Смех и характер

Диагностический блок

В этот блок входит все наше знание о том, почему мы смеемся. В личной терапии, например, это может проявляться как «улыбка Гуинплена» у клиента или терапевта. За этой улыбкой может стоять и агрессия, и соревнование, и интеллектуализация и, конечно, избегание. С точки зрения диагностики мы можем рассматривать любимый анекдот клиента как бессознательный вариант снятия напряжения по определенным темам. Чтение подборки анекдотов можно использовать как мини-тест: где человек смеется или улыбается, там существует напряжение. В продолжении этой темы анекдотов, мы можем в терапевтическом плане создавать свои исцеляющие списки анекдотов. Сразу замечу, что  данная тема огромна и наработок в ней масса, так что она требует отдельного разговора.
Диагностический блок в групповой терапии чаще всего несет несколько смыслов. Первое: смех всей группы показывает, что группа доходит до конфликтного для всех вопроса, и таким образом люди быстро реагируют на любую шутку для снятия напряжения и объединения смехом для дальнейшей работы. Эти «точки сброса» могут являться как позитивной переработкой напряжения, так и маркером, что какая-то тема не является на самом деле актуальной для группы. Если тема актуальна, группа после смеха сама возвращается к работе. Если тема сложна для группы или не важна, шутка подхватывается следующим участником и группа начинает работать на создание ресурсного чувства объединения и радости. Самые мои «смешливые» тренинги были на тему смерти и секса, а самые печальные — на тему подарков. Надо заметить, что если группового напряжения нет, то шутка любого из участников, которая провоцируется его личным внутренним напряжением, не подхватывается группой. Либо подхватывается только тем, у кого есть идентичное напряжение.

Кроме анекдотов, «смеховое» тестирование возможно через позитивные родовые «пластинки», личные юмористические случаи. Если с этой точки входа подходить к «юмору висельника», то мы убираем коннотацию «неправильного мальчика/девочки», которому мы грозно грозим пальцем и запрещаем разрядку через смех. А приобретаем в лице клиента партнера по анализу своих потребностей и разрешения внутренних конфликтов. В такой ситуации прекрасно подойдет работа по «генеалогии» смеха. Она возможна и на индивидуальных консультациях, и на тренингах. Варианты вопросов: «Над чем смеялись в твоей семье, как и где можно было смеяться, а когда — запрещено?», «Были ли поговорки в семье о смехе?», «Как смеёшься ты сейчас: где, когда, с кем, над чем?». Все эти вопросы могут рассматриваться и с точки зрения диагностики, и с точки зрения накопления ресурсов.

Сноски

1 Аверинцев С.С. «Бахтин, смех, христианская культура» М.М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992, с. 7-192 Я не случайно провожу параллель смеха и власти. Мне кажется, что это один из факторов редкого использования смеховых техник на терапии. Если в терапии иерархическое, а не партнерского общение, то смеховая составляющая может восприниматься как обесценивание.3 СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ Ученого совета Института мировой литературы им. А. М. Горького4 Защита диссертации тов. Бахтиным на тему «Рабле в истории реализма». 15 ноября 1946 г. // печ. изд.: М. М. БАХТИН: PRO ET CONTRA    Личность и творчество M. M. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли    Антология. Том I. СПБ, Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001 //https://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1946_stenogramma.shtml5 С.С. Аверинцев «Бахтин, смех, христианская культура» в кн.М.М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992, с. 7-19//https://ec-dejavu.ru/n/Ne_smeh6 А.Ф. Лосев «Эстетика Возрождения». М.,1982 г., С.5897 Гулдинг Мэри, Гулдинг Роберт «Психотерапия нового решения. Теория и практика». 2001 г. Издательство «Класс»  https://www.e-reading.club/chapter.php/17448/45/Gulding_-_Psihoterapiya_novogo_resheniya._Teoriya_i_praktika.html8 Гордон Дэвид, Майерс-Андерсон Мэрибет Феникс. «Терапевтические паттерны Милтона Эриксона». 2004 гл. Юмор https://www.rulit.me/books/feniks-terapevticheskie-patterny-miltona-eriksona-read-207437-15.html#section_119 См. краткое описание тренинга «О чем говорят мадонны»: https://gald.livejournal.com/12755.html10 Виктор Франкл «Сказать жизни — «Да»», глава  «Лагерный юмор»11 См. статью Смагина С.Ю. «Фарс и фарсовые произведения в психотерапии и жизни»12 См. Д. С. Лихачев. «Черты первобытного примитивизма воровской речи. Картежные игры уголовников// Балдаев Д.С., Белко В.К. и др. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы). М., 199213 «Мой голос останется с вами». Гл. 2 https://codenlp.ru/read/moy-golos-ostanetsya-s-vami-milton-erikson.html14 См. кн. Элия Визеля «Рассыпанные искры»

