Вы точно человек?
Зачем изучать психологию?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вернее, ответ у каждого свой:
- Потому что психология затрагивает все ключевые аспекты жизни: быт, работу, партнерство, воспитание, бизнес, самореализацию.
- Потому что мы живем среди людей и хотим понимать их мотивы, учитывать особенности психики, прогнозировать решения, ориентироваться в чужих характерах.
- Потому что детские обиды мешают жить, даже если мы о них не вспоминаем.
- Чтобы распоряжаться своими внутренними ресурсами, жить полной жизнью.
- Чтобы замотивировать себя в нужный момент или вовремя заметить усталость и отдохнуть.
- Чтобы понять, почему болит где-то внутри или почему «болит душа».
- Чтобы понять, почему одни люди вызывают симпатию, а другие – агрессию или неприятие.
- Чтобы распознавать, но не поддаваться на чужие манипуляции.
- Чтобы развивать свою память, мышление, креативность добровольно, а не потому что «так принято».
- Чтобы осознать, почему прежние отношения развалились, построить новые, но уже более прочные.
- Чтобы научиться понимать своих детей или родителей независимо от разницы в возрасте.
- Просто для себя.
С чего начать изучение?
Прежде всего, не стоит путать психологов-ученых и психологов-практиков. Большинство научных книг написано сухим, достаточно сложным для восприятия языком с научными терминами. Поэтому учить психологию «для себя» с трудов Фрейда или Юнга будет сложно. Но и по популярной психологии есть масса книг, которые изучить одновременно тоже не получится
Поэтому для начала нужно задать себе вопрос: что мотивирует меня, что для меня наиболее важно?
Общий кругозор.
- Пол Клейнман «Психология: люди, концепции, эксперименты».
- Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект».
- Д. Халлиман «Почему мы ошибаемся: ловушки мышления».
Детская психология.
- Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
- Протоиерей Федор Бородин «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка».
Саморазвитие.
- Хэл Элрод «Магия утра».
- Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта».
- Б. Блюменталь «Одна привычка в неделю».
Кроме этого есть онлайн-журналы, публикации, электронные издания, ресурсы с советами практикующих психологов.
Конечно, психологический дискомфорт невозможно измерить прибором, а душевную боль уменьшить таблеткой. И этим психология отличается от точных наук или медицины. Но можно не претендовать на абсолютное знание, но дать понимание: себя, окружающих, близких, партнеров, детей и родителей. И только ради этого стоит начать изучать психологическую науку.
Как избавиться от слов — паразитов
Заметив у себя подобные конструкции, постарайтесь от них избавиться. Это можно сделать следующими способами:
- Постоянно контролировать себя. Употребление слов – паразитов это плохая привычка, от которой можно избавиться, приложив определенные усилия. Как это сделать, мы уже рассказывали.
- Замена паразитов. Избавление от них превратится в забавную игру. Для этого нужно при каждом порыве употребить бессмысленную конструкцию, заменять ее на выученное из словаря новое слово.
- Расширение словарного запаса. Этого можно добиться, если чаще читать классическую литературу, общаться с образованными людьми, пересказывать вслух большие объемы информации.
- Перед публичным выступлением проведите несколько репетиций, и составьте подробный план доклада.
- Записывайте свою речь на диктофон. Ее прослушивание может вас сильно удивить.
Отсутствие слов — паразитов, с точки зрения психологии указывает на образованность человека, его богатый словарный запас, эрудицию, уважительное отношение к себе и собеседнику.
