Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуации

Аллотриофагия

Это психическое нарушение, которое проявляется неадекватными пищевыми пристрастиями, например, поеданием испражнений, песка, угля, лака для ногтей, бумаги и прочих несъедобных предметов и составов.

Причины появления

Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуацииАллотриофагия имеет множество синонимов: пикацизм, пика, парорексия, извращение вкуса, извращение аппетита

Среди факторов, способных вызвать аллотриофагию, выделяют следующие:

  • Ненормальные взаимоотношения — жестокость в семье, прессинг на работе, дефицит внимания и сочувствия от близких.
  • Психотравмы. Первые проявления аномальных пищевых привычек случаются, как правило, после стресса, связанного с насилием, катастрофой, войной, смертью друзей и/или родственников.
  • Несбалансированный рацион. Желание съесть нечто необычное иногда возникает на фоне нехватки витаминов, аминокислот и минеральных микроэлементов.
  • Традиции, принятые в культурной среде. Так, у северных народов считается нормальным употреблять в пищу свежую кровь животных и сырое мясо.
  • Эндокринные изменения. Восприятие вкусов и запахов может меняться в период гормональной перестройки, например, у подростков и беременных.

Классификация патологии

В зависимости от аномальных гастрономических предпочтений, выделяют поедание:

  • кала (копрофагию) и ногтей (онихофагию);
  • крови (гематофагию) и рвотного содержимого (эметофагию);
  • древесины (ксилофагию) и так далее.

В одних случаях больные стараются скрыть свои привычки, в других — нет, так как не считают это отклонением.

Симптомы и опасность

Главный признак болезни — облизывание, сосание, жевание, проглатывание того, что в норме у людей есть не принято.

На фоне отсутствия лечения возможно развитие опасных осложнений, в числе которых:

  • непроходимость кишечника;
  • прободение стенок пищеварительных органов;
  • инфицирование и токсическое отравление.

Такие состояния способны подорвать здоровье и стать причиной смерти.

Диссоциативное расстройство идентичности

Это состояние психики, когда в одном человеке существуют две и более личности, проявляющиеся поочерёдно. Известны случаи, когда их было больше 20-ти.

Причины отклонения

Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуацииДиссоциативное расстройство личности имеет одержимую и неодержимую форму

Обычно болезнь развивается, если в прошлом или настоящем человек пережил:

  • затяжные стрессы;
  • эпизоды диссоциации — отстранённого отношения к событиям собственной жизни, как будто они произошли с кем-то другим;
  • необходимость «вычёркивать» неприятные воспоминания.

Однако главной причиной расстройства признаётся факт насилия — физического и/или психологического — пережитого в ранние годы жизни. Запустить в действие патологический механизм спустя много лет способны воспоминания о бедствиях (войне, пожарах, наводнениях), тяжёлой болезни и смерти в семье.

Симптомы болезни

Среди признаков ДРИ:

  • Ситуация, когда из памяти уходят неприятные события прошлого, притом что новая информация усваивается нормально.
  • Неожиданное бегство из дома или с работы под воздействием негативных эмоций. В такие моменты нарушается сознание, наступает частичная и вполне осознанная амнезия.
  • Ощущение себя другой личностью: одной или несколькими, с иным именем, ролью в обществе, сознанием и поведением. «Люди в голове» могут быстро сменять друг друга, быть разного пола, национальности, религии. Каждая — с собственным характером и привычками. На фоне такого «калейдоскопа» больной забывает, кто он есть на самом деле.
  • Отчуждение по отношению к себе, своему телу или отдельным его частям. Человек считает, будто в данные момент всё происходящее он видит, например, во сне. Или собственную руку (ногу) воспринимает, как самостоятельный организм, и относится соответственно — беседует с ней, делится эмоциями, игнорирует.
  • Нарушение мыслительных процессов, в результате чего рождаются неверные ответы на элементарные вопросы, страдает ориентация в пространстве и времени.
  • Впадение в транс с признаками одержимости. Нечто подобное замечено, например, у эскимосов — синдром арктической истерии, когда внезапное возбуждение сменяется потерей памяти. В это время больные отчаянно кричат, мычат, подражая животным, срывают одежду. Такое происходит обычно после долгого и сильного внушения, насильственного воздействия на сознание, как в сектах.

