Психология юмора

Жизнь без панических атак и ВСД. 5 советов для профилактики

Увы, но медицина не знает, почему именно происходят панические атаки, поэтому и способы борьбы — это скорее общие рекомендации, которые, однако, помогут вам избежать приступов в будущем.

  1. Не ведите сидячий образ жизни. Есть научное предположение, что возникновение атак связано с нехваткой эндорфинов, которые наш организм вырабатывает при физических нагрузках. Поэтому даже легкая аэробная тренировка и ходьба способны существенно облегчить вам жизнь.
  2. Постарайтесь не нервничать. Да, мы знаем, что эта рекомендация звучит смешно — ну как можно не нервничать, когда жизнь такая сложная? Но, увы, спокойствие и только спокойствие спасет вас и от панических атак, и от других недугов.
  3. Не пейте кофе или сократите его употребление. Кофеин в большом количестве вызывает учащенное сердцебиение и может спровоцировать паническую атаку в самый неожиданный момент.
  4. Поосторожней с алкоголем. Спиртные напитки, как и любые возбудители, способны вызывать неожиданные реакции организма — в том числе и стать причиной приступа.
  5. Будьте также осторожны с лекарствами. Проанализируйте, не связан ли приступ паники с приемом нового препарата? Иногда лекарственные средства провоцируют панические атаки, поэтому посоветуйтесь с врачом.

Что такое чувство юмора

Чувством юмора называют психологическую особенность человека, которая состоит в выявлении всевозможных противоречий в окружающем мире и их последующей оценке с комической точки зрения. Оно начинает проявлять себя и развиваться уже в раннем детстве под воздействием окружающей среды, комических проявлений других людей, забавных ситуаций и других предпосылок. Если же таких предпосылок нет, у человека формируется прямолинейный характер, что может повлечь за собой немало социальных и психологических трудностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что чувство юмора позволяет человеку:

  • Легче справляться с трудностями, проблемами и сложными жизненными обстоятельствами
  • Быстрее находить общий язык с окружающими
  • Находить в обществе людей близких по духу
  • Не быть чересчур серьезным человеком

Интересно то, что чувству юмора посвящены целые исследования. Во многих из них ученые пытались измерить чувство юмора разных людей, а также связать его с прочими характеристиками личности.

Оценки производились (и продолжают производиться) с позиции психологии, социологии, лингвистики, антропологии и других научных дисциплин. А среди сотен теорий юмора есть те, где говорится о том, что задача чувства юмора состоит в разряжении напряженности и стресса, а также побуждении к поиску новых интерпретаций жизненных ситуаций

Исходя из этих теорий, все шутки сопровождаются повышающимся вниманием по мере их изложения и следующей за этим разрядкой, когда шутка оканчивается. Причиной возникновения новых интерпретаций служит то, что шутки влекут за собой неожиданные ассоциации не связанных друг с другом и даже конфликтующих обстоятельств

Есть также теории, в которых юмор служит средством разрядки агрессии и отрицательных эмоций. Хотя в определенных кругах, например, среди военнослужащих, медиков, чиновников, уголовников и т.д. имеется свой собственный, особый юмор, из чего следует вывод, что чувство юмора в той или иной мере субъективно.

В общем и целом же, чувство юмора следует понимать как способность видеть смешное в ситуациях, людях, окружении, рассказах и т.д. Защитная же функция юмора выделяется практически всеми исследователями.

Но давайте подытожим: один из авторитетных исследователей юмора Богдан Дземидок в своей работе «О комическом», фокусируясь на социальной роли юмора, определяет несколько основных его функций:

  • Познавательная функция. Юмор трактуется как средство познания мира и усвоения представлений о нем. Юмористика, которой предписывается наибольшая познавательная ценность, показывает реальность в истинном свете, не деформируя ее явления и не пытаясь ее видоизменить. Познавательная составляющая юмора делает знания человека о мире и других людях глубже, научает определять различия между содержанием явлений и их формой, а также предостерегает от поспешных выводов.
  • Развлекательная функция. Здесь все просто – юмор обладает способностью поднимать настроение и вызывать смех и положительные эмоции.
  • Терапевтическая функция. Состоит в способности юмора быть утешением человека в его личных разочарованиях и неудачах. Самоирония представляет собой форму защиты и от влияния извне, и от самого себя, т.е. от своего же пессимизма, уныния, страхов, сомнений и т.п.

Но не будет лишним сказать и о еще одной функции юмора, о которой в свое время говорил известный немецкий поэт и драматург Готхольд Эфраим Лессинг:

Воспитательная функция. Здоровый юмор служит мерой развития нравственности, а потому посредством него можно наставлять, учить и воспитывать детей.

Все это лишь базовая информация о чувстве юмора, и если вдаваться в эту тему более подробно, можно собрать превеликое количество данных, рассматривающих его со всех сторон и ракурсов. Если вам интересная эта тема – к вашим услугам интернет и библиотеки с десятками энциклопедий. Мы же продолжим разговор о практической стороне применения чувства юмора.

