Совесть

Введение

Феномен совести с давних пор в основном был предметом рассмотрения представителей философии.

В древнегреческой философии не было слова для обозначения понятия «совесть» , несмотря на то что явление совести служило предметом анализа и изображения трагиками. Так, Орест — главный герой одноименной трагедии Еврипида (480–401 гг. до н. э.), — вероломно поднявший руку на свою мать и переживавший по поводу этого поступка, на вопрос «Какой недуг тебя томит?» без колебаний ответил: «Его зовут и у злодеев — совесть».

В древнегреческой мифологии муки совести изображались в виде Эриний (богини проклятья, мести и кары) — чудовищ, которые неотступно преследуют и терзают нарушившего нравственные нормы и принципы человека, и Эвминиды-благодетельницы, поощряющей людей, раскаивающихся в неблаговидных поступках.

В то же время древнегреческие философы говорили о таком феномене деятельности сознания, который связан со стыдом. Это проявление совести выражалось словом «айдас» — стыд перед другими. Платон объяснял стыд требованиями окружающей социальной среды. Он понимал стыд как страх перед другими, страх дурной славы.

Как человек становится бессовестным

Изначально при рождении, человек наделяется светлой душой. Никогда ни один ребенок не появлялся на свет сразу в роли убийцы и наделенный пороками, такими как чрезмерное употребление алкоголя или наркотиков. Такие привычки и пороки люди приобретают на своем жизненном пути, и многое зависит от воспитания.

Если человек, к примеру, в подростковом возрасте связывается с плохой компанией, под воздействием которой он начинает переступать через нравственные законы, и идет против природы, его душа начинает чернеть, наполняется грехами и злом. В результате Совесть уже не может « связаться» через душу со своим хозяином, так как мрачные пороки, обитающие в ней, блокируют сигнал. В конечном итоге человек не слышит свою Душу, окончательно теряет Совесть и становится бессовестным человеком.

Что такое угрызения совести?

Совершая грех в первый раз, человек чувствует некое обличение, переживает. Сделав тот же грех повторно, он испытывает меньшее обличение, и если он. невнимателен и продолжает грешить, то его совесть очерствевает.

Диавол часто находит оправдание грехам, и вместо того чтобы признаться: «Я сделала это, чтобы попрать свою совесть», она оправдывает себя: «Я сделала это ради того, чтобы не расстраивался Старец». Он поворачивает ручку настройки на другую частоту, чтобы мы не увидели своего проступка. Одна женщина, придя к духовнику на исповедь, безутешно рыдала и повторяла одну и ту же фразу: «Я не хотела ее убивать!» — «Послушай, — стал успокаивать ее духовник, — если у тебя есть покаяние, то у Бога есть прощение греха. Ведь Он же простил покаявшегося Давида».

Радости покрывают грех, загоняют его вглубь, но он продолжает работать изнутри. Таким образом, человек попирает свою совесть и поэтому начинает очерствевать, а его сердце потихоньку засаливается. А потом диавол во всем находит ему оправдание: «Это дело пустяшное, а это вещь естественная…» Однако такой человек не имеет покоя, поскольку загнанное вглубь расстройство не умолкает. Он чувствует в себе беспокойство, не имеет внутреннего мира и тишины. Он живет с непрекращающимся терзанием, мучается и не может понять, в чем причина всего этого, потому что его грехи покрыты сверху, загнаны вглубь. Такой человек не понимает, что страдает от того, что совершил грех.

Совесть как психологическая проблема

Независимо от объяснений природы и возникновения совести существует и чисто психологическая проблема, состоящая в описании различных видов совести и различных её проявлений и в указании тех психических элементов, из которых вырастает совесть.

Напрасно мы стали бы искать в животном мире явлений, аналогичных явлениям совести (натуралисты утверждают противное и приводят любопытные факты; см. например Houzeau, «Etudes sur les facultés mentales des animaux comparées à celles de l’homme», 2-й том, стр. 280 сл.).

