Психологическая энциклопедия — теория реактивного сопротивления

Теория

Теория психологического реактивного сопротивления была разработана Джеком Бремом для объяснения реакции людей на уменьшение степени личного контроля над ситуацией. Согласно этой теории, главное стремление человека — восстановление этого контроля. Всякий раз, когда что-то ограничивает выбор или лишает человека возможности выбрать, возникает потребность сохранения свободы. Это заставляет человека желать запрещенный объект или недоступную возможность действия значительно сильнее, чем прежде.

В теории Дж. Брема выделяется четыре основных понятия:

  • ощущение свободы;
  • угроза свободе;
  • реактивное сопротивление;
  • восстановление свободы.

Свобода рассматривается не как абстрактное понятие, а как внутреннее ощущение множества возможностей, которые связанны с реальным поведением, действиями, эмоциями и отношениями. Поведение считается свободным, если человек реализует его в настоящем или ожидает, что он сможет реализовать его в будущем. Любое событие, которое затрудняет осуществление человеческой свободы, представляет собой угрозу по отношению к ней.

Личная свобода выбирать, когда и каким образом управлять своим поведением, а также осведомлённость о степени собственной свободы влияют на возникновение психологической реактивности. Ситуация угрозы или действительное уменьшение поведенческих свобод воспринимаются человеком, как некоторый сигнал к действию, вызов. Страх потерять свободу может привести человека к тому, что он попытается эту свободу вернуть, через преодоление ограничений и активное противодействие влиянию, которое на него оказывается.

Выявлены несколько закономерностей, которые связанны со свободным поведением и реактивностью:

Если определённая поведенческая свобода находится под угрозой нарушения или нарушена, то чем значимее эта свобода для человека, тем сильнее будет реактивное сопротивление.
Уровень реактивного сопротивления связан не только с важностью свободного поведения, которое подвергается угрозе нарушения или уже нарушена, а еще и со степенью важности других свобод, которые имеются у индивида в то же самое время.
Когда имеется несколько свобод, которые не были нарушены, то чем больше равномерность распределения нарушения или угрозы нарушения, тем больше будет общий уровень реактивного сопротивления.
Когда важная свобода человека находится под угрозой нарушения, то чем сильнее эта угроза, тем выше будет уровень реактивного сопротивления.
Когда человек теряет одну из своих свобод, то он считает, что и остальные его свободы находятся под угрозой прямо сейчас или позже.
Одни поведенческие свободы могут быть нарушены или оказаться под угрозой нарушения тем, что будут угнетены или запрещены другие поведенческие свободы. Именно поэтому угнетение или запрещение свобод одного человека приводят к угрозе уничтожения поведенческих свобод другого человека.. При этом важно упомянуть, что феноменология реактивности не предполагает, что человек может знать о существовании данного явления

Когда люди осведомлены о том, что у них возникло реактивное сопротивление, то они могут проявлять большую самостоятельность в формировании дальнейшего поведения. Другими словами, если человек чувствует, что он имеет возможность делать то, что хочет, то у него не возникает необходимости делать что-то нежелательное для себя, опровергающее чужое мнение, правило или действие.

При этом важно упомянуть, что феноменология реактивности не предполагает, что человек может знать о существовании данного явления. Когда люди осведомлены о том, что у них возникло реактивное сопротивление, то они могут проявлять большую самостоятельность в формировании дальнейшего поведения

Другими словами, если человек чувствует, что он имеет возможность делать то, что хочет, то у него не возникает необходимости делать что-то нежелательное для себя, опровергающее чужое мнение, правило или действие.

Компенсация реактивной мощности

С помощью электрических сетей осуществляется передача электроэнергии на значительные расстояния. В большинстве случаев она используется для питания электродвигателей, имеющих высокое индуктивное сопротивление и большое количество резистивных элементов. К потребителям поступает полная мощность, которая делится на активную и реактивную. В первом случае с помощью активной мощности совершается полезная работа, а во втором – происходит нагрев трансформаторных обмоток и электродвигателей.

