Наши переживания глазами будды

Примечания

  1. . Дата обращения 22 ноября 2011.
  2. K. Ramakrishna Rao. // Consciousness Studies: Cross-Cultural Perspectives. — reprint. — McFarland, 2005. — P. 232-256. — 376 p. — ISBN 978-0786422784.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения 16 ноября 2011.
  4. Bodhi, Bhikkhu (ed.) (2000). A Comprehensive Manual of Abhidhamma: The Abhidhammattha Sangaha of Ācariya Anuruddha. Seattle, WA: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-02-9. pp. 3-4.
  5. Begley, Sharon (2007). Train Your Mind, Change Your Brain: How a New Science Reveals Our Extraordinary Potential to Transform Ourselves. Ballantine Books. ISBN 978-1-4000-6390-1.
  6. Davidson, Richard J. & Anne Harrington (eds.) (2002). Visions of Compassion: Western Scientists and Tibetan Buddhists Examine Human Nature. NY: Oxford University Press. ISBN 0-19-513043-X.
  7. Goleman, Daniel (ed.) (1997). Healing Emotions: Conversations With the Dalai Lama on Mindfulness, Emotions, and Health. Boston: Shambhala Publications. ISBN 1-57062-212-4.
  8. Harrington, Anne & Arthur Zajonc (2006). The Dalai Lama at MIT. Harvard University Press. ISBN 0674023196.
  9. Hayward, Jeremy W. & Francisco J. Varela (eds.) (1992, 2001). Gentle Bridges: Conversations with the Dalai Lama on the Sciences of Mind. Boston: Shambhala Publications. ISBN 1-57062-893-9.
  10. Houshmand, Zara, Robert B. Livingston & B. Alan Wallace (eds.) (1999). Consciousness at the Crossroads: Conversations with the Dalai Lama on Brain Science and Buddhism. Ithica: Snow Lion Publications. ISBN 1-55939-127-8.
  11. Varela, Francisco J. (ed.) (1997). Sleeping, Dreaming, and Dying: An Exploration of Consciousness with the Dalai Lama. Somerville, MA: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-123-8.
  12. Zajonc, Arthur (ed.) with Zara Houshmand (2004). The New Physics and Cosmology: Dialogues with the Dalai Lama. NY: Oxford University Press. ISBN 0-19-515994-2.

Страдание и счастье

(С точки зрения буддийской модели страдания «дукха-самудая»)

Есть ли такие люди, которые через страдания приходят к счастью? Или же только стремление к чувственным удовольствиям приносит наслаждение?

Жил был мышонок в лаборатории. И были у него кнопка, беговая дорожка и миска. В миске появлялась вкусная еда, после того, как мышонок нажимал на кнопку. Но после того, как он поел от нажатия кнопки, мышонку поступал электрический разряд, довольно неприятный…  Бег по беговой дорожке тоже приносил еду в миске, но бегать нужно было довольно долго, зато разряда никакого не было. И мышонок думал – «Лучше я без труда нажму на кнопку, поем, а там будь, что будет».  И так он жал, ел, страдал… Снова нажимал, ел, страдал… Беговая дорожка все пылилась, пока мышонок не умер от нервного истощения…

О чем говорит западная психология, начиная с Фрейда? Нужно укреплять свое Эго, делать его сильнее. И психиатрия, и психология, являясь государственными институтами, несомненно заинтересованы в социализированной личности, которая много потребляет. Но заинтересована ли в этом сама личность, приносит ли эгоизм и культура потребления счастье?

Давайте попробуем разобраться в механизме счастья/страдания, на примере буддийской модели. Первое, что ее запускает – страдание. Под страданием может пониматься любая неудовлетворенность, болезнь, старость, и т.п.

На страдание возникает ответ – реакция. Обычная реакция на страдание – бегство, стремление избежать боли. Как правило, такое бегство совершается в чувственные удовольствия. И в нашей культуре стремиться к удовольствиям кажется хорошим решением проблем.

На самом деле не все так просто.

К примеру, перенервничали на работе, что делать? Некоторые люди решают, что стресс лучше запить, заесть, загулять в клубе, забыться как-то иначе или отвлечься, например, на кино.

С буддийской точки зрения, такие стремления к чувственным удовольствиям, формируют привязанность к ним. А значит появляется привычка – много есть, выпивать, недосыпать и т.п.

