Виды чувств. в психологии различают низшие и высшие чувства

«Телесная карта чувств»

Упражнение для развития эмоциональной саморегуляции

  • Цель: установление контакта с телом и чувствами, интеграция чувств и тела.
  • Материалы: бумага формата А4 и пастель или цветные карандаши.
  • Инструкция: нарисуйте свое тело. Теперь нужно отметить чувства в теле – где какое чувство живет. Например, гнев может жить в кулаках, страх – в коленях.

Осуществляется это следующим образом: для каждого чувства подбирается цвет, им делается надпись либо штриховка в нужной части тела.

Можно в одну и ту же часть тела помещать несколько чувств. Так, в груди могут жить любовь, печаль, одиночество, нежность.

И одно и то же чувство может быть в разных частях тела. К примеру, ярость может быть в кулаках, в челюсти, в ногах.

Правая и левая стороны тела вполне могут отличаться. Кроме того, чувства могут быть где-то проявлены больше, где-то меньше. Вы можете отобразить это на рисунке при помощи разных цветов.

Подсказка: представьте, что вы испытываете какое-либо чувство. Как тело реагирует на появление этого чувства? Сжимается живот? Значит, это чувство живет у вас в животе.

Помните, что телесная карта чувств всегда индивидуальна, тут не может быть правильных или неправильных вариантов.

Функции эмоций

Таблица 1

Функции эмоций

Гамезо М.В. Ильин Е.П.
  1. Отражательно-оценочная;
  2. Сигнальная;
  3. Защитная;
  4. Управляющая;
  5. Мобилизующая;
  6. Компенсаторная;
  7. Дезорганизующая

 

  1. Сигнальная;
  2. Стабилизирующая;
  3. Защитная;
  4. Мобилизующая;
  5. Санкционирующая;
  6. Компенсаторная.

Рассмотрим подробно функции эмоций в понимании Гамезо М.В.

Отражательно-оценочная функция позволяет обобщённо отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне сознания (в мышлении).

Сигнальная функция состоит в оповещении организма (нервной системы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (их удовлетворении или неудовлетворении).

Защитная функция эмоций состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (страх, отвращение и др.). Эти эмоции сохраняются в памяти и в определённой ситуации извлекаются из неё с целью выполнения защитной функции.

Управляющая функция выражается в том, что эмоции являются внутренними регуляторами любой деятельности. Оптимальная продуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций (О. Хебб).

Мобилизующая функция заключается в том, что эмоции могут быть побудителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции – субъективная форма существования мотивации.

Компенсаторная функция позволяет компенсировать недостатки других психических явлений. Например, в монологической речи преподавателя полезны эмоциональные элементы речи. Они не только украшают речь, но и способствуют более глубокому пониманию материала.

Дезорганизующая функция эмоций может проявляться в нарушении поведения, деятельности, памяти, мышления и других процессов за счёт сильных эмоций, особенно негативных. Однако это происходит не всегда.

Таким образом, с помощью эмоций мы определяем значимость внешних воздействий и оцениваем собственное поведение. Все наши победы и поражения окрашены эмоционально. Многие жизненные события запоминаются именно благодаря пережитым эмоциям. Знание особенностей эмоциональности другого человека способствует пониманию его действий и поступков, установлению с ним адекватных форм и способов общения, рациональной организации деятельности.

Психологические теории и школы

В психологии существуют разнообразные теории эмоций, характеризующие природу их возникновения, особенности проявления, свойства и значимость для человека. Они были созданы приверженцами различных научных школ, а затем усовершенствованы и доработаны последователями.