Под действием реактивной составляющей, возникающей на индуктивных сопротивлениях, существенно понижается качество электроэнергии. Противостоять ее вредному воздействию помогает комплекс мероприятий по компенсации с использованием конденсаторных батарей. За счет емкостного сопротивления удается понизить косинус угла φ.

Компенсирующие устройства применяются на подстанциях, от которых электричество поступает к проблемным потребителям. Этот способ дает положительные результаты не только в промышленности, но и на бытовых объектах, снижая нагрузку на оборудование.

Психологическая энциклопедия - теория реактивного сопротивления

Расчет реактивного сопротивления

Психологическая энциклопедия - теория реактивного сопротивления

Что такое активная и реактивная электроэнергия, мощность

Психологическая энциклопедия - теория реактивного сопротивления

Реактивное сопротивление конденсатора

Психологическая энциклопедия - теория реактивного сопротивления

Активное и индуктивное сопротивление кабелей – таблица

Психологическая энциклопедия - теория реактивного сопротивления

Активная реактивная и полная мощность

Психологическая энциклопедия - теория реактивного сопротивления

Формула индуктивного сопротивления

Эмпирическое доказательство

Ряд исследований смотрели на психологическое реактивное сопротивление, обеспечивая эмпирическое доказательство для поведения; некоторые ключевые исследования обсуждаются ниже.

1981 Исследования Бря в «Психологическом реактивных и привлекательность недостижимых объектов: половые различия в детских ответов на устранение свободы» исследовались различия пола и возраст, в поле зрения ребенка привлекательности полученных и недостижимых объекты. В исследовании рассмотрены, насколько хорошо дети реагируют в этих ситуациях и определить, если дети наблюдают думали, что «трава была зеленее на другой стороне». Он также определил, насколько хорошо ребенок заключил мир с миром, если они девальвирован, что они не могли. Эта работа пришла к выводу, что, когда ребенок не может иметь то, что они хотят, они испытывают эмоциональные последствия не получить его.

В этом исследовании результаты были дублированы из предыдущего исследования Hammock и J. Brehm (1966). Самцы испытуемые хотели, что они не могли получить, однако женские предметы не соответствовали теории реактивного сопротивления. Несмотря на то, что их свобода выбора забрали, он не имел никакого общего влияния на них.

Исследование 2005 «Отклоняя реактивное: Роль сходства в повышении соответствия и уменьшении сопротивления» Сильвий пришла к выводу , что один из способов повышения активности угрожающей свободы на цензуру , или предоставить угрожающее сообщение к деятельности. В свою очередь, « эффект бумеранга » происходит, в которой люди выбирают запрещенные альтернативы. Это исследование также показывает , что социальное влияние имеет лучшие результаты , когда она не угрожает свои основные свободы. Два понятия , выявленное в данном исследовании, что коммуникатор может быть в состоянии увеличить положительную силу в направлении соблюдения пути повышения их авторитета, и что увеличение положительной силы связи и уменьшая отрицательную силу связи одновременно должен повысить соответствие.

Миллер и его коллеги пришли к выводу в своем исследовании 2006 года, «Определение основных факторов риски для инициации поведения подростков курения: значение психологического реактивного сопротивления», что психологическое реактивное сопротивление является важным показателем в подростковом курении инициации. Peer интимность , равная индивидуализация , и из поколения в поколении индивидуализации являются сильными предикторами психологического реактивного сопротивления. В целом результаты исследования показывают , что дети думают , что они способны принимать свои собственные решения, хотя они не знают о своих собственных ограничениях. Это показатель того, что подростки будут испытывать реактивные авторитетный контроль, особенно проскрипцию и предписание взрослых поведения , которые они рассматривают как hedonically отношения.

