Читать онлайн «поколение китеж. опыт построения сообщества» автора морозов дмитрий владимирович — rulit — страница 1

«Я СТРОЮ МИР»

Выясняется, что игра рассчитана на всю жизнь. Все дети должны «получить» три ступени. Смена ступени проходит через инициацию — это набор известных психологических тренингов: зеркало, падение на доверие, прогулка по страхам.

— «Пупсы» — совершенно безответственные существа, раньше уходят с дискотеки, им надо познавать законы общины и слушаться родителей. Вторая ступень — это ученик. Для него важна хорошая учеба. Третья ступень — это наставник, он проявляет сознательность и самостоятельность. Нужно получить шесть ступеней: «Искренность», «Красота и гармония», «Непрекращающееся познание», «Воля, дозволение, смирение, послушание», «Смелость, благородство», «Благодарность, терпение».

Я уже запутываюсь. Мы допиваем чай, Маша снова ставит чайник и просит уйти ребенка, который с любопытством прислушивается к нашему разговору.

— И вот ребенок долго и упорно набирает ступени, каждая занимает примерно полгода, и он может ее потерять. Каждая ступень отрабатывает какую-то ценность. «Красота и гармония»: например, ребенок не заправляет постель, не закрывает тюбик с пастой, выглядит неопрятно. Красота и гармония должны быть и внутри, и снаружи. И где сложность, там с этим и работают. В рамках ступени есть свои механизмы. Например, ребенок говорит: «Я хочу работать над ступенью «Воля, дозволение, смирение, послушание». Я учусь в 9-м классе, потом хочу поступить, у меня есть цели, я должен учиться и сидеть дома». У нас есть Малая группа, ее у нас проводят ученики. Они вместе обсуждают, какие у ребенка цели, что получилось, что нет. Дети приносят блокнотики, листочки с целями. И таким образом, у нас есть возможность отслеживать, что происходит, и ребенок знает, что его ждет Малая группа. Только старший товарищ может повлиять на ребенка. Каждый по кругу может высказаться, что он понял за последние сутки от общения с наставниками, с родителями в рамках этой игры. У нас есть основной свод законов — это обет ученика. Почти стихотворение:

Я оставил прошлое в прошлом,Я разрушил стену недоверия,Буду беречь цветы и деревья.Пойму сильных,Помогу слабым.

Маша продолжает рассказ:

— Мы заставили детей следить за собой в течение дня, мы сделали их включенными в жизнь

Чтобы они не проходили мимо валяющегося фантика и обращали внимание, что открыт мусорный бачок. Почему? Потому что «Китеж» — наш дом

Это не чужая улица, это твой мир. Это у нас было почти преступлением — не заметить фантик или бачок, это надо настолько не видеть окружающий мир, мы наказывали лишением ступени.

— А если ребенок не хочет играть в игру? — спрашиваю я.

— Бывает такое, — отвечает Антон, который присоединяется к беседе. — У нас были проблемы с Димой, которому 9 лет, а ведет он себя, как будто ему 5, — не хочет и все. Я ему говорю: «Хорошо. Но все в нашем мире здесь подчинено правилам. Не хочешь выполнять свою часть правил, и мы не будем свою. Не будет тебе никакого компьютера, дискотек и гулянок. И он через неделю с горящими глазами сам принес эти цели».

К нам на кухню заходит бодрый мужчина с бородой. Это Дмитрий Морозов, он рассказывает про ночное происшествие. Кто-то ночью зашел на территорию сообщества и застрелил из ружья двух козлов. Милиция пишет протокол, но, как выясняется позже, никакого дела возбуждать не собирается, так как козлы были подарены, а значит, нет материального ущерба. Сергей хоронит козлов на их же пастбище. Все обеспокоены безопасностью детей, и обсуждают, как построить забор.

— А для взрослых есть система правил?

— Есть негласная система правил для взрослых. С утра планерка. 15 минут на дела, 15 минут — на цели. У кого-то есть цель внимательно относиться к остальным, заботиться о внутреннем состоянии. Есть такой метод Бенджамина Франклина — когда берешь одно из качеств, которых тебе не хватает. И его ведешь неделю, потом меняешь. У него было 13 качеств, мы взяли больше. Например, выработка характера.

