Самооценка психических состояний (г. айзенк)
Круг Айзенка
Шкалы, открытые в рамках теории личности Айзенка, заключены в условный круг. Внутри круга шкалы пересекаются. Вертикальная шкала определяет уровень нейротизма, а горизонтальная – наличие экстраверсии или интроверсии. При этом, в секторах между шкал, располагаются типы темперамента:
- нейротизм и интроверсия проявляются у меланхоликов. Такие люди наделены рассудительностью, осмотрительностью и спокойствием. По отношению к людям они миролюбивы и доброжелательны. При этом, для них свойственна пассивность.
- нейротизм и экстраверсия определяют холериков. Этот тип темперамента наделяет людей активностью. Холерики чувствительны, легко возбудимы. В то же время они могут быть непостоянными и изменчивыми. Такие люди оптимистично смотрят на жизнь.
- стабильность и интроверсия свойственны флегматикам. Они почти всегда сдержанны, спокойны и рассудительны. При этом, их можно легко огорчить.
- стабильность в сочетании с экстраверсией характерны для сангвиников. Они жизнерадостны и беззаботны. С ними легко наладить отношения, так как им свойственны разговорчивость, общительность и отзывчивость.
Определение типа темперамента по Айзенку стало важным этапом в развитии взглядов на личность. При помощи данной методики стало возможным понимать и предсказывать реакции человека на влияние стимулов.
Ганс Юрген Айзенк книги писал в рамках своих исследований. Это работы о тестах интеллекта и об измерении структуры личности. Самые знаменитые его книги “Зигмунд Фрейд. Упадок и конец психоанализа”, “Как измерить личность”, “Исследование человеческой психики”, “Структура личности”, “Парадоксы психологии”, “Природа интеллекта – битва за разум: как формировать умственные способности”.
Тесты на IQ
В настоящее время известны восемь основных тестов Айзенка на уровень IQ (intelligence quotient). Для того чтобы максимально точно узнать уровень своего интеллекта, или в качестве тренировки перед сдачей – имеет смысл пройти их все по нескольку раз.
Первые пять не имеют названий – просто номера и чаще всего эту группу называют единым термином – «сборный айкью тест». Они примерно одинакового объема по 40 вопросов. Их задача определить общий уровень интеллекта индивидуума. Кроме того они имеют разную направленность и метод подачи стимулирующего материала (вопросов) – математическую, словесную, графическую.
Вероятнее всего в одном из методов тестирования у вас будут лучшие результаты, нежели в других, а сумма по всем трем направлениям даст более точный «усредненный» результат. Например: явный гуманитарий компенсирует недостаток баллов в «Математическом» и «Визуальном» повышенным баллом в «Словесном».
Кроме того профессор Айзенк разработал три специализированных интеллектуальных теста направленных на выявление у испытуемого специфических способностей по трем направлениям: вербальном (словесном), числовом (математическом), и пространственном (геометрическом). Они подойдут для углубленного изучения типа мышления, а также зачастую используются при отборе кандидатов в высшие учебные заведения, государственную службу или силовые структуры.
Какие показатели считаются нормальными?
Во первых, следует понимать что IQ это относительный показатель – т.е. это своего рода сравнение вашего уровня с уровнем среднестатистического человека. Подробную таблицу вы можете посмотреть здесь, а коротко степени Айкью можно выразить так.
- Менее 80 – очень низкий уровень (20% человечества);
- От 80 до 90 – низкий уровень (30% человечества);
- От 90 до 110 – средний уровень (50% человечества);
- От 110 до 120 – высокий уровень (12% человечества);
- Выше 120 – очень высокий уровень (8% человечества).
Максимально в тесте можно набрать IQ 160, но о людях, которые его получили «по честному» практически ничего не известно.
