Психогенетика

Американское исследование

ПсихогенетикаРисунок 4. Результаты изучения причин, приводящих к формированию асоциальной личности,в американском исследовании приемных детей(стрелки означают статистически значимую связь между характеристиками родителей и формированием асоциальных наклонностей у детей).

Скандинавские исследования включали в себя анализ поведения приемных детей, родившихся в первой половине 20-го века. Сходные результаты были получены и в современной работе американских ученых из штата Айова. Правда, в ней анализировали не судимость, а наличие у приемных детей склонности к асоциальному поведению более широкого спектра. Оценивали поведение, которое служит основанием для диагноза «асоциальное расстройство личности» и включает в себя частое совершение поступков, за которые могут арестовать, а также такие черты как лживость, импульсивность, раздражительность, пренебрежение безопасностью, безответственность и бессовестность. Учитывали также целый ряд характеристик приемной семьи, которые могли бы повлиять на формирование подобных наклонностей. На рисунке 4 перечислены эти характеристики и показаны основные результаты исследования на тот момент, когда усыновленные лица уже достигли взрослого возраста (им было от 18 до 40 лет). Были проанализированы данные только о мужчинах, поскольку количество женщин с «асоциальным поведением» оказалось слишком мало. Из 286 исследованных мужчин сорока четырем был поставлен диагноз «асоциальное расстройство личности». Результаты свидетельствовали, что в развитие данного расстройства вносят независимый вклад три фактора:

  1. судимость биологического родителя (генетический),
  2. пьянство или асоциальное поведение одного из членов приемной семьи (средовой),
  3. помещение ребенка с неблагоприятной наследственностью в семью с низким социально-экономическим статусом (генотип-средовое взаимодействие).

Что представляет собой наследственная предрасположенность к асоциальному поведению?

Очевидно, что у человека гены не запускают конкретное поведение подобно тому, как это происходит с некоторыми инстинктивными действиями животных. Связь между риском преступного поведения и генами опосредствована психологическими особенностями. Причем известно, что на риск криминального поведения могут влиять различные неблагоприятные сочетания психологических свойств, и каждое из этих свойств находится под контролем нескольких или большого количества генов и разных факторов среды.

Первым кандидатом на роль биологического «субстрата» асоциальных наклонностей стала Y-хромосома (хромосома, которая содержится только в генотипе мужчин и определяет мужской пол). Примерно у одного из 1100 мужчин в результате биологических ошибок в сложном процессе создания зародышевой клетки в генотипе оказывается вместо одной две или более Y-хромосом. Эти мужчины отличаются невысоким интеллектом (у нижней границы нормы) и высоким ростом. В 60-х годах XX века было впервые показано, что среди отбывающих наказание преступников со сниженным интеллектом непропорционально много (4%) мужчин с лишней Y-хромосомой. Сначала связь между этим генетическим дефектом и криминальными наклонностями казалась очевидной: поскольку мужчины агрессивнее женщин, чаще совершают преступления и в отличие от женщин имеют Y-хромосому, наличие двух и более Y-хромосом должно приводить к формированию агрессивного «супермужчины». Но в дальнейшем выяснилось, что преступники с лишней Y-хромосомой не более агрессивны, чем другие заключенные, и в тюрьму они попадают, в основном, совершив кражи. При этом у мужчин с данной генетической патологией была найдена связь между снижением интеллекта и вероятностью быть осужденным. Не исключено, однако, что сниженный интеллект влиял не на риск совершить преступление, а на риск быть пойманным и посаженным в тюрьму. Например, один из мужчин с лишней Y-хромосомой несколько раз проникал в дома с помощью взлома, когда хозяева находились в помещении.

