Понятие памяти. виды памяти и их характеристика

По каким законам живет память

Существуют определенные законы и упражнения для тренировки памяти. Зная, по каким правилам функционирует память в человеческой психологии, вы можете улучшить процесс запоминания нужного вам материала и сделать его более быстрым.

  • Законы интереса и осмысления. Именно поэтому намного легче быстро запомнить текст, который вызывает неподдельное любопытство, а если глубоко вникнуть в суть информации, то она запомнится еще лучше.
  • Законы установки и действия. Если дать себе мысленную установку на запоминание материала, то он запомнится легче и быстрее. Информация, включенная в процесс какого-либо действия (в процессе игры) запоминается лучше.
  • Законы контекста и торможения. Если с помощью ассоциаций связать уже усвоенный материал с новым, то он запомнится гораздо быстрей. Если же вы запоминаете похожие между собой материалы, то срабатывает эффект «перекрытия» старой информации более новой.
  • Законы края и оптимальной длины ряда. Намного лучше запоминается информация, поданная вначале либо в конце. Для лучшего запоминания, длина ряда, который нужно запомнить, не должна быть больше объема кратковременной памяти.
  • Законы рационального и эмоционального усиления. Яркость впечатления влияет на качество запоминания. Ее можно усилить с помощью рисунка или записи, а можно постараться вызвать связанные с событием эмоции.
  • Законы повторения и незавершенности. О первом законе знает большинство людей, часто совершая многократное повторение материала для его лучшего запоминания. Каким бы странным это понятие не казалось, но лучше запоминаются именно незавершенные действия и задачи, недосказанные слова и фразы.
  • То же самое можно сказать и о редких, необычных или странных впечатлениях, которые запоминаются намного лучше, чем обыденные и привычные.
Читать далее…
  • Женский кризис середины жизни — главные симптомы
  • «Роковой» мужской возраст
  • Цель — стать успешным и богатым. Список полезных рецептов.

Виды памяти: как мы запоминаем

Понятие памяти. виды памяти и их характеристика

Обилие поступающей в мозг информации требует ее сортировки, и не все, что мы получаем по сенсорным каналам, запоминается само по себе. Бывает, что для запоминания требуется приложить усилия. В зависимости от степени активности психической деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память

Мечта каждого школьника и студента, чтобы знания запоминались сами по себе безо всяких усилий. Действительно, очень много информации так и запоминается – непроизвольно, то есть без волевых усилий

Но чтобы включился механизм непроизвольной памяти, необходимо важное условие

Запоминается непроизвольно то, что привлекло наше непроизвольное внимание:

  • яркая, сильная и необычная информация (громкие звуки, сильные вспышки, фантастические картины);
  • жизненно важная информация (ситуации связанные с угрозой для жизни и здоровья самого человека и его близких, важные, ключевые события в жизни и т. д.);
  • данные, связанные с интересами, увлечениями и потребностями человека;
  • эмоционально окрашенная информация;
  • то, что непосредственно связано с профессиональной или включается в трудовую, творческую деятельность.

Другая информация сама собой не сохраняется, разве что умный студент сможет увлечь себя и заинтересоваться учебным материалом. Тогда для его запоминания придется приложить минимум усилий.

Произвольная память

Любое обучение, будь то школьные занятия или овладение профессиональной деятельностью, содержит не только яркую, увлекательную информацию, но и просто нужную. Она необходима, хоть и не слишком интересна, и ее следует запомнить. Для этого-то и служит произвольная память.

Это не только и даже не столько простое убеждение себя, что «вот это надо обязательно сохранить у себя в голове». Произвольная память — это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.

Первые приемы мнемотехники были и разработаны в Древней Греции, но они и сейчас эффективно используются, а также создано много новых методик, облегчающих запоминание сложной информации. К сожалению, большинство людей с ними мало знакомо и используют просто многократное повторение информации. Это, конечно, самый простой, но и наименее эффективный прием запоминания. В нем теряется до 60 % информации, а усилий и времени он требует много.

Вы познакомились с основными видами памяти, которые изучает психология и которые имеют принципиальное значение в жизни человека, в овладении знаниями и профессиональными умениями. Но в различных областях науки можно встретиться еще и с другими видами этого психического процесса. Например, есть генетическая, автобиографическая, реконструктивная, репродуктивная, эпизодическая и другие виды памяти.