Психология детского возраста может дать указания о том, как слагается в душе ребёнка совесть и понятие о ней. Главной основой совести следует признать чувство стыда. Совесть есть только развитие стыда, утверждает Вл. Соловьев (см. «Оправдание добра»), и с ним вполне согласен Сикорский (см. «Всеобщая психология», стр. 270:. «Совесть есть филогенетический плод развития человечества и соответствует не личному опыту индивидуума, но вековому нравственному опыту поколений. Путём сложной дифференцировки чувство стыда поднялось до высоты чувства совести»). Дети в весьма различной степени одарены стыдливостью; точно так же различно действуют на них пример, воспитание и среда (об этом см. Сэлли, «Психология детства»).

Психологический материал, доставляемый наблюдениями над детьми, пополняется этнографическим материалом. Этнография показала, что взгляд на дикарей, как на людей, лишённых всяких нравственных понятий, неправилен

Этого взгляда держится Мюнстерберг («Ursprung der Sittlichkeit»); но стоит только с некоторым вниманием прочесть сочинения знаменитых путешественников, чтобы убедиться, что не только у различных племён различное понимание нравственных понятий, но у некоторых племён, стоящих на весьма низкой культурной ступени, относительно высоко понимание нравственности, и наоборот. Так, например, Томсон в своём сочинении о племени Массаи говорит, что народ Вакавирондо хотя и ходит совершенно нагим, но имеет весьма высокую нравственность и очень стыдлив

Массаи также высоко ценят стыд и стыдливость, ибо mulierum gravidam, neque alicujus viri matrimonium tenenteminterficiunt Massai quum primum patet eam concepisse. В Азии встречаются племена, стоящие на низкой ступени культуры, но с превосходными нравственными качествами, правдивостью, добротой и т. д. (ср. О. Flügel, «Das Ich und die sittlichen Ideen im Leben der Völker»). Таким образом, поставить в непосредственную связь высоту нравственного понимания с высотой культуры вообще и сказать вместе с Гельвецием, что добродетель и счастье народов зависят от хороших законов, нет никакой возможности.

Весьма богатый материал для психологии доставляет криминология. Деспин (Despine, «Psychologie naturelle», Париж, 1868) первый подробно исследовал явления совести у преступников. Процесс разложения совести бросает ещё более яркий свет на её природу, чем процесс сложения её. После Деспина об этом предмете писали весьма многие, например, Koppe («Les criminels», 1889), Эллис («The criminal», 1890), Ломброзо и его последователи. У Лебона и Тарда можно найти указания о совести толпы. Наконец, одичалые люди и выродившиеся народы (см. R auber, «Homo sapiens ferus», Лпц., 1885) представляют также большой интерес для анализа совести. Некоторые явления совести, например, угрызения совести, были всегда любимой темой для поэтического изображения (напр Макбет Шекспира). Очень хорошо об угрызениях совести замечает Даниель Стерн (Графиня д’Агу): «Угрызения нашей совести прямо пропорциональны добродетелям, которые в нас ещё живы, а не нашим порокам». Психологическое исследование совести может быть дополнено историческим, то есть указанием на то, как понимание совести в различные времена менялось. В этом отношении в книге L. Schmid’a, «Die Ethik d. alten Griechen», можно найти очень любопытные указания и пример, как следовало бы анализировать и средневековую историю, и историю нового времени. Такое исследование должно бы иметь в виду не теоретическое рассмотрение вопросов этики, а реальную этическую жизнь народов и изменение воззрений на конкретные вопросы жизни. Материалы для такой истории существуют в изобилии; имеются и попытки их систематизации: см., например, Lecky, «History of european morals from Augustus to Charlemagne» (Нью-Йорк, 1879); его же, «Geschichte d. Ursprungs und Einflusses der Aufklärung in Europa» (Лпц., 1873); H. v. Eicken, «Geschichte und System d. mittelalterlichen Weltanschauung» (Штутгарт, 1887); H. Reuter, «Geschichte der religiösen Aufklärung im Mittelalter» (Берлин, 1875); A. Desjardins, «Les sentiments moraux au XVI siècle» (Пар., 1887). Но

Что делать, если настигли муки совести

Убежать от поедания совести невозможно. Она словно карающий меч настигнет везде. Поэтому и бегать от неё не стоит. Бороться с «внутренним цензором» тоже бесполезно. А раз нельзя побороть, то следует подружиться с ним. Ниже приведено несколько рекомендаций, позволяющих ликвидировать муки совести.