Страдающие ДРИ могут впадать в коматозное состояние, не связанное с болезнями внутренних органов или неврологическими проблемами.

В чём опасность

Чаще всего последствиями расстройства становятся:

  • головные боли и нарушения сна (в том числе, кошмарные видения и лунатизм);
  • невозможность нормально работать и жить в семье;
  • болезни сердца, органов дыхания и пищеварительного тракта;
  • алкоголизм и пристрастие к запрещённым препаратам;
  • проблемы в половой сфере.

Самым опасным осложнением болезни является депрессия, приводящая к суициду.

Люди, у которых имеются опасные психические болезни, нуждаются в психиатрическом сопровождении и лекарственной поддержке. Лечение, как правило, происходит систематически и бывает долгим, но оно не всегда даёт стойкое улучшение, а только сглаживает проявления, мешающие жить и работать.

Психологическая безопасность ребенка

  • Внешние источники психологической угрозы для ребенка:
  • Внутренние источники психологической опасности
  • Симптомы нарушения психологической безопасности ребенка
  • Как помочь ребенку?

Внешние источники психологической угрозы для ребенка:

Недостаточное внимание к воспитанию ребенка, развитию общественно-полезных навыков.
Манипулирование ребенком со стороны взрослых.
Агрессивное поведение взрослых/родителей/учителей по отношению к ребенку.
Враждебная агрессивная среда дома, в школе, на улице.
Осознание ребенком своей не успешности, ущербности в сравнении со сверстниками.
Прямая зависимость от взрослых/родителей, что порождает комплекс неполноценности.
Необоснованные запреты.
Нарушение личностных границ ребенка.
Нагрузки, не соответствующие возможностям ребенка.
Отсутствия понятных правил взаимоотношений в семье/школе или не соблюдение взрослыми этих правил.
Авторитарный стиль воспитания.

К внутренним источникам психологической опасности,  можно отнести следующее:

  • Негативные привычки, которые сформировались у ребенка.
  • Низкая самооценка.
  • Страх, неуверенность в своих силах, беспомощность.
  • Недоверие этому миру (нарушение привязанности к родителям). Ребенок не чувствует себя защищенным.
  • Невнимательность и неконтролируемость своих действий.
  • Отсутствие ответственности за свои поступки.
  • Болезненные эмоции и чувства. Неумение с ними правильно справляться.

Симптомы нарушения психологической безопасности ребенка:

  • Проблемы со сном, питанием, личной гигиеной и самообслуживанием.
  • Быстрая утомляемость
  • Частые и беспричинные слезы. Беспокойство без видимых причин.
  • Не умение организовать свое время для учебы и отдыха: «Мне скучно, мне нечем заняться!»
  • Уединение предпочтительнее общению со сверстниками.
  • Энурез. Энкопорез. Нервные тики.

Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуации

Как помочь ребенку?

Проанализировать свое собственное родительское отношение к ребенку. Обоснованны ли претензии, неудовольствия. 

Обратиться к специалистам, если необходима помощь, а не обвинять себя и всех.

Разговаривать, но, не читая нотации и ругая ребенка, а рассказывая о личном примере или литературном примере, который помог справиться с данной ситуацией/проблемой.

Важно понимать, что ребенок специально не хочет быть плохим, злым, агрессивным и непослушным. Понимать и принимать любую эмоцию ребенка, говоря ему об этом: «Мне кажется, что ты сейчас злишься; негодуешь; обижаешься; грустишь; тоскуешь; горюешь, боишься и т.д

Да, так бывает! У меня так же было, я понимаю тебя! Что я сейчас могу для тебя сделать?»

Понимать и принимать любую эмоцию ребенка, говоря ему об этом: «Мне кажется, что ты сейчас злишься; негодуешь; обижаешься; грустишь; тоскуешь; горюешь, боишься и т.д. Да, так бывает! У меня так же было, я понимаю тебя! Что я сейчас могу для тебя сделать?»