Методы изучения

Понятие памяти. виды памяти и их характеристикаДля изучения способности человека запоминать и обрабатывать информацию используют:

  1. Сбор информации — изучение биографии испытуемого, наблюдение, проведение экспериментов и тестов, изучение результатов деятельности.
  2. Аналитическую биохимию. Проводится на основе результатов клинических исследований.
  3. Электрофизиологию. Активность мозга фиксируется с помощью магнитно-резонансной томографии.
  4. Фармакологию. Исследуется влияние на мозговую активность различных стимулирующих препаратов.
  5. Клиническую психофизиологию. За поведением испытуемого наблюдают в условиях клинической лаборатории.

При необходимости исследовать можно не только человеческую память. Ученые проводят эксперименты на млекопитающих, растениях и даже микроорганизмах.

Виды памяти: что мы запоминаем

Понятие памяти. виды памяти и их характеристика

В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.

Образная память

Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:

  • зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
  • слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
  • осязательные – тактильные ощущения;
  • обонятельные – запахи;
  • вкусовые – разнообразные вкусы.

Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью. Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного. Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:

  • аутизм;
  • шизофрению;
  • склонность к суициду.

Моторная или двигательная память

Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности. Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти. Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:

  • обучение детей письму;
  • овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
  • даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

Эмоциональная память

Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже. Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события. Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.

Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием. Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то. Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.

Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.

Словесно-логическая память

Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.

Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.

Развитие памяти у детей

С раннего детства развитие памяти реализовывается в нескольких направлениях. Первый путь предполагает, что механическая память постепенно начинает изменяться, дополнятся, а потом совсем замещается логической. Второе направление предполагает непосредственное запоминание информации, постепенно превращаясь в опосредованное, которое применяется в запоминании и отражении разных мнемических средств. Третий путь заключается в непроизвольном запоминании, которое доминирует в детстве, но с возрастом становится произвольным.

Создание внутренних способов запоминания зависит от развития речи. Запоминание, которое переключается с внешне опосредованного на внутреннее, связанное с метаморфозами речи из внешней во внутреннюю.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста, в частности, процесс непосредственного запоминания идет немного скорее формирования опосредованного запоминания. И вместе с этим становится больше разрыв в производительности этих видов запоминания на пользу первого.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста выражается одновременным развитием прямого запоминания и опосредованного, но быстрым вырабатыванием опосредованной памяти. Развиваясь большими темпами, опосредованное запоминание догоняет по продуктивности непосредственное.

Развитие данного процесса у детей дошкольного возраста выражается постепенным переходом ненамеренного запоминания к произвольному. У детей среднего дошкольного периода, примерно к четырехлетнему возрасту, запоминание и воспроизведение, какие еще не поддавались обучению мнемическим функциям и в природных условиях развития, являются непроизвольными.

Старшим дошкольникам в таких же условиях свойствен постепенный переход невольного к произвольному запоминанию материала. Одновременно, в соответствующих процессах начинается практически самостоятельный процесс развития специальных перцептивных действий, развитие опосредствующих мнемических процессов, направленных на улучшение запоминания и отображения материалов.

Не все эти процессы развиваются одинаково у всех детей с возрастом, одни имеют свойство опережать других. Так, произвольное воспроизведение развивается быстрее за произвольное запоминание и перегоняет его в развитии. Развитие памяти зависит от заинтересованности и мотивации ребенка в выполняемой им деятельности.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста характеризуется преобладанием непроизвольной, зрительно-эмоциональной памяти. В младшем – среднем дошкольном периоде, хорошо развитые механическая память и непосредственная.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста проистекает достаточно хорошо, особенно это касается механического запоминания и его прогрессирования за период трех-четырех лет обучения, которое осуществляется очень быстро. Немного в развитии отстает логическая и опосредованная память, но это нормальный процесс. Детям в их обучении, работе, игре и коммуникации вполне хватает механической памяти. Но специальное обучение мнемическим приемам детей с первых их лет обучения, существенно улучшает продуктивность логической памяти. Неприменение этих приемов, или неумелое их применения на практике, может быть причиной слабого развития произвольной памяти детей раннего возраста. Хорошему развитию данного процесса детей способствует применение специальных мнемических заданий, они ставятся перед детьми соответственно к их деятельности.