comments powered by HyperComments
Вебинары64
7 апреля |
Полный онлайн-курс по рунам «Рунический круг силы». 6 месяцев обучения рунической магии от А до Я 25 еженедельных занятий с проживанием рун |
|
21 марта |
Дистанционное обучение «Современные подходы к диагностике и лечению сексуальных расстройств» 4 месяца |
|
21 марта |
Вебинар «Как выигрывать при личностном развитии. Стратегии успеха на «Планете обезьян» 1 день |
|
21 марта |
Онлайн-курс «Ориентированная на решение краткосрочная терапия» (ОРКТ). Курс для психологов и студентов, обучающихся на психологов 2 месяца, 1 раз в неделю по 2–2,5 часа |
|
21 марта |
Вебинар «Что мешает увеличению вашего дохода» 2 часа |
|
23 марта |
Онлайн-марафон «Ваши деньги: раскрываем денежный ресурс через подсознание» 2 недели |
|
23 марта |
Марафон «Из прокрастинатора в достигаторы» 1 неделя |
|
23 марта |
Семинар «Наука Побеждать. Психогенетика поведения» 2 часа |
|
24 марта |
Семинар «Наука Побеждать. Психогенетика поведения» 2 часа |
|
26 марта |
Вебинар «Психология денег». Часть 1: «Личный денежный поток» 1,5 часа |
|
28 марта |
Вебинар «Трансплантация сознания совершенного здоровья и процветания. Метальная защита от эпидемий» 2 часа |
|
28 марта |
Вебинар «Дизайн человека (Human design) уникальная система вашего самопознания и жизненного предназначения» 1–2 часа |
|
29 марта |
Онлайн-тренинг «Квантовый Трансперсональный Цигун онлайн» 1,5 часа |
|
29 марта |
Структурные интуитивные онлайн НЕ расстановки в прямом эфире 5,5 часов |
|
31 марта |
Вебинар «Дизайн человека (Human design) уникальная система вашего самопознания и жизненного предназначения» 1–2 часа |
|
1 апреля |
Лекция «Живые лекции о теории гештальт-терапии». Цикл онлайн-лекций 1,5 часа |
|
2 апреля |
Вебинар «Психология денег». Часть 2: «Денежный поток в паре» 1,5 часа |
|
4 апреля |
Онлайн-курс «Перезагрузка». Очищение тела, души и духа 21 день |
|
6 апреля |
Онлайн-курс «Метафорические карты с нуля и до эксперта» 4/8/16 занятий по 1–1,5 часа |
|
10 апреля |
Курс «Современные подходы к психотерапии расстройств пищевого поведения» 2 месяца |
Ещё 2 тренера… |
Основные психологические концепции.
Первый систематический курс по психологии был создан немецким психиатром Эмилем Кальпериным в 1883 году. С тех пор внутри психологической науки образовалось множество школ и концепций, которые пытаются объяснить те или иные психические явления.
Психоанализ или фрейдизм.
Самая популярная концепция, известная за пределами психологической науки. Названа по имени основателя – Зигмунда Фрейда, который первым разделил три уровня психической жизни: сознание (Эго или Я), предсознание (сверх-Я), бессознательное (Оно или либидо). Постепенно психоанализ обогащался новыми идеями, теориями, психоаналитическими концепциями.
Логотерапия.
Идея о поиске смысла жизни базируется на идее австрийского психиатра Виктора Франкла. В этом плане категория смысла жизни противопоставляется вечному поиску удовольствия, который пропагандировался Фрейдом.
Гештальтпсихология.
Возникла благодаря усилиям немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Курта Коффки как попытка выстроить психологическую теорию по аналогии с физикой. Сам термин «гештальт» обозначает целостные образования сознания, а главным объяснительным принципом гештальтпсихологии считается принцип целостности.
Гуманистическая психология.
Направление сформировалось в рамках гуманистического подхода. Ее виднейшие представители А. Маслоу, К. Роджерс. Согласно гуманистической теории главной целью существования человека является самоактуализация, самореализация, непрерывное саморазвитие. Ответвлением гуманистической концепции можно считать духовную (христианскую) психологию.
Когнитивизм.
Слово «когнитивный» переводится с латыни как «знать». Главные представители направления – Джордж Келли, Арон Бек, который говорил: «человеческие чувства и действия определяются мышлением». Сторонники концепции отстаивают мнение, что человек – это не машина, которая слепо реагирует на изменения внешнего мира, а мыслящая личность, способная анализировать информацию, свои поступки и поведение, проводить сравнение, решать проблемы.
Бихевиоризм.
Основоположник бихевиоризма (в переводе «поведение») – американский психолог Джон Уотсон, разработавший идею взаимосвязи поведения, стимула и передающей реакции. Девиз бихевиоризма «психология – это наука о поведении», а сознание здесь не изучается, поскольку не имеет поведенческих показателей.
Трансперсональная (надличностная).
В переводе означает «душа по ту сторону маски». Исследует человеческую духовность, надличностные переживания во всех формах и проявлениях, а также парапсихологические феномены, кармическую динамику, неразрешившиеся психотравмы рождения. Трансперсональные техники делают упор на необычных состояниях сознания – интуиции, медитативном трансе, гипнозе, медиумизме. Основатель направления и изобретатель главной техники для «погружения в себя» (холотропного дыхания) – С. Гроф.
Интерактивная.
Название направления переводится как «интеракция» – «социальное взаимодействие». Цель направления – изучение законов взаимодействия: гармоничного, позитивного, дисгармоничного, конфликтного. Основателем интерактивной концепции является Джордж Мид, а популяризатором – Эрик Берн.
Что такое психология?
Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью. Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.
Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика, – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте, мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.
Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.
Истории появления науки.
В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.
