Психология искусства

Психотерапия искусством или арттерапия

Арттерапию можно назвать самым загадочным направлением психотерапии. «Арт» означает искусство, терапия – лечение. Другими словами, лечение искусством. «Терапию искусством» можно назвать достаточно новым методом психотерапии. Впервые он был использован Адрианом Хилломом в 1938 году.

Сегодня под арттерапией понимают все виды занятий искусством, проводимые в больницах или психологических центрах. Данный метод используют в контексте лечения, так как он позволяет работать с чувственной сферой, исследовать и выражать эмоции на уровне символов. Арттерапия выступает посредником в общении клиента и психотерапевта на символическом уровне. С помощью художественного творчества находят отражение разные виды познавательных процессов, страхи, конфликтные ситуации, воспоминания из детства, мечты и др., исследуемые во время психоанализа.

В терапии искусством используют визуальный ряд (рисунки, живопись, коллаж и т.д.), драматерапию, бибилиотерапию, танцевальную и музыкальную терапию.

Роль катарсиса в искусстве, влияние на зрителя и автора

Психология искусстваТермин «катарсис» появился во времена античности. Аристотель называл катарсисом особое переживание, которое испытывает человек во время просмотра театрального представления. Древнегреческая трагедия, по мнению Аристотеля, должна воспитать в человеке лучшие качества личности.

В эпоху Возрождения понятие катарсиса пересмотрели сквозь призму гуманистического взгляда. В новом понимании он стал обозначать высшее наслаждение, вызванное эстетическим переживанием. Позднее понятие вновь пересмотрели, введя его в научный дискурс. Катарсисом стали называть избавление от сомнений, ложных мыслей, моральное облегчение.

В 19 веке катарсис добавили в официальную терминологию психиатрии и психотерапии. Первым его начал использовать З. Фрейд, исследуя влияние гипноза на пациентов с различными психопатологиями. Фрейд вводил пациента в состояние гипноза, чтобы раскрыть спрятанные в подсознании воспоминания и травмирующие переживания.

Вспоминая и заново переживая события, приведшие к расстройству, пациент избавлялся от их влияния. Процесс очищения психики от накопленных негативных переживаний и являлся катарсисом в понимании Фрейда. Позднее термин в этом значении стали использовать представители других направлений психологии и психиатрии.

В современном искусстве катарсис — сильное эмоциональное переживание, одинаково воздействующее на мужчин и женщин. Для большинства людей катарсис становится целью приобщения к творчеству. Его способен испытать как сам творец, так и зрители. В психологии катарсис обладает способностью избавлять человека от эмоциональных блоков, уменьшать негативные последствия травмирующих ситуаций.

Искусство и потребитель

В разработке типологии слушателей, зрителей, читателей существуют три основных направления. Некоторые авторы кладут в основу классификации какой-нибудь один признак — например, восприимчивость и интерес к новому, неизвестному в искусстве или, напротив приверженность к старому, хорошо знакомому («верхогляды» и «староверы» у В. Белинского, «новаторы» и «подражатели» у Ж.-М.Гюйо, «неустойчивые» и «устойчивые» зрители у А. В. Луначарского), уровень образования и общей культуры (А. Зильберман), специальное (музыкальное) образование (Р. Франсэ).
Другие авторы, ощущая неполноценность всякой «одномерной» (К.Кинеман) классификации, пытаются объединить в одной типологической схеме сразу несколько признаков. Так Ю. Давыдов выделяет следующие пять типов отношения публики к искусству (и соответственно 5 типов воспринимающих):

  1. восприятие искусства только в его социально-познавательной или социально-публицистической функции («гносеологический тип»),
  2. поиски в искусстве того, чего нет в жизни («компенсативный тип»),
  3. отношение с позиций профессиональных знаний об искусстве («знаточеский тип»),
  4. чисто моральная оценка («этический» тип),
  5. оценка искусства согласно априорным нормам, принятым в социальной группе («социально-престижный» тип).