Научиться самим и научить ребенка правильно и безопасно отпускать болезненную эмоцию из себя!

Защищать своего ребенка всегда. Давать ему поддержку! Дома, в спокойной обстановке вы сможете разобраться в причинах и вместе исправить последствия! Сделать выводы и сформировать иной полезный опыт.

Родителям надо быть с ребенком и в радости и в беде. Не справляться/делать «за ребенка», а вместе с ребенком.опубликовано econet.ru.

Ирина Василакий

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Механизм психологической защиты

Психологическую безопасность следует отличать от психологической защиты. Она является частью структуры безопасности, а не основой. Это механизм, предотвращающий асоциальное поведение в конфликтной ситуации. Правильная работа психической защиты обеспечивает адекватное восприятие мира, но чрезмерная нагрузка на психику приводит к недооценке своих способностей, ошибкам в мышлении и поведении.

Недостаточное развитие защитных механизмов вызывает у индивида повышенное чувство самоуверенности. Он игнорирует реальную угрозу и подвергается серьезному риску.

Переоценка собственных способностей приводит к ложному чувству всесилия, неспособности отличить реальную угрозу от мнимой.

Почему сначала поддерживают, а потом «шарахаются»

Первое время человеку, в чьей жизни произошла трагедия, кажется, что у него не просто почву из-под ног выбили, а как будто он оказался в полном вакууме, он совершенно не понимает, как теперь жить, что делать

В это время для него особенно важно, что вокруг много людей, которые дают мощную эмоциональную поддержку и ощущение, что ты не один, что миру не все равно, что с тобой произошло

Но проходят дни, недели, и меньше остается людей, кто может себе позволить быть постоянно рядом, потому что есть работа, своя семья, дела. По-другому не может быть, потому что то, что выбило тебя из обыденной жизни и заставило о многом задуматься, рано или поздно становится частью твоей жизни, твоих воспоминаний, переживаний, но оно уже уходит из фокуса твоего внимания. И люди, которых сначала так щедро и мощно поддерживали со всех сторон, вдруг в один момент начинают понимать, что они остались одни.

Моя специализация – кризисное консультирование, поэтому ко мне обращаются люди, переживающие горе, трагедию, и я много раз слышала эти истории: «Вы знаете, остаешься один, действительно, как в вакууме. Да, первое время тебе сочувствуют, тебя поддерживают, тебе соболезнуют, а потом раз – и ты один. Да мало того, ты вообще начинаешь чувствовать себя прокаженным, от тебя все шарахаются. И коллеги перестают к тебе на работе подходить, как раньше подходили просто поболтать, чаю попить, и родственники реже приезжают, и соседи». Дальше они делают вывод, что, пока хорошо, все рядом и все помогают, а если что случится, сначала помогут, а потом как будто боятся твоим горем заразиться и начинают от тебя шарахаться. Но это же совсем не так на самом деле.

Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуации

Утомление.

Утомление — это физиологическое состояние, наступающее вследствие напряженной или длительной деятельности и выражающееся в снижении работоспособности. Определенная степень утомления стимулирует восстановительные процессы, что при повторной и постепенно увеличивающейся нагрузке способствует повышению тренированности и работоспособности

При этом важно не допустить чрезмерного утомления и перехода его в переутомление. Утомление развивается, прежде всего, в различных отделах центральной нервной системы и в первую очередь — в клетках коры больших полушарий головного мозга

По-видимому, в основе утомления этих клеток лежит нарушение динамического равновесия между процессами возбуждения и торможения.

При умственной деятельности, связанной с постоянной сменой процессов возбуждения и торможения центров коры больших полушарий, утомление развивается относительно медленно.

Утомление наступает быстрее при монотонной работе (длительное возбуждение одних и тех же нервных клеток) и отсутствии стимулирующих эмоциональных мотивов. Это особенно наглядно проявляется при работе на конвейере, где физически легкая, но однообразная и длительная работа очень быстро вызывает утомление.

Утомление в мышечной системе наступает вследствие уменьшения в мышцах запаса энергетических веществ (АТФ, гликогена) и накопления продуктов распада (молочной кислоты).

