Психология воображения

Взаимосвязь воображения и творчества

Существуют различные виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. Ни один из этих видов не возможен без участия воображения. В своей основной функции — предвосхищении того, что еще не существует, оно обуславливает возникновение интуиции, догадки, озарения как центрального звена творческого процесса. Ученому воображение помогает увидеть изучаемое явление в новом свете. В истории науки есть множество примеров возникновения образов воображения, реализованных впоследствии в новые идеи, великие открытия и изобретения.

Английский физик М. Фарадей, изучая взаимодействие проводников с током на расстоянии, представлял себе, что они окружены невидимыми линиями как щупальцами. Это привело его к открытию силовых линий и явлений электромагнитной индукции. Немецкий инженер О. Лилиенталь долго наблюдал и анализировал парящий полет птиц. Возникший в его воображении образ искусственной птицы послужил основой изобретения планера и первого полета на нем.

Создавая литературные произведения, писатель реализует в слове образы своего эстетического воображения. Их яркость, широта и глубина охватываемых ими явлений действительности ощущается впоследствии читателями, и вызывают у них чувства сотворчества. Л. Н. Толстой писал в своих дневниках, что “при восприятии подлинно художественных произведений возникает иллюзия того, что человек не воспринимает, а творит, ему кажется, что это он произвел такую прекрасную вещь”.

Велика роль воображения и в педагогическом творчестве. Его специфика состоит в том, что результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то, иногда длительное время. Их представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания, педагогических требований и воздействий.

У всех людей способности к творчеству разные. Их формирование определяется большим числом разного рода аспектов. К ним относятся врожденные задатки, деятельность человека, особенности окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.

Психология

Особенности создания

Процесс происходит на основе творческой деятельности, которая включает анализ и синтез. Для агглютинации характерно соединение свойств разных предметов. Например, русалочка – это сочетание человеческих и рыбьих черт.

При гиперболизации происходит изменение свойств объекта. Гулливер обладал гигантским ростом, по сравнению с лилипутами. При подчеркивании выделяется одна какая-то черта.

Все эти виды могут встречаться как вместе, так и по отдельности. Художники часто используют прием типизации, который позволяет выделить некоторые черты народа и воплотить их в картинах. Поэтому нередко предметы искусства становятся отражением эпохи.

Функции воображения

Психология воображения

Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.

Прогностическая функция

Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще. Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных. Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.

Познавательная функция

Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании. Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ. Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.

Функция преобразования

Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов

Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.

Функция планирования

Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.

Психотерапевтическая или компенсаторная функция

На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности. Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву. Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.

Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:

  • Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
  • Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
  • Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.

Виды, функции и процессы воображения

Психология воображения

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и, что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Посредством ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства объектов окружающей действительности и поступает в соответствии с ними в конкретной ситуации. Посредством памяти он использует свой прошлый опыт. Но поведение человека может определяться не только актуальными или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут быть ей присущи в будущем. Благодаря такой способности в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены в конкретные объекты. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека.

Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.

Воображение и мышление — процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их “чрезвычайно родственными”, отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляют мотивацию поиска, и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.

Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом “эмоциональной реальности воображения”

Например, человеку надо переправиться на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ переправы.

Воображение может влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.

Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.

Какую роль играет воображение, в чем его функции

Любой психический процесс имеет определенные функции.Психология воображения

Воображение не исключение:

Познание. Позволяет расширить кругозор, получить новые гипотетические знания, смоделировать свое поведение в ситуации, которую еще не доводилось переживать.

Прогнозирование. С достаточно высокой долей вероятности можно представить конечный итог пока еще не завершенного деяния.

Понимание. Возможность поставить себя на место другого, чтобы понять, что он переживает, каковы его эмоции, чувства, мотивы поведения. В высшей степени развитое понимание – эмпатия.

Защита. Представляя будущие события, прогнозируя действия (свои и других), ход событий, можно заранее «предвидеть» потенциальные проблемы и неприятности и вовремя принять необходимые меры.

Саморазвитие. Целесообразно развивать любую способность сознания, в том числе и эту

В дальнейшем это позволит контролировать речь, эмоции, внимание и память.

Воспоминание. Пережитые события сохраняются в памяти в виде образов и представлений, которые сознание неизбежно в большей или меньшей степени «редактирует».

«Мобилизация» когнитивных способностей

Созданные образы (четкое представление желаемого объекта) направляют внимание именно на поиск нужного, не отвлекаясь на прочее.