Т. Адорно во «Введении в музыкальную социологию» рассматривает восемь типов слушателей:

  1. эксперт;
  2. «хороший слушатель»;
  3. «потребитель культуры» — образованный, но равнодушный и пассивный;
  4. «эмоциональный» слушатель, переживающий чувства «по поводу» музыки;
  5. «рессантиментный» (антиэмоциональный) слушатель — сектант-пуританин, слепо преданный серьёзной музыке, но не понимающий её;
  6. «джазовый фанатик» (джаз-фан);
  7. «развлекающийся» слушатель;
  8. немузыкальный и антимузыкальный человек.

Искусство и цивилизация

Эстетика как наука о прекрасном неизменно подчеркивает цивилизационный аспект любого искусства. Связи искусства и цивилизации всегда двусторонни: эпоха и общество формируют вкус и эстетические взгляды в искусстве, а творцы формируют трансформации и стилевое движение и разнообразие.

Важные идеи, объясняющие причины противостояния искусства и цивилизации, выдвинул Шпенглер (1880—1936). В работе «Закат Европы. Причинность и судьба» символом судьбы культуры и свидетельством социокультурных изменений у Шпенглера выступает искусство. Метод Шпенглера состоял в переносе из области природы в область культуры морфологической структуры жизненного цикла. Каждая культура имеет ограниченное число возможностей своего выражения, она появляется, зреет, увядает и никогда не возрождается. Эпохальные циклы не имеют между собой какой-либо явной связи — в их исторической жизни оказывается целью сама жизнь, а не её результат. Отношения между цивилизацией и культурой внутри каждого цикла и выступают основной пружиной всех исторических коллизий и превращений.

Проблемы взаимовлияния искусства и цивилизации в XX веке волновали Альберта Швейцера (1875—1965). Началом любой полноценной жизни, по его мнению, является непоколебимая преданность истине и открытое исповедование её; великая задача духа — создание мировоззрения. Ускорение социальных процессов в XX столетии рождает поверхностность и дурную бесконечность во всем: «дух нашего времени бросает нас в водоворот деятельности умышленно, дабы мы не опомнились и не спросили, что же собственно имеет эта «самозабвенная преданность этим или иным целям со смыслом мира и нашей жизни?»

Английский социолог Тойнби стремится дифференцировать теоретические модели взаимовлияний цивилизации и искусства, представить всю сложность действующих факторов в совокупности как негативных, так и позитивных форм.

Магистерская программа «Психология искусства»

Руководитель — доктор психологических
наук, профессор, академик РАО, руководитель
Центра социологии образования Института
управления образованием РАО, заслуженный
деятель науки РФ Владимир
Самуилович Собкин

Новая магистерская программа направлена на
подготовку высококвалифицированных
специалистов, обладающих глубокими знаниями в
области  психологии искусства, компетентных в
научно-исследовательской, практической,
проектно-инновационной и педагогической
деятельности, способных к принятию
ответственных решений в рамках профессиональных
компетенций и выработке нестандартных способов
разрешения проблемных ситуаций. Инновационная
по своему содержанию и формам обучения, она
отвечает растущей потребности общества в
подготовке специалистов-психологов, работающих
в сфере художественной культуры, СМИ  и
образования.

Программа «Психология искусства» строится на
пересечении искусства и науки, интегрирует в
себе художественно-творческую деятельность и
достижения психологии, культурологии,
социологии, педагогики, а также разных видов
искусств.

Целью программы является подготовка
профессионалов в области  практической
психологии, обладающих систематизированными
междисциплинарными знаниями, владеющих
практическими навыками для анализа, изучения и
поиска решений проблем сопровождения процесса
художественного восприятия и творчества; а также
в области межкультурного общения и образования.

Психология искусства – междисциплинарная
область научного знания, исследующая
особенности, механизмы, факторы
знаково-символического опосредования высших
психических функций, а также структуру и
особенности психического развития на разных
возрастных этапах и в разнообразных процессах
инкультурации.

