Коллективизм

Как построить отношения после конфликта: советы психолога

Знание психологии отношений в коллективе на работе не является гарантией полного отсутствия конфликтов. Что делать, если он произошел?

  1. Успокоиться, расслабиться. Сосредоточить мысли на хороших качествах провокатора или обидчика. Это поможет, если не забыть ситуацию, то хотя бы вернуть хорошие отношения.
  2. Посмотреть на спорную ситуацию со стороны. Благодаря этому можно контролировать себя, не давая оппоненту нарушить равновесие и достичь, тем самым, желаемого.

Обезоружить человека, который планирует и дальше продолжать конфликт, можно только спокойствием и уравновешенностью. Эти качества вместе с трезвым взглядом позволяют уничтожить все намерения обидчика.

Итак, какими бывают взаимоотношения в колективе? Обычно сложными, поскольку каждый человек является сформировавшейся личностью. У всех свои взгляды на жизнь и происходящее вокруг. В коллективе есть советники, провокаторы, завистники, педанты и даже артисты. Если найти к каждому из них индивидуальный подход, отношения станут гармоничными и здоровыми.

Термин

Коллективизм также понимается как принцип совместной деятельности людей, проявляемый в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга, особенно характерен для групп высокого уровня развития и коллективов, где сочетается с коллективным самоопределением и идентификацией, являясь основой группового единства и сплоченности.

Согласно исследователям (Парсонс Т.), существует переменная социального действия: ориентация на себя — ориентация на коллектив, в разных культурах ориентация на коллектив требуется в разном объёме, при этом ни в одной культуре не требуется полного подчинения интересов личности интересам коллектива, так же как не существует культурная модель, позволяющая человеку, входящему в коллектив полностью игнорировать его интересы.

Исследователями (Hofstede, 1983; Triandis, 1989; Schwartz, 1990) выделяется индивидуалистическая культура, ориентирующая на минимальный уровень опеки и ответственности общества перед гражданами, дистанцированность и свободу социальных связей, избегание опеки со стороны групповых структур, рассматриваемых индивидом в качестве противовеса его личным интересам, и способствующая максимализации личной ответственности за свою жизнь, приоритету заботы о себе, личных целей над общественным благом, групповыми и общественными интересами, минимальный уровень следования нормам и обязанностям, предъявляемым индивиду обществом, слабую связь личных и групповых целей, а также коллективистская культура, представители которой ставят интересы группы выше своих собственных, ориентированы на значительную взаимную ответственность общества и граждан, участие коллектива в продвижении их личных интересов, социальные связи внутри коллектива характеризуются сплоченностью, разницы между членами группы и теми, кто вне её, нет, для коллективистской модели отношений характерны такие ценности как преданность, жертвенность и терпимость; согласно сравнительному анализу (Triandis,1989), если для индивидуалистической культуры основным критерием поддержания взаимоотношений и взаимосвязей в обществе служит их прагматичносить и выгодность-невыгодность, то в коллективистских культурах таким основанием служат моральные нормы и традиции.

Ни одна из культур не существует в своем чистом виде и в рамках одного общества в различных коммуникативных средах может преобладать как индивидулистическая, так и коллективистская система ценностей; в современных организационных структурах широко применяется командная форма организационной деятельности, соединяющая достоинства как индивидуалистической, так и коллективистской модели поведения: работа в команде признается (Harris, 2002; Miller, 2003) благоприятной средой, где каждый член организации может реализовать свои индивидуальные цели, способности и таланты, вместе с тем работа в команде требует от специалиста наличие важных коммуникативных и коллективистских навыков: умение вносить вклад в решение общей задачи; слушать; анализировать проблему и генерировать альтернативные решения; консультироваться; принимать решения; адаптироваться к ситуации; оказывать влияние, оказывать поддержку; вести себя в ситуации конфликта и т. д.

Как историко-философская теория коллективизм есть точка зрения, согласно которой ход истории определяется не великими личностями, а массами. Самым последовательным защитником коллективизма является марксизм.
Как полагают марксисты, подлинный коллективизм не отрицает саморазвития и самоопределения человека, а является его основой, обеспечивает формирование индивидуальности, защищает интересы личности.
Термином коллективизм также обозначают социальные системы, радикализирующие принцип коллективизма и стремящиеся с помощью любых средств, включая и насилие, преобразовать общество во имя достижения единой цели, и подчиняющие во имя этой цели интересы индивида интересам общества. Существует мнение, что коллективизм является общей чертой тоталитарных систем XX века, таких как коммунизм, нацизм и фашизм.

