21 качество обязательное для настоящего лидера

Понятие лидерства

Точного определения понятия «лидерство» нет. Одни говорят, что это способ влияния и управления, другие – умение одного человека мотивировать других усердно работать. Прежде всего лидерство сочетает в себе:

  • силу характера;
  • волю к победе;
  • прекрасный дар убеждения;
  • активное стремление к успеху;
  • готовность нести ответственность за действия других;
  • умение взаимодействовать с людьми и т. д.

Преимущества лидерства в том, что оно дает свободу действий, уважение со стороны других людей, радость от занятия любимым делом. Оно обеспечивает духовный, личностный рост. Дает человеку удовлетворение и самоуважение, потому что люди ему доверились, уверенность в своих возможностях и силах.

Лидерство проявляется в разных сферах жизни – политике, бизнесе, спорте. Это часть семейной жизни, т. к. в семье всегда должен быть лидер

Особенно важно лидерство в экстремальных ситуациях, т. к

только организующее начало (лидерство) может привести в итоге к контролю над ситуацией.

21 качество обязательное для настоящего лидера

Лидер может иметь как позитивное, так и негативное влияние

Кто такой лидер?

Что значит лидер?

Лидер — это тот, кто идет впереди. Группа признает за ним право принимать ответственные решения, подчиняется его воли, иногда неосознанно.

В первую очередь, это личность, которая научилась контролировать себя, мотивировать на действия. Такой человек ставит перед собой конкретные цели, добивается успехов в карьере.

Он движется вперед независимо от мнений других людей. Лидер — это сильная личность, обладающая харизмой.

Грамотное лидерство в менеджменте — это возможность эффективно управлять командой, положительно влиять на развитие компании.

Признаки

21 качество обязательное для настоящего лидера

Как отличить лидера от обычного человека:

  1. У него отсутствует страх неудачи, он понимает, что это опыт.
  2. Способен принимать нестандартные решения.
  3. Владеет собой в экстренных ситуациях.
  4. Смысл жизни — действие и развитие.
  5. Следует за своей мечтой.
  6. Умеет убеждать.
  7. Ему хотят подчиняться.
  8. Вызывает эмоциональный отклик.
  9. Умеет формулировать свои мысли.
  10. Обладает притягательности, независимо от качеств внешности.

Функции

Функции зависят от группы, которой лидер руководит, но выделяются основные моменты:

  1. Объединение интересов на основе базовых ценностей.
  2. Регулирует отношения внутри группы.
  3. Планирует.
  4. Источник поощрений и наказаний.
  5. Достижение целостности социальных интересов.
  6. Освобождение членов группы от ответственности.
  7. Представляет интересы группы вовне.
  8. Политическая.
  9. Административная — разработка, планирование, наблюдение за деятельностью.

Примеры

В истории мы можем увидеть множество примеров лидеров:

  • Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании;
  • Франклин Рузвельт, политический деятель, 32 президент США;
  • Маргарет Тэтчер, премьер-министр в Великобритании;
  • Джон Рокфеллер, американский предприниматель, миллионер;
  • Генри Форд, изобретатель, основатель Ford Motor Company.

Антилидер — определение

Даже в хорошем коллективе рано или поздно может появиться человек, интересы которого противоположны руководству. Он будет настраивать группу против основного лидера, что может повлечь за собой ряд проблем, вплоть до отказов работать и подчиняться требованиям руководителя.

Антилидер явно проявляет свое недовольство формальным лидером, собирая вокруг себя сторонников. Антилидер в коллективе, имеющий сильную позицию и поддержку группы, — большая проблема, если борьба приобретает негативный характер.

При наличие же здоровой конкуренции этот факт может даже увеличить производительность труда.

Если появился антилидер, то руководителю нельзя показывать свою слабость, поддаваться на провокации. Лучший вариант — перевести оппозиционера в другой отдел или уволить.

Таким образом, лидер — это человек, наделенный харизмой, силой воли и постоянным стремлением к выбранной цели. Он активен, умен и выделяется среди других людей своим поведением и достижениями.

