Стратегии старения личности

Виды копинг-стратегий

Стратегии старения личности

Копинг-стратегии бывают адаптивными, неадаптивными и частично адаптивными:

  • адаптивные стратегии – вариант активного решения проблемы (сотрудничество, альтруизм);
  • неадаптивные – полное избегание проблемы (уход от реальности, подавление, агрессия, покорность);
  • частично адаптивное – избегание проблемы под каким-то предлогом (маскировка избегания, эмоциональная разрядка, отвлечение).

Главная задача совладания с ситуацией – сохранить психическое и эмоциональное равновесие человека в критической ситуации или условиях неопределенности.

Стратегии могут быть направлены на преобразование внутреннего мира человека, то есть внутренних условий или на изменение внешних условий. Третий вариант – одновременное преобразование себя и ситуации. Соответственно, человек фокусируется или на проблеме, или на своих эмоциях, чувствах, отношениях, или на том и другом. Кроме того, копинг-стратегии бывают продуктивными и непродуктивными.

Стоит отметить, что оптимизм, жизнестойкость, позитивное мышление – это не стратегии, а черты личности. Стратегии – набор конкретных действий, алгоритмы и схемы. Однако такие личностные характеристики, как оптимизм, помогают вырабатывать конструктивные и эффективные стратегии.

Копинг-стратегии формируются из копинг-действий (чувства, мысли и поступки) и образуют копинговые стили поведения, или копинговые тактики (комплекс стратегий).

Единой классификации стратегий нет. Потому предлагаю рассмотреть наиболее популярные.

По направленности:

  1. Определение значения ситуации для личности.
  2. Концентрация внимания на преодолении стресса.
  3. Акцентирование внимания на своих эмоциях и сохранении равновесия.

По успешности:

  1. Использование конструктивных активных стратегий.
  2. Использование деструктивных стратегий, затягивающих выход из трудной ситуации.

По стилю:

  1. Ориентация на проблему.
  2. Ориентация на избегание.
  3. Ориентация на эмоции.

По степени контроля:

  1. Планирование ситуации.
  2. Асоциальное поведение.
  3. Косвенные действия.
  4. Прямые активные действия по разрешению ситуации.

По специфике ситуации:

  1. Самоконтроль.
  2. Агрессивное изменение ситуации.
  3. Помощь извне.
  4. Уход от ситуации (реальности).
  5. Переоценка.
  6. Планомерное решение проблемы.

По открытости:

  1. Скрытое мысленное решение проблемы.
  2. Активное решение через действия.

Таким образом, можно выделить 8 поведенческих стратегий, 10 когнитивных и 8 эмоциональных.

Среди адаптивных реакций к поведенческим относятся все стратегии, где личность сама активно вступает в социальные отношения или предлагает пути решения ситуации. Когнитивные стратегии предполагают анализ проблемы, повышение самооценки, рост веры в собственную личностную ценность, развитие самообладания. Среди эмоциональных реакций значится протест и оптимизм.

К неадаптивным стратегиям относится:

  • среди поведенческих: пассивность, уединение, изоляция, избегание проблем даже в мыслях, отступление, отказ решать проблему (само рассосется);
  • среди когнитивных: неверие в собственные возможности и потенциал, смирение, растерянность, сознательная недооценка неприятностей;
  • среди эмоциональных: самообвинение или обвинение других людей, подавление эмоций, подавленность, чувство безнадежности и покорности.

К относительно адаптивным стратегиям относится:

  • среди поведенческих: компенсация, любое временное отвлечение от решения проблемы (уход в какое-то дело или увлечение, алкоголь, путешествие, исполнение желаний);
  • среди когнитивных: сравнение ситуации с проблемами других людей, поиск сил для преодоления трудностей в обращении к вере, наделение ситуации преодоления особым смыслом (это испытание, которое нужно достойно пройти);
  • среди эмоциональных: передача ответственности другим людям, снятие эмоционального напряжения.