Коллективизм или индивидуализм

Коллективизм

В коллективе участники реже испытывают стресс, могут добиться больших результатов, эффективнее работают и быстрее решают внутренние проблемы. Коллектив помогает и поддерживает, умножает способности каждого участника. Но это так только в том случае, если группа становится настоящим коллективом. Что это значит:

  1. У группы есть общая цель и общая деятельность по ее достижению.
  2. Все участники психологически признают других как участников группы, отождествляют себя с ними. Основу этого составляют общие идеалы и принципы, психологическая совместимость (схожесть и дополнение по характеру, темпераменту, свойствам психики).
  3. Присутствует общая культура. Отражается в символике, поведении, ценностях, нормах и правилах поведения, требованиях к внешнему виду.

Каков психологический результат слаженной работы коллектива:

  • потенциал каждого участника усиливается;
  • взаимодействие людей с разными знаниями, умениями, навыками и способностями позволяет преодолеть физические, интеллектуальные и иные ограничения;
  • благодаря разделению труда, объем выполняемой работы больше;
  • благодаря разделению труда по специальностям качество работы выше.

В противном случае внутри группы часто возникают проблемы, участники чувствуют себя неудовлетворенными, формируется неблагоприятная психологическая атмосфера.

Если группа действительно является коллективом, то каждый участник получает психологические выгоды:

  • удовлетворение базовой потребности в общении, сопричастности;
  • поддержка и защита;
  • возможности для самореализации, самоактуализации и самоутверждения;
  • мотивация к творческой активности, самосовершенствованию.

В коллективе человек имеет возможность посмотреть на себя со стороны, лучше понять себя и других людей. Потребности и желания участников все равно будут отличаться, но коллектив учит решать противоречия, идти на компромиссы, уживаться с особенностями других людей. А дух здоровой конкуренции мотивирует заниматься самосовершенствованием.

Нельзя сказать однозначно, что лучше для личности: коллективизм или индивидуализм. Многое зависит от особенностей коллектива. Если он сплочен и хорошо организован, то оказывает положительное влияние на личность. Полезен тот коллектив, в котором участники уважают общие цели, но и не забывают о личных потребностях.

Важен баланс коллективизма и индивидуализма. Коллектив должен быть таким, чтобы способствовать максимальному развитию личности, раскрытию ее потенциала, но вместе с тем и способствовать развитию коллектива.

Общество превыше всего

Всем известно, что человек на протяжении своей жизни является членом разных социальных групп, причем нескольких одновременно. Примечательно, что индивидуалисты обычно отождествляют себя с бо́льшим количеством групп, нежели коллективисты, но зато в свою очередь вторые связаны с социальными группами более тесно, им присущи такие черты, как привязанность к членам коллектива, стремление прийти на помощь товарищу, получить совет в сложной ситуации выбора или даже подчиниться.

Основоположником теории коллективизма является Триандис. Он утверждал, что между людьми есть определенные связи, их можно назвать заботливостью. Если человек является коллективистом, то он очень много заботится о членах сообщества. При этом социальные группы оказывают на поведение индивидов очень большое влияние.

Рекомендуем: Что такое социальная аномия?

Наибольшую значимость для человека имеют группы родственников, коллег и соседей, потому что именно в них люди находятся в тесной связи друг с другом, ведут себя определенным образом и ждут такого же поведения от близких людей. Триандис выделил два типа коллективизма:

  • Горизонтальный.
  • Вертикальный.

Второй тип связан с тем, что для человека важна иерархия членов социальной группы – кто выше по статусу, а кто должен ему подчиняться. Принцип коллективизма заключается во взаимозависимости и единстве его членов, хотя иерархическую идею полностью отрицать здесь нельзя.

Если говорить о преимущественных ценностях коллективизма, то они довольно просты – это чувство долга, сохранение обычаев, единства группы и пр. Они делают отношения в коллективе гармоничными и закономерно обусловленными.

