Психологический реализм

Проблема временных границ реализма

Реализм как художественное направление в искусстве не имеет четких границ. До сих пор распространено мнение, что черты реализма зарождаются в эпоху Возрождения.

Чего уж говорить, рисовать так, чтобы было похоже на правду, люди старались еще во времена наскальной живописи, но и Ренессанс, и вышедший из него классицизм (что это такое?) противоречат главному принципу реализма — они опираются на образцы античного искусства, изображают не реальную жизнь, а идеальную.

Трагедия Ренессанса в том, что ему не удалось объединить реальность и идеал, божественное и человеческое — все попытки оказались утопией (что это?).

На фоне двух мощных направлений в живописи того времени выделяются работы, которые нельзя отнести ни к тому ни к другому стилю.

Барочный реализм развивается в большей степени в протестантских Фландрии и Голландии, яркими его представителями являются Рембрандт, Карраччи, Веласкес и другие, менее именитые художники.

Психологический реализм

*Ян Стен, Городская школа, 1670 г.

Следующий виток развития реализма относится к XIX веку, применительно к нему используется устойчивый термин критический реализм.

В этот трудный период складывается новая идеология, и искусство активно подключается к социальным изменениям в общественной жизни.

В XX веке в России критический реализм трансформируется в социалистический, его еще называют «стиль Сталин». Такой вариант реализма был распространен в СССР и странах соцлагеря.

Психологический реализм

*Максим Горький — отец-основатель соцреализма

Социалистический реализм стал официальным стилем страны советов с легкой руки Максима Горького, который сформулировал это название на Первом съезде советских писателей в 1934 году.

Психологический реализм

*Федор Шурпин, Утро нашей родины, 1946–1948 гг.

Несмотря на то, что искусство оказалось «на посылках» у власти и официальной идеологии, шаг влево–шаг вправо считался попыткой к бегству и буквально карался расстрелом, соцреализм подарил нам потрясающих самобытных писателей, кинорежиссеров, художников, умудрившихся гармонично встроиться в систему.

Реализм против антиреализма

Научный реализм можно разделить на три типа: наивный, обычный, критический.

Наивный – мнение, которого придерживается большинство людей. Оно основано на разумном восприятии. Следуя этой позиции, мир такой, каким его отражает наука. Понятия, доказанные научно, реально существуют. Научный пропагандирует объективность истины, цель теорий – достижение истины. Научный прогресс движется, благодаря цели приблизиться к истине.

Научные теории, так как они принимаются за достоверные, отображают реальность верно. Онтологический утверждает, что существование по научному объяснению почти не зависит от мышления человека и теории вероятности. Этот вид призван ответить на вопросы:

  • какие понятия существуют в реальности философии;
  • есть ли мир, который человек не обозревает.

Эпистемологический гласит, что наука принимается как истина, и теории науки – это средства приближения к истине. Семантический реализм, по Бойду, допускает, что теоретические понятия науки ведут к реальным понятиям. Этот вид пытается дать ответ на вопрос: на самом ли деле истина – это взаимосвязь языка и мироздания.

То есть, следуя научному реализму, теории пытаются описать истинное бытие вне зависимости от реальности.

Психологический реализм

Философ Александр Бэрд вывел 5 основных мыслей научного реализма. По Бэрду, человек, придерживающийся научных теорий, утверждает, что:

  1. Теории могут интерпретироваться в понятиях истинности или приближения к ней.
  2. Их основная задача – истина или приближение к ней.
  3. Достижения теорий – доказательство их истинности.
  4. Если они правдивы, то сущности, которые мы не можем визуально наблюдать, существуют на самом деле.
  5. Если они правдивы, то они могут объяснить явления мироздания.

Критический реализм в литературе

В 30-е годы XIX столетия реализм начинает понемногу смещать с пьедестала романтизм, но до середины века оба стиля идут рука об руку. В 50–70-е годы критический реализм полностью оформляется в полнокровный художественный стиль, определяя дальнейшее развитие мировой литературы.

Знаменитая фраза Фридриха Энгельса о реализме, изображающем «…типичные характеры в типичных обстоятельствах», дает нам ключ к пониманию сути этого направления в литературе.

Реалисты не склонны идеализировать своих героев, избегают мистики, изощренных форм и приемов. Их творчество — способ познания мира, раскрывающий его противоречия.

