Коррекционная педагогика и специальная психология — госпитализм

Диагностика и лечение

Диагностика госпитализма включает следующие клинические методики:

  1. Сбор анамнеза — опрос родителей и близких родственников больного, персонала и прочих лиц, регулярно с ним контактирующих;
  2. Общий осмотр пациента детским неврологом, психиатром, клиническим психологом;
  3. Неврологическое обследование — определение силы и тонуса мышц, реакции на внешние раздражители, сложных целенаправленных движений, выявление имеющихся заболеваний нервной системы;
  4. Психологическое обследование позволяет оценить психомоторное развитие больного, способность контактировать и адекватно реагировать, самостоятельно себя обслуживать, а также обнаружить отставание в психической и эмоциональной сфере;
  5. Динамическое наблюдение за больным необходимо для постановки окончательного диагноза.

После получения результатов диагностических мероприятий специалисты назначают адекватное и максимально эффективное лечение

Особое внимание врачи уделяют маленьким детям, поскольку процент смертности у этой категории больных очень высок

Коррекционная педагогика и специальная психология - госпитализм

Лечение госпитального синдрома – процесс комплексный, многоэтапный и длительный.

Схема лечения больных детей с госпитализмом:

  • Усиленное общение ребенка с родственниками и сверстниками.
  • Возвращение маленького пациента в семью.
  • Организация совместного круглосуточного пребывания в стационаре ребенка с мамой.
  • Оснащение закрытых учреждений комнатами для свиданий.
  • Педагогическая коррекция — развитие коммуникативных качеств у ребенка путем включения его в детский коллектив, а также обеспечение тесного взаимодействия между матерью и малышом.
  • Целью психологической поддержки является развитие познавательных функций у ребенка. Для этого используют упражнения в виде игр, которые оказывают тренирующее воздействие. Психологическая помощь позволяет сформировать положительный эмоциональный фон, устранить страх, тревожность, беспокойство.
  • Психотерапевты используют для больных арт-терапию, музыкальную и телесную терапию, релаксационные занятия, тренинги на развитие навыков общения и социализации. Групповая, индивидуальная и семейная психотерапия позволяет восстановить и поддерживать здоровый психологический климат в семье и детских коллективах.
  • Медикаментозное воздействие применяется только в тяжелых случаях, когда все остальные методы лечения не дают положительных результатов. Больным назначают препараты, корректирующие эмоциональную нестабильность, улучшающие обменные процессы в ЦНС и стимулирующие развитие познавательных функций.
  • Лечение имеющихся соматических и инфекционных заболеваний, общеукрепляющая терапия.

Чтобы вылечить синдром у взрослых, необходимо устранить основное заболевание, ставшее причиной их госпитализации в ЛПУ. Хронические недуги лучше лечить амбулаторно. Реабилитационные мероприятия проводит специалист-психотерапевт или психиатр.

Исследования Спитса

Австро-американский психоаналитик и ученый Рене Спитс изучал госпитализм в психологии. В самом начале исследований Спитс считал, что госпитализм у детей, выросших в интернате, появляется из-за гипо- и авитаминозов, малочисленности персонала. Однако после психолог пришел к выводу, что даже при соблюдении санитарно-гигиенических норм в помещении, где ребенок проживает, рациональном питании и употреблении комплекса витаминов может развиваться данный синдром.

Главная причина появления госпитализма у детишек – отсутствие общения с родителями. Ребенок, лишенный контакта со своими самыми близкими людьми, значительно отстает в развитии, у него замедляются механизмы мышления, он начинает позже говорить.

Современные ученные выдвинули теорию, что причиной синдрома может быть не только разлука с родителями, но и их безразличное отношение к ребенку. Для маленьких детей госпитализм опасен, ведь он приводит к психическим и физическим отклонениям, которые будут сопровождать человека всю жизнь.

