Монтессори, мария

5 полезных советов тем, кто использует методику Монтессори

Конечно, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок учился по методике Монтессори, его лучше устроить в специализированную школу. Однако родители детей до 3-4 лет могут использовать некоторые принципы Монтессори при воспитании детей дома. Например:

Свобода передвижения. Дайте ребенку пространство и возможность свободно двигаться. Не ограничивайте его пространство одной комнатой, у ребенка должна быть возможность исследовать окружающую среду. Причем делать это как можно мобильнее – карабкаясь по лестницам, взбираясь по канатам, плавая в бассейне. Чем больше способов двигаться есть у ребенка в активе, тем больше способов у него есть исследовать окружающий мир.

Свобода выбора. Всегда давайте ребенку возможность выбора. Эта стратегия работает лучше всего, даже если вы вовлечены с ребенком в «борьбу за власть». Предоставляйте им только две возможные альтернативы. Например, ребенок может пообедать сейчас или может пообедать позже вместе со всеми остальными, к зеленой рубашке он может надеть синие или красные шорты.

Коммуникации. Всегда разговаривайте с ним должным образом, четко артикулированным голосом. Так, как вы сами хотите, чтобы ребенок говорил с вами. Разговаривая с ребенком, вы формируете модель, согласно которой он будет общаться с другими взрослыми. Поэтому следует разговаривать с ребенком с уважением. Не следует общаться с ним только для того, чтобы сказать ему делать или не делать что-то. Общайтесь на разные темы. Давайте имена всем объектам, которые окружают ребенка, чтобы расширить его словарный запас.

Учите примером, а не с помощью исправления ошибок. Не стройте обучение только на том, что вы говорите ребенку, делает ли он что-то правильно или неправильно. Если допущена ошибка, покажите, как сделать это правильно. Не преувеличивайте значение ошибки, сообщайте ребенку о ней корректно и аккуратно. Что касается разговорной речи, если ребенок неправильно произносит какое-либо слово, повторит ему то, что он сказал, а затем произносите слово правильно

Обратите внимание – вам не обязательно говорить ребенку, что слово он произнес с ошибкой, просто покажите пример, как его нужно произносить.

Терпение. То, чему вы сейчас учите ребенка, в долгосрочной перспективе поможет и вам

Если у ребенка что-то не получается, не откладывайте решение проблемы на потом, только ради нескольких минут тишины и покоя. Пусть научить чему-то ребенка займет больше времени, зато, когда он научится, проблема пропадет навсегда.

В наши дни методика Монтессори крайне распространена – ее повсеместно используют и при домашнем воспитании, и в рамках школьного образования. 

Седьмой принцип: использовать позитивные методы дисциплины

Естественное родительство. Позитивные методы дисциплины помогают детям развить сознательность, руководствуясь внутренним самоконтролем и чувством сострадания к другим. Чуткий, любящий и уважительный подход поддержания дисциплины усиливает связь между родителем и малышом. Вместо того чтобы реагировать на поступки, задумайтесь, что к ним привело. Общайтесь и принимайте совместные решения, уважая достоинство каждого члена семьи.

Д-р Монтессори очень красноречиво говорила о дисциплине. Её идея в том, что поддержание дисциплины происходит не за счёт внешних факторов, напротив, самоконтроль — это естественное состояние, которое формируется и развивается изнутри детей, как и любой другой навык. Согласно теории Монтессори в развитии самодисциплины есть три этапа.

На первом этапе дети способны повиноваться только внутренним побуждениям, которые ими управляют, даже если это приводит к разногласиям с окружающими. Вспомните тоддлера, который продолжает трогать что-то даже тогда, когда ему много раз сказали этого не делать. Кроха не проявляет предусмотрительности в своём «неповиновении», он просто делает то, что говорит ему природа (исследует окружающую среду), даже если это не совпадает с просьбами родителей.