Существуют тесты для определения преобладающей копинг-стратегии у личности. С их помощью можно предугадать, как человек будет вести себя в стрессовой ситуации, в момент конфликта. Это активно применяется на практике. Например, при диагностике приемных родителей это обязательный элемент.

Что интересно: зная психологический тип личности, можно без теста предположить преобладающие у него копинг-стратегии. Это обусловлено влиянием как врожденных особенностей человека, так и результата социального научения. В основе одной стратегии может лежать несколько защитных механизмов и комплекс приобретенных установок.

Что такое копинг-стратегии

Термином копинг-стратегии в психологии принято обозначать действия, которые совершает личность для того, чтобы справиться со стрессом и вообще с трудными жизненными ситуациями.

Интересно, что подобными практиками пользуются многие люди, которые о данном понятии даже не слышали. В русском языке в близком значении широко используется такое слово, как «переживание».

Также близким к названному понятием является «копинг-поведение». Часто его отождествляют со стратегией. Однако разница всё-таки существует.

Копинг-поведение – это потенциальная готовность индивида переживать сложные ситуации, и реализуется эта способность в конкретных копинг-стратегиях.

Зачем же современные психологи так много внимания уделяют копингу? Всё дело в том, что стрессы в наше время стали неотъемлемой частью человеческой жизни. Собственно, уже в предшествующее время (в частности, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков) выдающиеся умы – писатели-фантасты, футурологи, психологи и другие – предсказывали, что наша эпоха будет переполнена стрессами, борьба с которыми станет одной и главных проблем человеческого общества. Их предсказания, к сожалению, сбылись. Именно поэтому чуть ли не каждому человеку сегодня требуется копинг.

Точно не установлено, кто впервые начал применять термин «копинг-стратегии». Это могла быть либо Л. Мэрфи, которая наблюдала, как дети преодолевают возрастные кризисы, либо А. Маслоу – тот самый, который придумал знаменитую пирамиду потребностей; Маслоу применял его в изучении поведения взрослых в экстремальных ситуациях. Одним из первых учёных, говоривших о копинг-стратегиях, был и Ричард Лазарус. В общем, разработка теории о копинге принадлежит в первую очередь американским психологам.

Психологами показано, что стресс является дискомфортом, при котором человек осознаёт, что его ресурсов не хватает для решения поставленной перед ним задачи. Характерно, что только сам индивид может определить, является ли какая-то ситуация для него стрессовой или нет. Определив наличие стресса, личность старается преодолеть его теми или иными способами.

Поначалу понятие «копинг-стратегии» использовали лишь для особых, экстремальных случаев, но затем значение термина расширилось, и его теперь применяют по отношению к любой трудной жизненной ситуации.

Относительно недавно при изучении копинга исследователи стали применять так называемый ресурсный подход. Он основан на том, что для решения трудной жизненной задачи личность имеет определённые ресурсы, которые могут иметь как внешний характер (например, эмоциональная и моральная поддержка окружающих), так и внутренний (способности и навыки самого индивида). Из всех имеющихся ресурсов некоторые могут быть ключевыми, относительно которых выстраивается вся система ресурсов личности. Недостаток одних ресурсов может компенсироваться избытком других.

Умелое распределение ресурсов позволяет некоторым людям уверенно держаться на ногах, даже если стрессовая ситуация достаточно сильна. Говорят даже о внутренней «торговле» ресурсами. В этом и состоит копинг (в чём его отличие от психологической защиты).

В списке наиболее важных внутренних ресурсов личности – такие позитивные качества, как способность к творчеству, адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость (низкий нейротизм), позитивное мышление.

Конфликтные ситуации на работе

Во время рабочего процесса у коллег нередко возникают недопонимания как в вопросах, связанных с работой, так и в результате личных разногласий.

