Иллюстрации негативного восприятия

Методы управления и использования

Если переходить от теории к практике, то стоит отметить, что иллюзия восприятия в физике связана с игрой на рецепторных чувствах человека. Люди создают фокусы, помогающие обмануть сенсорику зрения и восприятия в целом.

Иллюзии восприятия в психологии отличается не только практикой, но и невозможностью создать и повлиять на работу нейронов и сенсоров. Нейробиологи могут объяснить, почему человек видит пространство в трёхмерном выражении, когда рисунок изображён в 2D объёме.

Но они не смогут дать определение и назвать причины возникновения иллюзии, которая возникла на «ровном месте» без заочных и заранее созданных условий для её порождения.

Тест «невозможности движения»

Механизмы, отвечающие за возникновение иллюзий, расположены в разных частях ЦНС. И для их «активации» или управления нужно учитывать особенность организма. Конструкция расположена под таким углом, что человеческий мозг воспринимает пространственную иллюзию за реальность.

Происходит это из-за следующих особенностей:

  • Трёхмерные объекты могут влиять на физическое движение.
  • Обманчивый эффект достигнут благодаря перспективе.
  • Глаз воспринимает объект под воздействием сенсорных импульсов.

Когда проекция считывается, мозг воспринимает модель за движение с нисходящей линии к восходящим точкам, хотя человек понимает невозможность такого явления. Опыт был создан японским учёным Кокичи Сугихаром. Подобные конструкции встречаются у Пенроуза в композиции «невозможный треугольник».

Динамический эффект Эббингауза

Это ярким пример теорий из школы Гештальт-психологии, представители которой уверены, что единичная часть всей модели может восприниматься отдельно, и наоборот. Иллюзия возможна в силу восприятия человеком предметов разного размера.Иллюстрации негативного восприятия

Феномен сопоставления большого и маленького объекта объясняется тем, что в сравнении 2 объекта имеют разные характеристики:

  • Вокруг объекта создан критерий оценки.
  • Критерий переносится на новую ситуацию (сравнение).
  • Объекты остаются статичными до тех пор, пока визуальная иллюзия не наступает за счёт динамики.

Учёные из университета Невады ссылались на погрешность эксперимента, но доказали, что восприятие размера может увеличиться почти в 2 раза в новом опыте. Это позволяет управлять сенсорикой иллюзорного восприятия, когда человеку нужно показать «выгодную» рекламу. В маркетинге и рекламе часто используются такое приёмы.

«Красная клубника»

Не так давно в СМИ появились фото бело-золотое или чёрно-синее платья, которое люди видели по-разному.

На самом деле:

Чёрное кружево на синем платье практически не отмечалось в силу игнорирования цвета

Нейробиологи объяснили феномен адаптации между хроматическими цветами.
Механизм в процессе эволюции стал более «натренированным», и люди перестали заострять внимание на деталях, чтобы ориентироваться в пространстве и предметах. Те, кто видит платье белым, игнорирует чёрные оттенки, и наоборот.
Красная клубника – психологический феномен, который определяет контрастность восприятия

Зрительный образ создаётся за счёт изменения условий восприятия.

Профессор психологии университета Ритсумейкан, Акиёши Китаока, доказал, что клубника на фото представляется красной, хотя красного пигмента на изображении нет. Дело в том, что при освещении пространства человек считывает цвета разного спектра. Когда на фото накладывается сетка теней, глаз их игнорирует, создавая иллюзорную слепоту.

В психологии существует несколько определений понятия иллюзии восприятия. При этом каждый термин толерантен по отношению к другому в том, что искажённое принятие реальности за действительность есть не что иное, как «игра мозга», в которой задействованы рецепторы человека.

Формы проявлений и физиология

Иллюзии восприятия оцениваются по следующим критериям:

  • Громкость иллюзий. Человеческое ухо обычно служит для различения около 1500 уровней высоты звука. Что касается громкости, то исследования с пороговым дифференциалом показывают около 325 отдельно воспринимаемых уровней в области наибольшей слуховой чувствительности (от 1000 до 4000 циклов в секунду).
  • Для людей количество различимых тонов исчисляется сотнями тысяч. Тем не менее, когда 2 звука слышны в последовательности, интенсивность или громкость 2-го оценивается путем сравнения его с 1-ым.
  • Таким образом, шум может звучать громко по сравнению с шепотом, а «оглушительный» шум может нейтрализовать все остальные звуки.