На втором этапе малыш способен подавить свой внутренний импульс, чтобы выполнить просьбу, то есть он уже способен делать то, что от него требуется, поскольку его желание быть частью социальной группы пересиливает его инстинктивные побуждения.

На третьем этапе ребёнок сознательно повинуется. Он превзошёл этап развития, на котором он слушался просьб извне — он поступает правильно, потому что это правильно, а не потому, что кто-то сказал ему так сделать. Эта стадия дисциплины достигается только при определённых обстоятельствах: детям дают свободу развивать свою волю. Слишком часто родители считают, что, чтобы воспитать послушного ребёнка, они должны «сломить» его волю. Но Монтессори полагала, что для достижения третьей ступени самодисциплины необходимо поощрять способность детей выбирать, и это может произойти только в любящей и поддерживающей обстановке, где детям даётся свобода действовать в чётко определённых границах.

«Дисциплина и свобода настолько взаимосвязаны, что порой причина плохого поведения заключается в недостатке свободы. Для поддержания дисциплины бесполезно рассчитывать на выговоры или устные увещевания. Такие средства могут, пожалуй, вначале выглядеть эффективно, но через некоторое время перестают оказывать какое-либо влияние», — писала Мария Монтессори.

По сути, плохое поведение является выражением отсутствия свободы для удовлетворения своих потребностей. Авторитарный подход со стороны родителей вряд ли будет способствовать естественному развитию истинной самодисциплины малыша. Дети нуждаются в любящих советах и ​​заботливой среде, в которой они могут совершенствовать свою волю, что позволит им контролировать себя.

Монтессори, мария

Грег Олсен (Greg Olsen)

Немного фактов из жизни Марии Монтессори

В 1870 году, 31 августа, в городе Кьяровалле, в семье выдающихся известных аристократов Монтессори-Стоппани, появилась на свет девочка. Имя, которое ей дали родители – Мария. Она переняла все лучшее, что было у ее родителей. Отец – награжденный орденом Италии, государственный служащий, мать выросла в семье либералов.

Родители старались дать дочери наилучшее образование. Мария училась отлично, имела хорошие математические способности. В 12 лет девочка столкнулась с социальным неравенством, когда хотела поступить в техническую школу, где учились только мальчики. Авторитет отца Марии, ее способности в обучении сделали свое дело, и ее приняли на учебу. Она окончила школу превосходно, несмотря на то, что ей приходилось постоянно подтверждать право учиться на равных с молодыми людьми.

В очередной раз разрушить стандарты у нее получилось в 1890 году, когда она начала обучение в Римском Университете на факультете медицины. В 1896 году, впервые за весь период развития Италии появилась девушка врач, Мария Монтессори, успешно защитившая диссертационную работу по психиатрии.

Монтессори, мария

Во время студенчества Мария устроилась на подработку в больницу при Университете ассистентом. Именно тогда она первый раз столкнулась с работой с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она стала внимательно изучать литературу о приспособлении таких детей к жизни в социуме. Огромное влияние на деятельность Марии оказали работы Эдуарда Сегена и Жана Марка Итара.

Она начинает изучать различные литературу по теории воспитания и образования, педагогике. В 1896 году Мария начинает работу с ребятами, имеющими ограниченные способности, и готовит их к экзаменам в младшей образовательной школе. Результативность, которую показали ее выпускники, была просто ошеломляющей.

Монтессори, мария

В 1898 году Мария решается родить ребенка вне брака. В тот же период жизни она становится директором Ортофренического института по подготовке особых детей. Отказаться от дела, которому она решила посвятить свою жизнь, означало для нее предать саму себя, и поэтому она приняла решение отдать своего сына на воспитание в приемную семью.

В 1901 году она поступает на факультет философии. Одновременно с учебой, Мария не прекращала работу в школе. Ее поражало то, в каких условиях проводится образовательный процесс, строгая дисциплина на занятиях, стремиться к всестороннему развитию личности никто из педагогов не хотел. В воспитании же особых детей вообще очень часто применялись насильственные методы.