Что такое коллектив и коллективизм

Коллектив – группа людей, связанная общим делом, общими целями, установками и ценностями. Коллективизм – мировоззрение, при котором интересы группы становятся важнее интересов личности. Но, как правило, общие интересы совпадают с индивидуальными. В противном случае индивид покидает коллектив – участие в коллективе добровольное.

При принятии решений участник коллектива ориентируется на последствия для значимого сообщества. Он участвует в жизни других людей, может сам попросить помощи или совета. Коллективизм рождает чувство долга у участников. Жизнь в коллективе предполагает соблюдение его традиций и норм. Коллективист заботится о коллективе больше, чем о себе.

Коллектив

Чтобы рассмотреть понятие «коллективность», нужно сначала определиться с тем, что же такое коллектив. В социальных и психологических науках его принято понимать как особенное качество группы, которое связывается с общим занятием. Однако данное качество присуще не всем социальным группам, а только тем, где имеются сформированные в результате общей деятельности определенные черты. При этом для всех членов команды они являются очень важными.

Главным признаком коллектива является достижение общей цели, к которой стремятся все его члены. Получается, что коллективом можно назвать не только положительные сообщества, но и крайне отрицательные, например преступные группировки. Примечательно, что коллективистический склад характеризуется исключительно добровольным членством. Если индивид не разделяет общие ценности, то никогда не станет членом того или иного сообщества.

У любого коллектива обязательно есть руководитель, который должен расценивать членов группы как основную опору его деятельности. И это отнюдь не удивительно, ведь команда может добиться гораздо больших результатов в работе, нежели индивиды, составляющие ее, по отдельности. При этом члены коллектива реже подвергаются стрессам и могут гораздо эффективнее решать серьезные внутренние проблемы.

Рекомендуем: Сущность групповой психотерапии

Общественный дух не только делает совместную работу более эффективной, но и является стимулом для людей, которые в какой-то степени отстают, двигаться вперед. Вместе с тем то самое общее стремление – это фактор воодушевления, направляющий человека на то, чтобы он полностью и целиком посвящал себя обществу, а также оно позволяет индивиду получить удовольствие от членства в коллективе. Чем более руководитель коллектива способен управлять им, тем большего развития он может достигнуть.

Жизненный цикл коллектива

Независимо от признаков, по которым классифицируют группы, стадии развития коллектива идентичны, и процесс формирования подчинен определенным законам. При этом состав может частично меняться, что привносит свои корректировки.

Обратите внимание! Как бы ни была хороша организация, в ней наблюдаются «взлеты и падения». Иными словами, развитие происходит не по восходящей динамике, а по синусоиде

Стадии формирования коллектива

Этап циклаОсобенности
ПритиркаСтадия постепенного знакомства членов коллектива, налаживание личностных и деловых взаимоотношений. Она может быть как краткой, так и длительной
«Дворцовые перевороты»Проявляется борьбой за доминирующие позиции в коллективе. В неформальной группировке возможна смена лидерства
РезультативностьУ коллектива, успешно прошедшего предыдущий этап, возрастает потенциал. Скрытые ресурсы и способности членов работают на повышение производительности
ЭффективностьКоллектив, благодаря полученному опыту, сплачиванию, успешно решает поставленные задачи. Каждый участник проявляет творческий подход к делу
МастерствоДля данного этапа характерны прочные связи между членами сообщества. Люди не просто притерлись друг к другу и адаптировались к условиям, но и научились быстро гасить конфликты. Каждый член коллектива оценивается по достоинствам
СтарениеДостигнув высшей степени развития, коллектив продолжает существовать «по накатанной», успешно выполняя функции. Если методы работы, структура, взаимоотношения перестанут соответствовать изменившимся внешним условиям, развитие коллектива идет на спад
СмертьОтпала необходимость в функциях, выполняемых конкретным коллективом, и его расформировывают. Либо происходят реструктуризация, реорганизация, в результате которых создается новый коллектив

Коллективизм

На стадии формирования коллектива

На последнем этапе эффективность работы минимальная. После реорганизации большинство сообществ возрождается, и синусоида плавно ползет вверх. Члены расформированных предприятий вливаются в новые группы, находящиеся на любом из этапов развития.

