Азбука социального психолога-практика — фасилитация социальная

Мировое кафе

Методика групповой работы «Мировое кафе» (World Cafe) — подход к внедрению изменений — разработана Хуанитой Браун и Дэвидом Айзексом. Открытая по характеру методика предлагает участникам высокую степень свободы, объединяет людей в команды и высвобождает их творческий потенциал.

«Мировое кафе» отлично подходит, когда большому числу участников необходимо обменяться знаниями и опытом по выбранной теме и собрать максимум информации, впечатлений, мнений и оценок. Результатом такой схемы станет общая «картина мира», полученная за короткое время — отражение ситуации в умах присутствующих и срез общего мнения по теме.

Работа по такой методике организуется чаще всего на два–три часа и даже внешне отличается от других технологий групповой работы. В помещении («Кафе») стоят столики, покрытые большими листами бумаги, на которых можно писать, рисовать, делать пометки, чертить и любым другим способом фиксировать информацию. За каждым столиком постоянно сидит модератор («Хозяин»), остальные участники свободно перемещаются между ними, когда объявляется новый круг обсуждения.

Заслуживающая внимания информация, идеи по решению проблем и мнения фиксируются модератором в обязательном порядке. По окончании очередного тура обсуждения лист бумаги с пометками прикрепляется у стола, а модератор сводит прошедшую дискуссию и ее результаты в мини-презентацию.

Каждый модератор информирует подошедших к его столу участников о наработках, полученных от предыдущих «гостей Кафе». После этого вновь прибывшие «гости» озвучивают свои идеи и предложения по проблеме, делая вклад в общее обсуждение. Эта методика помогает генерировать большое количество идей, тут же подвергать их сомнению, и либо опровергать, либо принимать для дальнейшей работы.

Таким образом, в одном месте концентрируется значительный объем знаний и мнений участников по выбранной теме. Кроме того, процесс обсуждения в «Мировом кафе» создает условия для одновременного взаимного интенсивного обучения участников — своего рода трансфер знаний, представляющий «побочный эффект» групповой работы.

Участники такого мероприятия должны быть достаточно дисциплинированными, чтобы равномерно распределить время между посещениями разных столов. Поэтому фасилитатор всей встречи должен четко следить за временем и помогать присутствующим вовремя перемещаться от стола к столу. Концентрированная, насыщенная дискуссия — желаемый продукт для организаторов «Мирового кафе», а это значит, что фасилитатору придется потрудиться, чтобы оторвать участников от общения.

Другой важной задачей фасилитатора здесь станет организация заключительной части — представления результатов встречи для всех столов. При большом числе участников будет трудно собрать и должным образом обработать все наработки

Поэтому к выбору модераторов, их организаторским и фасилитационным навыкам должны предъявляться высокие требования.

Фасилитация и бизнес

Происходящие экономические изменения нередко ставят многочисленные вопросы как перед людьми, так и перед компаниями. Что делать? Что происходит? Как развиваться во время кризиса? Как подготовить себя к будущему росту? Конечно, готовых ответов на эти вопросы нет. Их поиском люди занимаются во время совместного обсуждения при проведении мозговых штурмов, стратегических сессий и рабочих встреч.

Однако нередко время на таких совещаниях тратится участниками впустую. Каждый из них настолько вовлечен в беседу, что происходит рост разногласий и резко снижается эффективность групповой работы. И здесь на помощь приходит социальная фасилитация, которая, попав в сферу бизнеса, приняла профессиональную форму. В переводе с английского facilitate — «помогать, облегчать». Именно поэтому под фасилитацией в бизнесе понимают оказание помощи, которая позволяет группе решать поставленную перед ней задачу. Такой процесс способствует повышению эффективности работы, раскрытию потенциала участников, повышению их заинтересованности.

При использовании технологии фасилитирования совещаний, сессий и мозговых штурмов исполнители направляются в русло более напряженной мыслительной работы.

Фасилитация в бизнесе является одновременно процессом и серией навыков, которые позволяют эффективно организовать беседу по обсуждению спорной ситуации и сложной проблемы, выполнив без потерь времени все намеченные повесткой собрания или совещания пункты. И все это становится возможным только в случае предварительной подготовки, планирования и конструктивного подхода.