  • Школа функционализма – изучает способы приспособления и адаптации человека к изменяющейся окружающей среде.
  • Эволюционная теория Ч. Дарвина (1872 г.) – эмоции эволюционируют и адаптируются под окружающую ситуацию вместе с эволюцией человека. При этом многие эмоции, на уровне инстинктов, очень похожи у людей и животных.
  • Рудиментарная теория Г. Спенсера, Т. Рибо (1876 – 1896 г.) – продолжение развития теории Ч. Дарвина, согласно которой выразительные движения, сопровождающие человеческий страх, являются рудиментарными остатками реакций животных при защите или бегстве, а движения, сопровождающие гнев – рудиментарные остатки реакции нападения.
  • Нейропсихологическая структурная теория Дж. Пейпеца (1937 г.) – предполагал, что в мозгу человека существует единая система структур, образующая базу для развития эмоционального возбуждения. Система является замкнутой, и в психологии получила название круга Пейпеца.
  • Органическая теория Джеймса-Ланге (1880 – 1890 гг.) – эмоции возникают у индивида как следствие физиологических рефлекторных изменений, являясь вторичными. Например, печаль возникает, когда человек плачет, стыд – когда краснеет.
  • Теория Кэннона-Барда (1920 – 1930 гг.) – является противоположностью органической теории, предполагая, что эмоции и физиологические изменения возникают одновременно. Нервные импульсы сначала поступают в таламус, а затем в гипоталамус (отвечающий за физиологические изменения) и в кору больших полушарий мозга (где формируются эмоции).
  • Биологическая теория П. К. Анохина (1949 г.) – эмоции человека эволюционировали и приспосабливались под окружающую среду, проходя 2 основных стадии – формирования и удовлетворения.
  • Теория Линдсея-Хебба (1949 г.) – с помощью экспериментальных исследований доказана зависимость уровня возникающих эмоций от успешности деятельности человека.
  • Школа психоанализа – изучает особенности возникновения и протекания эмоций как реакцию на неосознанные мотивы.
  • Психоаналитическая концепция З. Фрейда (1895 г.) – бессознательное служит источником энергии (либидо) и при конфликте с предсознательным способствует появлению негативного аффекта, который можно устранить путем подавления (разрядки). Под предсознательным в данном случае понимается совокупность моральных норм и запретов, сохранившихся в памяти от предыдущих поколений на уровне инстинктов.
  • Школа когнитивной психологии – изучает познавательные (когнитивные) процессы во взаимосвязи с эмоциональным восприятием.
  • Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (1957 г.) – появление положительных и отрицательных эмоций связано с соответствием или несоответствием текущих действий с ожидаемым результатом от этих действий.
  • Двухфакторная теория С. Шехтера (1962 г.) – эмоции формируются под воздействием 2 составляющих: физиологического возбуждения и его когнитивной интерпретации.
  • Школа структурализма – исследует структуру сознания при помощи экспериментов.
  • Ассоциативная теория В. Вундта (1880 г.) – эмоция первична и появляется в результате действия раздражителя на таламус мозга, а физиологические изменения в организме – следствие возникающих эмоций.

Виды эмоций

Помимо наших ощущений касательно эмоций, в плане, нравятся нам они или нет, существует целая классификация чувств. Итак, их различают:

По знаку

  • Отрицательные – связанные с фрустрацией потребностей;
  • Положительные – соответственно, с их удовлетворением;
  • Амбивалентные – когда двоякое отношение к чему-либо. Например, такое случается, когда человек радуется неудачам коллеги. С одной стороны, радость приятна, но с другой – то, что она связана с неприятностями другого человека, говорит о ненависти к нему, злости.

Виды чувств. в психологии различают низшие и высшие чувства

По качеству

Карл Изард, американский психолог, придерживался мнения, что существуют основные, фундаментальные эмоции, которые испытывает психически здоровый человек.

Здесь указана характеристика каждого из них:

Радость – возникает, когда удовлетворяется любая актуальная потребность;
Удивление – реакция на обстоятельства, которые оказались внезапными, то есть, личность их ранее не прогнозировала, соответственно, не ожидала;
Гнев – состояние, которое возникает в случае сильной фрустрации, угрозы безопасности, как психологических границ, так и здоровью, жизни индивида. Либо же в случае длительного накопления раздражения. Как с ним справиться, вы сможете узнать, если перейдёте по этой ссылке;
Отвращение – маркер того, что приходится соприкасаться с тем, что вызывает неприязнь. Если не заметить своё отвращение и «наестся» чего-то омерзительного, неприятного – может стошнить. Это касается не только продуктов, но и отношений, информации в целом;
Презрение – когда жизненные позиции, устои, ценности и мнения совершенно инаковые, чем у того, кого презирают. Признать право другому быть таким, какой он есть не всегда удаётся, именно в такие моменты зарождается презрение;
Страх – возникает в случае реальной, или возможной, порой даже мнимой опасности.
Стыд – когда представления о себе или своём поведении совершенно не совпали с ожиданиями окружающих

Может преобразоваться в токсический, когда всё внимание сконцентрировано только на собственном проступке, либо несовершенстве. Тогда это приносит достаточно интенсивные страдания на фоне изоляции

Вот почему при стыде сложно смотреть в глаза;
Страдания – если человек осознаёт, что какую-то потребность невозможно удовлетворить, возникает боль. Например, утрата близкого человека приносит очень много страданий, горя.