Основные различия между активным и реактивным сопротивлением

Когда электрический ток проходит через элементы с активным сопротивлением, происходят необратимые потери выделяемой мощности. Типичным примером служит электрическая плита, где в процессе работы происходят необратимые превращения электричества в тепловую энергию. То же самое происходит с резистором, в котором тепло выделяется, но обратно в электроэнергию не превращается.

Помимо резисторов, свойствами активного сопротивления обладают приборы освещения, электродвигатели, трансформаторные обмотки, провода и кабели и т.д.

Реактивное сопротивление возникает в тех случаях, когда переменный ток проходит через так называемые реактивные элементы, обладающие индуктивностью и емкостью. Первое свойство характерно для катушки индуктивности без учета активного сопротивления ее обмотки. В данном случае причиной появления реактивного сопротивления считается ЭДС самоиндукции. В зависимости от частоты тока, при ее возрастании, наблюдается и одновременный рост сопротивления, что отражается в формуле xl = wL.

Реактивное сопротивление конденсатора зависит от емкости. Оно будет уменьшаться при увеличении частоты тока, поэтому данное свойство широко используется в электронике для выполнения регулировочных функций. В этом случае для расчетов используется формула xc = 1/wC.

В электронике существует не только активное и реактивное, но и полное сопротивление цепи, представляющее собой сумму квадратов обоих сопротивлений. Этот параметр обозначается символом Z и отображается в виде формулы:

В графике это выражение выглядит в виде треугольника сопротивлений, где реактивное и активное сопротивление соответствуют катетам, а полное сопротивление или импеданс – гипотенузе.

Ёмкостное сопротивление

Конденсатор состоит из двух проводников, разделённых изолятором, также известным как диэлектрик.

Ёмкостное сопротивление — это сопротивление изменению напряжения на элементе. Ёмкостное сопротивление XC{\displaystyle \scriptstyle {X_{C}}} обратно пропорционально частоте сигнала f{\displaystyle \scriptstyle {f}} (или угловой частоты ω) и ёмкости C{\displaystyle \scriptstyle {C}}.

В литературе существует два варианта определения реактивного сопротивления для конденсатора. Одним из них является использование единого понятия реактивного сопротивления в качестве мнимой части полного сопротивления, и, в этом случае, реактивное сопротивление конденсатора является отрицательным числом:

XC=−1ωC=−12πfC{\displaystyle X_{C}=-{\frac {1}{\omega C}}=-{\frac {1}{2\pi fC}}}.

Другой выбор состоит в том, чтобы определить ёмкостное сопротивление как положительное число,

XC=1ωC=12πfC{\displaystyle X_{C}={\frac {1}{\omega C}}={\frac {1}{2\pi fC}}}.

В этом случае нужно помнить о добавлении отрицательного знака к импедансу то есть Zc=−jXc{\displaystyle Z_{c}=-jX_{c}}.

На низких частотах конденсатор эквивалентен разомкнутой цепи, если в диэлектрике ток не течёт.

Постоянное напряжение, приложенное к конденсатору, вызывает накопление положительного заряда на одной обкладке и накопление отрицательного заряда на другой обкладке; электрическое поле за счёт накопленного заряда является источником который противодействует току. Когда потенциал, связанный с зарядом, точно уравновешивает приложенное напряжение, ток падает до нуля.

Приводимый в действие источником переменного тока (идеальный источник переменного тока), конденсатор будет накапливать только ограниченное количество заряда, прежде чем разность потенциалов изменит полярность и заряд вернётся к источнику. Чем выше частота, тем меньше накапливается заряд и тем меньше противодействие току.

