Психология воспитания детей

Кризис 3-летнего возраста: из ангела в непослушного сорванца

Психология воспитания детей

Родитель облегченно вздохнул, ведь бессонные ночи и смена подгузников осталась позади. Но у ребенка остались в запасе еще фокусы. Расслабляться рано. Этот возраст сопровождается истериками и капризами. Обычно, причины непослушания мало отличаются по полу. Будь то мальчик или девочка, кроха одинаково проверяет границы дозволенности. Относитесь к этому, как к элементарному любопытству. Ребенок испытывает, что ему можно, а не ваше терпение. Пытается выяснить, почему нельзя поступать так, как хочется. Отчего не получится купить, что нравится. Он не знает, что нельзя иметь все и сразу.

Простая таблица, поможет вам понять, почему ребенок закатывает истерики и что делать взрослым.

Причины плохого поведения
Советы по воспитанию ребенка в 3 года, основываясь на психологии
Нехватка родительского внимания

Ребенок понимает: когда он ведет себя хорошо, к этому относятся, как к должному и не обращают внимание. А вот истерика, точно заставит маму и папу его заметить.
Уделяйте ребенку больше времени

Конечно, для многих работающих родителей задача кажется невыполнимой. Но для малыша даже чтение сказки на ночь, ужин вместе, прогулки на выходных уже будут поводом для счастья. Неправильно, «замещать» любовь игрушками. Они неодушевленные предметы, а малышу нужна ваша ласка и забота.
Берет пример с других детей. Часто авторитетами в глазах малышей становятся дети постарше или счастливые обладатели множества игрушек. Малыш обращает внимание, как ребенок получает столько новых вещей. Начинает требовать их от мам и пап в такой же манере.
Воспитание ребенка, которому 3-4 года, должно включать установку авторитетов. Образом для подражания должны быть не только родители. Ими могут стать персонажи мультфильмов, детского кино, сказок. Помогите ребенку понять с детства, какие черты характера и поступки хорошие. Выделяйте их на фоне остальных. Комментируйте мультик малышу, акцентируя, на что обратить внимание. Привитые «здоровые» ценности, откладываются в памяти. Ребенок их сможет обнаруживать у друзей. Тогда, образцом для подражания будет человек с хорошими качествами.
Наперекор взрослым. Реакцию неправильно называть «местью». Это своеобразный ответ на действия взрослых, которые не устраивают малыша. Он пытается дать аналогичный отклик. Пример: отобрали соску, не хотят идти гулять, заставляют принять лекарство. Противодействие: объявляет «голодовку», отказывается спать, разбрасывает игрушки.
Аргументируйте, почему так нужно сделать. Если ребенок остался без объяснения причин, то ему кажется, что плохие в ситуации ― родители. Будто просто так придираются, запрещают, ругают. Не забывайте, хоть чадо уже понимает многое, но еще остается маленьким. Ему сложно справляться с эмоциями. Постарайтесь отвлечь внимание, переключить на другой предмет. Не купили игрушку в магазине? Предложите побыстрее выйти и покормить голубей хлебом, семечками ― они голодные нас ждут!
Самоутверждение и стремление к самостоятельности. Дети в этом возрасте понимают, что теперь могут делать многое сами. Они рады продемонстрировать навыки, да только родители не дают. Обычно, папы и мамы делают это из лучших побуждений: они лучше знают как сделать правильно, пытаются обезопасить ребенка. Поэтому многое не позволяют, что вызывает «акции протеста» у ребенка.
Позвольте ребенку проявить себя и дать чуть свободы. Пример: есть самому ложкой, хоть одежда и все вокруг станет грязным. Наденьте на чадо детский нагрудник или полотенце. Если он хочет помочь вам навести порядок, то объясните как это делается и поиграйте в игру «повтори за мной». Пусть непоседа выполняет в точности ваши действия: складывает носочки по цветам.
Запрещайте делать то, что действительно может быть для маленького ребенка опасно. Объясните причину.