По силе и устойчивости

  • Ситуативные – являются простыми, кратковременными. Они возникают как реакция на какое-либо событие. Могут проявляться интенсивно, допустим, в виде аффекта. Но при завершении их выражения состояние стабилизируется, приходит в норму.
  • Устойчивые – продолжительное состояние, которое влияет на восприятие окружающей действительности. Когда радостно на душе, цвета кажутся ярче, запахи насыщенней, а люди вокруг добрыми и интересными. Но если же боль и грусть настигли, тогда даже приятные события не вызовут реакцию, какая бы могла быть при обычном настроении.

Физиологические основы эмоций и чувств

Эмоции – результат деятельности мозга, комплексной работы коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре. Отражаемые в сознании объекты вызывают сильные очаги возбуждения в коре, которые передаются в стволовую часть мозга и подкорку, в которой находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. На раздражители реагирует прежде всего подкорка, что ведёт к изменению ритма дыхания, сердечной деятельности, скелетных мышц и мышц тела, работы желез внешней (слюнные, слёзные, потовые) и внутренней секреции.

Кора регулирует действия подкорки, поэтому человек сдерживает голод, социально неприемлемые порывы. Но если кора ослаблена (при опьянении, переутомлении и т.д.), то человек теряет возможность сдерживаться.

В 1950 г. Д. Олдз и П. Милнер в экспериментах на животных открыли центры удовольствия и центры страдания, а позднее центры голода, жажды и пр., что составило эмоциональную карту мозга. При этом центры страдания, будучи расположенными в разных частях мозга, образуют единую систему. Поэтому отрицательные эмоции переживаются довольно однообразно. Центры наслаждения такой системы не образуют и положительные эмоции переживаются более дифференцированно.

Далее в таблице представим отдельно физиологические основы чувств и механизмы эмоций.

Таблица 2

Физиологические механизмы эмоций и чувств

Физиологические основы чувств Физиологические основы эмоций
Ведущая роль: — коры головного мозга, которая оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, регулирует протекание и выражение чувств и эмоций; — 2-й сигнальной системы;слово: – сигнал для возникновения чувств, эмоций; — основа формирования высших чувств. Эмоции: — обусловлены возбуждением подкорковых центров и вегетативной нервной системы; — вызывают изменения: — в органах кровообращения; — в органах дыхания; — в органах пищеварения; — влияют на мышление, память, координацию движений, продуктивность деятельности.

Возрастные этапы развития

Виды чувств. в психологии различают низшие и высшие чувстваРазвитие чувств в раннем детстве — важный, сложный процесс. Он происходит поэтапно:

Новорожденный младенец. Появившись на свет, ребенок владеет базовыми формами проявлений, необходимых для выживания: голод, удовольствие, боль, страх. Эмоциональное состояние зависит от физических ощущений. Новорожденный не умеет различать чувства. Его главный интерес, потребность — физический контакт с матерью. Младенец реагирует на ее настроение, копирует его.
От 0 до 6 мес. Младенец понимает, какие ощущения он испытывает при контакте со взрослыми. Его восприятие фрагментарно: он видит мир частями. К полугоду он учится различать родных и чужих, в его арсенале появляется тревога, настороженность. Изучая мир, он пытается потрогать все, что видит. Если это не удается, младенец испытывает гнев, дискомфорт.
6–12 мес. Полугодовалые малыши умеют удивляться, проявлять интерес. Помимо физических потребностей, у ребенка возникают умственные. Постепенно формируются интересы: ребенок разделяет игрушки на любимые, нелюбимые. В возрасте 8 месяцев появляется страх разлуки с матерью, ребенок испытывает тревогу, становится беспокойным.
1–1,5 г. Появляются собственные желания, потребность их реализовать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения, но часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Препятствие вызывает злость, стремление получить свое

В этом возрасте важно научиться разделять желания и действия. Основное достижение 1,5 лет — у ребенка формируется представление о самом себе, малыш отождествляет себя со своим именем.
1,5–2 г

Ребенок больше не беспомощный. Он уверенно передвигается, может сам взять игрушку, у него появляется больше свободы и потребностей. Он стремится доказать самостоятельность, право на собственное мнение. В этом возрасте он уже разделяет чувства, но не может их назвать.
2–2,5 г. Двухлетние дети видят себя центром мира, у них нет понимания опасности. Также еще не сформировано чувство сострадания и жалости: если ребенку не понравится другой малыш, он может ударить его или укусить, выражая неприязнь.
2,5–3 г. При благополучном развитии к трем годам у ребенка сформируется целостное представление о себе. Появляется гордость за свою самостоятельность и стыд в случае неудачи. Просыпается интерес к другим детям, стремление занять свое место в коллективе.

