Психологический реализм
Проблема временных границ реализма
Реализм как художественное направление в искусстве не имеет четких границ. До сих пор распространено мнение, что черты реализма зарождаются в эпоху Возрождения.
Чего уж говорить, рисовать так, чтобы было похоже на правду, люди старались еще во времена наскальной живописи, но и Ренессанс, и вышедший из него классицизм (что это такое?) противоречат главному принципу реализма — они опираются на образцы античного искусства, изображают не реальную жизнь, а идеальную.
Трагедия Ренессанса в том, что ему не удалось объединить реальность и идеал, божественное и человеческое — все попытки оказались утопией (что это?).
На фоне двух мощных направлений в живописи того времени выделяются работы, которые нельзя отнести ни к тому ни к другому стилю.
Барочный реализм развивается в большей степени в протестантских Фландрии и Голландии, яркими его представителями являются Рембрандт, Карраччи, Веласкес и другие, менее именитые художники.
*Ян Стен, Городская школа, 1670 г.
Следующий виток развития реализма относится к XIX веку, применительно к нему используется устойчивый термин критический реализм.
В этот трудный период складывается новая идеология, и искусство активно подключается к социальным изменениям в общественной жизни.
В XX веке в России критический реализм трансформируется в социалистический, его еще называют «стиль Сталин». Такой вариант реализма был распространен в СССР и странах соцлагеря.
*Максим Горький — отец-основатель соцреализма
Социалистический реализм стал официальным стилем страны советов с легкой руки Максима Горького, который сформулировал это название на Первом съезде советских писателей в 1934 году.
*Федор Шурпин, Утро нашей родины, 1946–1948 гг.
Несмотря на то, что искусство оказалось «на посылках» у власти и официальной идеологии, шаг влево–шаг вправо считался попыткой к бегству и буквально карался расстрелом, соцреализм подарил нам потрясающих самобытных писателей, кинорежиссеров, художников, умудрившихся гармонично встроиться в систему.
Реализм против антиреализма
Научный реализм можно разделить на три типа: наивный, обычный, критический.
Наивный – мнение, которого придерживается большинство людей. Оно основано на разумном восприятии. Следуя этой позиции, мир такой, каким его отражает наука. Понятия, доказанные научно, реально существуют. Научный пропагандирует объективность истины, цель теорий – достижение истины. Научный прогресс движется, благодаря цели приблизиться к истине.
Научные теории, так как они принимаются за достоверные, отображают реальность верно. Онтологический утверждает, что существование по научному объяснению почти не зависит от мышления человека и теории вероятности. Этот вид призван ответить на вопросы:
- какие понятия существуют в реальности философии;
- есть ли мир, который человек не обозревает.
Эпистемологический гласит, что наука принимается как истина, и теории науки – это средства приближения к истине. Семантический реализм, по Бойду, допускает, что теоретические понятия науки ведут к реальным понятиям. Этот вид пытается дать ответ на вопрос: на самом ли деле истина – это взаимосвязь языка и мироздания.
То есть, следуя научному реализму, теории пытаются описать истинное бытие вне зависимости от реальности.
Философ Александр Бэрд вывел 5 основных мыслей научного реализма. По Бэрду, человек, придерживающийся научных теорий, утверждает, что:
- Теории могут интерпретироваться в понятиях истинности или приближения к ней.
- Их основная задача – истина или приближение к ней.
- Достижения теорий – доказательство их истинности.
- Если они правдивы, то сущности, которые мы не можем визуально наблюдать, существуют на самом деле.
- Если они правдивы, то они могут объяснить явления мироздания.
Критический реализм в литературе
В 30-е годы XIX столетия реализм начинает понемногу смещать с пьедестала романтизм, но до середины века оба стиля идут рука об руку. В 50–70-е годы критический реализм полностью оформляется в полнокровный художественный стиль, определяя дальнейшее развитие мировой литературы.
Знаменитая фраза Фридриха Энгельса о реализме, изображающем «…типичные характеры в типичных обстоятельствах», дает нам ключ к пониманию сути этого направления в литературе.
Реалисты не склонны идеализировать своих героев, избегают мистики, изощренных форм и приемов. Их творчество — способ познания мира, раскрывающий его противоречия.
Характерные черты критического реализма в литературе:
- Принцип жизненной правды — изображение жизни, как она есть.