Сотрудник – сотрудник

В конфликтных ситуациях с коллегами вашего ранга подойдет любая из пяти стратегий, в зависимости от ситуации. Но все же, соперничество лучше использовать в крайнем случае. Если разногласия касаются рабочих моментов, разумнее всего будет вести переговоры с оппонентом, чтобы прийти к компромиссному решению

Важно высказывать свою точку зрения, так как вы с оппонентом находитесь на равных. Уклонение и приспособление в большинстве вопросов будут не оправданны

Чтобы избежать конфликтов, связанных с личными отношениями, важно помнить, что в рабочее время нужно прежде всего заниматься выполнением своих обязанностей, оставляя личное общение на время после работы. Конечно, личное общение необходимо, и оно в любом случае будет присутствовать

Но сплетни и разговоры на слишком личные темы поддерживать не стоит.

Начальник – сотрудник

В конфликтных ситуациях с начальством важно сохранять спокойствие, вежливо и с достоинством отвечать на критику, не переходить на личности. Как правило, критические замечания руководителя касательно работы являются конструктивными

Соперничать в проблемных случаях не стоит, так же как и постоянно приспосабливаться или уклоняться. На работе нередко бывают ситуации, когда проще согласиться с начальником, дабы избежать конфликта. Но постоянное такое поведение будет обозначать ваше согласие на любые условия и новшества в работе.

Чтобы спорные ситуации не отравляли жизнь, важно научиться оценивать происходящие события и выбирать наиболее подходящую стратегию поведения. Также нужно помнить, что разрешение конфликтной ситуации далеко не всегда происходит путем соперничества или переговоров, иногда уклониться или согласиться с оппонентом – лучший выход из сложившихся обстоятельств

comments powered by HyperComments

Копинг стратегии в психологии

В жизни каждого человека возникают ситуации, стрессовые воздействия с которыми приходится как то справляться, переживать. Копинг – это в психологии сформированные человеком, под воздействие обстоятельств, наработанного опыта – стратегии, помогающие справиться с обрушившимся стрессом или проблемой. Термин «копинг» был впервые использован в 1962 г., во время наблюдения психологом М. Мерфи за детьми, как они преодолевали кризисы развития.

Копинг поведение

Копинг поведение в стрессовых ситуациях – это преодолевающее, помогающее выйти из кризисной ситуации поведение, включающее в себя использование всех имеющихся ресурсов у человека, выполнение определенных активных действий и взаимодействие с другими. Совладающее поведение включает в себя копинг стратегии, о которых и пойдет речь в данной статье.

Последовательность образования копинг поведения

Самым базовым в построении эффективных копинг стратегий и поведения является положительная «Я-концепция», в которую входит адекватная самооценка. Лишь на базе гармоничной личности происходит формирование эффективных стратегий. Завышенная или заниженная самооценка приводит к тому, что у ребенка вырабатываются неадаптивное копинг поведение и ориентируется он больше на неудачи и этот опыт накладывается на дальнейшее либо избегание, либо уже взрослый индивид будет проявлять выученную беспомощность и постоянно искать поддержки у других.

Стратегии старения личности

Копинг механизмы

Совладающее поведение личности в стрессовой ситуации и есть копинг механизм, позволяющий успешно адаптироваться в сложившихся обстоятельствах. Копинг механизмы подразделяются в зависимости от типа модальности:

  • эмоциональные – протест, возмущение, разрядка, плач или наоборот изоляция, подавление чувств;
  • когнитивные – переключение мыслей, уход в творчество, философский подход к проблеме, ситуации;
  • поведенческие – проявление альтруизма, переключение на других, активная деятельность, уход в работу.

Копинг ресурсы

Совладающее поведение и копинг стратегии также зависят от так называемых копинг ресурсов – совокупных условий (ресурсов), помогающих личности преодолевать стресс:

  • физические (выносливость, крепкое здоровье от природы);
  • психологические (положительная «Я-концепция», развитый интеллект, оптимистичный настрой);
  • социальные (статус, выполняемые роли);
  • материальные ресурсы.

