Вечные сюжеты: как знание психологии поможет сценаристу

Фильм «Чистая психология»: содержание, сюжет

Елена – опытный психолог. Женщина умело выстраивает отношения и уверена, что они с гражданским мужем Виктором — идеальная пара: любят одни и те же блюда, ненавидят футбол и оба мечтают о детях. Когда Виктор решился начать собственное дело, но прогорел, Елена не осталась в стороне. Теперь ему предстоит выплатить кредитору Андрею немыслимую сумму. Долг так велик, что молодая пара рискует не только потерять бизнес, но и остаться на улице.

Чтобы помочь любимому, Лена решает сама поговорить с кредитором. Поначалу разговор не ладится, но когда женщина в гневе указывает Андрею на его психологические проблемы и комплексы, он поражается ее таланту и предлагает сделку. Она должна прийти в его дом под маской горничной, чтобы вычислить, кто из окружения бизнесмена желает ему смерти. Елена планирует поскорее разобраться в этом вопросе, но расследование приводит ее к шокирующим результатам…

Введение

Актуальность.  Игра является главным видом деятельности дошкольника, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, то есть его интерес, память, фантазия и ловкость. Кроме того, игра – это характерный дошкольному возрасту метод усвоения общественного опыта. Так же, игра – это самый доступный вид деятельности для детей, метод переработки приобретенных из находящегося вокруг мира впечатлений. В игре наиболее ясно проявляются индивидуальность мышления и воображения ребенка, его энергичность, а так же его развивающаяся потребность в общении.

Играя, дети учатся использовать свои знания, а так же применять их на практике в различных условиях. Игра – это независимая деятельность, благодаря которой, дети вступают в общение с ровесниками. Детей объединяет общая цель, а также общие переживания. Игровые переживания оставляют глубочайший отпечаток в сознании ребенка, и содействуют формированию добрых чувств и формирование навыков коллективной жизни.

Во время игры, дети учатся улаживать без помощи других игровые задачки, ищут наилучший способ воплощения задуманного, а так же умением пользоваться своими знаниями.

Беря во внимание значение игры в жизни ребенка, является целесообразным изучение игровой деятельности дошкольника. Объект исследования – игровая деятельность дошкольников

Объект исследования – игровая деятельность дошкольников.

Предмет исследования – психология игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: игровая деятельность дошкольников имеет свои особенности. 

Цель курсовой работы – изучить роль детской игры в современной психологии и обосновать особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Пациенты, In Treatment, США, 2008 год

Американский сериал  In Treatment (наиболее точно с учетом контекста можно перевести как «В терапии») – не для широкой аудитории, больше всего поклонников у сериала среди профессиональных психологов.

In Treatment – своеобразный процедурал о реальной работе психотерапевта. Каждая 35-минутная серия – одна сессия. При этом по критерию достоверности In Treatment однозначно занимает верхнюю строчку рейтинга.

Терапевтические сеансы здесь показаны без спецэффектов и без прикрас.

По сюжету, психотерапевт Пол Уэстон принимает на дому клиентов, он также еженедельно берет супервизию – то есть, сам работает с психологом, который помогает ему проанализировать практику и разрешить собственные проблемы.

Почему стоит смотреть?

Казалось бы, в этом фильме нет ничего, кроме диалогов. Терапевт и клиент говорят о чувствах и детских травмах. 35 минут в течение серии мы наблюдаем за интервенциями и интерпретациями психоаналитика.

Скучно? Ни в коем случае. Внутренняя жизнь героев фильма притягивает как магнит.

Не обошлось в сериале и без драм: зрители увидят и самоубийство клиента терапии, и нарушение самим Полом этических норм профессии, и его развод с женой.

Сюжет и фабула

Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Исторически существовали и продолжают существовать и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение фабулы и сюжета. Например:

  • Толковый словарь Ушакова определяет сюжет как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения», а фабулу как «содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи». Таким образом фабуле, в отличие от сюжета, приписывается обязательное изложение событий произведения в их временной последовательности.
  • Предыдущее толкование было поддержано в 1920-х годах представителями ОПОЯЗа, которые предложили различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором — «сюжетом».
  • Другое толкование идёт от русских критиков середины XIX века и поддерживалось также А. Н. Веселовским и М. Горьким: они называли сюжетом само развитие действия произведения, добавляя к этому взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета. Легко видеть, что значения терминов «сюжет» и «фабула» в данном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами.

Наконец, существует также точка зрения, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями «сюжет», «схема сюжета» (то есть фабула в смысле первых двух из вышеперечисленных вариантов), «композиция сюжета» (то, как события из схемы сюжета излагает автор).