Список литературы

  1. Brehm, J. W. (1966). A theory of psychological reactance. Academic Press.
  2. Brehm, S. S., & Brehm, J. W. (1981). Psychological Reactance: A Theory of Freedom and Control. Academic Press.
  3. Miller, C. H., Lane, L. T., Deatrick, L. M., Young, A. M., & Potts, K. A. (2007). Psychological reactance and promotional health messages: The effects of controlling language, lexical concreteness, and the restoration of freedom. Human Communication Research, 33, 219—240.
  4. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. изд. 7.; пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 517 с
  5. Майерс Д. Социальная психология. изд 7.; пер с англ. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с.

Экспериментальные исследования

Были проведены некоторые исследования, направленные на изучение данного феномена. Ключевые из них приведены ниже:

Первый эксперимент был проведен Хаммоком и Бремом (1966). Ими исследовался вклад гендерных различий в данный феномен. В результате их исследования, было показано, что мужчины больше всего хотели получить именно ту вещь, которая была для них недоступна. В то же время у женщин не было обнаружено данного феномена в поведении, не смотря на что их лишили свободы выбора, этот эффект совсем на них не действовал.

В 1981 году Бремом было проведено исследование реактивности и привлекательности недоступных объектов у детей. Исследовались половозрастные особенности проявлений этого феномена. Исследование показало, как дети реагируют на эту ситуацию недоступности объекта, и что у детей также имеются мысли типа «у соседа трава зеленее». Также была показана способность детей смиряться с недоступностью объекта, в случае, если ребёнок обесценивает недоступные для него вещи. Эта работа доказывает, что в случае, когда дети не имеют желаемого, то они испытывают сильные эмоциональные переживания, так как знают о существовании объекта, который они не могут получить в свое распоряжение.

Хейлман (1976) провела эксперимент, в котором прохожему на улице предлагалось подписать некую петицию, при этом во время процедуры подписания испытуемые сталкивались с разными по степени препятствиями в этом процессе. Результат оказался следующим: чем более интенсивными были попытки препятствовать индивидам в подписании петиции, тем с большей вероятностью они склонялись к тому, чтобы её подписать.

Миллер с коллегами в 2007 провели исследование, в котором изучалось влияние формулировки сообщения на восприятие информации. Сообщение, которое предъявлялось испытуемым, было посвящено заботе о своём здоровье. Было показано, что если это сообщение оканчивалось фразой, направленной на восстановление свободы, смысл которой заключался в праве каждого выбирать, следовать ли в дальнейшем этим советам и как проживать собственную жизнь, то реактивное сопротивление у читателей уменьшалось. Также было обнаружено, что конкретные сообщения, которые были сформулированы с использованием наименьшего количества контролирующих слов, запоминались и воспринимались гораздо лучше абстрактных.

Полное сопротивление

Как реактивное сопротивление X{\displaystyle \scriptstyle {X}} так и обычное сопротивление R{\displaystyle \scriptstyle {R}} компоненты импеданса Z{\displaystyle \scriptstyle {Z}}.

Z=R+jX{\displaystyle Z=R+jX}

где:

  • Z{\displaystyle Z} — импеданс, измеряемый в омах;
  • R{\displaystyle R} — сопротивление, измеряемый в омах. Это также реальная часть импеданса: R=ℜ(Z){\displaystyle {R=\Re {(Z)}}}
  • X{\displaystyle X} — реактанс, измеряемый в омах. Это также мнимая часть импеданса: X=ℑ(Z){\displaystyle {X=\Im {(Z)}}}
  • j{\displaystyle j} — мнимая единица, чтобы отличать от тока, который обозначается обычно i{\displaystyle i}.

Когда и конденсатор и индуктор соединены последовательно в цепь, их вклады к полному импедансу цепи противоположны. Ёмкостное сопротивление XC{\displaystyle \scriptstyle {X_{C}}}, и индуктивное сопротивление XL{\displaystyle \scriptstyle {X_{L}}},

вносят свой вклад в общее реактивное сопротивление X{\displaystyle \scriptstyle {X}} в виде суммы

X=XL+XC=ωL−1ωC{\displaystyle {X=X_{L}+X_{C}=\omega L-{\frac {1}{\omega C}}}}

где:

  • XL{\displaystyle \scriptstyle {X_{L}}} — индуктивное сопротивление, измеряемое в омах;
  • XC{\displaystyle \scriptstyle {X_{C}}} — ёмкостное сопротивление, измеряемое в омах;
  • ω{\displaystyle \omega } — угловая частота, 2π{\displaystyle 2\pi } умноженная на частоту в Гц.

