О чем говорит ваш голос
Все наоборот
Интуиция — дама капризная и реагирует на малейшие изменения психологического климата. Человек, живущий интуицией, знает, что и в его жизни бывают состояния, когда лучше положиться на расчет и логику (если интуитив научился ими пользоваться), чем на свое озарение. «Я сегодня в неправильном состоянии» — эта фраза из уст интуитива означает, что у него нарушен контакт с собой. Такое случается из-за стресса, перегрузок или просто из-за плохой погоды. И тогда интуиция может обмануть. Если мы в целом себе доверяем, то, как правило, чувствуем, когда баланс нарушен, и не рискуем, принимая интуитивные решения.
Бывает и так, что под видом интуиции, подсказывающей решения, внутри человеческой психики действует вредительский комплекс, который существует единственно для того, чтобы человек сохранял отношение к себе как неудачнику или слабому, беспомощному существу, нуждающемуся в опеке.
Этот внутренний вредитель — целый букет из чужих ожиданий, слишком высоких требований, боли от неоплаканных и плохо переработанных травм. Чтобы обезвредить внутреннего диверсанта, необходимо понять, что это за комплекс, откуда он появился и что ему на самом деле от вас нужно. Как правило, выясняется, что он вмешивается не только в процесс принятия интуитивных решений, но и во все сферы жизни. Если удается вывести его на чистую воду, то жизнь человека меняется в лучшую сторону
Возникает доверие к себе — и тогда, как ни странно, не так уж важно, как именно мы принимаем решения: на основе шестого чувства, расчета или эмоций
Зависимость привлекательности человека от голоса
Привлекательность человека во многом зависит от голоса. Американские психологи провели эксперимент, в котором привлекательная девушка в 1 группе говорила приятным и тихим голосом, а в другой – гнусавым.
После этого участники групп оценили симпатичность девушки по 10-балльной шкале, и оказалось, что первая группа оценила девушку намного выше, чем участники группы № 2.
Еще Зигмунд Фрейд, один из родоначальников психологии, славился тем, что на его сеансах психоанализа, которые проходили без какого-либо зрительного контакта, множество пациенток влюблялись в него.
Параметры голоса очень влияют на то, как нас воспринимают окружающие, ведь голос действует на подсознательном уровне.
Ученые сделали интересный вывод о том, что высота голоса может повлиять даже на должность человека. Объясняется это тем, что обладателей высокого голоса считают молодыми, энергичными, но не зрелыми, а значит, не имеющими опыта. К тому же очень высокий голос может вызывать дискомфорт. Происходит это по причине того, что голос такого человека (пронзительный и высокий) в подсознании вызывает сигналы тревоги, что в свою очередь приводит к недоверию к человеку и потере желания с ним общаться.
Коротким путем
Чем рациональнее становится жизнь современного горожанина, чем больше решений мы принимаем исключительно головой, тем острее наше желание как-то нарушить, взломать заведенный порядок.
Мы разумны и предусмотрительны. У нас ипотека, страховка, счет в банке на черный день. Дети с нуля учат два языка и с 4 лет — математику, чтобы наверняка и надежно — в сильную школу. Мы редко отвлекаемся на пустяки, выходим замуж и женимся, потому что пора, разводимся, потому что дети наконец выросли, или не разводимся, потому что вдвоем удобнее следить за общей собакой и не хочется делить дачу. Мы страшно озабочены тайм-менеджментом. Тренинги по учету и распределению времени привлекают почти столько же клиентов, сколько занятия школ сексуального мастерства. Секс, кстати, тоже должен быть под контролем. Техника — наше все. Но и о женской магии не следует забывать — ей нас тоже научат за разумную плату, пошагово — welcome! А почему нет? Все поддается изучению, любой процесс можно разложить на составляющие и представить в виде разумного плана. Мы хотим получать опыт упакованным и спрессованным в таблетки.
