Религия и психология
1.2 Предмет и сущность психологии религии
Предметом психологии религии является религиозность как психический факт, а именно суть сознания и религиозное поведение человека как выражение его внутренних переживаний.
Один из основателей современного религиоведения Макс Мюллер сказал: «В наши дни почти невозможно говорить о религии, не обидев кого-нибудь. Некоторым религия кажется слишком священным предметом для научного изучения; другие ставят ее в один ряд с алхимией и астрологией, считая, что она сплетена из ошибок и галлюцинаций, недостойных внимания ученого. В некотором смысле я согласен с этими двумя мнениями. Религия есть священный предмет, и в ее самой совершенной или самой несовершенной форме она заслуживает наивысшего уважения». Этим словам более 130 лет, но их актуальность сегодня очевидна. Религиозность, как такова, имеет свои закономерности развития. В разных религиях и даже в различных деноминациях одного вероисповедания имеются свои специфические особенности, но есть и общие принципы. Так как человек сам по себе является религиозным существом, а религиозный опыт — деятельностью души, исследование представляет определенный интерес и для самой психологии
«Психолог должен быть кровно заинтересован в выяснении содержания религии, ибо для него важно, какое человеческое отношение в ней выражается и какое действие — доброе или злое — она оказывает на человека, на развитие человеческих сил. Ему интересно выяснить не только психологические корни различных религий, но и их ценность»
Хотя в последнее время есть тенденция считать, что психология религии — это самостоятельная наука, но оказывается, что ее методика зависит от философии и богословского мировоззрения, которые и определяют метод определения эмпирических показателей религиозного феномена. Психология религии — область научных исследований, где изучается воздействие религии на душевную жизнь человека. Психология религии признает трансцендентный опыт и убеждения, не затрагивая реальности существования трансцендентного предмета. Немецкий теолог Генрих Фрик в своей книге «Сравнительное религиоведение» утверждает, что психология религии»…делится на индивидуальную и коллективную». Психология религии принципиально занимается только человеком как партнером этой связи и исследует отображения, образы, понятия сверхъестественной действительности, которые созданы людьми. В наше время эта наука занимается проблемами структуры и типологии религиозного опыта и его обусловленностью, изучает роль религиозных состояний и актов в поведении личности, поднимает проблему обращения совести, исследует религиозные позиции, опыт, развитие, а также чувство вины и сожаления. Для психологов большую проблему создает генезис религии и религиозности. Основываясь на эмпирических методах, современная психология только описывает религиозные факты так, как их воспринимает человек, или группа людей и дает их объяснение с помощью различных теоретических положений. Психология религии разрешает признать трансцендентные опыт и убеждения, не присоединяясь к исследованиям реальности или вероятности трансцендентного предмета. Психология религии не занимается вопросами объективного существования Бога, Его благодати — это вопросы философии и богословия, но она исследует как конкретный человек или группа людей понимает существование Всевышнего и Его действия в жизни этих людей. Поскольку религиозность — это проблема выбора человека, то выбор духовных ценностей происходит дифференцировано: у одних людей он достаточно глубокий и поэтому связан со многими составляющими психики, у других — он очень поверхностный. В связи с этим формируется конкретная религиозная личность.
1.3. Основные психоаналитические концепции
1.3.1. Концепция З.Фрейда
Крайняя точка зрения на природу религии
высказывается в классическом психоанализе. Свое убеждение о том, что
«религия — общечеловеческий невроз навязчивости», З.Фрейд обосновывал
не только внешним, но и внутренним сходством между отправлениями
религиозного культа (молитвы, посты, заклинания, жертвоприношения и т.
д.) и приобретающими защитный характер ритуалами при
обсессивно-фобическом неврозе . Используя метод аналогий, Фрейд
утверждал, что в основе невроза и религиозного переживания лежит
подавление природных инстинктов человека. В работе «Воспоминания
Леонардо да Винчи о раннем детстве» рассматривается идея
взаимосвязи образа собственного отца и индивидуального образа Бога. В
исследовании «Тотем и табу» говорится о возникновении первобытных
религиозных представлений. Ядром концепции Фрейда является положение о
бинарной роли религии как явления, генерирующего невроз и одновременно
являющегося средством защиты от него. Видя в культуре, социальности
человека основную причину невроза, автор полагает, что не будь религии,
невроз принял бы еще более грубые формы и протекал бы тяжелее.