Как уже писалось, не следует убегать от испытываемых ощущений, равно как и заглушать их глас. Нужно устроить «рандеву» с причиной, породившей чувство вины, дабы разобраться, что препятствует душевному спокойствию. Установив причину можно действовать, например, попытавшись исправить, либо осознать, что былые действия хоть и неблаговидные, но они уже совершенны, поэтому надобно сделать вывод, дабы в дальнейшем избегать таких действий и шагать дальше по жизни под внимательным руководством совести.

А может просто следует переоценить собственные установки, вооружившись приобретённым жизненным опытом: ведь бывает, что мучает уже неактуальная проблема. Некоторые убеждения в процессе бытия переосмысливаются людьми, а принципы делаются личным достижением. Ведь совесть также даёт толчок к самосовершенствованию.

Самым действенным методом считается раскаяние и следующее за ним искупление. Порой индивиды долгие годы стараются побороть чувство вины, оправдываясь обстоятельствами, не признавая собственную вину. В определённый момент его силы в этом противостоянии подходят к концу. Следствием становится понимание, что именно он ответственен за собственный проступок, а не окружение или обстоятельства. После чего остаётся лишь отыскать способ устранить ошибку прошлого. Нередко случается, так что выполнить это не представляется возможным, но глас совести обязательно намекнёт на выход.

Тихая совесть – понятие неоднозначное. Конечно, приятно погружаться в Морфеево царство, не ощущая её голоса, мечтать, представляя светлое будущее, не обременённое тяжестью вины. Дабы так жить, следует в любых действиях прислушиваться к «внутреннему цензору».

Однако, с иной стороны, голос совести необходим словно дыхание. Он является той путеводной звездой, направляющей человека к светлому будущему.

Литература

  • Апресян Р. Г. Совесть // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Аапресяна, А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 449—451.
  • Апресян Р. Г. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Гусейнов А. А. Язык и совесть. М., 1996.
  • Дробницкий О. Г. // Философская энциклопедия : в 5 т / глав. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — Т. 5 : Сигнальные системы — Яшты. — 740 с. — 60 500 экз.
  • // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 614. — 840 с. — 150 000 экз.
  • Зимар Г. «Совесть и её свобода». — СПб., 1904.
  • Радлов Э. Л. Совесть // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Примечания

  1. Ninian Smart. The World’s Religions: Old Traditions and Modern Transformations. Cambridge University Press. 1989. pp. 10-21.
  2. Peter Winch. Moral Integrity. Basil Blackwell. Oxford. 1968
  3. Rosemary Moore. The Light in Their Consciences: The Early Quakers in Britain 1646—1666. Pennsylvania State University Press, University Park, PA. 2000. ISBN 978-0-271-01988-8,
  4. П. Я. Черных Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М. : Русский язык, 1999. — Т. 2. — С. 184.
  5. А. Шапошников Этимологический словарь современного русского языка. — М. : Наука, 2010. — Т. 2. — С. 346—347.
  6. Информационное письмо от 21.06.1967 № 2-ЦУОК-4 «Об опыте массово-политической работы в подразделениях военизированной охраны Белорусской ж.д.»

Как развивать в человеке совесть?

Родители непременно должны задумываться над тем, как воспитать хорошего человека, который будет знать, что такое совесть, и как ей правильно пользоваться. Есть много стилей воспитания и если говорить о крайностях, то это жесткость и полное вседозволенность. Процесс формирования важных внутренних качеств основан на полном доверии к родителям. Большое значение имеет стадия объяснения, когда взрослые доносят до ребенка, почему что-то можно делать, а что-то нельзя.

Если, как развить совесть, интересует взрослых людей, то здесь принцип действия немного отличается. Для начала необходимо задуматься и проанализировать, какие решения являются хорошими, а какие плохие. Стоит определить их причину и последствия

Чтобы понять, что такое совесть и как развить в себе это качество, психологи рекомендует ежедневно совершать хотя бы один положительный поступок, за который важно обязательно себя похвалить

Заведите себе правило – прежде, чем давать обещание, хорошенько обдумайте, получиться ли его выполнить

Чтобы не мучило чувство вины, важно сдерживать данное слово. Специалисты советуют учиться отказывать людям, которые предлагают сделать что-то противоречащее существующим убеждениям

Действовать по совести, это не значит делать все только для окружающих, забывая о собственных жизненных принципах и приоритетах. Поступая по правде, можно рассчитывать на получение результата, который удовлетворит всех участников.