В 1904 году Мария становится завкафедрой антропологии в Римском Университете. По-прежнему она продолжала ставить эксперименты в образовательном процессе школы, вести исследования. И вот, в 1907 году, с мыслями о том, что в социуме не хватает гуманности и просвещенности, она открывает собственное учебное заведение – «Дом ребенка». Все свои остальные годы жизни она посвящает развитию и введению своей системы, воспитательному процессу.

В 1909 году Монтессори начинает опыт проведения международных учебных семинаров. Тогда на него попали много учителей разных стран. В этот же период она печатает свое первое издание, в котором рассказывает о «Доме ребенка» и приемах работы с ребятами, использующиеся в школе. Мария постоянно занималась усовершенствованием своей системы, проводила курсы для обучения педагогов всего мира.

Забрать своего сына Марио из приемной семьи она смогла, когда ему исполнилось 15 лет. С тех пор Марио стал ее верным помощником, взял на себя все организаторские моменты в ее работе. Он всерьез был заинтересован системой Марии и стал отличным преемником своей матери.

В1929 году была создана международная ассоциация Монтессори.

Монтессори, мария

Из-за событий, происходящих в мире, Мария вместе с сыном были вынуждены иммигрировать в Индию, где прожили 7 лет. В послевоенный период она возвращается в Европу и до конца жизни продолжает развитие и внедрение своей системы.

Монтессори, мария

Если вам интересна жизнь Марии Монтессори, посмотрите следующее видео.

Свобода выбора ребёнка

Во-первых, Мария Монтессори считала важным проявлять уважение к внутреннему учителю ребёнка. Она знала, что каждый ребёнок имеет своё собственное расписание для развития, и лучше всего оно происходит в подготовленной среде, в которой предоставлены инструменты для обучения, но нет сроков для их освоения.

Подобную свободу в своей теории описывал и Фрейд, полагая, что она имеет решающее значение для каждого ребёнка. Он предполагал, что взрослые, проявляющие тревожное и/или жестокое поведение, вырастают из детей, которых приучали к горшку прежде, чем они были к этому готовы и чувствовали изменения своём теле.

Дети добиваются успеха в эмоциональном и интеллектуальном плане, когда им доверяют самим решать

Таким образом, и Фрейд и Монтессори имели основания считать, что дети добиваются успеха в эмоциональном и интеллектуальном плане, когда им доверяют самим решать, когда начинать и заканчивать эту стадию развития.

Как устроена система?

Основных принципов в методике три, но они работают только в единстве.

  1. В центре системы – малыш, принимающий самостоятельные решения о своих действиях.
  2. Вокруг него – специально оборудованная и оформленная развивающая среда.
  3. Рядом с ним – воспитатель, который наблюдает или помогает, если ребенок попросит, но не вмешивается.

При этом сами классы формируются принципиально из детей разных возрастов, чтобы старшие имели возможность помогать младшим, заботиться о них, а младшие – учиться у старших, стремиться достичь их уровня, брать пример.

Конечно, главная роль в педагогике Монтессори отводится развивающей среде, задействующей все органы чувств ребенка. Без ее правильной организации система работать не будет.

В помещении все оборудование и мебель (в том числе унитазы и раковины) должны соответствовать возрасту и росту детей, чтобы они могли всем этим пользоваться, а при необходимости переставлять самостоятельно. Здесь должно быть много света, свободного места, а также свежего воздуха

Цветовое оформление – спокойное, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Все учебные пособия должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы он мог самостоятельно ими пользоваться

При этом все материалы и пособия представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учились договариваться между собой, кто чем займется, меняться. Пособия в этой методике применяются в основном деревянные, поскольку сама Мария всегда была сторонницей натуральности материалов.