Маша и Антон говорят, что для них игра стала жизнью, им с ней жить гораздо удобнее, появляется смысл жизни.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

После «лихих девяностых» наше общество вновь возвращается к гуманизму. Широко осознается нравственная необходимость спасения детей, поте­рявших родителей, и тех детей, которых калечат се­мьи алкоголиков.

Но реальность XXI века и задачи развития Рос­сии уже толкают нас к следующей ступени в буду­щее — к осознанию более сложных законов разви­тия и формирования человеческой личности.

У нас как-то принято сравнивать себя с Западом. Поэтому более простым путем кажется заимствова­ние уже принятых там систем детского воспитания и ювенального законодательства. Но этот простой путь ставит нас опять в положение догоняющих. Нужно ли заимствовать то, что заведомо будет признанно не­приемлемым через пару десятков лет? Например, во многих западных школах учителям запрещено про­сить ребенка стереть с доски. Мол, а за что тогда платят учителям зарплату! В походе запрещают детям рубить дрова и разводить костры. Если ребенок обожжется или порежется, то учитель может оказаться на скамье подсудимых. Законодательная база европейской ци­вилизации превращается в смирительную рубашку, в панцирь, который уже не столько защищает, сколь­ко препятствует росту и развитию личности.

Дело не только в естественном российском па­триотизме. Наша история свидетельствует, что у нас воплощаются в жизнь только те ОБРАЗЫ БУДУЩЕГО, которые реально опираются на наш нацио­нальный характер и образ жизни. Свои программы использовать рациональнее — они уже заточены под наше мировосприятие. Мы можем и должны создать свою передовую систему воспитания, опираясь на богатейшие традиции отечественной педагогики.

Если мы хотим действительно вернуть в наш гу­манный, цивилизованный мир тысячи человеческих душ, необходима тонкая система отбора и заботливо­го всестороннего развития каждой индивидуально­сти. Это особая работа, для которой требуются про­фессионалы и специальная развивающая среда. Для этого нужна гибкая, лишенная бюрократических ограничений система партнерства «пилотных» со­циальных проектов и социально-ответственных фи­нансовых структур. Наша технология развивающей среды не требует никаких дополнительных затрат, деньги государство и так расходует не скупясь. Да нужны люди с особым душевным складом, но их-то в России всегда было немало. А в обществе рыночной конкуренции они вообще плохо выживают, и сейчас они оттеснены на периферию экономической жизни. Для них модель Китежа была бы наилучшим спосо­бом и существования, и самореализации.

Дети — наше самое дорогое национальное достоя­ние. И они стоят любых усилий, потому что только через них открываются для России врата в будущее.

Морозов Дмитрий Владимирович

ВОЛОНТЕР БЕН ДУНКАН

Симпатичный парень с растрепанной шевелюрой, похожий на Тома Сойера, на улице ровняет дорожку, ведущую к одному из будущих домов. Он волонтер и здесь уже третий раз. В общей сложности провел здесь 5 месяцев. Он рассказал мне, что приехал сюда из городка Кидлингтон, недалеко от Оксфорда. Он пишет диссертацию о сельском хозяйстве в России 1920-х годов и долго рассказывает, как он восхищается российской культурой. По его словам, учитель из него так себе, но ему нравится быть частью «рая на Земле»: «Красивые дома, люди с благородной миссией — помогать травмированным детям стать нормальными и даже очень умными и прекрасными».

Мы пьем чай, и он намазывает майонез на хлеб и говорит:

— Я боялся русской еды, но мне она очень нравится.

— Это не русская кухня! — возражаю я.

— Это кухня «Ориона», — улыбается он.

Психологос: энциклопедия практической психологии Китеж: жизнь Дмитрия Морозова

Китеж: жизнь Дмитрия Морозова

Удивительное место — Китеж! Деревянные избы — и в них теплые туалеты и
горячая вода; лес вокруг, полный грибов и ягод, — и аккуратно скошенный
газон с клумбами у каждого дома; детский дом — и гордая осанка, ясный
взгляд и уверенность в себе у детей самого разного возраста. Китеж — это
единственный в России детский дом, где дети живут в настоящих семьях и в
настоящей жизни.

Место: Барятинский район Калужской области. Рядом деревня
Чумазово с практически спившимся мужским населением. В начале Китежа
было голое поле и голая идея, в общем, все, как и должно быть при
сотворении мира.