Захват власти. Ребенок начинает пробовать свои силы на роль лидера. Он задумывается, а почему только взрослые могут говорить что делать? Может и я смогу диктовать свои правила.
В этой области никаких поблажек. Обдумывайте свои решения и не изменяйте их. Малыш с детства должен знать ― ваше решение неоспоримо. Поэтому он не будет видеть смысла в спорах.

Родитель хорошо знает свое чадо

Обратите внимание, почему ребенок себя так ведет, прежде чем отчитывать. Возможно, он просто устал, болен, сонный

Тогда лучше успокоить малыша, попытаться облегчить самочувствие. Главное, не избаловать в этот период: грани дозволенного по-прежнему должны быть четко обозначены.

Месяц седьмой

У ребёнка формируется новый режим. Родители должны быть внимательны к крохе и помочь ему адаптироваться в этом. Малыш спит 13-14 часов в сутки. 10 часов ночью и два дневных сна по 1,5 или 2 часа.  Нужно помогать ребёнку развивать речь, повторяя слова по несколько раз, показывая на предметы называть их.

Психология воспитания детей
Малыш в 7 месяцев уверенно ползает

Эмоциональная привязанность детей становится заметной. Малыш может расплакаться не только из чувства голода, но и от чувства тревоги, страха, незащищённости без мамы.

Ребёнок различает тон, с которым с ним разговаривают, необходимо использовать это для воспитания малыша, разговаривая с ним ласково или строго.

Формирование авторитета взрослого

Взрослый для детей— абсолютный авторитет. Формирование самостоятельности нельзя превращать во вседозволенность

Важно научить малыша моментально реагировать на слово «нельзя». Взрослые должны четко разграничивать сферы допустимого, использовать разную интонацию, чтобы закрепить у дошкольника правильную реакцию

Если малыш делает что-то опасное или вредное, нужно его отругать, но не кричать, а только изменить интонацию на строгую. Крика он испугается, а строгий тон вызовет у него ощущение дискомфорта. Он будет стараться избегать его и быстро поймет, какие поступки вызывают негативную реакцию.

Психология ребенка в 2 года позволяет сформировать понимание авторитета, которому нужно подчиняться. Чтобы добиться этого, начинать очерчивание границ нужно сразу, как только малыш начнет ползать и его поле деятельности значительно расширится. Сформировать авторитет взрослого следует до посещения детского сада— это поможет малышу легче адаптироваться к необходимости следовать указаниям воспитательницы.

10 практических советов психолога для родителей

Для того чтобы воспитать ребёнка счастливым и успешным, следует прислушиваться к советам психологов. Каждый специалист даёт родителям свои рекомендации. Однако есть 10 основных правил, которыми руководствуются практически все психологи.

Совет №1

Для того чтобы у ребёнка было больше шансов вырасти счастливым и успешным, родителям стоит погрузить его в подходящую среду во время воспитания. Поэтому лучшее, что могут сделать взрослые для будущего малыша – переехать в лучший район/город/страну.

Совет №2

Если счастливый человек не всегда успешен, то успешный точно всегда должен быть счастлив. Именно поэтому родители должны сделать всё, чтобы в семье были хорошие отношения, и у ребёнка не было причин для беспокойства. Как влияют ссоры родителей на ребенка читайте здесь.

Совет №3

Все знают, что ребёнка можно и нужно хвалить. Однако воспитывая делать это нужно правильно. Психологи советуют поощрять малыша не за его врождённые качества, а за его поступки и решения. В этой статье рассказана удивительная история о том, какие чудеса творит вера в ребенка.

Совет №4

Родители не должны оберегать ребёнка от какой-либо физической активности. Наоборот, труд с раннего детства – это самое лучшее, к чему родители могут приучить своего малыша в процессе воспитания.

