Тема: «формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Как проверить правильность осанки у ребенка в домашних условиях

Нарушения осанки проще предупредить, чем лечить. Рекомендуется периодически проверять осанку сына или дочки и при малейших отклонения обращаться к врачу.

Есть несколько признаков, которые должны вас насторожить:

  • у ребенка периодически после занятий появляются боли в груди или спине;
  • малыш стал быстрее утомляться;
  • во время занятий заметна невнимательность, рассеянность.

Проверка осанки ребенка дома

Попросите ребенка снять майку, стать перед вами ровно на ноги, выпрямить колени и немного наклониться вперед.

Посмотрите на позвоночник от головы до крестца. В норме линия позвоночника должны быть прямой. При малейших отклонениях или выступах необходимо обратиться к хирургу-ортопеду.

Ребенок стоит ровно, расслаблено. Оцениваем визуально пропорции его спины и груди. В норме у ребенок должны быть:

  • одинаковые по высоте плечи, лопатки, соски;
  • симметричная поясница;
  • одинаковый уровень талии (между опущенными руками и уровнем талии одинаковое расстояние);
  • у детей старше 7 лет физиологические изгибы должны быть по ширине равны ладошке ребенка.

Прогнозы

Шансы полностью исправить неправильную осанку любого типа нарушения при соблюдении рекомендаций врача и систематических занятиях с ребенком составляют около 98%. Только в 1-2% случаев, по данным Минздрава, нарушения носят стойкий характер или прогрессируют, что требует иного подхода в терапии.

Сколько будет длиться коррекция, ответить сложно. У одних родителей, по многочисленным отзывам, удалось выровнять спинку чаду за полгода, у кого-то за год. В некоторых случаях коррекция может занимать полтора и даже два года. Все зависит от того, какие нарушения и в какой стадии были выявлены.

Чем раньше удается обнаружить патологические изменения, тем быстрее лечение приносит результат.

Программа физической культуры по формированию правильной осанки.

Нами разработана комплексная методика адаптивной физической культуры, включающая как групповые, так и индивидуальные занятия с детьми младшего школьного возраста. Индивидуализация лечебного воздействия при групповом методе достигается комплектованием небольших групп по 15-20 детей, однородных по возрасту и полу, и назначением индивидуальных упражнений и их дозировки в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся. Форма занятия — урок длительностью 45 минут.

В программу по физической культуре включены специальные упражнения на осанку:

Упражнения на ощущение правильной осанки

— Стать к стене в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.

— Стать к стене (и.п. то же), присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.

— Стать к стене (и.п. то же), сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стене.

Упражнения из исходного положения стоя

— И.п. — о. с., руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения рук вперед, затем назад (5-6 раз в каждую сторону).

— И.п. — о. с., руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (вправо, влево) — вверх-вниз (по 3 раза в каждом направлении).

— И.п. — о. с., руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3-5 раз).

— И.п. — о. с., руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5-6 раз каждой ногой).

— И.п. — о. с. Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1-2 мин).

Упражнения лежа на спине

— И.п. — лежа на полу, руки вдоль тела; спина, затылок плотно прижаты к полу. Медленно на вдохе поднимаем через стороны руки (скользят по полу) вверх. На выдохе возвращаемся в и.п. (5-6 раз)

— И.п. — лежа на спине. С напряжением поднимаем руки вперед-вверх, возвращаемся в и.п. (5-6 раз).

— И.п. — лежа на спине, руки в стороны, ноги полусогнуты в коленях. На вдохе правую руку кладем на грудь, левую на живот. При выдохе возвращаемся в и.п. (5-6 раз). Положения рук чередовать.

— И.п. — лежа на спине; голова, туловище, ноги представляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову, плечи, посмотреть на ноги, вернуться в и.п. (2-3 раза).

— И.п. — лежа на спине. Подтянуть к себе согнутые ноги, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

Упражнения из исходного положения лежа на животе

— И.п. — лежа на животе, руки вверху. Поднять вверх правую руку и левую ногу, задержать. Повторить с другой руки и ноги (6-8 раз).

— И.п. — лежа на животе, руки на спине сцепить в замок. Поднимать верхнюю часть туловища, руками тянуть себя назад (5-7 раз).