Несколько лет назад один мой знакомый, решивший открыть сеть кофеен, рассказывал мне, как учился варить кофе и делать панини. Сначала подался в Италию. Прожил там, кажется, месяца два, целыми днями, как пришитый, ходил за мастером. Все пытался добиться: сколько сыпать того, сколько этого? Сколько минут держать эти самые панини в печке? «Ну вот смотри, — говорил маститый маэстро, — делаешь вот этак и вот так…» — «Да, но сколько это в граммах? В минутах?» «О, — мастер только весело отмахивался, — я не знаю, не знаю… Смотри и учись!» — «А сколько еще учиться?» — не унимался мой дотошный знакомый. Итальянец помахивал в воздухе невидимой дирижерской палочкой: мол, кто же может знать такие вещи? Впрочем, твердо обещал, что через полгода приятель мой перестанет уже расспрашивать про граммы и минуты, потому что поймет, что для приготовления прекрасных панини это не имеет ровно никакого значения.
Шести месяцев у моего знакомого в распоряжении не было — и он поехал в Америку. Американцы любят стандарты всего, они — боги инструкций и четких указаний. Хлебом их не корми, только дай процесс разложить на этапы, изучить каждый из них и расписать его пошагово. Не прошло и месяца, как мой приятель вполне сносно варил кофе и даже делал панини.
Собственно, эта история метафорически отвечает на вопрос, почему «Старбаксы» с их в меру пригодным к питью кофе есть по всему миру, а итальянские кофейни с настоящим ароматным эликсиром жизни — только в Италии.
К чему это я? К тому, что интуитивный способ обучения (см. веселого итальянца) требует времени, покоя, погружения и средиземноморской беспечности. Как в детстве. Это дорого обходится, это слишком долго, от этого не бывает быстрой прибыли. Расчлененка по инструкции — гораздо быстрее и доходнее. Никакой алхимии, сплошной расчет, почти гарантированный успех в рамках допустимого.
Выразитель эмоций
Возможно, вы замечали, что звучание нашего голоса зависит от настроения? Это действительно так. Нейромедиаторы действуют на гортань: когда мы сильно волнуемся, она сужается и ограничивает дыхание. «Так, от досады голос может стать словно надтреснутым, – пишет ларинголог и фониатр Федор Заседателев, долго работавший с оперными звездами Большого театра. – Чувствуя радость, мы дышим поверхностно, переживая горе – редко и глубоко вздыхаем»3. Этот физиологический процесс невозможно контролировать полностью. «Я работаю на телевидении, но даже такого опыта владения голосом мне недостаточно, чтобы всегда быть его полновластной хозяйкой, – признается 35-летняя Дарья. – Когда я очень волнуюсь, он предательски выдает меня, взмывая вверх. Моя подруга шутит: «В эфире – «Пионерская зорька!», с первых слов зная, что я сообщу ей какое-то неприятное известие».
Дарья профессионал, а большинство из нас и вовсе не знают своего голоса, ведь он звучит в нас самих, изнутри, и мы никогда не воспринимаем его таким, как слышат другие. Отсюда и удивление, иногда болезненное, которое мы ощущаем, слыша себя в записи. «Некоторых это ранит особенно сильно, – замечает Давид Ле Бретон, – и дело тут вовсе не в том, что голос их неблагозвучен. Просто его звучание всегда ясно говорит о том, находимся ли мы в согласии или во внутреннем разладе с собой…» Недаром психоанализ считает голос и слово главными проводниками нашего бессознательного: минутное замешательство, вздох или смена тональности часто раскрывают больше, чем долгий и подробный рассказ.
«Я ощутил себя виноватым». Никита Семенов-Прозоровский, 57 лет, актер и мастер дубляжа:
«Разговаривать не своим голосом, а изобретать его в зависимости от имиджа экранного героя – это моя профессия. Мой собственный образ далек от созданного для роли, что приводит к различным казусам. Так, однажды я играл в сериале отца семейства – тучного, с седой бородой и лысиной. Со мной снималась и юная особа лет 12–13. Она изнывала на площадке во время долгих перестановок света и поисков операторами ракурса. Пытаясь занять ее, спрашиваю: «Как ты думаешь, в Lost, то есть в знаменитом сериале «Остаться в живых», кого я озвучиваю?» Она смотрит с сомнением: «Негра? Или Джонни? Не-ет, Джонни хороший… А-а! Такого маленького, лысого?» И потом с мольбой, полушепотом: «Ну кого же, кого?!» И я, как школьник, полушепотом: «Соера, то есть Джоша Холлоуэя». Никогда ни до, ни после на меня не смотрели таким взглядом. Бедная девочка пыталась осознать «предательство» ее кумира, в которого влюблены все или почти все ее подруги! Где у него внутри спрятался этот нелепый папаша? Я наблюдал нешуточное потрясение и ощущал себя виноватым. После съемок она подошла ко мне и доверительно произнесла: «Я никому не скажу». Спасибо, дитя. Вот так рождаются жены декабристов».