В ходе освоения данной магистерской программы
слушателям предлагаются к рассмотрению
актуальные проблемы современного общества и их
отражение в современном искусстве, изучаются
особенности эстетического переживания,
воображения и творчества. Рассматриваются
особенности влияния искусства на развитие
психических процессов. В ходе супервизий и
практических занятий студенты имеют возможность
освоить и применить различный методический
инструментарий, используемый в области
психологии искусства. Специальный акцент
ставится на исследовании особенностей
восприятия произведений искусства разных жанров
(литературы, кино, театра, музыки, живописи);
исследовании развития мышления и речи и
механизмов смыслообразования, становлении
морального сознания, воображения и творчества;
исследовании художественных интересов и
предпочтений в различных социальных группах;
 психолого-педагогическом сопровождении
процесса художественного восприятия и
творчества; работе с одарёнными детьми, детьми
зоны риска и детьми с ОВЗ и др.

Специализация «Психология искусства»
открывает широкие возможности для научного
взаимодействия и творческого сотрудничества с
учреждениями культуры и образования.  

После освоения данной программы выпускники
будут уметь: проводить психолого-педагогическую
экспертизу художественных произведений в
контексте их возрастной адресованности;
проводить индивидуальное консультирование в
области психолого-педагогической работы с
одарёнными детьми, детьми зоны риска и детьми с
ОВЗ; осуществлять психолого-педагогическую
работу по сопровождению процесса
художественного восприятия и творчества
(театральная педагогика, музейная педагогика,
работа в системе дополнительного образования и
др.); участвовать в проведении
социально-психологических исследований в
области искусства, СМИ и ИКТ с применением
профессиональных знаний и психологических
технологий, позволяющих исследовать особенности
эстетического воздействия; создавать программы
эстетического развития, направленные на
художественное воспитание детей дошкольного и
школьного возраста; осуществлять
психологическую поддержку педагогического
процесса в учреждениях культуры среднего и
высшего профессионального образования;
проводить коррекционную работу с использованием
приемов и методов арттерапии.

Выпускники магистерской программы являются
уникальными и востребованными специалистами,
готовыми к решению психологических и
художественно-эстетических задач разного
уровня.

См. также:

Общая характеристика
образовательной программы

Задачи психологии искусства

Несмотря на огромную распространенность разных видов искусств и их исследование с разных сторон научно-исследовательской деятельности, многие ученые сталкиваются с тем, что психологические закономерности исследованы совершенно недостаточно.

Единственная отечественная работа в этой области — это «Психология искусства» Л.С. Выготского. Эта книга по праву занимает особое место. Автор обращается в ней к классическим произведениям — к басне, новелле, трагедии Шекспира

Его внимание сосредоточивается не на спорах о формализме и символизме, влиянии психологических тенденций на последователей этих течений. Л

С. Выготский подходит к произведениям искусства как психолог. В своей книге он выступает против традиционного психологизма в трактовке искусства. Избранный им метод является объективным, аналитическим. Выбрав для своих исследований основной моделью художественную литературу, автор порой игнорирует личностный принцип при исследовании закономерностей психологии искусства. Между тем психологии искусства не может быть без анализа личности творца. Безусловно, художественная литература является богатым материалом для психологического анализа, наиболее понятный вид искусства с точки зрения рассмотрения психологических механизмов творчества.

Однако существуют искусства, которые наиболее трудны для психологического изучения в силу неконкретности своих понятий и определений. Сложнейшим в этом смысле является музыка. Массу психологических парадоксов ставит проблема сценического переживания актера. У театральной психологии много граней соприкосновения с психологией литературного творчества, однако, мир театра несравненно сложнее для психологического анализа, чем мир литературы. А различные формы изобразительной деятельности, отражающие глубокие корни человеческого сознания? Все эти виды деятельности мало изучены психологией.