История открытия

В 1989 г. психологом Норманом Триплеттом было подмечено, что велосипедисты способны добиться лучших результатов в тех случаях, когда соревнуются между собой. Все показатели спортсменов значительно снижаются, если во время тренировок они просто включают секундомер. Психолог провел целый ряд исследований, для того чтобы подтвердить свои догадки.

В дальнейшем эксперименты Триплетта стали одними из первых в социальной психологии. Они заключались в том, что детям предлагалось намотать леску на катушку спиннинга. Был подтвержден тот факт, что малыши работали намного энергичнее в том случае, когда рядом присутствовали другие люди. Намотать леску в одиночестве было для них более сложной задачей.

Подобный эффект, который психолог Флойд Оппорт назвал социальной фасилитацией, ученые наблюдали и у животных. Например, цыплята быстрее едят зерна, а муравьи роют ходы в земле, если рядом находятся другие особи.

Таким образом, социальная фасилитация в психологии – это влияние оценки социума на производительность. Подобное явление вызвало небывалый интерес в научных кругах. Это привело к тому, что исследования, начатые Норманом Триплеттом, были в дальнейшем продолжены. Несколько позднее был установлен тот факт, что если при выполнении определенной задачи возле исполнителя присутствуют пассивные наблюдатели, то эффективность его действий значительно снижается.

Это был момент, когда ученые были неспособны сопоставить два феномена, что и завело общую теорию в тупик.

Программа исследования социальной фасилитации была возобновлена лишь в 1965 г. За нее взялся Роберт Зейонц. Им была намного глубже исследована социальная фасилитация. Теория активации при этом, сформулированная им же, объяснила два, казалось бы, противоположных феномена. Роберт Зейонц высказал предположение того, что феномен социальной фасилитации возможен только в случаях выполнения наиболее простых, привычных и усвоенных человеком механических действий. Обратный же эффект, который получил название ингибиции, возникает в более сложных интеллектуальных ситуациях.

В основе подобного утверждения лежал установленный факт того, что появившееся возбуждение является активатором доминирующей реакции. Под возбуждением в данном случае понимается присутствие других людей, которые находятся рядом в процессе выполнения того или иного задания. Именно поэтому в случаях простых работ наиболее вероятной, доминирующей реакцией является побуждение к скорейшему выполнению необходимых действий. При этом для решения поставленной задачи зачастую существует единственный верный путь. В тех же случаях, когда правильный ответ не является столь очевидным, возбуждение, вызванное присутствием других людей, провоцирует неверные реакции.

Несколько позже имели место и другие предположения, объясняющие феномен социальной фасилитации и ингибиции. Это была, например, предложенная Робертом Барроном модель отвлечения-конфликта. Согласно ее теории, присутствие посторонних людей вызывает в любом человеке внутренний конфликт

Он заключается в том, что индивид не может определить, уделять ли ему внимание аудитории, или выполнять поставленную перед ним задачу. Такой конфликт, возникающий в связи с усилением возбуждения, либо помогает выполнить задачу, либо, наоборот, мешает этому

Социальная леность

Что представляет собой это понятие, как оно связано с социальной фасилитацией? Леность проявляется в том случае, когда отсутствует положительная оценка со стороны других участников деятельности. Если личность никак не поощрять, она не захочет работать во всю полноту своих возможностей. Социальная леность заключается в том, что человек никогда не станет прилагать дополнительных усилий, если не видит в них смысла и цели. При отсутствии значимой оценки человек часто замыкается в себе или начинает трудиться ровно настолько, чтобы не вызывать подозрений со стороны сослуживцев и коллег. Леность нейтрализует действие такого понятия, как социальная фасилитация. Примеры из жизни показывают, что при отсутствии должного внимания и поддержки со стороны начальства люди вообще перестают стараться, проявлять себя на работе с лучшей стороны, потому что не видят в том смысла и необходимости.

Каждый из нас хочет ощущать, что его труд не напрасен. Если есть цель, ради которой человек совершает определенные шаги, то любые препятствия кажутся преодолимыми. Появляются даже дополнительные силы для реализации намеченных планов. В случае же серьезных конфликтов, непонимания со стороны общества, резкого, критического непринятия результатов труда индивида возникают противоречивые чувства, которые мешают полноценно действовать.