Неуместный человек (Den brysomme mannen)

  • Страна: Норвегия, Исландия

  • Режиссёр: Йенс Лиен (Jens Lien)

  • В главных ролях: Тронд Фауса Аурвааг (Trond Fausa Aurvaag), Петронелла Баркер (Petronella Barker), Пер Шаанинг (Per Schaaning), Биргитте Ларсен (Birgitte Larsen)

Однажды утром Андреас оказывается в странном городе, где царит настоящая чистота и идиллия, но он понятия не имеет, как туда попал. Его начальник даёт ему инструкции касательно его работы, о которой тот совершенно ничего не помнит. Он женится и окунается в спокойную рутину, сам этого не осознавая. Теперь у него ненапрягающая работа, хорошая зарплата, отличный дом и жена. Но достаточно ли этого для счастья?

Постепенно Андреас начинает понимать, что он в этой идиллии, хоть и может себе всё позволить, но не чувствует себя счастливым. Все эти спокойные, счастливые и довольные жители города являются оболочкой чего-то другого. Всё вокруг будто искусственное, пластмассовое.

Планета Ка-Пэкс (K-PAX)

  • Страна: Германия, США

  • Режиссёр: Иэн Софтли (Iain Softley)

  • В главных ролях: Кевин Спейси (Kevin Spacey), Джефф Бриджес (Jeff Bridges)

Фильм расскажет о таинственном мужчине, который оказывается на оживлённом вокзале, будучи с виду абсолютно непримечательным. Из общей массы людей его выделяют лишь солнечные очки, которые не очень на нём смотрятся, а также загадочная улыбка.

Попав в психиатрическую клинику, он со всей уверенностью заявляет, что прибыл на Землю с планеты под названием Ка-Пэкс (K-PAX). Когда психиатр в исполнении Джеффа Бриджеса пытается разобраться, как помочь пациенту, он постепенно начинает замечать, что все истории пациента об инопланетянах начинают оказывать поразительный эффект на психическое здоровье других пациентов клиники.

Игры разума, A Beautiful Mind, США, 2001 год

Четыре Оскара, премия «Золотой глобус», несколько BAFTA – это далеко не полный список наград биографической драмы «Игры разума».

В центре сюжета – история выдающегося математика, лауреата Нобелевской премии Джона Нэша, страдающего параноидной шизофренией.

Рассел Кроу играет настолько талантливо, что зрителю кажется, будто у него самого зрительные и слуховые галлюцинации.

Уровень вовлеченности в сюжет и внутренний мир математика-шизофреника – практически сто процентов! Но самое главное в картине – история о личностном росте персонажа.

Почему стоит смотреть?

Линия  психологического конфликта в фильме проходит не только между больными фантазиями Джона Нэша и реальностью, но и между его стремлением отрицать болезнь и необходимостью принять свои ограничения.

Это  фильм о любви, силе, способности смириться с неизбежным и преодолении глубокого личностного кризиса.

Истории о преодолении чего-либо всегда смотреться на одном дыхании. Эта же картина смело может возглавить список психологических фильмов о преодолении самого себя.

Джону Нэшу удалось взять свою шизофрению под контроль и смириться со своей уязвимостью.

В конце картины, снятой по реальным событиям, на вручении Нобелевской премии, Нэш благодарит свою жену за любовь и поддержку. Невозможно сдержать слезы восхищения из-за силы духа этой пары!

Что-то не так с Кевином (We Need to Talk About Kevin)

  • Страна: Великобритания, США

  • Режиссёр: Линн Рэмси (Lynne Ramsay)

  • В главных ролях: Тильда Суинтон (Tilda Swinton), Джон Си Райли (John C. Reilly), Эзра Миллер (Ezra Miller), Джаспер Ньюэлл (Jasper Newell)

Ева пишет о путешествиях, но ей приходится пожертвовать своей свободой и шикарным образом жизни, чтобы завести с мужем ребёнка. Паре это даётся очень трудно, но Ева, в итоге, становиться матерью, родив на свет мальчика, которого называет Кевин. 

Со временем она понимает, что ей трудно найти связь со своим ребёнком. Когда Кевин из хлопотного ребёнка превращается в социопата, ей приходится совсем не сладко. А когда он совершает нечто ужасное, то Ева начинает винить себя в том, что недостаточно любила своего сына и пытается понять, насколько виновата в том, что наделал её ребёнок.

Эксперимент (The Experiment)

  • Страна: США

  • Режиссёр: Пол Шойринг (Paul Scheuring)

  • В главных ролях: Эдриан Броуди (Adrien Brody), Форест Уитакер (Forest Whitaker), Кэм Жиганде (Cam Gigandet)

Источником вдохновения для этого триллера стал настоящий эксперимент, проведённый в Стэнфордской тюрьме. В жестоком психологическом эксперименте участвовали 26 мужчин. Одним учёные дали роль заключенных, а другим — тюремных охранников. Всё происходит в пустой тюрьме и начинается достаточно невинно, но уже довольно скоро вещи начинают выходить из-под контроля.