Нужна психология искусств, а затем психология искусства (конкретного).

В связи с вышеперечисленными проблемами, многие ученые задаются вопросом: каковы же основные задачи исследований в сфере психологии искусства? В этом вопросе невозможно не согласиться с точкой зрения, что одной из важнейших задач этой науки является установление наиболее общих закономерностей всех видов художественной деятельности. Основными задачами также являются раскрытие механизмов становления личности человека-творца и анализ различных форм воздействия искусств на человека, ведь воздействие, например, музыки на индивида порой оказывается не только потрясением, но и явлением необъяснимым.

16 стр., 7985 слов

Психология одаренности и гениальности

… личности. 5. Виды одаренности Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующие. a) Художественная одаренность. Этот вид одаренности … недавно, ее компоненты всегда интересовали людей, поскольку психология — это наша жизнь, … произведения не вследствие старания или искусства, но благодаря некоторому природному инстинкту …

Системно-типологический подход в психологии искусства

Системно-типологический подход к проблеме литературных, музыкальных, художественных и т. п. способностей предполагает существование единого комплекса природных задатков, развивающихся на их основе способностей, психофизиологических и психологических особенностей, условий развития, воспитания, средовых влияний. При этом центральной проблемой любых способностей становится проблема индивидуальных различий. Личностные особенности художественного интеллекта, восприятия, памяти, мышления, ценностно-мотивационная сфера, мировоззренческие установки, творческий процесс и способ создания произведения искусства определяют индивидуальный творческий стиль автора, его технику и язык. Базисом этого комплекса является психологический тип личности.

Единство художественных, когнитивных и личностных особенностей, включающих доминирующую мировоззренческую установку типологического характера определяет творческий стиль писателя, музыканта, художника. Формула «Стиль — это человек» подтверждается известными словами Флобера: «Мадам Бовари — это я».

Система психологических типов — псикосмология, предлагаемая Н. Л. Нагибиной и её научным коллективом, строится на соотношении принципов познания: рациональном и иррациональном. В каждом человеке доминирует один из способов познания, второй способ познания может являться подчиненным или равным первому (переходные типы). Рациональный — тип, в котором мышление является доминантным, рефлексивным, который относится к мышлению как к ценности более высокой в своей познавательной сфере, чем чувственное познание. Иррациональный — тип, в котором мышление не является доминантным, процесс познания не опосредован рефлексивными операциями, который относится к интуиции и ощущениям как к ценности более высокой в своей познавательной сфере, чем рефлексивное познание. В системе психологических типов находятся четыре рациональных типа (A, B, D, E) и четыре иррациональных (B, C, F, G), также имеются четыре переходных типа (AB, CD, EF, GH), в которых рациональный и иррациональный принцип познания имеют одинаковый вес.

В данном подходе доминантой звучит фигура творца. Феноменологический подход позволяет органично объединить научный и герменевтический методы исследований личности. Предложен оригинальный проект изучения стилевых особенностей творчества в контексте обусловленности их психологическим типом творца.

Психология – искусство осознанной практики жизни

Психология искусстваЧего в ней больше? Я не смогу точно сказать. Могу сказать о каждой из частей.

Психология — это искусство

Какая психология без личности, и терапевта и клиента? Если терапевт следует только протоколам, он помогает клиенту примерно как массажер-автомат. Какие-то группы мышц, безусловно, расслабляет, но кардинально ничего не меняет. Копия картины. Макет постройки. А в реальности только настоящий Художник может решить, как ляжет этот мазок или кирпич, и только Врач руками почувствует более слабую зону.

Мы отличаем живое от мертвого, и стремимся к живому, даже если пытаемся себя обмануть. В любой позиции, клиента или терапевта. Жизнь невозможно тиражировать, и психологию – тоже. Любая жизнь на планете – уникальна. И значит, мы всегда имеем дело с творчеством, с проявлением индивидуальности. А значит, психология не может не быть искусством.