Виды копинг стратегий

Копинг стратегии можно подразделять по разным качественным признакам, существует несколько обширных классификаций, созданных психологами, наблюдающими за поведением людей в разных стрессовых ситуациях, но в целом можно разделить копинг на адаптивные или эффективные виды и неадаптивные (неэффективные). Известная классификация копинг стратегий по Р. Лазарусу и С. Фолкману:

  1. Первая группа объединяет в себе копинг стратегии: планирование решения проблемы с аналитическим подходом, конфронтация с присущей этому виду копинга долей агрессии и враждебности, принятие своей ответственности за происходящее. Это активные виды копинга, индивид действует самостоятельно в попытках решить тревожащую проблему.
  2. Вторая группа: самоконтроль, и положительная переоценка, проблема,стрессовая ситуация решается посредством переоценки своего состояния.
  3. Третья группа включает копинг стратегии: дистанцирование и избегание психотравмирующей ситуации.
  4. Четвертая группа – поиск социальной поддержки, не подразумевает активного самостоятельного поиска решения проблемы или изменения эмоционального состояния.

Стратегии старения личности

Проблемно-ориентированный копинг

Эффективное или неэффективное решение проблемы зависит от копинг поведения, выбранного индивидом. Проблемно-ориентированный копинг и его виды:

  1. Конфронтационный копинг – используется для разжигания активных действий в виде противоборства, столкновений взглядов. Конфронтация как копинг поведение свойственна конфликтным, импульсивным людям.
  2. Контроль эмоций – присущ сдержанным людям, не раскрывающихся перед другими.
  3. Поиск одобрения и поддержки от других – умение брать ресурсы из внешних источников, социума.
  4. Избегание – уход от проблемы в иллюзии, алкоголь, наркоманию, копинг стратегия характерна для слабых духом и характером людей, но может быть использована на непродолжительный период любым человеком (сильно психотравмирующая ситуация, усталость от тяжелых жизненных обстоятельств).

Эмоционально-ориентированный копинг

Само определение этого вида копинг стратегии говорит об эмоциональной подоплеке и разных способах вовлеченности или наоборот ухода от стрессовой ситуации. Эмоционально-ориентированный копинг виды поведения или стратегии выбираемые индивидом:

  1. Уход в замещающую деятельность – эта копинг реакция схожа с механизмом защиты сублимацией, но здесь существует больший выбор в выборе замещающей деятельности.
  2. Творчество – выражение переживания через рисование, лепку, вышивание. Юмор – стратегия, позволяющая найти в тревожной ситуации что-то позитивное.
  3. Уход в фантазию – фантазирование задействует важный ресурс человека – воображение, которое через фантазирование может показать креативный выход из проблемной тревожащей ситуации.
  4. Выплеск эмоций – в социально-приемлемой форме, но деструктивные эмоции, переживание должны найти выход.
  5. Сдерживание – иногда ситуация настолько психотравмирующая, что должна быть вытеснена в бессознательное, только так человек сможет существовать дальше, часто происходит переключение на другие виды деятельности.
  6. Разрядка – перенос деструктивных переживаний, реакций на материальные предметы.
  7. Отстранение – эмоциональное «выключение».

Стратегии старения личности

Копинг стратегии – книги

Как происходит формирование копинг стратегий, зарождение копинг поведения и при каких вариантах происходит лучшее совладание со стрессами, на протяжении жизни с которыми встречается человек можно узнать из следующих книг:

  1. «Психологический стресс и процесс совладания с ним» Р. Лазарус. Книга написана автором в 1966 г., но актуальна и для современного человека. Копинг механизмы и стратегии, начинают формироваться с самого детства. Лазарус написал эту книгу наблюдая, как дети справляются с кризисами разных возрастных периодов и как эти наработанные паттерны влияют на жизнь уже взрослого человека.
  2. «Совладающий интеллект» А. Либина. Многомерная модель совладания со стрессом, представленная автором психологом помогает читателю осознать свои неэффективные копинг стратегии, найти новые ресурсы в борьбе со стрессом и тревожностью.
  3. «Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом» Р.Р. Нибиуллина, И.В. Тухтарова. Почему человек выбирает тот или иной механизм защиты и как это отражается на его жизни. Книга будет полезна для студентов психологов и широкой аудитории читателей.

