Ид

Взаимодействие трех уровней психики

Ид

Несмотря на кажущуюся противоречивость «целей» бессознательного и «сверх-Я», наша психика – единое образование. И в норме все три уровня действуют согласованно и сбалансированно. Если же эта согласованность нарушается, то происходит отклонение от нормы, то есть возникают серьезные внутриличностные конфликты, или развивается психическое заболевание.

Механизм взаимодействия трех уровней психики довольно прост и состоит из трех этапов:

  1. На уровне бессознательного зарождаются потребности (например, сексуальные) или активизируются инстинкты, удовлетворение которых требует определенных действий. А за принятие решений и за деятельность отвечает сознание.
  2. Активным действиям по удовлетворению этих потребностей препятствует «сверх-Я». Оно блокирует запретные желания, прорывающиеся на уровень сознания («Я»). В результате этого возникает психическое напряжение, связанное с нереализованной энергией желаний.
  3. Чтобы избежать саморазрушения, «Я» отправляет эти желания снова на уровень бессознательного, предварительно сублимируя их – преобразуя в социально поощряемую деятельность. Сублимация необходима для того, чтобы перенаправить энергию желаний «в мирное русло», не допустить негативного воздействия на психику и сохранить внутреннюю гармонию.

Сублимация – это очень важный процесс с точки зрения психоанализа, так как она позволяет избежать внутренних конфликтов и примирить человека и подавляющее его свободу общество. Например, сексуальные желания чаще всего сублимируются в таких социально значимых сферах, как творчество, политика, общественная деятельность.

Однако даже успешная сублимация не может полностью избавить человека от чувства неудовлетворенности и влияния запретных желаний. Они прорываются на уровень сознания в виде сновидений, оговорок, опечаток, склонности к нецензурной лексике и т. д.

Чувство неудовлетворенности может иметь серьезные негативные последствия и стать источником таких психических проблем:

  • фобии;
  • неврозы;
  • состояние фрустрации;
  • психологические комплексы и т. д.

Чтобы избежать этих неприятных последствий, человек часто использует различные способы психологической защиты, которые помогают ему, правда временно, снять негативные ощущения от нереализованных желаний, переживаемых им страхов или комплексов.

Но, с другой стороны, чувство неудовлетворенности может также стать источником социальной активности, подтолкнуть человека к реализации собственных амбиций, способствовать успеху в бизнесе и карьерному росту.

Эго

Термин «Эго» происходит от латинского слова «ego», что означает «я». Эго является компонентом психического аппарата, ответственного за принятие человеком решений. Эго стремится к выражению и удовлетворению желаний Ид, но уже в соответствии с теми ограничениями, которые налагает внешний мир.

Структура и функция Эго произрастают из Ид. Эго происходит и эволюционирует из Ид, а также берёт у него часть энергии для своих потребностей, чтобы отвечать условиям социальной реальности. Так получается, что Эго обеспечивает сохранение и безопасность организма. К примеру, человеку, который хочет есть, необходимо различать образ пищи, имеющийся в представлении, от реального образа пищи. Другими словами, человеку нужно уметь доставать пищу и потреблять её до того, как напряжение снизится. Данное стремление побуждает человека к обучению, размышлениям, рассуждениям, восприятию, принятию решений, запоминанию и т.п. Следует вывод, что Эго используются перцептивные и когнитивные процессы в его стремлении к удовлетворению потребностей и желаний Ид. Однако если природа Ид находит выражение в поиске удовольствия, то природа Эго подчинена принципу реальности, целью которого является сохранить целостность организма через отсрочку удовлетворения инстинктов до тех пор, пока не будет найдена возможность разрядки и снятия напряжения наиболее подходящим способом или пока внешняя среда не будет отвечать соответствующим требованиям.

«Эго» — «Я»

Ид

Для обозначения уровня сознания в психоанализе используется латинское понятие ego – «Я». Если «ид» — животное начало, то «эго» — разумная часть психики. Это все то, что мы осознаем, чем можем управлять и осмысленно регулировать. Как это ни странно покажется на первый взгляд, объем «эго» не слишком велик по сравнению с «ид», сфера осознанного значительно меньше области бессознательного.