Ресурсный блок

Этот блок в первую очередь связан со страданием. У Виктора Франкла в книге «Сказать жизни — «Да». Психолог в концлагере» в главе «Лагерный юмор» есть очень емкая метафора: «Своеобразное «заполнение» человеческой души страданием можно было бы сравнить с тем, что происходит, когда в какое-нибудь помещение попадает газообразное вещество. Как бы велико ни было это помещение, газ равномерно заполняет весь его объем. Так и страдание заполняет всю душу, овладевает всем сознанием, независимо от того, велико оно или мало. Выходит, что страдание может быть относительным, как, впрочем, относительна и радость. Ведь человеку подчас бывает достаточно и совсем малого, чтобы буквально прийти в восторг»9. Вот это малое мы и можем вспоминать, чтобы увеличить ресурс радости.

Первое и самое простое для людей, которые приходят к психологу и не видят ничего хорошего в своей жизни — предложить вспомнить любимую еду в детстве, игрушку, запах, одежду, любимые коллекции, друга и т.д. То есть, мы начинаем отвоевывать пространство у страдания. Очень часто клиенты уверены, что либо они не помнят детство, либо ничего хорошего в нем не было. Конкретные вопросы помогают выскочить из этой матрицы «жертвы».

Ресурсы радости, кроме пробуждения памяти о хорошем в детстве, можно найти через работу с позитивными коннотациями в роду и семье (у меня это происходит на тренинге по созданию семейного герба «Львы, орлы и куропатки в семейной истории»). Клиентам, которых часто обесценивали в семье, путь к позитивному хвастовству и баловству в стиле Карлсона помогает переработать часто мучительную для них зависть. Зависть – это всего лишь наше умение мечтать. Перейдем к провокативному блоку.

Задача на внимательность

«Хорошим отвлекающим приемом может служить переключение внимания на какой-либо объект или дело», — обещает Александр. Смех — не такая уж произвольная реакция, какой кажется.

В действительности, смеясь над разошедшимися на заду шефа штанами (из-за чего стала видна его рудиментарная третья нога), ты совершаешь определенную сознательную работу. Смени ее — займись чем-нибудь иным. Хотя это может быть и мыслительная деятельность, лучше действует мышечная активность.

Рассыпь стопку документов и начни их подбирать, урони ручку под стол и бросься за ней в погоню, выпусти летучую мышь и примись ее ловить. Все это остановит твой смех, хотя и рассмешит всех остальных.

Виды смеха и характер

Громкий здоровый смех — признак хорошего здоровья, силы, открытой натуры. Такие люди очень дружелюбны, не боятся трудностей в жизни

Беззвучный смех — признак хищности, расчетливости, осторожности и скрытности, от которой нередко сами больше всех и страдают. Очень короткий, негромкий смех — свидетельство большого ума, силы, воли, замкнутости