— И.п. — лежа на животе, руки сложены перед собой, голова на руках. Поочередно поднимать прямые ноги (6-8 раз).

— И.п. — лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять одновременно обе руки и ноги, прогнуться, задержаться. Взгляд — прямо (4-6 раз).

— И.п. — лежа на животе, руками взяться за голеностопы ног. Прогнуться — “корзиночка”, покачаться (1-2 раза).

Исследовательская работа

Исследование проводилось на базе «СОШ №18» г. Балаково. В исследовании приняли участие 23 учащихся.

Анализ полученных данных позволил отметить, что 47,7% учащихся имеют нормальную осанку, а 52,3% имели нарушения различной степени.

Для выявления факторов, негативно влияющих на формирование правильной осанки у детей, было проведено анкетирование родителей.

  1. В результате исследования было выявлено: 74,2% детей не выполняют утреннюю гимнастику и только 25,8% детей занимаются под руководством родителей.

  2. Установлено, что 67,3% детей затрачивают на приготовление домашнего задания более трех часов, находясь в неудобном положении.

  3. Выявлено, что 58,7% детей спят на мягкой кровати с большой подушкой. На жёсткой кровати спят 41,3% детей.

  4. 51,2% опрошенных родителей ответили отрицательно и 48,8% положительно на вопрос, носят ли дети ранцы на плечах.

Разработка рекомендаций по оздоровлению детей и формированию правильной осанки

Симптомы и признаки

Признаки нарушения осанки у ребенка не всегда просто заметить невооруженным взглядом на начальной стадии

Обычно родители начинают обращать внимание на это уже тогда, когда клиническая картина становится налицо. Этот факт является веским основанием посмотреть на своего ребенка более внимательно

Оценивать его осанку следует тогда, когда ребенок стоит. Только в положении стоя проявляются некоторые формы патологических изменений, которые будут совершенно неочевидны в том случае, если малыш сидит или лежит.

Сутулость определяется проще всего. При ней у ребенка голова подается несколько вперед, плечи также направлены вперед, как у человека, который обнимает себя за плечи. Ягодицы выглядят плоскими

На спине можно обратить внимание на выступающие лопатки, особенно хорошо заметен выступающий нижний их край

Тема: «формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»Тема: «формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Кифотическая осанка проявляется смещением головы вперед и несколько вниз, сильным выступом лопаток, а также сильным разворотом плеч вперед. Грудная клетка выглядит запавшей, из-за этого создается ощущение, что в районе шеи выпирает позвонок. Ходит ребенок на полусогнутых ногах. Мышечный тонус всех групп мышц заметно снижен, это заметно по состоянию пресса: даже у худеньких детей животик несколько «свисает».

Такие симптомы свойственны многим видам нарушения состояния хребта в грудном и поясничном отделе, а потому самостоятельно отличить кифотическую осанку от кифолордотической очень и очень сложно — это способны сделать только врачи на основании данных рентгенографии. Но точной диагностики от родителей и не требуется

На самом деле важно лишь обратить внимание на базовые отклонения и вовремя, не затягивая, обратиться к хирургу-ортопеду, который установит вид и тип патологии и даст конкретные рекомендации

Тема: «формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Поскольку любое искривление в области позвоночника вызывает чрезмерное натяжение мышц и связок, нередко у ребенка развивается болевой синдром. Правда, он приходит очень постепенно, и даже само чадо долгое время может не обращать на боли внимания. Чаще всего ноющие боли в спине появляются после долгого стояния, необходимости сидеть ровно на одном месте. Ребенок может не пожаловаться, но взрослым стоит обязательно уточнить у него, есть ли боли, если они заметили, что чадо сутулится во время рисования или письма, если в процессе чтения часто меняет положение тела.

Нарушение осанки, которое уже вызвало осложнения в работе внутренних органов, часто сопровождается симптомами, свойственными для определенных патологий со стороны этих органов: при уменьшении объема грудной клетки ребенку сложнее сделать глубокий вдох, часто возникает ощущение нехватки воздуха, могут беспокоить головные боли, головокружения на фоне общей гипоксии.