Хоть анализу этого уровня сам З. Фрейд уделял меньше внимания, его функции определить несложно. К ним относятся следующие:

  • оценка реальной ситуации;
  • анализ осмысленной информации, полученной сознанием из внешних и внутренних источников;
  • принятие решений;
  • контроль за их исполнением;
  • частичное осмысление желаний и преобразование их в действия или перемещение на уровень бессознательного (вымещение);
  • рационализация (объяснение) действий и поступков.

По сути дела, «Я» является посредником в борьбе «оно» и «сверх-Я». Этот уровень психики постоянно ищет компромисс между естественными потребностями и требованиями общества.

дальнейшее чтение

  • Фрейд, Зигмунд (апрель 1910). «Происхождение и развитие психоанализа». Американский журнал психологии . 21 (2): 181-218. JSTOR   .
  • Фрейд Зигмунд (1920), ту сторону принципа удовольствия .
  • Фрейд, Зигмунд (1923), Das Ich унд дас Es , Internationaler психо-analytischer Verlag, Лейпциг, Вена, Цюрих. Английский перевод, Эго и Ид , Джоан Ривьер (пер.), Хогарт Пресс и Институт Психо-анализ, Лондон, Великобритания, 1927 г. После доработки для стандартной версии Полных психологических трудов Зигмунда Фрейда , Джеймс Strachey (ред. ), WW Нортон и Company, Нью — Йорк, Нью — Йорк, 1961.
  • Фрейд Зигмунд (1923), «Невроз и психоз». Standard Edition Полное собрание психологических трудов Зигмунда Фрейда, Том XIX (1923-1925): Эго и Ид и других работ, 147-154
  • Гей, Питер (изд., 1989), Фрейд чтение . WW Нортон.

Основные инстинкты поведения человека

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но качество ее остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами.

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа (под общим названием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение человеческого рода. Признавая большое значение инстинктов жизни, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. “хотеть” или “желать”).

Вторая группа — инстинкты смерти, называемые Танатос, — лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличии от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: “ Цель жизни является смерть”.

Психология

Перевод

Термины «Идентификатор», «эго» и «супер-эго» не Фрейд собственной. Они latinisations по его переводчиком Джеймс Стрейчи . Сам Фрейд писал о » «, » даш Ich «, и » дас Über- Ich » -respectively, «It», «двутавровых», и «Over-I» (или «Я выше»); Таким образом , к немецкому читателю, оригинальные термины Фрейда более или менее понятно. Фрейд заимствовал термин « Das Es » от Георг Гроддека , немецкого врача , чьи нетрадиционных идеи Фрейд очень привлекал (переводчики Groddeck визуализируют термин на английском языке как «It»). Слово эго берется непосредственно из латинского , где он является именительный из первого лица единственного числа личного местоимения и переводится как «я сам» , чтобы выразить акцент. Цифры , как Беттельгейм критиковали путь «английские переводы препятствовавших усилия студентов , чтобы получить истинное понимание Фрейда.» путем замены формализованного языка выработанного кода для ежедневных непосредственностей собственного языка Фрейда.

Основные концепции психоанализа

Вот несколько фундаментальных основ психоанализа в той или иной мере присущих большинству психоаналитических методов.

— поведение человека, состояние его психики (сознания) в значительной степени зависят от внутренних бессознательных мотивов, которые определяются либидо или сексуальным влечением (в процессе развития это положение было неоднократно скорректировано или оспорено последователями Фрейда).

— Основная причина психологических проблем личности (неврозы, депрессии, страхи, комплексы) — почти неизбежный конфликт между бессознательными импульсами (желаниями) и сознательной частью личности.

— Ослабления этого конфликта или даже избавления от него можно добиться через осознание личностью травмирующих воспоминаний вызывающих конфликт, путем высвобождения этого материала из сферы бессознательного и последующей работы с ним при посредстве (помощи) психоаналитика.

Психика человека обладает защитными механизмами, препятствующими осознанию содержимого бессознательного.

Ид

Является врожденным, так как помогает младенцу выжить, то есть обеспечивает безопасность и удовлетворение базовых потребностей. По факту, это наши инстинкты, примитивные, зато действенные и жизненно необходимые. Замечали, что выполняете какую-то работу автоматически, думая при этом совершенно об отдалённых вещах, которые в данный момент более актуальны? Вот это и есть проявление ид. Оно управляет нами, да так, что порой мы не в силах с ним справиться, либо же не всегда отслеживаем эти проявления.