Классификация по типам и способам запоминания

Каждый человек обладает разными способами обработки данных, которые одинаково важны. В классификации видов запоминания выделяют 4 подтипа:

  1. Сенсорная — считывает информацию, воздействующую на системы органов чувств. Данные, попадая в память, остаются доступными сознанию, но изменить их нельзя. Сенсорная картина мира кажется цельной, но состоит из фрагментов — взаимодействующих частей мозга. В создании воспоминаний участвуют передние ядра таламуса, эмоциональные центры лимбической системы и гиппокампа. Объекты сенсорного восприятия — изображения, звуки, тактильные контакты, запахи. Чтобы восстановить целостную картину воспоминания, достаточно активировать один тип восприятия и мозг дополнит остальные части сам.
  2. Эйдетическая — длительная память, в которой образы хранятся в мельчайших подробностях. Люди, у которых развит этот вид запоминания, могут воспроизводить любые данные, с которыми они сталкивались в течение жизни. Запоминание происходит механически, без дополнительных усилий.
  3. Социальная — запоминание социальных связей. С помощью этого вида обработки информации человек поддерживает отношения с другими людьми: запоминает имена, данные о характере, деятельности, социальном положении. Размер социальной памяти имеет пределы: индивид способен контактировать с ограниченным количеством людей.
  4. Топографическая — запоминание пространства. Этот вид запоминания необходим для обработки данных о жилье, окрестностях, местах отдыха, путешествиях. Человек обрабатывает данные, создавая в воображении карты: графики дорог и метрические свойства. Определяя свое место, он сверяется с внутренней картой. Вначале человек формирует карты-пути, а после дополняет их образами. Топографическое запоминание долговременно, объем и скорость зависят от работы гиппокампа.

Понятие памяти. виды памяти и их характеристикаТакже выделяют кратковременную и долговременную память. Если нужно запомнить краткий объем информации объемом до десяти слов, он сохраняется в кратковременной памяти. Он легко воспроизводится, но быстро забывается. Когда требуется сохранять данные продолжительное время, задействуется долговременную память.

Для перевода информации в категорию долгохранимой требуется волевое усилие. Данные нужно повторить минимум 3 раза, используя разные виды вспомогательных материалов: текст, изображения, звуки. Разные виды памяти в психологии одинаково важны, но именно долговременная позволяет в любой момент воспроизвести воспоминание.

Физиология процесса запоминания

Способность сохранять информацию присуща не только человеку. Животные, имеющие развитую ЦНС, также могут запоминать и воспроизводить данные (перелетные птицы знают маршруты). Объем и длительность хранения данных зависит количества нервных клеток, задействованных в процессе.

Информация, зафиксированная кратковременной памятью, переходит в долговременную благодаря сложному биохимическому процессу. Нейроны, из которых состоит мозг, работают как записывающее устройство — они запоминают информацию, сохраняют ее. Данные записываются не на отдельные нейроны, а на нейронную сеть — устойчивое скопление клеток.

Когда человек запоминает информацию, нейроны активизируются. Данные переходят по волокнам, достигают скопления. Для информации увиденной ранее в мозгу существует готовое скопление. Для данных, которые человек узнал впервые, формируется новая нейронная сеть. Между сетями есть связи. Нарушение в работе хотя бы одной из них приводит к стиранию воспоминаний.

Как работают законы памяти?

Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.

Осмысления – то, что мы понимаем, осознаем, воспринимается глубже.

Установки – если есть желание что-то запомнить, то так и произойдет.

Действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.

Внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.

Контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.

Торможение – если мы изучаем похожие понятия, то одно «перекрывает» другое, нейтрализуя обе.

Края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста.

Повторение – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.

Незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше

Постепенности – порционно поданный материал запоминается проще.

Память человека стала объектом множества исследований и теорий. Неудивительно, ведь человек обладает уникальным свойством накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Мы рассказали, какие законы руководят этим процессом, раскрыли его психологические и физиологические особенности. Чтобы не забыть, используйте статью в качестве шпаргалки.

Типология памяти

Понятие памяти. виды памяти и их характеристика

По смыслу: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логичная.

  • Двигательная является основой формирования навыков хождения, письма, танца, компонентов профессиональной деятельности. Она является основой других видов памяти.
  • Эмоциональная отвечает за сохранение эмоций и чувств. Этот вид памяти придает опыту глубоко-личный характер, делая индивидуальную память уникальным явлением.
  • Образная отображает опыт в виде мнемических образов, созданных на основе работы органов чувств.
  • Словесно-логичная помогает запоминать мысли, высказывания, закономерности и особенности строения сложного материала. От этого вида памяти зависит успешность теоретического освоения человеком окружающей действительности.