Госпитализация

Коррекционная педагогика и специальная психология - госпитализм

Говоря о синдроме госпитализма, также необходимо упомянуть проблему госпитализации детей по медицинским показаниям. Руководители детских больниц всегда отрицательно относились к госпитализации детей совместно с их матерями, мотивируя это требованиями больничной асептики. Конечно, тревожные мамаши больных детей создают дополнительную нагрузку на медперсонал, и лучше с ними встречаться только в часы больничных посещений

Но маленькому ребенку важно быть рядом с мамой, особенно в период болезни

Для развития анаклитической депрессии достаточно всего одной недели разлуки. Но проблема диагностики заключается в том, что, трудно отличить от апатичности и подавленности больного ребенка. И когда мать приходила в больницу навестить своего ребенка, то обнаруживала, что он ей совсем не рад, смотрит в сторону, не реагируя на ее слова (типичный признак анаклитической депрессии). И если мать шла к врачу с тревожным сообщением, что с ее ребенком что-то не так, то могла получить закономерный ответ: «Что ж, Вы хотите? Он же болен!»

По моему убеждению, если ребенка в возрасте от 6 месяцев до трех с половиной лет даже на 1 день вырвать из привычного окружения – это окажется достаточным, чтобы навсегда оставить шрам в его душе. О самой травме, конечно, он не будет помнить, но трудно предсказать, как отзовется этот шрам в его последующей жизни (подробнее о преждевременной разлуке я напишу в .

Интересно, что чем больше заботы и внимания получает ребенок дома – тем тяжелее он переживает госпитализацию, связанную с разлукой с матерью. Но это закономерно, чем больше имеешь, тем больнее это терять.

Но сегодня все больше детских больниц допускают присутствие матерей возле больных детей, понимая насколько травматичной для ребенка может оказаться разлука с матерью, вызывая ухудшение самочувствия и затягивая период выздоровления (хотя и не всегда создают приемлемые условия для пребывания матерей вместе с детьми).

::

Синдром госпитализма возникает в результате самой жестокой депривации, которая, надеюсь, в наше время не встречается в цивилизованных странах. В следующей части статьи будут описаны особенности возникновения психических нарушений при умеренной, но длительной депривации. Речь пойдет о весьма распространенном понятии интроверсии, которое мы даже не считаем проявлением патологии.

примечания

этих детей можно найти в другой книге Рене Шпица “Первый год жизни”. В ней он тоже рассказывает о девяносто одном младенце, разлученных с матерями после трех месяцев. Но здесь он указывает, что это случилось в приюте за пределами США. Оказывается, с большими перерывами, он мог наблюдать этих детей до четырех лет. Шпиц подчеркивает: «Еда, гигиенические процедуры, медицинская помощь были не хуже, чем в любом другом из известных мне учреждений, а в чем-то и превосходили». Но дети продолжали испытывать депривацию в этом приюте, и последствия ее были чудовищны:

«К возрасту 4 лет большинство детей, лишь за немногими исключениями, так и не научились сидеть, стоять, ходить и говорить. Прогрессирующее ухудшение общего состояния и возрастающая чувствительность к инфекции приводили к смерти детей или к маразму .»

Терапия синдрома

Коррекционная педагогика и специальная психология - госпитализм

Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником

Устранить синдром госпитализма у взрослых и детей можно путем проведения ряда действий, рекомендованных лечащим врачом. Лечение детей и взрослых имеет существенные отличия

Поэтому в ходе составления курса терапии врач обращает внимание на возраст пациента

Младенцы должны начинать лечение госпитализма с первых признаков его развития. Заболевание, которое проявляется в раннем возрасте, представляет большую опасность для здоровья ребенка

Поэтому важно не медлить с лечением

Вернуть ребенка к привычной жизни помогает создание здоровой обстановки в доме. Родители должны всячески окружать малыша заботой, интересоваться его развитием и желаниями. Также требуется психологическая поддержка со стороны специалиста.

Медики рекомендуют маленьким пациентам с госпитализмом постепенно расширять круг общения, находить новых друзей. Этот вариант терапии идеален для детей, которые находятся в приютах.

Если ребенок вынужден находиться в стационаре, то следует обеспечить ему возможность регулярно видеться с близкими людьми. Посещения должны быть частыми и продолжительными, если не имеется серьезных противопоказаний. Благодаря этому симптомы заболевания начинают угасать.

В основе лечения ребенка от госпитализма находится психолого-педагогическая коррекция, которая должна иметь систематическую направленность

Психологу необходимо постоянно заниматься с пациентом, доверять ему выполнение заданий, которые помогают тренировать память, мышление и внимание. В результате такой работы можно добиться формирования у ребенка благоприятного эмоционального состояния

Он избавляется от тревог и переживаний, связанных с нахождением в стационаре.