К кислородному голоданию в силу уменьшения подвижности грудной клетки обычно приводят сутулая спина, впалая и плоская грудная клетка и другие деформации в области грудного отдела позвоночника. К сильным и частым головным болям чаще всего приводят деформации шейного отдела. К онемению конечностей, частым заболеваниям мочевыделительной системы приводят искривления в поясничном отделе позвоночного столба.

Тема: «формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Обычно дети с нарушениями осанки хуже учатся, они быстрее устают, у них снижено внимание и способности к запоминанию и концентрации на важном, они чаще болеют гриппом и ОРВИ, причем вирусные заболевания у них довольно часто протекают с осложнениями на органы дыхания и сердце. Часто у таких детей снижен уровень гемоглобина в крови

При искривлениях и деформации в поясничном отделе мышцы пресса очень слабы, это становится причиной прогибания брюшной полости. Желудок и кишечник несколько смещаются и опускаются. В этом случае ребенок начинает страдать частыми запорами и другими проблемами пищеварения. Патологические изменения шейных позвонков и позвонков грудного отдела хребта нередко приводят к снижению зрения.

Тема: «формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Методы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста

Питание

В дошкольном возрасте все органы и системы активно развиваются, в том числе и опорно-двигательный аппарат. Чтобы осанка ребенка формировалась правильно, нужно позаботиться о питании и о двигательной активности.

Питание, насыщенное всеми необходимыми компонентами — очень важный момент. В рационе должно быть достаточно кальция, источники которого — молоко и молочная продукции, мясо, крупы, а также овощей и фруктов, богатых витаминами и минералами.

Тема: «формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Также важен продуманный режим. Полезно ребенку гулять на свежем воздухе, особенно в солнечную погоду. Солнце является лучшим источником витамина D, благотворно влияющего на опорно-двигательный аппарат. Полезны подвижные игры, бег, ходьба.

Физические упражнения

Отличный способ как улучшить настроение дошкольника, так и укрепить мышцы спины — это плавание и купание

Кроме того, важно не допускать длительного положения дошкольника водной и той же позе на компьютером или телевизором. Во время игр за столом также важно контролировать положение спины и конечностей

Другой важный момент — полноценный отдых. Правильный сон помогает мышцам расслабиться, способствует отдыху всего организма и накоплению сил для активного времяпровождения при бодрствовании

У детей в возрасте до 7 лет высока двигательная активность

Важно позволять им двигаться как можно больше. В детском саду двигательную активность малышей поддерживают различными способами. Утром организм будит десятиминутная гимнастика, затем — занятия физкультурой, прогулки, различные подвижные игры

Примерно такой же двигательный объем родители должны поддерживать в выходные, праздники, во время отпуска.

Для правильного формирования осанки у детей дошкольного возраста используются различные упражнения:

  • Отличным профилактическим средством является ходьба: обычная, на пятках, на носках, на внутренней и внешней стороне стопы, с перешагиванием через препятствия. Можно ее разнообразить, используя ортопедические массажные коврики, канат, ребристую доску.
  • Ползание также помогает предупредить нарушения осанки. Ребенка стоит научить ползать не только на четвереньках и с продвижением вперед, но также и задним ходом, зигзагом, лежа на спине или животе и отталкиваясь ногами либо руками
  • Полезно использовать шведскую стенку — лазание помогает укрепить мышечный корсет и одновременно способствует развитию четкой координации движений.
  • Полезен бег, который малыши очень любят. Можно бегать на носках, с препятствиями, змейкой, сочетать разные варианты.
  • Для закрепления навыка сохранения правильной осанки можно делать такое статическое упражнение: нужно стать спиной к стене, одновременно коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Зафиксировать корпус, затем отойти, сохранив осанку, и вернуться, чтобы себя проверить.
  • Также полезны упражнения, при которых исходное положение — стоя с правильной осанкой у стены, затем нужно поднять на носочки и опуститься, поочередно сгибая в колене правую и левую ногу. Зафиксируйте положение ребенка у стены, поместив на голову мешок с песком, он должен пройти с ним по комнате, вернуться и проверить, сохранилась ли осанка.
  • Детям обычно нравятся упражнения с ортопедическим мячом. Они способствуют проработке разных мышечных групп. Опора, постоянно пытающаяся ускользнуть от малыша, научит его координировать усилия и сохранять равновесие.
  • Также использовать можно простой резиновый жгут. Ребенку нужно взять его в руки и поочередно натягивать в стороны, а потом брать в каждую из рук отдельно. Это способствует укреплению и улучшению выносливости мышц спины и рук.