По времени хранения: сенсорная, кратковременная, долговременная.

  • Сенсорная характеризуется очень коротким временем хранения материала. Это мгновенное отображение информации анализаторами, которая может сохраниться только при условии установки на ее появление.
  • Кратковременная помогает сохранить информации на протяжении короткого промежутка времени, около 20 секунд. Запоминание происходит после однократного или недолгого восприятия материала.
  • Долговременная способна сохранять информацию неограниченное время. Эта память начинает действовать спустя некоторое время после процесса запоминания информации.

По степени опосредованности: произвольная, непроизвольная, метапамять.

  • Произвольная является генетической памятью, не требует никаких внешних усилий для запоминания материала.
  • Произвольная предполагает использование специальных мнемических действий в процессе запоминания информации. Это могут быть разные способы организации материала для лучшего запоминания.
  • Метапамять является наивысшим уровнем развития памяти, который наблюдается у людей интеллектуального труда. Это «память о памяти», когда человек знает особенности функционирования своей памяти и успешно пользуется этими знаниями.

Как используется оперативная память

Данные поступают в рабочую память из кратковременной и сохраняются только на определенный краткий срок, ограниченный выполнением конкретной поставленной задачи.

Например, получив задание добраться по определенному адресу, чтобы купить с рук какой-то предмет, человек конечную точку путешествия заносит сначала в кратковременную память, после – в оперативную, рабочую. Съездив куда надо и забрав искомую вещь, через несколько дней адрес покупатель уже и не вспомнит. Ненужная информация сотрется.

Еще так бывает, когда выступающий на конференции школьник готовит доклад с презентацией. Обычно он запоминает доклад вплоть до мелочей, когда какой слайд нужно переключить, где какую интонацию выбрать. Но после защиты доклада его автору уже не нужно помнить все это, и такие тонкости забываются. Общий смысл доклада сохраняется долгосрочно, но мелкие подробности самого выступления так долго не хранятся.

Понятие памяти. виды памяти и их характеристика

Школьник с докладом

Виды и типы

Виды памяти отличаются по характеру и деятельности психической активности человека. Типы определяются по особенностям памяти человека.

  1. Двигательная – запоминание происходит за счет механических движений мышечно-двигательного процесса. Мышечная память легко запоминает движения в танце, игре на музыкальных инструментах, спортивные движения, вязание и т.д.
  2. Эмоциональная – напрямую зависит от эмоций и чувств. Она прочнее всех других типов. Опытом запоминаются все эмоциональные события, как хорошие, так и негативные. Это помогает человеку достигать целей на подсознательном уровне. Так как является ярко выраженным толчком к действию.
  3. Словесная – воспроизводит услышанные или произнесенные слова, прочитанное или написанное произведение.
  4. Наглядно-образная – сохраняет и воспроизводит зрительные, двигательные и слуховые образы, а также их качества, действия и обозначения.
  5. Зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая – эти виды сенсорной памяти ответственны за сохранение и воспроизведение зрительных и слуховых образов. Человек с точностью может повторить увиденное событие или услышанное. Также запоминает вкус пищи. Узнает людей, запахи парфюма и тела, музыку и т.д. При прикосновении испытывает удовольствие или отвращение.
  6. Целевая – произвольная и непроизвольная. То, что человек запоминает специально и сознательно называется – произвольной. Правила, дорогу, стихотворение и многое другое. Запоминание образов помимо его воли или случайно увиденных – непроизвольной. Мимо проходящий прохожий может показаться знакомым или мелодия, которую раньше слышал субъект. Вспомнить маршрут и его достопримечательности и т.д.
  7. Сохраненная по времени – кратковременная и долговременная.

Кратковременная – с помощью сенсорных ощущений информация поступает на короткий срок. Человек ее запоминает не более чем на 30 секунд. Это психический процесс ограничивает хранение полученных данных. Как только субъект утрачивает интерес, он сразу забывает. Остаются фрагменты актуальные для него, и они переходят в долгосрочную память.

Долговременная – еще ее называют генетической памятью. Вся информация хранится на подсознательном уровне. Именно она и определяет характер и поведение человека. Является надежной базой хранения информации, при необходимости всплывает в памяти и используется людьми.