- Историзм — изучение явления в ретроспективе его развития — прошлого, настоящего и будущего. То, что происходит сейчас, для реалиста результат предыдущих событий.
- Социальные взаимоотношения — проблема личности и общества является основной в литературе реализма.
- Критическое изображение действительности — описание негативных явлений, обличение несправедливости и пороков общества.
- Жизнеутверждающее начало — реализму свойственно проявление патриотизма (что это?), вера в светлое будущее, сочувствие униженным и угнетенным.
- Психологизм — характеры героев раскрываются через их переживания.
Первыми ласточками критического реализма в зарубежной литературе становятся французы Оноре Бальзак (1799–1850), Стендаль (1783–1842) и Проспер Мериме (1803–1870). Приметы нового стиля явственно читаются в их творчестве, хотя в произведениях еще сильно влияние романтизма.
Русская литература благодаря Крылову, Грибоедову и Пушкину приходит к реализму даже немного раньше вечно опережающих нас французов. В России тоже в первой трети XIX века идет борьба романтизма и реализма.
С этой точки зрения показателен роман в стихах «Евгений Онегин», который Пушкин писал 7 лет. Поэт берется за роман в 1825 году, а заканчивает в 1832, на наших глазах превращаясь из романтика в реалиста. Смерть Ленского — это манифест окончательного разрыва Пушкина с идеалами романтизма.
*Е.П.Самокиш-Судковская, Иллюстрация к роману «Евгений Онегин»
После этого дело пошло как по маслу. Критический реализм в России с середины XIX века называют «натуральной школой» (Гоголь, Некрасов), а дальше произведения этого направления развиваются в поразительно глубокие психологические и даже философские тексты Гончарова, Островского, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова, Бунина и др.
Реализм против номинализма
Вопрос заключается в поиске общего смысла бытия. В схоластике реализм придает значение общим понятиям. Номинализм же считает, что общий смысл вещей лишь иллюзия. Мир наполнен только единичными вещами, без свойств и характеристик. С тех пор реалисты следуют его учению философии, как основополагающему принципу действительности.
В схоластике проблема философии обсуждалась не совсем открыто, так как при изучении темы в первую очередь преобладало или добавлялось теологическое видение мира. Книга Порфирия «О пяти гласах», в которой был рассмотрен смысл родов и видов с точки зрения философии, стала камнем преткновения между реалистами и номиналистами. По ходу этой дискуссии, длившейся с XI по XIV века, и плавно перетекла в новую философскую идею, вместе с абсолютно противоположными мнениями высказаны прочие промежуточные варианты. Реалистическое мировоззрение наиболее совпадало с взглядами догматического христианства. Реалистическое мнение вначале преследовалось, в дальнейшем его рассматривали с подозрением в той или иной мере.
Номинализм послужил становлению свободы изысканий в философии, но, по замечанию Риттера, он абсолютно неверно ассоциировался с либеральными тенденциями. И также утверждение, что номинализм окончательно одержал победу совершенно необоснованно. В схоластике спор между реалистами и номиналистами закончился победой последних, но и поныне он продолжается в другом виде.
Экспериментальные доказательства
«Они увидели игру»
В основополагающем исследовании в социальной психологии , которая была опубликована в газете в 1954 году, студенты из Дартмута и Принстона смотрели видео футбольного матча нагретого между двумя школами. Хотя они выглядели в то же кадры, болельщики обеих школ воспринимают игру очень по- разному. Студенты Принстона «видели» команда Дартмут сделать в два раза больше нарушений в их собственной команды, и они также видели , что команда делают в два раза больше нарушений по сравнению с тем, что увидели студенты Дартмут. Студенты Дартмут рассматривала игру как должны быть равномерно соответствием в семье, в которой обе стороны были виноваты. Это исследование показало , что две группы воспринимают событие субъективно . Каждая команда считали , что они видели события объективно и с другой стороны в восприятии события был ослеплен уклоном .