Тема: «формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Что такое осанка у детей

Тема: «формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»Сам этот термин подразумевает под собой положение тела человека в расслабленном положении. От того, как себя ведут позвонки, мышцы и сухожилия, когда ребенок стоит, во многом зависит здоровье малыша, его физическое и психическое самочувствие.

Чтобы понять, как формируется и фиксируется осанка у человека, нужно заглянуть внутрь нашего тела и понять, как природой задумано удерживать человека в вертикальном положении.

Позвоночник и его роль в формировании осанки детей

Позвоночник — основа тела любого человека, позволяющая удерживать его в вертикальном положении, совершать множество разнообразных движений. Без этой гибкой, сложной системы, на которую крепятся все группы мышц и костей, невозможно представить жизнь ни одного человека.

Единый позвоночный столб состоит из 33-34 отдельных позвонков, между которым находятся хрящевые образования — межпозвонковые диски. Сами позвонки — косточки, которые обеспечивают устойчивость, а межпозвонковые диски позволяют смещаться позвонкам относительно друг друга, чтобы каждый человек мог принять определенную позу, совершить движение. Межпозвонковые диски — амортизаторы позвоночника, защищающие позвонки от ударов, излишнего давления.

Чтобы позвонки и межпозвонковые диски могли работать совместно, они объединены между собой большим количеством связок, контролирующих движение, препятствующих неправильному смещению и разрыву.

Условно позвоночник разделяют на 5 отделов:

  • шейный, состоящий из 7 позвонков;
  • грудной, состоит из 12 позвонков;
  • поясничный — 5 позвонков;
  • крестцовый — 5 позвонков;
  • копчиковый — 4-5 позвонков.

Каждый из отделов выполняет свою функцию и позволяет выполнять движения разным частям тела. Например, на шейный отдел крепится череп, обеспечивается подвижность головы: появляется возможность наклонять ее, поворачивать, запрокидывать. К грудном отделу крепятся руки, а также ребра, которые защищают сердце и легкие. Изменения в любом из отделов позвоночника сильно влияют на здоровье и двигательные возможности человека.

Вся эта конструкция поддерживается большим количеством мышц, удерживающих позвоночный столб. На протяжении всего периода взросления именно мышечный корсет, обтягивающий позвоночный столб, обеспечивает формирование s-образной формы позвоночника, которая позволяет организму правильно функционировать.

Правильная осанка — соответствие положения всех элементов позвоночного столба физиологическим нормам.

При правильной осанке у человека должно быть 4 физиологических изгиба:

  • шейный — небольшая выпуклость вперед;
  • грудной — небольшая выпуклость назад;
  • поясничный — небольшая выпуклость вперед;
  • крестцовый — выпуклость назад.

Шейная и поясничная выпуклость называются лордоз, грудная и крестцовая выпуклость — кифоз.

Правильная осанка — нахождение позвоночника, мышц, сухожилий в положении, обеспечивающем наибольшую стойкость, защищая все внутренние органы от смещения, сдавливания, перемещения.

Когда начинает формироваться осанка

Тема: «формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»Формирование осанки человека начинается с первого дня жизни и проходит через несколько этапов.

Выгибание спины дугой наблюдается у детей до 10 — 11 месяцев, пока мышцы, поддерживающие позвоночник, не обретают силу.

С развитием мышц, обеспечивающих поддержку позвоночного столба, ближе к году, у ребенка появляется возможность ходить. Обретя это умение, малыш вступает в активную фазу формирования осанки.

Физиологические изгибы появляются постепенно, очень медленно. В дошкольном возрасте лордоз (выгибание позвоночника вперед) и кифоз (выгибание позвоночника назад) только намечаются. Позвоночный столб преимущественно прямой, без изгибов.

В младший школьный период и подростковый возраст происходит активное формирование лордоза и кифоза, спина приобретает s-образный вид.