Толкование сновидений
Эта глава буквально повторяет название работы Фрейда. «Согласно теории Фрейда и многих других…сновидения ничего не открывают о будущем» . А посвящены исключительно прошлому и настоящему, в символической форме. Здесь тоже не обходится без критического подхода к психоанализу: Фрейд считал, что в сновидении все имеет смысл (но эта мысль существовала в культуре давно, а он лишь ее популяризировал), все связано с удовлетворением желания (и это тоже не оригинально), причем сознательно подавленного (и только эта мысль – действительно открытие Фрейда (см.: ). Да и метод словесных ассоциаций, как доказывает Айзенк, скорее, открытие Ф. Гальтона. Кроме того, не доказана правомерность символического толкования снов (так, Холл доказывал, что одно и то же действие у разных людей вызывает разные реакции и ассоциации).
Интеллектуальные различия
Публичная репутация Айзенка в последнее время была омрачена его популярными работами по разведке — хотя он и пришел к этому поздно в качестве темы исследования — потому что эти размышления затрагивали некоторые чувствительные области общественного интереса. В конце 1960-х годов, когда его четверо детей от второго брака начинали среднее образование, британское правительство предвидело масштабные реформы, направленные на выравнивание трехсторонней структуры средней школы. Айзенк быстро назвал себя врагом этих реформ и далее утверждал, что компенсационные меры, такие как увеличение денег на объекты и заработная плата учителей в более бедных регионах страны, будут неэффективными или даже контрпродуктивными для тех, на кого они нацелены. Он поднял свой профиль еще больше с его книгой 1971 года, поддерживающей утверждение Артура Дженсена, что черно-белые различия в показателях IQ были частично наследственными. В то время как многие его сверстники плохо воспринимали «Расу, интеллект и образование», яростные протесты групп показали, что Айзенк превратился в символ свободы научного выражения.
Тем не менее, публичного преследования, которому он подвергся, было достаточно, чтобы гарантировать, что он в значительной степени избежал обсуждения проблемы гонки.
Скандал с Кириллом Бёртом в середине 1970-х, в котором Бёрта обвинили в производстве данных, показывающих, что интеллект унаследован, вернул Айзенка в дебаты о природе и воспитании. В конце концов он неохотно дистанцировался от сомнительных практик своего старого наставника, но не от своих общих идей. Айзенк мог бы еще раз повторить свое утверждение о том, что интеллектуальные различия были на 80 процентов наследуемыми — оценка высокого уровня в этой области — наиболее заметно отстаивая эту позицию в противостоянии 1981 года с Леоном Камином, соавтором книги «Спор об интеллекте». На последнем этапе своей карьеры после ухода на пенсию Айзенк также сыграл ключевую роль в попытках повысить интеллект с помощью витаминов. В некотором роде он даже предположил, что факторы питания могут быть причиной расовых различий.
Исследования Айзенка по разведке начались только в конце 1970-х годов, когда Айзенк также играл ведущую роль в определении концепций и проведении дебатов. На протяжении всей своей карьеры он оставался приверженцем концепции общего интеллекта, или g, созданной его интеллектуальным предком Чарльзом Спирманом. Верный своему взгляду на Лондонскую школу, Айзенк сосредоточился на индивидуальных различиях, а не на компонентах интеллекта. Он попытался избежать цикличности психометрических определений интеллекта, не ограничиваясь тестами IQ, чтобы исследовать взаимосвязь между интеллектуальными различиями и функционированием центральной нервной системы.
В начале 1980-х Айзенк призвал психологов еще раз взглянуть на утверждение Фрэнсиса Гальтона (1822–1911) о том, что скорость обработки является важным фактором интеллектуальных различий. Айзенк проинформировал о том, что время реакции и электроэнцефалограмма (ЭЭГ) измеряют активность мозга как большие перспективы. Однако собственное исследование ЭЭГа, проведенное Айзенком в начале 1990-х годов, оказалось крайне разочаровывающим, и биологическая основа интеллекта оставалась в стадии разработки. Скорость была важным, но не решающим фактором, и Айзенк предположил, что это побочный продукт более эффективной, безошибочной нейронной передачи.