Конфликты внутри коллектива, средства внутригруппового влияния

КоллективизмКонфликт — неизбежное социальное явление, которое обязательно входит в понятие группы в психологии. В психологии конфликт — отношения между субъектами, характеризующиеся противоборством идеалов, целей и интересов. Конфликт может быть внутриличностным, межличностным и внутригрупповым. Чем больше индивидов вовлечено в противостояние, тем разрушительнее и масштабнее влияние ситуации на развитие коллектива.

Стадии развития конфликта в коллективе:

  1. Предконфликтная — выделяется предмет конфликта, столкновений между оппонентами еще нет. Недовольство и эмоциональное напряжение возрастает.
  2. Инцидент — открытое столкновение, являющееся толчком к развитию конфликта.
  3. Эскалация — верхний предел развития конфликта. Участники конфликта воспринимают друг друга как врагов, аргументация переходит к уровню личных оскорблений и претензий. На этом этапе необходимость разрешения конфликта становится очевидной для всех участников.
  4. Дэескалация — завершение конфликта, переход от сопротивления к поиску совместного решения.

Предупредить появление конфликтов могут средства внутригруппового влияния, использованные лидером или влиятельными членами коллектива. К ним относятся: Коллективизм

  • заражение — произвольный или непроизвольный перенос своего состояния на других индивидов;
  • убеждение — воздействие на оппонентов с целью внушить им свою точку зрения;
  • внушение — воздействие на человека через силу авторитета, изменение мнения с помощью ритуалов, особенностей речи;
  • принуждение — применение открытых или скрытых угроз, требование выполнять постановления лидера;
  • просьба — доброжелательный ненасильственный призыв выполнить пожелания просящего;
  •  критика — использование негативной оценки личности или действий индивида, оскорбление и пренебрежение;
  • игнорирование — специальное небрежное отношение, вызывающее эмоциональную нестабильность.

Особым средством влияния является манипуляция. Применение манипулятивного воздействия позволяет члену группы, не являясь формальным лидером, влиять на межличностное взаимодействие, становление целей и методов их достижения.

Виды коллектива

Коллективы бывают однородные и неоднородные по своему составу. Это может касаться чего угодно: пола, возраста, социального и материального статуса, образования, профессии.

Разнородным (гетерогенным) коллективам проще решать сложные задачи, ситуации мозгового штурма. Они менее конфликтны, чего нельзя сказать о гомогенных коллективах (однородных). Почему так? В гомогенных коллективах выше конкуренция, хотя и лучше взаимопонимание, а также быстрее происходит сплочение. Еще острее конкуренция ощущается в женском гомогенном коллективе.

Существует еще несколько классификаций коллективов.

По структуре

  1. Функциональные (разделение труда и обязанностей).
  2. Политические (принадлежность к каким-либо группам).
  3. Социально-демографические (разделение по полу, возрасту, статусу).
  4. Социально-психологические (симпатии и антипатии).
  5. Поведенческие (степень активности).
  6. Мотивационные (факторы, побуждающие к активности).

По статусу

Принято выделять официальные и неофициальные коллективы. То есть взаимодействие первых прописано на бумаге (устав, договор, инструкция). Неофициальные коллективы скреплены только практикой.

По характеру внутренних связей

Формальные и неформальные коллективы. Первые возникают на основе официального распределения. В неформальных коллективах взаимоотношения складываются спонтанно, сами собой. Эти границы могут быть в рамках одного коллектива, притом часто они не совпадают.

По продолжительности жизни

В рамках этого разделения говорят о временных и постоянных коллективах. Первые собираются для решения одной конкретной задачи, вторые функционируют продолжительное время и решают множественные задачи.

По степени свободы участников

Речь идет как о свободе входа/выхода из коллектива, так и об активности участия (посещаемости встреч, участии в мероприятиях).

По функциям

  1. Ориентированные на достижение коллективной цели.
  2. Коллективы, деятельность которых направлена на само общение и интересы участников.