Что значит совесть?

Есть несколько определений такого понятия: так, совесть считают способностью самостоятельно выявлять собственные обязанности по самоконтролю и оценивать совершенные поступки. Психологи, объясняя, что такое совесть своими словами, дают такое определение: это внутреннее качество, которое дает шанс понять, насколько хорошо личность осознает собственную ответственность за совершенный поступок.

Чтобы определить, что такое совесть, необходимо отметить тот факт, что она делится на два вида. К первому относятся действия, которые человек совершает, имея определенную нравственную подоплеку. Второй вид подразумевает эмоции, которые испытывает индивид в результате совершения определенных поступков, например, чувство вины. Есть люди, которые даже после совершения плохих вещей совсем не переживают и в такой ситуации говорят о том, что внутренний голос спит.

Что такое совесть по Фрейду?

Известный психолог считает, что у каждого человека есть суперэго, которое состоит из совести и эго-идеала. Первая развивается в результате родительского воспитания и применения разных наказаний. Совесть по Фрейду включает в себя способность к самокритике, наличие определенных моральных запретов и появление чувства вины. Что касается второй оставляющей – эго-идеала, то он возникает в результате одобрения и положительной оценки действий. Фрейд считает, что суперэго полностью сформировалось, когда контроль родителей сменился самоконтролем.

Совесть есть у всех людей?

Совесть – это механизм моральной оценки действий, поступков и слов индивида. Сравнение происходит с внутренней системой ценностей. Именно поэтому попытки пристыдить шумную молодежь или призвать алкоголика к совести оказываются бесполезными. Вы не вызовете чувство стыда, если корень проблемы, причина разговора не представляет для человека ценности.

Таким образом, совесть и мораль отличается от человека к человеку. На формирование внутренней системы ценностей влияет стиль семейного воспитания, условия развития, социальная среда развития, состояние общества, уровень интеллекта, индивидуально-психологические особенности личности, общественная культура. Совесть – это отражение внутренних убеждений и ценностей личности, ее внутреннего мира.

Совесть отличается, но она есть у всех здоровых людей. Чего нельзя сказать о психопатах. Так называют людей с асоциальным расстройством личности. Такие люди не умеют сочувствовать, у них нет эмпатии, они не признают эмоции и потребности других людей. Для психопата существует только он сам и его цели. У них нет совести.

Совесть, как психологическая проблема

Рассматриваемый термин считается этической категорией, но исследуется различными науками: философией, социологией, психологией. У последней к ней интерес возрастает, когда качество личности совесть преобразуется в психологическую проблему.

Так, например, швейцарский психиатр К. Г. Юнг относил анализируемую категорию к способности личности оценивать критически с позиции нравственности деяния и мысли. Он утверждал, что это осознанное следование духовной системе ценностей. Данное понятие также характеризуется наличием связи с самосознанием личности и волевой саморегуляцией.

Совесть условно можно подразделить на два яруса: субъективные ценностные суждения и объективно существующие. Муки совести появляются, когда задеваются субъективные ценности. Проще говоря то, что индивид соотносит с собственной персоной, что плохо для него и хорошо. Если нарушены объективные ценности, когда безнравственно поступает другой субъект, то сам индивид может ощущать разочарование, сожаление, может злиться, но мучиться чувством вины не будет.

Совесть выражается в различных формах: как дополнение рефлексии, в сновидениях, в качестве аффективной реакции в ходе протекания процессов психики (например, ощущение страха, возникающее, когда ситуация вступает в конфронтацию с ценностями индивида).

Глас совести может не всегда осознаваться самой личностью. Внутренний ревизор нередко вещает в сновидениях или проявляется беспокойством, тревогой, страхом, чувством вины. При этом систематические расхождения с совестью, намеренное или неосознанное пренебрежение её намёками приводит к отклонениям психосоматического характера и неврозам.