Популярные книги
За эти годы Айзенк создал ряд чрезвычайно популярных книг в мягкой обложке и неоднократно появлялся в СМИ. Он был народным психологом в Британии; его бестселлеры «Пеликан» в 1950-х и 1960-х годах помогли представить эту дисциплину многим будущим студентам. Строгий эмпиризм Айзенка сопровождался скептическим отношением, которое развлекало почти всех, кроме тех, на кого он рассчитывал. Гонка Айзенка и книга IQ были продолжением этой популярной роли, сознательной провокацией его либеральных критиков. Все же это поляризовало его репутацию до такой степени, что остановило его карьеру в качестве основного представителя. После этого Айзенк, как правило, обращался к более необычным темам как для серьезных исследований, так и для популярных презентаций, включая гендерные вопросы, секс и брак, парапсихологию и астрологию. Последний набор сочинений о гении, творчестве и безумии.
Личность, курение и болезнь
Другая важная инициатива Айзенка после выхода на пенсию была изучение связи между темпераментом и физическим здоровьем. В начале 1960-х годов сотрудничество с онкологом Дэвидом Киссеном предположило связь между раком и личностью. Вскоре Айзенк привлек больше внимания, заявив, что причинная роль сигарет при раке не была убедительно доказана. Айзенк получил толчок критики со стороны защитников общественного здравоохранения, поскольку сообщение о борьбе с курением стало более заметным и убедительным в конце 1960-х годов.
Айзенк вновь рассмотрел этот вопрос в начале 1980-х годов и представил новые генетические доказательства, связывающие личность, курение и болезни. В серии работ в конце 1980-х и начале 1990-х годов Айзенк и малоизвестный югославский исследователь Рональд Гроссарт-Матичек сообщили о серии продольных исследований, очевидно демонстрирующих поразительную связь между типами личности и раком и ишемической болезнью сердца. Хотя Айзенк не организовал эти исследования, его вклад помог точно настроить презентацию и анализ. Был проведен ряд вмешательств, предполагающих, что психотерапия может иметь удивительно полезные эффекты для больных раком и людей с нездоровым образом жизни. Хотя масштабы и амбиции этих расследований приветствовали, критики жаловались на отсутствие методологического контроля и описательных деталей. Некоторые, такие как Энтони Пелоси и Луи Эпплби, даже предположили, что результаты «слишком хороши, чтобы быть правдой».
Измерение отдельных сторон личности: парадокс или реальность?
Человек – это существо биологическое и социальное одновременно, а потому «…изучение только сегментарных процессов в полной изоляции мало что скажет о поведении всего организма» . Работы И. Павлова, русского физиолога, заслуживают уважения, с точки зрения Айзенка, хотя русский ученый снисходительно относился к психологии. Важным итогом экспериментов Павлова стало не только открытие обусловливания, но и тезис о том, что «торможение рассеивается быстрее, чем возбуждение» [1, С
534] – а это важно для психотерапии. Вот почему искусственное погашение реакции собаки на стимул в виде звоночка кратковременно (гипотетически): собака рано или поздно «вспоминает» реакцию слюноотделения в ответ на звонок и продолжает ее выдавать даже после погашения этой реакции
То же касается и травматического опыта: искусственно погашенный, вытесненный, «забытый», он вновь и вновь будет напоминать о себе, пока не окажется полностью проработанным в сопровождении профессионального психолога. «Обусловливание – неотъемлемая основа социализации» , — считает Айзенк.
«Аналогично этому, там, где Фрейд приписывает бескорыстность и духовную деятельность супер-эго, происходящему от родительского обучения и примера, психолог будет рассматривать обусловливание по теории Павлова как средство достижения этой цели» . Но в первом случае это не доказано точным методом, во втором – доказано. Здесь вновь столкнулись «биологический» и «социальный» аспекты трактовки личности.
АЙЗЕНК ГАНС ЮРГЕН
Eysenck H. J., род. 1916). Известный психолог и психотерапевт. Родился и получил образование в Берлине, однако оставил Германию по политическим мотивам, из-за оппозиции гитлеровскому режиму. Учился в Дижоне (Франция) и Экзетере (Англия), а в 1935 г. поступил на факультет психологии Лондонского университета. В только что сформированном институте он организовал кафедру психологии, совмещая работу профессора университета и психолога в Королевских госпиталях Модели и Беттлхем. Одной из своих основных задач считал выделение клинической психологии в самостоятельную дисциплину. Созданная им кафедра была первой, начавшей обучение медицинских психологов с использованием недавно разработанных методов поведенческой психотерапии.