Совет №5

Маленькие дети очень ранимы, и им всегда нужна поддержка. Именно поэтому родители должны внушить своему ребёнку, что ему всегда есть на кого положиться, и какое бы решение он не принял, его всё равно будут любить и поддерживать. Почему не стоит применять физическое наказание в воспитании, и как оно может отразиться в будущем, читайте здесь.

Совет №6

В современном мире невозможно стать успешным человеком, если не обладать таким качеством, как стрессоустойчивость. Поэтому мама с папой должны объяснить, а ещё лучше показать в процессе воспитания на собственном примере, что в жизни можно справиться с любой проблемой.

Совет №7

Дети должны знать, что близкие всегда на их стороне. Однако это не значит, что взрослым стоит поощрять любой плохой поступок, который совершил малыш. Грань очень тонка – нужно защищать, но без фанатизма. Узнайте, какие важные вопросы должны задавать себе родители в процессе воспитания.

Совет №8

Психологи уверяют, что ребёнок должен знать, что родитель хочет, чтобы он стал успешным и показывать это своим примером. Именно поэтому периодически об этом ему следует напоминать и самому быть успешным. Помните, хорошей мамой может быть только реализованная и счастливая женщина.

Совет №9

По мнению специалистов, когда ребёнок знает, что на него возложены ожидания, он будет стараться не подвести. В таком подходе к воспитанию самое главное – не переборщить, а иначе можно добиться обратного эффекта.

Совет №10

Американские психологи пришли к выводу, что большое значение для становления успешной личности имеет окружение, в частности будущий муж/жена.

Именно поэтому с детства должно внушать ребёнку, что ему следует общаться и встречаться только с теми людьми, у которых такие же цели и мечты.

Этот последний совет в воспитании немного противоречив, однако он тоже имеет право на существования. Астрологи говорят, что для того, чтобы вырастить успешного ребёнка, нужно с детства позволять ему вести себя так, словно он уже добился успеха.

Этот совет строится на том, что все мысли материальны, а значит, визуализация работает. Самое главное, не допустить того, чтобы ребёнок стал слишком горделив.

Расписание тренингов и семинаров15

21 марта
Суббота,
12:00

Семинар «Воспитание детей по системе М.Е. Литвака»

 
Подать заявку

3 часа

Москва

Московский Клуб «КРОСС» М.Е. Литвака
Владислав Мичуров
Ольга Мичурова

22 марта
Воскресенье,
11:00

Семинар-практикум «Материнская этика» с Людмилой Краснобаевой

 
Подать заявку

3 часа

Москва

Семейный Клуб «Большая Черепаха»
Людмила Краснобаева

24 марта
Вторник,
19:00

Открытая лекция Изотовой Елены Ивановны «Тренды и проблемные зоны психического развития современного дошкольника: эмпирический коллаж»

 
Бесплатное

2 часа

Москва

Московский институт психоанализа
Елена Ивановна Изотова

25 марта
Среда

Мастер-класс «Кино-Мозг»

 
Скидка 100Р

3 часа

Москва

Владислав Николаевич Афанасьев (Барнаул)

26 марта
Четверг,
19:00

Семейные расстановки по Хеллингеру «Реализация, или Как начать жить»

 
Подать заявку

3 часа

Москва

Данила Владимирович Давыдов

26 марта
Четверг,
19:00

Новый курс «Психология детско-родительских отношений»

 
Подать заявку

6 недель, 1 раз в неделю (занятие 4 ак. часа)

Москва

Центр стратегического консультирования и терапии в Москве
Светлана Мосолова

28 марта
Суббота,
11:30

Профориентационная игра для подростков 11–15 лет «Калейдоскоп профессий»

 
Подать заявку

3–4 часа (зависит от количества участников)

Москва

Светлана Черкасова

28 марта
Суббота,
12:00

Бесплатное теоретическое занятие «Детско-родительские отношения по системе М.Е. Литвака. 12 законов взращивания»

 
Бесплатное

2,5 часа

Москва

Московский Клуб «КРОСС» М.Е. Литвака
Ольга Мичурова
Владислав Мичуров

29 марта
Воскресенье,
18:00

Семинар «Душа семьи. Расстановки»

