Постановка и анализ проблемы нормативности в онтогенезе 1044

Методы

Выборка

Респондентами в исследовании выступили 270 испытуемых в возрасте от 19 до 25 лет. Среди них 230 девушек, 40 юношей. Исследование проводилось в период с февраля по май 2016 года.

Методики

В соответствии с целью нашего исследования использовались следующие методики: «Рельеф психического состояния», разработанная А.О.Прохоровым ; многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», содержащий шкалу «Моральная нормативность» . В методике по исследованию психических состояний представлены 4 блока; психические процессы, физиологические процессы, переживание и поведение. Моральную нормативность выявляли с помощью многоуровневого личностного опросника, который, как указывалось выше, содержит соответствующую шкалу «Моральная нормативность». В соответствии с целью исследования произвели расчеты, применив однофакторный дисперсионный анализ с помощью программного пакета SPSS.20.

Низкая нормативность поведения–высокая нормативность

G — / 0-6 баллов

Низкая нормативность поведения–высокая нормативность…

Низкая нормативность поведения–высокая нормативность поведения по Кеттеллу.

6. Фактор G: «низкая нормативность поведения–высокая нормативность поведения».

G — / 0-6 баллов.

G+ / 7-12 баллов

Склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств. Потворствует своим желаниям, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, иногда беспринципность и склонность к асоциальному поведению.

Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.

Этот фактор напоминает фактор С, особенно в том, что касается роли саморегуляции поведения и отношения к другим людям. Данный фактор характеризует особенности эмоционально-Волевой сферы (настойчивость, организованность — безответственность, неорганизованность) и особенности регуляции социального поведения (принятие или игнорирование общепринятых моральных правил и норм). Психоаналитики интерпретируют этот фактор как высокое супер-эго и как низкое супер-эго. Исследователю следует быть особо внимательным в анализе низких оценок по данному фактору (G-) так как нет прямолинейной зависимости низких оценок от выраженного асоциального поведения (например, с преступниками). Напротив, известно, что многие люди, не воспринимающие «мораль среднего класса», «интеллектуалы», «эмансипированные личности», лица, выражающие гуманистические идеалы и гибко относящиеся к социальным и культурным традициям, могут иметь низкие оценки по этому фактору.

Высокие оценки часто могут характеризовать не только выраженные волевые черты личности, но и склонность к сотрудничеству и конформизму.

1-3 стена — тенденция к непостоянству цели, непринужденный в поведении, не прилагает усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований. Его свобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам, но временами делает его деятельность более эффективной. Отказ от подчинения правилам уменьшает соматические расстройства при стрессе. 4 стена — пользующийся моментом, ищущий выгоду в ситуации. Избегает правил, чувствует себя малообязательным. 7 стенов — сознательный, настойчивый, на него можно положиться, степенный, обязательный. 8-10 стенов — требователен к себе, руководствуется чувством долга, настойчив, берет на себя ответственность, добросовестен, склонен к морализированию, предпочитает работящих людей, остроумный.

Вопросы по Фактору G

7

Мне важно, чтобы во всем окружающем не было беспорядка:. верно; трудно сказать; неверно;

верно; трудно сказать; неверно;

24. Я думаю, что:

можно не все делать одинаково тщательно; затрудняюсь сказать; любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за неё взялись;

41. Люди должны больше, чем они это делают сейчас, соблюдать Нравственные нормы:

да; иногда; нет;

58. Мне больше нравится человек:

большого ума, будь он даже ненадёжен и непостоянен; трудно сказать; со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам;

75. На вечеринке мне нравится:

принимать участие в интересной деловой беседе; затрудняюсь ответить; отдыхать вместе со всеми;

92. Дома в свободное время я:

отдыхаю от всех дел; затрудняюсь ответить; занимаюсь интересующими меня делами;

Метки: нравственные нормы, воля, личность

Похожие материалы:

  • Жизненный цикл семьи
  • Аналитическая психология К. Юнга
  • Структурное описание конфликта