В тяжелых случаях синдрома госпитализма пациенту может потребоваться медикаментозная терапия. Детям назначаются лекарственные средства, действие которых направлено на улучшение эмоциональной стабильности ребенка и стимуляцию развития познавательных функций. Дополнительно осуществляется лечение, которое позволяет подавить развитие соматических патологий, требующих, чтобы пациент находился в стенах медицинского учреждения.

Если от госпитализма страдает взрослый человек, то в первую очередь его терапия будет направлена на устранение основного заболевания, из-за которого он оказался в стационаре. После этого больному рекомендованы консультации грамотного психотерапевта, который поможет ему выявить причину своих беспокойств и благополучно с ней справиться.

Пациенту обязательно должна обеспечиваться забота и внимание со стороны близких людей. Без такой поддержки он будет долго добиваться выздоровления.. https://www.youtube.com/embed/TpywlIRL780

Детское заболевание

Чаще всего феномен госпитализма отмечается у детей, поэтому он более тщательно изучен, чем отклонения такого рода у взрослых. Когда ребенок долгое время живет в детском доме, приюте или находится в больнице, он становится психологически бедным, а его навыки ухода за собой и умение общаться с другими сводятся к минимуму.

Рекомендуем: Симптомы дислексии

Удивительного в этом ничего нет, поскольку такие дети привыкают к тому, что за ними ухаживает обслуживающий персонал учреждения, а общение их фактически сводится только к тем людям, которые находятся в больнице или интернате. В самых сложных случаях явление госпитализма может сопровождаться нарушением моторики, рахитом и порой даже умственной отсталостью.

Одним из первых понятие госпитализма начал изучать психолог Р. Спитс. Он ввел это определение для описания детского синдрома у ребятишек, которые живут в домах малютки или приютах. Причинами данного явления он считал:

  • Недостаток витаминов в питании, да и в целом плохой и неразнообразный рацион.
  • Ограниченную численность персонала, общающегося с детьми, которой недостаточно для полноценного их развития.

Эти факторы, конечно, неблагоприятно влияют на психическое и физическое здоровье ребенка. Но позже ученый установил, что даже при высоком уровне развития детского учреждения у ребятишек может появляться изучаемый нами синдром. В связи с этим он стал объяснять госпитализм как следствие психоэмоционального одиночества ввиду того, что дети лишены общения с близкими людьми, прежде всего с мамами.

Изучением госпитализма в психологии стали заниматься и другие ученые. Они пришли к выводу, что это явление может возникать не только в приютах, но и в оздоровительных учреждениях, когда дети проводят там много времени. Этому способствует психологический, а иногда и физиологический дискомфорт больничных условий, который связан подчас с болезненными процедурами. Как правило, дети в таких условиях начинают испытывать страх и закрываются от общения.

Рекомендуем: Методы детской психологии

Наиболее опасным является синдром, который возникает в раннем детском возрасте, в результате этого может появиться заторможенность развития: ребятишки поздно начинают ходить, говорить, мало интересуются тем, что происходит в окружающей жизни. Наиболее ярким проявлением эффектов госпитализма служат случаи, когда дети растут среди животных, – приучить их к жизни в нормальных условиях потом бывает очень трудно, и они практически никогда не достигают уровня своих сверстников, живущих в обычных условиях.

Врожденный сифилис

Сифилис – это инфекция, которая передается чаще всего половым путем, но возможно и заражение в быту, а также передача инфекции через плаценту от больной матери еще не рожденному ребенку. Именно такая форма инфекции и называется врожденной.

Врожденный сифилис у детей обязательно означает, что они рождены от больной матери.

Врожденный сифилис у детей бывает ранним и поздним:

  • К раннему врожденному заболеванию специалисты относят болезнь собственно плода, сифилис грудного возраста и заболевание раннего детского возраста.
  • К позднему врожденному сифилису относят все проявления врожденного заболевания, которые впервые проявляются после третьего года жизни, чаще симптомы заболевания в этом случае возникают в возрасте полового созревания, после 14-16 лет.