Основные исследования А. лежат в области теории личности, исследования интеллекта, социальных аттитюдов, бихевиористской генетики и поведенческой психотерапии. Он рассматривал психологию с точки зрения естественных наук и враждебно относился к гуманистическому, психодинамическому и другим субъективным подходам. А. опубликовал около 600 статей в психологических, биологических, генетических и других научных журналах, а также около 30 книг. Его автобиография издана отдельной книгой.
Взгляд А. на человека определял направление его мыслей и исследований. Он рассматривал человека как биосоциальный организм, чьи действия детерминированы в равной степени как биологическими (генетическими, физиологическими, эндокринными), так и социальными (историческими, экономическими, общественными) факторами. Он считал, что односторонний подход с акцентом на биологические или социальные факторы препятствует развитию науки. А. настаивал на том, что человек — продукт эволюции, который все еще сохраняет черты, унаследованные от ранних форм жизни миллионы лет назад. Эта точка зрения не всегда была популярна среди ученых, изучающих общество, склонных больше подчеркивать роль социальных факторов, но А. считал ее единственно верной для правильного понимания человека.
Нервно-психические и психосоматические расстройства рассматривались А. как результат взаимодействия определенных личностных особенностей (предиспозиций) и стрессовых внешних воздействий и условий. В качестве основополагающего личностного фактора, приводящего при неблагоприятных средовых влияниях к нарушениям в психике, выступает нейротизм. Широко известен тест-опросник А. для исследования личностных свойств. А. предлагал в качестве базисных два параметра индивидуальности: «экстраверсию-интроверсию» и «нейротизм — эмоциональную стабильность». Эмпирически им выделены два типа невротических расстройств: истерический невроз, который свойствен лицам холерического темперамента (нестабильным экстравертам), и невроз навязчивых состояний у меланхоликов (нестабильных интровертов). В поведении экстраверты проявляют себя как возбудимые и подвижные, а интроверты — как заторможенные и инертные. Нестабильность — результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Тест-опросник имеет три шкалы, две из них соответствуют двум основным параметрам индивидуальности, третья — контрольная шкала лжи.
В области психотерапии А. является и одним из основоположников поведенческой психотерапии. С точки зрения А., теоретической основой и практической базой поведенческой психотерапии, направленной на изменение в позитивном направлении способов поведения и эмоций человека, являются современные теории научения и их основные законы.
Оцените определение:
—
Жизнь и Карьера
Айзенк родился единственным ребенком в Берлине в 1916 году. Его мать, Рут Вернер, была известной актрисой немого кино (со сценическим именем Хельга Моландер) в первые годы немецкой киноиндустрии, а его католический отец, Эдуард Айзенк, был сценический исполнитель. Вскоре после его рождения его родители развелись, и его воспитывала его еврейская бабушка по материнской линии. Айзенк окончил среднюю школу в Принц-Хайнрихс-гимназии в Берлине в 1934 году. Однако его неоднозначное этническое происхождение оставило ему трудный выбор: он мог либо пойти по национал-социалистической линии, либо уйти. Его мать и ее партнер, еврейский кинопродюсер Макс Гласс, уже бежали во Францию. Айзенк решил присоединиться к ним, проведя несколько месяцев в Дижоне летом 1934 года, а затем в августе отправился в Лондон. Его отец Эдуард остался.
