Психология защитных механизмов личности (л. ю. субботина, 2013)

Интеллектуализация

Многие психологи-консультанты могут «похвастаться» клиентами, которые в некоторых своих знаниях из области психологии, психотерапии или психиатрии превосходят самого психолога. Такие клиенты чуть ли не наизусть цитируют Фрейда, Юнга или справочник по психиатрии. Они могут часами рассуждать о своих проблемах, о своих переживаниях и размышлениях – в научных терминах, связно и содержательно. Но вместе с тем эти знания нисколько не помогают им в решении насущных проблем. Где-то они даже мешают, потому что побуждают клиента относиться к своим проблемам как к чисто интеллектуальной задаче. Любую душевную проблему можно решить как школьную задачку, потому что любая задача имеет решение, одно и только одно, – так думает клиент со склонностью к интеллектуализации

В работе с таким клиентом важно апеллировать к его разуму, не интеллекту.

9 «классических» методов психологической защиты личности

К основным механизмам относятся:

Вытеснение – травмирующие психику человека факты, мысли, явления, подавляются, вытесняются в бессознательное. Он забывает непосредственно произошедшее, однако эмоциональное напряжение остается в виде тревоги. Данный механизм наиболее подробно был описан З.Фрейдом при изучении неврозов, так как является основным фактором для развития невротических расстроиться и истероидной формы психопатии.
Отрицание проявляется в нежелании человека воспринимать какую-либо информацию, противоречащую его предубеждениям, установкам. В данном случае, внешние стрессогенные факторы искажаются либо не осознаются.
Реактивные образования. Данный механизм можно назвать «замена» («подмена»). Бессознательное вытесняет неприемлемые импульсы и заменяет их прямо противоположными, формируя устойчивое поведение. Например, гиперопека матери подменяет чувство ненависти, недопустимое в данном контексте.
Регрессия как механизм психологической защиты проявляется в возвращении на раннюю стадию развития. Человек демонстрирует поведение не свойственное его возрасту, уровню развития или статусу. Психика пытается снизить уровень тревоги, разрешить конфликтную ситуацию используя детские способы борьбы со стрессом, так как они зачастую являются для человека подсознательно безопасными и успокаивающими. Регрессия в большинстве случаев характеризует незрелую инфантильную личность, склонную к невротическим расстройствам.
Идентификация – бессознательное отождествление личности с другим человеком

Данный механизм оказывает важное влияние на формирование личности. По З.Фрейду данный механизм имеет две формы – защитную и незащитную

Как защитный используется в качестве «идентификации с агрессором», то есть уподобления угрожающему объекту, с целью нейтрализации тревоги и угрозы со стороны данного объекта.
Проекция как психологическая защита используется в качестве переноса неприемлемых для личности чувств, мыслей, идей, поступков на другого человека. В повседневной жизни перенос может использоваться как в негативном, так и в позитивном ключе.
Замещение – форма психологической защиты посредством перенаправления бессознательных импульсов негативного характера на другие объекты, не связанные с ситуацией стресса. Существует несколько видов замещения:
замещение объекта происходит, когда человек не может выместить негативные эмоции непосредственно на объект, подменяет его другим;
замещение потребности выражается в децентрализации ценностей, когда  чувства и эмоции направлены не на людей, а на вещи.

Рационализация – механизм, который  использует псевдоразумные объяснения  неприятных ситуаций, неприемлемого поведения человека
Сублимация, согласно А.Фрейд, является замещением инстинктов социально значимыми ценностями, формами деятельности. Психика трансформирует нежелательные для человека импульсы в возможную форму реализации. Например, агрессия находит выход в спорте, сексуальные желания – в искусстве.

В психологии не существует единой классификации механизмов психологической защиты. Кроме представленных в работах Зигмунда и Анны Фрейд выделяют: идеализация, десакрализация, трансформация, юмор как защитный механизм психики, обесценивание, изоляция, расщепление, комплекс Ионы и другие.

Психологическое благополучие — то, что мы защищаем.