Когда человек голоден, он не способен концентрироваться на поставленных задачах. Он не сможет о чём-то думать, так как мысли будут посвящены еде. Бывает, что на пустой желудок вы фантазируете или мечтаете о том, что бы съели, будь у вас выбор? Кстати, именно по этой причине не рекомендуется посещать супермаркеты и продуктовые магазины, если есть хоть малейшее чувство голода. Критически мыслить и объективно рассматривать ситуацию, оценивать её человек не сможет. А это грозит непреднамеренными тратами. Да и продукты могут быть выбраны совершенно не то что планировались ранее.

Ид

По факту, ид отличный маркер, он позволяет вовремя заметить, что организм находится в состоянии фрустрации на фоне неудовлетворённых потребностей. То есть, что человек хочет есть, спать, пить, отдыхать, размножаться и прочее. Но есть и минусы. Если бы человек жил, руководствуясь только инстинктами, он бы ничем не отличался от обычного животного, и утратил бы статус высшего существа.

Только представьте, вы увидели красивую вещь на ком-то, и мгновенно принялись бы её снимать, потому что понравилась. Вырывали бы еду, чуть ли не со рта жующего, ложились бы спать при первых же признаках усталости, независимо от того, где находимся в данный момент, и есть ли условия для отдыха. В общем, превратились бы в дикарей. И тогда ни о каком цивилизованном обществе не могло бы быть и речи.

Нарушения

Психоз, кстати, развивается как раз в силу проблем с этой необузданной примитивной энергией. Индивид утрачивает связь с реальностью и другими компонентами личности, отчего ведёт себя непринуждённо и примитивно. Творчески приспосабливаться к различным ситуациям уже не может, и выдаёт одинаковые реакции на любой раздражитель. Он не в состоянии понять, что требуется его организму в данный момент, а также чего от него хотят, ожидают окружающие.

В силу этих обстоятельств возникает масса напряжения, которое удержать не так-то просто. Поэтому нередки случаи возникновения неконтролируемой разрушительной агрессии. Она может быть направлена как на себя, так и на тех, кто рядом.

Те, у кого сложности с этим элементом, могут потерять чувствительность к себе. Существует даже заболевание, которое называется алекситимия. Человек, у которого она диагностирована, не в состоянии распознать чувства, как свои, так и окружающих. Порой ему кажется, что он совершенно не умеет испытывать эмоции. И действительно порой выглядит немного отстранённым. Он не знает, чего хочет, ему всё равно, что происходит в окружающем мире. Что-то делает по инерции, опираясь лишь на знания, что так надо и правильно. А вот хочется или нет, не понятно.

Ид

Тьма и свет

Исходя из теоретической картины мира Фрейда, наше духовное и творческое начало – словно фальшивый искусственный нарост на базе беспросветного животного невежества. Здесь человек изначально порочен, и вынужден совершать огромные усилия, чтобы превозмочь собственный внутренний мрак.

Такая картина реальности многих отталкивает. И я не утверждаю, будто в жизни все обстоит именно так. Это лишь один из углов восприятия. С таким же успехом можно сказать, что в основе психики – вовсе не фрейдовская животная тьма и невежество, а развитие и свет. Ведь мы, вопреки всему, не только агрессивны и похотливы, но еще и любознательны и гуманны.

Именно такой противовес классическому психоанализу составила гуманистическая психология, основанная на взглядах Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. В этой картине мира под покровом всех страхов и комплексов таится истинное ядро личности – безусловное позитивное начало, семя с огромным потенциалом для роста.

И подход к личности соответствующий: не нужно себя побеждать и переделывать под мерки общественных стереотипов. К себе, напротив, необходимо чутко прислушиваться и смело раскрывать то, что есть. Тогда изначальное позитивное «семя» спонтанно прорастет и раскроется естественным, гармоничным образом.

Истина, видимо, как всегда, где-то посередине.

По моим наблюдениям в нашем бессознательном действительно содержится неизмеримый потенциал – и запредельно красивое, возвышенное, и наводящее ужас, необузданное, дикое, животное.

Здесь хотел бы напомнить, что теоретические карты не стоит путать с реальной «местностью». Они подобны меню, которое можно разглядывать вечно, так и не утолив голода.

Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

  • Сделка с лукавым
  • Психика человека
  • Личность и сущность

Прикладной аспект психоанализа

Идеи З. Фрейда стали основой целого направления в психологии. И оно включает не только теорию, но и практику. И в настоящее время психоанализ в большей степени понимается именно как совокупность приемов психодиагностики и психотерапии, объединенных в общее понятие «психоаналитический сеанс».

Психоанализ как диагностика психического состояния личности

Ид

Цель психоаналитика – выявление скрытых в бессознательном причин поведения и переживаний человека, преодоление внутренних конфликтов, которые являются источником негативных эмоций, фрустраций, фобий, неврозов и т. д.

Первая задача, которая решается в процессе психоанализа, это поиск причин психологических проблем. А так как они хранятся глубоко на уровне подсознания и часто скрыты под слоем комплексов и психологических защит, то добраться до них непросто. В психоанализе разработан ряд способов, позволяющих «вытащить» из подсознания загнанные туда воспоминания, желания и инстинкты. Все эти приемы можно объединить в 3 группы:

  • Методы интерпретации. Они основаны на осмыслении, анализе того, что говорит психоаналитику пациент. Чаще всего имеют в виду спонтанную речь, оговорки, случайно вылетевшие фразы, речевые ошибки и т. д. Но это далеко не все. По сути дела, психоаналитик просто беседует с человеком о его прошлом и настоящем, о его планах и тревогах. Но одновременно «вытаскивает» с уровня подсознания все, что там скрыто, подавлено, но создает мучительные проблемы и порождает кризисы.
  • Метод свободных ассоциаций. Это уже более организованный прием, в котором используются специальные фразы, слова, картинки. Ассоциации, которые рождаются у человека в ответ на них, — это каналы доступа к бессознательному, к тайным желаниям, скрытым комплексам, вытесненным воспоминаниям.
  • Толкование сновидений. З. Фрейд и его ближайшие последователи (К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.) придавали этому методу большое значение и написали много работ о толковании образов сновидений, об архетипах бессознательного, проявляющихся в снах.

Но в настоящее время последний метод не столь популярен и используется реже, чем первые два. Если только речь не идет о навязчивых, болезненных сновидениях.

Терапевтическая составляющая психоанализа

Психоанализ и психотерапия – это разные направления и разные подходы к воздействию на психику человека. Однако терапевтическая составляющая есть и у психоанализа.

Психоаналитик не оказывает давления на индивида, не формирует у него стереотипы «правильного» поведения, не предлагает готовых решений. Он помогает человеку выговориться и самому разобраться в причинах собственных проблем и внутренних конфликтов. С точки зрения психоанализа, этого достаточно, чтобы почувствовать облегчение, освобождение от давления бессознательного и, главное, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Но во время сеанса психоанализа, когда человек выговаривается и раскрывается, происходит еще ряд процессов, которые оказывают на клиента сильное психотерапевтическое действие. Психоаналитик не просто позволяет человеку свободно, не смущаясь, рассказать о своих проблемах, но и направляет этот процесс таким образом, что перед пациентом раскрывается давно скрытое в подсознании. И он постигает истину о самом себе. Не всегда это приятная истина, поэтому сознание сопротивляется, выстраивает разные психологические блоки, затрачивая на это немало энергии.

Задача психоаналитика – мягко преодолеть это сопротивление, побудить человека самостоятельно разрушить психологические блоки. Сеанс психоанализа должен быть построен так, что человек не только получает возможность увидеть корни своих проблем, но и обретает уверенность в их преодолении. Поэтому под руководством хорошего, опытного психоаналитика в сознании человека происходят существенные позитивные изменения.

В Западной Европе и в США, где это направление успешно развивалось многие десятилетия, сеансы психоанализа очень популярны. И несмотря на многочисленных критиков, они приносят явную пользу, ведь люди после них чувствуют повышение эмоционального тонуса, уверенность в собственных силах и готовность решить свои внутренние и внешние проблемы.

Преимущества структурной модели

Айсбергов метафора часто используется для объяснения части психики по отношению друг к другу.