Развитие чувств продолжаться до окончания подросткового возраста. Первые годы жизни формируют основу, которая поможет ребенку отличать чувства от эмоций.

Виды чувств. в психологии различают низшие и высшие чувстваАдаптация ребенка в коллективе

Диагностика

Эмоции в психологии, классификация и их функциональная роль, изучаются с целью определения настроения и общего состояния человека, выявления ярко окрашенных негативных реакций и поиска путей выхода из них, самоконтроля за своим эмоциональным фоном и его устойчивостью.

Диагностика эмоций проводится по нескольким направлениям:

  • Наблюдение – анализируются физиологические изменения в организме (артериальное давление, пульс, температура кожных покровов, анализ мимики лица, речи).
  • Опросники – наиболее распространенный и информативный метод диагностики, направленный на выявление ведущих эмоций человека, с помощью специально разработанных тестов. Метод используется и для определения самооценки эмоционального состояния.
  • Для установления ведущих эмоций была разработана дифференциальная шкала К. Изарда (1976 г.). Она состоит из 10 основополагающих эмоций, характеризующихся 3 значениями, с которыми сопоставляются собственные ощущения. Этим значениям присваиваются баллы, после чего производится подсчет коэффициента самочувствия.
  • Цветовой тест М. Люшера (1949 г.) – связывает эмоциональное состояние со светочувствительностью глаз. Предполагает, что те или иные эмоции ассоциируются с определенными цветами, и человек должен соотнести 1 из 8 цветов с заданным вопросом. Теплые оттенки (красно-желтая гамма) свидетельствуют о наличии положительных эмоций и хорошего настроения, холодные тона сигнализируют о присутствии негативных эмоций.
  • Шкала оценки значимости эмоций по Б. И. Додонову (1977 г.) – ранжирование предпочтений в эмоциях по 10 критериям (от наиболее значимых к менее существенным) с целью определения преобладающих потребностей (биологическая, познавательная, социальная).

Для детей младшего возраста чаще всего применима методика оценки эмоциональной устойчивости с помощью рисунков (методы Кактус, Рисунок семьи).

Анкетирование – разновидность опроса, проводимая в письменной форме, путем заполнения бланков анкеты. Часто используется для опроса группы лиц как в статике (однократно), так и в динамике (повторный опрос спустя определенное время).

Пройти клинико-психологическое или нейропсихологическое обследование в Москве можно в клиниках:

  • М-Вита, ул. Зеленоградская, д. 39, к. 1 – от 1500 до 2500 руб.;
  • АВС медицина, ул. Столетова, д. 19 – 1100 руб.;
  • Альянск КРК, ул. Цюрупы, д. 1, стр. 6 – 4000 руб.;
  • Семейная клиника, ул. Первомайская, д. 42 – 3300 руб.;
  • Лечебный центр, ул. Тимура Фрунзе, д. 15/1 – 2900 руб.

Обратиться за консультацией психотерапевта можно к частному доктору или в одну из клиник Москвы:

  • Столица, пр-т Мира, д. 12, стр. 3 – 3000 руб.;
  • М-Вита, ул. Зеленоградская, д. 39, к. 1 – 2000 руб.;
  • Клиника Фомина, ул. Долгоруковская, д. 17, стр. 1 – 6000 руб.;
  • Альянск КРК, ул. Цюрупы, д. 1, стр. 6 – 3000 руб.

Эмоции

Эмоции – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Они, как правило, значительно менее продолжительны, чем чувства. Например, чувство преданности может длиться годами, а радость – десять секунд.

Эмоции, как и чувства, различаются по тем же характеристикам: валентность, интенсивность, стеничность и содержание.

С физиологической точки зрения эмоция – это активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния. Появление эмоций у человека идет рука об руку с физиологическими изменениями.

Как можно распознать некоторые эмоции? Давайте рассмотрим наиболее частые из них и выясним, как понять, когда они наступили у вашего собеседника.

1

Злость

Злость возникает, когда мы не можем по какой-то причине достичь своей цели. Признаки:

  • покраснение шеи и лица;
  • скрежетание зубами;
  • рычание;
  • сжатые кулаки;
  • наклон вперед и вторжение в ваше личное пространство;
  • сильные, властные позы;
  • общий агрессивный язык тела.