В контексте разговора о психологических защитах важно понимать, в каких случаях они включаются и почему.
Когда мы говорим о истоках, то часто упоминаем фрустрации, страдания, угрозы, страхи, утраты, препятствия.
Все эти вещи, вне всякого сомнения, могут быть причиной включения психологических защит личности, ибо все они синонимы слова проблема. Однако, как уже было сказано, чтобы иметь ясность необходимо ввести некую точку отчета

Эта точка — тот основной ориентир к которому стремится каждое человеческое существо и относительно которой и разворачиваются все события нашей жизни.

Мы уже назвали этот ориентир — это психологическое благополучие человека, показатель качества нашего бытия.

И пусть это будет цель любой личности. А коли это так, то немедленно появляется и ценностная картина, которая разворачивается вокруг этого понятия.

Итак, помимо психологического благополучия мы имеем его характеристики, которые представляют для нас ценность.
Это его качество, стабильность во времени и независимость от обстоятельств, а также его развитие (качественное улучшение).

Согласно этой логике вытекает и следствие о том, что угроза всему вышеперечисленному или его утрата и являются теми обстоятельствами, когда включаются наши психологические защиты.

Позволю перечислить эти несколько обстоятельств.

Это утрата (или угроза) психологического благополучия, препятствия к его приобретению, препятствия к его улучшению. А психологическая защита это то, что устраняет эту угрозу (утрату).

Естественно с психологическим благополучием каждый человек связывает разные вещи. Это может быть и власть, и деньги, и положение в обществе, и успехи в семейной жизни, и счастье, и отсутствие страдания, и покой.

Что такое психологическая защита

Человеческая психика характеризуется свойством защищать себя от негативных окружающих вокруг или внутренних воздействий.

Психологическая защита личности присутствует у каждого человеческого субъекта, но рознится по степени интенсивности.

Психологическая защита стоит на страже психического здоровья людей, предохраняет их «Я» от воздействия стрессовых влияний, повышенного беспокойства, тревожности, негативных, носящих разрушительный характер, мыслей, от конфронтаций, ведущих к плохому самочувствию.

Психологическая защита, как понятие появилось на свет в 1894 году благодаря известному психоаналитику Зигмунду Фрейду, пришедшему к выводу, что субъект может выказывать два различных ответных побуждения на неприятные ситуации. Он может либо их задерживать в осознанном состоянии, либо искажать такие обстоятельства, дабы снизить их размах или отклонить в ином направлении.

Все предохраняющие механизмы характеризуются двумя связывающими их чертами. Прежде всего, они неосознанные. Индивид активирует защиту самопроизвольно, не понимая, что совершает. Во-вторых, основная задача защитных инструментов заключается в максимально возможном искажении реальности или абсолютном ее отрицании, дабы субъект перестал ее воспринимать как тревожную либо небезопасную. Следует акцентировать, что часто человеческие индивиды используют одновременно несколько механизмов предохранения, чтобы оградить собственную персону от неприятных, угрожающих событий. Однако подобное искажение нельзя считать преднамеренной ложью либо преувеличением.

При этом, невзирая на то, что все имеющиеся защитные акты устремлены на ограждение психики человека, предотвращение его впадения в депрессию, помощь в перенесении стрессового воздействия, они нередко наносят вред. Человеческий субъект не может существовать постоянно в состоянии отречения или обвинения окружающих лиц в собственных неприятностях, заменяя реальность искривленной картинкой, выпавшую из подсознания.

Психологическая защита, кроме того, может препятствовать личностному росту, развитию человека. Она может стать преградой на стези успешности.

Негативные следствия рассматриваемого феномена наступают при устойчивом повторении определенного механизма защиты в сходных ситуациях бытия, однако отдельные события, хоть и схожи с теми, которые изначально спровоцировали срабатывание защиты, в прикрытии не нуждаются, поскольку сам субъект может сознательно отыскать решение возникшей проблемы.

