Консультация для родителей «внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка»
Угроза — табуирование
Тех, кто пытается выяснить табуированную информацию, стараются усовестить, упрекнуть в нарушении правил, норм приличия, субординации, выставляют на посмешище, критикуют, изолируют.
Все существующие табу — это искусственно созданные правила, дабы ограничить распространение истинной информации.
Натурального, природного табу на выяснение каких-то вопросов не существует. Всё может быть узнано, понято, осмыслено.
Метод противодействия очевиден — продолжать выяснение табуированных сведений не смотря на табу. Если вы достаточно развиты для того, чтобы смочь получить и «переварить» данные знания, вы их получите.
Открытие данной информации как правило существенно меняет мировосприятие — как минимум, того, кто это открыл. Также следует выяснять, кем и зачем эта информация была табуирована, для более глубокого понимания процессов, происходящих в обществе.
Отдельно следует сказать о таком распространенном табуирующем коде как слово «нельзя». В реальности, оно имеет множество оттенков: невозможно, запрещено, не рекомендуется, чревато, опасно, бесполезно, и т.д. Разница между этими оттенками очень существенная, и действовать в соответствии с этим нужно совершенно по-разному.
Всегда следует разъяснять, почему именно нельзя. Никаких «просто нельзя вообще» — не бывает, всегда есть конкретный смысл, который каждый в состоянии понять.
Какие люди наиболее подвержены опасности?
Отдельная категория людей больше других подвержена опасности. В психологии их поведение называют виктимным — поведением жертвы. Человек, склонный к жертвенности, отличается характерным набором черт личности:
- Неспособность к самозащите, отстаиванию своей позиции. В случае нападения индивид предпочитает сдаться.
- Зависимость от семьи. Часто в прошлом виктимного человека есть негативный опыт детско-родительских отношений. Авторитарные родители подчиняют детей, лишая из возможности отличать угрозу от опеки.
- Низкая самооценка, склонность к самообвинению. Стремление к опасности может быть сознательным, если индивид считает, что он заслуживает плохого отношения.
- Уверенность в своей исключительности. Виктимные личности верят, что они особенны и не могут стать жертвой нападения.
- Стремление к нездоровой связи с агрессивным, подавляющим партнером. В такие отношения чаще попадают женщины. Они надеются получить защиту, но сами подвергаются опасности.
Виктимная личность игнорирует угрозу и часто ее не замечает
В ситуации, когда люди с адекватным восприятием реальности стараются не привлекать к себе внимание, виктимный человек ведет себя вызывающе. Он несознательно провоцирует преступника, навлекая угрозу, которую можно избежать
Угроза — культивирование наивности и некомпетентности
Чем более внимателен, осведомлен и «въедлив» человек, чем осознаннее он живет, тем сложнее его обмануть, поставить в зависимость и навязать изменения, которые ему не нужны
Для борьбы с этой «проблемой» многие заинтересованные лица:
— призывают не обращать на что-то внимание,
— призывают уделить внимание одной — «главной» — проблеме, игнорируя остальные, как неважные,
— дают слишком простые ответы на сложные вопросы, объясняя это тем, что, якобы, в сложном не бывает истины, а когда мы сомневаемся, убеждают, что у нас просто не хватает мудрости их понять. — подбрасывают нам слишком простые, лежащие на поверхности, объяснения для интересных нам событий
— внедряют в массы стандартные суждения, которые большинство людей использует вместо самостоятельных размышлений.
— внедряют в массы культ авторитетов и экспертов, а также коды типа «доктор знает лучше, потому что он доктор».
— целенаправленно понижают общую глубину знаний, распространяемых через учебные заведения и средства массовой информации.
Причем, что неприятно, злоупотребляют этим далеко не только паразиты, но также и вполне дружественные нам «силы добра»: попробуйте, например, поговорить с образованным тибетским монахом на предмет устройства Вселенной — вместо содержательной беседы получите кучу примитивных, разработанных для «европейского ума» штампов.
Угрозы по телефону и интернету
Интернет уже давно стал средством общения не только для добросовестных пользователей, но и для преступников. Проблема утечки персональных данных и последующего использования их в сомнительных целях давно известна в обществе и пути для ее решения пока не найдены.
Именно поэтому, во избежание любых угроз через Сеть, мы настоятельно советуем:
- никогда не загружать свои фотографии интимного характера (на любых сайтах – будь то знакомства или просто облако для хранения ваших данных);
- если вы пользуетесь социальными сетями, сделайте свой профиль закрытым для посторонних, добавляйте друзей только после предоставления ими полной информации;
- не отсылайте незнакомцам или малознакомым людям свои фотографии (любые);
- не ведите переписку на тему, о которой вам неприятно говорить или вам бы не хотелось, чтоб о ней знал кто-то еще – настаивайте на личной встрече.