Зимой 1934–1935 гг. Айзенк проходил промежуточные курсы в Колледже Питмана в Лондоне, а затем в октябре 1935 г. подал документы на изучение физики в Университетском колледже Лондона. Однако он обнаружил, что ему не хватает необходимых предпосылок, и вместо этого он поступил на факультет психологии. Получив ученую степень в 1938 году, Айзенк остался в Университетском колледже и быстро защитил докторскую диссертацию по экспериментальному анализу эстетических предпочтений под руководством Сирила Берта. Война обострилась, когда Айзенк защитил докторскую диссертацию в июне 1940 года. Будучи гражданином Германии, он едва избежал интернирования. Когда ограничения ослабли, Айзенк получил работу в больнице Милл-Хилл в северном Лондоне в июне 1942 года. После войны больница Модсли была восстановлена в Южном Лондоне и объединена с Бетлемской больницей. Новый институт психиатрии в Лондоне был добавлен в качестве учебного и исследовательского центра для аспирантов. Айзенк отклонил предложения в нескольких других университетах возглавить отдел психологии. Это была его первая и единственная работа — обеспечение стабильной институциональной среды до выхода на пенсию в 1983 году. Ему была предоставлена необычайная бюрократическая свобода организовывать отдел в соответствии со своими исследовательскими приоритетами. В 1938 году Айзенк женился на канадской аспирантке Маргарет Дэвис, и у них был один ребенок, Майкл Эйзенк, 1944 года рождения, известный психолог в начале XXI века. Брак, однако, был заключен вскоре после войны. В 1955 году Ханс Айзенк стал профессором психиатрии и гражданином Великобритании.
Как пройти тест
Чтобы пройти тест личности Айзенка, вам нужно ответить на предложенные ниже вопросы, а после – воспользоваться ключом для расшифровки ответов. Стоит отметить, что отвечать на поставленные вопросы нужно однозначно (отрицательно либо утвердительно). Кроме того, не стоит обдумывать свой ответ, сразу указывайте «да» или «нет».
Итак, ключом к тесту будут следующие ответы, совпавшие с указанными значениями:
Для того чтобы провести обработку ответов, нужно оценить их. За ответы, совпавшие с ключом, дается 1 балл. Таким образом, подсчитав результаты, можно произвести анализ данных:
- По шкале экстраверсии: яркий экстраверт получит больше 19 баллов, личность-экстраверт – больше 15-ти, среднее значение экстраверсии – 12 баллов, у глубокого интроверта будет менее 5 баллов и меньше 9-ти – у простого интроверта.
- По шкале нейротизма: очень высоким показателем для нейротизма считается 19 и более баллов. Высокий уровень нейротизма у тех, кто набрал больше 14-ти. Среднее значение нейротизма варьируется в пределах 9-13 баллов. И низкий уровень – когда у опрашиваемого получилось меньше 7 баллов.
- По шкале «лжи»: допустимое для этой шкалы значение – 4 балла. Если у тестируемого получилось набрать более 4 баллов, то это указывает на склонность личности к осознанной лжи ради всеобщего одобрения.
Учеба
Образование получил в европейских частных школах. Часто любивший демонстрировать свое превосходство знаний над учителями, окончившими военные университеты, он превосходил многих еще и в физическом плане. Так, после высказанного им неодобрения фашизма и Гитлера в частности, коллектив школы избил его чуть ли не всем составом. Впрочем, его ответ обидчикам тоже не заставил себя ждать. Учителя с трудом замяли скандал, грозивший превратиться в побоище.
После окончания средней школы его приняли в Берлинской университет, на факультет философии. Однако же, там ему упорно намекали на необходимость вступить в СС, так что мать с отчимом (еврейским режиссером) решили, что лучше будет покинуть страну. В Дижонском университете, что во Франции, изучал историю и литературу, а на следующий год уже поступил в Лондонский университет, в Англии. Там Айзенк попросился на факультет физики, но после курса истории и философии его могли принять только на психологию. Согласиться-то он согласился, но и поскандалил при этом изрядно.
Больше благодаря умению разговаривать на любую тему и самоуверенности, чем действительным знаниям, окончил университет с отличием и получил красный диплом. Профессора окрестили его «надеждой будущей науки» и дали хорошие рекомендации, а несколько частных колледжей даже пригласили выступить с лекциями.
Знаменитые опросники ученого-психолога
Детально изучая влияние окружения и наследственности на интеллект, а также структуру и типы личности, Айзенк создал немало тестов в виде опросников, которые помогают провести полную диагностику психического состояния человека, чтобы получить общее представление о его характере, действиях, психологических реакциях и склонности к той или иной модели поведения.