2

Страх, беспокойство и нервозность

Страх возникает, когда основные потребности находятся под угрозой. Существует множество уровней страха, от легкой тревоги до слепого ужаса. Многие телесные изменения, вызванные страхом, позволяют легко его обнаружить.

Беспокойство – это тревожное состояние человека, вызванное нарушением покоя. При этом человеку может ничего не угрожать, то есть переживания будут бессмысленными и нерациональными, либо же иметь под собой серьезную основу.

Нервозность – это состояние сильной возбудимости нервной системы, приводящей к резким и острым реакциям на незначительные раздражители.

Несмотря на то, что эти три эмоции в некотором смысле различны, они имеют схожие проявления в физиологии и языке тела:

  • холодный пот;
  • бледное лицо;
  • пересохшее горло (что приводит к облизыванию губ);
  • дрожащие губы;
  • изменение тона речи;
  • ошибки в речи;
  • дрожащий голос;
  • видимый высокий пульс (заметный на шее);
  • потоотделение;
  • напряжение в мышцах: сжатые ладони, прерывистые движения;
  • стремление задержать дыхание;
  • суетливость.

3

Печаль

Печаль – это противоположность счастью и указывает на депрессивное состояние. Признаки:

  • изнеможенное тело;
  • дрожащие губы;
  • «плоский» речевой тон;
  • слезы.

4

Замешательство

Замешательство может быть вызвано виной или нарушением ценностей. Признаки:

  • покраснение лица и шеи;
  • желание отвести глаза (нежелание смотреть в глаза человеку);
  • гримасничанье;
  • поддельная, вынужденная улыбка;
  • смена темы и попытка скрыть замешательство.

5

Удивление

Удивление возникает в тот момент, когда происходит то, чего не ожидалось. Признаки:

  • поднятые брови;
  • расширенные зрачки;
  • открытый рот;
  • внезапное движение назад.

6

Счастье

Счастье возникает, когда цели и потребности удовлетворяются. Признаки:

  • общее расслабление мышц;
  • улыбка (включая улыбающиеся глаза);
  • открытый язык тела.

Вы также можете выявить обманщика, исходя из информации, представленной выше. У такого человека мимика и язык тела не совпадают во времени с его словами: они либо опережают их, либо опаздывают. Голова совершает механические движения, жесты противоречат смыслу произносимых слов. Поэтому, чтобы понять человека, наблюдайте и слушайте.

Завершение

Будьте внимательны к себе! Эмоции влияют не просто на наше самоощущение, но и на такие умственные процессы, как восприятие, память, мышление. Да, они легко могут активизировать любой из них, либо же наоборот, притормозить. Стимулируют фантазию и способность находить креативные решения. С их помощью мы смело можем утверждать, что живы, а это ведь самое главное. Они обогащают нас и позволяют полноценно проживать каждый день, ценить его, запоминать.

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Будьте внимательны к собственным переживаниям, а также тех, кто повстречался на вашем пути. Удовольствия вам, и счастья! Напоследок рекомендую пройти тест, чтобы узнать, насколько вы чувствительны и осознанны. Его вы найдёте здесь.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина.

3

Функции и значение

Виды чувств. в психологии различают низшие и высшие чувстваЗадача чувств — получать, классифицировать информацию о предметах. Также у них есть отдельные функции:

отражательная — помогает оценивать уровень опасности, полезности предметов, чтобы вовремя среагировать на угрозу;
стимулирующая — побуждает предпринимать активные действия, строить планы на будущее, искать пути решения сложных задач, мотивацию;
подкрепляющая — помогает оценивать значимость события для индивида, запоминать важное;
переключательная — подсказывает к какой категории относить предметы, действия, расставлять приоритеты;
приспособительная — формирует готовую базу проявлений, которые человек уже испытывал;
коммуникативная — влияет на отношения с окружающими, потребность в общении, помогает устанавливать эмоциональные контакты.

Нормальную работу функций может обеспечить только позитивная социальная среда. Если в работе функции появляются сбои, эмоциональный интеллект человека не развивается. Низкий уровень эмоционального интеллекта характерен для детей, которые воспитывались в неблагополучной среде.

Крайняя степень проявления педагогической запущенности у детей-маугли, выросших вдали от людей. Они не различают проявления других людей, не умеют выражать чувства. Их психологическое развитие находится на уровне детеныша обезьяны.