Устойчивый гул, предшествующий землетрясению, может затмить все слышимые звуки. Именно поэтому некоторые люди слышат «тишину» перед стихийным бедствием.

Отдельно стоит сказать о тактильных иллюзиях. Кожа содержит множество «пятен», которые избирательно реагируют либо на холод, либо на тепло. Однако может случиться так, что очень теплый стимул вызовет ощущение холода, если его поместить в место, которое реагирует на холод.

Такой феномен можно сравнить с проверкой недавно вскипячённой водой, которая кажется сначала очень холодной, а потом горячей. Таким образом, когда теплый стимул воспринимается как холодный, иллюзия называется парадоксальным холодом.

Парадоксальная жара, менее частый опыт, возникающий в результате одновременного стимулирования теплых и холодных пятен. Ощущение иногда называют психологическим жаром.

Феномен дежавю – это ощущение, при котором прошедший эпизод повторяется в настоящем. На самом деле, это слияние прошлого и настоящего, что в результате рождает иллюзию повторных переживаний. Человек заново переживает какой-то опыт при похожих обстоятельствах, и мозг проецирует прошлую ситуацию на текущие события жизни. Это можно назвать «галлюцинацией» первичного переживания.

Теоретики интерпретируют опыт, как случай, основанный на реактивации старых следов памяти. Они опираются на стимулы, напоминающие эмоции, пережитые в прошлом.

Иллюзии восприятия была описана Луи Джолионом Вестом, который отметил, что в психологии это событие связано с эмоциями, ассоциациями и сильными ожиданиями. Всё в комплексе часто вызывает иллюзорные заблуждения в повседневной жизни.

В современной практике существует понятие подмены или отмены:

  • Когда человек ожидает увидеть кого-то, он может принять чужого человека за объект поиска.
  • При попытке вспомнить песню, человеку приходит на ум иной аккорд, похожий на искомую композицию.

Физиология в данном случае вырабатывает фактор-стимулирующие события, которые помогают вспомнить случаи из жизни, ассоциирующиеся с эпизодами конкретных действий.

Феномен бинокулярного соперничества

Бинокулярное соперничество возникает, когда мы видим два разных изображения в одном месте. Одно из них доминирует, а второе — подавляется. Доминирование чередуется через определенные промежутки времени. Так, вместо того, чтобы видеть комбинацию двух картинок одновременно, мы воспринимаем их по очереди, как два конкурирующих за доминирование изображения.

В 1998 году Франк Тонг (Frank Tong), Кен Накаяма (Ken Nakayama), Джей Томас Воган (J. Thomas Vaughan) и Нэнси Канвишер (Nancy Kanwisher) в ходе эксперимента сделали вывод о том, что если смотреть одновременно на два разных изображения, возникает эффект бинокулярного соперничества.

В эксперименте участвовали четыре подготовленных человека. В качестве стимулов через очки с красным и зеленым фильтрами им показывали изображения лица и дома. В процессе восприятия происходило нерегулярное чередование сигналов от двух глаз. Стимул-специфичные реакции испытуемых контролировались с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Иллюстрации негативного восприятия

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно эксперименту Тонга?

  1. По данным МРТ, у всех испытуемых наблюдалось активное бинокулярное соперничество, когда им показывали разнородные картинки.
  2. В нашей зрительной системе эффект бинокулярного соперничества происходит во время процесса обработки визуальной информации. Иначе говоря, в течение короткого промежутка времени, когда глаза смотрят на два разнородных изображения, расположенных близко друг к другу, мы не в состоянии определить, что на самом деле видим.

Дэвид Кармель (David Carmel), Михаэль Аркаро (Michael Arcaro), Сабин Кастнер (Sabine Kastner) и Ури Хассон (Uri Hasson) провели отдельный эксперимент и выяснили, что бинокулярным соперничеством можно манипулировать с помощью таких параметров стимула, как цвет, яркость, контрастность, форма, размер, пространственная частота или скорость.

Манипулирование контрастом в примере ниже приводит к тому, что левый глаз воспринимает доминирующее изображение, в то время как правый – подавленное:

Иллюстрации негативного восприятия

Как контрастность влияет на наше визуальное восприятие по данным эксперимента?