Утомление наступает гораздо быстрее при статической (связанной с постоянным напряжением) мышечной деятельности, чем при динамической (напряжение, сменяющееся расслаблением).

Поэтому статическую работу необходимо чередовать с динамической, а также с отдыхом.

Некоторые особенности характеризуют процесс утомления при работе в ночные смены на заводах и фабриках. Работа в ночные часы сопровождается более значительным нервным напряжением по сравнению с работой в дневное время.

Во время уборки урожая большая нагрузка падает на сельскохозяйственных рабочих, когда они в течение ряда дней работают без соблюдения режима труда и отдыха.

Как при физической, так и при умственной работе нельзя допускать перехода утомления в патологическое состояние — переутомление. Врачебный контроль, проводимый в этих целях, должен учитывать как субъективные показатели (чувство усталости, дискомфорта), так и ряд объективных симптомов (характеристики пульса, кровяного давления, изменения веса тела и пр.).

Профилактика. Введение физкультпаузы, смена операций в течение дня, перерывы на обед, вентиляция рабочих помещений, борьба с шумом, правильное освещение и рациональное устройство рабочих мест снижают утомление.

Профилактика утомлений при работе в ночные смены включает те же мероприятия, что и при работе днем. Кроме того, продолжительность рабочего времени ночных смен сокращена на 1 час.

Особое внимание следует обращать на состояние здоровья лиц пожилого и очень молодого возраста, так как именно среди этих групп наиболее часто регистрируются случаи тяжелого переутомления и даже заболеваний в результате напряженной работы

Какие факторы могут вызвать чувство тревоги?

Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуацииНа степень личной безопасности влияют объективные (традиционные) средства воздействия: угроза физического и психического насилия, потеря имущества, угроза чести и достоинству. Они являются основными причинами снижения чувства безопасности. В отдельных случаях на психику влияют нетипичные средства: искусственно созданные, мнимые.

Источники опасности принято разделять по происхождению. К естественным относятся явления природы, к искусственным — плоды человеческой деятельности. Степень влияния зависит от уровня воздействия, особенностей восприятия отдельного человека.

Субъективными источниками опасности могут быть следующие типы факторов:

  1. Материальные — различные биологические вирусы, ультразвуковое и радиоволновое излучение. Может применяться сознательно и бессознательно, если человек не понимает степени опасности.
  2. Биопсихические — средствами контроля, используемыми субъектами для подчинения и подавления воли. К ним относятся отдельные формы гипноза, магнетические и биологические поля, энергетическое воздействие.
  3. Неопределенные — малоизученные феномены, которые официальная наука не в состоянии объяснить. К ним относятся мистические явления, объекты: вещие сны, НЛО, полтергейсты, проклятия.

Несмотря на субъективное определение уровня психологического насилия, источники воздействия относятся к объективно опасным. Их использование является преступным, наказуемым.

Методы

На некоторых тренингах «личностного роста» используются жесткие приемы снижения критичности к происходящему: работа с 9 утра до трех ночи, опоздания запрещены, в помещение обычно не проникает дневной свет, душно. Упражнения могут подразумевать физический контакт между участниками — объятия, поцелуи, толчки, иногда ведущие позволяют себе бить участников.

Еще одна опасность — ложные установки, порой они просто опасны. Например, тренер убеждает участницу в том, что завтра она станет миллионером, но для этого ей нужен соответствующий муж. Тем же вечером она выгоняет беднягу, с которым прожила до этого 30 лет. На тренингах используются опасные для психики приемы: например, предлагают преодолеть стену из людей или лечь в гроб. В сухом остатке — в лучшем случае после такого тренинга клиент получает зависимость от тренера, психосоматические проблемы, страхи и неадекватную самооценку. В худшем — депрессию, проблемы с алкоголем, психоз.

Екатерина Хломова

Психолог

Четкая программа

Важно уточнить, есть ли у ведущих написанная программа с целями, задачами, подробным описанием каждого занятия. Ее отсутствие и утверждение, что «мы творческие люди и ничего не пишем» заставляет задуматься о том, насколько ведущие профессиональны, — рассказывает Алена Демура, психолог, магистр психологии, тренер группового анализа, автор и преподаватель курсов «Практическая психология для всех и каждого»

Не менее важно задать вопрос о технике безопасности ведущему. Если ответа нет — на такой тренинг идти нельзя!