 
Подать заявку

4 часа

Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Наталия Спирина

1 апреля
Среда,
12:00

Семинар «Родителям о подростках»

 
Скидка 300Р

2,5 часа

Москва

Ирина Кураж

5 апреля
Воскресенье

Интенсив «Психосоматика и стрессовые ситуации в перинатальном и неонатальном периоде». 4 занятия очно и онлайн

 
Скидка 900Р

4 занятия по 2 часа

Москва

Московский институт психоанализа
Галина Григорьевна Филиппова

18 апреля
Суббота,
10:00

Семинар «Гимнастика мозга»

 
Подать заявку

2 дня по 8 часов

Москва

Институт консультирования и системных решений
Татьяна Канищева

18 апреля
Суббота,
11:00

Учебный курс «DIR 101: базовый курс. Модель DIR и методика Floortime»

 
Подать заявку

2 дня

Москва

Открытый медико-психологический университет
Ирина Вячеславовна Найдина

1 мая
Пятница,
10:00

Семинар «Я и мои дети». Программа «Психотерапевтическая кинезиология»

 
Подать заявку

3 дня

Москва

Институт кинезиологии
Ассоциация Профессиональных Кинезиологов
Ирина Константиновна Чобану

Пример родителей – основной инструмент для формирования морали

Любой поступок мамы или папы для дошкольников становится правильным. Начинать прививать моральные принципы, которые потом и будут руководить человеком в последующие годы нужно как раз в это время.

С 3-4 лет, когда ребенок уже достаточно социально адаптирован и может вполне ясно излагать свою мысль словами, нужно объяснять ему, что же плохо, а что хорошо.

Психология воспитания детей
Положительный пример родителей

Делать это следует:

  • На своем примере. Даже делая что-то не слишком хорошее, надо объяснять, что мама была не права, ошиблась и исправится (а лучше вообще не делать этого при малыше);
  • Объяснять подробно. Даже если речь идет о самых элементарных вещах, ребенок не может проникнуть в чужую голову и понять, что именно родители имеют в виду;
  • Стараться рассказывать на примерах, вовлекать в игровые постановки самого ребенка.

Активное психологическое внимание родителей к этой теме позволит малышу ярко увидеть мир социальных отношений. Вначале он будет еще несколько наивен, в нем будет недоставать собственного опыта, однако в скором будущем ребенок уже сможет четко решить, как ему поступать, а как нет

Психология воспитания детей
Отрицательный пример родителей ведет к асоциальному поведению

Дошкольное воспитание моральных качеств может осуществляться с помощью таких методов:

  • Чтение поучительных сказок, во время которых мама указывает на персонажей, которые поступили плохо, и объясняет, почему так делать нельзя, кто из-за этого несчастен;
  • Игры, в которых ребенок должен будет решить, как поступить в определенной ситуации. Например, у зайчика есть одно яблоко, у самого ребенка есть два яблока, а у мамы ни одного и ей очень грустно. Далее ребенку предлагается помочь маме и поделиться, если все проходит хорошо, то за доброе сердце малыш получает в награду вкусности, если нет, мама объясняет, почему нужно было поделиться.
  • Разбор ежедневных ситуаций. Например, мужчина не уступил старушке место в трамвае, после чего мама объясняет малышу, почему так поступать нельзя, как нужно и так далее.

Психология воспитания детей
Поучительные сказки можно найти в интернете

Не нужно запугивать ребенка тем, что если не поделишься, тебя украдут или что ребенок после этого станет плохим. Нужно стараться сфокусировать малыша на том, что если он будет поступать хорошо, то и ему и всем окружающим тоже буде хорошо. Такой метод позволит сформировать здоровую и уверенную в себе личность в будущем.

Дети в пять лет. Как их воспитывать?