Психология — это осознанность

Наш ум беспокоен по своей природе. Ему лучше знать, почему и как это все работает, чем мучиться предположениями и тратить впустую вашу энергию. Поэтому знания, в том числе и наука, помогают уму успокоиться.

Мы находим объяснения происходящим с нами процессам, и направляем свой ум на моделирование собственного поведения, без чего невозможно никакое партнерство и никакая коммуникация. Знания, техники, школы терапии, приемы – все это помогает наполнить ум знаниями о том, как моделировать свое поведение, и делать его более организованным в своих же интересах. А в лучшем случае – позволяет с интересом наблюдать за всеми процессами в себе же, включая самоорганизацию. Психология не может не быть знанием и осознанием, конечно же.

Психология – это делание

Здесь невозможно получить результат раз и навсегда. Жизнь – это процесс, в котором все постоянно меняется. Одним из результатов хорошей психотерапии и является понимание, что результата в окончательном виде при жизни не бывает. А поэтому счастье, если банально обозначать, нужно ковать каждый день. Про запас оно не особенно куется.

Иногда, конечно, хватает на продолжительный срок, но все равно дрова кончаются, а если хочется тепла и света – огонь надо поддерживать всегда. И практика самого психолога – лучшая гарантия результата клиента: в первом всегда должен гореть свой огонь, если потух огонь второго.

Психология — это Жизнь

К чему еще имеет отношение психология?

Она – не абстрактное искусство, не отвлеченная наука, не практика ради механического развития навыков и совершенствования данного природой аппарата. Все это имеет смысл, для каждого — свой, но общее в том, что каждый хочет прожить свою жизнь счастливо и достойно в рамках своего понимания, а если получится – еще и развить это понимание.

Поэтому в психологии ничего не может стоять выше человека, человеческого же к нему отношения и ценности его жизни. Если это на самом деле понимать – никакой этический кодекс не понадобится.

Методы и техники

Целью любого метода позитивной психологии является замена негативных внутренних установок человека на новые — положительные и оптимистичные. Такие установки сами по себе не добавляют материальных благ, не решают других проблем. Но они меняют мировоззрение и мировосприятие человека, что позволяет добиваться успехов в самых разных сферах жизни.

К практике этой области психологии относятся такие интересные техники как арт-терапия, сказкотерапия, методы афформаций и аффирмаций, метод визуализации, метод браслетов и т.д.

Метод аффирмаций

Его еще можно назвать методом самовнушения или перепрограммирования сознания. Он заключается в формулировании коротких, но обязательно положительных утверждений, акцентированных на получение нужного результата. Такие утверждения необходимо проговаривать регулярно, максимально осознанно, подключая воображение и глубоко веря в то что вы говорите.

Аффирмации каждый составляет для себя самостоятельно, исходя из тех целей, которых он хочет достичь. Например:

  • у меня отличное здоровье;
  • мне во всем сопутствует удача;
  • у меня получается все, что я запланировал;
  • я живу в гармонии с собой и миром.

Эти формулы можно записывать, визуализируя свою мысль и волю на их исполнение.

Метод афформаций

Афформации — это вопросы, заданные человеком самому себе. Такие вопросы обязательно ставятся в положительном ключе. Это несколько другая сторона тех позитивных утверждений, которые вы для себя сформулировали. Например, вы утверждаете «Я успешен» и задаете себе вопрос «Почему я успешен?».

Это помогает направить сознание на поиск своих сильных сторон. Ваш мозг обязательно найдет ответы, чем подтвердит само позитивное утверждение. За счет этого эффект от афформаций получается быстрее, чем при работе только с утвердительными формулировками.

Метод браслетов

Отлично работает при желании избавиться от вредных или мешающих привычек, плохих мыслей, слабостей. Вы надеваете на руку браслет, как символ того недостатка, от которого хотите освободиться и не снимаете его 21 день. Считается, что этого времени достаточно, чтобы навсегда отказаться от любого негатива. Но если за это время вы хотя бы раз нарушили собственный запрет, браслет надевается на другую руку и отсчет дней начинается сначала.