Всего выделяют четыре этапа:
- объект изучения – душа. Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
- объект изучения – сознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
- объект изучения – поведение. Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
- объект изучения – психика. Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.
Современная психология – многоотраслевая система научно-прикладных дисциплин, которая включает от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений.
Онлайн-курсы5
Онлайн курс |
Онлайн-курс для преподавателей системы профессионального образования, мастеров производственного обучения, методистов. В соответствии с ПрофСтандартом 36 часов — 1 неделя, 72 часа — 2 недели, 108 часов — 3 недели, 144 часа — 1 месяц |
|
Онлайн курс |
Онлайн-курс «Современные психотехнологии в исцелении» 16 часов, 8 онлайн-занятий |
|
Онлайн курс |
Дистанционные курсы повышения квалификации и профпереподготовки для специалистов ВО, СПО, ООО, ДО, доп.образования, соц.работы, дефектологии, здравоохранения 1040 часов |
|
Онлайн курс |
Онлайн-курс «Как избавиться от страхов» 2 часа |
|
5 слов — паразитов с интересной психологической трактовкой
Заканчивать фразу выражением «вот» привыкли люди, которым нечего сказать, или они чувствуют себя неловко.
Ладненько, скоренько, чётенько – употребляют, если пытаются показать свое превосходство, или выставить собеседника более глупым.
Знаешь – употребляют люди, которые хотят привлечь внимание, стремятся, чтобы им больше доверяли. Эта фраза придает беседе более личную эмоциональную окраску.
На, это, ну, э
На – это замена матерных слов указывает на то, что человек обычно их употребляет, но сейчас старается сдерживаться, и показаться более воспитанным. Это, ну, э – высшая степень волнения, неспособность или боязнь высказать свое мнение, ограниченность словарного запаса.
Ничего себе – это своего рода проклятие, которое человек сам себе посылает. Ведь дословно это выражение, как раз это и пророчит.
Именно поэтому важно контролировать свою речь, и чаще задумываться над тем, что вы говорите и как часто
Что такое слова — паразиты
Русский язык насчитывает порядка полумиллиона слов. Это один из богатейших языков в мире, на котором написано множество художественных произведений в стихах и прозе. Но далеко не все применяют и сотую часть из всего этого разнообразия. Многие конструкции заменяются или дополняются так называемыми паразитами. Они усиливают эмоциональную окраску речи, более понятны собеседнику, и чаще всего, являются совершено бесполезными.
Употребление определенных оборотов становится бессознательной привычкой, внимательнее присмотревшись к которой, можно узнать много интересной информации о психологии человека.
Направление используют
|
АНО ДПО «Высшая школа психологии» (Москва), Агентство I’marketing (Москва), Академия Благополучия (Москва), Академия Владимира Светлова (Москва), Академия Общения (Москва), Академия Профессионального Коучинга (Москва), Академия психологии и самопознания «Эволюционика» (Москва), Академия супружества Светланы Искренней (Москва), Арт-клуб «Даная» (Москва), Ассоциация детских нейропсихологов города Москвы (Москва), Ассоциация специалистов в области глубинной памяти и регрессий (Москва), Бюро психологических игр (Москва), Виктория Кононова (Москва), Высшая школа космономики (Москва), Гала Каневская (Москва), Галина Николаева (Москва), Геофилософский Центр Антропологических и Культурных Исследований (Москва), Дискуссионный клуб Overtone club (Москва), Духовно-оздоровительный центр Ольги Феоктистовой «Вдохновение» (Москва), Евгений Малышев (Москва). Ещё организаторы 1296 |
||
|
Азамат Ознер (Москва), Алекс Ливит (Москва), Александр Владимирович Некрасов (Москва), Александр Есипенко (Москва), Александр Леонидович Коробкин (Москва), Александр Михайлович Князев (Москва), Александр Николаевич Блинков (Москва), Александра Алексеева (Москва), Александра Борцова (Москва) , Александра Владимировна Шалимова (Москва), Александра Дмитриевна Чабиева (Москва), Александра Петровна Михайлова (Москва), Алексей Алексеевич Шинкевич (Москва), Алексей Викторович Иванчев (Москва), Алексей Владышевский (Москва), Алексей Гладков (Москва), Алексей Кириллов (Москва), Алексей Юрьевич Панкин (Москва), Алексий Симуран (Москва), Алексий Таранов (Москва). Ещё тренеры 2708 |
||
|
Александр Есипенко (Москва), Александр Михайлович Князев (Москва), Александр Николаевич Блинков (Москва), Александра Борцова (Москва) , Александра Дмитриевна Чабиева (Москва), Александра Петровна Михайлова (Москва), Алексей Алексеевич Шинкевич (Москва), Алексей Юрьевич Панкин (Москва), Алексий Симуран (Москва), Алексий Таранов (Москва), Алиса Городкова (Москва), Алла Беркут (Москва), Алла Викторовна Кича (Москва), Альфия Низаметдинова (Москва), Алёна Александровна Кабанова (Москва), Алёна Владимировна Попова (Москва), Алёна Коваленко (Москва), Алёна Самошина (Москва), Анастасия Акбарова (Москва), Анастасия Коновалова (Москва). Ещё консультанты 1919 |
|
Тверь, |
Спасибо, за интерес к теме «что такое Психология»!