1.3.2. Концепция К.Г.Юнга
Иных взглядов придерживался К.Г.Юнг. В религии он
видел установку человеческого ума на внимательное рассмотрение,
наблюдение за некими динамическими факторами, понятыми как «силы, духи,
демоны, боги, законы, идеалы — и все прочие названия, данные человеком
подобным факторам, обнаруженным им в своем мире в качестве
могущественных и опасных» . Создав новое направление в психоанализе
— аналитическую психологию, он исследовал роль прошлого опыта и
первобытных архетипов (символов, представлений, идей, образов) в
формировании стадий сознания. Многие из концепций Юнга о религии были
погружены в суеверие и оккультизм, так что в итоге его роль в
психоаналитическом движении становилась все более двойственной и
неоднозначной. В отличие от З.Фрейда, он не только не рассматривал
религию как «невроз навязчивости», но и считал одним из факторов
возникновения психических расстройств утрату религиозных взглядов.
Причину психических расстройств он видел в динамическом факторе:
рассогласовании между сознательным и бессознательным. Он рассматривал
религию в качестве необходимого условия психического здоровья личности и
эффективной системы психотерапии.
1.3.3. Концепция Э.Фромма
Для Э.Фромма религия была важна как
предшественница психотерапии, накопившая тысячелетний опыт заботы о
душевном здоровье человека. Он считал, что в настоящее время две группы
людей занимаются душой человека — священники и психоаналитики. Понимая
религию как систему взглядов и действий, которой придерживается
определенная группа людей и которая дает индивиду систему ориентации, он
подразделял ее на авторитарную и гуманистическую. Авторитарная
религиозность состоит в подчинении и послушании. Утрачивая
независимость и цельность, индивид приобретает чувство безопасности и
защищенности. В гуманистической религиозности, напротив, человек
достигает веры в себя, собственные силы, полную самореализацию.
Религиозность по Фромму заключается в служении не только божеству, но и
вождям, классам, нации, партии, успеху, силе .
1.3.4. Концепция В.Е.Франкла
Воззрения Юнга были подвергнуты критике со стороны
основателя логотерапии В.Е.Франкла. Считая основной движущей силой
поведения и деятельности человека стремление к смыслу своего
существования, он видел принципиальную ошибку Юнга в локализации образа
бога в сфере бессознательного, а религии — в сфере инстинктивного. По
Франклу истинная религиозность имеет не инстинктивный характер, а
характер решения, поскольку религиозность либо экзистенциальна, либо ее
нет вообще. Бог в логотерапии — «партнер в самых интимных разговорах
человека с самим собой» . Для логотерапии религия является только
лишь предметом, но не основанием. Она рассматривает веру в бога как
поиск смысла человеческого бытия.
1.1. Методы обследования больных с психопатологическими феноменами религиозного содержания
Психиатрия является естественнонаучной
дисциплиной. Поэтому ее методологической основой является свободомыслие
— та форма духовной культуры, исходным пунктом которой признается
право разума на критическое рассмотрение религии и свободное
исследование окружающего мира. Исследователь сам по себе может
исповедовать какое угодно мировоззрение, но как представитель научной
дисциплины он рассматривает все явления, в том числе и религиозный
опыт, в системе тех взглядов, которые общеприняты в данной науке.
Рассматривая религиозное содержание, исследователь выносит за скобки
вопрос об их истинности, оставляя его теологии и философии. Здесь
следует отметить, что и атеизм при определенных условиях может быть
патологическим.
Основным методом исследования в психиатрии является клинико-психопатологический. Он
заключается в расспросе больного, сборе субъективного (от больного) и
объективного (от родственников и лиц, знающих больного) анамнеза и
клиническом наблюдении. С помощью этого метода производится оценка
психического здоровья — выявляются симптомы, синдромы, нозологические
формы, особенности течения, степень тяжести, этиология, патогенез. В
результате устанавливается клинический диагноз. Религиозный анамнез
включает сведения о религиозном воспитании в семье, религиозных
интересах, религиозном поведении, религиозных переживаниях. Главной
целью сбора религиозного анамнеза является выяснение вопроса, как
влияет религиозная деятельность данного человека на его психическое
здоровье.
Оценочные шкалы. В последние годы
клинико-психопатологический метод дополняется методами стандартизации —
оценочными или рейтинговыми шкалами, охватывающими определенный диапазон
психопатологических проявлений. В психиатрии религии используется
шкала PDI, позволяющая изучать особенности бредовых идей у религиозных пациентов .