Этот метод можно также использовать для внедрения хороших привычек, например, каждый день читать, чаще общаться с близкими и т.д.

Все техники и методы позитивной психологии направлены на то, чтобы сформировать и закрепить в сознании человека основные принципы:

  1. Изменить можно практически все.
  2. Мы сами прокладываем дорогу своей жизни и сами отвечаем за все, что в ней происходит.
  3. Причиной любых событий, которые происходят с нами, являются наши мысли.

Поэтому важно понять, что только меняя себя, можно изменить свою жизнь. Для этого нужен правильный позитивный настрой и уверенность: «Я смогу», «Я справлюсь», «Я достоин»

Это и есть суть позитивной психологии.

Эволюция взглядов на проблему творчества

Психологи не раз задавались вопросом, где находится источник человеческого вдохновения, почему одни способны творить, а другие абсолютно бесталанны. Наиболее известным исследователем в этой области считается психолог Л.С. Выготский, еще в советские годы разработавший уникальную теорию, объяснявшую, почему некоторые произведения прошли сквозь века и стали настоящими сокровищами человеческой цивилизации, а другие сгинули незамеченными.

В своей книге «Психология искусства» ученый описывает методику, которая позволяет проанализировать структуру произведения и воссоздать реакцию, которую оно вызывает. Выготский считал, что роль искусства не должна сводиться ни к гностической, ни к гедонистической функциям, — она заключается в трансформации обыденных вещей и явлений через призму внутреннего мира творца в некое новое творение, способное затронуть сознание других людей.

Выготский в своих работах говорил о том, что в процессе творчества происходит метаморфоза не только материала произведения, но и испытываемых чувств. Для воплощения своей идеи в жизнь творец должен побороть сопротивление исходного материала, сделать его пластичным и податливым, как воск.

Рекомендуем: Музыкальная психология — это

Эта титаническая работа всегда скрыта от созерцателя, ведь он может видеть только конечный результат, но не гигантский труд, сокрытый внутри него

Ученый настаивает, что психология искусства должна уделять особое внимание анализу структуры творения, так как это лучший способ постичь его содержание

Широко известна так называемая теория катарсиса, или глубокого эмоционального потрясения. Иными словами, находясь в состоянии катарсиса, человеку проще всего выплеснуть свои переживания вовне в виде художественного произведения.

С точки зрения этого подхода, психология искусства должна отделять повседневные, обыденные эмоции от бури чувств, сопровождающих создание шедевров. Также теория подробно обосновывает влияние творений искусства на человеческую душу, влияние эмоций создателя на эмоции созерцающего.

Гумбольдт говорил о том, что творчество имеет внутреннюю и внешнюю форму. Любой объект может иметь обманчиво простой вид, однако постичь и передать его внутренний смысл удается далеко не каждому созидателю.

Рекомендуем: Что такое распредмечивание?

Например, христианский крест – это символ и идея одновременно, в нем заключено прошлое, настоящее и будущее, он бесконечен и конечен, обладает энергией и скрытым смыслом. Психология искусства должна сконцентрировать свои усилия на проникновении человека во внутреннюю форму произведения искусства.

Кандинский утверждал, что любой шедевр является продуктом своей эпохи. Эта гипотеза находит много исторических подтверждений, особенно если обратиться к периоду советского революционного творчества. Автор писал в своих работах, что творение способно отделяться от своего создателя, жить собственной жизнью, испытывать взлеты и падения.

Современная психология искусства говорит о существовании так называемого аффекта или эмоционального отклика, порождаемого творениями искусства. Происходит единение чувств и фантазий, что вызывает в человеке разнонаправленные аффекты, нивелирует аффекты содержания и формы, тем самым высвобождая нервную энергию. Эти взрывы эмоций получили название катарсис эстетической реакции.