История проста. Журналист-международник Дмитрий Морозов взял 40
га земли и построил там на свои деньги — детский дом… То есть возвел
целый маленький город, где приемные родители берут себе детей и живут с
ними нормальной счастливой жизнью. Это все у нас, в России, где не то
что город — дачу себе построить вообще-то не сильно просто. Ну и семью с
собственными детьми сделать тоже задача не из самых простых. А тут —
целый город… Это создал один человек, потому что этого хотел: Дмитрий
Морозов.

Слово Дмитрию Морозову, ученику Святослава Рериха:

«Сначала были мечты, вернее, предчувствие, что я не смогу
потратить собственную жизнь на борьбу за материальное благополучие, что
обладание вещами, карьера и даже счастливое ничегонеделание будут по
сути пустой тратой сил на коротком отрезке земного пути».

Он пишет правду: он так и живет. И когда я хочу увидеть осмысленную
жизнь, я приезжаю в Китеж. С семьей: Мариной и детьми. Девочки сразу
влились в детский коллектив и с утра до вечера чем-то занимались:
поскольку шла Неделя Востока, то они освобождали Мастера Ли,
захваченного коварными последователями Черного Лотоса, изучали
наставления Конфуция, изучали у-шу (стиль Птицы)…

А Дмитрий рассказывал Марине:

«Лет через пять до многих из нас стала доходить простая истина,
что, не поменявшись самим, нельзя поменять наших детей. Но теплые дома
уже построены, напрягать себя уже не обязательно, вечером можно просто
закрыться, расслабиться, включить телевизор и забыть обо всем. А
когда-то и выпить, как люди… Нормально? Нет, Китеж мы строили не для
этого! Жить не засыпая, жить, развивая себя — оказалось сложнее всего.
Половина наших соратников категорически заявили о нежелании что-либо в
самих себе менять и уехали…»

Сейчас Китежу уже 15 лет, он вырос, окреп и на удивление помолодел.
Китеж дружит с Синтоном и интернатом имени А.Н.Колмогорова при МГУ, в
нем работают замечательные российские педагоги и иностранные
студенты-волонтеры, выпускники Китежа уверенно поступают в московские
вузы. У Дмитрия с женой Ириной пятеро приемных детей и свой — Святослав.
Летом 2003 года Китеж был принят в члены Британского сообщества
терапевтических общин «Чартерхауз групп». Морозову аплодируют на
международных конгрессах, губернаторы жмут ему руки, Путин вручил ему
орден «За заслуги перед Отечеством». Дмитрий Морозов по-прежнему встает в
пять утра, с удовольствием встречает рассвет и пишет книги:
«Дважды-рожденные», «Поколение Китеж», «Воспитание в третьем измерении».
Китеж продолжается: в 60 км от Москвы его выпускники строят Китеж-2:
поселок Орион…

Подвиг продолжается.

Мы ждем вас в Синтоне 1
апреля 2010 года, в 19:00.

«ОРИОН» — МАЛЕНЬКИЙ «КИТЕЖ»

До «Китежа-2» можно добраться за час-полтора на маршрутке от метро «Теплый стан». От остановки меня забрал Антон, заместитель руководителя общины, иначе мне пришлось бы несколько километров идти пешком — общественный транспорт в «Орион» не ходит.

Современные коттеджи стоят полукругом вокруг главного дома, в нем находятся столовая и зал для дискотеки, оборудованный внушительными колонками, а на втором этаже — школа. Вокруг — поле и лес, вдалеке виднеется деревня: территория у «Ориона» большая.

Мне сразу же предлагают остаться на ночь и напоминают, чтобы я не пропустила обед в два часа. Я осматриваюсь в домике: у меня на выбор две крохотные комнаты. В каждой из них по две кровати и по длинному и узкому окну, из которого открывается очень живописный вид. Я оставляю в той из комнат, где есть стол, свои вещи и иду в круглый дом.

Я сразу же встречаю Веру и Настю, которые живут здесь уже четыре года, они приемные дети руководителя центра Маши Шибаевой. Девочкам лет по 14, и они проводят для меня небольшую экскурсию, явно с удовольствием, и помогают сделать мне чай. На третьем этаже мы находим пыльный узкий и темный, в общем, очень заманчивый для ребенка с воображением коридор, который тянется вдоль круглых стен зданий.