В большинстве случаев сифилис приводит к выкидышу или рождению ребенка с тяжелыми пороками развития, которые видны невооруженным глазом

Если у Вашего ребенка в анамнезе врожденный сифилис, то он уже получил необходимую терапию, для элиминации (т.е. избавлению) от бледной трепонемы (микроб, вызывающий данную болезнь). Бледная трепонема чувствительна к антибиотикам и процесс лечения непродолжителен.

При поступлении в родильный дом мать сдает анализ на сифилис. Если анализ положительный, то понять, заражен ли ребенок без видимых проявлений болезни, невозможно. Но поскольку сифилис современными лекарствами излечим, то ребенка начинают лечить антибиотиками уже в родильном доме превентивно, не дожидаясь появления антител к вирусу в его крови.

Ребенок безопасен для семьи, и заразиться от него нельзя. Его умственное и физическое развитие не зависит от наличия в анамнезе перенесенного врожденного сифилиса и определяется сопутствующими заболеваниями и состояниями в послеродовом периоде.

Лечение раннего врожденного сифилиса. Детям, больным ранним врожденным сифилисом, назначают 6 курсов специфического лечения. Дети в возрасте до 1 года лечатся пенициллином без применения препаратов висмута. Перерывы между курсами лечения — 2 недели.

Лечение детей, больных поздним врожденным сифилисом (в возрасте от 5 до 15 лет). Назначают не менее 8 курсов лечения. При положительной клинической и серологической динамике заболевания лечение можно проводить только пенициллином (или его дюрантными препаратами) в сочетании с общеукрепляющей терапией.

В настоящее время на основании многочисленных и многолетних наблюдений можно считать, что сифилис излечим у большинства больных при условии начала полноценного лечения в ранние сроки заболевания.

ВАЖНО!

Обычно в медицинских документах умалчивают о факте врожденного сифилиса, если ребенок снят с учета в КВД. О том, что у ребенка был врожденный сифилис, никто не узнает на основании статьи о сохранении врачебной тайны.

Многих состояний в анамнезе пугаться не стоит: часто страшные врожденные диагнозы не так опасны, как кажется на первый взгляд. Врачи вам обязательно помогут при обнаружении у ребенка симптомов и признаков любых заболеваний.

История возникновения

Впервые ввел термин «госпитализм» в своей работе Ренe Шпиц. Он определяет расстройства у младенцев, которые долгое время были институционализированы, находились в больнице, детском доме и лишены матери или ее замены. Позже понятие было расширено, в общем плане относится к тяжелой и продолжительной материнской депривации.

Не страдали от недостатка ухода, но были изолированы и лишены человеческого общения. Анализ патологии показал следующее: общее ухудшение состояния; стагнация, задержка роста; ухудшение показателей развития; реляционное или аффективное выражение уменьшено до молчания; моторные и поведенческие отклонения;

Шпиц описал эти две патологические формы в паре публикаций (госпитализм в 1945 году, анаклитическая депрессия 1946 году). Так же в книге «Психиатрические состояния раннего детства»

Его работа подчеркивает жизненную важность объектных отношений и серьезные последствия их отсутствия. Кроме того, актуально прямое наблюдение, тактильный уход, общение с новорожденными

Концепция, возвращает нас к истокам детской психиатрии.

Концепция госпитализма Шпица имела ряд критических замечаний, некоторые — по конкретным вопросам: неточность самого термина, отсутствие точности в педиатрических, отсутствие исследований повторного разделения с матерью, неспособность рассмотреть роль отца. Критические замечания привели к серьезным переоценкам монографии Всемирной организации здравоохранения, опубликованной в 1962 году, основными авторами которой были Серж Лебович и Мэри Д. Эйнсворт.

Изучение краткосрочных и долгосрочных последствий для младенца, отделенного от матери, оставалось одним из основных направлений детской психиатрии (Michel Soule), постоянно пересматриваемого в свете новых открытий и подходов. Например, развитии младенцев, открытии реляционных патологий, успехов в познаниях психического функционирования, психосоматических последствиях как высших психопатологических выражений разочарования в раннем детстве.

Термин госпитализм хорошо описывает очень определенное и тяжелое состояние. Даже для больниц общего профиля, длительное пребывание обычно не приносит выздоровления. Чем моложе пациент, тем более заметным это становится. До одного года смертность во всех детских больницах чрезмерна.