Память в разных направлениях психологии

Определение памяти в современной психологии остается неизменным. Это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком собственного опыта. Таким образом, человеческая память является звеном связи между прошлым, настоящим и будущим. В процессе индивидуального развития каждого человека она является основой становления личности. Понятие памяти в разных направлениях психологии исходит из принципов конкретной теории, которые объясняют ее суть и закономерности. Ознакомьтесь с основными теориями памяти в психологии кратко.

Ассоциативная теория. Ключевым понятием этой теории является ассоциация как связь между психическими явлениями. В памяти такие связи устанавливаются между отдельными частями материала, который запоминается или воспроизводится. Действительно, вспоминая что-нибудь, человек ищет связи между имеющимся материалом и тем, который нужно воспроизвести. Были установлены такие закономерности образования ассоциаций, как схожесть (материал запоминается и воспроизводится с помощью связи с похожим материалом), смежность (материал запоминается и воспроизводится путем объединения с предыдущим материалом), контраст (материалом памяти стает то, что отличается от материала, который сохраняется)

Эта теория не объясняет такой важной характеристики, как выборочность, ведь ассоциативный материал не всегда хорошо запоминается. Также здесь не учитывается зависимость процессов памяти от особенностей организации материала.

Бихевиористическая теория

Представители теории считают, что ключевую роль в процессе запоминания играют специальные упражнения на закрепление материала. Такая тренировка похожа на процесс формирования двигательных навыков. На успешность закрепления материала влияет интервал между упражнениями, мера его схожести и объем, возраст и индивидуальные различия между людьми.

Когнитивная теория. Здесь память воспринимается как совокупность различных блоков и процессов переработки информации. Одни блоки обеспечивают распознавание характерных черт информации, другие отвечают за построение когнитивной карты, которая помогает ориентироваться в особенностях информации, третьи удерживают информацию в течение некоторого времени, четвертые представляют информацию в конкретной форме.

Деятельностная теория. Здесь память воспринимается как звено активной связи человека с миром. С помощью анализа, синтеза, повторения, перегруппирования и выделения отдельных признаков человек строит мнемический образ (представление), который является идеальной формой материала, который включает индивидуальное отношение человека. Процесс запоминания совершается с помощью дополнительных внешних знаков-стимулов, которые со временем стают внутренними стимулами и человек получают возможность руководить своей памятью.

Различия оперативной и кратковременной памяти

Кратковременная и оперативная память очень похожи. Обе сохраняют информацию на короткий срок. Отличаться они всегда будут следующим:

Кратковременная память – сортировочный центр

Она получает информацию от внешнего мира или от организма, после чего распределяет ее дальше: то, что нужно здесь и сейчас, отправляется в оперативную память, что важно и полезно, уходит в долгосрочную, ненужные данные вскоре забываются

Понятие памяти. виды памяти и их характеристика

Мультик «Головоломка» хорошо пояснит работу разных видов памяти

Рабочая память – конечный пункт информации. Данные из нее можно только использовать и забыть.

Мозг человека – орган, от которого зависит человеческое существование, он довольно сложный, чтобы изучить его так подробно, как и костный скелет. Именно поэтому до сих пор ведутся дискуссии на тему, является ли оперативная память отдельным видом памяти или всего лишь состоянием кратковременной. Большинство ученых и врачей склоняется ко второй версии.

Если предположить, что оперативная память – состояние кратковременной, то можно отследить следующую закономерность. Во время использования рабочей памяти возможность человека удерживать в уме нужные данные получается улучшить, зато в отместку страдают критическое мышление, возможность обдумывать, «записывать» информацию в долгосрочную память. Единого мнения нет, но можно сделать предположение, что такое переключение запускает напряжение. Когда результат нужен безотлагательно, сроки ограничены, мозгу легче переключиться в режим рабочей памяти, решить проблему и вернуться к нормальному функционированию.

На примере домохозяйки с кучей задач: у нее одно, второе, пятое, десятое дела, помнить о которых ей помогает оперативная память, работающая динамично. В итоге теряются из памяти довольно важные вещи: солила ли женщина суп или куда положила расческу

Именно поэтому рекомендуется не затягивать с важными делами, если важно не количество, а качество

Понятие памяти. виды памяти и их характеристика

Домохозяйка со множеством дел