В жизни любого человека воображение играет значительную роль, ведь это очень полезный для психики процесс.

Оно:

Помогает избавиться от нервного перенапряжения, хотя бы мысленно удовлетворив собственные желания

В результате «сглаживаются» конфликты с социумом и с самим собой, контролируются эмоции.
Способствует решению поставленных задач
С мысленными образами, в отличие от окружающей действительности, любой человек может обращаться так, как ему заблагорассудится.
Позволяет планировать, анализировать, оценивать, помогая акцентировать внимание на наиболее важном и отбросить второстепенное, незначительное.
Даже помогает привести в норму физиологические параметры – кровяное давление, частоту пульса, температуру тела. Именно эта особенность стала базой для аутотренинга
Верно и обратное – «находя» у себя симптомы болезней, можно спровоцировать развитие недуга.

Исследования психологов показывают, что у каждой личности доминирует одна, максимум 2-3 функции воображения. Это позволяет определить базовые черты характера и с достаточной долей вероятности предсказать поведение человека в определенной ситуации.

Как управлять воображением

Способность управлять собственным воображением очень полезна. Его можно превратить в эффективный инструмент для решения самых разных задач.

Визуализация

Это «прикладное» воображение.Психология воображения

Техники управления им:

  • Агглютинация. «Склеивание» единого образа из разных деталей, отдельных элементов.
  • Заострение. Акцент на определенной черте создаваемого образа.
  • Гиперболизация. Изменение размеров объекта, числа его составных частей, их перемещение.
  • Схематизация. Поиск сходных черт при «сглаживании» различий.
  • Типизация. Воплощение в едином образе сути того, что повторяется во многих явлениях одного рода.

Разрешение противоречий

Разработан Г. С. Альтшуллером. Имеет целью избавиться от противоречивых характеристик объекта или целой их системы без дополнительных средств. Противоречия можно разрешать во времени, пространстве, структуре, воздействии, отношении.

Идеальный конечный результат

Позволяет определить способы, подходящие для решения данной проблемы и оценить их эффективность. Необходимое условие – минимум используемых ресурсов, отсутствие усложнений и любых негативных последствий.

Морфологический метод

Путем анализа выявляются базовые характеристики объекта или системы, имеющие значение для решения проблемы. Они распределяются по «шкале» от наиболее к наименее важным. Это позволяет найти нестандартное решение, которое сразу в воображении возникнуть не может.

«Мозговой штурм»

Цель метода – максимально быстрый поиск решения задачи. Необходимо предложить как можно больше идей, даже если они кажутся совершенно невероятными и фантастичными. Далее проводится их оценка.

Воображение – очень специфическая «функция», свойственная исключительно человеку. Его суть – способность формировать в уме картины и образы, воссоздавая и преобразовывая предыдущий опыт. В психологии феномен воображения и его видов исследуется давно и очень активно, но он настолько сложен и «оригинален», что пока полностью понять механизм явления и объяснить его не удается.

Способы развития воображения

  1. Обогащение опыта восприятия, т.к. воображение оперирует материалом, полученным при восприятии реальных объектов.
  2. Развитие речи, т.к. она позволяет поименовать элементы образа, переставить их, поменять местами, увеличить, умножить, оформить замысел, обмениваться идеями. Играя словами, ребенок создает новые образы.
  3. Поддержка спонтанного и организованного детского творчества — рисования, простейшего музицирования, придумывания сказок, небылиц.
  4. Поддержка и обогащение детской игры, т.к. игра занимает промежуточное положение между реальностью и воображением, дает опыт для построения адаптивной связи воображения и реальности.
  5. Методические приемы — словесные игры, дорисовывание картинок, сочинение сюжетов, применение и сочетание необычных техник, материалов рукоделия и т.д.

Воображение поможет планировать, предвидеть риски, воодушевляться на действия, находить нетривиальные решения (см. репродуктивное воображение), сопереживать, созидать. Главное, чтобы не подменяло подлинную жизнь.

Эмоции и чувства, свойства и виды эмоций.

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, испытывает те или иные чувства. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие – нет, одних людей он любит, других ненавидит, к третьим равнодушен.

Чувства – переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

Эмоции — физические состояния и процессы, возникающие в результате действия на индивида значимых явлений и ситуаций и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний.

Эмоции и чувства для человека выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения потребностей. Человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются невозможностью удовлетворения потребности или же падением ее вероятности по сравнению с прогнозом, который субъект давал ранее.