Поиск будущего или Форсайт

Эта методика работы в большой группе была разработана Марвином Вайсбордом. Она используется, когда при участии значительного числа людей необходимо получить картину будущего, сценарии развития ситуации на основе уже имеющегося опыта и прошлых прецедентов. Такая схема проведения мероприятий положена в основу гражданских собраний в коммунах Германии, и часто применяется как инструмент организованной и продуктивной работы.

Не менее эффективно эта методика может быть использована в компаниях

«Поиск будущего» или «Форсайт» обладает важной особенностью — она позволяет объединить разнородные подгруппы для выработки единого решения, например, сотрудников, клиентов и поставщиков. Их совместное участие позитивно скажется на качестве принятых решений, поскольку позволит найти точки соприкосновения интересов каждой стороны в стратегии, целях и перспективах предприятия

Обычно мероприятие длится два–три дня и проводится в шесть шагов:

  1. Ретроспективный взгляд в прошлое в горизонте, актуальном для группы.
  2. Анализ тенденций — глобальных и локальных, позитивных и негативных.
  3. Оценка текущей ситуации на основе выбранных группой критериев.
  4. Создание совместного видения привлекательной картины будущего.
  5. Формулирование общих целей — реалистичных или прорывных.
  6. Принятие решений и планирование шагов.

Преимущество этой методики групповой работы — возможность собрать различные, даже полярные, точки зрения и «создать» будущее в настоящем. Видение, созданное таким образом, основывается на достижениях прошлого, которые можно и нужно использовать в будущем. Это помогает участникам воспринимать мечту «без отрыва от реальности» и верить в свои силы.

Социальная фасилитация и социальная леность. Социальная фасилитация

Социа́льная фасилита́ция  — эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объёма и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего вида, наблюдается не только у людей, но и у животных. Эффект обычно наблюдается при деятельности, связанной с хорошо усвоенными реакциями или привычными действиями. При выполнении сложных задач присутствие других особей может оказывать обратный эффект, который в социальной психологии получил название социальной ингибиции .

При труде в коллективе и отсутствии оценки индивидуального труда каждого участника проявляется противоположный эффект — социальная леность .

Азбука социального психолога-практика - фасилитация социальная

Эффект социальной фасилитации, тогда ещё не получившей такого названия, был впервые выявлен в 1898 году психологом Норманом Триплеттом. Он заметил, что во время велосипедных гонок спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда соревнуются с секундомером , а когда участвуют в коллективных заездах.
Чтобы проверить наблюдение, Триплетт провёл один из первых в истории социальной психологии лабораторный эксперимент , в котором детей просили как можно быстрее наматывать леску на катушку удочки. Результаты показали, что в присутствии соисполнителей дети справлялись с заданием быстрее, чем поодиночке.
Дальнейшие эксперименты ( Г. Олпорт , 1920, Dashiell, 1930, Travis, 1925) показали, что в присутствии других людей испытуемые быстрее решают простые задачи, такие, как примеры на умножение или вычёркивание из текста определённых букв.
Однако вскоре был выявлен обратный эффект (см. ниже), и поскольку данные разных экспериментов противоречили друг другу, учёные на некоторое время перестали заниматься этой проблемой.

В 1930-х годах были получены экспериментальные подтверждения того, что в некоторых случаях присутствие других людей мешает выполнению задач. Этот обратный эффект позже получил в социальной психологии название социальной ингибиции . Так, при действиях, не доведённых до автоматизма (например, заучивание бессмысленных слогов, прохождение лабиринтов, решение сложных арифметических задач) присутствие других людей снижало скорость их выполнения.
В 1966 году Роберт Зайонц попытался найти теоретическое обоснование для противоречащих друг другу данных. Он трактовал результаты с помощью общеизвестного в экспериментальной психологии правила: «возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям»

Иначе говоря, социальное возбуждение, вызываемое присутствием другого человека, усиливает реакции, но снижает осторожность, вот почему простые действия, в которых маловероятна ошибка, выполняются успешнее, тогда как в сложных действиях, требующих сосредоточения, растёт количество ошибок, из-за чего они выполняются менее успешно

Около 300 исследований на 25 000 добровольцах подтвердили гипотезу Зайонца. Позднее было выявлено, например, что в присутствии наблюдателей студенты быстрее разбираются с лёгкими лабиринтами и труднее — со сложными, а хорошие игроки в бильярд показывают ещё более высокие результаты по количеству попаданий в лузу, тогда как плохие начинают играть ещё хуже.