  1. Манипулирование контрастом приводит к тому, что сильный стимул оказывается доминантным большее количество времени.
  2. Мы будем видеть слияние доминирующего образа и части подавленного, пока не возникнет эффект бинокулярного соперничества.

Совет №3 по информационному дизайну, основанный на эффекте бинокулярного соперничества: не перегружайте контент; используйте тематические иконки; выделяйте ключевые моменты.

Иллюстрации негативного восприятия

Причины нарушения

Самые распространенные причины агнозий:

  • повреждение структуры мозга, коры вследствие кровоизлияний, тяжелых травмах черепа, опухолях;
  • недостаток кровообращения, в результате которого образуется хроническая ишемия;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона.

Иллюстрации негативного восприятия

В зависимости от причины и поврежденной зоны коры головного мозга, образуется специфическое нарушение восприятия:

  • времени (временных промежутков — замедление или ускорение);
  • зрительного (галлюцинации, иллюзии, плохое пространственное ориентирование);
  • действительности (сложные галлюцинации, в которых задействовано несколько органов чувств; в результате формируется крайне правдоподобный образ);
  • реальности (ощущение, что пребываешь во сне).

Диагностика

Для оценки качества иллюзорных восприятий в Дании было изобретено тестирование, подразумевающее работу с фигурой (белой вазой) и 2 чёрными точками. «Ваза Рубина» позволяет интерпретировать результаты, как возможность увидеть 2 объекта при наблюдении контрастных изображений, попадающих на сетчатку глаза. Визуальный тест можно провести с помощью подобных картин.Иллюстрации негативного восприятия

Смысл исследования заключается в том, чтобы оценить двойственную природу восприятия. В 1930 г. Э. Боринг определил фактическое содержание объектов и их способность к взаимодействию с человеком.

В итоге было получено заключение: гештальтпсихологи, объединяющие формы со структурами, правы – человек может видеть 2 объекта при просмотре единого образа. При этом оценивается способность «переключаться» между субъектами восприятия внутри психики человека.

Иллюзия Понцо – работа с перспективой изображений. На фоне уходящих вдаль путей железной дороги 2 объекта вдали и близи кажутся разными, хотя по смыслу задуманы в едином выражении форм. Человеческий мозг воспринимает удалённый объект большим по размеру, так как он в перспективе удалён. При приближении он будет казаться ещё больше того, что изображён вблизи. Хотя по факту вдали нарисованы мелкие детали, а вблизи – крупный предмет. Это тестирование объясняет теорию Гельмгольца, который описывал иллюзию восприятия информации.

Природа возникновения

Иллюзии восприятия в психологии – это особые перцептивные переживания, в которых информация, возникающая из «реальных» внешних раздражителей, приводит к неправильному восприятию или ложному восприятию объекта или события, из которого происходит стимуляция.

Другая группа иллюзий возникает из-за неправильного толкования, которое берётся из адекватных сенсорных сигналов. В таких иллюзиях чувственные впечатления противоречат «фактам реальности» или не сообщают об их «истинном» характере.

В этих случаях воспринимающий совершает ошибку при обработке сенсорной информации:

  • Ошибка возникает в центральной нервной системе (головной и спинной мозг).
  • Это может быть результатом конкурирующей сенсорной информации, психологически значимых искажающих влияний или предыдущих ожиданий (ментальной установки). Например, водители, которые видят свои собственные фары, отраженные в витрине магазина, могут испытывать иллюзию, что к ним приближается другой автомобиль, даже если они знают, что там нет дороги.
  • Интерсенсорные эффекты – чувства объединяются, чтобы произвести некое общее, унитарное или интегрированное восприятие. В столовой, например, визуальный массив на столе, разговорные тона или фоновая музыка, а также тактильные ощущения, ароматы и вкус пищи объединяются, чтобы усилить вкусовые ощущения, и каждое чувство способствует этому.
  • Физиологически вкус и запах, по-видимому, особенно подвержены межсенсорному воздействию (взаимозависимо). В других ситуациях зрение, слух, прикосновение и часто обоняние и дегустация используются для идентификации объекта или определения местоположения на основе взаимного восприятия.
  • Однако иногда стимуляция одного чувства может активировать иллюзорное ощущение, которое обычно воспринимается другим чувством, или сильное ощущение может маскировать восприятие других чувств.

Синестезия – это «скрещивание» чувств.