Функции эмоций и чувств:

1. Отражательная (позволяют определить полезность или вредность события).

2. Побудительная (эмоциональное переживание содержит образ предмета и пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию).

3. Подкрепляющая (значимые события быстрее и надолго запечетлеваются в памяти).

4. Переключательная (обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность).

5. Приспособительная (благодаря эмоциям устанавливается значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей, поэтому организм может эффективно приспособиться к тем или иным окружающим условиям).

6. Коммуникативная (мимика и пантомимика позволяет человеку передавать свои переживания другим людям). Благодаря этой функции человек может воздействовать на других людей.

Активное произвольное воображение

Психология воображения

Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение

Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

  • представление дома по его подробному плану;
  • рисунка вязки по схеме;
  • образа героя книги по описанию;
  • кулинарного шедевра по рецепту.

Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем. Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ. Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

Творческое воображение

Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения. Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области. Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

Психологические тесты для диагностики воображения

Методик, диагностирующих функциональный механизм воображения, пока не существует. А для большинства имеющихся тестов нет четких возрастных рамок. Это большая объективная трудность в изучении вопроса. Однако опытному психологу можно обойтись и без тестов – достаточно понаблюдать за человеком, побеседовать с ним на отвлеченные темы, проанализировать результаты его деятельности.

Популярные тесты:

  • «Вербальная фантазия». Тест для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенку предлагается придумать и рассказать историю о заданном живом существе. Время на обдумывание ограничено (минута). Рассказ оценивается с очки зрения логичности, оригинальности, эмоциональности, детализированности.
  • «Невербальная фантазия». Еще один тест для детей. Им показывают лист с набросками изображений, предлагают нарисовать нечто свое, основываясь на них, и рассказать о нарисованном. Время работы – 5 минут. Критерии оценки те же.
  • Опросник Р. Гордона. Позволяет определить, насколько человек способен контролировать воображение, и его яркость. Суть теста – он должен вообразить определенные сцены из жизни. В зависимости от того, как хорошо у него получается, он дает ответы «да», «нет», «не уверен». Даже один отрицательный ответ свидетельствует о проблемах в области манипулирования пространственными образами и контроля за ними.
  • Тест О. Моткова. Позволяет оценить степень пространственного воображения. Испытуемому предлагаются разные ситуации, которые нужно детально представить, чтобы найти правильный ответ.
  • Опросник Шиана. Его цель – оценить яркость воображения. Необходимо «по частям» представить и описать любого хорошо известного человека (друга, родственника) – его лицо и голову, характерную позу, процесс ходьбы, одежду. Далее специалист переходит к слуховым и тактильным образам, действиям, вкусам, запахам.
  • Ручное манипулирование. Дает оценку объективации воображения. Необходимо максимально быстро собрать из объемных или плоских геометрических фигур более сложную.
  • Тест Роршаха. Всем известные чернильные пятна. Исходя из числа и качества ответов оцениваются оригинальность и глубина воображения. Интерпретировать результаты достаточно сложно, требуется особая подготовка.
  • Тест Масселона. Определяет продуктивность воображения. Испытуемому предлагается за ограниченное время составить как можно больше предложений с тремя заданными словами. Учитывается их связность и количество.
  • Тест «Геометрические фигуры». Та же цель, что и у предыдущего. На листе бумаги располагаются 50 кругов, квадратов, треугольников, овалов. Необходимо изобразить максимум объектов, включающих эту фигуру.

Диагностику воображения у ребенка может провести любой психолог. Такие специалисты есть в большинстве школ, для родителей это будет бесплатно. Взрослому тоже никто не запрещает обратиться за соответствующей консультацией. Цена вопроса – стоимость одного визита к психологу.

Психологические теории и школы

Разные психологические школы имеют свою точку зрения на происхождение и развитие воображения.

Наиболее известными являются:

  • Гештальт-психология (М. Вертгеймер, К. Кофка, Р. Арнхейм). Основой развития воображения стала способность к визуализации. Постепенно реально существующие объекты сменились вымышленными.
  • Психоанализ (З. Фрейд, Э. Крис, К. Коби). Воображение возникло как защитная реакция организма на испытанный в детстве отрицательный опыт. Оно позволяет создать ложные воспоминания о негативных ситуациях.