Безработному Трэвису в исполнении Эдриена Броуди (как и другим участникам) обещают платить 1000 долларов в день за роль охранников и заключённых. Все они думали, что будет забавно играть свои роли, однако за решёткой даже самые невинные действия и слова могут сделать человека безумцем. До появления первой крови нужно не так уж и много времени.

Отличная немецкая версия фильма

Режиссёр: Оливер Хиршбигель (Oliver Hirschbiegel)

Стоит отметить, что есть и более ранняя но очень хорошая версия фильма, снятая в Германии. Она носит то же названия (нем. Das Experiment), однако участников эксперимента меньше – 12. Их также поделили на заключённых, которые обязаны соблюдать правила, и охранников, которые должны следить за порядком. Всё начинает выходить из-под контроля, когда на первый план вырывается человеческая природа. Учёные бесстрастно наблюдают за тем, как «надзиратели» пользуются своей властью, унижая «заключенных».

Я и другие, СССР, 1971 год

Режиссер Феликс Соболев во времена после советской «оттепели», в 70-е годы снял целую серию фильмов о психологических экспериментах.

Но наибольшую известность приобрел фильм «Я и другие» – о внушаемости, порой доходящей до абсурда, и других особенностях социального поведения.

Несмотря на свой достаточно почтенный возраст и советский антураж, этот фильм однозначно занимает одно из первых мест в списке научно-популярных психологических фильмов.

Вечные сюжеты: как знание психологии поможет сценаристу

По сути, это была первая картина, где наглядно продемонстрирована склонность людей к конформизму. В советские времена лента была достаточно революционной и даже ставила под сомнение официальную коммунистическую идеологию.

Почему стоит смотреть?

В последнее время в сети популярны ролики из области социальной психологии. К примеру, нам показывают, как большинство людей не выходят из комнаты при звуках пожарной сирены, так как авторитетная персона им приказала ждать, несмотря ни на что.

Все это – о конформизме и внушаемости. В «Я и другие» Феликса Соболева нам показывают детальное проведение подобных экспериментов на детях и взрослых, со всем соблюдением научной методологии.

Если вы думаете, что внушаемые люди – редкость, и это точно не вы, то ошибаетесь. Фильм «Я и другие» переворачивает сознание безжалостной демонстрацией факта: конформисты – подавляющее большинство из нас.

Типология сюжетов

Предпринимались неоднократные попытки классифицировать сюжеты литературных произведений, разделять их по различным признакам, выделять наиболее типичные. Анализ позволил, в частности, выделить большую группу так называемых «бродячих сюжетов» — сюжетов, которые многократно повторяются в различном оформлении у разных народов и в разных регионах, большей частью — в народном творчестве (сказки, мифы, легенды).

По мнению А. Е. Нямцу, из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные, исторические и литературные.

Как отмечает проф. Е. М. Мелетинский, «большинство традиционных сюжетов восходит на Западе к библейским и античным мифам».

Известно несколько попыток свести всё многообразие сюжетов к небольшому, но при этом исчерпывающему набору сюжетных схем. В известной новелле «Четыре цикла» Борхес утверждает, что все сюжеты сводятся всего к четырём вариантам:

  • О штурме и обороне укреплённого города (Троя)
  • О долгом возвращении (Одиссей)
  • О поиске (Ясон)
  • О самоубийстве бога (Один, Аттис)

Французский исследователь Жорж Польти опубликовал в 1895 году книгу «Тридцать шесть драматических ситуаций», в которой свёл весь опыт мировой драматургии к разрабатыванию 36 стандартных сюжетных коллизий.

Малхолланд Драйв (Mulholland Drive)

  • Страна: Франция, США

  • Режиссёр: Дэвид Линч (David Lynch)

  • В главных ролях: Наоми Уоттс (Naomi Watts), Лаура Хэрринг (Laura Harring)

Темноволосая женщина теряет память после автокатастрофы. Посмотрев на плакат с Ритой Хейворт, девушка решает дать себе имя Рита. Она бродит по улицам Лос-Анджелеса как в тумане, пока, наконец, не находит убежище в одной квартире. 

Там она знакомится с Бетти — счастливой блондинкой, которая прибыла в Город ангелов, чтобы стать известной актрисой. Вместе девушки пытаются разгадать тайну личности Риты, а также понять, кто были те двое мужчин с ней в машине. Действие происходит в не совсем привычном Лос-Анджелесе, в котором нет пробок и смога.