Ресурсный подход

Это современное направление психологии. Суть подхода в том, что существует понятие и возможность распределения личных ресурсов, из-за чего некоторым людям удается сохранить равновесие в трудных ситуациях и адаптироваться к новым условиям. Существует комплекс главных ресурсов, который позволяет адекватно распределять и направлять все остальные.

Самым полезным внешним ресурсом признана поддержка окружения. Однако здесь существует тонкая грань между адекватной поддержкой, способствующей выработке стратегии, и чрезмерной опекой близких людей в совокупности с принятием роли жертвы самим человеком.

Типы психологической защиты

Копинг и психологическая защита – это механизмы, которые позволяют личности приспосабливаться к меняющимся внешним ситуациям, которые выступают как раздражители.

Эти механизмы сходны между собой, но имеют определённые различия:

  • Копинг возникает в сознании человека, он может управлять поведением, менять тактику действий; а психологическая защита возникает в бессознательном и полноценно управлять ею невозможно.
  • Психологическая защита направлена лишь на снижение психоэмоционального напряжения, а копинг позволяет выстраивать эффективные отношения.
  • Копинг разворачивается постепенно в течение определённого времени; а психологическая защита происходит молниеносно, при этом наблюдается искажение реальности.
  • Копинг предполагает наличие определённых ресурсов, заложенных в нём, а психологическая защита свидетельствует об отсутствии ресурсов и гибкости сознания.

Также как и копинг, психологическая защита может быть представлена в различных видах:

  • Вытеснение: человек забывает ситуацию, которая причиняла ему дискомфорт. Однако такой механизм не всегда надёжен, поскольку воспоминания могут вернуться вновь. И для эффективного забывания мозг тратит огромное количество ресурсов.
  • Проекция: это механизм, при котором собственные мысли и желания неосознанно приписываются другим людям; это позволяет снять с себя ответственность за поступки, которые кажутся «неправильными». К примеру, сильная ревность может быть следствием желания самому изменить жене.
  • Интроекция: это неразборчивое присваивание чужих мыслей, норм, правил себе, независимо от собственных желаний. В детском возрасте интроекция является нормальным механизмом, поскольку на ней основано всё воспитание и обучение (известно ведь, что дети всю информацию о мире воспринимают некритично); но во взрослом состоянии она может привести к неспособности иметь собственное мнение, чувствовать и мыслить самостоятельно, человек превращается в какого-то биоробота.
  • Слияние: в таком поведении граница между собственной и другой личностью исчезает, остаётся одно всеобъемлющее «мы». Такой механизм положительно себя проявляет в отношениях очень маленького ребёнка и его матери, поскольку он позволяет ребёнку выжить в первые годы своего существования. Но у взрослых людей слияние порождает исчезновение способности чувствовать, отношения лишаются страсти.
  • Рационализация: этот механизм побуждает искать причины неприятных ситуаций не в себе, а в каких-то внешних обстоятельствах. К примеру, человек, не сумев устроиться на интересующую его работу, старается убедить себя и других, что он сам не особенно-то хотел на неё устроиться, поскольку работа якобы нудная и неинтересная. Рационализация нередко проявляется как обесценивание.
  • Отрицание: это механизм, проявляющийся как попытка отрицать очевидные факты. Отрицание – это полный отказ от неприятной информации. Такое поведение напоминает действия маленького ребёнка, который думает, что если он закроет глаза и не будет смотреть на пчелу, то она исчезнет и не ужалит его. Естественно, от таких действий проблема не исчезает, и рано или поздно наличие проблемы приходится признать (хотя нередко к тому времени она уже оказывает на человека своё окончательное воздействие).
  • Регрессия: при этом личность приспосабливается к тяжёлой ситуации через возвращение к привычным с детства формам поведения – таким как плач, капризы, эмоциональные просьбы и др. Человек на бессознательном уровне усваивает, что такое поведение гарантирует выход из сложной ситуации, поскольку в детстве это действительно работало: ведь за него почти всё решали родители. Однако во взрослом состоянии регрессия обычно является показателем инфантильности, душевной слабости, неспособности найти успешную стратегию для решения проблемы.
  • Сублимация: механизм, при котором в попытке забыть травмирующую ситуацию личность переключается на какую-то другую деятельность, приемлемую в социальном отношении; чаще всего это творчество и спорт. Сублимация является продуктивным защитным механизмом, поскольку с её помощью общество получило множество великих произведений искусства и спортивных достижений.
  • Реактивное образование: в этом случае сознание защищает человека от неприятных побуждений, вырабатывая противоположные побуждения, причём часто в гипертрофированном виде. К примеру, человек считает, что недопустимо даже легонько шлёпать детей за шалости, а тех родителей, кто так делает, нужно сразу отдавать под суд (или расстреливать).

