В «живом теле» СПТ, помимо конкретных тем и работы над групповой динамикой, есть еще один элемент — психогимнастические упражнения. В тренингах общения они в большинстве случаев выполняют подчиненную роль, используются в качестве разминки на этапах перехода от одной темы к другой для поддержания групповой атмосферы.

Наиболее активно психогимнастика обычно используется в разминке. Однако, повторим, в СПТ на ней акцента не делается. При этом надо ответственно относиться к выбору психогимнастических упражнений, так как многие из них чрезвычайно энергоемкие или, наоборот, высвобождают огромное количество групповой энергии, которая затем может не позволить группе переключиться на отработку навыков. На эту тему мы тоже поговорим отдельно.

Заключение

Психологический тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.

При правильной организации и проведения тренингов даже малое количество профессионалов может сделать наше общество здоровее и лучше. Давайте же растить профессионалов.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Классификация объединений по составу, особенностям, формам отношений

Группы разделяют на условные (выделенные исследователями по общему признаку) и реальные (существующие как общность). Реальные группы разделяют по характеру и особенностям взаимодействия Психология групп (курс лекций)

  1. Номинальная — организована стихийно, существует временно. Члены общности не развивают близких отношений, их главный интерес — выполнение определенной деятельности. К таким общностям относятся туристы, зрители, пассажиры общественного транспорта.
  2. Ассоциация — союз, в который входят только индивиды, объединенные общими целями (союз друзей). Как правило, устойчивы, лидерство носит демократический характер.
  3. Кооперация — устойчивая общность с четкими целями. Уровень сотрудничества высокий, отношения деловые, строго соблюдается иерархия. Благодаря этому достигается высокая результативность в выбранном виде деятельности.
  4. Корпорация — объединяется вокруг внутренних целей, игнорируя внешние. Выступает как асоциальное объединение, не склонное к сотрудничеству с другими общностями.

Как правило, формат групповых отношений определяется до формального объединения общности. Но случайное попадание в общность сильного лидера с интересами, противоречащими изначальным, может изменить внутренние устои и направленность общности.

Взаимодействие с публикой

Умение управлять аудиторией необходимо для успеха в разных сферах деятельности, причем не только связанных со сценическим искусством или с политикой. Чаще всего на первое место среди способностей влияния на публику ставят ораторское искусство – умение хорошо, складно и убедительно говорить. Без него, конечно, не обойтись, но одних ораторских способностей мало. Проблемы, возникающие перед теми, кто хочет научиться управлять публикой, в значительной степени психологические. Главная из них – страх перед аудиторией.

Страх перед публикой, его причины и возможность преодоления

Психология групп (курс лекций)

Встречаются, конечно, люди, которые оставаясь один на один с аудиторией, испытывают кайф, настоящий душевный подъем и даже восторг. Они прирожденные артисты, публика возбуждает и заводит их. Но таких людей мало, не больше 10 %, а остальные 90 % людей испытывают перед аудиторией паническое, иррациональное чувство страха. Холодеют руки и потеют ладони, бросает то в жар, то в холод, дрожит голос, и все слова куда-то исчезают.

Это ощущение знакомо многим, преодолеть его очень непросто, потому что у него есть объективные, естественные причины, истоки которых следует искать в далеком прошлом наших предков. Думаю, вы знаете, что прямой взгляд в глаза у всех животных воспринимается как угроза. А если вам в глаза смотрят 20-30-50 человек? Срабатывает древний защитный механизм, человека охватывает паника и рефлекторное желание сбежать подальше от этой опасной толпы. Это желание вполне нормальное, так как человек оказался в экстремальной ситуации «один против всех», и никакое ораторское искусство здесь не поможет.

В популярной литературе и на страницах сайтов можно встретить совет: не смотреть в глаза публике, а смотреть поверх голов. Хоть это и может снять нервное напряжение и уменьшить страх, но подходит разве что актерам. Тем же людям, которые хотят научиться управлять аудиторией, убеждать людей, вести их за собой, такой совет не подходит. Чтобы заинтересовать, увлечь аудиторию, без контакта глаз не обойтись.

Не стоит также читать текст выступления по бумажке. Это, конечно, отчасти избавит от неприятных ощущений, и слова сообщения вы не забудете, но выступающим по бумажке аудитория не доверяет и не воспринимает их как профессионалов и экспертов, разбирающихся в своем вопросе.

Но выход все же есть. Это выработка привычки публичных выступлений. Так же как человек может избавиться от боязни высоты, привыкнув к ней, так и публичный оратор со временем перестанет испытывать робость перед аудиторией. Большую роль играет также чувство уверенности в своих знаниях, ощущение превосходства над аудиторией. А это возможно, только если выступающий действительно профессионал.

Условия эффективного управления аудиторией

Избавление от дискомфорта во время публичных выступлений создают благоприятные условия для управления публикой. Но есть и еще несколько важных факторов, о которых не стоит забывать:

Интерес – это цементирующая основа публики

Чтобы удержать внимание людей, нужно их заинтересовать и поддерживать этот интерес в течение всего общения. Для этого желательно, чтобы оратор и сам был увлеченным человеком.
Аргументированность – необходимое условие успешного выступления

Если вы хотите в чем-то убедить людей, то нужно заранее подобрать не только веские логичные доводы, но и те слова, с помощью которых вы будете передавать информацию.
Обращаясь к аудитории, необходимо выбрать не только близкую ей тему разговора, но и близкую и понятную риторику. Владение языком публики – необходимое условие для формирования ее доверия.
Не стоит забывать и о невербальных средствах общения, ведь с их помощью передается около 80 % информации. Тот, кто хочет управлять публикой, должен следить за своей мимикой и пантомимикой. Они должны не только соответствовать эмоциональной атмосфере, но и быть максимально правдивы и искренни – люди быстро почувствуют ложь.
Необходим постоянный контакт и обратная связь. Непосредственное обращение к аудитории, отслеживание ее реакции по выражению глаз и мимике нужно не только для ориентации в ситуации общения, но и для того, чтобы люди доверяли оратору, чтобы каждый чувствовал, что выступающий обращается именно к нему.

Аудитория недаром считается наиболее организованной из больших стихийных групп. Она не только поддается убеждению и внушению, но и часто становится инструментом для продвижения человека к успеху. Причем не стоит думать, что речь идет исключительно о манипулировании. Публика, что бы о ней ни говорили политики, чутко чувствует ложь и фальшь и поддержит в первую очередь того, кто действительно заботится о ее интересах.