Два полюса эмпатии

Еще одна важная тема – эмпатия, способность к сопереживанию, эмоциональному чувствованию другого человека.

В аддиктивных семьях механизм эмпатии неоптимален, обычно проявляются полярности.

1. Недостаточность эмпатии, эмоциональная холодность и черствость

Истинные чувства подавляются, эмпатия представляется чем-то угрожающим. Но в некоторых случаях механизм эмпатии просто не был достаточно развит в раннем детстве. Если окружение ребенка не было эмпатичным, он не может научиться эмпатии. Здесь особенно важен возраст до полутора лет.

2. Эмпатия чрезмерна, граница размывается, возникает симбиотическая связь

Чужие чувства, боль воспринимаются как свои собственные. Это так называемый «контакт без границ», в котором легко себя потерять. Чаще всего такой тип контакта является следствием фиксации в оральном симбиотическом периоде, когда ребенок и мать представляют собой словно бы единое целое.

Зависимые личности чаще развиваются по пути недостаточности эмпатии; созависимые личности – по пути чрезмерной эмпатии

Важно нормализовать механизм эмпатии, прийти к балансу между чувствованием другого человека и настроенностью на себя

Зависимость чувств от личностных особенностей

Можно судить о личности человека не только по словам, действиям и поступкам, но  и по переживаемым эмоциям и чувствам, направленных на окружающих.

Стоит отметить индивидуальные различия каждого человека, разницу в мировоззрении, взглядах на жизнь в целом, либо на определенные явления, различные проявляемые свойства личности, направленность эмоций и чувств.

Да людей, которым свойственна принципиальность, свойственны устойчивые чувства, опирающиеся на его взгляды и особенности мировоззрения.

Для человека противоречивого, не обладающего постоянными убеждениями, терзаемого внутренними противоречиями чувства и эмоции могут характеризоваться эмоциональной разбросанностью. Для него возникновение чувств является случайным, проявляется непостоянство внутреннего мира, своих убеждений и принципов.

То есть при возникновении одной и той же ситуации, связанной с жизненными трудностями один человек может проявить такие чувства как неуверенность в себе, неудовлетворенность, отчаянье, пассивность, а для другого это даст определенный толчок, заряд бодрости, желание во чтобы то ни стало добиться успеха и преодолеть все преграды.

Можно выделить различные индивидуальные различия по глубине чувственного восприятия. Возникновение глубоких чувств имеет тесную связь со строением личности, то есть зависит от всех сторон внутренней жизни: мысли, желания, стремления. Можно сделать вывод, что человек особенно сильно будет испытывать чувства, связанные с интересами и целями жизни.

Трудно сказать какие чувства являются наиболее ценными для человеческой личности. Их развитие и проявление индивидуально, но все виды чувств очень значимы для развития человека. Чувства наполняют человека, придают смысл деятельности и помогают адаптироваться и выжить. Только анализируя собственные чувства, прислушиваясь к себе, возможно найти свой путь и удовлетворить значимые потребности.

Чем отличаются чувства от эмоций

Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

  • Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
  • Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
  • Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
  • Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
  • Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
  • Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.

Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

Сущность чувств и эмоций

Виды чувств. в психологии различают низшие и высшие чувства

Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими. Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

Основные виды

Чтобы легче понять разницу между этими двумя понятиями, нужно их классифицировать. Как утверждает общая психология, эмоции и чувства могут быть позитивными, негативными и нейтральными. Человек проявляет их в зависимости от жизненной ситуации. Например, к положительным эмоциям можно отнести радость, удовольствие, восторг, блаженство, к негативным – страх, грусть, печаль, горе, отчаянье, тревогу, к нейтральным – удивление, безразличие, любопытство. Что касается чувств, то положительными являются любовь, счастье, ответственность, к отрицательным относят ненависть, отчуждённость. Нейтральные тяжело выделить, так как человек обычно принимает ту или иную сторону, узеньким мостком между которыми служит только одно равнодушие.

Виды чувств. в психологии различают низшие и высшие чувства

  1. Нравственными или моральными. Возникают как взаимоотношение общественных правил и поведения человека. Имеют социальный характер, бывают позитивными и негативными: патриотизм, дружба, презрение, неуважение.
  2. Интеллектуальными. Основаны на познавательной деятельности. Например, самоудовлетворение, разочарование.
  3. Эстетическими. Умение создавать или воспринимать прекрасное.

Каждое чувство и эмоция легко переходят из одной категории в другую, так как способны трансформироваться и полностью менять свой «окрас».