Также защитные механизмы превращаются в разрушительную силу, когда человек применяет их несколько одновременно. Субъект, часто прибегающий к защитным механизмам, обречен быть неудачником.

Психологическая защита личности не является врожденным навыком. Она приобретается в ходе прохождения социализации малышом. Основным источником формирования механизмов внутренней защиты и примеров их применения являются родители, которые своим примером использования защиты «заражают» собственных детей.

Механизмы нарушения саморегуляции

Иногда наш организм дает сбой, бессознательные механизмы отключаются, сознательные, оказывается, недостаточно освоены, что выражается зацикленностью на конфликте (проблеме), глубокими переживаниями и невозможностью адекватного разрешения ситуации. Что это за механизмы?

  1. Интроекция. Выделение нежелательных образцов в отдельную категорию личности, которая самим человеком не воспринимается.
  2. Ретрофлексия. Невозможность удовлетворения потребностей, направленных во внешнюю среду, проявляется перенаправлением энергии на себя.
  3. Дефлексия. Это уход от тесного межличностного взаимодействия на поверхностное: болтовня, шутовство, условности.
  4. Слияние. Предполагает устранение границ между внешним и внутренним миром.

В результате каждого из этих нарушений человек отказывается от части своего Я или вовсе теряет индивидуальность.

Способы психологической защиты

Если правильно реагировать на злобные выпады в свой адрес и проблемы, можно уберечь свою психику от отрицательного воздействия. Под влиянием негативного раздражителя человеку бывает тяжело правильно действовать в кризисной ситуации. Однако существуют способы, благодаря которым индивид адекватно предохраняется от любого негатива в свой адрес.

Способы психологической защиты:

  1. «Ветер перемен».

Если человека постоянно оскорбляют, ему приходится испытывать негативные эмоции. У индивида учащается пульс, повышается давление, портится настроение. Избавиться от негатива в свой адрес можно, если представить себя стоящим напротив ветра. Погрузив себя в эмоциональное состояние, наполненное личными обидами, нужно вообразить, как сильный порыв воздуха сдувает все обидные слова и болезненные симптомы. Такой приём помогает нормализовать душевное равновесие. Каждый раз, когда человек услышит что-то обидное в свой адрес, он вызовет из памяти приём «ветер перемен», который вмиг унесёт отрицательные эмоции.

  1. «Абсурдная ситуация».

Если человек видит, что кто-то намеренно его оскорбляет, нужно подыграть ситуации. Преувеличенные, перекрученные и доведенные до абсурда неприятные слова воспринимается комично. Обидчик в такой ситуации будет выглядеть клоуном, который ведёт себя как несмышленый ребёнок.

  1. «Океан».

В кризисной ситуации индивид ассоциирует себя с океаном. Этот огромный по площади водоём абсолютно спокоен, хотя в него вливаются тысячи бурлящих рек. Эмоционально уравновешенный человек, на чью голову выливаются потоки негатива, подобен океану. Он внешне спокоен, хотя вокруг него кипят страсти.

  1. «Аквариум».

Если на человека сыпется море негативных слов, необходимо представить, будто он находится в аквариуме. Можно мысленно приглушить звучание обидных слов. Ведь аквариум не пропускает звука. Хотя толстое стекло искривляет внешность обидчика. Сквозь прозрачные стенки аквариума лицо у оппонента смешное и безобразное.

Психологические защиты человека — зачем они нужны?

Естественно, наше стремление к внутреннему благополучию ставит перед нами в течении всей жизни немало сложных задач, ведь такое состояние нелегко достичь, а потерять его куда легче, чем хотелось бы.

И, начиная самого детства, мы усиленно решаем этот главный вопрос жизни как нам достигнуть, сохранить и приумножить это состояние нашего сознания. И вот беда, с самого детства это состояние, как только нам удавалось в него попасть и начать им наслаждаться, по разным причинам и каждый раз неизменно нами утрачивалось.