Характерные черты критического реализма в литературе:

  1. Принцип жизненной правды — изображение жизни, как она есть.
  2. Историзм — изучение явления в ретроспективе его развития — прошлого, настоящего и будущего. То, что происходит сейчас, для реалиста результат предыдущих событий.
  3. Социальные взаимоотношения — проблема личности и общества является основной в литературе реализма.
  4. Критическое изображение действительности — описание негативных явлений, обличение несправедливости и пороков общества.
  5. Жизнеутверждающее начало — реализму свойственно проявление патриотизма (что это?), вера в светлое будущее, сочувствие униженным и угнетенным.
  6. Психологизм — характеры героев раскрываются через их переживания.

Первыми ласточками критического реализма в зарубежной литературе становятся французы Оноре Бальзак (1799–1850), Стендаль (1783–1842) и Проспер Мериме (1803–1870). Приметы нового стиля явственно читаются в их творчестве, хотя в произведениях еще сильно влияние романтизма.

Русская литература благодаря Крылову, Грибоедову и Пушкину приходит к реализму даже немного раньше вечно опережающих нас французов. В России тоже в первой трети XIX века идет борьба романтизма и реализма.

С этой точки зрения показателен роман в стихах «Евгений Онегин», который Пушкин писал 7 лет. Поэт берется за роман в 1825 году, а заканчивает в 1832, на наших глазах превращаясь из романтика в реалиста. Смерть Ленского — это манифест окончательного разрыва Пушкина с идеалами романтизма.

Психологический реализм

*Е.П.Самокиш-Судковская, Иллюстрация к роману «Евгений Онегин»

После этого дело пошло как по маслу. Критический реализм в России с середины XIX века называют «натуральной школой» (Гоголь, Некрасов), а дальше произведения этого направления развиваются в поразительно глубокие психологические и даже философские тексты Гончарова, Островского, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова, Бунина и др.

Реализм против номинализма

Вопрос заключается в поиске общего смысла бытия. В схоластике реализм придает значение общим понятиям. Номинализм же считает, что общий смысл вещей лишь иллюзия. Мир наполнен только единичными вещами, без свойств и характеристик. С тех пор реалисты следуют его учению философии, как основополагающему принципу действительности.

В схоластике проблема философии обсуждалась не совсем открыто, так как при изучении темы в первую очередь преобладало или добавлялось теологическое видение мира. Книга Порфирия «О пяти гласах», в которой был рассмотрен смысл родов и видов с точки зрения философии, стала камнем преткновения между реалистами и номиналистами. По ходу этой дискуссии, длившейся с XI по XIV века, и плавно перетекла в новую философскую идею, вместе с абсолютно противоположными мнениями высказаны прочие промежуточные варианты. Реалистическое мировоззрение наиболее совпадало с взглядами догматического христианства. Реалистическое мнение вначале преследовалось, в дальнейшем его рассматривали с подозрением в той или иной мере.

Номинализм послужил становлению свободы изысканий в философии, но, по замечанию Риттера, он абсолютно неверно ассоциировался с либеральными тенденциями. И также утверждение, что номинализм окончательно одержал победу совершенно необоснованно. В схоластике спор между реалистами и номиналистами закончился победой последних, но и поныне он продолжается в другом виде.

Экспериментальные доказательства

«Они увидели игру»

В основополагающем исследовании в социальной психологии , которая была опубликована в газете в 1954 году, студенты из Дартмута и Принстона смотрели видео футбольного матча нагретого между двумя школами. Хотя они выглядели в то же кадры, болельщики обеих школ воспринимают игру очень по- разному. Студенты Принстона «видели» команда Дартмут сделать в два раза больше нарушений в их собственной команды, и они также видели , что команда делают в два раза больше нарушений по сравнению с тем, что увидели студенты Дартмут. Студенты Дартмут рассматривала игру как должны быть равномерно соответствием в семье, в которой обе стороны были виноваты. Это исследование показало , что две группы воспринимают событие субъективно . Каждая команда считали , что они видели события объективно и с другой стороны в восприятии события был ослеплен уклоном .