Эффект социальной фасилитации неоднократно наблюдался и у животных: в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее рыли песок, цыплята поедали больше зёрен, а спаривающиеся крысы проявляли большую сексуальную активность в присутствии других пар. У животных также наблюдалась и так называемая социальная ингибиция: тараканы, длиннохвостые попугаи и зелёные зяблики медленнее осваивали прохождение лабиринтов в присутствии особей своего вида.

Техники фасилитации

Фасилитатор использует ряд определенных техник в своей работе. Среди них выделяют следующие:

  1. Поиск будущего, или Future Search. Данная технология практикуется в случаях заинтересованности подразделений организации в крепкой основе для сотрудничества, а также для создания прогрессирующего будущего.
  2. Выход за рамки, или Work out. В данном случае происходит разработка новых способов взаимодействия, снижения бюрократизма, совершенствования бизнес-процессов. Наиболее важный момент – это достижение высоких результатов компанией.
  3. Мозговой штурм, или Brainstorm. Распространенный метод обмена информацией внутри группы с целью сформировать новые свежие идеи.
  4. Поляризация мнений, или Polarization of Opinion. Бывает, что предлагаемая тема обсуждения встречается с негативом. Данная техника призвана, чтобы исключать этот негатив посредством выявления общего прогноза течения беседы.
  5. Открытое пространство, или Open Space. Метод, используемый в больших группах, когда появляется необходимость ответить на большое количество вопросов в поисках решения некоторой проблемы. Данная техника подразумевает пошаговый метод:
  • наводящий вопрос (что хочется, как улучшить/получить и т.д.);
  • концентрация на беседе (что имеется сейчас);
  • непосредственно идеи (с учетом мнения каждого участника);
  • группировка идей (каждой группе дается название);
  • оценка идей (включает конструктивность, эффективность, результативность);
  • план по внедрению окончательного решения.

Социальная фасилитация и ингибиция

Два противоположных друг другу социальных феномена, фасилитация и ингибиция, могут наблюдаться одновременно в группе людей, которые оказались в одной ситуации и в казалось бы, одинаковых условиях. Ингибиция предполагает ухудшение деятельности человека, попавшего под наблюдение сторонних людей, в отличие от фасилитации, когда присутствие наблюдателей вызывает всплеск активности у членов группы занимающихся каким-либо делом. Почему возникает тот или иной эффект, Д. Майерс (амер. психолог) выявил несколько причин:

  1. Настроение – плохое вызывает эффект ингибиции, хорошее усиливает фасилитацию.
  2. Боязнь оценивания – присутствие незнакомых людей, или тех, чье мнение небезразлично может повышать возбуждение и активность у одних участников, но и провоцировать торможение продуктивности у других.
  3. Представители другого пола в аудитории – женщины и мужчины могут начать ошибаться в сложных заданиях, если в аудитории находятся наблюдатели противоположного пола. При феномене фасилитации, процессы деятельности наоборот улучшаются.

Фасилитация — что это такое?

Феномен фасилитации охватывает сферой влияния как групповые динамики, так и личностные. Фасилитация — это (от англ. facilitate — помогать, направлять, облегчать) недирективная технология направления и помощи, использующая в своем арсенале эффективные психологические, стратегические инструменты и техники, помогающие человеку или коллективу найти лучшее решение для достижения результатов в поставленных целях.

Фасилитатор — кто это?

Личность фасилитатора уже сама по себе мощный инструмент влияния. Фасилитатор — это тренер, специально обученный технологиям эффективной коммуникации и ведущий процесс фасилитации. Международная ассоциация фасилитаторов была образована в 1989 г. и включает в себя ≈ 1300 человек из 63 стран – все это специалисты высочайшего уровня, облегчающие переговоры и сотрудничество в разных областях. Тони Манн — ведущий эксперт по фасилитации, наделяет личность фасилитатора следующими навыками:

  • умеет направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
  • отличает удачные решения от кажущихся, на первый взгляд успешных, но со скрытыми «подводными камнями» решений;
  • берет на себя риски, не боится выйти из зоны комфорта для создания новой техники и адаптации ее к текущей подходящей ситуации;
  • умеет управлять разного рода группами;
  • ориентируется во всех форматах бесед и встреч;
  • комбинирует различные инструменты и техники для нахождения решений;
  • быстро реагирует на затруднения, возникшие среди участников и запускает процесс по преодолению;
  • обладает стрессоустойчивостью;
  • всегда открыт для людей и личностных изменений.