Актеры и роли

  • Светлана Смирнова-Марцинкевич — сыграла главную роль. («Казанова», «Большое небо»)
  • Александр Никитин — сыграл главную роль. («Скажите что-нибудь хорошее»)
  • Дмитрий Пчела — сыграл главную роль. («Это мой папа», «Верни мою любовь»)
  • Роман Полянский («Миленький ты мой», «Больше чем любовь», «Мелодия любви»)
  • Александра Белоглазова («Полицейский с рублевки»)
  • Евгений Егоров («Северный ветер», «Гости»)
  • Яна Крайнова («Блестящая карьера», «Улетный экипаж», «Любимая», «Так поступает женщина»)
  • Анастасия Дубровина — сыграла Светлану. («Под прикрытием», «Радуга жизни»)
  • Владимир Ляхов — сыграл партнера. («Старая гвардия», «Темная лошадка», «Глаза в глаза»)
  • Серафима Смолина — сыграла управляющую. («Мое сердце с тобой», «Закрытая школа»)

Опасный метод, A Dangerous Method, Великобритания, Германия Канада, Швейцария, 2011 год

Фильм «Опасный метод» Дэвида Кроненберга был одним из самых ожидаемых для любителей психологического кино. Еще бы!

Это история о странных, страстных, порой шокирующих взаимоотношениях основоположников психоанализа Зигмунда Фрейда и Карла Юнга с пациенткой Сабиной Шпильрейн (ее сыграла Кира Найтли).

Для поклонников психоанализа это просто клондайк.

В течение всего фильма ошеломленный зритель наблюдает, как  Шпильрейн из истерички с конверсионными симптомами превращается в любовницу Юнга.

Реальная история треугольника Фрейда, его ученика (а впоследствии соперника) Юнга и Сабины Шпильрейн остается темным местом для исследователей.

Сабина Шпильрейн после лечения сама стала психоаналитиком и издала несколько весомых в научных кругах монографий.

Почему стоит смотреть?

Если вы не знаете, что такое истерическое расстройство, откуда у женщин могут возникать мазохистские склонности и при чем тут феминистская теория о культуре гендерного насилия, – этот фильм для вас.

Вторая линия в картине – это эдипов конфликт между Юнгом и Фрейдом. Суть эдипового комплекса в психоанализе – это желание овладеть женщиной отца, и тем самым победить и превзойти его.

Юнг именно это и делает: противостоит Фрейду (своему учителю и символическому отцу), конкурирует за женщину и даже разрабатывает в психоанализе собственное направление.

Помимо исторической ценности, картина попала бы в рейтинг «Лучшие фильмы о мужской психологии» за точную демонстрацию желания мужчин побеждать и конкурировать.

Необходимая жестокость, Necessary Roughness, 2011 год

В центре повествования – работа молодой женщины-психолога Дэни Сантино, которая развелась с мужем и устроилась консультантом в футбольную команду.

Помимо процедурала о психологической кухне, это еще и сильная спортивная драма.

Актриса Кэлли Торн, сыгравшая главную роль, настолько вжилась в образ спортивного психотерапевта, что получила «Золотой глобус».

Почему стоит смотреть?

Название фильма «Необходимая жестокость» говорит само за себя. Психолог Сантино использует в своей работе провокативные методы, иногда действительно на грани фола.

При этом в мире большого спорта такой терапевтический подход является абсолютно оправданным.

Это картина о здоровой нарциссической части нашей личности, которая стремится к победе, успеху и достижениям.

Место разговорам про детские травмы и нежные чувства здесь тоже есть, так что этот сериал удовлетворит самого взыскательного зрителя.

Профессионалы могут покрутить носом в некоторых сериях, мол, настоящий психолог так бы никогда не поступил. Но все огрехи с лихвой компенсирует главный персонаж – женщина, искрящаяся любовью к жизни и своей работе.

Враг (Enemy)

  • Страна: Канада, Испания

  • Режиссёр: Дени Вильнёв (Denis Villeneuve)

  • В главных ролях: Джейк Джилленхол (Jake Gyllenhaal), Мелани Лоран (Mélanie Laurent)

Мягкохарактерный профессор колледжа в исполнении Джейка Джилленхола берёт на прокат видео кассету и случайно замечает в фильме актёра, который как две капли воды похож на него. После этого он загорается желанием найти своего двойника, и эта идея становится навязчивой. 

Попытки найти двойника, в конце концов, приводят к весьма странным событиям. Сразу стоит отметить, что фильм неоднозначный, и наполнен символами, которые придётся понять и сложить воедино, чтобы окончательно понять замысел режиссёра.