Исследования мужчин с лишней Y-хромосомой позволяют сделать, по меньшей мере, два важных заключения. Во-первых, связь между генами и преступностью нельзя объяснить генетически обусловленным возрастанием агрессивности или жестокости, как можно было бы предположить, исходя из «здравого смысла». Этот вывод согласуется и с данными исследований приемных детей, в которых влияние наследственности обнаружилось только для преступлений против собственности. Во-вторых, даже среди мужчин с такой очевидной наследственной аномалией, как лишняя Y-хромосома, большинство не становится преступниками, речь идет только о некотором повышении риска подобного поведения среди них.

С середины 90-х годов ученые проводят поиск конкретных генов, которые могли бы влиять на величину риска криминального поведения. Все полученные к настоящему времени данные еще нуждаются в подтверждении и уточнении. Однако заслуживает упоминания исследование, проведенное в Новой Зеландии. В нем было показано, что среди мальчиков, подвергавшихся жестокому обращению в семье, носители формы гена, обеспечивающего более высокую активность фермента МАОА в организме, были менее склонны к асоциальным поступкам, чем носители другой формы гена — низкоактивной. Среди детей, выросших в благополучных семьях, связи между асоциальными наклонностями и геном МАОА не было. Т.е. лица с определенными генетическими особенностями оказались менее уязвимыми к жестокому обращению с ними родителей. Это исследование заставило ученых задуматься о том, правомерно ли вообще говорить о наследственной предрасположенности (склонности) к асоциальному поведению. Возможно, более точным было бы понятие генетически обусловленной уязвимости (незащищенности) некоторых детей по отношению к неблагоприятным, травмирующим событиям.

Основатель генетической психологии

Жан Пиаже – создатель школы генетической психологии, швейцарский ученый и философ. Известны его работы по психологии детей и теория когнитивного развития. Он рано увлекся биологией, до окончания школы написал несколько работ. Научная карьера Жана началась в 10 лет, когда был опубликован небольшой материал о воробьях-альбиносах. Ученый является автором множества книг и сотен статей. Жан Пиаже учился в Невшательском университете, там ему была присвоена степень доктора философии. Некоторое время работал в Париже с создателем IQ-теста Альфредом Бине

При обработке тестов обратил внимание, что дети делают одинаковые ошибки при ответе на определенные вопросы. Это привело ученого к идее, что мышление детей заметно отличается от такового у взрослых, и впоследствии определило интерес к теме развития мышления

В 1921 году Жан Пиаже вернулся в Женеву, где стал директором Института Руссо. С 1955 года до конца жизни он проработал в центре генетической эпистемологии.

Влияние наследственности на интеллект и характер в разных возрастах

Исследования показывают, что гены отвечают за 50-70% разнообразия людей по уровню интеллекта и за 28-49% различий по выраженности пяти «универсальных», наиболее важных, свойств личности:

  • уверенности в себе,
  • тревожности,
  • дружелюбию,
  • сознательности,
  • интеллектуальной гибкости.

Это данные — для взрослых. Однако степень влияния наследственности зависит от возраста. Результаты психогенетических исследований не подтверждают распространенное мнение, что с возрастом гены все меньше влияют на поведение человека. Генетические различия, как правило, сильнее проявляются в зрелом возрасте, когда характер уже сформировался. Значения коэффициента наследуемости большинства изученных психологических свойств для взрослых выше, чем для детей. Наиболее точные данные получены по наследственной обусловленности интеллекта. В младенчестве внутрипарное сходство многояйцевых близнецов такое же высокое, как для однояйцевых, но после трех лет оно начинает снижаться, что можно объяснить большим влиянием генетических различий. При этом нарастание различий происходит не линейно. В ходе развития ребенка есть этапы, в которые различия между детьми вызываются преимущественно влиянием среды. Для интеллекта это возраст 3-4 года, а для формирования личности — предподростковый возраст 8-11 лет.

Кроме того, в разных возрастах действуют разные генетические факторы. Так среди наследственных факторов, обуславливающих различия по интеллекту, есть как стабильные, т.е. действующие во всех возрастах (это, возможно, гены, связанные с так называемым «общим интеллектом»), так и специфические для каждого периода развития (вероятно, гены, определяющие развитие частных способностей).