Итак, на вопрос: «что такое совесть» психология отвечает, что это личностное качество, имеющее связь с субъективным пониманием индивида собственного долга, морально-нравственных норм и ответственности перед социумом и отдельными человеческими субъектами. Совесть является продуктом социального в индивиде. Животные лишены такого качества.

Совесть

Таким образом, муки совести представляют собой недовольство личности собственной персоной, разочарование в себе, ощущение вины, страх. Они являются ответной реакцией на деяния, противоречащие внутренним нравственным устоям личности.

Анализируемое качество становится психологической проблемой, когда оно трансформируется в чувство вины. Постоянные муки совести понижают самооценку, отнимают у человека самоуважение, нередко даже вгоняют в депрессию.

Совесть является частью души. Когда люди пребывают в гармонии с собственными ценностями, то испытывают удовлетворение. А когда они постоянно преступают собственные установленные грани нравственности, то их неизменными спутниками становятся страдания и терзания.

Совесть, прежде всего, выступает как добродетельное начало в личности, способствующее её нравственному самоконтролю и морально-этической самооценке, а также, её строгость и враждебность пробуждают в человеке боязнь и усиливают у него муки совести, что опасно, как уже писалось выше, возникновением психических расстройств.

Внутренняя конфронтация между тягой удовлетворить стремления человека и смиряющими их установками совести есть той питательной средой, на которой плодятся неврозы.

Как её воспитывать

Рассматриваемое понятие определяется в качестве нравственного сознания, чутья либо чувства в индивиде. Совесть является внутренним пониманием добра и лиха. Она – это способность идентифицировать качество поступка. Анализируемое понятие побуждает индивида к истине, ведёт к добру, отвращает ото лжи.

Существует множество аргументов, свидетельствующих, что совесть в её адекватном проявлении является естественным и нужным свойством личности, сохраняющим ей здоровье и удлиняющим жизнь.

Люди, имеющие чёткие нравственные ценности, пользуются уважением социума. С ними комфортнее и надёжнее, поэтому многие именно таких людей предпочитают иметь в друзьях или деловых партнёрах. Умение действовать согласно собственным выработанным принципам, идеалам, понятиям о добре и зле также придаёт твёрдости, решимости, уверенности и самому индивиду.

Совесть у детей начинает активно развиваться примерно с шестилетнего возраста. Воспитать мораль и совесть в собственных чадах – является долгом каждого родителя, невзирая на то, что они являются абсолютно разными категориями по сути. Мораль состоит из бесконечного числа «табу» иногда оправданных, но порой нет. Что аморально в Европе, считается нормой в Азии.

Совесть

Для малышей родители являются своеобразными внешними цензорами. Их первоочередная задача сделать так, чтобы ребенок смог отличать хорошее от дурного. Для крох надобно установить границы допустимого.

Можно выделить 3 главных принципа в формировании рассматриваемой способности: развитие морального осознание добра и зла, воспитание стремления действовать правильно и выработка адекватного реагирования на свой ошибочный поступок.

У малышей следует выработать:

– внутренний навык нравственное решение;

– способность распознавать добро и зло;

– систему ценностных ориентиров, которыми кроха должен руководствоваться;

– реакцию на отклонение от собственных ценностей;

– желание действовать правильно.

Человек, взрослея, вырастает из правил, рождённых в детстве. Вначале подобное наблюдается в пубертате, когда индивиду постепенно становится тесно в старых рамках и ограничениях. Потом это возникает в юности, когда происходит формирование своей философии жизни. Если личность индивида на этом этапе активно развивается, то он перерастёт собственную совесть, на замену которой приходят осмысленность и ответственность.

Поэтому человеку надобно понимать, что ответственность за его деяния лежит полностью на нём. Не следует стараться переложить вину за собственные поступки на обстоятельства или окружение. Попытки оправдать себя к хорошему не приводят. Эффективнее и конструктивнее научиться исправлять негативные последствия неблаговидных действий.

Нравственное сознание: развитие

Нравственное сознание начинает формироваться в дошкольном возрасте, но пик его становления приходится на подростковые годы. В структуру нравственного сознания входит:

  • вынесение нравственных суждений;
  • осознание нравственных ценностей;
  • принятие нравственных решений;
  • понимание возможных последствий решений и действий;
  • ответственность за свои действия и их последствия.