У ребенка продолжается период активного познания. Он пытается разобраться в себе, в окружающем мире и правилах, по которым живут и общаются другие люди. Дошкольник уже осознает некоторые закономерности социального поведения и пытается им соответствовать. Он способен в какой-то степени контролировать желания и эмоции, считаться с чувствами и планами других людей.

Пятилетка может полностью погрузиться в интересное для себя дело и довести его до конца, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Совершенствуются и навыки самообслуживания, поэтому не стесняйтесь требовать, чтобы малыш убрал за собой игрушки, помыл кружку или застелил постель после сна.

Но все же самоконтроль ребенка далек от идеала. Не стоит ждать от дошкольника чудес сознательности. Правила и нормы он понимает, но не всегда находит в себе силы следовать им. Здесь необходима помощь и настойчивость со стороны взрослых.
В этом возрасте ребенок весьма чувствителен к тому, как окружающие воспринимают и оценивают его поведение

Ему важно соответствовать общепринятым нормам, быть принятым в обществе

Проще всего пятилетке придерживаться всех правил в окружении близких и приятных людей, тех, кого он знает и кому доверяет. В этом возрасте дети должны много общаться со сверстниками, чтобы научиться общаться и взаимодействовать с ними. Оценки и мнения друзей очень важны для малыша – не менее, чем мнение взрослых. Он уже стремится выбирать товарищей по играм, а не довольствуется той компанией, которую подобрали для него мама и папа.

Родители отмечают, что детки в этом возрасте более спокойные и послушные, с ними намного легче управиться, чем, например, с трехлетками. Ребенок пяти лет готов к конструктивному диалогу и адекватно реагирует на разумные просьбы и требования взрослых. Но ему нужно обязательно объяснять суть запретов и причины наказаний, чтобы не спровоцировать возникновение обиды.

Ребенок продолжает задавать массу вопросов и нуждается в ответах и пояснениях. Поощряйте такой интерес к окружающему миру, не отговариваясь занятостью или усталостью. Постарайтесь выстроить такие отношения с сыном или дочкой, чтобы с любыми сомнениями и тревогами они, прежде всего, бежали к вам. В будущем, когда ребенок превратится в подростка, вы сполна оцените всю мудрость подобной стратегии.

Воспитание – это труд, постоянное внимание к ребенку и забота о его потребностях и душевном состоянии. В процессе воспитания обязательно нужно учитывать возрастные особенности ребенка, подстраиваться под них

То есть роль родителя требует немалой чуткости, терпения и гибкости. Не существует универсальных рецептов и советов. Просто исходите из природы своего малыша и постарайтесь создать для него атмосферу уюта, защищенности и психологического комфорта. Тогда он вырастет сильной и гармонично развитой личностью.

Двенадцатый месяц. Ребёнку год!

Ребёнок одного года понимает «нельзя» и «можно», различает не только интонации, но и слова. Он умеет разговаривать на своём языке. Близкие умеют его понимать, посторонние нет. К посторонним дети одного года относятся настороженно. Игры ребёнка становятся совсем разнообразными и познавательными: он уже умеет собирать пирамидку, разбирать машинку, копаться в песке.

Психология воспитания детей
Для детей любого возраста главное – любовь родителей

С ребёнком по-прежнему необходимо много заниматься, вовлекая в его развитие и воспитание игры, например, пирамидки и кубики развивают моторику, матрёшки, сортёры и разнообразные коробочки воспитывают познавательные способности, машинки, каталки совершенствуют координацию движений.

Самое важное в воспитании и развитии малыша в возрасте до года – это постоянный физический контакт с ним. Приучение к питанию, установление режима дня, ежедневные прогулки, игры – все небольшие шаги в воспитании детей первого года должны быть сделаны с большой любовью

Приучение к питанию, установление режима дня, ежедневные прогулки, игры – все небольшие шаги в воспитании детей первого года должны быть сделаны с большой любовью.

https://youtube.com/watch?v=LOqY8ZLLEFM

Воспитание ребенка от полугода до девяти месяцев

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года имеет свои отличительные особенности. Психология этого периода такова, что к этому возрасту ребенок становится особенно любознательным и непоседливым. Дети уже умеют ползать, свободно садятся на пол и даже пробуют вставать. Это дает им возможность обретать все большую независимость и проявлять еще большую активность в познании окружающего мира. В это время, помимо всего прочего, нужно уделить максимум внимания физическому развитию и воспитанию ребенка.