Предмет, задачи и методы

Предмет психологии развития и возрастной психологии

  1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
  2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
  3. Развитие различных видов деятельности (активности)
  4. Формирование качеств личности
  5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.

Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения, поэтому она входит в область общей психологии[источник не указан 2955 дней]. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни[источник не указан 2955 дней].

Функции психологии развития

  1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
  2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
  3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
  4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

Методы исследования

  1. Организационный метод.
    • сравнительный метод — сопоставление различных групп; данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
    • лонгитюдный метод — длительный, предполагает несколько методик. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.
    • комплексный — сочетание сравнительного и лонгитюдного метода
  2. Эмпирический метод.
    • метод наблюдения
    • экспериментальный метод
    • психологическая диагностика (беседа, тестирование, анкета, опрос)
    • биографический метод
    • обсервационный метод(наблюдение и самонаблюдение)
  3. Интерпретационный метод
    • генетический метод
    • структурный метод

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Какие методы используются в генетической психологии

Генетическими психологами был разработан новый вид исследования, названный методом клинической беседы. Он предполагает изучение не внешних признаков и симптомов, а внутренних процессов, приводящих к возникновению какого либо явления.

Применение описанного метода позволило открыть главную черту мышления ребенка – эгоцентризм. Развитие же мышления предполагает переход через децентрацию от этой позиции к более объективной. Такой переход Жан Пиаже определил как главный закон психического развития.

Своеобразие развития интеллекта связано со структурами, которые формируются благодаря деятельности. Выполняемые ребенком действия постепенно схематизируются и благодаря символическим средствам (игре, рисунку, имитации, речи) постепенно трансформируются во внутренний план. Далее они соотносятся с другими действиями, сокращаются и примерно к 7 годам преобразуются в операции. Операция является в генетической психологии основной единицей мышления. Ход же психического развития женевские психологи делят на три периода, в рамках которых существуют отдельные стадии.

Помимо стадий, генетических психологов интересует и внутренняя логика преобразования интеллекта. Детское развитие изучается в биологическом аспекте.

Представители генетической психологии занимаются так же памятью, восприятием, воображением и эмоциями. Перечисленные процессы рассматриваются, как полностью подчиненные интеллекту.

Немалый интерес для женевских психологов представляют обучение детей в условиях разных культур, вопросы, связанные с диагностикой умственного развития и патологией мышления, исследования в психолингвистике.

Можно ли унаследовать интеллект

Наследуемость описывает, до какого предела наблюдаемые между нами различия связаны с генетикой. Кажется логичным предположить, что наследуемость со временем снижается из-за различий в окружающей среде, несчастных случаев, болезней. И чем дольше живут люди, тем больше различия между ними должны быть связаны с влиянием окружающей среды. На самом деле ситуация диаметрально противоположна, и исследования показали, что наследуемость интеллекта со временем только растет.

Психогенетики знают, что индивидуальные различия в уровне интеллекта наследуются. Массив работ в этой области — сотни исследований близнецов, приемных детей и их семей — показывает 50% наследуемости. Существует линейный рост наследуемости интеллекта: в младенчестве — 20%, в детстве и подростковом возрасте — 40%, во взрослой жизни — 60%, а в поздней жизни — 80%.

В ДНК не запрограммированы результаты тестов на интеллект, гены только позволяют вам легче учиться. Вы можете изучать более сложные дисциплины и выбрать среду, которая им соответствует, в которой комфортно читать серьезные работы, вступать в дискуссии, общаться с теми, кому нравится обсуждать интеллектуальные вопросы. Таким образом вы создаете условия жизни, которые коррелируют с генетическими задатками. Небольшие различия, которые в младенчестве достигают 20%, растут как снежный ком с течением жизни, когда человек выбирает окружающую среду, соответствующую его генетической предрасположенности. Поэтому наследуемость интеллекта растет в течение жизни, и это нужно учитывать в образовании.

Прав ли Пиаже?