Отсюда:

  • if X>{\displaystyle \scriptstyle X>0}, то реактанс имеет вид индуктивности;
  • if X={\displaystyle \scriptstyle X=0}, импеданс чисто реальный;
  • if X{\displaystyle \scriptstyle X
    , то реактанс имеет вид ёмкости.

Замечание, в случае определения XL{\displaystyle \scriptstyle {X_{L}}} и XC{\displaystyle \scriptstyle {X_{C}}} как положительный величин, то формула меняет знак на отрицательный:

X=XL−XC=ωL−1ωC{\displaystyle {X=X_{L}-X_{C}=\omega L-{\frac {1}{\omega C}}}},

но конечное значение одинаково.

Фазовые отношения

Фаза напряжения на чисто реактивном устройстве (конденсатор с бесконечным сопротивлением или индуктивности с нулевым сопротивлением) отстаёт от тока на π2{\displaystyle \scriptstyle {\pi /2}} радиан для ёмкостного сопротивления и опережает ток на π2{\displaystyle \scriptstyle {\pi /2}} радиан для индуктивного сопротивления. Без знания сопротивления и реактивного сопротивления невозможно определить соотношение между напряжением и током.

Z~C=1ωCej(−π2)=j(−1ωC)=jXCZ~L=ωLejπ2=jωL=jXL{\displaystyle {\begin{aligned}{\tilde {Z}}_{C}&={1 \over \omega C}e^{j(-{\pi \over 2})}=j\left({-{\frac {1}{\omega C}}}\right)=jX_{C}\\{\tilde {Z}}_{L}&=\omega Le^{j{\pi \over 2}}=j\omega L=jX_{L}\quad \end{aligned}}}

Для реактивной компоненты синусоидальное напряжение на компоненте находится в квадратуре (разность фаз π2{\displaystyle \scriptstyle {\pi /2}}) с синусоидальным током через компонент. Компонент попеременно поглощает энергию из контура и затем возвращает энергию в контур, таким образом, чистое реактивное сопротивление не рассеивает мощность.

Примечания

  1. Shamieh C. и McComb G., Electronics for Dummies, John Wiley & Sons, 2011.
  2. Мид Р., Основы электроники, Cengage Learning, 2002.
  3. Young, Hugh D.; Roger A. Freedman; A. Lewis Ford (2004) . Сирс и Земанский университет физики (11-е изд.). Сан-Франциско : Эддисон Уэсли . ISBN Young, Hugh D.; Roger A. Freedman; A. Lewis Ford (2004) . Young, Hugh D.; Roger A. Freedman; A. Lewis Ford (2004) .
  1. ↑ Irwin, D. (2002). Basic Engineering Circuit Analysis, page 274. New York: John Wiley & Sons, Inc.
  2. Hayt, W.H., Kimmerly J.E. (2007). Engineering Circuit Analysis, 7th ed., McGraw-Hill, p. 388
  3. ↑ Glisson, T.H. (2011). Introduction to Circuit Analysis and Design, Springer, p. 408
  4. Horowitz P., Hill W. (2015). The Art of Electronics, 3rd ed., p. 42
  5. ↑ Hughes E., Hiley J., Brown K., Smith I.McK., (2012). Hughes Electrical and Electronic Technology, 11th edition, Pearson, pp. 237—241
  6. Robbins, A.H., Miller W. (2012). Circuit Analysis: Theory and Practice, 5th ed., Cengage Learning, pp. 554—558