На то было множество причин, которые, в зависимости от обстоятельств нашей ранней жизни, у всех были различны.
Например, у кого то было оба родителя, а потом один из них ушел и благополучие было потеряно, у кого то родители плохо ладили между собой и вы всегда находились под перекрестным огнем их постоянной ругани, у кого то было все хорошо и родители любили, да вот незадача, в детском саду, куда они вас отправили работала нянечка, которой больше подошла бы работа надзирателя и вы, втайне от всех подвергались психологическим издевательствам.
И так далее, и так далее, и так далее. И таких обстоятельств у каждого было легион.

Так что же происходило во всех этих случаях, мы что сдавались?
Вовсе нет, каждый из нас старался изо всех сил.
И по мере своих скромных возможностей каждый свое психологическое благополучие защищал всеми доступными ребенку средствами.
Конечно, их было не слишком много в нашем распоряжении.

Иногда мы могли убежать или закричать, или выразить свое неудовольствие, иногда мы могли манипулировать событиями, но чаще всего, у нас не было возможности устранить источник травмирующей нас ситуации, зато, у нас было в распоряжении наше собственное сознание, которое всегда нам подвластно. И поэтому, мы могли изменить свое отношение к неприятному событию.
Например забыть, сделать вид, что его не было вовсе сделать вид, что то, что нам неприятно к нам не относится, или же это вообще нам во благо и так далее, и так далее.

И вот, если эти травмирующие ситуации часто повторялись, или были очень интенсивны, а может было и то и другое, то мы приучались защищаться от них используя определенное поведение, которое, в зависимости от того какой именно была ситуация, было разным.
Так постепенно, у ребенка вырабатывались особые типы поведения назначение которых было одинаковым — защита психологического благополучия от травмирующих факторов (фрустраций).

Со временем эти поведенческие модели — типовые реакции на раздражитель -фрустратор превратились в (часто бессознательные) программы поведения, которые из нашего детства благополучно перекочевали во взрослую жизнь.

Эти естественные модели защитного поведения человека в психологии называются психологическими защитами.

ПЗ имеют несколько общих характеристик.

— Механизмы их действия не сознаются личностью, то есть они работают автоматически.
— Принцип действия любой ПЗ — искажение, отрицание, трансформация и фальсификация реальности.

Это означает, что их работа основана на той или иной степени самообмана.

Прежде чем мы перейдем непосредственно к разговору о психологических защитах, следует сделать несколько оговорок в избежание дальнейшего непонимания.

Первое — когда мы говорим о поведении в контексте психологических защит, то мы имеем ввиду не только внешние проявления (видимые действия), но также и поведение человека внутри его сознания. Например, мы можем отреагировать на неприятный раздражитель (фрустратор) вспышкой гнева и агрессии и, в одном случае встать и набросится на обидчика, а в другом, внешне никак не проявить себя. Но в обеих случаях имеют место определенные действия, только в одном случае они направлены вовне, а в другом события разворачиваются в нашем сознании. В рамках этой статьи и то и другое мы будем называть поведением.

Второе — исходя из изложенного выше, можно понять, что психологические защиты (ПЗ) формируются в основном в детстве. Ясно, что это фактор вряд ли можно подтвердить или опровергнуть, однако, многие психологи считают, что это в основном так. Я также принимаю эту точку зрения, однако считаю, что устойчивые паттерны защитного поведения могут формироваться и в зрелом возрасте, особенно в период высокого психологического напряжения (утрата близких, угроза жизни и т.п.).

Третье — необходимость в ПЗ мы будем рассматривать с позиций приобретения, сохранения и развития психологического благополучия. Именно это я предлагаю рассматривать в качестве основного ориентира и дальнейшего подтекста. О чем бы в дальнейшем ни шла речь, в конечном итоге любой стимул сводится именно к этому.

Из истории исследований психологической защиты

Термин «механизмы психологической защиты» впервые использовал создатель психоанализа Зигмунд Фрейд в работе «Защитные нейропсихозы» (1894) для описания сопротивления сознательной стороны психики болезненным, травмирующим мыслям, событиям и воспоминаниям. З.Фрейд часто использовал термин в своих работах, описывая конфликты между Я и Оно, которые  могут привести к неврозу. Австрийский психолог заменял данный термин другим – «вытеснение», для описания особого метода защиты.