Каково будет следствие таких привычек? Конечно, новое страдание. В виде ожирения, похмелья, болезней и т.п.

Таким образом, мы видим, что первопричина страдания не устранена из-за бегства. Чувственное бегство создало новые причины для страдания. Круг сансары замкнулся.

Замкнутый круг таких страданий, с перерывами на удовольствия, вряд ли можно назвать счастьем. Под счастьем я понимаю здесь состояние внешнего и внутреннего благополучия, состояние независимости сознания от необходимости цепляния за, различного рода, чувственные «костыли».

Наш мышонок, в другой своей жизни, мог бы выбрать беговую дорожку, которая сразу могла не давать чувственного наслаждения, требовала приложения усилия. Зато она не создавала бы дальнейшие страдания в виде удара током, и мышонок был бы сыт, и здоров.

Поэтому, бегство от страдания – плохой вариант, не выход.

Выходом является принятие страдания как факта, поиск причин данного страдания, и средств для обретения свободы от страдания.

Иными словами, нужно учиться управлять своими реакциями. Надо добиться состояния выбора – когда можно выбрать между «поддаться реакции» и «выбрать другую». Поддаться реакции означает потратить энергию впустую. Преодолеть себя и трансформировать реакцию, используя ее во благо – это осознанный и благородный путь, ведущий к избавлению от страданий.

Образование и исследование

Исследователи заинтересовали изучением пересечения буддизма, и психология в Северной Америке должны были или вместить себя в Восточные программы Исследований, программы психологии или участвовать в программе самостоятельных исследований. Североамериканские программы в аккредитованных учреждениях посвятили буддизму, и психология немногие. Есть младший (скоро, чтобы быть главным) программа в университете Торонто, названного буддизмом и Психическим здоровьем.

Что касается клинического обучения, есть аккредитованная Магистерская программа в Умозрительной Психотерапии, предлагаемой в университете Naropa в Boulder, CO. Учебный план — гибрид буддистской психологии и Западных психотерапевтических подходов, и включает несколько отступлений группы и продолжающейся медитационной практики. Программа, которая была основана в 1978, разработана, чтобы подготовиться к выдаче разрешений как профессиональный адвокат.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

Буддизм и психоанализ

Множество учителей, клиницистов и писателей, таких как Д.Т. Судзуки, Карл Юнг, Эрих Фромм, Алан Уотс, Тара Брак, Джек Корнфилд, Джозеф Голдстайн и Шарон Сэлзберг попыталось соединить и объединить психоанализ и буддизм.

Британское Рождество адвоката Humphreys упомянуло сотрудничество середины двадцатого века между психоаналитиками и буддистскими учеными как встреча между

Позже, некоторые традиционные буддистские практики выразили беспокойство, который пытается рассмотреть буддизм через линзу Западной психологии, уменьшает сообщение освобождения Будды.

Д.Т. Судзуки

Одно из самых важных влияний на распространение буддизма на западе было ученым Дзэн Д.Т. Судзуки. Он сотрудничал с психоаналитиками Карлом Юнгом и Эрихом Фроммом, и также влиял на философа Мартина Хайдеггера.

Suzuki & Jung (1948)

Карл Юнг написал предисловие Введению Suzuki в дзэн-буддизм, сначала изданный вместе в 1948. В его предисловии Юнг выдвигает на первый план опыт просвещения satori как «непревзойденное преобразование к цельности» для практиков Дзэн. И признавая несоответствие попыток жителей Запада постигать satori через линзу Западного интеллектуализма, Юнг, тем не менее, спорит:

Suzuki & Fromm (1957)

Ссылаясь на Юнга и сотрудничество Suzuki, а также усилия других, гуманистический философ и психоаналитик Эрих Фромм отметили:

Suzuki, Фромм и другие психоаналитики сотрудничали на семинаре 1957 года по «дзэн-буддизму и Психоанализу» в Куэрнаваке, Мексика. В его вкладе в этот семинар Фромм объявляет:

Фромм утверждает, что в конце двадцатого века большинство психотерапевтических пациентов искало лечение из-за как будто медицинских признаков, которые препятствовали их социальному функционированию. Однако к середине столетия, большинство психоаналитических пациентов испытало недостаток в откровенных признаках и функционировало хорошо, но вместо этого пострадало от «внутренней монотонности»:

Перефразируя Suzuki широко, Фромм продолжает:

Дэвид Брэзир

Дэвид Брэзир — психотерапевт, который объединяет психотерапию и буддизм. Брэзир указывает на различные возможные переводы условий Пали Четырех Благородных Истин, которые дают новое понимание этих истин. Традиционные переводы samudhaya и nirodha — «происхождение» и «прекращение». Вместе с переводом dukkha как «страдание» это дает начало причинному объяснению страдания и впечатлению, что страдание может быть полностью закончено. Перевод, данный Дэвидом Брэзиром, дает различную интерпретацию Четырем Благородным Истинам.