Среди прочих часто используется тест Айзенка на самооценку. По большей части такие опросники применяются в образовательных учреждениях. Самооценка психических состояний по Айзенку позволяет выявить уровень самооценки учеников, а также определить уровень четырех основных психических состояний:
- Тревожность.
- Агрессивность
- Фрустрация.
- Ригидность.
Сам тест состоит из 40 вопросов, характерных для каждого конкретного состояния. Опрашиваемым предлагается три варианта ответа: «да», «нет» и «иногда». После обработки результатов тестирования можно получить весьма правдоподобную картину о состоянии испытуемого и понять, насколько адекватной является его самооценка.
Помимо этого, теория Айзенка о разных типах личности, построенная на основе концепции об иерархической модели личности человека (где высший уровень представлен суперфакторами, а нижний – специфическими мыслями и действиями человека), позволила ученому создать личностный опросник (тест для определения темперамента). Он представляет собой перечень вопросов, которые касаются особенностей поведения непосредственно оцениваемого человека.
Такая методика Г. Айзенка была разработана ученым на основании результатов его тестирований, в которых участвовало более 30 000 человек. Изначально испытуемые просто отвечали на вопросы (всего было 2 варианта по 57 вопросов в каждом), но позже Ханс Айзенк совместно с Сибиллой Айзенк разработали новый метод оценки, в котором помимо вопросов, с помощью которых диагностировались особенности поведения человека и шкала «лжи», были еще и дополнительные — на определение психотизма. Всего человеку нужно было дать 101 ответ.
Рекомендуем: Что такое характер?
Как первоначальная, так и предложенная позже методика включают в себя вопросы, абсолютно релевантные трем основным факторам структуры личности, а шкала «лжи» и в первом и во втором случае помогает выявить склонность опрашиваемого к фальсификации ответов.
К слову, первичный тест, позволяющий определить тип темперамента, пользуется большей популярностью, чем составленный позже опросник. И объясняется это количеством вопросов, которых в первом случае всего 57.
Пограничные зоны науки: гипноз и внушаемость
Во второй части своего труда Айзенк рассматривает феномен гипноза. Как и в случае психоанализа, многие пациенты утверждают о наступлении улучшений после сеансов, однако проверить эти результаты не представляется возможным (эксперименты Месмера, Брейда, Бернхейма, Либо, Шарко). Закономерность такова: «чем проще задача, тем больше улучшение, и наоборот, чем сложнее задача, тем меньшим будет улучшение» . Если обратиться к Фрейду, то сам он считал, что степень погружения в гипнотическое состояние напрямую связана со степенью переноса. Понятие «перенос» трактуется в книге Айзенка в более широком смысле, нежели это понимал сам Фрейд.
С чего начинал свой путь ученый
Ганс Юрген Айзенк – уроженец Германии, который большую часть своей жизни прожил в Англии по политическим причинам. Появился на свет Г.Ю. Айзенк 4 апреля 1916 г. в семье Эдуарда и Хельги Айзенков, которые в свое время были популярными актерами кинематографа.
Его увлечения в юношестве не имели ни малейшего намека на психологию и психоанализ, ведь в то время молодой Айзенк интересовался астрологией. Составляя гороскопы, он отсылал их руководителям политической партии, в которой состоял и сам. Однако с приходом к власти нацистов, на фоне возникшей антипатии к новому правительству в лице Гитлера, ему пришлось переехать в Англию.
Эмигрировав в Великобританию в возрасте 18 лет, Ганс Айзенк приступил к поиску работы. Однако с этим возникли сложности, так как у юного ученого не было гражданства. Но это не остановило Айзенка, и уже в 1940 г. он закончил свое обучение в Университетском колледже в Лондоне. Получив степень доктора психологии, Ганс начал активно заниматься исследованиями в данной отрасли.
Рекомендуем: Р. Ассаджиоли: биография и теория психосинтеза
Стоит подчеркнуть, что первым наставником и научным руководителем Айзенка был известный психолог Сирил Берт, слава к которому пришла благодаря его исследованиям на тему влияния наследственности на интеллект. С начала Второй мировой войны и до 1983 года Ганс Юрген работал сразу в нескольких направлениях:
- Преподавал на кафедре психологии Лондонского института психиатрии, а также читал лекции в других университетах.