Развивающая среда разделена на несколько функциональных зон с разным назначением.

  • Практическая зона. Здесь находятся материалы и приспособления, помогающие ребенку освоить навыки самообслуживания (одеваться, мыть руки), ухода за растениями и животными, пособия, необходимые для домоводства (стирки, готовки, глажки и т. д.), а также материалы для развития мелкой и крупной моторики. Здесь дети учатся правилам поведения, вежливого общения. В этой же зоне проводятся беседы, а также разные ролевые игры.
  • Сенсорная зона. Здесь ребенок изучает вкусы, запахи, формы, цвета, температуру, фактуру. Шершавые таблички, шумовые цилиндры, тактильные мешочки, вкусовые баночки, разные коробочки с запахами, другие подобные развивашки – все это расположено в сенсорной зоне.
  • Математическая зона. Оборудована пособиями для изучения счета и простейших вычислений: таблицы действий, геометрические фигуры, числовой и счетный материал.
  • Языковая зона. Оснащена материалами по обучению навыкам чтения и письма (азбукой, книгами, подвижным алфавитом, карточками с разными изображениями и т. д.), что является хорошей подготовкой к школе. В этой зоне педагоги проводят различные игры по развитию речи.
  • Зона космоса. Здесь находятся предметы, способствующие познанию окружающего мира, культуры, истории, помогающие понять связь поколений. Тут собраны пособия, помогающие изучать географию (природные зоны, ландшафты, континенты, солнечную систему), биологию (классификацию животных и растений, их среду обитания), историю (календари, линии времени), а также материалы для проведения опытов, экспериментов.
  • Гимнастическая зона. Это пространство обеспечивает физическую активность. Оно оснащено ковриками, размечено линиями для выполнения различных упражнений, тренирующих равновесие, координацию. Здесь проходят такие занятия с детьми, как аэробика, бег, ходьба, упражнения с мячами, палками, подвижные игры.

Монтессори, мария

Монтессори среда

Задача методики Монтессори — создать среду, в которой ребенок естественно развивается с минимальным участием взрослого, но под его внимательным наблюдением. То есть это должны быть такие время и место для малыша, когда и где он самостоятельно может выбрать вид, продолжительность и образ своей деятельности.

На практике Монтессори среда представляет собой определенное пространство, адаптированное под ребенка, под его возраст и физические показатели. Там он может сам что-либо достать, положить, повесить, закрыть, сложить и так далее. В таком месте все игрушки для него доступны. Кроме того, Монтессори среда — это абсолютно безопасное пространство, где все углы сглажены, розетки защищены, отсутствуют острые, режущие предметы.

Методика Монтессори предполагает деление пространства, где проходят занятия, на пять зон, каждая из которых отвечает за определенную сторону развития личности. Это зоны практической жизни, сенсорного развития, математическая, естественнонаучная и развития речи. В каждой такой области находятся свои специальные образовательные материалы-игры, разработанные когда-то самой Марией Монтессори. Одно занятие обычно имеет непрерывный цикл работы, длящийся три часа. За процессом следит специально обученный Монтессори-педагог.

Плюсы и минусы

Несмотря на свою популярность методика Монтессори не идеальна. Да, у нее есть несомненные преимущества перед другими системами:

  1. Ребенок образовывает себя сам — он выбирает то, что ему интересно, а не то, что хочется родителям. И игры в воспитательном процессе здесь играют наиважнейшую роль.
  2. Появляется понимание того, в какой сфере вашему ребенку интересно развиваться именно сейчас, раскрывается его потенциал.
  3. Работа проводится в тишине и спокойствии, так как каждый занят тем, что ему интересно. Детям некогда баловаться. Такая обстановка, в свою очередь, способствует развитию и познанию, а также укреплению нервной системы.
  4. Ребенок гораздо раньше и быстрее приучается к самостоятельности.
  5. Происходит формирование дисциплины. Педагоги Монтессори утверждают, что ребенок приучается к порядку несмотря на кажущуюся со стороны свободу действий, поскольку здесь существуют четкие правила поведения. В итоге малыш привыкает к тому, чтобы в разных обстоятельствах соблюдать свои правила: дома, на улице, в будущей школе и так далее.