— Мы здесь бегаем, это весело! — рассказывают они.

Скоро нас приглашают к столу. На обед у нас куриный суп с вермишелью, к ужину готовят рис с овощами. Если кто-то останется голодным, это можно исправить: в большинстве домов есть кухни, где можно что-то приготовить.

После обеда ребята долго моют посуду: у них дежурство, все уборки расписаны. Все расходятся, на диване остается высокий загорелый молодой человек. Его зовут Сергей, он преподаватель, строитель и фермер и приехал сюда из «Китежа» строить «Орион» с нуля. Он преподает математику и географию, а прямо сейчас идет доить коз. Я иду с ним — мы моем козе вымя теплой водой с мылом, доим ее и угощаем сушками. Молока получается совсем немного, но оно очень вкусное.

Потом я играю с Даней. Ему три с половиной года. Даня говорит немного неразборчиво, но ведет себя жизнерадостно. Он единственный здесь с небольшим отклонением в развитии, но, по мнению Дмитрия Морозова, он еще подтянется. Обычно в «Китеж» не берут детей с отклонениями, так как здесь нет нужных специалистов.

На улице я встречаюсь с хрупкой темноволосой девушкой — это Маша Шибаева, и мы отправляемся к ней домой. Дома уютно. У детей нет карманных денег, но ребенок участвует в экономической игре и при желании может сам заработать на необходимую ему вещь, а также может получить премию за активное участие в каком-либо проекте, которую есть возможность потратить в ближайшей поездке в город — в Калугу или Москву. С компьютерами проблем нет, а вот Интернета мало, и он дорогой и медленный. Вещи переходят от старших детей к младшим, что-то привозят в «Орион» в подарок, что-то докупается.

У Маши четверо приемных детей: сестры Вера и Настя, а еще Руслан и Ваня. Первых троих она взяла, еще не будучи замужем. Руслан — самый любознательный, он смотрит немного исподлобья и немного волнуется, когда спрашивает меня, кем я работаю и что именно делаю.

Маша рассказывает, что дети любят, когда приезжают гости, но ценят свое личное пространство: «Наш дом всегда открыт. При этом есть своя комната, свои вещи. Свой дом, своя семья, для них это свято. «Ты приехал ко мне в гости», — они друг друга ставят на место».

Сейчас Маша хочет окончить институт, в котором она училась заочно четыре курса и который бросила из-за необходимости строить «Орион». Она хотела стать археологом и ездить в экспедиции, но после разговора с Дмитрием и размышлений осталась: «Как я могла от этого уехать? Это целый свой мир».

Маша рассказывает, что в 2000-м она приняла самое активное участие в создании «Малого совета» — организации, которая позволила детям самим организовывать жизнь в «Китеже»: «Из старших детей стали создавать команду. Это была попытка замотивировать детей. Тогда они были отдельно друг от друга, не было дружбы. Было необходимо создать общую культуру».

Дети не только проводили зарядку и делали расписание мероприятий, но и открыли свою фирму «Бизнес-кидс», в рамках которой они разводили бычков на продажу, выращивали картофель, выпускали газету. Они даже ходили на педсоветы и преподавали: «У нас было по два урока в день железно». Наконец, в 2001 году была создана игра «Я строю мир» — та самая воспитательная система по авторской методике Дмитрия Морозова, которая и отличает «Китеж» и «Орион».

ОТЕЦ-ОСНОВАТЕЛЬ

С Дмитрием Морозовым удается пообщаться на следующий день, когда мы обедаем пельменями и солеными огурцами. Я знакомлюсь со Святославом, родным сыном Дмитрия. Ему лет семь на вид, у него очень умные глаза, и он совсем не стесняется расспрашивать меня про мою работу. За обедом Дмитрий занимает всех рассказами из своих путешествий. Когда я прихожу в его дом, чтобы взять интервью, он копает землю у дома и с неохотой отставляет лопату в сторону. На стенах гостиной висят картины с горными пейзажами, похожие на полотна Николая Рериха. Оказывается, Дмитрий написал их сам.