- Проводил исследования и психиатрические обследования для получения неопровержимых доказательств своих теорий.
- Писал книги и статьи для публикации в журналах по психологии. Интересный факт: Ганс Айзенк до сих пор считается одним из самых плодотворно работавших, а также наиболее часто цитируемых авторов ХХ века.
Трудиться над своими исследованиями и опросниками психолог продолжал до старости, пока в возрасте 81 года не скончался от рака мозга. Но вернемся к тому, что сделал Ганс Юрген Айзенк конкретно для психоанализа личности, благодаря чему он считается популярным психологом.
Отклонение от нормы
Айзенк ставит еще одну проблему: нарастание психических заболеваний в обществе в геометрической прогрессии. И решает ли психотерапия в таком случае свои задачи? После проведенных исследований оказалось, что 2/3 пациентов-невротиков выздоравливают как после курса психотерапии, так и находясь в психиатрических стационарах (проходя медикаментозное лечение). Говорит ли это в пользу психотерапии? Нет. Хотя и недооценивать ее тоже не стоит.
В этой части работы особенно интересна критика психоанализа Айзенком. Нет, он не склонен полностью отказываться от достижений З. Фрейда – все-таки открытие сферы бессознательного, работа с детскими травмами, защитными механизмами, подавленными желаниями – все это имеет рациональное зерно и оказало большое влияние на развитие психологии как науки. «Мне бы не хотелось, чтобы читатель подумал, будто я являюсь ярым противником психоанализа во всех его проявлениях. Как и многие другие психологи, я ценю тот свежий глоток воздуха, который Фрейд вдохнул в затхлую, сухую атмосферу академической психологии XIX века. Гениальность его ума открыла нам двери в новый мир, а его необычная проницательность подарила множество интересных теорий и гипотез, над которыми ещё долго будут размышлять исследователи. Безусловно, многие идеи Фрейда являются важными, но это вовсе не значит, что мы должны соглашаться с ним во всём и воспринимать его теорию как некое откровение свыше» . Психоанализ как раз и занимался первоначально отклонениями от нормы – Фрейд исследовал, в первую очередь, невротических пациентов.
Однако он считал, что корень пессимистичности личности – в том, что произошло слишком раннее отлучение от груди. Как показывает Айзенк, корреляция есть, но можно предположить, что у депрессивной матери рождаются депрессивные дети, и такие матери рано отлучают детей от груди. Что превалирует: наследственность либо окружающая среда – остается открытым вопросом.
В чем же, по Айзенку, недостатки психоанализа?
- Ненаучный подход. «Психоанализ пытается, скорее, понять, чем объяснить, а значит, он не является научным и к нему следует подходить с позиций веры, а не с позиций доказательств и научного обоснования» .
- Уровень аргументации. «Доказательства – в основном, клинические, а не экспериментальные» . И если в клинических случаях какие-то проявления закономерны, носит ли это характер типизации? И справедливо ли для нормальных индивидов, без патологий? При этом аргументация не имеет системного характера, что тоже важный недостаток. Отсутствие контрольной группы влечет за собой субъективность выводов, нередко в угоду терапевту.
- Сильная эмоциональная связь клиента и терапевта. Это приводит к неизбежным искажениям и привносит много субъективного.
- Размытость гипотез Фрейда. А потому – их неуязвимость перед критикой. «Психоаналитики слишком обобщают свои заключения» .
- Претензия на универсальность. «Психоаналитики применяют свои принципы к социальным явлениям в целом, хотя факт их применимости в данном случае не доказан» .
- Искусственность аргументов. «Психоаналитики подстраивают факты под свои аргументы» .
Вывод Айзенка: «Вместо экспериментально проверенных выводов из чётко сформулированных гипотез мы обнаруживаем всего лишь анекдотичные свидетельства, собранные довольно случайным образом из индивидуальных историй болезни. Этот недостаток достоверных доказательств часто скрывается от читателя превосходными писательскими способностями Фрейда, за что в Германии ему заслуженно была присуждена премия Гёте за достижения в области литературы. Однако в науке убеждение не должно подменять доказательств, и нам следует более тщательно исследовать доказательные попытки Фрейда, прежде чем сделать вывод о достоверности его гипотез» .