Ложный консенсус эффект

1977 Исследование , проведенное Росс и его коллеги дали первые доказательства для познавательного смещения называется ложный консенсус эффект , который является тенденция людей переоценивать степень , в которой другие люди разделяют те же взгляды. Это смещение было процитировано в поддержку первых двух догматов наивного реализма. В исследовании, студенты спросили , будут ли они носить знак сэндвич-доска, который сказал : «Eat At Джо» на нем, вокруг университетского городка. Затем их просили указать , считают ли они , другие студенты, скорее всего, носить знак, и то , что они думали о студентах , которые либо готовы носить его или нет. Исследователи обнаружили , что студенты , которые согласились носить знак считали , что большинство студентов будет носить знак, и они думали , что отказ носить знак был более показателен личных качеств своих сверстников. С другой стороны , студенты , которые отказались носить знак думал , что большинство других студентов также отказываются, и приняв приглашение было более показательным определенных черт личности.

эффект Враждебные СМИ

Явление называют враждебный эффектом СМИ показывает , что партизаны могут просматривать нейтральные события субъективно в соответствии со своими потребностями и ценностями, и сделать предположение о том, что те , кто интерпретирует это событие по- разному необъективны. Для исследования в 1985 году, про-израильских и про-арабских студентов попросили посмотреть реальное освещение новостей на 1982 Сабра и Шатила резню , массовые убийства палестинских беженцев (Vallone, Ли Росс и Леппер, 1985). Исследователи обнаружили , что партизаны с обеих сторон воспринимаются покрытие , как необъективности в пользу противоположной точки зрения и считает , что люди, ответственные за программу новостей провели идеологические взгляды противоположной стороны.

«Музыкальное постукивание» исследование

Более эмпирические данные для наивного реализма пришли из «музыкального исследования врезки» психолога Элизабет Ньютона в 1990 году для исследования, участники были назначены либо в качестве «сборщиков» или «слушатели» . В сборщики сказали вытряхнуть ритм хорошо известной песни, в то время как «слушатели» попросили , чтобы попытаться определить песню. В то время как сборщики Ожидается , что слушатели угадать мелодию около 50 процентов времени, слушатели смогли определить это лишь около 2,5 процента от времени. Это обеспечило поддержку для отказа в перспективном фиксации на стороне сборщиков, и завышение степени , в которой другие разделяют бы в «слух» песни , как это было прослушиваться.

Wall Street Game

В 1993 году Росс и Стивен Сэмюэлс попросил постоянных советников в общежитии назначить студентов для участия в исследовании, и указать , были ли вероятно сотрудничать те студенты , или дефект в первом раунде классической игры принятия решений под названием Дилемма заключенного . Игра была введена на объекты , одним из двух способов: либо он упоминается как «Wall Street Game» или как «Community Game» . Исследователи обнаружили , что студенты в состоянии «Community Game» в два раза чаще сотрудничать, и что это не похоже , чтобы сделать разницу , были ли студенты ранее классифицированы как «кооператоры» против «перебежчиков» . Этот эксперимент показал , что ярлык игры оказал больше власти о том , как студенты играли в игру , чем черты личности испытуемых. Кроме того, исследование показало , что общежития советники не сделали достаточные резервы для субъективных интерпретаций игры.

Источники и дальнейшее чтение

  • Кунео, Теренс, и Рене ван Woudenberg, ред. Кембридж компаньон Томас Рид (2004)
  • Гибсон, JJ (1972). Теория прямого зрительного восприятия. В J. W. Royce, Rozenboom (ред.). Психология познания. Нью-Йорк: Gordon & пролом.
  • SA Grave , «здравый смысл», в Энциклопедии философии , изд. Пол Эдвардс (Collier Macmillan, 1967).
  • Питер Дж Кинг, Сто Философы (2004: Нью — Йорк, Баррон образовательная литература), ISBN  0-7641-2791-8 .
  • Фаулер, CA (1986). «Подход событие к изучению восприятия речи с точки зрения прямых реалистическим». Журнал фонетики . 14 : 3-28.
  • Джеймс Дж Gibson. Экологический подход к зрительному восприятию . Лоуренс Erlbaum Associates, 1987. ISBN  0-89859-959-8
  • Эдвард С. Рид. Столкнувшись мир . Oxford University Press, 2003. ISBN  0-19-507301-0
  • Софья Розенфельд. Здравый смысл: Политическая история (Harvard University Press, 2011) 346 страниц; прослеживает парадоксальную историю здравого смысла как политический идеал , так как 1688
  • Шоу, RE / Turvey, MT / Mace, WM (1982): Экологическая психология. Следствием приверженности реализму. В: У. Д. Weimer & Palermo (ред.), Познания и символических процессов. Том 2, Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Erlbaum Associates, Inc., стр 159-226..
  • Николас Вултерсторфф. Томас Рид и история эпистемологии . Cambridge University Press, 2006. ISBN  0-521-53930-7
  • Нельсон, Куи. (2007). Малейшая Философия Ухо собаки Издательство. ISBN  978-1-59858-378-6
  • J Л. Остин. (1962). Смысл и сенсибилии. Oxford University Press. ISBN  978-0195003079
  • Джон Р. Серл. (2015). Видя вещи , как они есть; Теория восприятия. Oxford University Press. ISBN  978-0-19-938515-7