Более детально концепцию защитных механизмов описала дочь психоаналитика Анна Фрейд. Именно она добавила к видам механизмов сублимацию, описывая ее как способ отстранения от инстинктивных целей.

В дальнейшем многие сторонники психоанализа и психологи изучали теорию психологической защиты.

Британский детский психоаналитик Мелани Кляйн писала, что защитные механизмы развиваются еще в раннем младенчестве и могут стать причиной появления психоза тревоги, а в дальнейшем причиной развития ряда шизофренических и депрессивных расстройств, в случае негативных детско-родительских отношений.

Американский психолог, основатель телесно-ориентированной психотерапии, Вильгельм Райх считал, что человеческий организм может стать единым защитным механизмом как панцирь, если контролировать телесное состояние за счет целенаправленного мышечного напряжения. Согласно его трудам, механизмы психологической защиты сковывают организм, вызывая не только эмоциональный дискомфорт, приводя к психическим расстройствам, но и соматическим (телесным) заболеваниям.

Его коллега, Ричард Лазарус, считал эмоции стрессогенным фактором, так как не само стрессовое событие вызывает стресс, а его значимость для человека, его эмоциональный подтекст. Так как приемы психологической защиты являются бессознательными, они при любых обстоятельствах  подвергают стрессу, как психику, так и организм в целом. Р. Лазарус со сторонниками развили концепцию, согласно которой негативное физиологическое и психологическое влияние стресса можно сдерживать благодаря когнитивным процессам, то есть сознательному поведению, адаптации к ситуации. Данное понятие известно как копинг, копинг-стратегии или же способы совладания с ситуацией.

В отечественной психологии защитные механизмы психики изучали Ф.В. Бассин, Б.Д. Карвасарский, Г.Л. Исурина, и рассматривали их как систему способов приспособления личности, направленную на преобразование негативных сторон взаимоотношений, для уменьшения психотравмирующего влияния.

Вторичные защитные механизмы:

  • Вытеснение, Подавление или Репрессия — активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания.
  • Аннулирование или Возмещение — бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некого позитивного события.
  • Игнорирование или Избегание — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.
  • Вымещение, Замещение или Смещение — бессознательная переориентация импульса или чувства с первоначального объекта на другой.
  • Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.
  • Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей.
  • Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка — снятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.
  • Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.
  • Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.
  • Компенсация или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.
  • Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.
  • Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.
  • Сексуализация или Инстинктуализация — превращение чего-то негативного в позитивное за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.
  • Раздельное мышление — совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.
  • Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.
  • Реверсия — проигрывание жизненного сценария с переменой в нём мест объекта и субъекта.
  • Регрессия — возврат к ребячливым, детским моделям поведения.
  • Реактивное образование — защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.

Так что же делать, если вы отследили и осознали, увидели в своем поведении один или несколько механизмов психологической защиты? Как поступить, чтобы опять начать жить радостно и счастливо?

Чтобы узнать ответы на вопросы и еще кое-что — приходите на открытый урок Осознанности Психологическая Защита Личности в Мире Реальности, который состоится в эту пятницу в 20.00 мск: 

В одном случае психологическая защита – это благо!

В другом случае психологическая защита — это устойчивая привычка мешающая двигаться вперед и препятствующая изменениям.  

Защитные психологические механизмы являются основой психологического сопротивления личности на повторное проживание негативного и травматического опыта.

Если происходит перестройка восприятия внешнего мира позволяющая снять дискомфорт и напряжение внутреннего мира,  значит психологическая защита уже в действии.

Сегодня мы начинаем рассматривать тему Психологическая Защита, которая имеет отношение к 80% наших мыслей, действий, эмоций и реакций, рассматриваем особенности этой темы, отвечаем ваши на вопросы и готовимся к практике.