Ложный консенсус эффект
1977 Исследование , проведенное Росс и его коллеги дали первые доказательства для познавательного смещения называется ложный консенсус эффект , который является тенденция людей переоценивать степень , в которой другие люди разделяют те же взгляды. Это смещение было процитировано в поддержку первых двух догматов наивного реализма. В исследовании, студенты спросили , будут ли они носить знак сэндвич-доска, который сказал : «Eat At Джо» на нем, вокруг университетского городка. Затем их просили указать , считают ли они , другие студенты, скорее всего, носить знак, и то , что они думали о студентах , которые либо готовы носить его или нет. Исследователи обнаружили , что студенты , которые согласились носить знак считали , что большинство студентов будет носить знак, и они думали , что отказ носить знак был более показателен личных качеств своих сверстников. С другой стороны , студенты , которые отказались носить знак думал , что большинство других студентов также отказываются, и приняв приглашение было более показательным определенных черт личности.
эффект Враждебные СМИ
Явление называют враждебный эффектом СМИ показывает , что партизаны могут просматривать нейтральные события субъективно в соответствии со своими потребностями и ценностями, и сделать предположение о том, что те , кто интерпретирует это событие по- разному необъективны. Для исследования в 1985 году, про-израильских и про-арабских студентов попросили посмотреть реальное освещение новостей на 1982 Сабра и Шатила резню , массовые убийства палестинских беженцев (Vallone, Ли Росс и Леппер, 1985). Исследователи обнаружили , что партизаны с обеих сторон воспринимаются покрытие , как необъективности в пользу противоположной точки зрения и считает , что люди, ответственные за программу новостей провели идеологические взгляды противоположной стороны.
«Музыкальное постукивание» исследование
Более эмпирические данные для наивного реализма пришли из «музыкального исследования врезки» психолога Элизабет Ньютона в 1990 году для исследования, участники были назначены либо в качестве «сборщиков» или «слушатели» . В сборщики сказали вытряхнуть ритм хорошо известной песни, в то время как «слушатели» попросили , чтобы попытаться определить песню. В то время как сборщики Ожидается , что слушатели угадать мелодию около 50 процентов времени, слушатели смогли определить это лишь около 2,5 процента от времени. Это обеспечило поддержку для отказа в перспективном фиксации на стороне сборщиков, и завышение степени , в которой другие разделяют бы в «слух» песни , как это было прослушиваться.
Wall Street Game
В 1993 году Росс и Стивен Сэмюэлс попросил постоянных советников в общежитии назначить студентов для участия в исследовании, и указать , были ли вероятно сотрудничать те студенты , или дефект в первом раунде классической игры принятия решений под названием Дилемма заключенного . Игра была введена на объекты , одним из двух способов: либо он упоминается как «Wall Street Game» или как «Community Game» . Исследователи обнаружили , что студенты в состоянии «Community Game» в два раза чаще сотрудничать, и что это не похоже , чтобы сделать разницу , были ли студенты ранее классифицированы как «кооператоры» против «перебежчиков» . Этот эксперимент показал , что ярлык игры оказал больше власти о том , как студенты играли в игру , чем черты личности испытуемых. Кроме того, исследование показало , что общежития советники не сделали достаточные резервы для субъективных интерпретаций игры.
Источники и дальнейшее чтение
- Кунео, Теренс, и Рене ван Woudenberg, ред. Кембридж компаньон Томас Рид (2004)
- Гибсон, JJ (1972). Теория прямого зрительного восприятия. В J. W. Royce, Rozenboom (ред.). Психология познания. Нью-Йорк: Gordon & пролом.
- SA Grave , «здравый смысл», в Энциклопедии философии , изд. Пол Эдвардс (Collier Macmillan, 1967).
- Питер Дж Кинг, Сто Философы (2004: Нью — Йорк, Баррон образовательная литература), ISBN 0-7641-2791-8 .
- Фаулер, CA (1986). «Подход событие к изучению восприятия речи с точки зрения прямых реалистическим». Журнал фонетики . 14 : 3-28.
- Джеймс Дж Gibson. Экологический подход к зрительному восприятию . Лоуренс Erlbaum Associates, 1987. ISBN 0-89859-959-8
- Эдвард С. Рид. Столкнувшись мир . Oxford University Press, 2003. ISBN 0-19-507301-0
- Софья Розенфельд. Здравый смысл: Политическая история (Harvard University Press, 2011) 346 страниц; прослеживает парадоксальную историю здравого смысла как политический идеал , так как 1688
- Шоу, RE / Turvey, MT / Mace, WM (1982): Экологическая психология. Следствием приверженности реализму. В: У. Д. Weimer & Palermo (ред.), Познания и символических процессов. Том 2, Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Erlbaum Associates, Inc., стр 159-226..