Какой должна быть правильная осанка у детей

Правильная осанка отличается у детей дошкольного и школьного возраста. Если посмотреть на ребенка до 7 лет внимательно, то в норме у него должны быть:

  • симметричная грудь;
  • выступающие плечи;
  • немного выступающие назад лопатки;
  • выпуклый живот;
  • прямые, симметричные ноги;
  • к 6 годам едва заметный поясничный и шейный лордоз;
  • прямой позвоночник;
  • намечающийся кифоз.

Правильная осанка школьника подразумевается под собой:

  • симметричные плечи;
  • прижатые к спине лопатки, выступы характерные для дошкольного возраста исчезают;
  • небольшой лордоз поясницы и шеи, небольшой кифоз груди и крестцового отдела позвоночника;
  • втянутый живот;
  • едва заметный выступ брюшной стенки над грудью;
  • полная симметричность сосков, локтей, колен.

1.1 Общее понятие осанки

Осанка — это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья (11, с.45).

Осанка человека связана с положением позвоночного столба и определяется статическими условиями, которые у человека имеют значительные отличия от всех других биологических систем, в связи с его вертикальным положением. Известны классическое схемы Штаффеля (Staffel), иллюстрирующие различные типы осанки (2, с.88):

Первый, основной тип. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерно волнообразный вид. Вертикальная ось начинается от средины черепа, проходит тотчас у заднего края нижней челюсти, идет по касательной к вершине шейного лордоза, опускается, слегка срезая поясничный лордоз, проходит через средину линии, соединяющей центры головок бедер, проходит кпереди от коленных суставов заканчивается немного кпереди от линии, соединяющей шопаровы суставы.

Второй тип осанки: плоская или плоско-вогнутая спина. Кривизны позвоночника едва намечены, он имеет инфантильный характер. Вертикальная ось пронизывает позвоночный столб по всей его длине и проходит через линию, соединяющую шопаровы суставы. Грудь уплощена, лопатки крыловидно отстоят от грудной клетки, живот втянут. Упругие свойства позвоночника при этом снижены. Он легко повреждается при мезханических воздействиях и очень склонен к боковым искривлениям.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

… , в то время как более широкая система отношений ребенка и других людей, система общественной значимости решае­мой им задачи не … зрения связано прежде всего с переоценкой ребенком себя, своих действий и действий других людей. Именно это приравнивание по ценности своей … Ж. Пиаже трактует позицию как мировоззрение ребенка, особенность видения мира, отношение к себе, другим людям и отношение к вещам. В …

Третий тип осанки — круглая спина. Ее основная характеристика — увеличение физиологического кифоза грудного отдела и усиление компенсаторного лордоза шейного и поясничного отделов. Эластичность позвоночника повышена. Боковые искривления редки. Некоторыми авторами описаны другие типы круглой спины с включением в кифотическую деформацию поясничного отдела и исчезание поясничного лордоза (2, с. 89).

Четвертый тип осанки по Штаффелю — сутулая спина. Доминирует грудной кифоз, остальные кривизны намечены слабо. Вертикальная ось проходит кзади от линии соединяющей центры головок бедренных костей. Кроме того, нарушения осанки могут отмечаться и во фронтальной плоскости. Это, прежде всего, сколиотическая осанка.

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды (11, с.47).

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление осанки.

Профилактические меры

Главное, что поможет взрослым сохранить, укрепить здоровье позвоночника и предупредить его искривление – это профилактика.

К таким мерам относятся:Тема: «формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»

  • подбор мебели;
  • контроль освещения;
  • подбор обуви;
  • подбор одежды;
  • ограничение нагрузок на позвоночник.

Современные дошкольники проводят большое количество времени, практически неподвижно сидя за столом: выполняют задания, читают, играют за компьютером, рисуют, лепят, играют с пазлами, конструктором. Родители и педагоги, заботясь о здоровой осанке ребенка, должны предусмотреть наличие грамотно подобранной мебели

Важно, чтобы стол и стул подходили малышу по росту, тогда во время занятий спина будет оставаться прямой, ноги – иметь твердую опору, локти – не свисать с края стола. Нельзя допускать, чтобы дети, увлекаясь игрой, горбились или долгое время сидели, наклонившись в одну сторону

Идеально, если родители приобретут для малыша ортопедический стул, повторяющий естественные изгибы позвоночника. Но если такой возможности нет, желательно следить за тем, чтобы у спины была опора, а голова слегка наклонялась вперед. Под поясничный отдел можно подложить плотный валик.