Сотрудничество

Выбирая стратегию сотрудничества, субъект конфликта настроен на разрешение конфликта таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам. Причём, здесь не просто учитывается позиция оппонента или оппонентов, но и присутствует стремление к тому, чтобы их требования были максимально удовлетворены, как и свои собственные.

Основные действия человека при стратегии «Сотрудничество»

  • Сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте
  • Подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения
  • Открытое обсуждение конфликта, стремление его опредметить
  • Рассмотрение предложений оппонента

Плюсы и минусы стратегии «Сотрудничество»

Сотрудничество ориентировано, главным образом, на понимание противоположной позиции, внимание к точке зрения оппонента и поиск устраивающего всех решения. Благодаря такому подходу можно добиться взаимоуважения, взаимопонимания и доверия, что самым лучшим образом способствует развитию долгосрочных, крепких и стабильных отношений

Наиболее эффективно сотрудничество, когда предмет конфликта важен для всего его сторон

Однако важно отметить, что в некоторых ситуациях найти устраивающее всех решение может быть очень трудно, в особенности, если оппонент не настроен сотрудничать. В таком случае стратегия «Сотрудничество» может лишь усложнить конфликт и отсрочить его решение на неопределённый срок

Таковы пять основных стратегий поведения в конфликте. Как правило, именно их принято использовать при конфронтации с другими людьми. И это вполне оправданно, т.к. их эффективность неоспорима. Но, вместе с этим, для урегулирования конфликтов можно применять и другие не менее эффективные стратегии, такие как подавление и переговоры.

Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни

Стратегии старения личности

Слово ʼʼстратʼʼ означает слой, т.е. какую-либо общность, социальную группу. Вне стратификации природу общностей понять нельзя. Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М.

Вебером, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, где наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу. Он считал, что в базе стратификации лежат имущественное неравенство, престиж, доступ к власти

Он считал, что в базе стратификации лежат имущественное неравенство, престиж, доступ к власти.

Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяю-щих значимость какой-либо деятельности и узаконивающих социальное неравенство.

По мнению Т. Парсонса, универсальными критериями социальной стратификации являются˸

-качество (предписывание индивиду определенной характеристики, например компетентности);

-исполнение (оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей);

-обладание материальными ценностями, талантом, культурными ресурсами.

Сложились три различных подхода к изучению социальной стратификации˸ а) самооценочный, или метод классовой идентификации; б) с позиции оценки репутации (например, в недалеком прошлом было выгодно иметь рабоче-крестьянское происхождение, но с наступлением других времен люди стали отыскивать корни своего аристократического происхождения); в) объективный,основанный на учете престижа профессии, уровня образования и дохода. При этом используется следующая вертикальная стратификация˸ 1) высший класс профессионалов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкая буржуазия; 5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие.

Революция связана с изменением социальной стратификации˸ одни страты исчезают, другие занимают их место. Причем революция придает этому процессу массовый характер.

Так, после революции 1917 г. были ликвидированы классы буржуазии, аристократии, казачества, кулачества, духовенства и пр.