Способы и приемы психологической защиты

Многие именитые психологи утверждают, что способность защититься от отрицательных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять душевную гармонию во всевозможных неприятных обстоятельствах и не отвечать на досадные, оскорбительные выпады, является характерной чертой зрелой личности, эмоционально развитого и интеллектуально сформированного индивида. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного индивида. Именно в этом заключается положительная сторона функции психологических защит. Поэтому субъектам, испытывающим со стороны социума давление и принимающим на себя негативные психологические атаки злопыхателей, необходимо изучить адекватные приемы предохранения от отрицательного воздействия.

Прежде всего, нужно осознать, что раздраженный и эмоционально подавленный индивид не может сдерживать эмоциональные порывы и адекватно отвечать на критику.

Способы психологической защиты, помогающие справляться с агрессивными проявлениями, приведены ниже.

Одним из приемов, способствующим отталкиванию негативных эмоций является «ветер перемен». Нужно вспомнить все слова и интонации, которые вызывают наиболее болезненную интонацию, понять, что может гарантированно выбить почву, вывести из равновесия либо ввергнуть в депрессию. Рекомендуется вспомнить и ярко представить обстоятельства, когда недоброжелатель старается рассердить при помощи определенных слов, интонации или мимики. Также следует внутри себя проговорить слова, которые наиболее задевают. Можно визуализировать мимику оппонента, произносящего обидные слова.

Это состояние бессильной злости либо, напротив, потерянности, необходимо прочувствовать внутри, разобрать по эмоциям и отдельным ощущениям. Нужно осознать собственные ощущения и изменения, происходящие в теле (например, может участиться сердцебиение, появится тревога, «отняться» ноги) и запомнить их. Затем следует представить себя, стоящим на сильном ветру, который сдувает весь негатив, обидные слова и выпады недоброжелателя, а также ответные отрицательные эмоции.

Описанное упражнение рекомендуется проделать несколько раз в тихом помещении. Оно поможет впоследствии гораздо спокойнее относиться к агрессивным выпадам. Столкнувшись в действительности с ситуацией, когда кто-то пытается оскорбить, унизить, следует представить себя находящимся на ветру. Тогда слова злопыхателя канут в небытие не достигнув цели.

Следующий прием психологической защиты именуется «абсурдная ситуация». Здесь человеку рекомендуется не дожидаться агрессии, выплеска обидных слов, насмешек. Нужно взять на вооружение известный фразеологизм «делать слона из мухи». Другими словами, необходимо при помощи преувеличения довести всякую проблему до абсурда. Почувствовав от оппонента насмешки или оскорбления, следует утрировать эту ситуацию таким образом, чтобы слова, последовавшие за этим, породили лишь смех и несерьезность. Таким приемом психологической защиты можно легко обезоружить собеседника и надолго отбить у него охоту обижать других людей.

Также можно представить оппонентов трехлетними крохами. Это поможет научиться относиться к их выпадам менее болезненно. Нужно себя представить воспитателем, а противников детсадовской малышней, которая бегает, прыгает, кричит. Возмущается и капризничает. Разве можно всерьез злиться на трехлетнюю несмышленую малышню?!

Следующий метод носит название «океан». Водные пространства, занимающие огромную часть суши, постоянно в себя принимают бурлящие потоки рек, однако это не может потревожить их величественную непоколебимость и спокойствие. Также и человек может брать пример с океана, оставаясь уверенным и спокойным, даже когда выливаются потоки брани.

Прием психологической защиты под названием «аквариум» заключается в представлении себя за толстыми гранями аквариума при ощущении попыток окружения вывести из равновесия. На оппонента выливающего море негатива и без конца сыплющего обидными словами, необходимо смотреть из-за толстых стенок аквариума, представляя его искаженную злостью физиономию, но, не чуя слов, ведь их поглощает вода. Следовательно, негативные выпады не достигнут цели, человек останется уравновешенным, что еще больше распылит соперника и заставит его выйти из равновесия.