Психология воспитания детей
Ребенок в 7 месяцев активно осваивает пространство дома

Для полноценного развития ему нужно подготовить пространство для активного исследования: на первых порах его роль будет выполнять квартира. Конечно же, все помещения необходимо максимально обезопасить, спрятав провода и убрав подальше все острые и бьющиеся предметы. Но препятствовать свободному перемещению детей по дому все-таки не стоит.

Психология воспитания детей
Малыш 8 месяцев интересуется всем кругом

На этом этапе как никогда лучше ввести в повседневную жизнь ребенка массаж, развивающие подвижные игры, гимнастику и физические упражнения. В это же время ребенка крайне желательно приучить к горшку и другим санитарно-гигиеническим процедурам.

Ребенка приучают к аккуратности во время приема пищи, одевания, засыпания и т.д.

В возрасте от полугода ребенок уже достаточно восприимчив к речи и может запоминать простейшие инструкции, ему можно предлагать простейшие пальчиковые игры. Поскольку к окончанию периода запас представлений ребенка об окружающем мире значительно возрастет, ему уже можно предлагать те игры, которые позволят ему продемонстрировать их на практике. Хорошо также поощрять первые попытки детей говорить, но ни в коем случае не искажая слова и произношение звуков.

Психология воспитания детей
В 9-10 месяцев малыш начинает осваивать окружающий мир

Поощряя правильные поступки, не нужно забывать о порицании негативных. Но при этом ребенок должен четко понимать, что именно он сделал неправильно и за что именно он получил наказание. На замечания и любые ограничивающие его действия слова, ребенок должен реагировать с первого раза.

Для развития слуховой памяти, внимания, а также координации движений как нельзя лучше подходят музыкальные игрушки и развивающие центры. Научившись нажимать на кнопки и запомнив, за что они отвечают, ребенок быстро найдет игрушке применение.

Психология воспитания детей
Развивающие игрушки для малышей

Принцип № 1: любовь к ребенку

Без сомнения можно утверждать, что каждый родитель любит свое чадо

Но так важно любить ребенка всецело: принимать его недостатки, плохие стороны, понимать его слабости, толерантно относиться к его капризам. Закономерности родительского воспитания таковы, что отец и мать не хотят видеть ребенка в плохом свете, не терпят его недостатки, пытаясь «перекроить» дитя

Психология воспитания детей
Любовь родителей должна быть безусловной к каждому ребенку

Но это относится к тем случаям, когда они не представляют собой сущность ребенка. Например, чадо гиперактивно и не может сидеть на одном месте, постоянно в поиске новых приключений. Не нужно пытаться запереть его пол семи замками в комнате, чтобы тот не влез в какую-то передрягу. Любящие родители не увидят в чрезмерной активности недостаток: они найдут ей полезное применение, записав сына или дочь в спортивную секцию или на интересный кружок, где эта активность будет большим преимуществом. Или же, когда ребенок очень чувствительный, ласковый и мягкий, любящие родители не прозовут его «нытиком» (особенно это касается мальчиков). Они найдут этим качествам свой выход: например, реализация в творчестве.

Психология воспитания детей
Любовь и уважение в семье передается по наследству

Примеров можно приводить массу. Любовь к ребенку в процессе воспитания отвечает совершенно за все. Уважая дитя, прислушиваясь к нему и стараясь его понять, родители получат личность, которая с таким же уважением и толерантностью относится к окружающему миру. Очень часто ребенок не может достучаться до мамы или папы, рассказать о том, что его тревожит или высказать свои желания, так как родители заняты своими делами. Уделив своему чаду немного времени, выслушав его и поняв, родители не теряют так много своего времени. Всего пару минут способны изменить многое, дать ребенку ту необходимую поддержку

Закономерности истерик и капризов ребенка таковы, что причиной служит невнимание родителей. Выслушав сына или дочь, можно искоренить такие странные, бурные проявления эмоций

Ребенок сможет узнать, что такое любовь и научиться ей только в атмосфере любви.