Чтобы не стать жертвой манипуляции и не нажить себе лишних проблем, стоит лишний раз задуматься: а кому и за что вы несете свои деньги? Возможно, лучше просто поговорить с друзьями или обратиться за помощью к настоящему психологу с хорошей рекомендацией и большим опытом работы.

Шизофрения

Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуацииШизофрения затрагивает все группы населения, независимо от пола, расы или социального статуса

Так называется группа личностных расстройств. Их объединяют признаки тяжёлого нарушения мыслительных и речевых способностей, а также эмоциональных реакций.

Причины заболевания

Считается, что шизофрения передаётся с генами. Отчасти это так: если среди кровных родственников есть люди с таким диагнозом, у потомков будет предрасположенность. Среди других причин болезни специалисты выделяют психотравмы и повреждения головы.

Симптомы патологии

Клиническая картина разнообразна. Больной:

  • считает, что его мыслями и поведением управляет некто на расстоянии;
  • слышит несуществующие голоса;
  • утверждает, что имел контакты с инопланетянами или участвовал в других невероятных событиях;
  • часто угнетён или перевозбуждён;
  • страдает другими расстройствами поведения.

Первые признаки шизофрении способны заподозрить даже близкие, если кто-то из членов семьи:

  • вдруг перестал выполнять традиционные ритуалы, например, чистить зубы, расчёсывать волосы, менять бельё;
  • стал испытывать трудности, когда требуется дать подробный ответ на вопрос; речь больного человека замедляется или становится односложной;
  • теряет способность выражать эмоции интонацией и мимикой;
  • не может сосредоточиться, выделить смысл сказанного, прочитанного, увиденного;
  • утратил интерес к любимой работе, хобби, отношениям.

При наличии этих признаков следует показать родственника психиатру (для начала можно и психологу).

В чём опасность

Большой шизофренией со временем теряет способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, предпочитая одиночество и собственную реальность. Прогрессируют ухудшения в работе головного мозга. С течением времени человек оказывается в изоляции, становится неспособным жить в семье, работать.

Меняется личность, появляются всё новые странности поведения. Например, может возникнуть любовь и стойкое неприятие к одному и тому же человеку. Больной может часами неподвижно лежать, сидеть и даже стоять, а потом проявляет нехарактерную для него, гиперактивность.

Чтобы снизить вероятность и степень осложнений, требуется специальная терапия.

Почему человек пренебрегает спокойствием?

Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуацииДля появления у человека основного понятия о психологической безопасности необходимо нормальное развитие механизма самосохранения. Нарушения этого механизма приводят к искаженному восприятию реальности, снижению уровня безопасности.

В детстве причиной подверженности опасности становится биологическая неразвитость механизмов защиты. У ребенка чувство опасности еще не выработано, поэтому обеспечение его благополучия — задача взрослых. Подросток, переживая кризис становления собственной личности, часто игнорирует опасность или стремится к ней. У взрослого человека нарушения работы механизма защиты вызваны:

  • психологическими заболеваниями;
  • неконтролируемым выполнением медиумистических упражнений;
  • употреблением наркотических веществ;
  • сильным эмоциональным потрясением;
  • воздействием внешнего авторитета.

Подрыв чувства безопасности, отказ от самосохранения — прямая угроза здоровью и жизни. В состоянии тревоги или апатии человек допускает в личное пространство асоциальных людей, не успевает вовремя реагировать на угрозу

Неосторожность, безразличие приводят к заболеваниям, несчастным случаям, летальному исходу

Когда и как формируются базовые защитные рефлексы?

Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуацииОщущение чувства самозащиты формируется при рождении. Некоторые психологи считают, что еще до рождения эмбрион ощущает окружающий мир через органы матери. Если она настроена позитивно, доброжелательна, любит и ждет рождения ребенка — малышу комфортно, спокойно. Боящаяся, неуверенная в будущем беременная женщина вызывает у эмбриона чувство тревоги, негативизма. Процесс родов закладывает определяющее направление развития психологической безопасности: чем быстрее и легче происходит процесс рождения младенца, тем выше его уровень доверия к миру.