Как влияет характер на звучания голоса
От высоты голоса во многом зависит впечатление, которое у слушающих складывается о говорящем. Высокий пронзительный голос неодобрительно называют визгливым, безосновательно приписывая его обладателю всяческие недостатки. В действительности голос обычно срывается в фальцет либо от сильного возбуждения, либо от страха (а эти состояния и правда не красят человека). Низкий тон голоса символизирует силу и достоинство. Так говорили суровые и мужественные герои вестернов. И постепенно убедили американцев, что голос сильного человека обязательно должен быть низким. Бизнесмены и политики попробовали было воспользоваться этим, но скоро убедились, что искусственно «заниженный» голос кажется слушателям неискренним. Поэтому, желая выглядеть убедительно, надо оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса. «Выпадение» из этого диапазона заставляет слушателей насторожиться.
Важный показатель речи — ее отчетливость. Именно она позволяет определить характер человека по голосу. Ясное и четкое произнесение слов — показатель внутренней дисциплины, стремления ясно представить свою позицию. И наоборот, нечеткое произношение — всякого рода бурчание, бормотание и т. п. (если только это не связано с дефектами речедвигательного аппарата) — это часто проявление неуважительного отношения к собеседнику: говорящий даже не заботится о том, чтобы другим было легко его расслышать. Но психологи не ограничиваются таким простым объяснением. Они считают: те, кто склонен подавлять свои эмоциональные реакции, почти всегда выражают это голосом. Попытка таких людей сделать звук своего голоса полностью подконтрольным, нейтральным обычно начинается с неосознанного воздействия на дыхание, которое экономится таким образом, чтобы исключить неожиданный прорыв «открытого» звука, и заканчивается артикуляционным оформлением речи. В итоге ясное и четкое произношение слов укажет нам на внутреннее спокойствие и рационализм собеседника, а неясное и расплывчатое произношение проявит в нем мягкость, уступчивость, даже некоторое слабоволие. Ритмический рисунок речи во многом формируется паузами. Именно использование пауз является эффективным средством манипулирования собеседником. Вспомните эпизод из романа Сомерсета Моэма «Театр», в котором прозвучал афоризм Жанны Табу: «Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, но уж если сделала, тяни ее сколько можешь». Те, кто чувствует себя тревожно и боится «повиснуть в пустоте», в диалоге избегают пауз.
Теперь вы знаете о том, как по голосу определить характер человека.
Быстрая речь
Люди с быстрой речью обычно активные, настойчивые.
В работе отличаются компетентностью, авторитетом. Быстрая речь может
характеризовать такие состояния человека:
- неуверенность
в том, что его мысль интересна окружающим. Поэтому он старается высказаться
быстрее; - боязнь
того, что его может прервать собеседник. Это может быть связано с тем, что, как
и громкоговорящий человек, он рос в большой семье и старался скорее договорить
свою мысль, чтобы его не перебили родные; - пребывание
в стрессовой ситуации, напряжение, нервозность, злость.
При быстрой речи рассказчик может
искажать, глотать слова, что приводит к нечеткой подаче информации.
Работа, опасность и творчество
Еще есть интуиция в науке. Как правило, это — результат огромной работы, которую ученый проделывает до того, как случится интуитивное озарение. Менделеев, конечно, увидел свою таблицу во сне, но до этого он несколько лет упорнейшим образом пытался решить задачу систематизации химических элементов.