Ранее, топографическая модель Фрейда ума разделил ум на три элемента сознательного, подсознательного и бессознательного. Сознательное содержит события , которые мы в курсе, предсознательного это события , которые находятся в процессе становления сознательного и бессознательного , включают события , которые мы не знаем. В его сердце было «диалектика бессознательного травматической памяти по сравнению с сознанием … который вскоре стал конфликт между системой UCS против системы Cs.» С , что Фрейд назвал «неприятное открытием , что с одной стороны (супер-) эго и сознательного , а с другой стороны , репрессированы и бессознательными далеки от совпадающего,» Фрейд сделал шаг в структурной модели, чтобы «больше не использовать термин» бессознательное в систематическом смысле»и переименовать„ментальную область, которая чужда эго … в будущем называть его „идентификатор“.“ Разделение психики , определенной в структурной модели, таким образом , один , который разрезает через раздел топографической модели из «сознательного против бессознательного».

«Новая терминология, которую он ввел имеет высокоразвитую уточняющий эффект и поэтому сделаны дальнейшие клинические достижения возможно.» Его ценность заключается в увеличении степени точности и диверсификации стала возможными: Хотя идентификатор находится в бессознательном состоянии, по определению, эго и супер-эго является частично сознательными и частично бессознательными. Более того, с этой новой моделью Фрейд достигается более систематической классификацией психических расстройств, чем это было доступно ранее:

Важно понимать, однако, что «три новых представленные лица, ид, эго и суперэго, все имели продолжительные прошлые истории (два из них под другими названиями)» — идентификатор в качестве систематического бессознательного, суперэго как совесть / эго идеал. Точно так же, Фрейд никогда не отказывался от топографического разделения сознательного, подсознательного и бессознательного, хотя, как он отметил, горестно «три качества сознания и три провинции психического аппарата не попадают вместе в три мирный пар ..

мы не имели прав ожидать любого такого гладкого расположения «.

Айсберг метафора широко используются визуальная метафора при попытке связать эго, идентификатор и суперий с сознательным и бессознательным разумом. В айсбергах метафоре весь идентификатор и часть как суперий и эго будут погружены в подводной части, представляющей подсознанию. Остальные части эго и суперэго будет отображаться над водой в сознании области ума.

«Сверх-Я»

«Сверх-Я» (Суперэго) – это такая насадка на «Я» (эго) – «филиал» глобальной общественной морали в голове индивида. Зарождается на более поздних этапах созревания личности на почве более-менее сформированного «Я».

«Сверх-Я» состоит из подавляющих «Оно» убеждений о том, как «надо» и «правильно». Таким образом сиюминутные животные желания «Оно» вступают в конфликт с идеалами «Сверх-Я».

Первые зачатки самоконтроля у ребенка – это признак зарождающегося «Сверх-Я». Полагаю, что надеяться вырастить просветленного отпрыска бесполезно. Судя по всему, прохождение через комплексы и неврозы – это неизбежный этап душевного взросления.

«Сверх-Я» растет на почве родительского наказания (за непослушание) и поощрения (за повиновение). Так в нас зарождается чувство вины и гордость. Мы приучаемся испытывать вину за бесконтрольность своего «Оно» и гордость за соответствие идеалам «Сверх-Я».

Примерно отсюда коренятся все проблемы чувства собственной важности и неуверенности в себе. Это наш вечный страх облажаться, непрерывная гонка за «лучшим» и бесконечные утверждения своего места в жизни

«Сверх-Я» со своими требованиями ненасытно, потому что – это не резервуар, заполнив который, можно успокоиться, а безостановочно работающий механизм, высасывающий личную силу. Он побуждает нас без конца перепроверять происходящую реальность от страха перед возможной виной и в надежде на поощрение гордости.

«Сверх-Я» по собственным локальным меркам принуждает к реализации идеальной жизни. Особо плотно подсаживаются на его идеалы самые благородные из нашего общества. Наглядные примеры можно найти в русской классической литературе – их там множество почти в любом романе.

«Сверх-Я» создает для нас хорошее и плохое, благое и грешное. В зависимости от мировоззрения, «Сверх-Я» может окрашивать себя в образы божественного и возвышенного, а «Оно» облачать в покровы демонического и невежественного. В этом ракурсе вся тьма внешнего мира – лишь проекция нашего собственного подавленного животного начала.

«Я» (Эго) в этой связке мечется в поиске примиряющего компромисса между «Оно» и «Сверх-Я». «Я» планирует и откладывает, блюдет правила и ритуалы, маскируя животные желания благочестивой маской. То есть мы боремся за честь, подавляем, маскируем или же воплощаем первобытные повадки «Оно» в пристойном, удобоваримом виде, чтобы словить бонусов от «Сверх-Я» (Суперэго).