Изучение текстов. Являясь
неотъемлемой частью человеческого бытия, религиозные переживания нашли
свое отражение в Библии. В Ветхом и Новом Заветах проводится разделение
на «сумасшествие» как наказание Божие (Втор. 28:15,28) и отличные от
него откровения, видения. Вместе с тем священные тексты наполнены
символами, метафорами; значения слов в них значительно шире, чем в
общепринятом толковании. Поэтому описания особых психических состояний у
библейских персонажей могут служить материалом для размышлений, но не
для психиатрических заключений и выводов. То же можно сказать и о
текстах, посвященных религиозным переживаниям святых, например Жанны
Д′Арк, слышавшей «небесные голоса».
Гораздо более репрезентативны личные документы:
дневники, письма. Например, лишь основываясь на переписке Н.В.Гоголя и
воспоминаниях современников, можно судить о его депрессивных приступах с
идеями греховности, самоуничижения и ступорозных состояниях.
Значительную ценность для психопатологии религии представляют клинико-психологические методы, особенно
те, которые направлены на исследование личности. Использование анкет,
опросов, интервью, несмотря на высокую доступность для статистической
обработки, ограничено. Их информативность зависит от поставленной
задачи, например, изучение влияния религиозности на переносимость
тяжелых заболеваний, употребление наркотиков и т. д.
Популяционный метод заимствован из
социальной психиатрии и включает в себя изучение сект, религиозных
движений, а также наблюдение и клинический анализ религиозного
поведения адептов и лидеров. Уже в начале XX в. России были опубликованы
исследования на эту тему, среди которых наиболее известными являются
работы Н.В.Краинского и Д.Г.Коновалова . В настоящее время
проблема изучается Ф.В. Кондратьевым и Ю.И. Полищуком .
Похожее
-
Бог как иллюзия
Ричард ДокинзВ книге Ричард Докинз утверждает, что вера в сверхъестественного создателя — это ложное убеждение, которое, подобно мании, не меняется в зависимости от фактов. Он приводит высказывание Роберта Пирсига, что «когда один человек одержим иллюзиями — это называют умопомешательством. Когда много людей одержимо иллюзиями — это называют религией».
-
Реконструкция «веры»: психиатрия и религия
Александр Невзоров
Разумеется, анализируя религиозность с помощью параметров психиатрии, мы получим грубые и весьма обобщенные оценки. Тем не менее это будут хоть какие-то первичные ориентиры, необходимые для понимания столь деликатного предмета, как религиозная вера. Впрочем, нам придется хитрить и лавировать, избегая встречи «лоб в лоб» с догматами фундаментальной классической психиатрии. Дело в том, что она не снисходит до обсуждения тонкостей интересующего нас явления, а сразу выносит приговор. -
Сон разума рождает чудовищ
Александр ПанчинБиолог Александр Панчин расскажет о нейробиологии сонного паралича, фантомной боли, видения ауры, околосмертного опыта и других явлений, лежащих в основе необычных ощущений, которым часто приписывают паранормальную природу. Вы узнаете: Откуда в наших снах демоны? Кто может увидеть ауру? Почему солдат, которому ампутировали ногу, продолжает ощущать боль? Как возможно существование двойников-доппельгангеров? Что такое околосмертный опыт?
-
Может ли священник быть атеистом?
Александр Марков
Философ Дэниел Деннетт (Daniel Dennett) и социолог Линда Ласкола (Linda LaScola) опубликовали результаты пилотного исследования малоизвестного и с трудом поддающегося изучению социально-культурного явления — атеизма среди действующих священнослужителей. -
Академик Николай Амосов о религии, о Боге и страхе смерти
Николай Михайлович Амосов (6 декабря 1913, около Череповца — 12 декабря 2002, Киев) — советский и украинский кардиохирург, учёный-медик, литератор. Автор новаторских методик в кардиологии, автор системного подхода к здоровью («метод ограничений и нагрузок»), дискуссионных работ по геронтологии, проблемам искусственного интеллекта и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»). Академик АН УССР (1969) и Национальной Академии Наук Украины, Герой Социалистического Труда (1973). -
Как мы творим богов: поведенческая экономика объясняет веру в иррациональное
Вера в необъяснимое вполне объяснима. Почему мы задним умом крепки, верим в духов и легко можем объяснить причины экономического кризиса? С началом когнитивной революции в психологии (и social sciences в целом) многие исследователи стали задаваться вопросом: а нельзя ли использовать открытия в области человеческого сознания для того, чтобы пояснить религиозное мышление? Одно из таких открытий как раз и явилось моментом истины.
-
Сильная вера в бога возникла из-за рака головного мозга
Испанские врачи описали в статье в журнале Neurocase интересный случай из практики. 60-летняя женщина из города Мурсии, что на юге Испании, была одержима религиозными идеями в течение двух месяцев перед тем, как у нее диагностировали агрессивную форму рака мозга. После лечения религиозная одержимость прошла.