- Николас Вултерсторфф. Томас Рид и история эпистемологии . Cambridge University Press, 2006. ISBN 0-521-53930-7
- Нельсон, Куи. (2007). Малейшая Философия Ухо собаки Издательство. ISBN 978-1-59858-378-6
- J Л. Остин. (1962). Смысл и сенсибилии. Oxford University Press. ISBN 978-0195003079
- Джон Р. Серл. (2015). Видя вещи , как они есть; Теория восприятия. Oxford University Press. ISBN 978-0-19-938515-7
Реализм в философии науки
Философия науки, распространенная на Западе и в отечественных философских кругах, отражена во множестве концепций и направлений, которые предлагают модели развития науки и эпистемологии. Она направлена на определение роли и значения науки. Реализм и философия науки тесно связаны общими научными понятиями. Эти взгляды основаны на исследовании познания мира и истины. Они в той или иной степени изучают проблемы взаимосвязи субъект-объект и объект-знание.
В философии, термин реализма используется в трех пониманиях:
- Как течение, противостоящее номинализму и концептуализму в философии средневековой мысли (вопрос универсалий);
- Как философское течение нового времени, противоположное убеждениям идеалистов. Объективизм гласит, что истинное знание не зависит от знаний, представлений и верований конкретного субъекта познания. Последователи этого направления философии утверждают, что наш опыт чувств напрямую предоставляет доступ к объектам окружающего мира;
- Как направление, противостоящее антиреализму в современной философии науки второй половины ХХ века.
Как воспитывать реалиста?
Ребенок-реалист – явление редкое, поскольку это качество вырабатывается в период взросления человека
Безусловно, обучать ребенка правилам и законам жизни – занятие важное, но не в ущерб его воображению. У человека должны развиваться оба полушария мозга
Правое отвечает за творчество. Левое – за рациональное мышление. Креативность имеет не меньшее значение, чем логика. Если удастся совместить оба качества, то такому человеку будет намного проще пробиться в жизни. Так что, преднамеренно убивать «дух творчества» – сродни преступлению. Но и стимулировать вечные «розовые очки» – тоже не выход.
Всего должно быть в меру. Воспитание в духе «золотой середины» – один из наиболее правильных подходов в работе с детьми. Если, конечно, нет задачи вырастить гения, который либо «сломается», либо «выстрелит». Третьего не дано. Во всех остальных случаях идеалистов следует немного «приземлять», а реалистов, наоборот, «запускать в облака». Именно в таком случае, когда гармонично развиваются оба полушария, человек совмещает преимущества разных типов мышления.
Однозначного ответа на вопрос «реалист – это хорошо или плохо?» не существует. Все зависит от конкретной ситуации. В одни моменты прагматизм дает преимущества, а в другие вызывает неудобства. Лучше всего, когда это качество уравновешено развитой фантазией, либо своей, либо своего партнера. В таком случае, рациональное мышление помогает воплощать бурные идеи в действительность. Благодаря этому дуализму совершаются научные открытия, а их результаты широко применяются во всех возможных сферах жизни.
Как себя вести с реалистом?
Прежде всего, не нужно грузить такого человека философией и умозрительными выводами. В общении с реалистом желательно понимать, что для него важны факты и четкая формулировка идеи. Лучше, когда все это подкреплено реальными примерами из жизни
Например, предлагая своему бизнес-партнеру, который отличается реализмом, новую рекламную кампанию, необходимо акцентировать его внимание, что подобные меры уже кому-то принесли прибыль. Еще лучше, если будут озвучены конкретные цифры: сколько вложили, сколько получили, какая конверсия и т.д
В романтических отношения с реалистом романтики не так и много. Больше диалог будет основываться на доверии, взаимопонимании, комфорте. Такому типу личности не свойственны необдуманные «героические» поступки со всплесками эмоций. Все предельно просто и логично. Если подходят друг другу, то строят отношения, если нет – то прощаются. Соответственно, в юные годы реалистам сложнее приходится по сравнению с более мечтательными ровесниками, но чем старше они становятся, тем большей популярностью начинают пользоваться у противоположного пола.