Такие люди часто бывают хорошими рассказчиками, профессиональными спортсменами, легко справляющимися с большими нагрузками. Шипящий смех — признак злобного нрава, скрытности, злопамятности, завистливости. Такие люди обижают слабых, любят смеяться над душевнобольными. Редко принимают участие в общей беседе, с большим удовольствием наблюдают со стороны за другими. Узнать характер по смеху не сложно. Так, смех, заканчивающийся вздохом, свидетельствует о слабой воле, склонности к истерии, психопатии, подверженности резким перепадам настроения, часто после смеха сразу следуют слезы. Смех от души говорит о веселости, хорошем характере. Смех до слез, до хрипа — это самый хороший, здоровый смех, снимающий любое нервное напряжение. Отрывистый смех обычно бывает у нервных людей с неровным, неспокойным характером. Тихий, мягкий смех у мягких людей со слабой волей. Чаще всего такие люди рождаются в марте, они уступчивы и бесхарактерны. Как по грубому смеху определить характер человека? Такой смех — признак эгоизма, грубости, властности, животной натуры. Такие люди чаще всего рождаются в декабре. Нередко такие люди смеются наедине сами с собой.

Формирование смеха

Грудной ребенок начинает улыбаться уже в 5-6 недель. Примерно в четыре месяца он реагирует искренним смехом на некоторые физические раздражители, например, щекотку или целование животика. В пять месяцев грудной ребенок уже начинает различать лица знакомых и незнакомых ему людей. Когда он узнает человека, то улыбается ему. Психологи полагают, что сначала грудные дети улыбаются случайно, видя положительную реакцию окружающих быстро понимают, что таким способом намного легче добиться того, чего они хотят.

Смех способен развеять мрачные мысли, улучшить самочувствие. У смеющегося человека расслабляется и тело, и душа, дыхание становится глубоким, активизируется кровообращение органов. Люди, склонные к психическим заболеваниям и депрессии, смеются гораздо реже либо вообще не смеются, их намного тяжелее развеселить, чем здоровых людей. Кстати, ученые доказали, что действие смеха схоже с тем, которое оказывает наркотик. Дело в том, что когда человек смеется, в гипофизе выделяется больше гормонов, способствующих образованию в головном мозге эндорфина. Итак, эндорфин — это белки (ферменты), имеющие похожий химический состав, оказывающие почти такое же действие, что и болеутоляющие лекарства, а также наркотики (морфин и героин). Именно поэтому иногда человек смеется до упаду либо до тех пор, пока не станет ощущать нехватку воздуха или боли в животе.

Что заставляет нас смеяться?

Кроме простой щекотки? Возможно, это звучит странно, но многие специалисты утверждают, что смех базируется на страхе. А именно боязни утратить чувство собственного достоинства, страхе перед социальными трудностями, страхе быть исключенным из коллектива, быть обманутым, страхе перед сексом, страхе травмы или смерти. Чем больше тревог вызывает объект, тем больше над ним смеются.

В различных обществах считаются смешными разные вещи. То же самое можно сказать и о поколениях в обществе. Существует очень тонкая грань между комедией и трагедией, между смешным и печальным, между тем, что вызывает у нас смех, и тем, что заставляет плакать.

Существует ли в мозге «центр смеха»?

Несмотря на попытки, таковой пока не обнаружен. Однако, если он все же существует, вероятнее всего, это гипоталамус. Возможно, здесь участвует также кора головного мозга – она может усиливать или подавлять эмоции, вызывающие смех. Ту же функцию могут выполнять пути, существующие между структурами лимбической системы, а также другие области головного мозга. Мы до сих пор не знаем механизма возникновения смеха, однако это отнюдь не мешает нам хохотать над хорошей шуткой.

Почему люди смеются над шутками и какое у смешной шутки самое важное качество?

Большинство людей любят посмеяться. Во время смеха мозг вырабатывает эндорфины, которые снимают боль, облегчают стресс, ослабляют чувство тревоги, понижают артериальное давление. В результате улучшается наше общее самочувствие. Специалисты в области психологии юмора говорят: чтобы шутка была смешной, ее, прежде всего, следует хорошо преподнести. Исследования показывают, что начальники шутят на работе больше, чем подчиненные. В результате наблюдений за совещаниями в бостонском госпитале было установлено, что старшие по должности врачи шутят больше, чем младшие, а младшие – больше, чем фельдшера.

Группа работников, в которой есть шутник, трудится совсем не меньше, чем та, в которой весельчак отсутствует. В ходе эксперимента в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе было обнаружено, что группы с веселым и остроумным человеком продуктивнее решают различные задачи.

