Исихазм

Светлая мерность

На нас медленно и неизбежно надвигается финал земной жизни. Кого-то мысли о нем страшат и приводят в отчаяние, а кого-то бодрят и воодушевляют. Христианин ждет встречи с Богом, лицом к лицу, хотя уже сейчас вполне явно ощущает Его теплое и светлое присутствие совсем рядом.

Царство Небесное – не «второй этаж», а вполне осязаемая реальность, которая начинается здесь и сейчас. Мир вечного счастья находится, по слову Христа, внутри нас. Нам дана возможность сегодня сделать выбор в пользу настоящей жизни. Мы можем стать совершенными, такими, как Господь.

Исихазм
Павел Рыженко “И душа успокоится…”

Вдумаемся, что держит нас в этой реальности, когда по ту сторону материального мира скрывается таинственное, но бесконечное пространство Альфы и Омеги, Божественного Космоса? Мы похожи на астронавтов, каждый из которых по-своему готовиться к полету в неизведанное. Кому-то это, очевидно, не нужно.

Жизнь пытается не позволить нам взлететь. У нее свои планы, ей нужны кадры для обеспечения «движухи» среди людей ежесекундно. Суета съедает человека, и однажды, расставшись с физической оболочкой, его душа будет горько сожалеть о «бесцельно потраченных годах». Жизнь просто пытается нас использовать, а мы просто ведемся. Мы перестаем слышать голос внутри нас. Голос Бога.

Под солнцем ничего нового, и тысячу, и две тысячи лет назад человек задавался одними и теми же «проклятыми вопросами». Христиане всегда искали «лайфхаки», как спасти свою душу от Молоха бренного мира. И они нашли ответ: Иисусова молитва. Протереть покрытую пылью суеты лампу души помогают призывы Бога. Каждое произнесение священного Имени озаряет нашу душу светом и теплом. Так раздаются ответы Христа на наши призывы.

Мы призваны к непрестанной молитве. Но почему-то вместо первого дела веры мы находим себе оправдание в делах второстепенных, забывая, что молитва как воздух нужна нашей душе. Без нее мы задохнемся и станем живыми трупами, духовными зомби. Призывая имя Божье, нам открываются безграничные глубины духовного света. Мы приближаемся к Тому, Кто создал нас

Что это исихазм?

Термин произошел от греческого слова «исихия», значение которого: спокойствие, тишина и уединение. Исихазм – это практика монахов в православной вере, основанная на учении Иисуса. Его главная цель заключается в созерцании Божественного света, который будет исходить из сердца. Упоминание об этой практике удалось найти в документах 3-4 вв. н. э. Наибольшее распространение она получила благодаря Григорию Паламе в 14 веке. Официальное признание исихазм получил в 1351 году.

Согласно этой мистической практике, Господа нельзя познать, используя логическое мышление или научные знания. Чтобы его узреть, необходимы волевые усилия, нужно быть сосредоточенным и получить снисхождение Божьей благодати. Можно выделить три направления исихазма:

  • отшельничество – появилось в первые века монашества;
  • духовные практики, подразумевающие повторение молитвы Иисуса;
  • учение Григория Паламы о нетварных энергиях.

Исихазм

Исихазм в философии

Основа практик заключается в духовном перевоплощении, что дает шанс общаться и увидеть Господа. Исихазм в философии – это возможность понять, что человек является микрокосмом, в котором отражена вся Вселенная. Люди, совершающие грехи, затемняют образ Господа в себе, но если жить по заповедям, то можно очистить душу и приблизиться к Высшим силам посредством молитв. Бог постоянно открывается миру в своих действиях, например, в силе, любви, мудрости и так далее.

Исихазм в православии

Практики можно условно разделить на несколько элементов, которые должны выполняться исключительно в строгой последовательности.

Очищение сердца. Христианский исихазм основывается на том, что только человек с чистым сердцем сможет узреть Бога. Считается, что люди должны быть более аскетичными в еде, одежде и других сферах

Важно отвлечься от любых объектов чувственного наслаждения, что позволит сосредоточиться на общении с Господом. Можно использовать умно-сердечные молитвы, к постоянному произношению которых привязывал сам Иисус.

Уединение

Практиковаться необходимо только в одиночестве и лучше в полумраке. Это важно для максимальной концентрации.