Сущность лидерства:

Наша интересная группа Вконтакте:

Упражнения и советы для развития лидерских качеств

Поиск лидеров в окружении

Необходимо вспомнить не менее трех человек из знакомых, обладающих яркими задатками лидера. После этого следует назвать (или записать) от трех главных качеств, характерных для них. На следующем этапе рекомендуется проанализировать, какая из черт в большей степени повлияло на развитие их способностей. Обладаете ли вы подобным качеством, в какой мере (по 5-балльной шкале)? Что можно сделать, чтобы увеличить собственный ресурс?

Тренинги по саморазвитию

Принять участие в тренингах по саморазвитию. Это могут быть мероприятия, направленные на улучшение ораторских способностей, деловых качеств, умения вести переговоры и др.

Исследование

Провести исследование среди коллег с целью выявления лидерских качеств, которые более всего ценятся. Результаты следует проанализировать и сравнить с личным мнением.

Изучение книг

Изучить одну из книг психологов на тему лидерства и составить на ее основе несколько практических советов для реализации собственных целей.

План саморазвития

Развитие лидерских качеств обязательно предполагает наличие плана саморазвития. Для его составления необходимо записать и проанализировать ответы на следующие вопросы:

  1. Какие цели требуется достичь в служебной деятельности?
  2. Для чего они нужны в обычной жизни?
  3. В каком направлении следует двигаться, чтобы улучшить качество работы?
  4. Что следует предпринять для достижения целей? (здесь необходимо развернуто ответить относительно каждой задачи, если их несколько). Выделить этапы развития.

Некоторые психологи советуют завести дневник, в котором необходимо отмечать свои ежедневные победы и достижения. И пусть даже они будут незначительные, но это уже небольшой, но шаг, ведущий к изменению себя. По прошествии определенного периода следует подводить общие итоги, сравнивать личность до и после. Если какая-либо из целей не достигнута, необходимо проанализировать, что этому помешало и можно ли убрать препятствие.

Практический опыт показывает, что лидером не обязательно рождаются, им могут стать те, кто стремится усовершенствовать себя и сделать свою жизнь более качественной во всех отношениях.

Психология лидерства: ограничения

Вот наиболее часто встречающиеся  ограничения:

1. Туманность и отсутствие четкости целей.. Чаще всего человека постигает неудачу из-за того, что он очень слабо представляет себе, куда и зачем идет.  Лидеры, как правило, этим не страдают, они представляют себе конечный пункт назначения, имеют, как минимум, примерный план, как туда попасть и, в идеале, представляют себе промежуточные вехи на этом пути. Именно поэтому за ними идут.

Если Вы хотите быть лидером -поставьте перед собой ясные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого Вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.

2. Ожидание мгновенных перемен и отсутствие терпения. Огромный дуб вырастает из маленького желудя. И происходит это не за один день. Если Вы излишне импульсивны и хотите добиться результата как можно скорее, не умеете терпеливо выжидать –Вы и целей не достигните и лидером станете лишь на короткое время. Да и то, только в случае, если Вы достаточно харизматичный лидер и умеете заряжать своей энергией других.

Успех питает успех. Если Вы хотите стать лидером, помните, что любые изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения. Ставьте реальные сроки.

3. Страх новизны. Если Ваша ключевая ценность – безопасность и удобство, Вы предпочтете их любым переменам, даже если это перемены к лучшему.  Новые ситуации будут казаться более опасными, чем привычные.Если Вы хотите стать лидером, не бойтесь перемен,  учитесь разумно рисковать, сохраняя голову на плечах.

4. Страх дискомфорта. Людям свойственно избегать ситуации, которые могут причинить боль или страх, могут подвергнуть сомнению их убеждения, поколебать эго…  Это естественно.

Но если Вы хотите стать лидером, Вы должны понять и принять, что с такими ситуациями Вам придется сталкиваться не раз и не два – это нормальный процесс развития внутренней свободы, как одного из лидерских качеств.

5. Страх потерять друзей и близких. Не всегда друзья и близкие с пониманием относятся к Вашим усилиям изменить жизнь и себя. Уже то, что Вы встали на этот путь говорит о том, что Ваши ценности и, как следствие приоритеты изменились, и рост Вашей лидерской компетентности может вызвать неприятие окружающих – ведь они знали Вас совсем другим.