Причины этого многочисленны. Некоторые из них очевидны и могут быть легко устранены; другие неясны. В последние годы наблюдается значительное увеличение числа больниц для младенцев и детей. Желание обеспечить приют и уход за больными младенцами является самым достойным. Но радость омрачена результатами коэффициент смертности.

Одним из первых условий, которые следует отметить, является постепенная потеря веса, которая не зависит от первоначального заболевания, часто происходит после выздоровления. Последующая атрофия имеет обратное отношение к возрасту, особенно заметна до шести месяцев.

Начало потери веса, не зависящее от заболевания, признак немедленной выписки из больницы. Если человек пройдет за определенную точку, никакая смена окружающей среды или пищи его не спасет.

По мере развития состояния появляется прогрессирующая анемия, дети часто умирают, не имея органического заболевания.

Примечания

  1. Овчаренко В. И. [https://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC/ Госпитализм] // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / под ред. Н. Д. Твороговой, ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
  2. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага, 1974. — С. 290—296.
  3. Головин С. Ю. [https://vocabulary.ru/dictionary/25/word/%C3%CE%D1%CF%C8%D2%C0%CB%C8%C7%CC Госпитализм] // Словарь практического психолога.
  4. ↑ [https://vocabulary.ru/dictionary/30/word/%C3%CE%D1%CF%C8%D2%C0%CB%C8%C7%CC Госпитализм] // Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. — Олма-пресс, 2004.
  5. Wilson RS; Hebert LE; Scherr PA et al (March 21 2012). «[https://www.neurology.org/content/early/2012/03/21/WNL.0b013e31824d5894.abstract Cognitive decline after hospitalization in a community population of older persons]». Neurology. DOI:[//dx.doi.org/10.1212%2FWNL.0b013e31824d5894 10.1212/WNL.0b013e31824d5894].
  6. Блейхер В. М., Крук И. В. [https://vocabulary.ru/dictionary/28/word/%C3%CE%D1%CF%C8%D2%C0%CB%C8%C7%CC Госпитализм] // Толковый словарь психиатрических терминов. — 1995.
  7. Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г.К., Вульф Э. Психиатрия, психосоматика, психотерапия / Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой, Э.Л. Гушанского. — Москва: Алетейа, 1999. — 504 с. — (Гуманистическая психиатрия). — 5000 экз. — ISBN 5-89321-029-8.
  8. Путятин Г. Г. [https://www.psychiatry.dsmu.edu.ua/1/3(20)2008.pdf#page=16 Диагностические критерии и клиническая характеристика синдрома госпитализма у больных шизофренией] // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2008. — № 3 (20).
  9. Абрамова И. В. [https://psychiatry.dsmu.edu.ua/1/2(6)1999.pdf#page=113 Регресс личности в условиях институциализированной психиатрической помощи] // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 1999. — № 2 (6).
  10. Путятин Г. Г. [https://www.psychiatry.dsmu.edu.ua/1/1(17)2007.pdf#page=53 Социально-психологические особенности госпитализма у больных параноидной шизофренией] // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2007. — № 1 (17).

Госпитализм у детей

Госпитализм как синдром патологии детского психического и личностного развития представляет собой результат отделения младенца от матери и его ранней институционализации, глубокую психическую и физическую отсталость, возникающую вследствие дефицита общения и воспитания. По Р. Шпицу, госпитализм у детей обусловливается преимущественно разлукой с матерью; он может возникать как в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, так и в условиях семьи, если матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания.

В учреждениях с длительным пребыванием детей (дом малютки, недельные ясли, больницы, другие медицинские учреждения) возможны следующие факторы, приводящие к госпитализму: бедный психологический климат, недостаток человеческого внимания к ребёнку, недостаток эмоциональных проявлений со стороны персонала. Эти факторы вызывают у детей так называемую эмоциональную недостаточность, оставляют их пассивными, не развивают у них нужных навыков, ловкости и умственных способностей. При недостатках в гигиенической помощи и в уходе развиваются не только соматические расстройства (например, расстройство питания и инфекции), но и нарушения гармонического развития высшей нервной деятельности.