Реализм в философии науки

Философия науки, распространенная на Западе и в отечественных философских кругах, отражена во множестве концепций и направлений, которые предлагают модели развития науки и эпистемологии. Она направлена на определение роли и значения науки. Реализм и философия науки тесно связаны общими научными понятиями. Эти взгляды основаны на исследовании познания мира и истины. Они в той или иной степени изучают проблемы взаимосвязи субъект-объект и объект-знание.

В философии, термин реализма используется в трех пониманиях:

  1. Как течение, противостоящее номинализму и концептуализму в философии средневековой мысли (вопрос универсалий);
  2. Как философское течение нового времени, противоположное убеждениям идеалистов. Объективизм гласит, что истинное знание не зависит от знаний, представлений и верований конкретного субъекта познания. Последователи этого направления философии утверждают, что наш опыт чувств напрямую предоставляет доступ к объектам окружающего мира;
  3. Как направление, противостоящее антиреализму в современной философии науки второй половины ХХ века.

Как воспитывать реалиста?

Ребенок-реалист – явление редкое, поскольку это качество вырабатывается в период взросления человека

Безусловно, обучать ребенка правилам и законам жизни – занятие важное, но не в ущерб его воображению. У человека должны развиваться оба полушария мозга

Правое отвечает за творчество. Левое – за рациональное мышление. Креативность имеет не меньшее значение, чем логика. Если удастся совместить оба качества, то такому человеку будет намного проще пробиться в жизни. Так что, преднамеренно убивать «дух творчества» – сродни преступлению. Но и стимулировать вечные «розовые очки» – тоже не выход.

Всего должно быть в меру. Воспитание в духе «золотой середины» – один из наиболее правильных подходов в работе с детьми. Если, конечно, нет задачи вырастить гения, который либо «сломается», либо «выстрелит». Третьего не дано. Во всех остальных случаях идеалистов следует немного «приземлять», а реалистов, наоборот, «запускать в облака». Именно в таком случае, когда гармонично развиваются оба полушария, человек совмещает преимущества разных типов мышления.

Однозначного ответа на вопрос «реалист – это хорошо или плохо?» не существует. Все зависит от конкретной ситуации. В одни моменты прагматизм дает преимущества, а в другие вызывает неудобства. Лучше всего, когда это качество уравновешено развитой фантазией, либо своей, либо своего партнера. В таком случае, рациональное мышление помогает воплощать бурные идеи в действительность. Благодаря этому дуализму совершаются научные открытия, а их результаты широко применяются во всех возможных сферах жизни.

Как себя вести с реалистом?

Прежде всего, не нужно грузить такого человека философией и умозрительными выводами. В общении с реалистом желательно понимать, что для него важны факты и четкая формулировка идеи. Лучше, когда все это подкреплено реальными примерами из жизни

Например, предлагая своему бизнес-партнеру, который отличается реализмом, новую рекламную кампанию, необходимо акцентировать его внимание, что подобные меры уже кому-то принесли прибыль. Еще лучше, если будут озвучены конкретные цифры: сколько вложили, сколько получили, какая конверсия и т.д

В романтических отношения с реалистом романтики не так и много. Больше диалог будет основываться на доверии, взаимопонимании, комфорте. Такому типу личности не свойственны необдуманные «героические» поступки со всплесками эмоций. Все предельно просто и логично. Если подходят друг другу, то строят отношения, если нет – то прощаются. Соответственно, в юные годы реалистам сложнее приходится по сравнению с более мечтательными ровесниками, но чем старше они становятся, тем большей популярностью начинают пользоваться у противоположного пола.