Генетическая психология создавалась с такой целью, чтоб на ее платформе была построена эпистемология – учение о научном познании, его происхождении и развитии. Чтобы понять, как эволюционировало научное знание, по мнению Пиаже необходимо проследить в онтогенезе и изучить на детях, как проходило развитие физического, математического и логического знания.
 
Российский ученый Лев Выготский, проанализировал концепцию Пиаже, и пришел к такому выводу: поскольку ребенок всегда зависим от общества, то невозможно на его примере изучать движущие силы развития знания в целом. Таким образом, несмотря на множество достоинств генетической психологии, именно этот ее аспект не считается сильным.
 

Комментарий Проекта «К новой семье»

Стоит учитывать, что на момент постановки задачи исследования были заданы очень узкие граничные условия, которые не учитывали несколько серьезных факторов:

  • мотивация и степень подготовленности усыновителей к роли родителей,
  • уровень тревожности будущих родителей,
  • возраст попадания ребенка в семью и уровень его депривации в кровной семье или учреждении, где он воспитывался,
  • возможности семьи методично, самостоятельно или с помощью специалистов, к работе по компенсации имеющихся у ребенка соматических и психологических проблем.

Всем этим факторам раньше не придавали существенного значения.

При изучении отмены усыновлений и возникающих психологических проблем в приемных семьях, была выявлена очень высокая взаимосвязь между успешностью усыновления и мотивацией усыновителей, а также подготовленностью их к роли родителей. Достаточно часто будущие родители оказывались не достаточно готовы к принятию ребенка. Например, хотели решить приемом в семью ребенка вопросы статуса семьи в обществе, восстановить взаимоотношения между друг другом, обрести наследника, воспитать идеального ребенка или вундеркинда, и не были готовы принять его со всеми его особенностями и проблемами. Это приводило к тому, что они не смогли полюбить его и создать дружественную, а только менторскую среду воспитания. До возраста 6-12 лет стиль воспитания не сильно влияет на возникновение серьезных детско-родительских конфликтов и асоциальных проявлений в поведении ребенка, однако менторская среда или так называемый «ответственный стиль воспитания» срабатывает к подростковому возрасту и резко повышает вероятность возникновения конфликтов, развивающихся в формы протестного (часто асоциального характера) поведения ребенка.

Усугубляет положение повышенная подозрительность и тревожность за поведение ребенка, что часто приводит к ошибкам воспитания, выраженным в крайних формах воспитательного воздействия — импульсивных, неоправданно жестких мерах или попустительстве, оправдываемом «неотвратимостью судьбы» и списания своей воспитательной некомпетентности на гены. Таким образом, асоциальное поведение кровных родителей является не генетическим, но мощным психологическим фактором давления на приемных родителей, провоцирующим риски неадекватного воспитательного воздействия на ребенка. Влияние тревожности будет подробно рассмотрено в отдельной статье.

Вторым по степени влияния фактором на возникновение асоциального поведения является исходный уровень поражения нервной системы ребенка и успешность ее компенсации в замещающей семье. Возникают такие поражения нервной системы вследствие:

  • пренатальной интоксикации плода алкоголем, лекарственными препаратами,
  • кислородного голодания, недостатка микроэлементов для нормального развития нервной системы при плохом питании будущей матери,
  • родовых травм,
  • материнской депривации ребенка в первые дни и годы жизни, а при попадании ребенка в учреждение отсутствие естественного общения с ним и должного ухода.

Серьезность влияния институциональной среды было замечено достаточно давно и описано в 30-х годах 20-го века (Эмми Пиклер), но влияние родительской компетентности в компенсации на успешность усыновления заметили только в конце 70-х годов. Ребенок с депривационными проблемами требует специального коррекционного воздействия, иначе недокомпенсированные медицинские и психологические проблемы начинают проявлять себя в виде девиантного поведения в период, когда происходят бурные гормональные изменения в организме ребенка, а родители уже не имеют полной власти над ребенком — в подростковом возрасте.