Свое мнение есть и у отдельных специалистов:

  • Т. Рибо. Воображение – продолжение познания реальности, особенно явно проявляющееся у детей. По мере взросления оно преобразовывается в творческие способности.
  • Д. Дьюи. Воображение базируется на самых основных инстинктах. Толчок его развитию дают подсознательные желания и потребности.
  • Ж. Пиаже. Это не что иное, как временное, искаженное отражение реальности. Для человека оно бесполезно, так как не помогает открыть ничего нового, «смазывая» картину действительности.
  • Л. Выготский. Развитие воображения невозможно без реально существующей действительности, ведь оно является ее отражением и неразрывно связано с ней. Это творческая, комбинационная деятельность, опирающаяся на опыт и расширяющая его границы.
  • М. Беркинблит. Воображение, наряду с мышлением – одна из функций комплексной познавательной деятельности. Оно «включается», когда имеющихся фактов недостаточно для прогнозирования итога действий.

Абсолютное большинство школ и специалистов признают тесную взаимосвязь воображения и мышления. Первое без второго просто не имеет цели и смысла, а второе без первого не способно создать ничего нового.

Воображение в психологии

Психологи считают, что воображение, вполне возможно, присущая лишь человеку способность.  По сути, оно позволяет нам исследовать вещи, которых нет в нашей нынешней среде или, возможно, даже не существует.

Психология воображенияВоображение может сильно изменить сознание человека. Стоит контролировать свои фантазии, так как можно потерять грань между реальным и не реальным миром

Например, можно представить чашку кофе, увиденную накануне, или представить себе космический корабль пришельцев, прибывающий на орбиту Земли.

Ключевым моментом является то, что воображается, создается изнутри, а не воспринимается на основе ввода извне. Это отличная возможность для создания новых технологий. Ведь все, что уже придумано сейчас на нашей планете тоже, возможно, появилось из воображения людей. Данный феномен особенно развивается в детстве.

Маленькие дети часто изобретают разные безделушки, которые раньше никогда не видели и об их назначении не догадывались. Эти творческие способности будут определять всю их жизнь. Ведь чем лучше развито воображение, тем больше дорог в жизнь человек может для себя открыть.

Возможные нарушения воображения

Психопатологическая симптоматика определенных заболеваний может включать нарушения как активного, так и пассивного воображения.

Чаще всего они проявляются у больных, для которых характерны:

  • инфантильность;
  • повышенная возбудимость;
  • склонность к выдумкам и фантазированию.

Патологии пассивного воображения:

  • Онейроид. Помрачение сознания, напоминающее сон или грезу. Его провоцируют серьезные повреждения черепа, инфекционные заболевания, лихорадка, в некоторых случаях – острая шизофрения. В результате получается «калейдоскоп» фантастических образов, по сути, псевдогаллюцинации.
  • Ониризм. Неспособность отличить сны от реальности. Утром приснившееся воспринимается как пережитое, критически оценить образы больной не в состоянии. Если ситуация усугубляется, начинают возникать яркие подробные видения, стоит только ему закрыть глаза днем.
  • Галлюцинации воображения. Представленное принимается за действительное. Особенно это характерно для детей. У взрослых с нарушениями психики является следствием длительно вынашиваемых в подсознании аффективных идей.
  • Бред воображения. Следствие склонности к фантазиям у тех, кого психологи называют «мифоманами». Больной полностью осознает себя, но контролировать внезапно возникающий поток образов не может.
  • Сновидный эпилептический приступ. По сути, эквивалент эпилептического припадка. Видения почти всегда стандартны – преобладающий алый цвет, угрожающие монстры, химеры.

Нарушения активного воображения:

  • Психотический фантазм. Воображаемое считается более реальным, чем действительность. В тяжелых случаях появляются сложные сюжеты, напоминающие бред. Расстройство типично для органических поражений мозга, сопровождающихся грубыми нарушениями памяти, эпилепсии, шизофрении.
  • Непсихотический фантазм. Человек фантазирует «для себя», создавая и поддерживая психологическую защиту и «для других», желая манипулировать окружением. Патология характерна при склонности к мифомании, инфантильности и истерии.
  • Бредоподобная идея. Ложное умозаключение, спровоцированное нарушениями в эмоциональной сфере. Возникает в острой стадии маниакально-депрессивного синдрома. От бреда отличается меньшей устойчивостью, бессистемностью, мимолетностью, возможностью сравнительно легко разубедить человека.

Главный признак расстройства воображения – неспособность отличить его «продукт» от реальности. Также отмечается отсутствие критического подхода к таким «результатам».