Как выяснилось в ходе исследований, мужчины чаще рассказывают анекдоты, а женщины больше улыбаются.

Исследования юмора

Психологические теории юмора тоже ведут свою историю из времен Античности. Наиболее раннюю связывают с именами Платона и Аристотеля, которые считали юмор одной из форм проявления агрессии. С ними соглашались и более поздние философы эпохи Просвещения. А вспоминая в контексте модной сегодня темы буллинга, какими жестокими могут быть «шутки» учеников средней школы, трудно не согласиться с актуальностью этих представлений и для современных реалий.

В современной психологии юмор исследуют в когнитивной, возрастной, социальной, клинической психологии и психологии личности, а также в смежных с ними отраслях психофизиологии и медицины. И понимание его психологической природы все больше усложняется.

Сардонический смех

В доисторические времена смех считался носителем жизни. Например, в представлении древних людей от смеха можно было забеременеть. По утверждению мифологов, этот мотив дошел до наших дней, к примеру, в запрете на длительное «беспричинное» веселье в женской компании, «чтобы потом не пришлось плакать». Смех также связывали с надеждой на возрождение после смерти.

Этнографы описывали у северных народов ритуалы, согласно которым полагалось смеяться в лицо смерти, рассказывая ей похабные истории, а все участники ритуального убийства стариков на острове Сардиния, включая самих убиваемых, должны были громко смеяться на протяжении всей церемонии (откуда, собственно и произошло название «сардонический»). Смехом пытались защититься от смерти и в ситуации деторождения, для чего специально смешили рожениц во время схваток.

Да и сегодня в Сети можно найти видеосюжеты со странными для европейского глаза ритуалами похорон у африканских народностей, когда присутствующие вовсю веселятся, танцуют и шутят, провожая покойного.

Перед бурей

Если ты чувствуешь, что смех уже подкатывает и мышцы живота начинают сокращаться (да и как удержаться, если покойник снова выпал из гроба и упал прямо лицом в торт!), попробуй заняться аутотренингом.

Закрой глаза и повторяй про себя: «Я сдерживаю смех», «Я контролирую эмоции» и т.п. Главное, избегай фраз с частицей «не» (вроде «Мне не смешно»). Убеждай себя только утвердительными предложениями.

«Поскольку процесс торможения во время всплеска эмоции гораздо слабее процесса возбуждения, мозг не будет воспринимать отрицательную частицу», — уверяет Александр.

Если рядом уже слышен радостный взрослый смех, остерегись смотреть на лица окружающих. Смех заразен так же, как и зевок. Тебе легче будет удержаться от него, не видя смеющихся. Если есть возможность, немного пройдись, сделай несколько глубоких вдохов и выпей большими глотками стакан воды.

«Юмор висельника»

Позднее, в эпоху Просвещения, способность шутить перед лицом смерти переинтерпретировали в проявление мужества. Тут череду блестящих примеров оставили после себя сторонники и враги Великой французской революции, которые, похоже, участвовали в жутком заочном соревновании – кто скажет более едкую фразу перед тем, как лишиться головы.

Недаром мемуары французского палача Шарля Анри Сансона пестрят многочисленными примерами предсмертного юмора его клиентов. Сюда же можно отнести и использование юмора как средства совладания со страхом смерти, о чем хорошо знают участники боевых действий.

Юмор и стыд

Отдельная сфера применения смешного – это сфера сексуальных взаимоотношений. Тут, кроме описанной еще фрейдистами функции «подавления сексуальности», возникает специфическая задача преодоления стыда и неловкости в период ухаживания.

Смех приходит на помощь там, где по неопытности молодые люди еще не могут разобраться в своих влечениях, желаниях, реакциях и прочих новых для них проявлениях собственного организма и психики. Не потому ли так показательно «по-жеребячьи» ржут в подростковых компаниях, приглушая смехом клокочущие потоки тестостерона.

Кстати, современные исследования указывают на то, что люди способны получать удовольствие от сексуального или агрессивного юмора «напрямую», в обход хитроумных психоаналитических построений.