Но если Вы точно хотите изменить свою жизнь – это неизбежно. Нельзя измениться изнутри, сохранив в неприкосновенности свой статус в Вашем окружении. Не стоит переживать, стоит проявить мудрость и понимание. Единомышленники у Вас появятся так или иначе, их круг будет меняться в зависимости от изменения Ваших ценностей, но родные – это родные. Люди, которые Вас любят, Ваш очаг, Ваш тыл. Не стоит его разрушать. Стоит быть гибче.

6. Неверие в собственные силы. Растет из детства (если были чрезмерно требовательные родители) или из прошлого неудачного опыта. Тоскливое состояние, когда с одной стороны и хочется попробовать, а с  другой – человек не верит, что у него вообще может получиться хоть что-то.

Каждый самостоятельно отвечает за свое развитие. Стремление к лидерству требует, чтобы Вы научились отвечать за ход Вашей собственной жизни. Если Вам нужна поддержка единомышленников – найдите их, это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

7. Недостаточность  навыков.Иногда человеку просто не достает элементарного опыта, навыков в саморазвитии. Большинство пытается понять это в теории,  читая биографии или мемуары известных людей

Конечно, изучение опыта великих лидеров — это очень важно, чтобы Ваше мышление начало меняться. Но их опыт – это их опыт

У них было иное воспитание, иное окружение, иные обстоятельства.  Психология лидерства не может дать рецептов, пригодных всегда и для всех. Это невозможно в принципе, ведь все люди очень разные.

Лидерство — это, в первую очередь, осознание своей уникальности, своих ценностей и внутренняя свобода, а не поиск «трех-шаговых» инструкций, которые превратят лузера в лидера. Смысл психологии лидерства не в том, чтобы «изучить все секреты», а в том, чтобы стать самим собой и полностью использовать те уникальные свойства, которые даны Вам Богом — Ваши самые сильные стороны в соответствии с Вашими же ценностями. Иначе все Ваше лидерство – простое надувание шеек в попытках казаться тем, кем Вы не являетесь.

Искусству быть лидером нельзя научить,
ему можно только научиться.(Гарольд Дженин)

И это то, чем мы с Вами занимаемся в Школе Лидерства «Сетевой путь» — раскрываем наш внутренний потенциал, избавляясь от блоков и ограничений, расширяя горизонты вИдения и расправляя крылья мечты и веры в свои силы.

БОНУСЫ!

Тест «Насколько развиты Ваши качества лидера?»

Запись вебинара «Как развить в себе и других лидерский потенциал»

Законы психологии лидерства

 

Психологии лидерства невозможно научиться по учебнику; чтобы приобрести навыки лидера, необходимо развивать уверенность в себе и коммуникативные способности, на практике учиться воздействию на других,а также не бояться новых возможностей. Лидерские навыки развиваются в процессе самореализации, общения, творческой и трудовой деятельности; однако для того, чтобы стать лидером, а не всегда занимать позицию ведомого, иногда человеку нужно изменить свое мышление и установки. Изучив психологию и установки многих людей, занимающих ведущие позиции в обществе и достигших значительных высот в предпринимательской или общественной деятельности, психологи установили, что в своей жизни и деятельности эти люди придерживаются трех основных законов:
 

1. Закон притяжения —  его суть заключается в том, что лидерство, как и все другое в природе, обществе, развивается посредством творчества и созидания. Лидеры занимаются творческой деятельностью, они обладают способностью нестандартно мыслить и находить новые пути решения поставленных задач. У лидеров нет привычки критиковать что-либо, жаловаться на жизнь; их энергия, уверенность и желание создать что-то новое и полезные для общества — основная причина, по которой к лидеру тянутся другие люди.
 

2. Закон самосохранения — его суть заключается в том, что лидер всегда первый; он ведет за собой людей, но никогда полностью не погружается в обстоятельства. В любой сложившейся ситуации лидер немного отстраняется и контролирует происходящее со стороны, сохраняя способность беспристрастно анализировать происходящее, давать трезвую оценку ситуации и находить решения проблемам, гладя на них с точки зрения стороннего человека. Благодаря этому, лидер может полностью контролировать происходящие процессы, не растрачивая силы на малопродуктивные действия и не погружаясь в рутину происходящего. Суть такого подхода в том, чтобы отделять зерна от плевел и не расходовать силы и энергию на мелочи, а уверенно идти к цели.
 