Признаки госпитализма: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обеднённость, бессмысленные движения навязчивого характера (например, раскачивание тела), сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость инфекциям. Госпитализм во младенческом возрасте характеризуется следующими признаками: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и пр.

Госпитализм накладывает негативный отпечаток на все сферы формирующейся личности, тормозит интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие. В крайних формах он может привести к тяжёлым психическим расстройствам (младенческие маразмы и пр.), хроническому инфицированию, иногда — к смерти.

Причины

Госпитализм развивается у лиц, испытывающих недостаток чувственного, эмоционального и интеллектуального взаимодействия с матерью или иным лицом, к которому у него сформировалась привязанность. Пусковой механизм патологии – отсутствие родительского тепла, любви и заботы. Разлука с матерью становится для ребенка страшной трагедией, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Госпитализм — удел не только сирот, но и детей из полных семей, где с малых лет становится актуальной проблема одиночества. Малыши сильно страдают от отсутствия доверительных, тактильных и теплых эмоциональных контактов.

Феномен госпитализма представляет собой совокупность психосоматических расстройств, возникающих у детей и взрослых по разным причинам.

Коррекционная педагогика и специальная психология - госпитализм

Причины развития детского госпитализма:

  • Отсутствие близкого человека рядом. Дети, вынужденные долгое время лечиться в стационарных условиях или проживать в приюте, интернате, детском доме, страдают от дефицита общения с родными и близкими. Они не чувствуют любви, заботы и понимания.
  • Холодность или равнодушие матери. Обычно женщины, не интересующиеся своим ребенком и не любящие его, страдают алкоголизмом, наркоманией, психической болезнью. Отстраненность матери может быть результатом нежелательной беременности или индивидуальных особенностей личности, например, замкнутости. Таких женщин полностью поглощает работа. Многие современные женщины по натуре карьеристки. Они ставят на первое место материальное благополучие семьи.

В интернатах, детских домах и подобных учреждениях госпитализм развивается в результате обедненного психологического климата, дефицита внимания и эмоций со стороны персонала. Больные дети испытывают эмоциональную недостаточность и становятся пассивными. У них не развиваются элементарные навыки и умения.

Заболеть госпитализмом рискуют малыши с ослабленным здоровьем и недостаточными адаптационными возможностями. К факторам риска относятся хронические заболевания, требующие длительного стационарного лечения.

Пожилые и одинокие лица особенно остро нуждаются в общении и внимании. Когда человек остается наедине со своими проблемами, его психика не выдерживает. Без поддержки близких в таких случаях не обойтись. Несмотря на надлежащий уход в больницах и домах для престарелых, они остро ощущают недостаток любви и внимания. У взрослых причиной госпитального синдрома также является долгое пребывание в местах отбывания лишения свободы — различных видах исправительных учреждений.

В основе патогенеза госпитализма лежит полная или частичная депривация. Это явление обозначает неудовлетворение потребности в общении, тепле, ласке. При полной изоляции человека и лишении его общения развивается тяжелая форма госпитализма – синдром Маугли. Частичная депривация или сепарация представляет собой длительное пребывание ребенка в закрытом учреждении без матери. Она приводит к задержке в психоэмоциональном развитии – позднему формированию комплекса оживления и заинтересованности окружающими предметами.

Случай в Калифорнии

О том, что госпитализм возникает в условиях отсутствия нормального воспитания и изоляции от социума, ярко свидетельствует относительно недавний случай, произошедший в американском городке Аркадия.

Социальная служба обнаружила в чулане городского дома тринадцатилетнюю девочку. Дикарка росла в тесном помещении, не видя солнечного света, не имея нормального питания, условий для ухода за телом и какого-либо общения.

Мать девочки оказалась психически больным человеком. Она не смогла дать ни одного адекватного ответа о своем обращении с ребенком. Если бы работник социальной службы не обнаружил страшную находку, девочке грозила близкая смерть, так как ее организм уже находился в катастрофическом состоянии.

Девочке дали имя Дженни и поместили в клинику при Калифорниском университете

Ей оказали первую медицинскую помощь и выхаживали под пристальным вниманием и опекой команды, которую возглавил известный психолог Д. Риглер

Врачи пытались вернуть Дженни человеческий облик, но результаты были плачевными: девочка так и не научилась выражать свои мысли и общаться. Все ее поведенческие навыки сводились лишь к примитивнейшим рефлексам.