Соединение ума и сердца. Православный исихазм подразумевает применение медитаций и дыхательных упражнений. В результате ум сосредотачивается в области сердца, где и находится душа. Это принято называть «умным деланием».

Молитва. Иисусову молитву необходимо повторять непрестанно и на одном дыхании. Это особое искусство, которому можно обучиться.

Безмолвие. После того как все этапы были пройдены, происходит сосредоточение на сердце и образование тишины, что важно для общения с Господом.

Явление Фаворского света. Последний этап свидетельствует о вступлении в богообщение.

Исихазм на Руси

В XIV веке исихазм из Византии, где он стал особо популярен, приходит и на Русь. Культура «Великого молчания», как называют средневековое церковное искусство русского народа, несомненно, обязана своим духом исихазму. Желание воцерковить пространство жизни, создать из государства храм и одновременно посвятить себе молчаливому уединению серьезно повлияли на мировоззрение целой нации.

Исихастами были и Сергий Радонежский, и Андрей Рублев, и многие подвижники и самые обычные жители Руси.

Исихазм
“Отрок Варфоломей”, Нестеров М.

Практика Иисусовой молитвы глубоко проникла в народное сознание, став обыденной практикой и для иноков, и для мирян. «Духовным мечом», с помощью которого совершалась молитва, стала лестовка, символичное и практичное творение русского религиозного ума. В книге «Цветник» священноинока Досифея описано, с каким усердием следует совершать исихастскую практику:

В древнерусских уставах сохранены указания о том, как человек по нужде или желанию может отмаливать частично или полностью суточный круг богослужения при помощи поклонов с произнесением слов Иисусовой молитвы:

  • За вечерню: триста поклонов.
  • За немифон: триста поклонов.
  • За павечерницу: двести поклонов.
  • За полунощницу: триста поклонов.
  • За утреню: семь сот поклонов.
  • За первый час: сто пятьдесят поклонов.
  • За часы: пять сот поклонов; за часы с почасием: семь сот пятьдесят поклонов.

Иисусова молитва требует от человека повышенного внимания. Необходимо слышать произносимые в уме слова и сосредотачиваться на них. А произносить молитву нужно еще и с сердцем. Ведь наш разговор с Богом всегда должен быть честным, искренним и от души.

Иисусова молитва

Нет ничего слаще для души христианина, чем имя Бога на устах. Со времен Макария Египетского православным людям открыто сокровище одной из самых текстуально короткой молитвы и одновременно самой глубокой, за простой формулой скрывается бесконечная теплота невидимого Божественного Света.

Исихазм
“Преображение Господне”, П.А. Сведомский

Как многие и шедевры формул обращения к Богу, Иисусова молитва родилась в среде монашества, самой пассионарной, свободномыслящей и живой части христианства в древности. Искавшие уединения с Творцом отшельники покидали общество, селились в безлюдных пустошах и сосредотачивали все мысли на собственной душе и возможности восстановления ее связи с Господом.

В Евангелии можно встретить несколько мест, в которых герои страниц о земной жизни Иисуса Христа просят Его о помиловании, то есть разрешении их тяжелых жизненных ситуаций. Например, о помощи Богочеловека просил слепой Вартимей:

Слепой прозрел. Ему помогла вера, то есть убежденность в Божественности Христа и твердая надежда на помощь Бога.

Иисусова молитва легла в основу православной аскетики, став способом разговора с Богом, просьбой очиститься от несовершенства грехов и возможности видеть нетварный Фаворский свет. Аскетикой называлось сознательное ограничение себя от «сокровищ» бренного мира при повышенной самодисциплине. Посты, молитвы, изучение священных книг, борьба с самим собой и прочие практики аскезы не были самоцелью, но лишь способом достижения единства с Богом. Думать, что средства являются целью – было бы ошибкой. И значительную часть времени подвижников древности занимала Иисусова молитву, которую, как правило, совершали про себя, но по определенным правилам.

Предполагалось, что через молитву христианин может достигнуть возможности видеть нематериальный Божественный Свет, который озарял очистившегося от грехов человека. Сияние, которое увидели в свое время апостолы на горе Фавор, исходившее от Христа, было визуальным отражением человеческой природы, преображенной в Божественную. Движение практиков Иисусовой молитвы, в рядах которого к Средневековью состояли и монахи, и миряне, получило название исихазма, дословного переводимого на русский язык с греческого как тишина и уединение.