  1. Dukkha: существование несовершенно, оно походит на колесо, это не прямое в ось;
  2. Samudhaya: одновременно с опытом dukkha там возникает tanha, жажда: неудовлетворенность тем, что и тоска, что жизнь должна отличаться от того, каково это. Мы сохраняем заключенными в тюрьму в эту тоску, когда мы не видим действительности, как это, а именно, несовершенно и постоянно меняющееся;
  3. Nirodha: мы можем ограничить эту тоску (что действительность отличается от того, что это), и чувствуйте действительность, как это, посредством чего наше страдание от несовершенности становится ограниченным;
  4. Марга: это заключение возможно следующим Восьмикратный Путь.

В этом переводе samudhaya означает, что беспокойство, это врожденное к жизни, возникает вместе с тягой, что мероприятие жизни отличалось бы. Перевод nirodha как заключение означает, что эта тяга — естественная реакция, которой нельзя полностью избежать или прекратить, но можно ограничить, который дает нам свободу.

Марк Эпштейн связывает Четыре Благородных Истины с основной самовлюбленностью, как описано Дональдом Винникоттом в его теории на Истинном сам и ложный сам. Первая правда выдвигает на первый план неизбежность оскорбления в наших жизнях нашей самовлюбленной самооценки. Вторая правда говорит об основной жажде, которая делает такое оскорбление неизбежным. Третий выпуск обещаний правды, развивая реалистическое самоизображение и четвертую правду обстоятельно объясняет средства выполнения этого.

Эволюция сострадания

Если вам интересна практика, то, посмотрите, что я предлагаю в ближайшем будущем:

This is box title

Наши переживания глазами будды

Ближайший облачный ритрит называется

This is box title

Наши переживания глазами будды

Пройдёт он

с 6 ноября по 10 декабря

Если из вышеперечисленного вам ничего не подходит, то зайдите на страницу

Школа Будда в городе

и посмотрите, чего там есть (а там уже много чего есть – что-то бесплатно, что-то за разумные деньги –Denarii sapiens, так сказать).

Или на страницу

Будда в городе в фейсбуке. Там я пощу всякие полезные и вдохновляющие материалы.

Вы так же можете вступить в

Облачную сангху

для поддержания свой практики.

Подписаться  на рассылку и получить бесплатное

А если хотите сделать практику медитации повседневной полезной привычкой, присмотритесь к программе

90 дней

Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!

Парадоксальная независимость Будды

Я сейчас читаю книгу Владимира Васильевича Козлова «Психология буддизма»(ее обложка на фотографии этой статьи). Буддизм говорит о том, что человек должен отринуть все привязанности, отказаться от них, разрубить этот узел. Всякая привязанность формирует границу, всякая граница формирует напряжение. И все это в глобальном смысле перерастает в неудовлетворенность, несчастье, и перерастает в цель перерождений.

И вот парадокс. Буддизм был рожден 2 с половиной тысячи лет назад. В это время еще не было ни машин, ни самолетов, ни поездов, ни интернета. Общество было гораздо более закрытым, связи между людьми были на порядок плотнее. Есть мнения, что самосознания, или эго как такового у отдельно взятого человека не было. Человек не мыслил себя единицей, индивидуальностью, но являлся частью общества. Это общество осознавало само себя.

И вот в этом мире с тесными человеческими связями, тесными расстояниями, нешироким кругом знакомых вдруг появляется идея, что это нужно отбросить.

Как у Сиддхартхи Гаутамы такая мысль могла в голове родиться? Это же полное отречение всех устоев! Очень смело и очень революционно.