Рекомендуем: Подсознание и сознание человека

Являясь частью психологии, это направление несколько иначе подходит к анализу и исследованиям наблюдаемых явлений. Становится ясно, что обычные способы познания должны быть адаптированы к более специфичным задачам. Методов конкретно–научного характера, используемых для исследования проблем творчества, достаточно много, перечислим наиболее важные из них:

  • Наблюдение – подразумевает фиксацию вербальных и невербальных реакций человека, находящегося в определенной ситуации. Оно может быть внешним, то есть основываться на сборе информации об объекте, или внутренним, аналогичным самонаблюдению.
  • Интервьюирование – опрос наблюдаемого на интересующую исследователя тему.
  • Биографический метод — основан на исследовании личности человека, его жизненного пути, ценностей и убеждений.

Что изучает психология искусства?

Психология искусстваПсихология искусства

Психология изучает различные направления деятельности человека. Особый интерес для науки представляет собой искусство во всех его проявлениях. Психология искусства – это отдельная отрасль психологической науки, которая изучает процесс восприятия и создания произведений искусства.

Предмет изучения – личностные свойства и состояния, которые обусловливают создание и восприятие художественных ценностей и их влияние на жизнедеятельность человека.

Также психология искусства изучается проблемы личности художника и его творчества; восприятие произведений художественной литературы и особенности их структуры.

Какие методы использует психология искусства?

Данная отрасль использует в своих исследованиях конкретно-научные методы – наблюдение, интервьюирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод и другие.

Психология искусствазанимается исследованием процессов художественного творчества с точки зрения проявления в них человеческих способностей и характера, интеллектуальных и эмоциональных возможностей, мотивов и межличностных отношений.

Теория катарсиса

С древних времен исследователи занимались изучением переживаний, связанных с созданием и восприятием искусства. Именно в этом отражается ключевая суть катарсиса. Его изучение позволило разделить ежедневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, которые вызывает общение с произведениями искусства.

Катарсис помогает обнажить внутреннюю взаимосвязь психологии их создателя и тех, кто ее воспринимает. А также указывает, как воздействует на человеческую душу художественное изучение реальности.

Основные проблемы психологии искусства

Среди проблем, которые стоят перед данным направлением можно выделить три основные. Это специфические характеристики образно-эмоционального строя индивида, создаваемые в момент включения в процесс создания или восприятия ценностей эстетического характера.

Изучение художественного восприятия, как формы сотворчества в различные периоды индивидуального развития у зрителей, читателей и слушателей. Также изучается влияние искусства на ценностные и мотивационные ориентации в поведении субъекта и его мировоззрения.

«Психология искусства» Л.С. Выгодского

Огромнейший вклад в развитие отечественной психологии искусства по-прежнему остается за известным ученым и психологом Л.С. Выгодским.

В своем труде «Психология искусства» автор дает характеристику развитию советской теории искусства.

Это один из фундаментальных трудов, объединивших всю работу ученого и одновременно обозначающих перспективные направления дальнейшей работы в области психологии искусства.

Психотерапия искусством или арттерапия

Арттерапию можно назвать самым загадочным направлением психотерапии. «Арт» означает искусство, терапия – лечение. Другими словами, лечение искусством. «Терапию искусством» можно назвать достаточно новым методом психотерапии. Впервые он был использован Адрианом Хилломом в 1938 году.

Сегодня под арттерапией понимают все виды занятий искусством, проводимые в больницах или психологических центрах. Данный метод используют в контексте лечения, так как он позволяет работать с чувственной сферой, исследовать и выражать эмоции на уровне символов.

Арттерапия выступает посредником в общении клиента и психотерапевта на символическом уровне. С помощью художественного творчества находят отражение разные виды познавательных процессов, страхи, конфликтные ситуации, воспоминания из детства, мечты и др.

, исследуемые во время психоанализа.