Наследие и более широкое влияние
Трехмерному взгляду Айзенка на личность всегда противодействовали более сложные описательные системы в Соединенных Штатах, в частности шестнадцать личностных факторов Рэймонда Кэттелла. Однако Айзенк никогда не шел на компромисс с его точкой зрения, что трех измерений было достаточно, чтобы описать основную, культурно универсальную структуру личности. Физиологические аспекты его работы оттолкнули социальных психологов, в то время как экспериментаторы не оценили его настойчивость в учете индивидуальных различий в их поиске основных механизмов. Лишь немногие исследователи поделились его интегративным подходом. В рамках этой традиции возникло несколько серьезных проблем, особенно со стороны его преемника Джеффри Грея.
Без квалификации Айзенк был самым влиятельным психологом в послевоенной Британии. Все же он получил запоздалое признание в Соединенных Штатах и никогда не был действительно удостоен чести на его родине. Его сторонники вспоминали, что во многих отношениях он был иностранцем — слишком амбициозным, слишком нонконформистским. Ярко выраженный интроверт, Айзенк не интересовался более привычными формами социальных сетей. Он отказался от доминирования или модернизации существующих дисциплинарных органов и вместо этого создал свой собственный. Люди присоединились к нему, а не наоборот.
Айзенк обучил сотни студентов-исследователей. Они были ключом к его огромному результату, кооптированы во всеобъемлющую, программную установку. Многие впоследствии заняли ключевые позиции в университетах в Великобритании и за рубежом. Несмотря на то, что он не хотел, чтобы продвигали идею догматической «Айзенк школы,» его идеи и подходы продолжают развиваться в руках международной сети, сосредоточенных на таких журналах, как личность и индивидуальные различия и Международное общество по изучению индивидуального Различия — все из которых Айзенк был основополагающим в создании.
Чем полезна психология?
В первой части этой большой работы Айзенк анализирует психологию как объект многих споров и дискуссий. Почему политики скептически относятся к психологии? Почему не выделяются достаточные средства на проведение научных исследований в этой области? Потому что психология выглядит не всегда убедительно, недооценивается ее значимость, в конце концов, итоги исследований могут вызывать опасения у заинтересованных в манипуляции политиков.
Степень объективности данных проверяется, например, на основе тестов интеллектуального потенциала человека. Можно ли доверять тестам умственных способностей, как они составлены, что поддается конкретному измерению в столь многогранном феномене, как личность? Кстати, будучи автором тестов на уровень интеллекта, Айзенк утверждает: «Правильно составленные тесты измеряют скорость умственных действий, которые являются основой их эффективности» . Интересно учесть, что умственные способности не есть величина постоянная, поэтому тесты условны в том смысле, что измеряют лишь актуальный уровень, а с годами он изменяется. Но тогда возникает еще один закономерный вопрос: можно ли говорить о падении интеллекта в рамках нации? А научно подтвержденных данных на этот счет нет, притом что система образования в ряде стран находится просто в плачевном состоянии, и многие сетуют на падение уровня интеллекта молодежи.
Полезность психологии сказывается и на области труда. Интересны размышления Айзенка о методах отбора персонала. Он критикует собеседование как изживший себя метод, подтвердивший свою неэффективность, но повсеместно используемый и сейчас. На этот счет есть научные доказательства: исследования Бине, Холлингворта убедительно доказали ложность прогнозов на основе собеседования. Что же тогда делать? Айзенк предлагает – проводить психологические тесты (например, способности и темперамент, если работа идет в экстремальных условиях, или специальный тест на вождение для отбора водителей)
А при отборе будущих студентов важно учитывать не просто компетенции, но и тип личности, и характер. Такой подход к социальным сферам действительно может оправдать себя
Но сколько времени пройдет, прежде чем мы будем готовы отказаться от устаревших моделей социального поведения?