Интуиция часто развивается на почве постоянной, настойчивой, на грани одержимости, заинтересованности. Особо острый случай такой заинтересованности — угроза жизни. В ситуации, когда нам угрожает опасность, мы почти все блистаем интуицией. Никогда не забуду историю своей одноклассницы, которая возвращалась домой не поздним, но довольно темным зимним вечером и почему-то решила выйти на одну остановку позже, чем это делала обычно. К вечеру следующего дня весь наш небольшой городок буквально стоял на ушах из-за ужасного преступления, которое случилось ровно в том сквере, через который обычно шла домой моя одноклассница. И ровно в тот момент, когда она проплывала мимо в автобусе. Интуитивные решения, которые спасают человеку жизнь или здоровье, люди обычно приписывают божественному провидению или заботе ангела-хранителя.
К художникам интуитивное решение приходит как бы ниоткуда, его принято называть красивым словом «вдохновение». Но на самом деле за нахлынувшим вдохновением — целые пласты переработанной информации, часы, а иногда и месяцы, годы работы бессознательного. Эта работа скрыта от всех, в том числе — и от самого творца. Поэтому перемены настроения, депрессия, сомнения в своем даре — малоприятные, но частые спутники творческих людей.
Три упражнения, чтобы обрести свой голос
1. Вы думаете, что он вам не походит
Сложите левую руку лодочкой, ладонь напротив левой ушной раковины – это ваша телефонная трубка. Поднесите правую руку ко рту – это ваш микрофон. Теперь сделайте вид, что вы тестируете звук: посчитайте громким голосом, изменяя тембр; произнесите несколько букв; проартикулируйте несколько слов, проверяя звучность. Делайте это упражнение 5–10 минут в день в течение 10 дней. Осознавая свой голос таким, как его слышат другие, вы сможете играть его тембром.
2. Вам кажется, что он не отражает вашу идивидуальность
Встаньте босиком, слегка расставьте ноги, опустите руки
Закройте глаза и сконцентрируйте внимание на стопах. Дышите медленно и глубоко, не делая пауз между вдохом и выдохом
Спокойно повторите несколько таких циклов дыхания. На выдохе, без усилий, расслабив нижнюю челюсть, начните петь звук «а» – так, как для вас это будет самым естественным. Почувствуйте, как этот звук вибрирует в ваших челюстях и голове.
Когда найдете «свое» звучание, пойте следующие слоги на каждом выдохе: «ма», «мэ», «ми», «мо», «мю», «ме», «му».
Постарайтесь добиться, чтобы каждый звук резонировал во всем теле. Повторите это упражнение 10 раз. Пение «всем телом» поможет вам обогатить тембр вашего голоса, наполнить его тем, что вы есть.
3. Вы считаете, что он не доходит до окружающих
Громко читайте какой-нибудь текст (5–10 минут в день), пропуская согласные, чтобы ощутить их важность. Эти буквы работают как трамплин, позволяя гласным вибрировать; так пальцы заставляют звучать гитарные струны
Например, «тренировка для моего голоса» превратится в «еиоа а оео ооа». Затем сразу же снова прочтите текст, на этот раз чеканя согласные. Благодаря этому упражнению ваш голос будет больше насыщен вибрациями. Он наберет силу, и другим будет легче вас понимать.
Подготовил Филипп-Николя Мело (Philippe-Nicolas Mélot), преподаватель вокала
1 D. Le Breton. Éclats de voix. Une anthropologie des voiх (Métailié, 2011).
2 Ф. Федье. Голос друга (Издательство Ивана Лимбаха, 2010).
3 Ф. Заседателев. Научные основы постановки голоса (Либроком, 2011).
4 Ф. С. Фицджеральд. Великий Гэтсби (АСТ, Астрель, 2011).
Контроль голоса и переход на интернет-общение.
Психология голоса в разговоре понимается интуитивно, это делает человека замкнутым, закрытым. Звук создает музыку: когда мы говорим, трудно скрыть истинные чувства. С каждым произносимым словом голос невольно передает эмоции. Почему? Насколько хорошо другие могут считывать то, что он передает?