Научно-популярные статьи по психологии
Родительские установки — двенадцать разрушительных родительских установок (26.03.2019) |
Развивающие игры — пазлы для малышей (21.02.2019) |
Мотивация (15.07.2018) |
Вырабатываем характер: советы психолога (21.03.18) |
Психология саморазвития как стимул психических процессов (11.03.18) |
Панические атаки: особенности приступов, методы преодоления и лечения (07.03.18) |
Самоанализ. Или как понять себя? (12.02.2018) |
Посттравматическое стрессовое расстройство: симптомы, причины илечение (18.01.2018) |
Корсаковский психоз (29.09.2017) |
Российских родителей можно безошибочно узнать по крику на детей (23.09.2017) |
11 способов утешить плачущего ребенка (18.09.2017) |
Когда забота становится навязчивой опекой (16.09.2017) |
13 шагов к отличной сексуальной жизни (12.09.2017) |
Думать о других естественно или это невроз? (11.09.2017) |
Работа с материнской агрессией (29.08.2017) |
Когда стыд имеет привкус материнской заботы (12.08.2017) |
Супружеская измена: можно ли предотвратить драму? (01.08.2017) |
Расщепление, интеграция и амбивалентность (25.07.2017) |
Психология подросткового возраста: проблема буллинга (24.07.2017) |
Как вырастить эмоционального инвалида (13.07.2017) |
Пять причин перестать говорить ребенку «Молодец» (11.07.2017) |
Быть хорошим (10.07.2017) |
Все мы родом из детства (30.06.2017) |
Усыновить родителей (30.06.2017) |
Одна из главных проблем нашего общества — виктимность (28.06.2017) |
Может ли ностальгия довести до преступления (26.06.2017) |
Отец и сын. Атрибутика мужского воспитания (11.06.2017) |
«Спасательство»: внутренний мир снаружи (10.06.2017) |
«Я из тебя человека сделаю…» (07.06.2017) |
5 лучших развивающих игр для детей на Android (19.08.2016) |
Эти четыре вопроса нужно задавать ребенку каждый день (10.04.16) |
Поговори со мною, мама… (28.03.2016) |
Путь к Другому или о близости (26.03.2016) |
11 аспектов зрелой сексуальной любви по Кернбергу (26.03.2016) |
Управление «не-контактом». Когда отстранение от матери – самый здоровый выбор (25.03.16) |
О травматичных отношениях с матерью (25.03.16) |
Перестаньте беспокоиться о собственной значимости (24.03.16) |
Выученная беспомощность: почему сотрудники ведут себя как малые дети (11.03.16) |
Венец безбрачияВолшебная сила одобренияВы и эмоции: кто кого?Женская болезнь «шоппинг»Женский психоанализ или сказка о Синей БородеЖестокое обращение с детьми — порочный круг насилияЗависимость от ИнтернетаЗатяжные праздники вызывают стрессЗлоупотребление алкоголем и зависимость от негоЗнакомство и отношенияИндивидуально-психологические особенности пользователей сети ИнтернетКак выйти из любовного треугольника?Как повысить самооценку?Как правильно разговаривать с ребенком, чтобы слушался?Как развить уверенность в себе и научиться себя уважать?Как разрешить супружеский конфликтКаковы преим. того, чтобы иметь черты женств., мужеств. или и то и другое?Когда лучше рожать второго ребенка?Кто такой профессиональный психолог-консультантМотивация — Сотворчество — Сотрудничество: три ступени успехаМультикультурализм – жизнь в ее многообразииНарциссНас заставляют покупать ненужные вещиНасколько действ. психологич. услуги, по телефону, по радио и в Интернете?О ревностиО стереотипе как главном врагеОбсессивно-компульсивное расстройствоОбучение. Полезные советыОсновное правило коммуникации — сначала контакт — потом контрактОсобенности психического развития ребенка дошкольного возрастаОсобенности школьного возрастаОт любви до ненависти один шаг?!ПарафилииПервые трудности семейной жизниПоловые роли и социализацияПочему мы едим вечером?Почему трудно обращаться за помощью при психическом расстройстве родственникаПричины нарушения психического развития ребенкаПроверки и перепроверки не избавят от сомнений и не улучшат памятьПростите своих родителей…Психологический центрПсихология депрессииПсихология семьи и карьераПсихология стилей управления генерального директораПсихотерапия: в поисках ответаРоль родительского отношения в возникновении нарушений психического развития ребенкаСекреты счастливых семейСексуальное реагирование человека: сексуальные взаимодействияСемейные расстановки. ПротивопоказанияСлова, которые помогаютТипичные психологические проблемы детей-дошкольниковТипы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детейУменьшение страхов может расширить ваш мирУправление конфликтами, посредничество в конфликтахФакторы воспитания ребенка в семьеФобииФормула счастья и любвиХарактерные черты психозаЧто мы имеем в виду, говоря, «нарцисс», «нарциссизм»?Что такое ложные психологии? Почему они иногда срабатывают?