Двоемирие
В книге «Психология шизофрении» польский психиатр Антоний Кемпинский очень просто и наглядно объяснил, в чем именно заключается разница в восприятии действительности между здоровым человеком и человеком с серьезным расстройством психики. Здоровый человек, приняв в темноте куст за притаившегося грабителя, пугается, но понимает, что перед ним либо куст, либо грабитель. В глазах того, кто болен шизофренией, увиденный объект может быть и кустом, и грабителем одновременно.
Точно так же персонажи произведений, которые причисляют к магическому реализму, существуют сразу в двух мирах: в мире прошлого и в мире настоящего, в мире сна и в мире бодрствования, в мире субъективном и в мире подлинном. Бытийный дуализм обычно не смущает героев: такой порядок вещей кажется им совершенно естественным — и читатель, словно поддавшись гипнозу, в конце концов и сам перестает отличать реальное от ирреального. С одной стороны, это позволяет нам говорить о родстве Маркеса, Кортасара, Карпентьера не только с экспрессионистами, но и с фантастами. С другой, такой подход к изображению действительности не то чтобы сильно грешит против истины: по большому счету каждый из нас в любой момент может из душного вагона метро мысленно перенестись на берег моря.
Реализм в литературе
Реализм как литературное направление зародился в европейской культуре в 1830-е годы, придя на смену романтизму. Если романтизм — это интерес идеальному, особенному, то реализм — это интерес к повседневным событиям и «обычным» людям.
Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.
В России черты реализма находят свое отражение в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в прозе и поздних поэмах А. С.Пушкина. Критик Виссарион Белинский использовал понятие «натуральная школа». Он провозгласил реалистом Н.В. Гоголя — в первую очередь за его поэму «Мертвые души».
Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно стало только в 1860-е.
Становление реализма в русской литературе традиционно связывают с именами писателей натуральной школы — И.С.Тургенева, молодого Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова и других.
Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.
Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.
Хорошо или плохо быть реалистом?
В материальном мире реализм ассоциируется с объективностью и непредвзятостью. Такое утверждение справедливо, если не учитывать духовную составляющую человека. В противном случае, придется признать, что субъективные переживания не менее реальны, чем окружающая действительность. Чем конкретнее поставленная задача, тем эффективнее в ее решении становится реалист. Но, когда дело касается духовной сферы и силы мысли, идеалисты отрываются далеко вперед. Разберем эти случаи по отдельности.
Преимущества реалистов
В тех сферах жизни, где необходим холодный расчет и взвешенность решений, реалисты опережают другие типы личности. Им настолько чужды субъективные оценки, что кажется, они подобны зеркалам, отражающим реальность. Это свойство незаменимо в научно-технической и производственной сферах, где излишняя мечтательность исполнителя может привести к самым неожиданным последствиям. Допустим, если должно быть использовано десять миллиграммов реактива, то его реально нужно отмерить в таком количестве. Не «на глаз», либо «скорее всего», а действительно десять. В этом реалистам нет равных.
Также, этот тип людей зачастую берет на себя роль лидера или управленца. Это не удивительно, поскольку холодный расчет реалистов помогает им взвешено оценивать ситуацию и принимать самые конструктивные решения. Независимо от руководящих ролей, такие люди должны быть представлены в любом коллективе, иначе чрезмерный идеализм порой уводит в ошибочном направлении. Они – своеобразный сдерживающий фактор, с помощью которого удается достигать «золотую середину» между практичностью и полетом мысли.
Реалисты, зачастую, добиваются больших успехов в создании домашнего уюта и налаживания бытовой сферы. Они понимают, что кран сам собой не починиться, что прохудившаяся крыша, скорее всего, потечет к зиме, а забитая канализация в недалеком будущем вернет своим владельцам все то, что они так щедро в нее вкладывают. Поэтому реалисты, как правило, успевают предотвратить возможную поломку, не допуская ее усугубления. Но не стоит думать, что этот тип людей лишен недостатков, о которых мы и поговорим далее.
Недостатки реалистов
Нежелание и неумение фантазировать может сыграть злую шутку с любым реалистом. Безусловно, прагматичный взгляд на мир эффективен, но не в случаях, когда нужно проявить находчивость и креативность. Этот тип людей намного реже, чем идеалисты, становятся художниками и писателями. Рассуждая «приземленными» мерками, они вряд ли создадут крутую рекламу своей продукции, либо услуги.