Нравственность, или совесть человека, отражается на трех уровнях:

  • мысли (суждения, представления, понятия);
  • отношение к чему-либо и кому-либо (оценка, эмоции и переживания, соответствие слов и дела);
  • поведение (опыт, сознательные поступки и действия).

Нравственное сознание развивается в процессе социализации личности. В частности на его становление оказывает влияние нравственное воспитание в семье и школе.

Нравственное сознание состоит из двух уровней: общее и личное. На первом уровне расположены нормы, традиции, обычаи общества и семьи, в которых живет человек. На втором уровне расположены личные принципы и убеждения индивида. Как правило, общее сознание плавно переходит в личное. Однако если человек меняет окружение или страну, то могут возникнуть противоречия между внутренними убеждениями (опытом) и настоящим. Из этого и вытекают конфликты, споры о моральности и аморальности чего-либо.

Нравственное сознание – динамичное образование. Ценности, убеждения и установки личности могут меняться. Более того, они видоизменяются и трансформируются постоянно по мере взросления человека и развития личности. Так что пробудить совесть, как и усыпить ее, вполне реально. Для этого нужны соответствующие условия и люди, транслирующие иные ценности.

1.9. У кого совесть выражена больше

По данным И. А. Белик (2006), совестливость выше у женщин, чем у мужчин, и ниже у лиц с высоким уровнем образования.

Вопреки имеющимся представлениям, обнаружено, что у преступников отношение к совести более положительное, чем у людей с просоциальным поведением. Так, по данным В. Х. Манерова, по большинству характеристик совести (кроме двух: «совесть – контролер» и «совесть – центр личности») показатели заключенных были выше, чем у законопослушных граждан. Более того, они чаще воспринимают ее как голос Бога и менее обесценивают и отвергают совесть.

Для объяснения результатов, которые, кстати, подтвердили данные, полученные с использованием других методик магистрантом А. Бесхмельницыным, были выдвинуты следующие объяснительные гипотезы.

Первая – результат есть следствие фактора социальной желательности ответов (фасада), некоей мимикрии испытуемых, характерной для заключенных. Полученные данные могут свидетельствовать лишь о способности к лживости, притворству, актерству зэков.

Но против этой гипотезы работают проективный, неочевидный характер методики, а также некоторые результаты – то, что заключенные намного чаще характеризуют совесть как голос Бога, что вряд ли может повлиять на их положение и т. п.

Вторая – действительное состояние нравственного сознания заключенных повышается за счет «работы страдания и угрызений совести». Следует учитывать и то, что нравственность и духовность российских людей, находящихся на свободе, как выяснилось, не выше, чем в колонии.

Это подтвердилось в еще одном исследовании В. Х. Манерова (2006). Выпускники средних общеобразовательных школ (600 человек) должны были выразить свое согласие с той или позицией в отношении совести. Для совести противопоставление позиций было задано следующими двумя пословицами: «Без рук без ног – калека, без совести – нет человека» и «Совесть – выдумка для управления людьми». При подтверждении позиции высокого статуса совести, то есть при согласии с первой пословицей, испытуемые должны были поставить один балл, при согласии со второй пословицей – пять баллов. Таким образом, более низкие оценки соответствовали принятию нравственной позиции. Три балла означают промежуточную позицию, пять – принятие позиции.

«Совесть» как раз занимает промежуточное положение, не слишком далекое от амбивалентной позиции в три балла, и эти данные не говорят о «бессовестной» позиции в целом по группе.

Полученные В. Х. Манеровым данные находят подтверждение в исследовании Е. В. Коротковой (2002). По ее данным, показатели склонности к переживанию вины в группе асоциальных мужчин значимо выше, чем в группе просоциальных мужчин.

О совести на Правмире:

  • Старец Илий о совести
  • Природа совести
  • Нет большей адской муки, чем муки совести!
  • Стыд или совесть?
  • Протоиерей Димитрий Смирнов: Разум, слово, совесть, религия, семья
  • О личной совести и «долгах» перед обществом
  • Совесть — наш соперник и друг
  • Пресс совести
  • Работа на совесть
  • Людей обличает совесть
  • Фрагменты из приходских бесед. Память смертная. О совести. О свободе и воле
  • Невроз или христианская совесть?
  • Мужество признать свою вину
  • Что совесть говорит каждому из нас?
  • Епитимья: Лекарство для больной совести
  • Патриарх Кирилл: Совесть — это прибор, позволяющий определить уровень загрязнения нашей души
  • Почему мы не святые?