Двоемирие

В книге «Психология шизофрении» польский психиатр Антоний Кемпинский очень просто и наглядно объяснил, в чем именно заключается разница в восприятии действительности между здоровым человеком и человеком с серьезным расстройством психики. Здоровый человек, приняв в темноте куст за притаившегося грабителя, пугается, но понимает, что перед ним либо куст, либо грабитель. В глазах того, кто болен шизофренией, увиденный объект может быть и кустом, и грабителем одновременно.

Точно так же персонажи произведений, которые причисляют к магическому реализму, существуют сразу в двух мирах: в мире прошлого и в мире настоящего, в мире сна и в мире бодрствования, в мире субъективном и в мире подлинном. Бытийный дуализм обычно не смущает героев: такой порядок вещей кажется им совершенно естественным — и читатель, словно поддавшись гипнозу, в конце концов и сам перестает отличать реальное от ирреального. С одной стороны, это позволяет нам говорить о родстве Маркеса, Кортасара, Карпентьера не только с экспрессионистами, но и с фантастами. С другой, такой подход к изображению действительности не то чтобы сильно грешит против истины: по большому счету каждый из нас в любой момент может из душного вагона метро мысленно перенестись на берег моря.

Реализм в литературе

Реализм как литературное направление зародился в европейской культуре в 1830-е годы, придя на смену романтизму. Если романтизм — это интерес идеальному, особенному, то реализм — это интерес к повседневным событиям и «обычным» людям.

Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.

В России черты реализма находят свое отражение в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в прозе и поздних поэмах А. С.Пушкина. Критик Виссарион Белинский использовал понятие «натуральная школа». Он провозгласил реалистом Н.В. Гоголя — в первую очередь за его поэму «Мертвые души».

Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно ста­ло толь­ко в 1860-е.

Ста­нов­ле­ние реализма в русской литературе традиционно связывают с име­на­ми пи­са­те­лей на­ту­раль­ной шко­лы — И.С.Тургенева, мо­ло­до­го Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова­ и других.

Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.

Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.

Хорошо или плохо быть реалистом?

В материальном мире реализм ассоциируется с объективностью и непредвзятостью. Такое утверждение справедливо, если не учитывать духовную составляющую человека. В противном случае, придется признать, что субъективные переживания не менее реальны, чем окружающая действительность. Чем конкретнее поставленная задача, тем эффективнее в ее решении становится реалист. Но, когда дело касается духовной сферы и силы мысли, идеалисты отрываются далеко вперед. Разберем эти случаи по отдельности.

Преимущества реалистов

В тех сферах жизни, где необходим холодный расчет и взвешенность решений, реалисты опережают другие типы личности. Им настолько чужды субъективные оценки, что кажется, они подобны зеркалам, отражающим реальность. Это свойство незаменимо в научно-технической и производственной сферах, где излишняя мечтательность исполнителя может привести к самым неожиданным последствиям. Допустим, если должно быть использовано десять миллиграммов реактива, то его реально нужно отмерить в таком количестве. Не «на глаз», либо «скорее всего», а действительно десять.  В этом реалистам нет равных.

Также, этот тип людей зачастую берет на себя роль лидера или управленца. Это не удивительно, поскольку холодный расчет реалистов помогает им взвешено оценивать ситуацию и принимать самые конструктивные решения. Независимо от руководящих ролей, такие люди должны быть представлены в любом коллективе, иначе чрезмерный идеализм порой уводит в ошибочном направлении. Они – своеобразный сдерживающий фактор, с помощью которого удается достигать «золотую середину» между практичностью и полетом мысли.

Реалисты, зачастую, добиваются больших успехов в создании домашнего уюта и налаживания бытовой сферы. Они понимают, что кран сам собой не починиться, что прохудившаяся крыша, скорее всего, потечет к зиме, а забитая канализация в недалеком будущем вернет своим владельцам все то, что они так щедро в нее вкладывают. Поэтому реалисты, как правило, успевают предотвратить возможную поломку, не допуская ее усугубления. Но не стоит думать, что этот тип людей лишен недостатков, о которых мы и поговорим далее.

Недостатки реалистов

Нежелание и неумение фантазировать может сыграть злую шутку с любым реалистом. Безусловно, прагматичный взгляд на мир эффективен, но не в случаях, когда нужно проявить находчивость и креативность. Этот тип людей намного реже, чем идеалисты, становятся художниками и писателями. Рассуждая «приземленными» мерками, они вряд ли создадут крутую рекламу своей продукции, либо услуги.