Дмитрий живет поочередно то в «Орионе», то в «Китеже» — по неделе за каждый приезд. Несмотря на большое количество работы, он написал уже шесть книг. Также он получил орден Почета «за заслуги в воспитании детей и укреплении семейных традиций» в 2005 году, а в 2008 году стал членом экспертного совета Комитета по делам женщин, семьи и детей Государственной думы РФ. Сейчас ему 50 лет, и детьми он занимается с 24 лет. В его доме было воспитано семь приемных детей.

Я сразу спрашиваю, удается ли в «Китеже» исправить травмы, с которыми к ним попадают дети.

— Бывали случаи, когда это получалось, но их куда меньше, чем случаев, когда не получалось, несмотря на все усилия и уверенность, что мы правильно все делаем. Поэтому понадобился «Китеж», развивающая среда, огромное количество людей, приемные семьи. Мы пытаемся атаковать, условно говоря, образ мира, который есть у наших детей-сирот, со всех сторон. Базовая проблема у всех сирот одинаковая, даже в песнях Джона Леннона есть ощущение, что мир к тебе в целом враждебен и неуправляем. А значит, надо помалкивать, таиться. При этом ребенок-сирота может просто искриться улыбками, а его реальное отношение к миру будет прятаться под улыбкой, как за щитом.

Дмитрий рассказывает о том, что они стремятся дать ребенку заново пережить состояние любви и создать «безопасную привязанность», а также помочь ему выстроить самые разносторонние связи с теми, кто вокруг.

— Мы их учим разумной дисциплине и показываем хрупкость мира, в котором они живут, потому что денег мало, все дается трудом, в том числе и их трудом. И любое разбитое стекло — это удар по их карману. Они полны негатива к нам приходят, ругаются между собой, цепляются друг к другу, старшие пытаются выставить младших, ну все как обычно. Мы пытаемся объяснить им, что если ты сам будешь добрым и будешь строить такой же мир, то все у тебя сложится, как надо.

— А кто устанавливает правила?

— Эти нормы мы частично позаимствовали у Британской ассоциации терапевтических сообществ, членами которой мы являемся, «Честерхауз груп», а в остальном — я устанавливаю. Я сформулировал их, взяв их из жизни, на основе здравого смысла и из своего богатого опыта.

По словам Дмитрия, в «Китеже» и «Орионе» взрослые не могут сказать «мой рабочий день закончен»: «Мы все связаны вместе очень тонкими линиями отношений, дружбы и сотрудничества. К тебе в дом могут постучаться за помощью в любой час».

— А остается ли пространство для развития индивидуальности ребенка?

— Мне кажется, что в наших условиях индивидуальность расцветает. Мы рисуем, пишем, у нас свой театр, в нашей школе три кандидата наук, три аспиранта — в деревне!

— Почему общину создали не в условиях города, где многим детям придется потом жить?

— Так намного удобнее. Нет влияния, когда ребенок выходит во двор и видит рекламу сигарет. Мне кажется очевидным, что на момент терапии не должно быть возбуждающих и раздражающих примеров перед глазами. Если вы хотите, чтобы он не пил, не хотел стать бомжом, не дрался, не ругался матом, сделайте так, чтобы вокруг не было образчиков. Он станет взрослым и сам решит, пить ему или не пить, ругаться матом или нет. И потом я считаю, что нормальному человеку приятнее жить за городом.

— А что у вас за программа для трудных детей, которых можно к вам привезти?

— Это не программа, они просто живут нашей жизнью. Чаще всего в проблемах детей виноваты родители. Они очень не любят слушать наши советы, а мы говорим, что надо себя по-другому вести и перестать давать ребенку деньги. Проявите характер и посадите его за уроки. Вообще-то, когда родители откупаются от ребенка деньгами, вместо того чтобы поговорить, это всегда очень плохо. Научный факт: у детей из многих московских состоятельных семей набор проблем тот же, что у наших сирот.

— Меняется ли со временем ваша педагогическая концепция?

— Да, мы ездим на конференции, помимо российских, общаемся с англичанами и американцами. Проблемы названы: дети-сироты отстают в развитии, им нужна ласка. Наш способ решения — самый эффективный, но и самый трудный и затратный. Он требует от тебя изменения стиля жизни, ты не можешь ходить просто в 8 часов на работу, это не может быть системой для всей России.