Примеры бесполезных слов
Выражения, подразумевающие неопределенность
Например:
- как бы;
- вроде;
- ну, я не знаю;
- возможно;
- скорее всего;
- насколько я знаю;
- как я думаю.
О каких качествах человека говорят эти слова — паразиты? В первую очередь они подчеркивают неуверенность человека в том, что он говорит, неспособность отстоять свою жизненную позицию, и страх перед будущим. Дополняя свою речь такими оборотами, собеседник оставляет за собой право отказаться от сказанного, сменить свою точку зрения, или просто передумать. Часто их используют, когда пытаются соврать, но испытывают чувство стыда.
Замена нецензурных слов созвучными выражениями
Например:
- ёшкин кот;
- ёкарный Бабай;
- блин;
- ё – мое.
Их любят употреблять люди с низким культурным уровнем, которые хотят казаться лучше, чем есть на самом деле
Часто они используются от недостатка словарного запаса, и с целью привлечь к себе внимание
Слова в переносном смысле
К ним относятся такие выражения как:
детский сад – употребляется человеком, который пытается предстать в более выгодном свете, и казаться лучше на фоне остальных. Это указывает на то, что у собеседника нет весомых аргументов, но он не хочет признавать свои ошибки;
сами понимаете – с точки зрения психологии, такая конструкция указывает на низкую самооценку, попытку оправдаться, робость, неуверенность в сказанном
Так говорят, когда хотят навязать свою точку зрения;
на самом деле – попытка казаться умнее, и довести свое превосходство;
это самое – попытка аккуратно привлечь к себе внимание, или неспособность подобрать подходящие выражения;
елки – палки – для привлечения внимание к себе, и усиления эмоциональной нагрузки.
Методы психологии.
Практически все методы психологии можно объединить в две группы:
- Эмпирические. Основаны на сборе, фиксации, интерпретации фактов. Используют методы математической статистики, которые позволяют работать с большими объемами данных, строить закономерности.
- Экспериментальные. Основаны на моделировании ситуаций взаимодействия личности и окружения, где можно было бы наблюдать необходимые психологические реакции. Это так называемые социальные эксперименты (стэнфордский тюремный эксперимент, пещера разбойников М. Шерифа, эксперимент повиновения Стэнли Милгрэма).
Главным объектом психологического исследования является психология человека, поэтому наукой используются те же методы исследования, которые можно применить и в обычной жизни:
- Наблюдение – описательный метод, который заключается в целенаправленном восприятии и описании человека.
- Эксперимент – специально проведенный психологический опыт, который помогает получить новые знания об испытуемом.
- Самонаблюдение – целенаправленное и осмысленное наблюдение за своими эмоциями, реакциями, желаниями, мотивами, которое не должно перерастать в самокопание.
- Собеседование – устная или письменная беседа, которая помогает уточнить и обозначить круг проблем, недоступных для наблюдения.
- Опрос – кратковременное письменное или устное испытание с заранее сформулированными вопросами, которое помогает оценить и выявить индивидуально-психологические отличия, навыки, способности.
- Тестирование – изучение, выявление, оценка определенных психологических качеств после прохождения специально подготовленных тестов.
- Биографическое исследование – способ, при котором изучается, диагностируется, корректируется, прогнозируется жизненный путь человека.
Как правило, чтобы предоставить психологу наиболее точный и всесторонний психологический портрет собеседника, методы комбинируются для каждого конкретного случая. Например, при приеме на работу могут использоваться тесты и собеседование. На сеансе психотерапии психолог может использовать наблюдение и эксперимент, а клиенту предложить выполнить домашнее задание – понаблюдать за собой.