3. Закон отдачи — его принцип действия основывается на том, что все процессы в мире и обществе пребывает в непрерывном движении, а все объекты взаимодействуют между собой. Все процессы, происходящие в социуме, взаимосвязаны, поэтому лидер, работая на свое благо, приносит пользу другим и посредством деятельности оказывает влияние на окружающих людей. В этом состоит одна из основных особенностей психологии лидерства: лидер работает не только для себя, но и благо общества. Оказывая воздействие на подчиненных, последователей, сподвижников, делясь с ними своими идеями и стимулируя их различными методами воздействия к действиям, принимая волевые решения и предлагая обществу результаты деятельности, лидер взаимодействует с окружающими людьми и получает отдачу от взаимодействия.
 

Что вам мешает стать лидерами?

Проявиться лидерству в человеке, как правило мешает он сам. Вернее, его внутренние барьеры. Барьеры могут быть психологические, например, внутренние глубинные убеждения.  В случае с учителем у него 100% есть убеждение, что денег работая учителем не заработать, и он даже не осознаёт того, что он сам себя ограничивает.

Если у вас есть подобные проблемы, прочитайте статью Татьяны Мужицкой: «Золотой дождь по прогнозу, или как выяснить свои отношения с деньгами», там есть примеры как работают подобные барьеры, и как их можно убрать.

Или барьер может быть в виде психологических комплексов, например, излишняя стеснительность, человек не может выступать на публике, а без этого навыка лидером не стать.

Или человек испытывает иррациональные страхи, то есть в принятии решений его останавливает внутренний монолог в его голове, а вдруг что-нибудь пойдёт не так, вдруг чего-нибудь случиться. Боящийся принимать решение человек также не может стать лидером.

В большинстве случаев, чтобы преодолеть какой-то барьер, предлагается сломать себя, переломить себя через колено. Например, всё равно выходить на сцену и выступать на публике, пусть даже человека трясёт от страха.

Но почему не поступить умнее, почему никто не хочет выбрать другую стратегию развития: например, убрать барьер. Психотехнология — как раз и навсегда избавиться от этих психокомплексов есть в этой книге.

Ошибка — заставлять себя что-то делать, продолжительное время насиловать себя не получиться, барьеры нужно убирать, а не тратить энергию на их преодоление. В идеале ещё должна быть глубинная, сущностная мотивация. Для лидерства должно быть понимание своей миссии в жизни, понимание её смысла. Примеры для обнаружения смысла и цели жизни есть в этой статье.

Критично важно обнаружить именно свои цели и смыслы, которые эмоционально отзываются в вашем теле, вызывают прилив сил, и эмоциональный подъём. Не путайте это с тем что навязывает нам «матрица», успешный успех, деньги, дорогие шмотки, а при Советском Союзе это было строительство коммунизма

Как стать лидером в коллективе?

Что-бы стать лидером вам нужно прежде всего определиться с территорией, где
вы будете лидером, в каком коллективе вы будете лидером. Лидером в классе,
студенческой группе, или в коллективе на работе.

Второе, вам нужно определить, где вы находитесь в данный момент? Кто вы в
данном коллективе? Если вы на данный момент являетесь рядовым членом
коллектива, то вам нужно получить полномочия для управления этим
коллективом. Ведь лидер — это человек, который влияет и воздействует на
других людей. А при наличии полномочий делать это намного проще.

То есть, если ваш коллектив — это класс или группа, то вам нужно стать
старостой. Если это коллектив на работе, то вам нужно стать руководителем.

ТОП — 5 самых важных статей для руководителя:

  • Как стать жёстким и требовательным руководителем;
  • Как стать уверенным в себе человеком — технология;
  • Как вести себя с подчиненными — психология;
  • Компетенции руководителя для эффективного управления
  • Сотрудник хамит руководителю – что делать?

Третий момент — это как вы будете получать эти полномочия. Наиболее
органичный способ — это проявлять инициативу, чтобы вышестоящий
руководитель заметил ваше стремление, и назначил вас руководителем. Или вас
выбрали старостой группы ваши сокурсники.

Четвёртый момент, ваше стремление стать лидером должно выглядеть
естественно, не наигранно. То есть от вас должна исходить энергетика,
уверенность, люди это чувствуют.