У методики Монтессори есть и свои минусы:

Отсутствие дисциплины

То, что сторонники этой системы называют плюсом (пятый пункт из списка выше), для ее противников является минусом. Последние считают, что у ребенка, воспитывающегося в таких условиях, дисциплины нет никакой. И таким детям потом сложно адаптироваться в обычной средней школе.

Большое количество некачественных Монтессори-центров

Несмотря на то, что таких детских садов появилось очень много, найти хороший довольно сложно. Не везде вы получите квалифицированную услугу. Поэтому выбирайте из списка аккредитованных центров.

Последующее образование

Сложно себе представить, как после такого садика малыш будет учится в общеобразовательной школе. Педагоги Монтессори считают, что ребенок потом легко встраивается в систему нашего образования. Но школьные учителя, преподаватели младших классов возражают. Они говорят, что такого ребенка потом очень сложно убедить делать что-то по программе. Конечно, это может быть проблемой педагога, который не может заинтересовать ученика, или несовершенства системы образования… Однако помните, что вся ответственность за ребенка лежит на вас. Поэтому вы должны понимать, что если начали с самого начала идти наперекор образовательной системе, то потом будет сложно встроить в нее своего изначально «неформатно» воспитанного ребенка.

Наука и политика

Свободные Монтессори-школы были вскоре запрещены в Испании, их разгромили в фашистской Германии и самой Италии во времена национал-социализма, а в России Монтессори — детские сады и школы были закрыты в середине 20-х, подавленные политикой поголовного коллективизма. Учителей назвали космополитами, поддавшимися западным влияниям.

Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году по приглашению Теософского общества уезжает с чтением лекций в Индию, в Мадрас. Семь долгих лет прожила она в этой стране. За это время она обучила своей методике более тысячи учителей.

Уважение, наблюдение и самостоятельность

Парадокс развития состоит в том, что ребёнок учится быть самостоятельным, ответственным, уважающим себя, эффективным в общении и многому другому. Но он не способен обойтись без посторонней помощи. У него недостаточно возможностей принять на себя всю полноту ответственности. Он не умеет общаться и даже не владеет речью для общения. Да и этого самого себя, которого нужно уважать, у малыша пока нет.

Дать ребёнку ровно столько, сколько он способен взять — сложнейшее искусство и большой труд. Сделать за ребёнка поначалу проще, ведь он сам не скажет: «Помоги мне сделать это самому». Но нуждается в этом больше всего на свете.

Монтессори вверяет маленькому человеку право индивиуализировать свой путь развития. Корректная степень делегируемой ответственности выделяется взрослым на основе постоянного наблюдения за ребёнком, который своим поведением и интересом показывает нам, чем живёт его самосозидание сейчас.

Монтессори, мария

Если дать детям раннего возраста тяжёлые низенькие детский стульчик и столик, подходящие крошечные посуду и столовые приборы, то они до года научатся есть сами. А в добавок — накладывать себе еду и садиться самостоятельно за стол до того, как научится ходить. Если дать салфетку с подсказками, куда и что расставить, то они смогут накрывать на стол. Если соорудить удобную детскую подставку-лесенку, малыши смогут участвовать в приготовлении пищи. Это развивает их функциональную независимость и позволяет учиться всему гораздо раньше.

Аналогичным образом специально подготовленные материалы школьного класса позволяют ребёнку самостоятельно учиться. Это позволяет ему тратить на каждое упражнение столько времени, сколько нужно именно ему, чтобы полностью усвоить урок. Ребёнок приступает к работе с каждым материалом тогда, когда наилучшим образом готов. Дидактические материалы сконструированы по определённым принципам, которые облегчают возможность ребёнку совершить самостоятельно маленькое открытие и самому научить себя чему-то.