По размеру

  1. Большие коллективы. В них люди мало знают друг о друге, каждый участник выполняет много обязанностей, больше отдаленность от участников, но выше шанс получить совет и очевиднее общие и частные цели. Такие коллективы экономичнее.
  2. Малые коллективы. В них участники хорошо знают друг друга, но выполнение задач усложняется тесными эмоционально насыщенными отношениями. Обычно в малую группу входит от 2 до 5 человек. Ни одного участника нельзя заменить без ущерба и распада для коллектива. Проще всего разрушаются группы из 2-3 человек. В триаде, как правило, один участник становится лишним.

Увеличение размера группы влияет на каждого из ее участников. В малых коллективах проще установить систему самоуправления.

Правильные нормы

Что такое коллективизм? Прежде всего это важность групповых установок – например, жизнь как у других и нормальное поведение, а также зависимость от мысли, что о человеке скажут люди, и т.п. Зависимость от группы обычно носит поощрительный характер, даже если это касается одалживания взаймы денежных средств, вещей или продуктов

Все это основывается на взаимности. Так что если сегодня вы дали взаймы члену коллектива пару тысяч, то в будущем можете запросто обратиться к нему с такой же просьбой

Зависимость от группы обычно носит поощрительный характер, даже если это касается одалживания взаймы денежных средств, вещей или продуктов. Все это основывается на взаимности. Так что если сегодня вы дали взаймы члену коллектива пару тысяч, то в будущем можете запросто обратиться к нему с такой же просьбой.

Еще одной важной нормой такого общества является удовлетворение потребностей. Во всех племенных поселениях, например, все ресурсы объединяются в одну общую «кассу», а потом распределяются между всеми членами коллектива

Рекомендуем: Индивидуальность — это

Можно долго рассуждать о том, чем отличаются индивидуализм и коллективизм, но можно рассмотреть и их общие черты. Например, как утверждал Шварц, есть ценности, одинаково служащие интересам и отдельного человека, и коллектива в целом, поэтому они могут регулировать поведение людей в любом коллективе.

Главным примером такой ценности можно считать мудрость. Между тем в каждом современном коллективе существуют универсальные ценности, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Например, охрана от загрязнения окружающей среды, общественная справедливость и защита мира.

Можно также смело утверждать (и это подтверждено социальными экспериментами), что ценности, считающиеся главными для одной культуры, могут быть важными и для совершенно иной. К примеру, в Америке уже много лет назад описали связь индивидуализма с коллективизмом в плане стремления к достижениям. Но это же стремление наблюдается и в других странах – в Японии, Китае и т.п.

В социальных науках имеется и несколько иной взгляд. К примеру, Хофстеде рассматривал коллективизм с индивидуализмом как взаимоисключающие понятия. Они могут совместно существовать и в зависимости от обстоятельств в той или иной степени проявляться как в культуре, так и отдельно у каждого человека.

Рекомендуем: Понятие зависимости в психологии

Ученый доказал, что представители коллективистских культур ведут себя, учитывая поведение других участников группы. Причем они ведут себя с учетом обстоятельств: если они будут контактировать с членами другого общества, то их поведение может быть похоже на индивидуалистическое.

Главная особенность общения в культурах, которые можно назвать коллективистскими, заключается в том, что стиль общения с «чужими» и «своими» очень разный. Ярким примером может служить уважительное общение японцев со значимыми людьми и их грубость на улицах или в общественном транспорте. Справедливости ради нужно сказать, что и у русских наблюдается подобное поведение: с родными и друзьями они весьма благожелательны, а с посторонними обычно холодны и порой даже невежливы.

Понятие группы в психологии: роль группы в развитии личности

Принадлежность к группе — базовая потребность, необходимая для нормального развития социальных навыков. Отвержение или невозможность присоединиться к общности людей приводит к деградации индивида, снижает его эмоциональные и интеллектуальные навыки. Но в то же время, слишком сильное влияние группы подавляет развитие индивидуальности. Поэтому важным условием психического здоровья является поддержание баланса личностно-группового взаимодействия.

Одновременно индивид принадлежит нескольким группам: профессиональной, социальной, семейной, дружественной, идейной и другим. Его положение в группах может быть разным, в зависимости от степени включенности, соответствия ожидаемой роли, личной заинтересованности.

Группа — относительно устойчивое формирование, члены которого связаны нормами, ценностями и целями.