К тому же, сухой и лаконичный тип общения не всегда нравится собеседникам, особенно девушкам. Как известно, они любят «ушами», и порой пафосные речи какого-нибудь выдумщика могут произвести больший эффект, чем чересчур логичные доводы реалиста. В политике последним вообще делать нечего, поскольку избиратели употребляют «лапшу» в количествах, на порядок больших, чем самая доверчивая девушка.
Но это все мелочи по сравнению с настоящей опасностью для самих реалистов. В мире, в котором работает принцип обратной связи, оптимисты зачастую добиваются значительно большего эффекта. Все потому, что они верят в свой успех, тогда как реалисты могут «головой понимать», что шансы чрезмерно малы. Вряд ли хоть один реалист бросит все нажитое в своем городе ради эфемерной возможности начать все с нуля в другом месте. Невелика вероятность того, что какой-нибудь реалист совершит грандиозное научное открытие. Именно мечтатели открыли когда-то Америку, начали освоение космоса и придумали Интернет. С другой стороны, если бы не реалисты в их команде, то все эти открытия могли и не воплотиться, разбившись о суровые реалии прагматичного мира.
Наивный реализм читателя-школьника. Особенности восприятии литературного произведения младшими школьниками
Мир маленького ребенка — это мир чувств. Младший школьник в этом немногим отличается от дошкольника, для которого свойственно чувственное отражение мира. И хотя 6-7-летний ребенок, конечно, уже умеет логически мыслить, но пока логическое мышление имеет для него все-таки вспомогательное значение, уступая мышлению образному. Это связано с тем, что у ребенка изначально преобладает первая сигнальная система, то есть он оперирует зрительными, слуховыми, двигательными и другими конкретными образами и представлениями. Слова и связанные с ним понятия относятся ко второй сигнальной системе, понятийное освоение мира требует умения логически мыслить, абстрагировать и обобщать. Логико-понятийное мышление оперирует отдельными признаками предметов и явлений или их совокупностями так, как если бы они сами по себе существовали в действительности. Логическая мысль строго контролируется сознанием. Логическое мышление ведет от образа в отвлеченный анализ. Образовательный процесс приводит к расширению объема мышления, а значит, и к отрыву мышления от восприятия. Как указывал П.П.Блонский, «мышление все более и более становится ненаглядным». Освоение грамотности, чтение дают ребенку возможность постигать мир не только с помощью чувств, но и с помощью невещественных словесных образов. Таким образом, чтение становится новым источником мыслей ребенка, а следовательно, развивается его словесное мышление.
Как распознать реалиста?
Реалист создает впечатление искреннего, открытого и уверенного в себе человека. Определить его можно достаточно быстро, после первого же разбора полетов, либо составления планов. Реалист избегает длительных, чересчур эмоциональных и абстрактных разговоров.
Чаще всего, такой тип личности прямолинеен, конкретен, лаконичен. От него редко услышишь «мне кажется», «может быть», «наверное» и т.п. Ему не нужно додумывать, поскольку есть объективные факты. Во всяком случае, настолько объективные, насколько это позволяет оценить разум человека.
Реалист не любит направлять свою энергию в домыслы или фантазии. Его привлекают текущие дела, неотложные задачи и конструктивная сторона событий. Поэтому разговор с таким типом людей имеет более приземленный характер. Хорошо это или плохо, судить сложно, поскольку в конкретной ситуации такой подход может иметь конкретные преимущества, либо недостатки. Обо всех плюсах и минусах реалистов поговорим в следующем разделе.
Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.
Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.
Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.
Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.
Реализм в зарубежной литературе XIX-XX века
Начальный этап формирования критического реализма в странах Европы в средине 19 века связывают с произведениями Бальзака, Стендаля, Беранже, Флобера, Мопассана. Мериме во Франции, Диккенс, Теккерей, Бронте, Гаскелл — Англия, поэзия Гейне и других революционных поэтов — Германия. В этих странах в 30-х годах 19 века нарастает напряжение между двумя непримиримыми классовыми врагами: буржуазией и рабочим движением, наблюдается период подъема в различных сферах буржуазной культуры, происходит ряд открытий в естествознании и биологии. В странах, где сложилась предреволюционная ситуация (Франция, Германия, Венгрия) возникает и развивается учение о научном социализме Маркса и Энгельса.