Провокативный блок

Он возможен только при установлении раппорта, и менее всего поддается фиксированию в техниках. Есть наработки Фарелли на эту тему, но на самом деле если мы возьмем любого практикующего психолога, у него будут свои здесь находки и особенности. Кроме Фарелли, который подарил нам способ заключения провокационного договора с клиентом о наказании, здесь стоит упомянуть Чарльза Тодда с его организацией «коллективных шалостей». И Элиаса с его увеличением симптомов до абсурдности.  

Работающая и продвигающая провокация возможна только из полного принятия и радости. Если у терапевта на консультации есть чувство раздражения или страха, провокация вызовет только обиду. Эмоция психолога является лакмусовой бумажкой, которая показывает, когда стоит использовать смеховую провокацию с клиентом. Клиент может регрессировать в беспомощное детское состояние при несвоевременной провокации.

Этого часто боятся терапевты на консультации и избегают смеха, но платой зачастую является погружение в длительный депрессионный континуум и клиента, и терапевта. В этой статье я лишь затрагиваю базовые точки работы со смехом, но не могу не напомнить слова Фарелли о том, что клиенты не являются хрупким дрезденским фарфором. Радость Живого к Живому, какой бы деструктивной картиной это ни обрамлялось, является продвигающей установкой на терапии.

Основные методы в провокативном блоке – это фарс, преувеличение, абсурдизация, «волшебная» брань, карнавализация, клоунада, шутовство, запланированная шалость.  Конечно, все они требуют отдельного разговора. Приведу только несколько замечаний на эту тему. В фарсе исцеляющим фактором является принятие «неприличия» телесного низа, с чем более подробно можно познакомиться в отдельной статье10. «Волшебная» брань помогает выявить запрещенные агрессивные реакции. Ненормативная лексика спонтанно чаще всего возникает как реакция на неприятные ситуации и является примитивной защитой11. Так как проявление агрессии в норме подавляются, разрешение на брань при работе с «горячим» стулом становится освобождающим фактором.

Каждый из нас может использовать стихию празднично-народного смехового буйства для терапевтической работы по-своему. Но всем нам в этой работе будет необходимо опираться на два постулата. Чтобы снизить патетику, я проиллюстрирую их двумя историями о лошадях, тем более что в русском языке слово «громко смеяться» и «ржать» синонимы.

Первая история Милтона Эриксона, к которому во двор пришла потерявшаяся лошадь. «У лошади не было характерных примет, по которым ее можно было бы опознать. Эриксон предложил вернуть лошадь хозяевам. Чтобы сделать это, он просто сел на нее верхом, выехал на дорогу и предоставил лошади самой выбирать путь. Он вмешивался только тогда, когда лошадь сходила с дороги, чтобы попастись или побродить по полям. Когда лошадь, наконец, пришла во двор соседа, жившего в нескольких милях пути, сосед спросил Эриксона: «Как вы узнали, что лошадь пришла отсюда и что она наша?». Эриксон ответил «Я не знал, а вот лошадь знала. Все, что мне нужно было сделать, так это не дать ей сойти с дороги”»12.

И пусть в нашей выдуманной реальности по дороге навстречу Эриксону двигается бричка из 18 века и в ней сидит основоположник Хасидизма Баал-Шем-Тов13. И Баал-Шем-Тов замечает, что у Эриксона лошадь ржет, а его лошадь молчит. И тогда он спрашивает у своего возничего в чем дело?

— Отпусти поводья и лошади заржут, — ответил возничий. И Баал Шев Тов понял, что чтобы душа звучала, она должна быть свободна.

И, подытоживая эти истории, подчеркнем, что путь к Свободе невозможен без Смеха.

Что может означать смех?

Горечь

Смех иногда может означать горечь и признание слабости. В тех случаях, когда ситуация выглядит безнадежной, нередко люди начинают горько смеяться. Разумеется, что это не помогает человеку расслабиться, даже наоборот, навевает безисходность ситуации.