Ведь и сегодняшний я (несмотря на конкретно мою географическую мобильность) совершенно не понимаю, как можно отказаться совсем от всего. Это же состояние ДИЧАЙШЕГО ОДИНОЧЕСТВА. Просто невообразимого одиночества, когда ты не закрываешься от вечности ни социальным статусом, ни делами и заботами, ни родными, ни друзьями. Это состояние смерти Эго. Это то, что произошло с Буддой. Я так это понимаю. Осознание предельного одиночества, точки, которая в критический момент осознает себя вселенной.

Общие сведения

В научном сообществе Запада широко распространён взгляд, согласно которому буддийское учение представляет собой религию и/или философию, поэтому буддизм изучают в соответствующих подразделениях академических учреждений. Однако ряд исследователей указывает на тот факт, что важнейшей составной частью буддизма является психология. Так, Сарвепалли Радхакришнан ещё в середине XX века сказал: «В основном буддизм – это психология, логика и этика, а не метафизика». Как самостоятельная область академических исследований буддийская психология впервые в мире была выделена в учебной программе курса компаративного (сравнительного) религиоведения в Университете Махидол (англ.)русск. (Таиланд) в 1975 году. В предисловии к сборнику статей советских востоковедов и буддологов, изданному в 1991 году, говорится:

В последние десятилетия в западной психологии произошёл резкий всплеск интереса к буддистской психологии

По словам Геральда Фиртбауэра (Венский университет), в настоящее время почти все направления психологии и психотерапии обратили внимание на буддистскую психологическую теорию, и многие из них стали использовать элементы буддийского учения в теоретической и практической деятельности. Это относится не только к психологическим направлениям, традиционно связанным с восточными учениями (таким, как гештальттерапия и трансперсональная психология), но и к направлениям, ориентированным на самые высокие научные стандарты.
Падмал де Сильва (Лондонский Институт Психиатрии (англ.)русск

и Лондонский университет) отмечает, что буддистская психология способна внести существенный вклад в развитие западной психологии. Он обосновывает это мнение тем, что буддистская психология носит донаучный характер лишь в силу древнего возникновения, однако её концепции и техники в достаточной мере соответствуют общепринятым научным критериям, чтобы быть интегрированными современной западной психологией .

Обзор Абхидхаммы

Свод самых ранних буддийских текстов, дошедших до нас, известен под названием Трипитака. Он состоит из трёх частей, последняя из которых носит название Абхидхамма-питака.

Часть Трипитаки, написанной на тайском языке на традиционных деревянных табличках.

Лама Анагарика Говинда (англ.)русск. говорит об Абхидхамма-питаке как о совокупности психологических и философских основ буддизма, исходном пункте всех буддийских школ и направлений мысли. В этом разделе Трипитаки в чётких формулировках и в предельно сжатых понятиях раскрывается многое, что неизбежно скрывается развёрнутой и конкретизированной формой языка других частей Палийского канона. Лама Анагарика Говинда выделяет два типа психологии – психология как «чистая наука» и практическая психология. К первому типу он относит создание системы, построенной на основе фактов переживания, но выходящей за пределы начальных данных и целиком зависящей от логических выводов и абстрактных принципов. Ко второму типу он относит психологию, которая остаётся в границах исходных данных, при этом логика служит только для придания формы и расположения материала. По мнению Ламы Анагарики Говинды, буддистская психология относится ко второму типу, причём размах указанных границ в ней чрезвычайно широк: они охватывают не только переживания обычного человека, но и такие уровни высочайших переживаний, на которые наука Запада в первой половине XX века не обращала внимания.
Бхикху Бодхи (англ.)русск. (президент Общества буддистских публикаций (англ.)русск.) сказал об Абхидхамма-питаке следующее:

Психологические воззрения Будды Шакьямуни, изложенные в Трипитаке, впоследствии разъяснялись множеством комментаторов. Одну из самых важных книг в буддистской психологии под названием Абхидхармакоша написал в IV веке н. э. основатель школы йогачара по имени Васубандху.

Далай-лама XIV и диалоги на конференциях «Ум и жизнь»

Начиная с 1987 года, Далай-лама XIV при содействии Института «Ум и жизнь» (англ.)русск. регулярно проводит конференции, на которых буддисты и учёные обсуждают вопросы, связанные с взаимодействием западной науки и восточных традиций изучения сознания.