Как вычислить неформального лидера

Самый точный способ определить НЛ — социометрический тест. Помните, подобные проводили психологи в школах? Если возможности пригласить специалиста и провести тестирование нет, то проанализируйте самостоятельно:

  • с кем чаще общаются сотрудники по нерабочим вопросам;
  • к кому обращаются за профессиональным советом;
  • кто озвучивает причины недовольства в коллективе;
  • кто вносит новые предложения и идеи.

Наверняка при составлении планов, обсуждении нововведений кто-то из подчинённых выражал общее мнение, чаще других задавал вопросы либо выступал зачинщиком спора. Присмотритесь к этому человеку и манере его поведения с коллегами.

Есть два стиля: конструктивный и деструктивный. В первом случае неформальный лидер генерирует идеи, организовывает рабочий процесс и мотивирует коллег, во втором — вносит разлад и создаёт конфликтные ситуации.

С конструктивным важно наладить партнёрские отношения, ведь его деятельность идёт на пользу как отделу, так и бизнесу. С деструктивным сложнее, но и его энергией можно управлять

Главное — распознать истинные мотивы лидерства: желание власти, желание самореализоваться. Когда вы поймёте, что движет этим сотрудником, будете знать, что делать.

Как стать лидером

Один из вопросов, который задавали себе большинство исследователей: «Лидерами рождаются или становятся?». Как ты ответишь на этот вопрос? Мое мнение, что лидерами становятся. Любой может стать любым. Но не сразу! В подтверждение этому есть большое количество примеров людей, которые слепили себя своими собственными руками и стали лидерами во многих областях. Да, лидерские потенциал может и есть у определенного процента людей, но сам потенциал еще не является гарантией, что человек станет настоящим лидером по жизни.

Понятие лидерства довольно широкое и неоднозначное. Поэтому я приводить его не буду. Лучше прочитай вот эту цитату.

Более важным является понимание, как необходимо развиваться, чтобы стать лидером. А для этого следует пройти определенные этапы развития личности успешного лидера. И всего их 4.

Сам себе лидер. Это нулевой уровень, являющийся предпосылкой для становления лидера. Здесь необходимо понимать себя, брать ответственность за свою жизнь, уметь мотивировать и дисциплинировать себя, ставить цели и достигать их.

Лидер в ситуации. Это первый уровень — лидерство на микроуровне, когда человек берет на себя ответственность за действия целой группы в какой-либо ситуации. Такое лидерство мы больше всего видим в детстве или юношестве, когда среди друзей в компании появляется лидер.

Лидер в коллективе. Это второй уровень – лидерство уже на более высоком уровне. Такое лидерство предполагает решение более важных и сложных целей. Как правило, лидерские качества начинают остро проявляться именно на это уровне от 20 до 30 лет, когда человек устраивается на работу.

Лидер в команде.  Это третий уровень – лидерство на макроуровне. У человека появляется амбициозная цель в жизни и он собирает команду для ее достижения. Для успешного руководства на этом уровне требуется развитие определенных лидерских качеств.

СМОТРИ ВИДЕО! 3 эффективные методики для развития лидерских качеств!

https://youtube.com/watch?v=Wphn7oJEpJc

Естественно, я думаю, что ты хочешь дойти до последнего уровня! Поэтому теперь поговорим о том, какие качества необходимо развивать, чтобы стать лидером.

Свой для всех

Чтобы безошибочно выявить лидера в коллективе, смотрите на взаимоотношения между сотрудниками. В группах они всегда разные, чем больше людей, тем больше оттенков: от дружбы до вражды через безразличие. И только у лидера отношения со всеми почти одинаково положительные. С лидером все хотят общаться, его присутствие меняет настроение в коллективе, вызывает легкий ажиотаж со знаком плюс и подъем энтузиазма.

Немаловажно, что такой репутацией лидер обязан собственным способностям и качествам: доброжелательности, общительности и внимательности ко всем. Тем он и отличается от безразличного начальства, что всегда готов помочь любому, всегда знает с какой стороны зайти, чтобы предупредить конфликт или разрешить спор

К нему охотно идут с вопросами, его решения принимаются безоговорочно, хотя он и не пытается кому-либо их навязать. Однако определить лидера по чертам лица, внешности практически невозможно.

Лидер-утешитель

Утешитель прислушивается к мнению коллектива в целом и к каждому его члену в отдельности. Он умеет хранить секреты, поддерживать, подбадривать, успокаивать. Такие лидеры становятся «душой» и любимцем коллектива, так как они добрые и чуткие. Однако такому лидеру может не доставать объективности и организованности, без которых невозможно успешно вести дела.