Также надо иметь в виду, что исследования проводились в семьях, не являющихся полным аналогом семей российских усыновителей, чаще это были фостеровские (принимающие) семьи аналог российских профессиональных приемных семей, куда дети были помещены, в достаточно взрослом возрасте, а фостеровские воспитатели не всегда имели достаточное время и опыт для помощи таким детям, а дети осознавали, что переданы на воспитание, и не приняты на правах кровных.

Направление используют

Организаторы

 Аналитический центр Resultat  (Москва),    Институт ИДЕАЛ-метода Тойчей  (Москва),    Консультативно-практический центр психогенетики «Личный инсайт»  (Москва),   Школа Благополучия (Москва),    Институт «Открытое Поле»  (Москва),    Институт исследования и развития человека  (Москва),    Клуб самосовершенствования Era volshebstva (Москва),    Проект Soul Harmony  (Москва),    Пространство Смысла  (Москва),   Рубан Наталья (Москва),   Сообщество «Я — мой Мир»  (Москва),    Спецпроект «Ребёнок» Московского института психоанализа  (Москва),    Центр Современных системных расстановок  (Москва),   Центр по вопросам сектанства «Школа духовной безопасности»  (Москва),    Граур Наталия  (Краснодар),    Семейный центр «Образ жизни»  (Екатеринбург),    Сибирский Институт НЛП и Коучинга  (Кемерово),   Lumibridge  (Волгоград),    BID centre  (Ростов-на-Дону),    Творческий центр «Радуга»  (Уфа).

Ещё организаторы 31

Тренеры

  Samadhi Надежда  (Москва),    Андрей Виннер  (Москва),    Валентина Ивановна Щавелева  (Москва),    Галина Леонидовна Муравник  (Москва),    Дмитрий Шаменков  (Москва),   Елена Галеева  (Москва),    Елена Кайко  (Москва),    Константин Шадрин  (Москва),    Лилия Вениаминовна Афанасьева  (Москва),    Любовь Петровна Хворостяная  (Москва),    Наталья Афанасьевна Цветкова  (Москва),    Ольга Владимировна Климова  (Москва),    Светлана Ильинична Здражевская  (Москва),    Светлана Николаевна Теплякова  (Москва),    Татьяна Тойч  (Москва),   Юлия Викторовна Аджиева  (Москва),    Александр Небеснов  (Москва),    Алексей Александрович Богачёв  (Москва),    Алексей Вячеславович Громов  (Москва),    Антон Зорькин  (Москва).

Ещё тренеры 85

Консультанты

  Андрей Виннер  (Москва),    Валентина Ивановна Щавелева  (Москва),    Галина Леонидовна Муравник  (Москва),   Елена Галеева  (Москва),    Елена Птушкина  (Москва),    Константин Шадрин  (Москва),    Лилия Вениаминовна Афанасьева  (Москва),    Любовь Петровна Хворостяная  (Москва),    Наталья Афанасьевна Цветкова  (Москва),    Ольга Владимировна Климова  (Москва),    Светлана Ильинична Здражевская  (Москва),    Татьяна Тойч  (Москва),   Юлия Викторовна Аджиева  (Москва),    Александр Жанович Соколов  (Москва),    Александр Небеснов  (Москва),    Алексей Александрович Богачёв  (Москва),    Алексей Вячеславович Громов  (Москва),    Антон Зорькин  (Москва),    Валерий Александрович Шелгинский  (Москва),    Ирина Владимировна Савинская  (Москва).

Ещё консультанты 64

Еще по теме «Влияние генетической наследственности на поведение»:

Приемная семья

Влияние генетической наследственности на поведение. Известно, что дети, усыновленные в благополучные семьи, по уровню интеллектуального развития оказываются близки к своим приемным родителям и могут значительно превосходить биологических.