- Если мы в депрессии, то говорим довольно ровно, без особого внимания;
- Когда мы претерпели поражение, сердиты, то «выплевываем» слова прямо;
- Боимся — молчим.
Вывод: речь — это средство транспорта для человеческих эмоций, сложно поддающееся контролю. Касаемо технического прогресса, чтобы уточнить посыл отправляемых сообщений и заблаговременно задать правильную модель восприятия, люди отправляют смайлы, фотографии.
Степень изменения голоса зависит от самостоятельных реакционных физических и психологических факторов. Например, если мы разделяем грустное с собеседником, наше беспокойство отражается на нашем сознании, тон становится похожим. Если услышали вопрос: «Как дела?», моментально отвечаем: «Все нормально!», но задумчивость о проблеме выдается автоматически. Тут уже легко узнать, кто как относится к вам. Ведь если человек знаком с вашей психологической натурой, он не пошлет вас мысленно: «Хорошо, ну, ладно!».
Почему мы не способны контролировать тональное произношение лучше или для этого нужны годы тренировок? Потому что голос привязан к автономной, вегетативной, нервной системам, занимающимся жестикуляционным и мимическим контролем. Важную роль играет гортань. Этот «вокальный орган» реагирует на эмоционально заряженные ситуации без прямого влияния.
Интонация голоса в психологии.
Не менее важна восприимчивая психология голоса в разговоре. Идея состоит в том, чтобы распознать в подаваемой интонации скрываемое эмоциональное состояние, анализируя только вокальные характеристики. Не каждый человек знает психологию, большинство делают выводы инстинктивно по мимике и жестам, но голос выдает натуральность души в 60% случаев. Эффективность паралингвистических признаков распознавания вокального выражения эмоций объясняется вариациями тона, интенсивностью и модификациями, поэтому куда проще опираться на голосовой анализ.
Вокальные реплики, определяемые объединенным действием различных биологических, языковых и социокультурных факторов, являются основой избыточности актерской игры. Они объясняют большую изменчивость в эмоциональном спектре психологии человека. Эти знания помогают отбирать актеров для профессиональной сцены. В быту помогает выявить ложь в разговоре с человеком, резко перестраивающим свой эмоциональный фон.
В созвучии с собой
Умение звучать так, чтобы голос вызывал положительные эмоции слушателей, актуально во все времена. В прошлом веке писатель Скотт Фицджеральд восхищался тем, как умела подать свой голос одна из его героинь: «Была в нем и напевная властность, и чувственный призыв «услышь и приди», слышались в нем отголоски буйного веселья и шальной радости, и, главное, обещания еще более неземного блаженства, ожидающего в недалеком будущем»4.
Выработать в голосе магнетизм и харизму – все чаще об этом заботятся участники сегодняшних социальных сетей: тем, кто выкладывает в своих аккаунтах записи вечеринок и других мероприятий со своим участием, важен эффект, который их выступления производят на окружающих
«Другой современный заказчик харизматичных голосов – это крупные компании, которые присылают своих топ-менеджеров на тренинги: им важно, как звучат их главные представители в общении с партнерами», – рассказывает Лариса Соловьева
Но можно ли прийти в созвучие с собой только при помощи упражнений? 32-летней Людмиле пришлось обратиться к психологу. Она работала в большой компании и буквально не могла заставить себя взять слово на совещаниях – звук собственного голоса казался ей невыносимым. Размышляя над этим в ходе консультаций, Людмила постепенно поняла, что… чувствует себя недостойной занимать собственную должность. Работая над голосом, осанкой, дыханием, а также над психологическими причинами такой невысокой самооценки, она смогла вновь обрести уверенность в своем профессионализме. «Многие мне потом признавались, что им было трудно меня узнать», – с улыбкой вспоминает она. Ведь обрести собственный голос, привести его в соответствие со своим «Я» означает также восстановить внутреннюю гармонию, по-настоящему стать собой.
Медленная речь
Медленная речь – не обязательно признак
неспешных мыслей. Это проявление личностных качеств человека или его
эмоционального состояния. Протяженное произношение слов может указывать на
усталость, сонливость или просто расслабление.