Пожалуй, наилучшим лидером является тот, который умеет сочетать в себе особенности всех этих видов лидерства: утешит, поймет, сумеет отстоять права, строго организует деятельность, разрешит внести предложение, вдохновит.

Если Вы хотите развить в себе лидерские качества и стать настоящим лидером, рекомендуем почитать:

  1. Д. Карнеги «Как стать эффективным лидером»
  2. Д. Карнеги «Как располагать к себе людей » «Как эффективно общаться с людьми» «Как преодолеть тревогу и стресс»  «Как сделать свою жизнь легкой и интересной».
  3. Дж. Максвелл «21 качество лидера. Как стать человеком, за которым последуют другие»
  4. Дж. Бальдони «Золотая книга лидера. 101 способ и техники управления в любой ситуации»
  5. С. Кови «4 правила успешного лидера»
  6. Дж. Уитмор «Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом»
  7. С. Купер «Великолепный лидер. Что знают, делают и говорят лучшие руководители»
  8. А. Кичаев «Харизматичный лидер. Эффективный бренд-коучинг на все случаи жизни»

Ждем Вашей оценки

Психология лидерства: теории

Выделяют несколько теорий лидерства:

  1. Теория героев или великих людей – в древности человеку приписывались «божественные» черты, обычно передавшиеся по наследству от богов или царей. Согласно этой теории, лидеры обладают определенными характеристиками, такими как стремление к ответственности, настойчивость, инициативность, жажда власти, высокий уровень IQ, примечательная внешность, уверенность в себе, надежность и т.д т т.п.. Однако исследования показали, что лидеры разных времен и народов различались между собой по выделенным качествам и по-разному проявляли себя в зависимости от ситуации
  2. Теория среды – окружение само формирует необходимые качества в избранном человеке, соответствующие требованиям среды. Когда человеку его окружение внушает идею, что он должен взять на себя бразды правления как раз тот случай, когда человек в другой среде с легкостью снимает с себя бремя ответственности, именно потому, что оно – бремя.
  3. Теории взаимодействия-ожидания— лидер в этой теории определяется как инициатор взаимодействия в группе.
  4. Теория обмена — члены группы вносят определенный вклад, дополняют имеющиеся качества лидера и ожидают получить от этого некий «бонус-доход».
  5. Ситуационная теория — эффективность лидера зависит от того, насколько данный лидер ориентирован на возникшую задачу, в какой степени он способен контролировать группу и  влиять на нее.

Как видите, психология лидерства действительно занимает умы и озадачивает давно и многих (раз столько теорий уже придумали). Каждая из этих теорий имеет как сторонников, так и противников, и еще никто не разобрался, как и почему человек становится лидером.

Но вот чего психологи добились – так это выяснили то общее, что мешает развитию лидерства. Разумеется, это не партия и правительство, а наши с Вами родные тараканы — внутренние блоки и барьеры, которые сформировались в результате прошлого опыта нас самих и наших предков, ограничивающих убеждений, тормозящих привычек.

Что такое лидерство

Понятию лидер определение пытались дать еще древние философы. Качества, присущие человеку, способному вдохновлять окружение, пытался описать Платон, живший до нашей эры.

В XIX веке появилась теория, по которой лидерские способности считались врожденным талантом. Ее автор – Фрэнсис Гальтон, знаменитый английский исследователь, психолог, антрополог. В XX веке отношение к понятию изменилось, появилось новое определение, говорящее, что лидер – это человек, способный подстраиваться под обстоятельства, менять тактику поведения. В одной ситуации требовалось, чтобы человек обладал определенными качествами, чтобы вдохновить толпу. При других обстоятельствах в них не было необходимости. Лидерские способности начали воспринимать как приобретенные.

В менеджменте

Понятия лидер и лидерство широко используются в менеджменте:

  • Они описывают процессы межличностных отношений рабочего коллектива;
  • Определяют способы влияния на подчиненных;
  • Характеризуют людей, способных вселить веру в членов группы, чтобы они действовали в единых интересах.

Лидерство в менеджменте – это совокупность действий, направленных на объединение усилий группы людей на предприятии. Задача – наладить работу, чтобы использовать потенциал окружения и достичь определенной цели.