Исследуя этот случай, который имеет непосредственное отношение к болезни, называемой «Госпитализм», психологи еще раз доказали жизненную необходимость человека в гармоничном общении и взаимодействии с социумом.

Симптоматика

Младенцы в первые полгода жизни развиваются правильно и своевременно, если не имеют врожденных патологий. Начиная с шестимесячного возраста, формирование замедляется, возникает феномен угасания. Поскольку госпитализм затрагивает физическое и личностное развитие, у детей возникают проявления психомоторных нарушений. У больных отмечается психофизическая недоразвитость, которая зарождается в младенчестве и прогрессирует по мере взросления ребенка.

Коррекционная педагогика и специальная психология - госпитализм

Симптомы госпитального синдрома у детей:

  1. Позднее формирование комплексной реакции оживления – отсутствие улыбки, вскрикиваний, гуления, лепетания при появлении знакомых лиц, неспособность зафиксировать взгляд на предмете, плаксивость;
  2. Нарушение моторного развития – отсутствие навыков сосания, недоразвитость рефлексов, позднее удерживание головы и переворачивания туловища, дискоординация движений, неустойчивые и неуверенные действия, неумение брать игрушку и перекладывать ее из руки в руку;
  3. Вегетативные нарушения — подъем температуры тела без явных причин, слабость, апатия, снижение тонуса мышц, сонливость или бессонница, отказ от еды, низкий рост и малый вес, недоразвитие костно-мышечного аппарата, недержание мочи и кала, снижение общей резистентности организма к инфекциям, хроническое течение имеющихся заболеваний;
  4. Задержка речевого развития и прогрессирующая речевая дисфункция – неразборчивость речи, лишение ее интонации;
  5. Эмоционально-личностные расстройства – плач и агрессия в ответ на обращение взрослых, безразличие ко всему происходящему вокруг, недоразвитие высших эмоций, отсутствие интереса к общению, апатия, замкнутость или эмоциональная вспыльчивость с плачем, криком, драками, расторможенность, асоциальное поведение, отсутствие сострадания, жалости, стыда, вины, послушность, молчаливость, безучастность;
  6. Появление стереотипных движений и навязчивых действий – раскачивание тела, мотание головой, сосание пальца, хаотичные движения руками и ногами;
  7. Интеллектуальные расстройства – неспособность овладеть элементарными навыками, преобладание процессов торможения над возбуждением, снижение адаптации в социуме, отсутствие ролевых игр, тяжелая умственная отсталость;
  8. Изменения со стороны ЦНС – неврастения, психозы, признаки, напоминающие аутизм, боязнь игрушек, прикосновений и взглядов, отсутствие своего Я, неуверенность, скованность движений и медлительность, постоянная тревога, частые конфликты, признаки депрессии, перепады настроения.

Коррекционная педагогика и специальная психология - госпитализм

Клинические признаки патологии у взрослых:

  • Отсутствие заинтересованности к профессиональной деятельности и желание бездельничать,
  • Апатия, пассивность, безучастие,
  • Страх перед выпиской из стационара,
  • Нежелание общаться с людьми, замкнутость,
  • Постоянный конфликты с окружающими,
  • Бессмысленные и однообразные, часто повторяющиеся, навязчивые движения,
  • Эмоциональная обедненность.

Пожилые лица с госпитализмом страдают от прогрессирующей мозговой дисфункции. У них возникают мнестические расстройства, проявляющиеся провалами в памяти; мышление становится неадекватным — больные искаженно воспринимают реальные события. К общим признакам патологии относятся: вялость, апатия, слабость, кахексия, скованность движений, ригидность мышц, отсутствие инициативы, беспечность. У больных отсутствуют планы и надежды, они становятся заторможенными, безынициативными, манерными, истощенными, бездеятельными. Большинство пациентов негативно относится к возвращению после выписки к работе. Они не читают, не смотрят телевизор, редко выходят из дома. Их взгляд становится застывшим и отрешенным, конечности слегка подергиваются. Со временем появляются признаки дисфункции вестибулярного аппарата, нарастает беспомощность в вопросах самообслуживания и поведения в обычной жизни, развивается личностный регресс и эмоциональная опустошенность.