Психология воспитания 4-летних детей

Непросто также проходит воспитание четырёхлетних малышей. В этом возрасте ребёнок уже является самостоятельной личностью, имеющей собственное мнение, желания и эмоции. Правильно поставленное воспитание положительно скажется на всех аспектах будущей жизни этой личности, поэтому относиться к нему следует с максимальной серьёзностью. Если жизнью младенца больше управляют инстинкты и эмоции, то его поведение к четырём годам выглядит всё более осознанным. Для выбора правильного вектора воспитания в этом возрасте нужно определить ключевые моменты его развития. Здесь требуется изменение психологии воспитания, поскольку с двигательной активности акцент смещается на умственную деятельность – малыш начинает больше интересоваться творчеством: рисованием, лепкой и т. д. Подобное его поведение следует всячески поощрять, тем более, если ребёнок неусидчивый. В четыре года при нормальном здоровье ребёнка уже можно записать в спортивные секции гимнастики, плавания и т. п.
Именно в четыре года происходит взрыв любознательности, и появляются те знаменитые бесконечные «почему?», от которых нет спасения взрослым. Но на любой вопрос крохи отвечать следует конкретно, не вдаваясь в подробности. Если взрослый сам не знает точного ответа, то он может без стеснения в этом признаться, пообещав, что постарается найти ответ на вопрос.
Когда ребёнка отправляют впервые в детский сад, у него нередко возникают проблемы с адаптацией в новом коллективе, в таком случае родители должны ему помочь их преодолеть. Прежде нужно разобраться в причине такой ситуации (застенчивость, ревность и т. д.), после чего следует научить ребёнка общению с ровесниками, объяснить, что игрушками нужно делиться, но, когда надо, и постоять за себя. Если проблему решить не удаётся, и она становится всё острее, то в этом случае потребуется помощь детского психолога. Семейные психологи подчёркивают некоторые изменения, претерпеваемые в процессе взросления детской психикой. У четырёхлетнего ребёнка возникают новые чувства: печали, раздражения, стыда, обиды, справиться с которыми малыш ещё не в состоянии, а выражается это в плохом поведении и непослушании

Взрослым важно в это время поддерживать кроху, объяснять ему, что эмоции испытывают все, и что это естественно. Ему следует подсказать, что свои чувства лучше выражать словами, а не плохим поведением

Поскольку ребёнок в это время остро чувствует нехватку похвалы, то его нужно почаще хвалить, а наказания должны быть только «заслуженные», и ребёнок должен понимать, за что конкретно наказан.

Воспитание 4-летних девочек

На практике выясняется, что воспитание девочек проходит легче, чем мальчиков. Причина проста – у девочек более послушный и спокойный нрав. Девочки любят играть в «больницу», «магазин», «дочки-матери», «парикмахерскую»

В девочках важно воспитывать женственность, прививать пунктуальность и любовь к чистоте

Воспитание 4-летних мальчиков

По своей природе мальчики проявляют большую активность, в некоторых случаях даже агрессивность. Но в 4 года им уже следует знать, почему нельзя обижать девочек. Без мужской доли участия воспитание мальчика обязательно будет неполноценным: обычно этим занимается отец, но могут принять участие в воспитании и дедушка или дядя. При воспитании мальчика не следует увлекаться запретами, тем более что это часто бесполезно, поскольку активная натура ребёнка найдёт способ их преодоления.
Чем больше родители будут играть или заниматься другими делами вместе со своим чадом, тем более способным, любознательным и сообразительным он вырастет.