В нем обязательно есть свои ритуалы, формы совместной деятельности, кодекс поведения, формы поощрения и санкций. Определить группы можно по следующим признакам: Коллективизм

  1. Интегральные психологические характеристики. К ним относятся особенности, формирующиеся в процессе развития коллектива: установки, нормы, климат, интересы. Регуляцию поведения индивидов внутри группы осуществляет социальный феномен взаимодействия: коллектив направляет поведение индивида, а общность индивидов корректирует поведенческие нормы.
  2. Структура и единение. Хаотичное образование становится объединением, когда вырабатывает структуру и нормы. Групповая композиция включает основные показатели: численность, состав, положения отдельных членов коллектива. Каждый индивид в рамках общности выполняет определенную функцию, соблюдая формальные нормы поведения. Также между индивидами могут установиться неформальные отношения, вызванные личной симпатией или антипатией.
  3. Чувство принадлежности. Группа возникает только тогда, когда ее члены осознают себя частью общности. При этом могут испытывать разные эмоции: от радости и воодушевления, до разочарования и стремления покинуть группу. Важна не эмоциональная личностная оценка, а само чувство принадлежности. Для привития этого чувства группа использует внутренние механизмы влияния, например, давление. Оно принуждает человека корректировать поведение в соответствии с принятыми нормами.
  4. Согласованность действий. Необходимость действовать сообща продиктована потребностью сохранять групповой статус и добиваться поставленной цели.
  5. Установление отношений. Отношения между индивидами развиваются параллельно развитию самой общности и распределению ролей.

Чем сильнее развито чувство сплоченности, тем больше у объединения шансов занять социально значимое положение и влиять на другие общности, постепенно укрепляя свои позиции и популяризуя взгляды.

Проблемы в коллективе

Коллективизм

Конфликтные ситуации снижают эффективность рабочего процесса

Между работниками в коллективе могут возникать конфликты, которые выливаются в скрытую или явную агрессию. Это значительно усложняет работу и снижает результативность.

Довольно часто в коллективе имеется один или несколько человек, которые вечно всем недовольны. Они выплёскивают свой негатив на окружающих и саботируют работу всей команды. Постоянные склоки и скандалы делают атмосферу очень напряжённой. Разрешить эту проблему можно серьёзным разговором или постановкой жёстких правил относительно поведения на работе.

Ещё одной не менее распространённой проблемой является враждебное отношение к новым людям. Весь коллектив ополчается против новичка. Такое поведение сложно искоренить, но грамотная расстановка приоритетов может помочь. Заниматься этим должен лидер или человек, занимающий руководящую должность.

В зависимости от специфики работы может произойти разделение коллектива по половым или возрастным признакам. Такое положение дел тоже нарушает гармоничные отношения в команде и вредит рабочему процессу.

Тимбилдинг

Коллективизм

Командные игры содействуют сплочению коллектива

В психологии взаимоотношений между коллегами есть одна особенность: практически каждый коллектив можно сплотить. Многие крупные фирмы имеют в штате психолога, который занимается этими вопросами. Если предприятие не имеет на балансе специалиста в этой области, то можно попробовать наладить отношения самостоятельно.

Имеют они следующие цели:

  • создание чувства единства;
  • обучение методам эффективного взаимодействия и правильной расстановке приоритетов в работе;
  • психологически разгружают работников;
  • укрепляют авторитет начальства.

Чаще всего мероприятия по тимбилдингу проходят в неформальной обстановке, где люди могут чувствовать себя более раскрепощено и уверенно. Деятельность проходит в игровом формате. Самым распространённым примером, являются различные спортивные соревнования. Активная физическая деятельность быстрее вырабатывает командный дух.

Помимо спортивного тимбилдинга бывает также:

  • психологический – прохождение тестирования и беседа с психологом;
  • творческий – совместное создание объектов декора, приготовление блюд, рисование и т. д.;
  • костюмированный – тематические вечеринки, день одного цвета (все приходят на работу одетыми в вещи какого-то определённого цвета).

Выбирать тимбилдинговое мероприятие нужно исходя из потребностей и особенностей контингента. Неопытный в этих вопросах человек может не только не получить положительного результата, но и навредить отношениям в коллективе.