К тому же, сухой и лаконичный тип общения не всегда нравится собеседникам, особенно девушкам. Как известно, они любят «ушами», и порой пафосные речи какого-нибудь выдумщика могут произвести больший эффект, чем чересчур логичные доводы реалиста. В политике последним вообще делать нечего, поскольку избиратели употребляют «лапшу» в количествах, на порядок больших, чем самая доверчивая девушка.

Но это все мелочи по сравнению с настоящей опасностью для самих реалистов. В мире, в котором работает принцип обратной связи, оптимисты зачастую добиваются значительно большего эффекта. Все потому, что они верят в свой успех, тогда как реалисты могут «головой понимать», что шансы чрезмерно малы. Вряд ли хоть один реалист бросит все нажитое в своем городе ради эфемерной возможности начать все с нуля в другом месте. Невелика вероятность того, что какой-нибудь реалист совершит грандиозное научное открытие. Именно мечтатели открыли когда-то Америку, начали освоение космоса и придумали Интернет. С другой стороны, если бы не реалисты в их команде, то все эти открытия могли и не воплотиться, разбившись о суровые реалии прагматичного мира.

Наивный реализм читателя-школьника. Особенности восприятии литературного произведения младшими школьниками

Мир маленького ребенка — это мир чувств. Младший школьник в этом немногим отличается от дошкольника, для которого свойственно чувственное отражение мира. И хотя 6-7-летний ребенок, конечно, уже умеет логически мыслить, но пока логическое мышление имеет для него все-таки вспомогательное значение, уступая мышлению образному. Это связано с тем, что у ребенка изначально преобладает первая сигнальная система, то есть он оперирует зрительными, слуховыми, двигательными и другими конкретными образами и представлениями. Слова и связанные с ним понятия относятся ко второй сигнальной системе, понятийное освоение мира требует умения логически мыслить, абстрагировать и обобщать. Логико-понятийное мышление оперирует отдельными признаками предметов и явлений или их совокупностями так, как если бы они сами по себе существовали в действительности. Логическая мысль строго контролируется сознанием. Логическое мышление ведет от образа в отвлеченный анализ. Образовательный процесс приводит к расширению объема мышления, а значит, и к отрыву мышления от восприятия. Как указывал П.П.Блонский, «мышление все более и более становится ненаглядным». Освоение грамотности, чтение дают ребенку возможность постигать мир не только с помощью чувств, но и с помощью невещественных словесных образов. Таким образом, чтение становится новым источником мыслей ребенка, а следовательно, развивается его словесное мышление.

Как распознать реалиста?

Реалист создает впечатление искреннего, открытого и уверенного в себе человека. Определить его можно достаточно быстро, после первого же разбора полетов, либо составления планов. Реалист избегает длительных, чересчур эмоциональных и абстрактных разговоров.

Чаще всего, такой тип личности прямолинеен, конкретен, лаконичен. От него редко услышишь «мне кажется», «может быть», «наверное» и т.п. Ему не нужно додумывать, поскольку есть объективные факты. Во всяком случае, настолько объективные, насколько это позволяет оценить разум человека.

Реалист не любит направлять свою энергию в домыслы или фантазии. Его привлекают текущие дела, неотложные задачи и конструктивная сторона событий. Поэтому разговор с таким типом людей имеет более приземленный характер. Хорошо это или плохо, судить сложно, поскольку в конкретной ситуации такой подход может иметь конкретные преимущества, либо недостатки. Обо всех плюсах и минусах реалистов поговорим в следующем разделе.

Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.

Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.

Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.

Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

Реализм в зарубежной литературе XIX-XX века

Начальный этап формирования критического реализма в странах Европы в средине 19 века связывают с произведениями Бальзака, Стендаля, Беранже, Флобера, Мопассана. Мериме во Франции, Диккенс, Теккерей, Бронте, Гаскелл — Англия, поэзия Гейне и других революционных поэтов — Германия. В этих странах в 30-х годах 19 века нарастает напряжение между двумя непримиримыми классовыми врагами: буржуазией и рабочим движением, наблюдается период подъема в различных сферах буржуазной культуры, происходит ряд открытий в естествознании и биологии. В странах, где сложилась предреволюционная ситуация (Франция, Германия, Венгрия) возникает и развивается учение о научном социализме Маркса и Энгельса.