Кроме того, Далай-лама XIV постоянно выступает на различных научных конференциях. Своё отношение к взаимодействию западной науки и восточных психологических традиций он выразил на 16-й конференции Евразийской академии нейрохирургии в следующих словах:

Похожие:

«Шестнадцать личностных факторов» опросник Руководство по буддийскому ритриту Москва Издательский Дом «Грааль»Буддизма Ваджраяны, посвященных тому, как заниматься буддийской духовной практикой в затворничестве. В книге собраны воедино сущностные…
Диссертация на соискание степени магистра по направлению 030300 Психология…Психологическое благополучие руководителей в зависимости от их личностных качеств Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология…Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология…Исследование личностных особенностей респондентов и характеристик рабочего места Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология…Способы принятия управленческих решений в условиях неопределенности (на примере собственников предприятий)
Экспериментальная психологияУчебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37. 03. 01 (030300. 62) «Психология»,… Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8 Математические основы…«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Арнольд Минднлл гео-психология в шаманизме, физике и даосизмеНаша психология тесно связана не только с бесплотными сновидениями и чувствами, но и с природой пространства, и с тем, как наши тела… Программа дисциплины Организационная психология для направления 37….Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37. 03. 01 «Психология»…
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена…Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному… Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу…Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология…
Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу…Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология… Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология…Доктор психологических наук, профессор доктор психологических наук, доцент Стефаненко Т. Г., профессор Гуриева С. Д
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена…Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному… Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена…Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному…

Руководство, инструкция по применению

Инструкция, руководство по применению

Популярная психология и духовность

Господствующие учителя и популяризаторы

В 1961 философ и преподаватель Алан Уотс написали:

Начиная с ранних наблюдений и размышлений Ватт, было много других важных участников современной популяризации интеграции буддистского размышления с психологией включая Корнфилд (1993), Джозеф Голдстайн, Тара Брак, Эпштейн (1995) и Nhat Hanh (1998).

Протесты относительно «Романтичного буддизма»

Thanissaro Bhikkhu определяет широкие общности между «Романтичной/гуманистической психологией» и ранним буддизмом: верования в человека (против божественного) вмешательство с подходом, который является основанным на опыте, прагматичным и терапевтическим. Thanissaro Bhikkhu прослеживает корни современных Западных духовных идеалов от немецкого Романтичного философа Эры Иммануэля Канта через американского психолога и философа Уильяма Джеймса, Юнга и гуманистического психолога Абрахама Мэслоу.

Тэниссаро утверждает, что есть также основные различия между Романтичной/гуманистической психологией и буддизмом. Они получены в итоге в столе вправо. Тэниссаро неявно считает тех, кто налагает Романтичные/гуманистические цели на сообщение Будды как «буддистские Романтики».

Те же самые общие черты были признаны Дэвидом Макмэхэном, описывая буддистский модернизм.

Признавая широко распространенное отчуждение и социальную фрагментацию современной жизни, Тэниссаро Бхикху пишет:

Отличие подходов в психологии и медитации Дзэн-буддизма

Скрытое за семью печатями, спрятанное за всяческим пониманием ума, человеком управляет загадочное бессознательное. Стремясь, однако, быть разумным, Sapiens находит всяческие объяснения своему поведению. Он не хочет думать, что на самом деле ничего не понимает в своих поступках! Он не хочет знать, что его поступки лишены всякого разумного смысла, и самым правильным было бы сделать наоборот. Или, как минимум, на «проблему» не реагировать, а принять решение спокойным умом, когда эмоции не заглушают его действительную способность думать.

Методы работы в психологии направлены на то, чтобы «раскопать» нечто абсурдное из недр психики, показать это обладателю, чтобы он увидел, осознал ложные установки и перестал по их велению поступать.

Дзэн как бы считает абсурдной саму природу переживаний. Зачем переживать о том, о чем можно не переживать? Зачем искать заведомо ложное утверждение, если его можно выбросить сразу?

Психолог строит предположения, исходя из собственного профессионализма, помноженный на наблюдение за внешними проявлениями пациента.

Дзэн позволяет пациенту самому наблюдать за собой. Дзэн видит то, что происходит не снаружи, а внутри!

Серьезная работа в психологии требует высокой квалификации от специалиста. Здесь пациент оказывается в вынужденной зависимости от некоего стороннего лица.

Серьезная проработка на основании медитации Дзэн требует собственного подхода, умения и практики. Пациент зависит только от собственного желания, только от себя!