-
Почему люди верят во что попало и как с этим бороться
Люди верят в сглаз, теории заговора, превосходство расы, инопланетян и ангелов-хранителей. Почему мы изначально запрограммированы верить? Потому что так устроен человеческий мозг. Неверие, скептицизм и научный подход требуют усилий на преодоление этого врожденного механизма верить. Наука руководствуется принципом «все новое неверно, пока не подтверждено», мозг настроен на обратное: «все, что я заметил, верно, пока не опровергнуто».
-
Каким богам россияне молятся и во что по-настоящему верят
Вера, Надежда, Любовь… Интересно, кто-то когда-либо задумывался, почему эти многозначительные имена мы всегда употребляем в такой, а не в какой-либо иной последовательности? Что это — случайное созвучие, гармоничная рифма или действительно для россиян вера всегда стоит впереди надежды и даже любви? Ученые из Института социологии РАН на веру не берут ничего и любую гармонию проверяют своей алгеброй: долями, процентами, статистикой, допустимыми пределами погрешности. Так получилось и в этом случае. Социологи ИС РАН попытались замерить «уровень религиозности» граждан России и сделали весьма любопытные выводы. -
Как появился Homo Sapiens, почему нет Бога, почему есть блондинки?
Александр Марков
Интервью Александра Маркова журналу «Огонёк».
Далее >>>
Выберите ближайший к вам город
Москва
Санкт-Петербург
Аахен
Абакан
Абан
Авимор
Алма-Ата
Алматы
Алушта
Амстердам
Анапа
Анталия
Апшеронск
Армавир
Архангельск
Астана
Астрахань
Афины
Баку
Балаково
Балашиха
Балашов
Бангкок
Барановичи
Барнаул
Барселона
Белгород
Беломбр
Бердск
Бийск
Благовещенск
Благовещенск (Амурская обл.)
Борисоглебск
Братск
Брно
Брянск
Будапешт
Буденновск
Бургас
Буштына
Варна
Вена
Видное
Витебск
Владивосток
Владикавказ
Владимир
Волгоград
Волгодонск
Волжский
Вологда
Волчиха
Воронеж
Воскресенск
Воткинск
Геленджик
Георгиевск
Гомель
Горячий Ключ
Денвер
Джексонвилль
Динская
Дмитров
Днепропетровск
Долгопрудный
Домодедово
Донецк
Дорогобуж
Дрезден
Екатеринбург
Ессентуки
Железногорск
Железнодорожный
Житомир
Жуковский
Запорожье
Звенигородка
Зеленоград
Зимовники
Иваново
Иерусалим
Ижевск
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Калач-на-Дону
Калининград
Калуга
Каменск-Уральский
Кандалакша
Кемерово
Керчь
Киев
Кинешма
Киров
Кировоград
Кишинев
Климовск
Ковров
Коломна
Комсомольск-на-Амуре
Королев
Костанай
Котка
Красноармейск
Красногорск
Краснодар
Красноярск
Кременчуг
Кривой Рог
Кузнецк
Курган
Курск
Лазаревское
Ленинск-Кузнецкий
Лесной
Лиман
Липецк
Лисичанск
Лиски
Лобня
Лондон
Луганск
Луцк
Львов
Люберцы
Магнитогорск
Манчестер
Марганец
Марокко
Марсель
Махачкала
Мегион
Мелитополь
Мензелинск
Миасс
Миллерово
Минеральные Воды
Минск
Минусинск
Могилев
Можайск
Москва
Мурманск
Мценск
Мытищи
Набережные Челны
Назарово
Нальчик
Нахабино
Находка
Не указано
Нефтеюганск
Нижневартовск
Нижнекамск
Нижний Новгород
Николаев
Ницца
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Новоузенск
Новочеркасск
Новошахтинск
Ногинск
Нью-Йорк
Обнинск
Одесса
Одинцово
Омск
Орел
Оренбург
Орехово-Зуево
Павлоград
Париж
Пенза
Пермь
Петрозаводск
Подольск
Полоцк
Прага
Протвино
Псков
Пушкин
Пушкино
Пятигорск
Раменское
Ревда
Реутов
Рига
Ростов-на-Дону
Рыбинск
Рязань
Салават
Сальск
Самара
Сан-Матео
Санкт-Петербург
Саранск
Саратов
Сватово
Севастополь
Северодвинск
Семипалатинск
Сергиев Посад
Серпухов
Симферополь
Смела
Смоленск
Солигорск
Сосновый Бор
Сочи
Ставрополь
Старый Оскол
Стерлитамак
Ступино
Сумы
Сыктывкар
Тамбов
Ташкент
Тбилиси
Тверь
Тель-Авив
Тимашевск
Тирасполь
Тихвин
Тихорецк
Тольятти
Томск
Торонто
Туапсе
Туймазы
Тула
Тюмень
Ужгород
Улан-Удэ
Ульяновск
Усолье-Сибирское
Уссурийск
Усть-Кут
Уфа
Ухта
Франкфурт-на-Майне
Фролово
Хабаровск
Хайфа
Харьков
Хельсинки
Херсон
Химки
Хмельницкий
Цюрих
Чара
Чебоксары
Челябинск
Череповец
Чита
Шахты
Шымкент
Щелково
Электросталь
Энгельс
Ялта
ЯНАО Правохеттинский
Ярославль
Ярцево
Ясиноватая
1.1 Возникновение и развитие психологии религии
Психология религии возникла в конце XIX — начале XX в. Основателями данной науки являются: В. Вундт, У. Джеймс, Т. Рибо и др. Эта наука накопила значительный материал о содержании религиозного сознания, включающего такие понятия, как бог (дух), рай, ад, грех и др., а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека во время молитвы, исповеди и совершения других обрядов. В психологии религии существует несколько течений, базирующихся на различных теоретико-методологических основаниях. Советская психология религии использует теоретические положения и методы общей и социальной психологии, социологии, этнографии и истории религии.
Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии ведется в следующих направлениях: 1) общая теория психологии религии изучает содержание и структуру религиозного сознания, специфику религиозных чувств, психологические функции религии в духовной жизни личности и общества; 2) дифференциальная психология религии рассматривает религиозное сознание и чувства верующих с учетом конкретной социальной среды и исторической эпохи; 3) психология религиозных групп изучает социально-психологическую структуру религиозных общин, механизмы общения, подражания, внушения, установок и их воздействие на сознание, чувства и поведение верующих; 4) психология религиозного культа исследует воздействие религиозных обрядов на психику человека; 5) педагогическая психология атеистического воспитания разрабатывает принципы формирования атеистического мировоззрения.
Большое влияние на развитие психологии религии оказали европейские теологические, философские и психологические традиции. Среди них необходимо отметить классический британский эмпиризм на рубеже XVIII—XIX вв., классическая немецкая философия, прежде всего философско-трансцендентальная проблематика опыта у И. Канта. Важнейшим и теологическим, и философским источником стало творчество Ф. Шлеермахера, он положил в основание своих исследований религиозный опыт и его осмысление. Позже на психологию религии оказывали влияние в той или иной мере практически все движения и течения в европейской философии, в которых проблема религиозного опыта занимала заметное место. Важную роль здесь сыграли мыслители XIX — начала XX в., такие как Т. Фехнер, Г. Тиррел, Ф. фон Хьюгель и особенно У. Джеймс. Необходимо отметить также и влияние на развитие психологии религии философского движения нашего столетия, такого как философская феноменология и аналитическая философия, которые настолько интегрированные в исследование религиозного опыта, что без них исследование уже не представимо.
Свой вклад в развитие психологии религии внесли и психологические школы. Вначале рассматривались некоторые виды религиозного опыта, например обращение к Богу, призвание свыше для служения в мире, роль религиозных мотивов в деятельности человека. В дальнейшем, по мере переключения на бессознательное были привлечены методы психоанализа, гуманистической психологии. Психоанализ отрицал право религии на собственный предмет, объясняя ее болезненностью психики невротика или же списывая ее на низшие желания. Были также и положительные результаты: А
Маслоу привлек внимание к «пиковому опыту» в жизни человека с высокой степенью самореализации и успешной самоотдаче. Он отнес этот опыт к мистическому, к видению трансцендентного, к первичным элементам религии
Г. Олпорт заявил об отличии зрелой религиозности от незрелой по признаку, озабочен ли человек, прежде всего собой, или же он действительно чуток к Высшему, к большему, чем он сам, т.е. способен жить в русле религии, а не использовать ее. Э
Эриксон выявил положительную роль психосоциальных кризисов в жизни души, где важное значение имеет ее ориентация на трансцендентное. Дж
Фаулер описал шесть этапов развития веры в жизни человека. В. Франкл в противовес «глубинной» предложил «вершинную психологию», где основное значение для психики и ее терапии придается смыслу жизни, корни которого — религиозны: «смысл должен быть найден, но не может быть создан», а совесть он рассматривал как «орган смысла. Э. Фромм писал о значении духовной радости и любви к Богу и ближнему для полноты душевной жизни. Все это дало лучшее понимание души религиозного и верующего человека.