Дух, душа и тело их свойства

Силы души

«Силы души, — пишет св. Иоанн Дамаскин, — разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной — растительно-животное питание тела — проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, — утверждает св. Григорий Нисский, — усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума — тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: «я сам» (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека — не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души — сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Православное понимание души

Часто понятия духа и души путают, ведь эти составляющие пересекаются и даже взаимно дополняют друг друга. Поэтому возникают разногласия и сомнения в понимании значений данных слов.

Дух представляет собой те эмоции, чувства, стремления и движения, которые направляют человека на его жизненном пути и приближают к Богу.

Душа — более обширное понятие. Человеческое сознание — это ее проявление. Она также может олицетворять духовность. Дух — горизонтальный вектор развития, а душа — вертикальный. Мысли, желания и чувства — основополагающие составляющие человеческого духа. Он помогает найти ориентиры в окружающем мире, ставить цели и добиваться их, правильно расставлять приоритеты.

Откуда она взялась

Согласно теологическим понятиям, Бог при зачатии вдыхает душу в тело. По поводу того, бессмертна ли душа, мнения расходятся. Некоторые считают, что она умирает вместе с телом, а не покидает его. Другие утверждают, что она кочует из тела в тело на протяжении многих жизней.

Научные подтверждения отсутствуют у обеих гипотез. Длительное время существовало предположение, что душа является невесомой субстанцией. Но в 1906 г. профессор Д. Макдугалл доказал, что она имеет вес — 21 г. В момент смерти человека он производил взвешивание и опытным путем установил взаимосвязь между этими явлениями.

Дух, душа и тело их свойстваДуша покидает тело.

Составляющие аспекты

Существует 3 аспекта проявления духовности:

  • совесть;
  • жажда Бога;
  • страх Божий.

Последний является основополагающим. Он порождает преклонение и благоговение перед Иисусом, дает возможность осознать, что Бог является не только создателем, но и судьей. Все смертные и другие грехи требуют наказания. Кроме того, эта боязнь останавливает людей перед соблазном совершить злодеяние.

Жажда Бога проявляется в постоянных поисках того, что сможет утолить и удовлетворить данное чувство. Но ничто мирское не способно этого сделать, потому что человек является порождением Всевышнего и всегда стремится к нему приблизиться.

Совесть призвана контролировать внутренние побуждения и служить ориентиром на пути к праведным поступкам.

Все эти направляющие связывают человека с Богом, делают его орудием в руках Господа.

Дух, душа и тело их свойстваДуховное наполнение ведет к жажде Бога.

Истоки психологии как науки

Долгое время психология не существовала как отдельная сфера знаний. Ее относили большей частью к философии, но в конце XIX в. выделили в отдельную науку, и в современном мире индивидуальная терапия процветает.

История в рамках философии

Истоки познания о душе появились в трудах античных философов. Они рассуждали о ее природе, чувствах, сознании, эмоциях, смерти. Высказывали разные версии происхождения сознания. Известны теории Сократа, Платона, Аристотеля.

Тогда психология не выделялась в отдельную науку, а существовала в рамках философии. В Средние века:

  • учения стали теоцентричными;
  • мыслители занимались толкованием Священного Писания, доказательствами существования Бога;
  • инакомыслящие скрывались от преследований.

Дух, душа и тело их свойства

В эпоху Ренессанса вновь вернулась направленность знаний на личность человека, культ природы, красоты, гуманизма. Позднее в эпоху Просвещения мыслители рассуждали о том, что делает душу нравственной либо безнравственной. Уже позднее, во времена Нового Времени, Фрэнсис Бэкон отказался от умовыводов о природе души и предложил искать эмпирических наблюдений.

Появление отдельной науки

Зачатки психологии появились в учении математика Рене Декарта. Он впервые заговорил о таком явлении, как сознание, хотя и называл его по-другому. Уже в XIX в. психология выделилась в отдельно стоящую отрасль.

Первая лаборатория открыта под руководством Вильгельма Вундта — его считают отцом науки. Произошло это в 1879 г. Позднее появляются теории З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма.

В США развивается бихевиоризм, в Германии — гештальтпсихология. На время Первой и Второй мировой войны исследования частично прекращались, многим ученым пришлось эмигрировать. Но на 1950-60 гг. приходится расцвет экспериментальной психологии.

Современность

Сегодня в распоряжении психологов уникальные технологии, позволяющие объяснить многие процессы в организме. Возникают направления на стыке наук: психолингвистика, когнитивная и т.д.

Отрасль перестала быть теоретической, и доступна каждому человеку. Многие посещают личного специалиста, чтобы разобраться с комплексами, избавиться от фобий и переживаний. Совсем другим занимается психотерапевт: он купирует патологические расстройства личности и изучает болезни.

Главные отличия души и духа

Отличия одного понятия от другого заключаются в следующем:

  1. Душа присутствует в любом живом организме, а дух может быть только у человека.
  2. Душа поддается воздействию окружающего мира (она может радоваться, страдать, сопереживать и т.п.).
  3. Душа вселяется в тело человека в момент зачатия (по некоторым источникам — рождения), а дух возникает в процессе познания мира и принятия Господа.
  4. Если душа покинет тело, то человек умрет. Если уйдет дух, то жизнь продолжится, но уже не будет праведной.
  5. Дух олицетворяет познание, а душа — чувства и ощущения.

Тем не менее провести четкую грань между этими составляющими не всегда удается.

Каждая религия имеет свои определения данных понятий. Православные люди в поисках ответа на вопрос, чем отличается душа от духа, обращаются к Священному Писанию (Библии).

Что такое душа?

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа — это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие.

Бог — вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек — хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный Храм, предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже Ангелам чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» — это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» — часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Определение термина «дух»

Душа есть у всех живых существ, но дух есть только у человека, обладателя высшего разума. Только благодаря его наличию люди отличаются от остальных живых существ. Основа формируется еще в раннем детстве как совокупность полученных знаний, силы воли, познания себя и т.п.

Живет дух в стремлении постичь высшие ценности. Все высоконравственные и высокодуховные проявления порождаются им. Задача духа — приблизиться к Богу. Он отрицает все мирские грехи.

При этом доброта и духовность не отождествляются. Человек может быть добрым и творить мирские дела, но не быть духовным. В словах и поступках не чувствуется его проявления. Однако есть люди, не делающие каких-либо великих дел, но при этом богатые духовно.

Дух, душа и тело их свойстваВоспитание духа и души начинаем с раннего детства.

Как дух проявляется в человеке

Считается, что тот, перед кем преклоняется человек, является для него богом. Тем не менее христиане знают, что всем управляет Всевышний. Он является судьей и спасителем, может наказывать или миловать. Христианская вера несет в себе символ Троицы: Отца (Бога), Сына и Святого Духа. Духовное наполнение невозможно без 3 составляющих: страха, жажды и совести.

Если человек не ведает страха перед Богом, совершает греховные дела и не мучается угрызениями совести, то считается, что им управляют сатанинские силы.

Часто об индивиде рассказывают, что он силен духом, то есть энергией, которая ведет и направляет его по жизни. Это значит, что при различных неблагоприятных обстоятельствах он противостоит негативу. Мир может воздействовать на него по-разному, но он способен выстоять и сохранить позитивное отношение к жизни. Кроме того, такой человек извлекает положительный опыт даже из отрицательных событий. Он стремится сохранить гармонию внутри себя, несмотря на окружающий хаос.

Сила человека также проявляется в постановке и достижении целей, амбициозности. Это не всегда связано с получением каких-либо материальных ценностей. Тем не менее в жизни чаще всего индикатором состоятельности является наличие материальных благ.

Дух, душа и тело их свойстваЧеловек сильный духом твердо идет к своей цели.

Связь с телом и разумом

Дух человека неразрывно связан с телом, разумом и душой. Все эти составляющие характеризуют личность. Существует даже пословица: «В здоровом теле — здоровый дух». Если какой-либо из перечисленных компонентов слаб, то страдают все остальные.

Неразумный человек не может позаботиться о себе в полной мере, а в слабом организме редко присутствует сильная энергия. Тем не менее это основа для всего. Если ее в себе развивать, то можно достичь больших высот: укрепить тело, улучшить способности и т.д. Если же человек долго находится в подавленном состоянии, то его дух ослабевает.

Дух, душа и тело их свойстваДушевная составляющая человеческого тела обладает разумной силой.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). — По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, «творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: «от одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом, ибо Бог все содержит в своей руке, «Сам дая всю жизнь и дыхание, и все» (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: «Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум» (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя«. Естественная необходимость исполнять эти заповеди» (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского

Регулярные занятия27

Каждое воскресенье с 18:00 до 20:00

Голосовые практики

 
Скидка 100Р

2 часа

Москва

Школа Звукотерапии Елены Педан
Елена Педан

Воскресенье с 14:00 до 17:00

Трансформационная игра «Парад Планет» с астропсихологом Наталией Лебедевой

 
Скидка 1500Р

3 часа

Москва

Наталия Лебедева

По готовности группы

Регулярная группа для тех, кто уже ничего не ищет

 
Подать заявку

По необходимости

Москва

Отшельник
Елена Крымская

1 раз в месяц по воскресеньям с 12:00 до 19:00

Семинар «Активизация Сверхвозможностей» с Огнехождением Марии и Геннадия Солнечных

 
Скидка 500Р

1 день

Москва

Центр духовного развития и совершенствования «Академия Духа» Мастера Авесты
Мастер Авеста
Геннадий Галактионович Солнечный

Четверг и пятница с 20:00 до 21:00

Онлайн-практика «Позитивное мышление с позиции Духа, Души и Личности»

 
Подать заявку

1 час

Москва

Школа Развития Мастерства «Мир Реальности»
Мира Шлейко
Сергей Ратибор

По понедельникам и пятницам с 14:00 до 15:00

Бесплатный курс «Обучение основам астрологии». Для пенсионеров

 
Бесплатное

1 час

Москва

Редакция «Астролог и Астрология»
Владимир Михайлович Копылов

Среда с 20:00 до 21:00

Курс «Духовная психология. Продвинутый уровень». Урок 10 «Духовное видение. Эзотерическая модель Вселенной»

 
Бесплатное

1 час

Москва

Школа Развития Мастерства «Мир Реальности»
Сергей Ратибор

По понедельникам с 20:00 до 21:00

Курс «Духовная психология. Начальный уровень». Урок 9 «9 шагов к реальности»

 
Бесплатное

1 час

Москва

Школа Развития Мастерства «Мир Реальности»
Сергей Ратибор

Вторник с 20:00 до 21:00

Курс «Духовная психология. Базовый уровень». Урок 9 «Предназначение человека»

 
Бесплатное

1 час

Москва

Школа Развития Мастерства «Мир Реальности»
Сергей Ратибор

Пятница с 19:00 до 20:00

Курс «Духовная психология. Продвинутый уровень». Урок 12.Сила Духа и Поле Гения

 
Бесплатное

1 час

Москва

Школа Развития Мастерства «Мир Реальности»
Сергей Ратибор

Плавающие дни недели

Обучение экстрасенсорике

 
Скидка 500Р

3 часа, 8 занятий

Москва

Учебный центр

Четверг с 21:00 до 22:00

Курс «Духовная психология. Базовый уровень». Урок 12.Встреча с Душой

 
Бесплатное

1 час

Москва

Школа Развития Мастерства «Мир Реальности»
Сергей Ратибор

По субботам с 10:00 до 13:00

Группа Четвёртого пути «Школа осознанности»

 
Подать заявку

3 часа

Москва

Михаил Евтихов

Суббота-пятница с 20:00 до 21:00

Практика «Астральное видение: что в себя включает и как работает?»

 
Подать заявку

1 час

Москва

Школа Развития Мастерства «Мир Реальности»
Мира Шлейко
Сергей Ратибор

Понедельник-воскресенье с 20:00 до 21:00

Практика «Теневые стороны личности: знакомство и принятие»

 
Подать заявку

1 час

Москва

Школа Развития Мастерства «Мир Реальности»
Мира Шлейко
Сергей Ратибор

Пятница-четверг с 21:00 до 22:00

Практика «Как перестать обманываться и обманывать и начать жить»

 
Скидка 500Р

1 час

Москва

Школа Развития Мастерства «Мир Реальности»
Мира Шлейко
Сергей Ратибор

Среда с 20:00 до 21:00

Курс «Духовная психология. Начальный уровень». Урок 11 «Осознанность. Развитие осознанности»

 
Бесплатное

1 час

Москва

Школа Развития Мастерства «Мир Реальности»
Мира Шлейко

По договорённости

Помощь психолога

 
Скидка 1200Р

55–60 мин.

Москва, Владимир, Россия, Украина

Роман Лаврик (Владимир)

Понедельник с 20:00 до 21:00

Курс «Духовная психология. Базовый уровень». Урок 11 «Физич. тело человека — основной якорь 3-го измерения»

 
Бесплатное

1 час

Москва

Школа Развития Мастерства «Мир Реальности»
Мира Шлейко

Понедельник с 21:00 до 22:00

Курс «Духовная психология. Начальный уровень». Урок 10 «Жизнь без страха»

 
Бесплатное

1 час

Москва

Школа Развития Мастерства «Мир Реальности»
Сергей Ратибор

Классическое определение

В энциклопедиях понятие души в психологии трактуется как исторически меняющийся термин, долго служивший предметом изучения. Затем объектом исследования науки стала психика. Теперь понятие «душа» всецело отдан в сферу философии и религии, в научных трудах вспоминается в исторических справках.

С одной стороны появляется парадокс: наука изучающая то, чего нет. Но он разрешается более глубоким экскурсом.

Наука уже вышла за пределы знаний о душе, а название осталось по традиции. Многие проводят аналогию с геометрией, которая давно уже не отрасль об измерении земли.

Направление используют

Организаторы

  АНО ДПО «Международная Академия Образования и Науки»  (Москва),   Агенство образа жизни Carpe Diem (Москва),    Агентство Альтернативного Развития Личности  (Москва),    Агентство Социальной Безопасности  (Москва),   Академия Магии  (Москва),   Академия Универсального Синтеза  (Москва),    Ассоциация участников программы «Живая память малой Родины» (Москва),   Виолетта Кравцова (Москва),    Галерея Омоложения «Молодильное Яблоко»  (Москва),    Екатерина Иванова  (Москва),    Елена Савчинская  (Москва),   Издательство «Стигмарион»  (Москва),    Институт психотерапии и клинической психологии  (Москва),   Клуб «Наследие богов»  (Москва),    Клуб саморазвития «Мудрая панда»  (Москва),    Компания «Титан Мед» (Москва),    Корпорация «Процветание»  (Москва),    Лаборатория «Стожар»  (Москва),    Марина Шабалина  (Москва),    Международное объединение «Психология Психотерапия Аллатра»  (Москва).

Ещё организаторы 414

Тренеры

  Адам Мамедов  (Москва),   Айрина  (Москва),   Александр Горний  (Москва),    Александр Песков  (Москва),    Анастасия Рейнбах  (Москва),    Анастасия Сергеевна Мазалова  (Москва),    Андрей Вячеславович Можаров  (Москва),    Андрей Григорьевич Крохмальный  (Москва),    Анжела Стрелкова  (Москва),    Анна Бардина  (Москва),    Анна Ивановна Смольянова  (Москва),    Анна Нестюркина  (Москва),    Анна Олеговна Мошкова  (Москва),    Антон Макаров  (Москва),    Арина Евдокимова  (Москва),    Астара  (Москва),    Виктория Александровна Наприенко  (Москва),   Владимир Володаров  (Москва),    Владимир Добродей  (Москва),   Дан Смирнов  (Москва).

Ещё тренеры 654

Консультанты

  Адам Мамедов  (Москва),   Александр Горний  (Москва),    Анастасия Крицкая  (Москва),    Анастасия Рейнбах  (Москва),    Андрей Вячеславович Можаров  (Москва),    Анжела Стрелкова  (Москва),    Анна Бардина  (Москва),    Анна Ивановна Смольянова  (Москва),    Анна Нестюркина  (Москва),    Анна Олеговна Мошкова  (Москва),    Антон Макаров  (Москва),    Арина Евдокимова  (Москва),    Астара  (Москва),    Варвара Гладких  (Москва),    Виктория Александровна Наприенко  (Москва),    Владимир Добродей  (Москва),   Дан Смирнов  (Москва),    Данила Мещеряков  (Москва),    Денис Александрович Чертин  (Москва),    Ева Борисовна Васина  (Москва).

Ещё консультанты 470

Взгляды известных психологов на душу

Когда говорят о теории души, вспоминают Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Это одни из самых известных психологов, которые создали собственные учения про человека, его личность, сознание и подсознание. Хотя некоторые их выводы были ошибочны, труды остаются значительным достижением в развитии науки.

Зигмунд Фрейд

Немецкий психолог стал автором теории психоанализа

Он впервые обратил внимание на проявление бессознательного в жизни человека: описки, оговорки, образы в сновидениях. В них раскрывался травмирующий опыт, повторное переживание которого приводило к излечению

Психология души человека состоит из 3 компонентов: Я, Оно, Сверх-Я. Они же являются составляющими психики (Фрейд отождествлял душу и сознание). Есть 3 составляющие личности в психоанализе.

  1. Я — часть личности, у которой есть разум и воля. Изменяется под влиянием внешних факторов.
  2. Оно — темное бессознательное, инстинкты, одновременно движущая сила подсознания.
  3. Сверх-Я — контролирующая структура, следит за соблюдением ценностей и социальных установок.

Дух, душа и тело их свойства

В учении Фрейда Я испытывает давление с нескольких сторон: Сверх-Я диктует свои правила, нередко противоречащие низменному удовольствию Оно. Я можно сравнить с кучером на колеснице (Сверх-Я), управляющим быстро скачущей в неизвестном управлении лошадью (Оно).

Много внимания психотерапевт уделял драмам детства. По его мнению, большая часть травмирующего опыта появилась в ранние годы жизни, но была вытеснена памятью в бессознательное. Это влияет и на сексуальное развитие. Человек, которого любила мать, становится успешным, а недолюбленный ребенок часто во взрослой жизни обретает набор сексуальных комплексов.

Карл Густав Юнг

Известный автор теории об архетипах сознательно разводил понятия души и психики. Об этом он написал в своих трудах.

  1. Душа мыслится как личность. Это подтверждено расщеплением (сегодня — диссоциативное расстройство), сомнамбулизмом, раздвоенным сознанием.
  2. Сознание — это совокупность сознательных и бессознательных процессов.

Дух, душа и тело их свойства

Личность

Психолог наблюдает стандартное расщепление личности в обществе разных людей. В одной компании человеку свойственно быть спокойным и сдержанным, в другом — несколько агрессивным. Явление получило название «самоидентификация».

Она более ярко проявляется тогда, когда личность вращается в разных слоях общества. Например, индивид из образованного класса среди интеллектуалов и дома ведет себя по-разному, актуализируя непохожие личности.

Более наглядно на примерах военных, полицейских: если на работе это решительные, уверенные, иногда жесткие люди, то дома характер смягчается либо становится обычным. Это первая маска, которую надевает индивид, чтобы приспособиться к обществу.

Персона

В этом подпункте он рассматривает внешние и внутренние влияния на личность. Если в первом случае заметны внешние факторы, т.е. коллективные, то во втором побуждения идут изнутри.

Так появляется особенный тип людей с новой маской. Они неподатливы к влияниям извне, плохо поддаются внушению. Но крайне чувствительны к событиям изнутри: дурные сновидения, предчувствия, самовнушение сильно на них действует.

В качестве примера Юнг приводит одного знакомого: он беспощадно разрушил счастье своей семьи, не думая о чувствах близких. Но без тени сомнения прервал деловую поездку, чтобы полюбоваться красотой лесной опушки, которую заметил из окна поезда.

Дух, душа и тело их свойства

Структура души по Юнгу

Анима

Анимой психолог и называет внутреннюю установку, которую отождествляют с душой. У каждого человека есть набор подобных программ, поэтому когда он от них отходит, это замечают окружающие.

Внутренние установки прочно сидят в личности. Сложнее всего избавиться или изменить аниму, когда персона и личность более податливы. По мнению Юнга:

  • душа дополняет внешний характер персоны;
  • она содержит все общечеловеческие качества, несмотря на маску (так тиран мучается от сновидений, где кается — это говорит о наличии стандартных ценностей);
  • душа сентиментальна;
  • ее характер влияет на половые особенности (мужественные внешне мужчины часто имеют женственный характер и наоборот).

Далее психолог рассуждает о балансе и объясняет склонность сильного пола в трудные минуты к отчаянию, а слабого — к утешению и рассуждению. Соответственно, после смерти тела душа исчезает.

Учение про душу связано и с теорией архетипов, но это уже предмет более детального изучения аналитического направления: это структурный элемент бессознательного коллективного.