(Жюльен Дюпре «Возвращение с полей»)
В результате сложной творческой и теоретической полемики с последователями романтизма критические реалисты взяли для себя самые лучшие прогрессивные идеи и традиции: интересные исторические темы, демократичность, веяния народного фольклора, прогрессивный критический пафос и гуманистические идеалы.
Реализм начала ХХ века, переживший борьбу лучших представителей «классиков» критического реализма (Флобера, Мопассана, Франса, Шоу, Роллана) с веяниями новых нереалистических направлений в литературе и искусстве (декаданс, импрессионизм, натурализм, эстетизм и т.д.) приобретает новые характерные черты. Он обращается к социальным явлениям реальной жизни, описывает социальную мотивированность человеческого характера, раскрывает психологию личности, судьбу искусства. В основу моделирования художественной реальности ложатся философские идеи, дается авторская установка в первую очередь на интеллектуально-активное восприятие произведения при его чтении, а затем уже на эмоциональное. Классическим образцом интеллектуального реалистического романа являются труды немецкого писателя Томаса Манна «Волшебная гора» и «Признание авантюриста Феликса Круля», драматургия Бертольда Брехта.
(Роберт Кохлер «Забастовка»)
В произведениях автор-реалистов ХХ века усиливается и углубляется драматическая линия, присутствует больше трагизма (творчество американского писателя Скота Фицджеральда «Великий Гетсби», «Ночь нежна»), появляется особый интерес к внутреннему миру человека. Попытки изобразить сознательные и бессознательные жизненные моменты человека приводят к появлению нового литературного приема, близкого к модернизму под названием «поток сознания» (произведения Анна Зегерс, В. Кеппена, Ю.О’Нила). Натуралистические элементы проявляются в творчестве американских писателей-реалистов, таких как Теодор Драйзер и Джон Стейнбек.
Реализм ХХ века имеет яркий жизнеутверждающий окрас, веру в человека и его силы, это заметно в произведениях американских писателей-реалистов Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, Джека Лондона, Марка Твена. Большой популярностью в конце 19 начале 20века пользовались произведения Ромена Роллана, Джона Голсуорси, Бернарда Шоу, Эрих Мария Ремарка.
Жив ли реализм сегодня?
Появляются новые течения, генетически связанные с реализмом — фотореализм и гиперреализм в живописи, непосредственно фотография, которая, пожалуй, как ничто другое изображает жизнь «как она есть». Современная литература несет в себе культурный код реализма.
Трансформируясь, реализм рождает новые литературные направления — «новый реализм», «неокритический реализм», «жестокий реализм» в русской прозе представлены в творчестве Людмилы Петрушевской, Захара Прилепина, Павла Санаева и многих других.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Подборки по теме
- Вопросы и ответы
- Использую для заработка
- Полезные онлайн-сервисы
- Описание полезных программ
Использую для заработка
Условность времени
Для реалистического романа XIX века был характерен историзм: Бальзак и Стендаль не только перечисляли приметы эпохи, в которую жили Жюльен Сорель или Эжен де Растиньяк, но и называли конкретные годы, имена действительно существовавших государственных деятелей, даты проведения военных парадов и т. д. В свою очередь представители магического реализма рассматривали категорию времени как условность и обращались с ним чрезвычайно вольно.
Время в их романах либо течет с немыслимой скоростью, либо, наоборот, замедляется и кажется застывшим, и герои вяло бултыхаются в нем, подобно мухам в киселе. Оно может быть нелинейным и дробиться на будто бы не связанные друг с другом отрезки — как у Кортасара, а может переносить читателя в неопределенное прошлое — как у Астуриаса. Магические реалисты словно говорят нам: не только пространство, но и время не поддается объективной оценке. Да, все люди движутся в одном потоке мгновений, но видят его с разных точек, а значит, существование единого, общепринятого понимания времени попросту невозможно.
Доводы за и против
Самым крупным аргументом «за реализм» является итог к лучшему пояснению: «реализм – это единственная философская система, которая не причисляет прогресс в науке к чудесному явлению». Эта теория была раскритикована антиреалистами, считавших, что риск принятия научной теории за истинную очень высок. Данный довод получил название пессимистической индукции, и определен так: частично ранние теории науки были ложными (теории теплорода, флогистона, определение эфира). Теории настоящего времени также могут быть признаны мнимыми. Постулаты научного реализма жестко осуждались основоположниками, но приобретали и множество последователей.