Правильное освещение во время занятий рисованием – слева и сверху, довольно яркое, но не слепящее глаза.

Во время сна мышцы должны полностью расслабляться, поэтому пригодится ортопедический матрац – достаточно твердый, но комфортный для лежачего положения. Подушку лучше выбирать небольшую, плоскую, чтобы на ней покоилась только голова, а не плечи.

Требования к подбору обуви дошкольника простые, но не менее важные. Малышам следует приобретать удобную обувь из натуральных материалов, подходящего размера, причем с небольшим каблучком. Плоская подошва или слишком высокий каблук могут привести к нарушению свода стопы, которое, в свою очередь, может спровоцировать развитие плоскостопия

Для обеспечения комфорта во время движения обувь маленького ребенка должна зашнуровываться или застегиваться, прочно обхватывая ногу, но не создавая при этом ощущение тесноты.

В одежде важно, чтобы она соответствовала по размеру. Слишком свободная или тесная одежда приведет к тому, что малыш будет постоянно поправлять ее, приподнимая плечи, из-за чего осанка может ухудшиться

Взрослым надо следить за тем, чтобы ребенку не приходилось время от времени поправлять лямки платьев и сарафанов. Если малыш будет бояться наклониться или прогнуться, чтобы заправленные в юбку или шорты концы рубашки, футболки не вылезли, его спина также будет в постоянном напряжении, что не приведет к здоровью. Главный принцип подбора одежды – это удобство и обеспечение свободы движений.

Если же малыш собирается поднимать что-то с пола, взрослым стоит проконтролировать, как он это делает. Нельзя наклоняться за предметом и поднимать его, резко разгибая спину. Правильный способ – сгибание ног в коленях с сохранением прямой спины и подъем без наклона вперед.

Дошкольный возраст – благодатное время для развития физических качеств, укрепления здоровья ребенка и сохранения правильной осанки, которая в основном формируется за счет профилактических мер и внимательного отношения к этому взрослых, окружающих малыша. Любовь, забота и знание основных правил ухода за позвоночником дошкольника позволят родителям и педагогам вырастить детей счастливыми и успешными.

Симптомы нарушенной осанки

Нарушения осанки у детей не являются болезнью сами по себе, однако, они могут создавать предпосылки для заболеваний как опорно-двигательного аппарата, так и внутренних органов.

Основной симптом нарушенной осанки — внешний вид ребенка, когда он стоит. При сутулости голова наклоняется вперед, поддаются вперед плечи, лопатки выступают, ягодицы уплощены.

Тема: «формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»

При кифотической осанке (круглой спине) голова наклоняется вперед, плечи опускаются, грудная клетка западает, лопатки «крыловидные», ноги полусогнуты в коленях, наблюдается уплощение ягодиц и слабый мышечный тонус всего тела.

Кифолордическое нарушение осанки (кругло-вогнутая спина) предполагает наклон головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячивание и свисание живота, большой угол наклона таза, максимальное разгибание или переразгибание ног в коленях.

При плоской спине снижается уровень наклона таза, грудная клетка смещается вперед, «крыловидные» лопатки выступают, живот отвисает. При плоско-вогнутой спине грудная клетка узкая, увеличен угол наклона таза, живот и ягодицы выпячиваются.

Если осанка асимметричная, отмечается дугообразная деформация позвоночника с обращенной влево или вправо вершиной, голова наклонена в сторону, плечи, лопатки, соски находятся на разных уровнях.

Нарушения осанки у ребенка могут способствовать изменению работы сердца, легких, пищеварительной системы. К примеру, при плоской груди и сутулой спине ограничивается полная экскурсия грудной клетки, дыхание становится поверхностным, что приводит к снижению обмена веществ и кислородной недостаточности.

Дети, осанка которых нарушена, становятся вялыми и апатичными, у них может ухудшиться память, повышается подверженность ОРЗ, пневмонией, бронхитом, предрасположенность к туберкулезу.