Согласно исследованиям, люди, говорящие немного медленнее, чем обычно,
воспринимаются как более дружелюбные, доброжелательные. Медленная манера речи
также часто свойственна взвешенным, педантичным личностям, тщательно все
обдумывающим
Высокомерные люди также применяют этот риторический прием, чтобы
привлечь к себе внимание. Но медлительный разговор может оказаться скучным для
собеседника.
Возможно ли изменить свой голос?
Большинство людей считает, что свой голос никак нельзя изменить, но это заблуждение, ведь голос зависит не только от голосовых связок человека.
Можно настроить свой голос так, как хочется, главное – приложить некоторые усилия. Главное условие красивого голоса – правильное дыхание. Дышать нужно легко, свободно, не нужно пытаться контролировать этот процесс. Наоборот, дышать вы должны так, как привыкли, так вы будете вдыхать больше воздуха, а голос ваш будет красивее.
Еще одной важной чертой является место в нашем организме, откуда идет голос. Чтобы голос не был гнусавым, он должен идти из груди
Также важно для голоса и укрепление дыхания. Укрепить его можно разными способами, как легкими, так и более сложными
К примеру, можно надувать воздушные шары, так как это отличное дыхательное упражнение.
Еще дыхание укрепляет пение, но это не значит, что нужно идти и учиться вокалу. Достаточно просто петь время от времени песни, которые вам нравятся. Если же ваш голос важен для карьеры, то придется приложить больше усилий, так как необходимо укрепить не только дыхание, но и тело. Ведь на голос влияет все, даже осанка: если она правильная, то все органы человека находятся на своих местах и голос от этого становится звучнее.
Существует мнение, что курение понижает голос, но на самом деле это не так. От курения голос становится более сиплым, а это не улучшает его звучание, скорее, портит впечатление о человеке.
Итак, мы определили, что голос играет немалую роль, поэтому стоит уделять ему не меньше внимания, чем внешнему виду, ведь то, как вы говорите, может помочь вам в жизни.
Психология голоса: идентификация чувств в разговоре.
Психология голоса человека имеет в себе спектр исследований, направленных на анализ и измерение взаимосвязанных случайных вокальных данных, эмоций, а также:
- Запись отдельных профессиональных ораторов и «прохожих»;
- Количество и тип исследуемых эмоций;
- Тип используемого акустического материала;
- Условия вызывания нового эмоционального состояния, влияющего на тембр речи человека…
Несмотря на наличие вокальных различий, констатируется обобщенность результатов. Из сорока исследований, проведенных в Италии Анолли и Цицери, выясняется, что гнев сопровождается увеличением средней интенсивности и коротких пауз или их отсутствием в разговоре.
- Человек в гневе «вытесняет» фразу с одним дыханием, она сопровождается высоким ритмом. Декодированный профиль записи интонации представляет собой частое изменение угловой формы. Голос «горячего» гнева напряженный, полный.
- Страх сопровождается сильным увеличением средней изменчивости и дальности тона с высокой скоростью ритма артикуляции и сильной интенсивностью голоса. Знак испытываемого страха — увеличение возмущения интонации на начальном этапе разговора, заметны нерегулярные гармоники, указывающие на наличие высокочастотных физиологических изменений. Голос страха поэтому тонкий, чрезвычайно напряженный, узкий.
- Печаль сообщается через среднюю низкую интонацию и малый объем, наличие длительных пауз, медленного ритма артикуляции. Это спокойный, узкий голос.
- Голос без эмоциональности в диктатуре определяется увеличением средних частот с изменчивостью по широкому профилю тона, увеличением интенсивности и, иногда, ускорением ритма артикуляции. Это полный, умеренно напряженный голос.
- Презрение мало изучено. Выражается через медленную артикуляцию слогов, длительную продолжительность предложения (отдельные фонемы высказывания заметно отмечены), с глубокой интонацией голоса и с низкой интенсивностью. Это довольно напряженный, узкий, средний голос.
- Нежность, изученная впервые Молли и Цицери, характеризуется регулярным ритмом, от сурового тона с линейным профилем шага и постоянно низким объемом. Это широкий, расслабленный голос.