Полезно, когда ребёнок делает всё, что он уже может, так рано, как это возможно. (И это не про раннее развитие, а про своевременность). Иногда для этого нужно просто позволить ему действовать, но чаще нужно адаптировать к возможностям и самим размерам ребёнка его ближайшее окружение: домашнюю обстановку и дидактические материалы в классе.

Пятый принцип: обеспечивать физически и эмоционально безопасный сон

Естественное родительство. У детей как ночью, так и днём возникают различные потребности: им может стать жарко или холодно, одиноко или страшно, они могут проголодаться. Они полагаются на родителей, которые успокоят их и помогут им справиться с сильными эмоциями. Применение методов тренировки сна может привести к вредным физиологическим и психологическим последствиям. Безопасный совместный сон имеет преимущества как для младенцев, так и для родителей.

Монтессори. Мария Монтессори была убеждена, что младенцу необходимо предоставить «низкую кровать, которая лежит практически на полу так, что ребёнок может лечь и встать с неё по своему усмотрению». Её мысли о совместном сне не были чётко сформулированы.

Мэри Мэтьюз, ассистент по раннему детству, пишет в статье для журнала NAMTA, что «матрас на полу позволяет ребёнку свободно передвигаться на кровати и между постелью и полом. При необходимости ребёнок может позвать родителей или найти их сам. Ребёнок, который спал вместе с родителями, уверен, что они будут реагировать, если он в них нуждается». Хотя далее Мэри пишет: «Ребёнок, который спит в семейной постели, нуждается в присутствии родителя, чтобы спать спокойно. Это создаёт ненужную ребёнку зависимость».

Я считаю, что, если малышу предоставлена свобода передвижения, обеспечиваемая напольной кроватью, но он решил оставить её и выбрал родительскую, это фактически укрепляет его самостоятельность, что мы и хотим развивать в нём. Энн МакНамара (которая пишет в ответной статье) показывает нам, что мы не должны фокусироваться на том, спит ли малыш на полу или на семейной кровати, а скорее, на том, уважаем ли мы свободу выбора детей. Она указывает, что совместный сон может рассматриваться некоторыми как «созданная зависимость. И, наоборот, отдельная постель ребёнка создаёт независимость».

В первые меясцы жизни малыша можно использовать люльку (Cestina). Это плетеная корзина для сна, которая позволяет осуществить плавный переход к низкой кровати и создает закрытое уютное пространство вокруг ребенка. Также она удобна, если мама перенесла кесарево сечене и ей сложно нагибаться первое время.

На русском языке выпущены такие книги

1. Дом ребенка. Метод научной педагогики (М: Задруга, 1913; Казань: госиздат, 1920; Гомель, 1993).

2. Воображение в творчестве детей и великих художников ( Русская школа, 1915 ).

3. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка (М: Задруга, 1915, 1918, 1920, М: Госснаб, 1993).

4. Руководство к моему методу ( М: Типолитогр., 1916).

5. Подготовка учительницы. (М: Просвещение, 1921).

6. Арифметика в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

7. Геометрия в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

8. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. (М: Работник просвещения, 1922; М: Московский Центр Монтессори, 1993).

9. Значение среды в воспитании (Прага, 1926).

10. Школьный дидактический материал (М: Госиздат, 1930).

11. О принципах моей школы. Учительская газета (1992. — 4 августа).

12.Развитие потенциальных возможностей человека (Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993).

13. Разум ребенка (М, 1997).

14. Помоги мне это сделать самому (Издательский Дом Шалвы Аминашвили, 1999).

15. После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития (М: Карапуз, 2001).

16. Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5-6 лет (М: Центр Монтессори, 2001).