Понять, что такое лидерство, помогут его составляющие:

  • доверие и симпатия;
  • авторитет;
  • желание учиться, прислушиваться, сотрудничать;
  • готовность оказывать поддержку, объяснять.

В менеджменте лидер – это звено управленческого взаимодействия.

Важно! Ни один коллектив не обходится без личности, обладающей большим жизненным опытом, мнение которого уважают, ценят. Лидер помогает коллегам раскрыть потенциал и повысить производительность

В психологии

В психологии лидер – это человек, побуждающий коллектив действовать в собственных интересах. Окружающие сами делают этот выбор. Люди добровольно идут за лидером, принимая его позицию и следуя за единой целью. Лидерство в психологии – это способ заручиться поддержкой общества, взаимодействуя с ним в поисках точек соприкосновения.

21 качество обязательное для настоящего лидера

Поддержка коллектива

В обществознании внимание уделяется политическому лидерству как способу власти подчинить себе действия и волю других людей. Борьба за влияние и авторитет у народа происходит также между оппозиционными партиями

Это тоже соперничество за лидерство.

Основные темы курса

А. Структура и динамика лидерства.

  • Понятие социально-психологического ресурса лидера.
  • Психо-физиологический потенциал лидера.
  • Социально-культурный и экономический потенциал.
  • Практический потенциал.
  • Динамика лидерства. Поведение лидера и групповые социально-психологические процессы.

Б. Легитимность лидера.

  • Почему лидер всегда значим для окружающих.
  • Основы психологии подчинения. Кому и когда готовы подчинятся люди.

В. Символика лидерства. По каким признакам окружающие «узнают» потенциального лидера.

  • Общее выражение лица.
  • Глазо-двигательные реакции.
  • Поза и жесты.
  • Особенности голоса.
  • Манера ведения диалога.
  • Особое поведение.
  • Принадлежность к «избранным».
  • Специальная одежда.
  • Методы адаптации к условиям среды.
  • Способы презентации идей.
  • Способы самоподачи.
  • Формы лидерского поведения.
  • Как овладеть искусством понимать больше, чем сказано. Психологические методы понимания партнера и выявления скрываемых им реакций.
  • Техники невербального лидерского поведения в различных ситуациях.
  • Речь лидера: лексико-грамматические характеристики. Психологические правила формулирования устных распоряжений. Формулы эффективной критики. Как правильно отдавать приказы.
  • Методы эмоционального влияния и мотивирования партнеров по общению.
  • «Игра на чужом поле». Техники перехвата лидерской инициативы.
  • Габитарный (внешний) имидж и индивидуальный стиль.
  • Разработка оптимальной линии поведения.
  • Основы делового этикета.

…и многое другое.

Теории и стили лидерства

Лидерство является важнейшим фактором в системе управления современной организации. В зависимости от того, что считается источником результативности лидерства. И какой смысл вкладывается в его феномен, выделяют пять групп теорий лидерства:

  • Теория черт. Лидерство и эффективность лидерства рассматривается как свойства личности.
  • Поведенческие теории. Эффективность лидерства есть функция поведения.
  • Ситуационные. Эффективность лидерства является следствием действия в ситуации.
  • Атрибутивные теории лидерства. Утверждают, что лидерство в группе являются не существующим феноменом, определяемым качествами личности и поведением лидера. А результатом субъективных восприятий и социальных представлений подчиненных.
  • Теории обмена. Представляют лидерство, как сложный процесс взаимодействия и взаимовлияния лидера и подчиненных. Ведущими среди них является теория диад, теория харизматического и трансформационного лидерства.

Современные специалисты считают, что лидерство – это сложный социальный процесс, а не следование определенному подходу.

Стили руководства

В зависимости от методов и средств, сегодня выделяют следующие стили. Которые характерные для лидеров в политической, деловой, религиозной и других сферах:

1. Демократический стиль руководства основан на том, что подчиненные участвуют в принятии решений и разделяют ответственность. Сегодня по праву считается лучшим.

Согласно специальным исследованиям, он в полтора-два раза эффективнее всех других стилей. Ничего более эффективного в способах управления не придумано.

2. Либеральный стиль заключается в том, что руководитель предоставляет широкую свободу и автономию подчиненным.