Психологический реализм

(Жюльен Дюпре «Возвращение с полей»)

В результате сложной творческой и теоретической полемики с последователями романтизма критические реалисты взяли для себя самые лучшие прогрессивные идеи и традиции: интересные исторические темы, демократичность, веяния народного фольклора, прогрессивный критический пафос и гуманистические идеалы.

Реализм начала ХХ века, переживший борьбу лучших представителей «классиков» критического реализма (Флобера, Мопассана, Франса, Шоу, Роллана) с веяниями новых нереалистических направлений в литературе и искусстве (декаданс, импрессионизм, натурализм, эстетизм и т.д.) приобретает новые характерные черты. Он обращается к социальным явлениям реальной жизни, описывает социальную мотивированность человеческого характера, раскрывает психологию личности, судьбу искусства. В основу моделирования художественной реальности ложатся философские идеи, дается авторская установка в первую очередь на интеллектуально-активное восприятие произведения при его чтении, а затем уже на эмоциональное. Классическим образцом интеллектуального реалистического романа являются труды немецкого писателя Томаса Манна «Волшебная гора» и «Признание авантюриста Феликса Круля», драматургия Бертольда Брехта.

Психологический реализм

(Роберт Кохлер «Забастовка»)

В произведениях автор-реалистов ХХ века усиливается и углубляется драматическая линия, присутствует больше трагизма (творчество американского писателя Скота Фицджеральда «Великий Гетсби», «Ночь нежна»), появляется особый интерес к внутреннему миру человека. Попытки изобразить сознательные и бессознательные жизненные моменты человека приводят к появлению нового литературного приема, близкого к модернизму под названием «поток сознания» (произведения Анна Зегерс, В. Кеппена, Ю.О’Нила). Натуралистические элементы проявляются в творчестве американских писателей-реалистов, таких как Теодор Драйзер и Джон Стейнбек.

Реализм ХХ века имеет яркий жизнеутверждающий окрас, веру в человека и его силы, это заметно в произведениях американских писателей-реалистов Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, Джека Лондона, Марка Твена. Большой популярностью в конце 19 начале 20века пользовались произведения Ромена Роллана, Джона Голсуорси, Бернарда Шоу, Эрих Мария Ремарка.

Жив ли реализм сегодня?

Появляются новые течения, генетически связанные с реализмом — фотореализм и гиперреализм в живописи, непосредственно фотография, которая, пожалуй, как ничто другое изображает жизнь «как она есть». Современная литература несет в себе культурный код реализма.

Трансформируясь, реализм рождает новые литературные направления — «новый реализм», «неокритический реализм», «жестокий реализм» в русской прозе представлены в творчестве Людмилы Петрушевской, Захара Прилепина, Павла Санаева и многих других.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Психологический реализм

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Условность времени

Для реалистического романа XIX века был характерен историзм: Бальзак и Стендаль не только перечисляли приметы эпохи, в которую жили Жюльен Сорель или Эжен де Растиньяк, но и называли конкретные годы, имена действительно существовавших государственных деятелей, даты проведения военных парадов и т. д. В свою очередь представители магического реализма рассматривали категорию времени как условность и обращались с ним чрезвычайно вольно.

Время в их романах либо течет с немыслимой скоростью, либо, наоборот, замедляется и кажется застывшим, и герои вяло бултыхаются в нем, подобно мухам в киселе. Оно может быть нелинейным и дробиться на будто бы не связанные друг с другом отрезки — как у Кортасара, а может переносить читателя в неопределенное прошлое — как у Астуриаса. Магические реалисты словно говорят нам: не только пространство, но и время не поддается объективной оценке. Да, все люди движутся в одном потоке мгновений, но видят его с разных точек, а значит, существование единого, общепринятого понимания времени попросту невозможно.

Доводы за и против

Самым крупным аргументом «за реализм» является итог к лучшему пояснению: «реализм – это единственная философская система, которая не причисляет прогресс в науке к чудесному явлению». Эта теория была раскритикована антиреалистами, считавших, что риск принятия научной теории за истинную очень высок. Данный довод получил название пессимистической индукции, и определен так: частично ранние теории науки были ложными (теории теплорода, флогистона, определение эфира). Теории настоящего времени также могут быть признаны мнимыми. Постулаты научного реализма жестко осуждались основоположниками, но приобретали и множество последователей.