Но даже при соблюдении этих рекомендаций шантаж, запугивание через всемирную сеть – отнюдь не редкость.
Закон не делает исключения в отношении такого вида психологического насилия и признает виновными тех, кто высказывает угрозу личности посредством электронной связи. Здесь также должны быть соблюдены требования о реальном восприятии потерпевшим запугивающих фраз. В то же время, доказать вину по таким делам будет сложнее.
Пример №7. Женщина познакомилась с мужчиной через Интернет-знакомства, однако при личной встрече кавалер ей не понравился, она отказалась с ним встречаться. Обидевшись, Ермолаев стал слать Морозовой смс и электронные письма с угрозами, где были указаны намерения ее избить до смерти, переломать ей ноги и руки, сделать ее инвалидом. Женщина написала заявление в полицию. После многочисленных отказов в возбуждении уголовного дела и такого же количества их отмен прокуратурой дело по статье 119 УК РФ все же возбудили. При этом решающим послужило то обстоятельство, что Ермолаев ранее отбывал срок за причинение тяжкого вреда здоровью другому человеку, каждый вечер встречал Морозову возле ее подъезда с битой в руках, из-за чего ей пришлось просить провожать коллег, написал на ее стене в приложении «Вконтакте» «Скоро ты будешь инвалидом» (авторство было установлено).
Как мы видим, реальность угрозы достаточно непросто доказать в случае их высказывания на расстоянии. Вместе с тем, при наличии достаточных данных, указывающих на обоснованность мнения потерпевшего о действительной опасности для его жизни или здоровья виновные все же привлекаются к ответственности и им назначается наказание.
Формы ответственности за угрозы
Все формы ответственности, которые современным законодательством предусмотрены за угрозы жизни и здоровью человека, зафиксированы статьей 119 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
В рамках этой статьи содержатся основные формы наказания, которые предусмотрены за совершение такого деяния, а именно:
- обязательные работы (максимальный срок которых не может превысить 480 часов в случаях, если наказание предусмотрено первой частью статьи, то есть за преступление простого характера);
- принудительные работы (если угрозы высказаны против человека без использования его национальных и других признаков, максимальный срок составит два года, если национальные, политические, религиозные и другие признаки имели место быть, то максимальный срок увеличивается до трех лет);
- ограничение свободы (применяется только в соответствии с положениями части 1 статьи 119 УК РФ, при этом максимальный срок составит два года);
- арест (применяется также, как и ограничение свободы, только в отношении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 119 УК РФ, максимальный срок не может превышать 6 месяцев);
- лишение свободы (если без использования национальных, религиозных и иных признаков, то не более двух лет, если с использованием, то максимальный срок наказания увеличивается до трех лет).
В тех случаях, когда речь идет о квалификации преступлений по части 2 статьи 119 УК РФ, может использоваться в качестве дополнительной меры наказания и запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок не более трех лет с момента вынесения приговора или полного отбытия наказания в его реальном виде.
Таким образом, максимальный вариант ответственности грозит тем лицам, которые высказывают свои угрозы другому человеку на основании его национальной, политической, религиозной или социальной принадлежности.
Все прочие страхи происходят из этого
Угрозы бывают непосредственные, происходящие с нами здесь и сейчас, и теоретические, так называемые «нависшие», которые не известно, существуют ли, произойдут ли с нами, но «в принципе» — могут.
Управление людьми происходит как правило с помощью второго рода угроз. Нас постоянно, круглосуточно, пугают, сообщая во всех подробностях о бедах, происходящих с другими людьми.
И как способ избавления от страха затем предлагают нам внести в свою жизнь изменения, которые нам в реальности совершенно не нужны, а нужны лишь тем, кто их предлагает, для обретения денег и власти над нами.
Нас пугают возможностью заразиться гриппом те же лица, кто затем предлагает от него вакцину.
Нас пугают возможностью террористических актов те же лица, которые затем предлагают нам свою «руку помощи» в обмен на признание их власти.
Нас пугают возможностью умереть в нищете те же лица, кто затем предлагает работать на них и брать у них деньги в долг под процент.
Нас пугают возможностью стать изгоем те же лица, кто затем предлагает нам средства, которые «помогут» нам стать таким как все.
И так далее.
Подробная информация о наиболее выдуманных угрозах и их обсуждение, как правило, табуируются.