По мере взросления человек создает основу психологической безопасности из отдельных компонентов:

  1. Психическое здоровье — отсутствие заболеваний, факторов, способствующих их развитию.
  2. Образ жизни — отсутствие деструктивных привычек, направленность на развитие.
  3. Ближайшее окружение — поддержка, эмоциональный комфорт.
  4. Уверенность в будущем — стабильность, объективное подтверждение возможности реализовать свои планы.
  5. Автономность личности — возможность принимать самостоятельные решения.

Негативное влияние хотя бы одного из компонентов влияет на всю структуру психики. Высокий уровень опасности, даже при отсутствии объективного вреда для жизни и здоровья, снижает способность индивида доверять миру. Повышенная тревожность, нервная возбудимость приводят к критически низкому уровню психологической безопасности, реальному вреду жизни и здоровью.

Психическое нарушение (стресс).

Происхождение стресса объясняется инстинктом выживания. Все животные рискуют подвергнуться нападению хищника или столкнуться с непредвиденной опасностью. Они должны быть способны защитить себя от угрозы либо вступив в борьбу, либо спасаясь бегством. Тело готовит себя к этому, выпуская в кровь определенные гормоны. Современная жизнь также таит в себе огромное количество стрессов для разума, чувств и эмоций, поэтому тело проходит через похожие процессы, даже если источник стресса является психологическим, а не физическим.

Способность индивида справляться со стрессом играет важную роль в его умственном (психическом) здоровье. Человеческое тело и разум так устроены, что им необходим определенный стресс. Для многих людей сильный стресс является источником удовольствия, так как подразумевает, что человек должен с ним справиться. Такие люди бывают среди спортсменов, а также карьеристов, которые находятся в состоянии постоянного стресса.

Психические расстройства. Около 12 процентов населения России страдают от психических или психологических нарушений в тот или иной период жизни. Все больше людей лечится в больницах и в домашних условиях, хотя время их пребывания в больницах укорачивается. Речь идет, скорее, не о возрастающем количестве случаев психических заболеваний, а о том, что все больше людей обращаются за лечением, сознавая, что у них возникли проблемы психического или психологического характера. Клеймо, однажды поставленное на психических болезнях, постепенно исчезает

Но начало психического расстройства может быть и незаметным; ниже мы рассказываем, на какие симптомы необходимо обратить внимание, что делать, прежде чем обращаться за профессиональной помощью

Физические проявления стресса. Диаграмма внизу показывает, где можно обнаружить следы стрессового состояния. Инстинктивная реакция тела на стресс — это борьба или бегство.

1. Кора головного мозга получает и анализирует информацию об источнике стресса через органы чувств.

2. Затем головной мозг посылает инструкции в «центр тревоги» в нижней своей части, чтобы тело было готово действовать.

3. Гипофиз высвобождает в кровь адренокортикотропный гормон (адренокортикотропин, АКТГ).

4. Этот гормон доходит до надпочечников, находящихся прямо над почками. Эти железы выделяют два гормона — эпинефрин (адреналин) и норэпинефрин (норадреналин), а также кортизоны. Эти вещества помогают телу приготовиться к неожиданной атаке.

5. Сердцебиение усиливается, сердце быстрее качает кровь.

6. Частота дыхания увеличивается, воздушные пути в легких расширяются, чтобы доставить больше кислорода к мышцам.

7. Кровеносные сосуды сужаются, кожа бледнеет.

8. Кровеносные сосуды в желудке сужаются.

9. В результате действий 7 и 8 к мышцам и мозгу приливает больше крови.

10. Селезенка сокращается, высвобождая в кровь красные кровяные тельца, которые несут больше кислорода.

11. Печень выделяет сахар, в кровь также поступает холестерин. Оба вещества добавляют телу энергии.

12. Кожа начинает потеть, она готова избавиться от излишка тепла.

13. Активизируется система свертывания крови. Количество белых кровяных телец возрастает.