Например, «цветовой слух», в котором люди говорят, что определенные звуки вызывают в них фактическое восприятие определенных цветов, встречается относительно часто:

  • Некоторые музыканты сообщают, что они видят определенные цвета всякий раз, когда слышат данные тоны и музыкальные отрывки.
  • Поэты иногда утверждают, что слышат звуки или музыкальные тона, когда видят слова, образы и цвета.
  • Синестезия может быть вызвана наркотиками, и при редких психических расстройствах пациенты могут не иметь возможности определить, видят они или слышат.

В остальных ситуациях природа иллюзий восприятия определяет область, где были вызваны и ощущены внешние факторы.

Иллюстрации негативного восприятия

Дом после капитального ремонта. Недавно оказалось, что новые батареи текут. К счастью, рабочие пришли достаточно быстро, ситуацию решили, трубы заварили. Прошел час — трубы стали теплыми, а радиаторы как были холодными так и остались. Снова обратились к рабочим: что такое? Рабочие посморели — вроде все в порядке, сказали, что должно пройти еще пара часов и батареи тоже согреются.

Иллюстрации негативного восприятия

Иллюстрации негативного восприятия.

Скандал в ЖЭК-е.

Дом после капитального ремонта. Недавно оказалось, что новые батареи текут. К счастью, рабочие пришли достаточно быстро, ситуацию решили, трубы заварили. Прошел час — трубы стали теплыми, а радиаторы как были холодными так и остались. Снова обратились к рабочим: что такоеРабочие посморели — вроде все в порядке, сказали, что должно пройти еще пара часов и батареи тоже согреются.

Прошло два дня — батареи холодные.

Бригадир на телефонные звонки не отвечается и жена Н. решает позвонить в ЖЭК. С первого же слова она обвиняет диспетчера в том, что трубы текут и все ее достали, не софрмулировав проблему требует рабочих к себе домой, кричит что они должны и обязаны…

Ожидать от сотрудников ЖЭК-а ангельского терпения, понимания, а также богатой Психологической практики, разговоров с возмущнными кричащими жильцами домов, трудно, разговор заканчивается брошеной трубкой и криками, что сволочи не могут нормально работать, что выздороветь уже нельзя сполошные нервы, все только издеваются и никто не понимает, что они трубки снимают и уходят и вообще сказали — идите ищите рабочих по подвалам, вы не пенсионерка. Жена звонит другу и жалуется, что ей в ЖЭК-е нахамили: заявку принимать не хотели, отправили искать рабочих по подвалам, хамили, и с огромным трудом заявку все же приняли, чтобы отвязаться и бросили трубку.

Друг, наученый опытом общения, звонит в ЖЭК не ругаться, а выяснить, что же случилось.

Оказалось: сотрудница ЖЭК-а никого в подвал не отправляла, а заявку не хотела принимать по одному простому приципу. Оказалось, что отопления нет потому, что что-то не так в подвале, в стояке дома. И поэтому заявку от частной квартиры — они не принимают: рабочие будут работать не в квартире, а в подвале а на подвал уже заявка есть и дублировать ее смысла нет, более того, рабочие в скором времени придут в подвал.

Когда же друг пояснил, что отопление работает у всего стояка и не работает у них, сотрудница ЖЭК-а понимающе согласилась и пообещала дозвониться прорабу и перезвонить, чтобы договориться в какое время удобне будет прийти мастеру.

Никаких предложений про подвалы не звучало. Имелось в виду, что рабочие скоро будут в подвале и если хотите — можете к ним спуститься и спросить что-то, вы все-таки не пенсионерка, вам это будет не так трудно.

Негативно смотрящий на мир человек воспримет даже самую нормальную реакцию негативно, зло и в штыки. Хотя по факту — ничего страшного еще не случилось.

Метки: психология

Похожие материалы:

  • Психология отношений в коллективе
  • Жизненный цикл семьи
  • Аналитическая психология К. Юнга

Эксперимент Саноки и Сульмана на соотношения цветов

По данным многочисленных психологических исследований сочетания однородных цветов более гармоничны и приятны. В то время как контрастные цвета обычно ассоциируются с хаосом и агрессией.

В 2011 Томас Саноки (Thomas Sanocki) и Ноа Сулман (Noah Sulman) провели эксперимент с целью изучить, как сочетаемость цветов влияет на кратковременную память — нашу способность запоминать то, что мы только что увидели.