Психологические способы защиты от УГРОЗЫ
Поделись и спроси мнение друзей! Общение МАТЬ УЧЕНИЯ!
Мы живем в мире, где угрозы, к сожалению, распространенное явление. Кому-то угрожают каждый день, кому-то реже. Пройти по жизни и ни разу не заступить на «чужую» территорию невозможно. Кто-то на такой заступ реагирует спокойно и рассудительно, а для кого-то угроза является единственно правильным способом отстоять свое.
Очевидно, что угрозы лишают ощущения личного благополучия и комфорта и тех, кто их распространяет, и тех, кому они адресованы. Поэтому сегодня мы детально изучим природу угроз и освоим эффективный алгоритм их нейтрализации.
Уж точно не от хорошей жизни. Угроза- это свидетельство того, что задеты какие-то важные потребности, и человек хочет любыми способами их отстоять. Эмоциональный мозг диктует нам примитивные способы реагирования, которые достались нам в наследство от наших предков. Угроза имеет животную природу. Ощетиниться, оскалить зубы, зарычать или зашипеть — это все проявление природной угрозы.
Угроза — это еще не само событие, а лишь знак оповещения, что таковое может произойти. Сергей Ключников
Существуют четыре комбинации угроз и тех последствий, которые бывают вслед за угрозами:
- Пустяковые угрозы, но серьезные последствия;
- Пустяковые угрозы, пустяковые последствия;
- Серьезные угрозы, пустяковые последствия;
- Серьезные угрозы, серьезные последствия.
Эти четыре комбинации дают нам возможность провести анализ ситуации и принять верное решение. Когда у нас есть запас времени для реагирования, мы можем поработать с листиком и спокойно проанализировать ситуацию. Когда такой возможности нет, оценка действий должна произойти мгновенно. Запомните эту схему и представляйте в голове в виде образа.
Шаг №1. Победить свой страх. Страх — это топливо для угрожающего. Другими словами, если агрессор увидел, что Вы испугались, он будет продолжать давление. Кроме этого, страх парализует волю и путает мысли. Задайте себе несколько вопросов: Что я знаю про этого человека? Насколько последствия угрозы реальны? Как я могу минимизировать последствия этих угроз для себя?
Шаг №2. Спокойствие. Говорите уверенным голосом, без ноток истерики или гнева. Спокойный, даже слегка замедленный и при этом уверенный голос показывает силу вашей позиции. Проверьте себя вопросом: «Насколько сейчас спокоен и уверенно звучит мой голос?».
Шаг №3.Позитивное отношение. Как бы не было тяжело, сохраняйте нейтральное, а в идеале позитивное отношение к человеку, который вам угрожает. Это сохранит вас от «эмоционального залипания» в ситуацию и поможет лучшее ее контролировать.
Шаг №4.Выберите одну из стратегий минимизации угрозы в зависимости от ситуации и значимости последствий: Уменьшение значимости угрозы
Например: «Я даже подумать не мог, что для тебя это важно», «Это мелочь, а главное…», «Поверь, что могло бы быть намного хуже». Обоснованное парирование
Например: «Я бы хотел сейчас объяснить свои действия. Причиной этого есть… » Корректный юмор. Например «Я себя сейчас чувствую, как в кабинете у следователя. У вас нет случайно знакомого адвоката?» Безразличие или игнорирование угрозы
Например, не обращать внимание и даже не смотреть на человека, который угрожает.
Шаг №5.Если последствия угрозы реальны, покажите, что проблема для вас важна. Покажите, что вы готовы сотрудничать и договариваться по этому вопросу
При этом сохраняйте уверенное спокойствие. Например: «Я готов с тобой говорить об этом», «Я готов обсуждать этот вопрос», «Согласен, это важный вопрос, давай спокойно поговорим об этом!»
Шаг №6.Покажите свое понимание. Перефразируйте сказанное собеседником в спокойном тоне. «Вы бы хотели, чтобы (требование агрессора). Я вас правильно понял?». Постоянно показывайте свое понимание ситуации. Крик, агрессия, угрозы это своеобразный призыв о помощи, это желание быть услышанным.
Шаг №7.Предложить решение. Предложите собственное решение ситуации. Решение должно удовлетворять интересы как угрожающего, так и ваши, это обязательное условие. Обоснуйте, почему это предложение взаимовыгодное. Получите обратную связь — «Подходит такой вариант?». Обязательно получайте заключительное согласие.
Скачай бесплатно подарок от Ицхака Пинтосевича — «Как стать ЭКСПЕРТОМ и осуществлять МЕЧТЫ!»