Ввиду чрезмерного прогиба поясничного отдела мышцы брюшного пресса становятся слабыми, опускается желудок и кишечник, появляются запоры. При нарушениях осанки также возможны боли в спине, головные боли, повышена усталость, нарушения зрения. Со временем они могут приводить к развитию остеохондроза, деформаций грудной клетки, сколиоза, межпозвоночной грыжи, деформирующего остеоартроза.

Факторы, влияющие на осанку

Формирование осанки начинается в раннем возрасте, практически сразу после рождения ребенка. Чтобы избежать проблем в будущем, необходимо соблюдать несколько правил и внимательно следить за развитием малыша.

Во-первых, не следует класть или сажать ребенка на мягкие подушки или перины, которые проваливаются. Постель и матрац должны быть достаточно жесткими и упругими. Спать на ровной поверхности полезно и комфортно в любом возрасте, и малыш быстро к этому привыкнет.

Примерно с трехнедельного возраста ребенка разрешается переворачивать на живот, но начинать нужно постепенно, и не терять при этом бдительности. Рекомендуется чередовать положение тела и укладывать младенца то на живот, то на спину. Если приходится часто носить ребенка на руках, то нужно периодически перекладывать его с одной руки на другую.

Ставить на ноги и стимулировать малыша ходить слишком рано нельзя, так как позвоночник и мышцы еще недостаточно окрепли, и кости легко травмируются. Когда придет время, ребенок сам будет пытаться встать и пойдет.

ЗАПОМНИТЕ! С ранних лет следует приучать детей сидеть правильно и держать осанку. Организм запомнит нормальное положение тела на рефлекторном уровне.

На прогулках не стоит подолгу водить ребенка за руку, поскольку из-за большой разницы в росте ему придется постоянно наклоняться вбок и тянуть конечность вверх. Сегодня в продаже есть специальные прогулочные шлейки, которые помогают контролировать передвижение маленьких детей.

Виды

Искривление осанки возможно в двух плоскостях: сагиттальной и фронтальной. Кривизна во фронтальной плоскости является сколиотической, то есть туловище отклоняется в одну из сторон, что проявляется асимметричным наклоном спины. Сколиотическая осанка – это еще не сколиоз, так как спина выравнивается в положении лежа, и отсутствует торсия (разворот) позвонков: при сколиозе позвонки разворачиваются вокруг своей оси.

Список деформаций в сагиттальной плоскости намного шире и включает несколько разновидностей:

  • плоскую спину;
  • усиление поясничного лордоза, когда позвоночник в районе поясницы «уходит» вперед, к животу;
  • увеличение шейного лордоза, при котором позвоночник сильно прогибается в области шеи;
  • кифозирование в грудном отделе – отклонение грудных позвонков назад, что создает вид округленной спины;
  • круглую спину, сочетающую увеличенный грудной кифоз со сглаженным поясничным лордозом;
  • усиление всех естественных изгибов позвоночника – кифолордотическую осанку, или кругловогнутую спину.

Каждая из разновидностей может отличаться по степени тяжести. 1-я степень самая легкая и характеризуется незначительными изменениями осанки. Она корректируется волевым усилием самого ребенка, если он будет внимательно следить за положением тела и больше двигаться.

При второй степени искривление более заметно, но может устраниться путем разгрузки позвоночника в положении лежа или с помощью тракционного вытяжения. Тракции осуществляются под действием собственного веса – ребенка подвешивают на специальном оборудовании за подмышки, благодаря чему увеличивается расстояние между позвонками, и спина выравнивается.

Третья степень более тяжелая и не всегда корректируется консервативными методами. В отдельных случаях необходимо оперативное вмешательство. 4-я степень нарушения осанки встречается достаточно редко и исправляется только оперативно. Чаще всего ребенок остается инвалидом.

Для назначения лечения очень важно определить тип нарушения осанки

У детей в 4 года, 5 или 6 лет наиболее часто регистрируются начальные стадии искривления. Более взрослые ребята, которым исполнилось семь – десять лет, страдают нарушением осанки 2-3 степени тяжести. Врачи считают, что это связано с отсутствием своевременной диагностики, из-за чего кривизна обнаруживается только на выраженной стадии.