Влияние родителей на выбор профессии (продолжение)

«ТЫ НАС РАЗОРИШЬ!» Порой родители говорят вещи, которые вообще нельзя оставлять без внимания. Самый яркий пример — если обучение в выбранном вами вузе платное и семья не потянет таких расходов. В таком случае можно постараться найти компромисс. Либо поискать вуз, в котором обучение по этой же или близкой специальности будет дешевле (или где есть шансы поступить на бюджетное отделение). Либо — если вам так важен именно этот вуз, — договориться, что часть средств за обучение вы будете вносить…

Эндометриоз – женское заболевание XXI века

Когда женщина испытывает дискомфорт и постоянную боль, это не только приносит ей физические страдания, но и напрямую влияет на ее эмоциональное и психологическое состояние. Приблизительно треть женщин (34%) жалуются на боль внизу живота подругам вместо визита к специалисту. Иногда эта боль становится настолько сильной, что женщина не в состоянии встать с постели из-за одного из «тех дней», который длится слишком долго. Американские ученые установили, что эффективность труда страдающих…

детский врач направил к генетику

Влияние генетической наследственности на поведение. The CAP is an ongoing research project of the Institute for Behavioral Genetics Р.С. В нашем, частном случае, статья помогла принять решение — не искать био-родителей.

способы защиты молодежи от влияния депрессии.

Ученые многих стран с сожалением отмечают, что все больше распространяется среди подростков состояние, которое врачи диагностируют как “депрессия” (хотя до сих пор точные критерии того, что считается депрессией, окончательно не определены). И все больше проводится серьёзных как медицинских, так и социальных исследований, ставящих задачу выявления факторов риска появления депрессии в подростковом возрасте и способов защиты молодежи от влияния этих факторов. В недавних исследованиях учёных США…

«Родные люди» — новый журнал о приемных детях и их родителях

Влияние генетической наследственности на поведение. Известно, что дети, усыновленные в благополучные семьи, по уровню интеллектуального развития оказываются близки к своим приемным родителям и могут значительно превосходить биологических.

Сходила к генетику…

Влияние генетической наследственности на поведение. The CAP is an ongoing research project of the Institute for Behavioral Genetics Р.С. В нашем, частном случае, статья помогла принять решение — не искать био-родителей.

Сказываются ли гены.

Влияние генетической наследственности на поведение. Среди биологических отцов этих детей 31% имели проблемы с законом (против 11% в контрольной группе). Детей алкоголиков часто называют группой множественного риска.

синдром мартина-белла

Влияние генетической наследственности на поведение. Влияние общей среды проявляется, в частности, в том, что братья и сестры, растущие в одной семье (даже если они не родные)…

Про генетиков в Филатовской вопрос

Влияние генетической наследственности на поведение. The CAP is an ongoing research project of the Institute for Behavioral Genetics Р.С. В нашем, частном случае, статья помогла принять решение — не искать био-родителей.

Троюродные брат и сестра — возможна семья и здоровые дети?

Влияние генетической наследственности на поведение. Влияние общей среды проявляется, в частности, в том, что братья и сестры, растущие в одной семье (даже если они не родные)…

Как отличить обычную истерику от признак

Влияние генетической наследственности на поведение. Влияние наследственности на интеллект, характер, злоупотребление алкоголем и асоциальное поведение.

Что такое психогенетика?

Психогенетика — пограничная область знаний на стыке психологии и генетики, изучающая влияние генетических факторов на поведение и их взаимосвязь с окружающей средой. ДНК людей совпадают на 99% и различаются на 1%. Казалось бы, немного, но это миллионы вариаций, имеющих огромное значение. Психогенетика исследует именно этот 1% вариаций и ищет ответы на вопросы об индивидуальных различиях между людьми. Например, не рассматривает проблему ожирения для человеческого вида в целом, а изучает, насколько на набор веса повлияли гены, а насколько родители, которые закармливали ребенка вредными продуктами.

В психогенетике не бывает только врожденного или только приобретенного. Речь идет именно о взаимодействии. Каждое индивидуальное качество – продукт унаследованных генов, которые проявились или не проявились в конкретной среде. Иными словами многие гены без подходящей среды могут вообще не проявиться, а потенциальные гении смогут проявить себя только при подходящем окружении, воспитании и полученном опыте.