Способы работы с психикой
Постоянное воздействие стресса снижает уровень комфорта и постепенно приводит к искажению самовосприятия. Нарушается саморегуляция психики, чувство безопасности исчезает. Вернуть его и удерживать на одном уровне помогают простые упражнения:
- Определение безопасного места. Отключение от реальности и перезарядка энергией важны для нормального состояния психики. Ежедневное нахождение в безопасном месте, вызывающем положительные эмоции, позволяет почувствовать внешнюю защиту. Благодаря этому повышается сопротивляемость психики, пополняется запас жизненной энергии.
- Воображаемое убежище. В ситуации, когда попасть в реально существующее защитное место невозможно, следует побывать в нем хотя бы мысленно. Не обязательно представлять реальное место: это может быть воображаемый пейзаж, вызывающий чувство защищенности.
- Зарисовка тревожащего образа. Эффективный метод избавления от тревоги — перенос чувства страха в физическую форму. По мнению психологов, визуализация в виде простого рисунка позволяет понять, что страх вызван эмоциональным переживанием, а не реальной угрозой.
Методы самовнушения не работают, если психика нестабильна: человек находится под действием наркотиков, переживает эмоциональный шок, имеет психические нарушения.
Угроза — чувство долга
Чувство долга также бывает как натуральное, так и искусственно поддерживаемое.
Внушенное человеку чувство долга мотивирует его добровольно совершать поступки, которые ему не нужны, при этом пребывая в уверенности, что он поступает правильно. Мало того, человек может распространять это чувство на окружающих его людей. При этом, сущность и причина долга, как правило, не обсуждается, это считается «понятным даже ребенку».
Культивируя у людей чувство долга, можно заставить их отдавать вам ценности, трудиться, сражаться и умирать за вас, а также приводить к вам новых людей, самостоятельно внушая им чувство долга перед вами.
Апофеозом манипулирования является понятие «неоплатного долга» — то есть долга пожизненного, не обсуждаемого, абсолютного, передающегося наследственно через поколения, вечного.
Между тем, натуральное чувство долга существует лишь в одном случае: когда вы взяли в долг то, что вам было необходимо, условившись это вернуть. Это чувство пропадает одновременно с возвратом долга.
Во всех же остальных случаях имеет место чувство НЕОБХОДИМОСТИ или БЛАГОДАРНОСТИ, но никак не долга. Необходимость происходит из природы человека. Благодарность — это добровольный ответ благом на сделанное вам добро. Благодарность происходит от радости, испытываемой вами от обретения этого добра.
Мы испытываем не долг но благодарность к своим родителям, за то, что они помогли нам воплотиться на Земле.
Мы испытываем не долг но необходимость к своим детям, так как они — продолжатели нашего Рода на Земле.
Мы испытываем не долг но благодарность к своей Родине, за то, что она обустроила пространство вокруг для нашего удобства, и необходимость к ней, если хотим, чтобы она дальше существовала.
Мы испытываем не долг но благодарность перед Богами за сотворение Мира таким, какой он есть, за заботу о нашем развитии, за возможности воплощений в этом Мире.
Мы должны лишь Земле, так как взяли часть её вещества для своего тела на время. И мы всегда возвращаем этот долг во время смерти.
Психологические угрозы растущей личности
Опасная особенность этих психологических угроз в том, что они действуют постоянно и «безнаказанно» в течение длительного времени, а их источник — не некие непредсказуемые, трудно устранимые обстоятельства или происки врагов, а — взаимодействия педагога с детьми. Как и в семье — самые близкие люди порой становятся друг для друга, поневоле или сознательно, источником страданий и слез, болезней и разочарований в жизни, так и в школе — самый озабоченный развитием и обучением ребенка человек, учитель, становится иногда причиной детского энуреза, невроза, ненависти в учению, неверию в себя. Почему эту особенность можно назвать опасной? Да потому, что именно она и не позволяет открыто признать, честно обсуждать, настойчиво защищать ребенка от психологических угроз в образовательной среде.
Что же это за угрозы? Что может разрушительно действовать на психику малыша в детском саду или на поведение подростка в школе? Обратившись к великой книге великого педагога В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», мы легко составим их список (сохранив терминологию автора):
· предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;
· изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;
· педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;
· многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий;
· формализм программных знаний;
· нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками;
· недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.