Логично предположить, что работа над собой — процесс, который может длиться всю жизнь. Если допустить, что человек по природе своей не может быть идеальным, то первое предложение становится более понятным. Однако, не смотря на это, бесконечная работа с психологом считается непродуктивной. Отсюда напрашивается вывод вовсе не о конечности проблемы! Здесь разумнее говорить о конечности работы и о влиянии на нее условных показателей избавления. (Именно об этом высказывает свои сомнения доктор Ялом! — Он не уверен в достоверности показателей благополучия! Он не понимает, почему работа с некоторыми пациентами затягивается до бесконечности!)

Бесконечная медитация Дзэн — норма. Следовательно, Дзэн позволяет добиться большего в работе над собой.

Методы работы в психологии позволяют с относительной «легкостью» вскрывать то, что лежит на поверхности проблемы. Медитация Дзэн-буддизма вскрывает то, что лежит в самых скрытых пластах психики (а в некоторых случаях там ничего не лежит, но это отдельная тема для разговора).

Про иллюзорность границ и нашу ограниченность

Сегодня я разговаривал по скайпу с несколькими странами. Сам я нахожусь в Баку, а разговаривал с Россией (звонил домой в Ярославль), потом позвонил по работе в Ташкент (Узбекистан), потом списался с Молдавией, после этого поздравил знакомого с праздникам, и оказалось, что он сейчас находится в Черногории. Монголия привычно не отозвалась на мои вопросы

Мир становится все более и более открытым. Банальная фраза, я понимаю, но тем не менее. Сейчас практически в 12-часовой доступности находится любой материк. Если я захочу, то я уже сегодня могу оказаться в Бангкоке, или в Дели, в Лондоне. Да что там! Даже в Москве! До вечера у меня еще полно времени.

Мир открыт, но почему человек в этом мире по-прежнему очень сильно привязан к одному месту? Это очень глубокая философия.

Я помню, когда впервые полетел на самолете, то оказалось, что расстояние — это не граница, не преграда. Ты можешь быть в любом месте земного шара прямо сейчас.

Помните, как у группы Кирпичи пелось «Мой дом там, куда я кину кепку»? Но ведь живем мы не так. Мы привыкли считать, что Пекин — это где-то невероятно далеко.

Что такое прогресс человечества, если сегодняшние мы живем теми же желаниями, которыми жили наши пред-пред-предки. Мы хотим дом в знакомом и понятном месте.

Мы хотим семью. Мы хотим стабильности в конце-концов. Стабильного счастья!

Феноменологическая психология буддизма

Учреждение буддизма предшествует области психологии к более чем двум тысячелетиям; таким образом любая оценка буддизма с точки зрения психологии — обязательно современное изобретение. Один из первых, такие оценки произошли, когда британский Indologists начал переводить Abhidhamma тхеравадского буддизма с Пали и санскритских текстов. Длительные усилия, чтобы сочетать abhidhammic психологию с Западными эмпирическими науками были выполнены такими ваджраянскими лидерами как Chogyam Trungpa Rinpoche и 14-й Далай-лама.

Обзор Abhidhamma

Самые ранние буддистские письма сохранены в трехчастном Tipitaka (Пали; Skt. Tripitaka). Третья часть (или pitaka, буквально «корзина») известна как Abhidhamma (Пали; Skt. Abhidharma). Ven. У Бхикху Бодхи, президента буддистского Общества Публикации, есть synopsized Abhidhamma следующим образом:

:» Система, которую ясно формулирует Абхидхэмма Питэка, является одновременно философией, психологией и этикой, все объединенные в структуру программы для освобождения…. Попытка Абхидхэммы постигать природу действительности, вопреки той из классической науки на Западе, не проистекает из точки зрения нейтрального наблюдателя, смотрящего за пределы на внешний мир. Первоочередная задача Абхидхэммы состоит в том, чтобы понять природу опыта, и таким образом действительность, на которой это сосредотачивается, является сознательной действительностью…. Поэтому философское предприятие Абхидхэммы заштриховывает прочь в феноменологическую психологию. Чтобы облегчить понимание опытной действительности, Абхидхэмма предпринимает тщательно продуманный анализ ума, поскольку это представляет себя самосозерцательному размышлению. Это классифицирует сознание во множество типов, определяет факторы и функции каждого типа, коррелирует их с их объектами и физиологическими основаниями, и показывает, как различные типы сознания соединяются друг с другом и с материальными явлениями, чтобы составить продолжающийся процесс опыта».

Западное признание феноменологическо-психологического аспекта Abhidhamma началось более чем век назад с работы британского Indologists.

Ранняя стипендия Риса Давидса (1900)

В 1900 Индолоджист Кэролайн А. Ф. Рис Давидс издала через текстовое Общество Пали перевод первой книги тхеравадской Абхидхэммы, Dhamma Sangani, и дала право переводу, «Буддистское Руководство Психологической Этики». Во введении в эту оригинальную работу пишет Рис Давидс:

:» … Буддистская философия этична в общем и целом. Это несомненно

Но среди этических систем есть мир различия в степени важности, приложенной к психологическому введению этики…. он буддисты были, в некотором смысле, более продвинуты в психологии их этики, чем Аристотель — в некотором смысле, то есть, который теперь назовут научным

Отклоняя предположение о душе и о ее более высоких проявлениях…, они были довольны решить сознание Нравственного Человека, когда они нашли его в сложный континуум субъективных явлений…. Различимые группы dhammā — государств или умственного психоза — ‘возникают’ в каждом случае в сознании, в повиновении к определенным законам причинной обусловленности, физической и моральной — то есть, в конечном счете, как результат предшествующих государств сознания. … Это постулировало другой percipients, как Беркли сделал, вместе с, не Божественная причина или источник предписаний, но неявный Монизм ранней мысли, скрытой преднамеренным агностицизмом…. o буддизм, от довольно ранней стадии его развития, устанавливает себя анализировать и классифицировать умственную деятельность с замечательным пониманием и проницательностью….» (Рис Давидс, 1900, стр xvi-xvii.)

Психологическая ориентация буддизма — тема Рис Давидс, преследуемый в течение многих десятилетий, как свидетельствуется Рисом Давидсом (1914) и Рисом Давидсом (1936).

Trungpa Rinpoche и институт Naropa (1974)

В его введении в его книгу 1975 года, Проблески Abhidharma, написал Чогьям Трангпа Ринпоч:

Книга Трангпы Ринпоча продолжает описывать наносекунду феноменологическая последовательность, которой сенсация приходит в сознание, используя буддистское понятие «пяти совокупностей».

В 1974 Trungpa Rinpoche основал Институт Naropa, теперь названный университетом Naropa. С 1975 этот аккредитованный университет предложил степени в области «умозрительной психологии».

Далай-лама и Мышление и Жизненные диалоги (1987)

Каждые два года, с 1987, Далай-лама созвал «Мышление и Жизнь» собрания буддистов и ученых. Размышляя над одним Мышлением и Жизненной сессией в марте 2000, психолог Дэниел Големен отмечает:

Итоги. Порционная психология буддизма

Я звоню домой в очередной поездке, созваниваюсь с друзьями, рассказываю про то, где побывал и они не понимают, как это возможно быть не дома так долго. Быть одному, оторваться от близких и родных. Ведь даже поговорить не с кем! И дом… Где мой дом сейчас? Я привык начинать называть домом то место, где я нахожусь уже спустя 1-2 дня.

И тут я понимаю, что наши границы лежат не вне нас. Наши зависимости, наши привязанности — это построения нашего сознания. Это структура нашего мышления, если хотите.

Не уверен, что многие читатели хотят стать Просветленными (на это направлена психология буддизма). Скорее всего, многим хочется просто быть более энергичными, более осознанными, более счастливыми.

Можно реализовывать то, на что направлена психология буддизма не на 100%. Давайте начинать с первых маленьких шажков. Мне кажется, что осознание своих зависимостей, понимание их ограниченности (осознание «ограниченности ограниченности») и является путем, который позволяет достичь этих целей:

Счастья! Любви! Гармонии!

Ну, или Денег, Здоровья, Удачи;

Или совсем круто: Миру- Мир!).

п.с. я прекрасно понимаю, что психология буддизма далеко не только и не столько про это, что до Будды про освобождение от майи, от зависимостей говорилось (вспоминаем те же Веды)

Я хотел сосредоточить внимание на сути. В чем состоит корень всех наших проблем Надеюсь, у меня получилось

Проворов Андрей

Запись имеет метки: психология буддизма

Навигация

Предыдущая статья: ← В моем Баку есть интернет!

Следующая статья: Приглашаю на вебинар: Сделай свое утро правильным! Утренняя медитация разума →