До развития молекулярной генетики психологи предполагали, что индивидуальные различия между людьми создаются исключительно его окружением в первые годы жизни. Исследования ДНК доказали, что гены объясняют почти половину расхождений между людьми. Но однозначной взаимосвязи между геном и поведением установить нельзя. Между ними существуют промежуточные уровни (биохимический, физиологический, психологический), каждый из которых корректирует способности человека.

Психогенетика предполагает, что кроме наследственных заболеваний и когнитивных способностей человек получает от предков информацию о переломных моментах жизни (брак, рождение детей), свои психологические особенности, модели поведения, трудности с обучением, склонности к расстройствам. Это проявляется как лояльность к судьбе рода, вынуждающая человека повторять заложенную программу своих предшественников.

Кроме вопросов влияния наследственности на поведение психогенетика изучает:

  • Феномены уникальности, неповторимость психологического облика каждого человека.
  • Связь конкретных генов с конкретными особенностями и способностями.
  • Возможность предсказать генетическую силу и генетическую слабость на уровне индивида.
  • Влияние наследственных и социальных факторов на возрастные изменения, формирование девиантного и аддиктивного поведения.

В англоязычной литературе для этой дисциплины используют другой термин – «генетика поведения», но в русской терминологии такой перевод признается неравноценным. Все дело в истории исследования психологии. В своих работах русские ученые сопоставляли «поведение» с «деятельностью» или «двигательной активностью», единицей которого считается действие. Генетика поведения изучает наследование форм поведения и граничит с зоопсихологией. Наука психогенетика не измеряет действия, а изучает вариативность конкретных индивидуально-психологических черт человека.

История возникновения

Интерес к взаимосвязи таланта и поведенческих особенностей в экстремальных жизненных ситуациях возник задолго до зарождения науки психогенетики. Еще в Древнем Вавилоне, Египте, Китае, Вьетнаме существовали испытания для людей, претендовавших на разные должности. Эти проверки включали не только физические, но эмоционально-поведенческие испытания в определенных условиях.

Интуитивное понимание психологической «неодинаковости» людей порождало новые науки. С Античных времен существовала физиогномика, которая учила распознавать индивидуальные особенности человека по его физическим характеристикам. В середине XVII века зародилась графология – область знаний о способах распознавания внутренних качеств человека по его письму.

Научное изучение индивидуальности началось с работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследственность таланта» (1869). Базой для психогенетики стала эволюционная теория Ч. Дарвина. В 30-х годах XX века общими усилиями генетиков, математиков, психологов сформировалась базовая методология. В 60-е годы психогенетика окончательно отделилась от психологической науки и сформировалась в отдельную научную дисциплину. Признанные авторитеты в этой области – британский профессор генетики Р. Пломин, американский генетик С. Райт, основоположник советской медицинской генетики С. Г. Левит.

Как меняются индивидуальные различия

Обычно мы смотрим на индивидуальные различия: почему у людей такие разные интеллект и достижения в образовании. К вопросу о росте интеллекта существует немалый интерес. Постепенное повышение показателей IQ называется эффектом Флинна. Новозеландский философ Джеймс Флинн в 1980-х опубликовал работу, в которой отмечал, что в последние несколько десятков лет наблюдается большой рост в уровне интеллекта. Судя по всему, сейчас он слегка замедлился, но никто не знает точно, в чем дело. То ли мы делаем более сложные тесты, то ли это последствия методов стандартизации.

Нужно признать, что причины различий между нами и людьми, которые жили пятьдесят лет назад, не обязательно связаны с индивидуальными различиями. Хороший тому пример — эпидемия ожирения. Люди не только становятся более умными, но и набирают вес, и особенно это заметно в развитых странах. Такие изменения должны быть связаны с окружающей средой: для генетики они слишком быстрые. Но наследуемость веса тоже высока на протяжении десятилетий.