Что делать, если мучает совесть?

Сложно встретить человека, который бы смог подтвердить, что он никогда не совершал плохих поступков в разрез своим убеждениям. Чувство вины может портить настроение, не давать наслаждаться жизнью, развиваться и так далее. Встречаются случаи, когда взрослый человек стал более принципиальным в случае морали и тогда начинают в памяти всплывать ошибки прошлого и тогда проблем с собственной душой не избежать. Есть несколько советов, что нужно делать, если замучила совесть.

  1. Не нужно пытаться глушить внутренний голос и лучше всего разобраться во всем, чтобы обрести душевный покой. Часто ошибки помогают сделать выводы для осознания важных жизненных вещей.
  2. Возможно, пришло время, используя накопленный жизненный опыт, пересмотреть и переоценить собственные принципы моральности.
  3. Чтобы понять, что такое совесть и как с ней примириться, рекомендуется воспользоваться самым действенным способом – раскаянием и искуплением. Многие люди длительное время убегают от себя и от признания вины, что только усугубляет ситуацию. Главное, раскаявшись найти способ, как загладить свою вину.

1.10. Манипуляция совестью

Совесть может быть средством манипуляции. Недаром Иисус предупреждал своих последователей: «Даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2).

Использование совести различно в отношении к себе и другим. В отношении к себе совесть проявляется как способность к моральному компромиссу или бескомпромиссности личности. Поэтому нельзя целиком полагаться на совесть, она может быть снисходительной.

Как говорил Тартюф из комедии Мольера, «Круг совести, когда становится он тесным, / расширить можем мы: ведь для грехов любых / есть оправдание в намереньях благих».

По мнению А. Менгера, общественные отношения влияют на разум и позволяют ему манипулировать совестью, «прятать» ее.

Некоторые люди обладают удивительной способностью идти на сделку с совестью. Так, большинство людей считают кражу грехом. Однако одной из наибольших проблем соблюдения законности во всем мире являются преступления в связи с денежными делами, включая мелкое воровство, обман страховых компаний, взяточничество и утайки.

По данным Е. В. Белинской, большинство респондентов считают, что от навязывания другому переживания вины и стыда можно получить определенную выгоду. Респонденты утверждали, что окружающие пытались навязать им чувство вины и чаще – стыда. Это отметили половина женщин и почти все мужчины. Мужчины чаще, чем женщины, были убеждены, что можно получить выгоду, если партнер испытывает стыд. Поэтому и сами респонденты предпринимали попытки заставить другого человека испытать эти эмоции (чаще – стыд).

Способы обвинения разнообразны: обида, критика, гнев, раздражение, слезы, укор. Человек скорее всего будет реагировать на тот стимул, который использовали его родители в детстве.

Наиболее популярными в быту манипуляциями являются фразы: «Ты мне должен» – типичная фраза из этого сценария: «Я для тебя столько делаю, а ты такой неблагодарный!»; «Как же я без тебя буду?!»; «Я же тебя люблю, а ты…», «Если ты не сделаешь это (что я хочу), я покончу с собой» (уйду от тебя, мне будет плохо и т. д.); «Ты должен вести себя хорошо» (не позорить родителей, фирму, семью и т. д.); «Тебе должно быть стыдно!»

Однажды прочитал в Интернете следующий пассаж: «Как часто наши престарелые родственники, бабушки и дедушки, сетуют на то, что мы не можем их часто навещать! Решающим аргументом в жалобах становится фраза, что они скоро умрут и навещать будет уже некого. Естественно, что такие слова оказывают сильное давление. Мы начинаем испытывать вину, страдать из-за своей невнимательности, из-за несоответствия установленным правилам». Я задумался: неужели предъявление законных требований или желание чаще общаться со своими детьми – тоже манипуляция совестью? Манипуляция связана с некоторой долей бесчестности, обманом. А где же обман в укоре, сетовании на сложившуюся ситуацию? Почему выражение естественного чувства привязанности к своим детям следует расценивать как манипуляцию?