Фасилитация это. Фасилитация

Фасилита́ция (от «помогать, облегчать, способствовать») — стиль управления. Фасилитация отличается от простоготем, что её способ не директивный, то есть такой, который не выходит за рамкиуправляемой. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функциии, но и участника. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией. Ведущая международная ассоциация фасилитаторов (, IAF), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы более десяти человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов.

психологическая техника очень похожа на, она так же использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны психолога к клиенту, и, помогает раскрыть в клиенте,, и те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно. Отличие от психотерапии Роджерса и позитивной психотерапии в том, что:

  • В случае отказа от прямого управления ситуацией, психолог-фасилитатор переходит на недирективное, коллективное («клиент-психолог») управление ситуацией, что помогает сся с трудностями клиента.
  • Психолог-фасилитатор использует «позитивную конфронтацию», во взаимодействии между психологом-фасилитатором и клиентом в процессе которой выражается сомнение в ограниченности ресурса клиента или ресурсов совместной работы психолога и клиента.
  • Фасилитативное действие может включать в себя целую палитру как условно негативных, так и условно позитивных состояний (использует любые ресурсы), для достижения поставленной цели.
  • Психолог-фасилитатор и клиент в процессе работы толерантны к неопределённости.
  • Процессинг  — это деятельность фасилитатора по изменению клиента; работа с чем-то (проблемой клиента), и его преобразование.
  • Преобразующий процессинг  — это система принципов и техник, которые помогают людям изменить свой ум, сся с неблагополучными сторонами своей жизни и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят.

Это деятельность, в ходе которой фасилитатор поощряет человека изменить свои отношения с миром. Эта работа состоит в том, что фасилитатор показывает клиенту, как он представляет себе и структурирует мир, и изменяет это представление на лучшее для клиента.

Всё что фасилитатор говорит и делает, предназначено для того, чтобы начать процесс изменений у клиента и продолжать его до успешного завершения. Мастерство фасилитатора состоит в том, чтобы уметь определить, когда следует начать процесс, как содействовать его протеканию и каковы признаки завершения процесса.

Одна из частей преобразующего процессинга — семантический процессинг  — это одна из частей преобразующего процессинга, которая ориентированна на реакцию людей по отношению к миру. Семантический процессинг изменяет модель мира в полезном для клиента направлении.

В процессе работы фасилитатора с клиентом происходит личностное изменение. Причём, как клиента, так и фасилитатора.

Личностное изменение , в свою очередь, представляет собой некоторую способность, которая может изначально задаваться и развиваться в процессе социализации личности.

Психолог экофасилитатор  — это не только интегратор , это ещё и зеркало . Зеркало, в котором видно то, что скрывается в личности клиента: то, на чём он стоит, и потому не замечает.

Если исходить из того, что практически любая группа выступает в качестве открытой динамической и самоорганизующейся системы, которая определяет свои цели и способы их достижения, то обнаруживаем ещё один тип фасилитации, который мы обозначили термином экологическая фасилитация (или экофасилитация).

 — представляет собой процесс управления и одновременно конструкции/реконструкции управляемой системы. При этом данный процесс является, нелинейным и необратимым, что соответствует природе личностного изменения. Психологическая фасилитация обусловленаконтролем над процессом самореконструкции и самоорганизации открытой динамической системы личности.

  • Флемминг Ф. Преобразующие диалоги: учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям = An instruction manual of practical techniques for facilitating personal change :  / Фанч Флемминг ; пер. с англ. Д. А. Ивахненко. — Новейшая психология : Ника-Центр, 1997. — 400 с.
  • Лушин П. В. Личностные изменения как процесс: теория и практика. — Одесса : Аспект, 2005. — 334 с.