Злорадство

Если у человека наступила полоса неудач, то злорадный смех окружающих способен сильно травмировать и ухудшить его самочувствие. Пословица «смеется тот, кто смеется последний» говорит о том, что не стоит смеяться над другими, так как в жизни у каждого могут возникнуть различные ситуации, при которых смеяться совсем не хочется.

Искусственная улыбка

Часто широкая улыбка являются только маской. Некоторые люди смеются или улыбаются, сознательно преследуя определенные цели, или желая скрыть внезапно нахлынувшее на них чувство, например, неуверенность в себе. Такой смех или улыбку нетрудно отличить от настоящего потому, что человек, смеющийся или улыбающийся, таким образом лишь ухмыляется, а в его глазах отсутствуют веселые искорки, без которых не бывает и настоящего смеха или улыбки.

Насмешка

Человек, над которым открыто насмехаются, подвергается сознательному унижению. В основе насмешки лежит враждебность, иногда даже ненависть, кроме того, осмеянный человек чаще всего не имеет возможности защититься. Ведь насмешка не является открытой агрессией, на которую он может отреагировать похожим образом.

Смех и культура

При всей универсальности феномена юмора и смеха в разных культурах люди смеются над разными проявлениями жизни. Исследователи выделяют характерные для каждой культуры излюбленные темы. Так, в японской культуре соседствует тонкий философский юмор рассказов «ракуго» и грубый, а иногда и травматичный юмор телевизионных шоу.

Китайский юмор пестрит отсылками к мифологическим и культурным персонажам. Немецкий часто базируется на обсуждении особенностей жителей различных регионов страны. Британцы любят игру слов, сарказм и самоиронию. Итальянцы любят подшутить над правительством и жителями соседних регионов. Французы не стесняются шуток на сексуальные темы. Американцы любят пройтись по своим юристам и адвокатам.

Кстати, еще со времен Средневековья в европейской культуре шутки «ниже пояса» были отличительной чертой «смеховой культуры» простолюдинов. Так что массовое распространение и дикую популярность такого типа юмора на отечественном телевидении в последние пару десятилетий вполне можно объяснить крестьянско-пролетарским происхождением подавляющего большинства обитателей страны. Как говорится, «девушку можно вывезти из села, а вот село из девушки…».

Черный юмор

К защитным видам юмора можно отнести и так называемый «черный юмор», который в зависимости от ситуации помогает справиться с целым рядом психологических проблем и ситуаций, начиная с общей тревоги перед жизнью и заканчивая невыносимыми условиями существования. В последнем случае юмор становится способом выживания.

Недаром практически все прошедшие через ужасы концентрационных лагерей авторы среди рекомендаций по совладанию с ситуацией, наряду с нарушением дисциплины, всегда указывали юмор. Дело в том, что шутка хотя бы на время разрушает/перебивает монотонное течение невыносимой реальности и, таким образом, служит способом психологического сопротивления.

Для чего человеку смеяться?

Наряду с мимикой лица и языком телодвижений, смех и улыбка — это своеобразные сведения, которые мы высылаем окружающим. Таким образом, смех является невербальной (бессловесной) формой общения. Первый зрительный контакт, во время которого люди неожиданно встречаются взглядами, способствует проявлению у них разной реакции. Один человек так и остается сидеть с каменным лицом, другой напрягает уголки губ, а третий искренне улыбается.

Каждый человек понимает значение хотя бы нескольких мимических реакций и соответствующим образом на них реагирует. Улыбка или смех — это сигнал тела, предоставляющий другому человеку отличную возможность завязать знакомство, вызывающий у него положительные ощущения и мысли. Таким образом, улыбка предрасполагает к общению. В дальнейшем, когда люди уже знакомы друг с другом, смех продолжает выполнять немаловажные функции, в основе которых лежит обеспечение дружеского общения между людьми. Например, нередко внезапно возникшие конфликты или недоразумения можно разрешить искренне посмеявшись над ними. Кроме того, иногда смех помогает выпутаться из сложных жизненных ситуаций, способствует уменьшению напряжения, улучшению кровообращения. Смех — врожденная и характерная только человеку способность.