Четыре различных опыта проводились с использованием гармоничных и дисгармоничных цветовых палитр. В каждом испытании участникам эксперимента показывали две палитры: сначала одну, затем вторую, которую нужно было сравнить с первой. Палитры демонстрировались с определенным временным интервалом и несколько раз в случайно составленных сочетаниях. Испытуемым нужно было определить, были ли палитры одинаковыми или разными. Также участники эксперимента должны были оценить гармоничность палитры — приятное/неприятное сочетание цветов.

Ниже приведены 4 примера палитр, которые демонстрировались участникам эксперимента:

Иллюстрации негативного восприятия

Как цвета влияют на наше визуальное восприятие согласно теории Саноки и Сульмана?

  1. Люди лучше запоминают те палитры, в которых цвета сочетаются между собой.
  2. Люди лучше запоминают палитры, содержащие сочетание только трех или менее цветов, чем те, в которых четыре и более цвета.
  3. Контраст расположенных рядом цветов влияет на то, насколько хорошо человек помнит цветовую схему. Иными словами, это значит, что цветовое различие между контекстом и фоном может повысить нашу способность концентрироваться на контексте.
  4. Мы можем помнить довольно большое количество цветовых сочетаний одновременно.

Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что люди лучше способны усваивать и запоминать больше информации, воспринимая изображения с контрастной, но гармоничной цветовой гаммой, предпочтительно с сочетанием трех и менее цветов.

Контрастные и гармоничные цветовые сочетания улучшают восприятие и запоминание контента

Совет №2 по информационному дизайну, основанный на результатах эксперимента Саноки и Сульмана: используйте как можно меньше различных цветов в комплексном контенте; увеличьте контраст между визуальной информацией и фоном; выбирайте темы с гармоничным сочетанием оттенков; используйте дисгармоничные сочетания цветов с умом.

Иллюстрации негативного восприятия

Барьеры восприятия и их преодоление

Вследствие возможных нарушений в принятии внешних сигналов, в межличностном общении и получении информации могут возникнуть проблемы:

  1. Фонетический барьер. Связан со звучанием чужой речи. В результате нарушения слуховых рецепторов, возможно искажение или невозможность получения информации.

    Альтернатива — использование письменной речи, языка жестов. При просмотре фильмов, телепередач — подключение субтитров.

    Также полно освоить навык чтения по губам, что позволит ускорить перекодировку информации и улучшить коммуникативную базу.

Иллюстрации негативного восприятия

Зрительный барьер. Может выражаться в затруднении при чтении, рассматривании фотографий, изображений, видео. Как и в случае с фонетическим барьером, лучший способ — альтернативная кодировка. Если со слухом все в порядке, можно читать аудиокниги вместо бумажных или электронных.

Речевой барьер. Темп, скорость и четкость произносимых слов зависит как от общей подготовленности человека, так и от текущего эмоционального состояния. Например, посреди оживленной беседы можно запутаться в словах и тараторить, что, в конечном счете, приведет к недопониманию. И напротив, зажатость и стеснительность в диалоге способна привести к скомканным тихим фразам, лишенных акцентов, расставленных интонаций и т.д.

Успех коммуникации во многом зависит от способности сосредоточиться, управлять своими эмоциями.

Поэтому рекомендуется спокойно глубоко дышать, использовать широкие позы уверенности, постараться расслабиться.

Барьер установки. К агнозиям не относится, а затрагивает личностные особенности участников разговора. У каждого человека есть убеждения, подкрепленные реальным жизненным опытом или установками извне (семья, родители, друзья, коллеги и т.п.). И в диалоге, человек стоит на своей точке зрения, не пытаясь услышать собеседника. Его целевая задача — навязать человеку свое мнение, а чужое он рассматривает исключительно как ошибочное. Данный барьер легко преодолеть. Первый шаг — осознать, присутствует ли в вашем поведении «твердолобость», желание навязать свое мнение, игнорируя чужое. Если признаки есть — постарайтесь выслушать аргументы человека напротив, не боясь признать его правоту. Таким способом тренируется гибкость мышления, способность менять сложившиеся стереотипы, паттерны собственного поведения исходя из вновь поступившей информации.

Правильное восприятие — очень важный элемент в понимании окружающего мира. Знание возможных нарушений в работе органов чувств может помочь в поиске решений по восстановлению нормального восприятия реальной действительности.

Нарушения восприятия — лекция:

Наша интересная группа Вконтакте: