Психология творчества и творчество в психологии

Представители бихевиоризма

Основным основоположником бихевиоризма  выступает Эдвард Ли Торндайк. В основном, он проводил исследования поведения животных. Для этого Торндайк в 1911 году придумал эксперимент «проблемная клетка» из которого животное, методом проб и ошибок, должно найти выход.

Сенсационную лекцию «Психология с точки зрения бихевиориста» создал психолог из США Джон Бродес Уотсон в 1913 году, чем положил официальное начало бихевиоризма. Он был убеждён, что любое поведение можно измерять или модифицировать. Мысль Уотсона состояла в объективности и полезности психологии для общества. А его цель – в предсказании реакции и определении природы действующего стимула.

Уотсон совместно с Рейдер провели эксперимент под названием «Маленький Альберт», в центре которого был 11-ти летний мальчик. Этот эксперимент иллюстрировал формирование человеческого страха и тревоги.

У. Хантер в 1914 году создал схему «Отсроченная» для изучения манеры поведения. Он показывал обезьяне банан, а потом прятал в один из ящиков и закрывал от нее их ширмой. Через пару секунд снимал ширму. Обезьяна безошибочно находила банан. Так стало ясно, что животные способны не только на непосредственную реакцию на импульс, но и на отсроченную.

Л. Карл пошел еще дальше. Он при помощи экспериментальных опытов вырабатывал у разных животных умения, потом удалял им различные части мозга, для выяснения существует ли зависимость от удаленных частей мозга выработанного навыка. Вывод состоит в том, что все части мозга равнозначны и могут заменять друг друга.

В СССР  бихевиоризм принимался как буржуазное извращенство в психологической науке. Активным ненавистником его был А.Н. Леонтьев. Критика состояла в отрицании не наблюдаемых внешних факторов (цели, мотивы, предубеждения и т.п.) в поведении человека. Однако к бихевиоризму были близки по смыслу «объективная психология»П.П. Болонского и «рефлексология» В.М. Бехтерева, которые существовали в СССР в 1929-1930-е годы.

До середины 1950-х годов бихевиоризм занимал одно из главных мест в психологии.

В1971 году Беррес Ф. Скиннер презентовал книгу «По ту сторону свободы и достоинства», в которой он утверждал, что свободная воля – это иллюзия.

Бихевиоризм и эксперименты над животными

Чтобы реализовать эту концепцию и применить ее к изучению поведения человека, поведенческая психология использует метод, впервые протестированный на животных.

Э. Л. Торндайк внес огромный вклад в изучение поведения животных. Его работы до сих пор играют большую роль, в том числе и в психологии поведения человека.  

Торндайк обнаружил два основных явления:

  • Обучение животных осуществляется только методом проб и ошибок;
  • В процессе исследований у всех видов животных происходит постепенное снижение нежелательного поведения. Торндайк каждый раз выводил один и тот же график обучения независимо от того, какое животное изучалось.

Позднее, основываясь на этих исследованиях, Уотсон пришел к выводу, что с помощью методов изучения психологии животных можно создавать законы, которые предсказывают и контролируют поведение человека.

Но цель поведенческой психологии не только в том, чтобы управлять поведением, но и в том, чтобы “создавать” его.

Исследования Павлова

Самым громкими исследованиями по изучению формирования нового поведения были и остаются работы И.П. Павлова по обусловливанию собак.

С 1914 года Уотсон (основатель бихевиоризма) начал интересоваться работами И.П. Павлова по обусловливанию собачьих рефлексов. Действительно, во время своих работ Павлов установил целый свод законов об обусловливании.

Обусловливание — это форма взаимосвязи между стимулом и рефлексом (поведением).

Именно Павлов открыл это явление. В своем исследовании он заметил, что запаха еды, взгляда на еду или даже взгляда на человека, который обычно приносил еду, достаточно, чтобы вызвать выделение слюны у собак.

Павлов назвал это явление условным рефлексом (или условным ответом), то есть рефлексом, который зависит от условий окружающей среды.

Психология творчества и творчество в психологии

В конечном итоге Павлов стал рассматривать условный рефлекс как основу всего обучения животных. После этого открытия Павлов посвятил все свои исследования изучению условных рефлексов.

Он доказал, что любой стимул может стать условным стимулом (то есть стимулом, вызывающим условный рефлекс), если он связан с безусловным стимулом (звук, свет, вибрация и т.д.).

Процесс, посредством которого нейтральный стимул превращается в условный стимул, называется условной реакцией.  

Что такое психология человека?

Психология (от древнегреческого «знание о душе») – это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют «душой») с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Психология творчества и творчество в психологии

Объект психологии — это человек. Отсюда можно сделать вывод, что любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, благодаря чему в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

Предмет психологии в разные исторические эпохи всегда понимался по-разному и с позиции разных направлений психологической науки:

  • Душа. Такой позиции до начала XVIII века придерживались все исследователи.
  • Явления сознания. Направление: английская эмпирическая ассоцианистская психология. Главные представители: Дэвид Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер.
  • Непосредственный опыт субъекта. Направление: структурализм. Главные представители: Вильгельм Вундт.
  • Приспособляемость. Направление: функционализм. Главные представители: Уильям Джеймс.
  • Происхождение психических деятельностей. Направление: психофизиология. Главные представители: Иван Михайлович Сеченов.
  • Поведение. Направление: бихевиоризм. Главные представители: Джон Уотсон.
  • Бессознательное. Направление: психоанализ. Главные представители: Зигмунд Фрейд.
  • Процессы переработки информации и их результаты. Направление: гештальтпсихология. Главные представители: Макс Вертгеймер.
  • Личный опыт человека. Направление: гуманистическая психология. Главные представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй.

Основные разделы психологии:

  • Общая психология
  • Акмеология
  • Дифференциальная психология
  • Гендерная психология
  • Когнитивная психология
  • Виртуальная психология
  • Военная психология
  • Прикладная психология
  • Инженерная психология
  • Клиническая (медицинская психология)
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психосоматика и психология телесности
  • Онкопсихология
  • Психотерапия
  • Педагогическая психология
  • Психология искусства
  • Психология родительства
  • Психология труда
  • Психология спорта
  • Психология управления
  • Экономическая психология
  • Этнопсихология
  • Юридическая психология
  • Криминальная психология
  • Судебная психология

Как нетрудно заметить, разделов психологии существует множество, и разные направления изучают разные аспекты личности человека и его деятельности. Какой раздел будет по душе лично вам, вы сможете определить, ознакомившись с каждым из них самостоятельно. В нашем же курсе мы рассматриваем психологию человека в общем и целом, не выделяя какие-то направления, виды или разделы, но делая возможным применение новых навыков в любой сфере жизнедеятельности.

Ощущения

Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.

Ощущения обладают следующими свойствами:

  • Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
  • Интенсивность – количественный показатель ощущений;
  • Длительность – временной показатель ощущений;
  • Локализация – пространственный показатель.

Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:

  • Классификация Вундта — в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
  • Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
  • Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.

Четвертое место. Арома-дискотеки

Ранее мы уже писали об ароматерапии как положительном методе поддержания превосходной психоэмоциональной формы.

А вот австрийский ди-джей ODO7 пошел несколько дальше, и применяет этот метод в своих публичных выступлениях. Во время шоу он смешивает различные натуральные эфирные масла, создавая неповторимую атмосферу удовольствия на танцевальной площадке. Распыляя смеси перед мощными вентиляторами, он осуществляет управляемое воздействие на зрителей не только через зрение и слух, но через обоняние. В результате публика испытывает новые, неожиданные ощущения, положительные эмоции, драйв.

Цитаты о психологии

По поводу психологии высказывались многие великие люди и сами знаменитые психологи. Эти цитаты выражают их отношение к психологической науке и то, какое значение она для них представляла. Ниже в качестве дополнения мы приводим несколько таких цитат.

«Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить» — Джон Голсуорси

«Психотерапевты – это люди, которые лучше других научились ладить со своим безумием» — Эрих Фромм

«Психолог — человек, который смотрит на всех остальных, когда красивая девушка заходит в комнату» — Альфред Адлер

«Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми» — Теодор Рузвельт

«Магический — просто другое слово для обозначения психического» — Карл Густав Юнг

«Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации» — Абрахам Маслоу

«Вы представляете собой психологическое среднее тех пятерых человек, с которыми чаще всего общаетесь» — Джим Рон

«Хороший психолог легко введет тебя в свое положение» — Карл Краус

«У психологии длинное прошлое, но короткая история» — Герман Эббингхаус

Наказания и поведенческая психология

Если обусловливание может быть эффективным при изменении или формировании нового поведения, может ли оно также использоваться для агрессивного подавления нежелательного поведения?

Иногда бывает, что в зависимости от обстоятельств, одной только поддержки недостаточно, и наказание также необходимо. Например, если ребенок бьет одного из своих товарищей, или если лезет туда, куда ему не надо (газовая плита, стиральная машина).

В этих случаях наказание может быть эффективным. Тем не менее, выговор должен быть произведен немедленно (иногда может быть достаточно простого «нет!»).

Когда наказание может быть вредным?

Жесткий выговор может иметь негативные последствия, если он слишком суров или неоправдан. Вот основные риски, связанные с наказанием:

Нет связи с хорошим поведением.

Наказание заставляет наказанного понять, что его поведение неуместно. Но если не указано четких правил, как нужно себя вести, то наказание не ведет к формированию лучшего поведения.

Временный эффект.

Последствия от выговора часто бывают кратковременными и сильно зависит от лица, назначающего наказание.

Негативные эмоции человека, подвергаемого наказанию.

Человек, которому был вынесен выговор, может отреагировать на это со страхом или гневом. Он может начать бояться или даже возненавидеть человека, который его наказал, или то место, где он был наказан.

Задержка между действием и выговором.

Если наказание не следует сразу за предосудительным поведением, оно не принесет пользы. В повседневной жизни часто трудно реагировать мгновенно.

Психология творчества и творчество в психологии

Таким образом, разделение между положительными и отрицательными последствиями наказания является довольно хрупким.

Это подпитывает дискуссию о методах воспитания детей: должны ли мы их наказывать?

Расписание тренингов и семинаров172

21 марта
Суббота,
10:00

Семинар «Нейрографика. Моделирование и графический алфавит. Цель. Достижение. Результат»

 
Подать заявку

2 дня

Москва

Московский Институт Милтона Эриксона
Евгения Ивановна Астахова

21 марта
Суббота,
10:00

Семинар «Прикладные направления аналитической психологии»

 
Подать заявку

2 дня

Москва

Московский Институт Милтона Эриксона
Екатерина Юрьевна Трошина

21 марта
Суббота,
10:00

Семинар «НЛП-практик, 1-я ступень»

 
Подать заявку

2 дня

Москва

Московский Институт Милтона Эриксона
Михаил Николаевич Гордеев

21 марта
Суббота,
10:00

Курс «Группа как инструмент психологической помощи». Специализация по групповой психотерапии

 
Подать заявку

2 дня

Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Шуварикова
Юлия Артамонова

21 марта
Суббота,
10:00

Фестиваль игр «Живые эмоции». Уникальное событие в мире психологии!

 
Подать заявку

2 дня

Москва

Центр Трансформационных игр Оксаны Гординой
Екатерина Данилина
Александра Михайловна Макасеева (Тольятти)
Юлия Борисовна Осадчая
Елена Суворова (Новосибирск)
Марина Шабалина
Оксана Гордина
Мария Сергеевна Волошина
Ксения Лагодная
Елена Игоревна Довгань
Бурдуковская Ольга
Гаак Марина
Воронцова Екатерина
Гладских Наталья
Наталья Емельянова (Кавказские Минеральные Воды)
Людмила Николаевна Потапова
Милена Ильина
Подшибякин Сергей
Подшибякина Анастасия
Татьяна Баландина
Маргарита Ваганова

Ещё 18 тренеров…

21 марта
Суббота,
11:00

Фестиваль практической психологии «Мост 2020»

 
Бесплатное

21 марта

Московская область, г. Подольск

Содружество психологов Подольска

21 марта
Суббота,
11:00

Тренинг «Жизнь с чистого листа»

 
Скидка 1000Р

1 день

Москва

Проект «Психология 360»
Ирина Сухомлинова

21 марта
Суббота,
9:00

Т-игрит «Сила женщины». Выездное мероприятие

 
Скидка 4000Р

2 дня

Тульская область, Заокский район, село Яковлево

Ольга Васильевна Максимова
Яснина Запорожец

22 марта
Воскресенье

Марафон «Искусство маленьких шагов»

 
Подать заявку

21 день

Москва

Юлия Столярова

22 марта
Воскресенье,
10:00

Тренинг «Манипуляции и контрманипуляции»

 
Скидка 1700Р

1 день

Москва

Институт Развития Бизнеса и Личности
Марьям Рушановна Ткачёва

23 марта
Понедельник,
11:00

Курс живой легенды советского гипноза Б.Г. Афанасьева «Обучение Гипнозу VIP: Мгновенный Гипноз, Классический Гипноз и методы спецслужб»

 
Скидка 2000Р

5 полных дней

Москва

Московский Институт Гипноза
Борис Георгиевич Афанасьев
Иван Николаевич Нифатов

23 марта
Понедельник,
18:00

Цикл учебно-терапевтических семинаров «Реальность травмы»

 
Подать заявку

4 часа

Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Юлия Артамонова

23 марта
Понедельник,
18:00

Семинар «Эмоциональная зависимость»

 
Подать заявку

4 часа

Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Юлия Артамонова

23 марта
Понедельник,
20:30

Группа самопознания «Я и другие»

 
Подать заявку

1,5 часа

Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Шуварикова
Мария Творогова

24 марта
Вторник,
19:00

Открытая лекция Изотовой Елены Ивановны «Тренды и проблемные зоны психического развития современного дошкольника: эмпирический коллаж»

 
Бесплатное

2 часа

Москва

Московский институт психоанализа
Елена Ивановна Изотова

24 марта
Вторник,
20:30

Группа самопознания «Я и другие»

 
Подать заявку

1,5 часа

Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Шуварикова
Мария Творогова

25 марта
Среда,
12:00

Блок №1 телесно терапевтической группы «Тело как источник ресурса»

 
Подать заявку

1 месяц

Москва

Московский Институт Милтона Эриксона
Надежда Викторовна Медведица

25 марта
Среда,
19:00

Семинар «Диагностика физического, эмоционального и ментального состояния. Коррекция и защита»

 
Подать заявку

2 часа

Москва

Студия развития личности и семьи Saros
Юлиана Никольская

25 марта
Среда,
20:30

Группа самопознания «Я и другие»

 
Подать заявку

1,5 часа

Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Шуварикова
Мария Творогова

27 марта
Пятница,
19:00

Базовый курс «Аромапсихология для улучшения качества жизни». Ароматестирование

 
Бесплатное

1,5 часа

Москва

Женский центр «Donna felice — счастливая женщина»
Наталья Андреевна Гавришева

Идеи фрейдизма

Основной механизм всего фрейдизма основывается на гармоничном сочетании противоположных стремлений человеческой психики – к жизни (эрос) и к смерти (танатос). Это включает всё, что присуще человеку, поскольку позволяет разделить его жизнь на разрушение, т.е. стремление умерщвлять и созидание, т.е. стремление продолжать. В зависимости от стадии развития, перенесённых жизненных событий в личности может преобладать мартидозная или либидозная фаза, влияющая на все остальные поступки и реализацию. Все процессы воспринимаются как вполне природные, ведь без разрушения неактуального новому и необходимому просто не будет места.

Проблемы личностного и социального характера в ключе стремлений разрушения или созидания формируют расход количества жизненной энергии и направления приложения её. Так только в случае направления действий только по прямому назначению без осмысления последствий может произойти нарушение важных жизненных сфер (поддаться желанию убить приводит к лишению свободы, привилегия в различных половых связях приводит к потере значимого партнёра и т.д.).

Закрытие таких желаний от осуществления полностью также негативно влияет на личность и уровень жизненной энергии, поскольку ограничивая одну свою потребность, закрывается вся сфера желаний и их осуществления. Выход идеи фрейдизма предлагают в создании условий сублимации желаний и энергий, которые можно разрушительно осуществлять по прямому назначению или если нет возможности для реализации. Сублимация – это реализация полученной энергии (она всегда поступает при возникновении потребности, как ресурс для реализации) не по прямому назначению. Именно таким механизмом объясняются творческие и гениальные способности людей.

Всё стремление психики по идеям фрейдизма сводится к получению удовольствия, уровень сложности которого может отличаться, но так и остаётся. Чтобы понимать какой уровень следует удовлетворить, личность была разделена на структуры, воздействие которых и сознательное понимание законов действия, где отличается и имеет разную степень для самой личности.

Уровень ид – самый примитивный, подсознательный, его ещё называют животным. Все желания и стремления тут продиктованы механизмами выживания, практически не осознаются, но имеют очень сильное влияние. Тут основная цель удовольствие, причём без учёта окружающей действительности и социальных моментов – главный двигатель находится внутри. Уровень эго является переходным и необходим для того, чтобы возникшие потребности неосознаваемого уровня как-то реализовать в сложившихся условиях. Это своеобразный структурирующий компонент. Супер-эго выполняет функцию контроля и надзирательства, это наиболее социальная часть личности, постоянно думающая о последствиях действий.

Десятое место. Rationalizer для трейдеров

Психология творчества и творчество в психологии

Идея предназначена в первую очередь для исследовательских психологических институтов, показывающая, что все гениальное просто. Нужно лишь реальное воплощение интересных задумок. Не уж то наше «Сколково» не может придумать что-нибудь эдакое?

Итак, исследования показывают, что инвесторы, торгующие на биржах дома через интернет, часто действуют нерационально: их поведение, будучи под влиянием эмоций (страха, жадности), может поставить под угрозу способность понимать текущие цели и фактические позиции, принимать правильные решения.

Но предупрежден, значит защищен. Гаджет «Зеркало эмоций» от компании Philips Design и инкубатора ABN AMRO, состоящий из двух частей — браслета EmoBracelet и чаши EmoBowl, зондирует эмоциональное состояние трейдера, и сигнализирует (чаша начинает пульсировать красными линиями), когда следует взять тайм-аут, успокоиться и пересмотреть свои действия.

Проспект с описанием прибора: Leaflet.pdf

Третье место. Обучающие предпринимательские программы для детей

Психология творчества и творчество в психологии

Онлайн-сервис Zefty – это виртуальный банковский счет для детей, в котором реальные деньги хранятся у их родителей. Используя сервис, дети могут выписывать чеки для обналичивания, а также следить за накоплениями и планировать свои расходы более ответственно.

Еще один онлайн-сервис для совершенствования навыков детей обращения с деньгами. Bizznizz — творческая среда обучения, где ребенок, создав свой бизнес, сможет заработать дополнительные деньги на карманные расходы и грамотно ими управлять.

Franchild – проект, позволяющий детям вести франчайзинговый бизнес. Дети и их родители выбирают понравившийся вид бизнеса (производство свечей, мыла и др.), заказывают полезный инвентарь для работы, и получают виртуальную витрину для торговли через интернет.

Ка-Цзин – звук кассового аппарата, а так же команда профессионалов из бизнеса и психологии, разрабатывающая обучающие предпринимательские программы и методики для детей. Серия практических бизнес кейсов для воспитания деловых навыков к вашим услугам.

Коробочный продукт Biz in a boxx — это обучающие программы для детей разных возрастов, с помощью которых ваше чадо сможет самостоятельного развивать полезные деловые навыки. Принятие решений, финансовый анализ, планирование, тайм-менеджмент, подотчетность и возможность поиска – те редкие навыки, которым обычно не учат в школе.

Скорее всего, никто не учил тебя в детстве управлению своими деньгами, сохранению их или инвестированию. Лагерь миллионеров (Camp Millionaire) призван исправить данное упущение на ваших детях. Летние программы финансового образования – интересный отдых и приключение для ваших отпрысков.

Признаки состояний одержимости.

Не секрет, что в бытовых разговорах мы нередко ставим «психический диагноз» своему собеседнику, если с точки зрения логики его позиция не выдерживает никакой критики. В такие моменты чаще всего мы произносим слова «какой же бред!» Мы отлично понимаем, что это выражение — просто метафора, и человеку, который говорит «глупости», едва ли можно всерьез диагностировать отклонение психики. Отсутствие логики далеко не всегда означает наличие сверхценной идеи или бреда, а глупость и неумение мыслить не является признаком психического отклонения. Однако навязчивые мысли и сверхценные идеи вовсе не редкость в нашем мире, другой вопрос — насколько их можно считать психическими проблемами, ведь в отличие от того, что является бредом, здесь все не так очевидно.

Так, например, один из моих знакомых давно и свято верит в существование тайного мирового правительства, которое уже много сотен лет дергает за ниточки руководителей отдельных стран и нещадно эксплуатирует несчастные народы в своих корыстных целях. При этом, как и огромное количество других людей, верящих в подобные вещи, он не обладает реальными доказательствами своей позиции, но убедить его в обратном невозможно, разумные аргументы не действуют, ибо всякий раз решительно отметаются, как незначительные и несуществующие. Казалось бы, если в этом случае использовать два последних критерия, то речь здесь идет о наличии не просто сверхценной идеи, но самого настоящего бреда. И все же, это никоим образом не является ни бредом, ни даже идеей, ибо не выполняются самое первое условие — идея должна полностью доминировать в сознании, и если ваша идея не живет с вами большую часть вашего времени, то и говорить о том, что она является для вас сверхценной, нет никакой возможности. 

Из приведенных выше примеров становится понятно, что границы между бредом, навязчивыми и сверхценными идеями весьма расплывчаты и условны, а явления эти очень близки по своей природе. В свете такой расплывчатости границ большое значение приобретают отличия, позволяющие приблизительно провести рубеж между этими понятиями.

Так, если мы говорим о навязчивых мыслях и идеях (диагноз «навязчивая идея»), то их принципиальная особенность заключается в том, что чаще всего они не воспринимаются как свои собственные, но как пришедшие извне. Они не несут в себе цели и при этом склонны к зацикливанию на манер заезженной пластинки. Это весьма мучительное состояние, особенностью которого является явно выраженное желание пациента его устранить. Человек, который никогда не испытывал состояния навязчивой идеи, может отдаленно сравнить это состояние с появлением в голове незатейливой, но очень навязчивой мелодии, от которой никак не удается избавится.

Бред (диагноз «сверхценный бред») чаще всего появляется эпизодами, он захватывает сознание полностью, а основывается это состояние на чем-то, не имеющем место в реальной жизни. В рассуждениях пациента почти всегда отсутствует привычная нам логика, которая нередко заменяется причудливыми паралогическими умозаключениями (ложная логика). Сверхценый бред имеет для человека огромную ценность и воспринимается как нечто, вообще не подлежащее критическому рассмотрению.

Что касается идеи (диагноз «сверхценная идея»), то это очень сильная эмоциональная убежденность в чем-либо, от которой хоть и непросто избавиться, но критическое отношение к ней со стороны пациента все же возможно. Умозаключения, приводящие человека к такой идее, в большинстве случаев основаны на обычной логике и касаются вещей, более или менее относящихся к реальному миру.

Конечно, разделение симптомов этих навязчивых состояний вовсе не означает, что одно не может переходить в другое. Так, сверхценная идея вполне может оказаться этапом на пути к бредовым состояниям (в случае развития бреда так нередко и случается), но это вовсе не значит, что навязчивая идея обязательно переходит в бред. Некоторые психиатры полагают, что навязчивые состояния имеют одну природу и что по сути это одно заболевание, которое просто имеет разные проявления и разные стадии. В качестве примеров они приводят случаи, когда вполне правильная формальная логика и критическое отношение вовсе не исчезали, а успешно ставились пациентами на службу своему бреду. Вот как рассуждал один пациент, который был убежден в том, что является волком-оборотнем. «Я волк, но сейчас я вижу у себя человеческие руки и ноги по причине простого обмана зрения, а невидимость моего истинного облика ничего не значит перед фактом моей истинной природы, которую я ощущаю всем своим существом». Вот так логика становится фрагментом, помогающим объяснить истинность природы бредового состояния.

Психологический кабинет на колесах

Психология творчества и творчество в психологии

Идея передвижного психологического кабинета принадлежит немцу Фридриху Гренцеру из города Ландсхут. После университета молодой специалист начал свою карьеру в службе психологической помощи, а также начал разрабатывать собственную методику “самопомощи”, которая, по его утверждению, не требует постоянного участия и контроля специалиста. Клиентов для апробации методики в родном городке Гренцера было мало, поэтому он приобрел подержанный фургон и обустроил его на манер кабинета психоаналитика. После этого он предпринял путешествие по стране. Желающих попасть к психологу нашлось очень много, так что дело вскоре превратилось в бизнес.

Основные идеи

Главные тезисы позитивной психологии были сформулированы Мартином Селигманом на основе своего опыта практикующего психолога, много лет работавшего с депрессивными состояниями своих пациентов. Он заметил, что в результате лечения патологическое состояние не сменяется счастливым, спокойным существованием. На смену болезни приходит внутренняя пустота, которая очень часто ведет к рецидивам. Тогда, для решения этой ситуации, он стал исследовать вопрос развития сильных сторон человеческого характера и психики.

Он предложил три основных направления для изучения:

  1. Сильные стороны человеческой личности. Это мудрость, честность, доброта, смелость, умение прощать, альтруизм, чувство юмора, творчество, реалистичный взгляд на действительность (все то, что в человеческом обществе принято называть «добродетелями»).
  2. Положительные эмоции и субъективное ощущение счастья, выраженные в удовлетворении жизнью, уверенности в себе и своем будущем, оптимизме, энергичности.
  3. Социальные институты, содействующие развитию человека, к которым относятся здоровая семья, комфортная социальная среда, признание, гуманизм, система ценностей и прочее.

Главный постулат позитивной психологии заключается в том, что человеческое счастье или несчастье — это не наследственная черта или «неотвратимость судьбы», а работа самого человека над своей жизнью, в основу которой должны быть положены его сильные стороны и качества характера. Эти же качества должны стать для человека необходимым ресурсом в преодолении кризисных ситуаций, а также негативных психических состояний.

Последователи этого направления не считают метод повышения самооценки лучшим средством от всех психологических бед, ведь даже высокая самооценка не будет гарантией счастья. Они видят в самооценке всего лишь показатель удовлетворенности жизнью. Вы, наверняка замечали, что, когда у вас все хорошо – ваша самооценка растет, а как только случаются проблемы — самооценка моментально падает, что часто ведет к развитию депрессии.

Вместо повышения самооценки позитивная психология предлагает множество других методов.

Теории творчества: разные подходы, концепции восприятия

Феномен творчества рассматривали психологи разных школ. Среди них выделяют:

Психология творчества и творчество в психологии

  1. Глубинную психологию. Фрейд рассматривал два аспекта: бессознательные компоненты и мотивацию. Творчество — сублимация сексуальной энергии, которую индивид реализует социально приемлемым образом. Юнг рассматривал его как результат влияния архетипов — проявлений коллективных образов. Творчество для аналитической психологии — средство выражения глубинных переживаний, единение с коллективным бессознательным.
  2. Гештальтпсихологию. Для гештальтпсихологии характерно рассмотрение искусства, как продукта мышления развитой личности.
  3. Когнитивную теорию. В представлении когнитивистов творчество — суть жизненного процесса. Каждый индивид в течение жизни использует накопленный опыт для создания собственной мировоззренческой модели.
  4. Гуманистическую теорию. Для гуманистов творчество — акт самовыражения. Способность создавать отличает осмысленную личность от животных и является врожденной.
  5. Развитие творческой личности. Альтушллер рассматривал процесс создания, как следствие самосовершенствования. Для развития креативных способностей человеку необходимы не только врожденные данные, но и подходящие условия.

Современная наука комбинирует разные подходы, изучая процесс развития искусства всесторонне.

Основы поведенческой психологии

Поведенческая психология родилась в Соединенных Штатах и ​​доминировала среди других областей психологии в первой половине 20-го века.  

Дж. Б. Уотсон считается основоположников поведенческой психологии. В своем докладе, опубликованном в 1913 году, он пишет, что с точки зрения бихевиоризма психология является объективной экспериментальной ветвью естественных наук, и целью бихевиоризма является предсказание и контроль поведения человека.

Поведенческая психология

Интроспективная психология, которая считается необъективной, отвергается бихевиоризмом. Поведенческие психологи считают, что объективные выводы можно сделать, только изучая наблюдаемые факты (поведение), которые можно измерить и определить количественно.

Цель поведенческой психологии

«Манифест бихевиоризма», опубликованный Дж. Б. Уотсоном в 1913 году, ознаменовал поворотный момент в психологии. Бихевиоризм стал ее основным направлением благодаря своей прагматичности.  

Психология творчества и творчество в психологии

Идея поведенческой психологии — направлять и изменять поведение людей, чтобы они могли преобразовывать свою жизнь. Для реализации этого амбициозного проекта нужно знать законы поведения, прогнозировать и контролировать его.

То есть, чтобы иметь возможность влиять на результат, нужно знать, что его вызывает.