Оказывается, есть конкретные ситуации, в которых либеральный стиль будет предпочтительнее демократического. Таких ситуаций две – это творческий и высококвалифицированный коллективы.

3. Авторитарный стиль состоит в том, что руководитель единолично принимает решения. И требует от подчиненных их точного исполнения. Этот стиль связан с властью (авторитетом) должности. Личностные черты руководителя особого значения не имеют.

Инициатива и последнее слово всегда остаются за руководителем. Есть три ситуации, в которых авторитарный стиль руководства эффективнее других. Это: низкоквалифицированный, проблемный либо военизированный коллективы.

4. Диктаторский стиль руководства понимается, как полное подчинение лидеру. Не только в делах, но и в мыслях. Диктатура – неограниченная власть.

Таким образом, современная теория управления допускает лишь одну ситуацию, в которой оправдан диктаторский стиль руководства.

Это военная или равная ей ситуация «жизни и смерти» организации. Диктаторский стиль отличается крайней жесткостью, недопущением не только свободомыслия, но и инакомыслия.

5. Гибкий стиль руководства, означает варьирование в зависимости от ситуации и индивидуальности. Ситуативность стиля двойственна.

Во-первых, она связана с индивидуальным подходом менеджера к подчиненным. Во-вторых с учетом сложившихся обстоятельств в связи с динамикой коллектива.

Гибкий стиль является сочетанием трех стилей. В следующих пропорциях: демократического 60%, либерального 20% и авторитарного 20%.

Ситуационные теории лидерства

Главное отличие заключается в том, что в ситуационных теориях отрицается существование универсального стиля руководства. Вместо этого утверждается, что подходящий стиль руководства зависит от ситуации.

В рамках ситуационного подхода выбирается основной фактор. Он описывает взаимодействия лидера и ведомых, и предлагаются стили наилучшего лидерского поведения в различных ситуациях.

Существует достаточно много подходов к ситуационному лидерству. Наиболее известными концепциями последнего является, ситуационная модель Фидлера (1967 г.).

Ситуационные теории лидерства Фидлера

Модель американского психолога Ф. Фидлера, является важным вкладом в развитие ситуационных теорий лидерства. Так как она опирается на взаимосвязь между стилем лидерства и ситуацией.

Ф

Фидлер сосредоточил внимание на ситуации и выявил три группы ситуационных переменных, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

  • Отношения руководителя с подчиненными. Они могут быть хорошими, то есть подчиненные лояльны, готовы выполнить любое указание. И плохими, когда подчиненные скрыто или открыто сопротивляются указаниям.
  • Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формули­ровки и структуризации. Она может быть хорошо известной, либо новой, нетрадиционной.
  • Властные полномочия руководителя. Эти полномочия могут быть сильными, когда подчиненные обязаны выполнять указания руководителя. И слабыми, когда руководителю приходится убеждать подчиненных.

Основываясь на этих трех переменных, Ф. Фидлер предложил восемь вариантов ситуации и применил их для анализа стиля управления.

21 качество обязательное для настоящего лидераМодель Фидлера

Для измерения и определения лидерского стиля, Фидлер предложил использовать шкалу характеристик наименее предпочитаемого работника (НПР).

В соответствии с этой шкалой. Респонденты должны, отмечать баллы по каждой из позиций шкалы. Описать гипотетическую личность, с которой они могли бы работать наименее успешно. Пример — отдельных позиций этой восьмибалльной шкалы приводится выше.

  • Недружественен 1 2 3 4 5 6 7 8 Дружественен
  • Приятный 8 7 6 5 4 3 2 1 Неприятный
  • Все отвергающий 1 2 3 4 5 6 7 8 Все принимающий
  • Напряженный 1 2 3 4 5 6 7 8 Расслабленный

После того, как баллы подсчитаны по всем позициям шкалы, определяется стиль лидера. Так, лидеры-респонденты, набравшие более высокие баллы. И описавшие своего НПР очень позитивно, обладают стилем, ориентированным на отношения. А набравшие более низкие баллы — имеют стиль, ориентированный на работу.

Соответственно, эти два типа лидеров получили название. Лидер с высоким НПР и лидер с низким НПР. Согласно выводам Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным.

И почти не меняется от ситуации к ситуации. Так как в стиле отражены основы мотивации индивида: мотивированность — на отношения и мотивированность на работу.