Миф №1: Монтессори бросила своего ребёнка, чтобы заниматься с чужими детьми

Чтобы понять, что же действительно произошло, важно учитывать исторический контекст и знать реальные факты. М. Монтессори родилась в 1870 году и в возрасте 25 лет стала одной из первых в Италии женщин-врачей

Это было бы невозможно, если бы отец не сопровождал её на каждую лекцию, потому что девушка не могла посещать их без сопровождения мужчины. Теперь такая узаконенная несамостоятельность встречается лишь в некоторых исламских странах, но в католической Италии позапрошлого века положение женщины во многом было похожим. От женщин настолько не ожидалось научного рвения, что бланк диплома был составлен и отпечатан с расчётом на то, что в него будет вписано мужское имя, и в её диплом пришлось вносить рукописные исправления.

Если незамужней девушке при согласии отца были позволены некоторые вольности, то замужество означало необходимость ради семейных дел оставить карьеру совсем. Я не утверждаю, что её забили бы камнями до смерти, но подозреваю, что молодая женщина не откажется от замужества с возлюбленным без веских на то оснований.

Мария заключила с отцом своего ребёнка договор, что они не вступят в брак с другими людьми, а будут состоять в отношениях, которые мы бы сейчас назвали гостевым браком. И это, по-видимому, действительно было её если не жертвой, то компромиссом ради научной и общественной деятельности.

Что до ребёнка, то Мария сделала то, что делали все другие матери её круга: вверила его гувернёрам, с той лишь разницей, что Марио находился у принимающей семьи на полном пансионе, и мать вместо ежевечернего пожелания спокойной ночи навещала его по выходным дням, проводя с ним много времени в играх и общении, что было нетипично для её современниц.

Когда Марио стал старше, Мария забрала мальчика, и с тех пор они довольно редко расставались до самой её смерти: Марио стал её соратником и при жизни матери много работал вместе с ней. Марио Монтессори внёс значительный вклад в развитие научной педагогики и в дело распространения гуманистического образования во всём мире.

Монтессори, мария

Можно ли воплотить дома?

Несмотря на то, что основные принципы метода Монтессори подразумевают развитие ребенка под присмотром специально обученного преподавателя, вы можете попробовать воплотить некоторые рекомендации легендарного педагога у себя дома

Так, например, очень полезны игры на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики – те навыки, на которые именно Мария Монтессори первая обратила внимание. Так называемую «зону сенсорного развития» сделать очень легко – возьмите таз или ведерко и насыпьте внутрь крупу

В крупу можно закопать небольшие игрушки ребенка и попросить его найти любимые машинки и пупсов. Во время игры находитесь рядом с малышом, общайтесь с ним, подбадривайте, но не в коем случае не пытайтесь сделать что-то за него, ведь один из базовых принципов Монтессори – не мешать ребенку самому делать то, что он в состоянии сделать.

Миф №2: Монтессори придумала свою теорию для умственно-отсталых детей и потом распространила свои открытия на обычных детей

Действительно, Мария Монтессори после окончания медицинского университета около двух лет работала в ортофренической школе и способствовала тому, чтобы к умственно-отсталым детям стали относиться как к детям, перевела на итальянский ряд работ по коррекционной педагогике. После этого она ушла оттуда, потому что хотела работать с обычными детьми, и более полувека посвятила разнообразной деятельности.

Она принимала участие в борьбе с детским трудом и за права женщин. Получила степень по антропологии и была назначена заведующей кафедрой антропологии университета в Риме. Всю жизнь занималась образованием и самообразованием, много читала, переводила и писала сама на нескольких языках, была очень образованным человеком своего времени в области педагогики и психологии, состояла в переписке и лично встречалась со многими выдающимися людьми своего времени, в том числе учёными мирового значения.

Организовала класс для дошкольников в Риме, ставший модельным для множества других классов, открывшихся по всему миру буквально десятилетие спустя. Возглавляла научно-исследовательский институт в Испании. Читала сначала лекции, а затем и обучающие курсы по всему миру.