Психологические признаки угрозы
5.5. Угрозы (запугивание)
Еще одним способом воздействия на человека являются угрозы. Угроза — это обещание причинить человеку неприятность, зло. Ее используют, чтобы вызвать у человека тревогу или страх: встревоженный, и тем более напуганный, человек легко поддается чужому влиянию.
Запугивание может быть как явным («Если не одумаешься, то останешься на второй год», — говорит учитель школьнику), так и скрытым (например, когда родители говорят ребенку: «Если не будешь есть кашку, то не вырастешь», это угроза для ребенка, так как он хочет вырасти).
Как фактор межличностного влияния запугивание наиболее распространено в таких социальных взаимоотношениях, разрыв которых труден или невозможен (армия, семья, учебные заведения, тюрьма).
Использование запугивания (угрозы) менее эффективно, чем лесть, так как страх, вызванный угрозой, как правило, скоротечен, а головокружение, вызванное постоянной лестью, может продолжаться долго. С другой стороны, тревогу и страх вызвать легче, чем обольстить человека.
Почему запугивание может быть недейственным
ЛинчевскийЭ. Э., 1982, с. 26.
Используется также «невинный» шантаж (дружеские намеки на промахи, ошибки, допущенные адресатом в прошлом; шутливое упоминание «старых грехов» или личных тайн адресата).
Роль и значение направления в науке
Психологическая безопасность изучает психическую деятельность. Она рассматривает чувство защищенности как результаты мер, принятых самим индивидом и обществом. Психологическая безопасность обеспечивает защиту личности, является основой для нормальных отношений между людьми. Эта концепция призвана поддерживать существующий порядок в обществе.
Безопасность выступает инструментом регуляции поведения социума. Она ограничивает деятельность отдельных структур и отдельных личностей для защиты индивида от внешнего негативного влияния. Изучение и совершенствование методов воздействия — главная задача психологической безопасности. Она тесно переплетена с другими направлениями психологической и социальной науки: социологией, политологией, историей, философией.
Какие человеческие качества способствуют повышению уровня психологической защищенности?
Уровень психической безопасности зависит от индивидуальных черт личности человека. Его можно повысить, развивая необходимые качества:
- Психическая устойчивость. Мнительность, переменчивость мнения — причины нестабильной психики и боязни любой угрозы.
- Высокая самооценка. Уверенного в себе человека сложнее запугать, его способность к оценке реальности адекватнее.
- Критическое мышление. Умение отличать реальную угрозу от субъективной неправильной оценки обеспечивает возможность предусмотреть свои действия.
Психически слабый, зависимый человек склонен к бессознательной потере чувства безопасности. Неразличимое чувство тревоги мешает доверять миру. У него формируется враждебное, негативистское поведение.
Поэтому повышение уровня личной психологической безопасности зависит от желания самого индивида усовершенствовать защитные навыки
Наказание за запугивание
Само по себе данное преступление относится к деяниям небольшой тяжести, если, конечно, нет сопутствующих статей. Так, максимальное наказание за запугивание ограничено двумя годами лишения свободы, также могут быть назначены обязательные (общественные) работы на срок до 480 часов.
Ситуация усугубляется, когда угрозы были высказаны по национальному мотиву (то есть, в связи с принадлежностью потерпевшего к определенной расе, национальности) – тогда наказание может быть увеличено до пяти лет лишения свободы.
Как мы уже писали ранее, угроза и оскорбление могут быть признаками других статей, иногда тяжких и особо тяжких:
- если вслед за запугиванием избить человека его действительно избивают, причиняя телесные повреждения тяжкого характера, то отдельной квалификации по ст. 119 УК РФ не требуется – ведь виновный фактически реализовал свои намерения, поэтому ответственность наступает за избиение;
- при открытом хищении (то есть грабеже) высказывание угроз применения насилия (не опасного для жизни) является одним из пунктов статьи, увеличивающих наказание (до 7 лет лишения свободы);
- угроза оружием предусмотрена статьей за совершение разбоя как квалифицирующий признак преступления, автоматически увеличивающий срок наказания до 12 лет лишения свободы;
- при запугивании и одновременно требовании передачи денег виновное лицо будет привлечено к ответственности за вымогательство, где наказание может достигать 15 лет лишения свободы, если имеются другие дополнительные признаки. К делам такой категории относятся статьи о вымогательстве со стороны коллекторов, зачастую – с помощью угроз по телефону;
- если потерпевшей по изнасилованию угрожают убийством, то виновного ждет наказания до 10 лет лишения свободы (для сравнения: без этого признака – до 4 лет);
- если при похищении человека похитители угрожают причинением смерти, максимально возможное наказание увеличивается с пяти до двенадцати лет.