14. Гормоны стресса снижают количество половых гормонов.

Осложнения после стресса. Стресс может привести и к психологическим проблемам: Депрессия. Мало людей страдает от маниакальной депрессии, которая проявляется сменой периодов эйфории и тяжелой депрессии. Послеродовая депрессия вызвана гормональными изменениями, проблемами ухода за ребенком, отлучением от него или недостатком уверенности в себе. Шизофрения часто вызывается стрессом в семье. Симптомы включают деградацию личности, нелогичность суждений, появление видений, галлюцинаций, воображаемых голосов и манию преследования (паранойю).

Нервная анорексия — это голодание, истощение, обычно возникающее у неуверенных в себе людей или подростков, а также людей, испытывающих психологическое давление. Агрессивное поведение также может быть вызвано стрессом. Зависимость от наркотиков (или лекарств) — результат сильного стресса. Неврозы, например приступы паники, сильное сердцебиение, фобии, ипохондрия, истерия, амнезия, навязчивые идеи — всему этому подвергается человек, стремящийся избавиться от стресса. Стресс является причиной следующих физических нарушений:

1. Головные боли

2. Истощение

3. Излишнее потоотделение

4. Приливание крови к лицу

5. Катаральный ринит

6. Приступы астмы

7. Высокое кровяное давление

8. Порок сердца, болезни сердца

9. Кожные заболевания

10. Нарушения пищеварения и язва желудка

11. Боль в спине

12. Диабет

13. Диарея

14. Ревматизм и артрит

Клиническая депрессия

Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуацииНаличие суицидальных мыслей, намерений или поступков — прямое показание к проведению стационарного лечения

Так называют аффективное расстройство, сочетающее множество нарушений психики, поведения и общего состояния. Оно может носить врождённый или приобретённый характер.

Причины отклонения

Поводом для клинической депрессии (КД) могут стать:

  • Генетическая предрасположенность. Она выражается в наследовании психических отклонений или особенностей характера, на фоне которых высок риск депрессивных расстройств.
  • Воспитание. У людей, получивших психотравму в раннем возрасте, ставших жертвами жестокости и авторитаризма, склонность к КД выше, чем у других.
  • Нарушения гормонального фона. Депрессия бывает результатом дефицита норадреналина и серотонина в крови. Причинами гормональных сбоев становятся болезни эндокринных органов, беременность и климакс.
  • Когнитивные факторы. Больше остальных от депрессий страдают люди c заниженной или завышенной самооценкой, неадекватными ожиданиями от жизни и окружающих людей.
  • Влияние ситуаций. К обстоятельствам, на фоне которых возникают первые признаки КД, относят расставание, развод, увольнение, психологическое или физическое насилие, ссоры c близкими.
  • Социальные факторы. Бытовая неустроенность и материальные трудности приводят к переживаниям, неудовлетворённости собой и жизнью, провоцируют расстройства психики.
  • Продолжительный нервный стресс. Он истощает нервную систему, снижает порог чувствительности, подавляет выработку гормонов. В итоге человек теряет способность ощущать радость и другие положительные эмоции.

К причинам клинического депрессивного расстройства относят и тяжёлые заболевания.

Симптомы патологии

На первых порах признаки КД воспринимаются как упадок настроения и усталость. Со временем симптомы нарастают, и становится очевидным, что состояние не нормализуется без медицинской поддержки. Вмешательство специалиста по психическому здоровью необходимо, если ситуация не меняется дольше 14 дней.

К типичным проявлениям клинической депрессии относят:

  • мысли и разговоры о никчёмности дальнейшего существования;
  • стойкое снижение настроения;
  • высокую утомляемость;
  • расстройства сна и аппетита;
  • отстранённость и апатия;
  • выраженное снижение самооценки;
  • патологическую самокритику и синдром вины.

В чём опасность

Тех, у кого слабая воля, депрессия может подтолкнуть к алкоголизму и наркомании, поскольку пагубные привычки позволяют на время избавиться от тоски. Со временем развиваются социофобии. В тяжёлых случаях дело заканчивается завершённым суицидом.