Основала организации Опера Монтессори и АМИ (Association Montessori Internationale) с целью не только распространения гуманистических идей научной педагогики, но продолжения исследований и развития научных знаний. Если вы всё ещё думаете, что два года работы в медицинском учреждении непоправимо отравили полвека разносторонней и многоплановой работы и непрерывного самообразования, то к вашим услугам комментарий к следующему мифу.

Со скольки месяцев стоит проводить такие развивающие занятия?

Система Монтессори не только имеет такое название «система», но и именно ей и является. Она предлагает родителям более целостно взглянуть на детскую природу. Очень хорошо, когда родители познакомились с основными принципами и сутью методики еще до появления на свет своего первенца. Это поможет им подготовиться к рождению малыша со знанием основных потребностей мамы и новорожденного. Ведь по мнению Монтессори, обучение малыша начинается именно с готовности родителей к этому, так как они для малыша будут самым важным окружением.

Первые два месяца жизни малыш и мама еще очень зависимы друг от друга, поэтому маме важно сконцентрироваться только на ребенке. После этого ребенок уже начинает проявлять активный интерес к окружающему миру, становится более подвижным

С этого момента мама с крохой уже может начать посещение монтессори-класса, который называется нидо, если в нем организовано пространство для самых маленьких. В этот период это скорее окажется полезнее для матери, позволит ей отвлечься от забот о малыше и разнообразить досуг, проводя его вместе с ним. Потребности ребенка в посещении класса нидо пока еще нет. При желании всю развивающую среду и используемые материалы (такие, как мобили) можно воспроизвести в домашних условиях.

Монтессори, мария

С того момента, когда кроха начнет ползать, посещение класса нидо может дать ему намного больше возможностей для развития. Вполне возможно начинать оставлять малыша там без матери. Это подойдет для мам, у которых есть необходимость выйти на работу или для семей, у которых нет возможности обеспечить много свободного пространства, создать дома обстановку и приобрести материалы для крупных движений крохи, подготавливающих его к ходьбе. Для этого пригодятся разнообразные большие брусья, тяжелые столы и стулья для детей, лесенки. С помощью этих материалов кроха будет учиться стоять, ходить с опорой, залезать на них и слезать обратно, сидеть.

Монтессори, марияМонтессори, мария

Когда ребенок начинает ходить он переходит в класс, под названием тодлер. В России создание таких классов пока не распространено, для этого требуется специальное Монтессори-образование. Однако родителям, которые хорошо подготовились, это не сложно будет сделать и дома.

Посещая тодлер-класс, кроха сталкивается с необходимостью соблюдать правила поведения, учится общаться со своими сверстниками, взаимодействовать с ними, сотрудничать с педагогом. Это окажется хорошей подготовкой малыша к посещению садика. К сожалению, в домашних условиях воссоздать это родители не смогут.

Монтессори, мария

Следует учитывать, что до 3 лет, долгое расставание крохи с мамой очень тяжело. Поэтому идеальным будет посещение тодлер-класса только на половину дня. Это будет невозможно, если мама выйдет на работу и будет занята полный рабочий день. Но далеко не каждые родители смогут себе финансово позволить посещение частного монтессори-класса тодлер, если мама при этом будет продолжать быть домохозяйкой. Если же малыш будет ходить на занятия 2-3 раза в неделю, а не каждый день, то ему потребуется большее количество времени, для того чтобы включиться в работу. Такие посещения подойдут в качестве компромиссного решения.

Делаем вывод, посещать монтессори классы можно начинать с достижения ребенком возраста 2 месяцев, если у мамы есть потребность в этом. Для ребенка это станет интересным, не ранее, чем с того момента, когда он поползет. Посещение крохой Монтессори класса до 3 лет даст хорошую базу для будущего посещения детского сада.

Монтессори, марияМонтессори, мария