Оценки

Коллективизм может быть теоретическим, существующим в форме проекта коллективистического переустройства общества, и практическим, существующим в виде конкретного коллективистского общества. Формой коллективизма индустриального общества является социализм. Коллективисты полагают, что для развития личности полезна включенность в коллектив, под чем могут подразумевать различные понятия — группу людей, социальный класс, всё общество, нацию, государство.

Апология

Согласно исследованиям профессора Корнеллского университета Ури Бронфенбреннера семья и коллектив являются жизненно необходимыми элементами социализации детей, трансляции культурных ценностей, воспитания в детях альтруизма, коллективизма, чувства ответственности перед другими людьми, перед обществом. Бронфенбреннер предлагает использовать в США для снижения уровня насилия и преступности в детской и подростковой среде, повышении уровня образования социально слабых групп населения советский опыт воспитания подрастающего поколения, традиции шефства и наставничества, в частности концепцию А.Макаренко, доказывающего незаменимость коллектива в формировании у личности коллективистских ценностей, альтруизма и ответственности перед обществом.

Некоторые исследователи (Этциони, Амитай) обосновывают невозможность дихотомии и противопоставления коллективизма и индивидуализма, так как любое общество невозможно без их существования и баланса в той или иной форме; в этом аспекте предлагаются те или иные формы коммунитаризма, где индивидуальные права и устремления защищены, но в то же время внутренне согласованы с интересами сообщества, «включены» в моральные и культурные традиции общества.

Критика

Идеология коллективизма подвергается обвинениям в том, что не уделяет достаточного внимания отдельной личности. Известный исследователь коллективизма, нобелевский лауреат по экономике Фридрих фон Хайек писал:

По мнению философа Н.Бердяева, исконный русский коллективизм всегда был враждебен культуре, враждебен личному началу, всегда тянул нас вниз, всегда мешал нам выйти к свету, в мировую ширь. Этот коллективизм парализовал в нас чувство личной ответственности и делал невозможной личную инициативу.

Значительный[источник не указан 334 дня] вклад в оценку коллективизма и индивидуализма у разных народов внес эстонский учёный Юри Аллик.[значимость факта?]

Коллектив и личность

В стадиях формирования коллектива есть личный вклад каждого из участников. Действует и обратный принцип – группа является фактором, влияющим на развитие индивида. Все зависит от того, какие взаимоотношения сложатся у субъекта с остальными членами, а также от его личностных претензий.

Модели развития личности в коллективе

Линию поведения в коллективе определяют социальный опыт индивида, ценностная ориентация, манера себя преподнести, черты характера. Насколько эти факторы соответствуют остальным членам, зависит, как сложатся взаимоотношения. Существует 3 модели:

  1. конформизм, когда человек подчиняется устоям группировки;
  2. гармония – коллектив и личность нашли оптимальный уровень общения;
  3. нонконформизм – индивид пытается подчинить себе остальных.

Только 2-ая модель – это развитие коллектива и его членов по возрастающей. В 1-м варианте субъект подавляется как личность. В 3-м – он сам должен быть достаточно развитым, чтобы безболезненно подчинить себе коллектив.

Коллективизм

Гармония в коллективе

Социальные роли в коллективе

В каждом коллективе имеются производственные и межличностные роли. К производственным относится:

  • координатор, который обладает развитыми организаторскими способностями, подбирает и направляет активность людей для выполнения цели;
  • генератор идей, или теоретик, который составляет множественные альтернативы решения ситуаций, но не задействован на практике;
  • контролер, который не обладает развитым творческим началом, но отличается эрудицией и широким кругозором; критикует и помогает совершенствовать идеи;
  • шлифовальщик связывает идею решения одной проблемы с остальными целями и задачами;
  • энтузиаст подвигает других на воплощение идеи;
  • искатель выгод обеспечивает заинтересованность каждого участника в выполнении идеи;
  • исполнитель сам реализует идею, но с подачи энтузиаста;
  • помощник, который сам согласен на роли второго плана.

В малом коллективе одному человеку приходится играть несколько ролей, что чаще провоцирует конфликты. То есть оптимальная численность коллектива – 8-12 человек.

По характеру межличностных отношений выделяются роли ведущих и ведомых участников. Они же предпочитаемые и непредпочитаемые соответственно.