Для чего развивать

Попадая в компанию, где практически никто не известен, всегда есть ощущение неудобства, смущения и даже страха. Человеку, обладающему чувством юмора, эти чувства мало знакомы. Он всегда знает, как выстроить диалог, где пошутить, как сблизить всех участником компании.

Психология юмора

Чувство юмора сближает всех членов компании

У юмора есть свои функции:

  • Познать другого человека и себя,
  • Развить коммуникативные навыки,
  • Развить эмпатию и чувствительность,
  • Уметь встать на место другого человека,
  • Помогает влиться в коллектив,
  • Выполняет роль психологической защиты и оберегает от расстройств личности,
  • Может быть вариантом выражения агрессии или интереса,
  • Помощник в прорабатывании информации.

С психотерапевтической точки зрения, юмор помогает посмотреть на свои проблемы, желания, цели, личностные качества со стороны, затем, трансформируя их в необходимые человеку формы, принять. Так происходит внешняя и внутренняя интеграции личности.

Смеяться могут абсолютно все. Чувство юмора – это некоторая самоирония, значит, умение принять и понять самого себя. Остроумие необходимо для качественного совершенствования анализа, как себя, так и окружающего мира, обретения психологической безопасности, чувства защищенности и уверенности в своих силах.

Развитие юмора – занятие не всегда простое, но интересное с позиции создания шуток. Когда есть желание и усердие, то и близкие будут в хорошем настроении, которое можно будет поднять за короткое время. Оптимистичный настрой и положительный взгляд на реальность – помощники на пути к цели создания остроумия.

Теория превосходства и унижения

Огромным количеством теоретиков юмора одной из важнейших особенностей юмора как такового считается агрессия; юмор сам по себе является формой агрессии. К примеру, в Ветхом Завете есть 29 ссылок на смех, и большая их часть связана с позором, высмеиванием, насмешками, и лишь два случая указывают на происхождение смеха из веселого и радостного сердца (заметка Артура Костлера из монографии «Акт создания» (1964 г.)).

Агрессивный аспект юмора заметен и в жестокости, когда, например, дети дразнят друг дружку. Помимо прочего, и массовый юмор нередко основывается на унижении другого человека или самоунижении. В настоящее время такую форму юмора можно наблюдать в различных розыгрышах, стендапах, фарсах, насмешках над недостатками окружающих, поддразнивании, высмеивании и т.п.  

Если рассмотреть теорию Чарьза Грунера, где юмор рассматривается как «игровая агрессия» и демонстрация превосходства, можно увидеть что юмор есть некая форма игры. Смех в этом случае отвечает за быстрое восстановление гомеостаза (выполняет физиологическую функцию), а также служит сообщением о победе над врагом (выполняет психологическую функцию).

Несмотря на актуальность теорий юмора на основе агрессии, их нельзя применить к некоторым формам юмора, таким как игра слов, каламбур или загадка, где агрессии нет. Упомянутый выше Род Мартин считает, что подходы к юмору Фрейда (юмор – защитный механизм) и Грунера (юмор предполагает агрессию и превосходство) могут стать основой для современных представлений о юморе как о методе борьбы со стрессами повседневности. В первом случае юмор ограждает от разрушительных эмоций в сложных ситуациях, а во втором – дает силу противостоять угрожающим благополучию ситуациям и людям.

Как проходить занятия

Как уже было сказано, наши уроки юмора полностью адаптированы для практических действий, а также подходят любому человеку, желающему развить чувство юмора. Однако наша задача – дать вам базу, а за то, что вы будете с ней делать, ответственность несете только вы. Мы говорим о том, что можно пройти хоть сотню курсов и набить свою голову кучей информации, но так и не сделать ничего стоящего в своей жизни. Поэтому старайтесь проецировать все из области знаний в область действий.

Чтобы проходить курс вам было удобнее, разбейте этот процесс на несколько стадий. Можете сделать так – изучайте по два урока в течение недели:

  • Один день – изучение первого урока
  • Два дня – применение знаний на практике
  • Один день – отдых
  • Далее – по этой же схеме

Конечно, это лишь пример, и вы имеете полное право придумать свою систему, более подходящую под вашу занятость

Единственное, на что мы хотим еще раз указать, – это то, что проходить уроки важно очень внимательно и с пониманием того, для чего вы это делаете

А что касается практической составляющей курса (упражнений, приемов, советов, рекомендаций и т.д.), то они подразумевают не единичное, а многократное повторение – только так вы сможете усвоить материал полноценного, закрепить и отточить приобретенные навыки.

Постарайтесь выработать у себя полезную привычку напоминать себе, что вы развиваете чувство юмора и учитесь шутить, тогда и в реальной жизни с экспериментами на эту тему у вас не будет никаких проблем. С практикой применение знаний доведется до автоматизма, и надобность в тщательном самоконтроле отпадет сама собой.

Завершить же введение к курсу мы хотим высказываниями известных личностей о чувстве юмора. Для кого-то они станут дополнительным стимулом к саморазвитию, а кому-то просто придутся по душе и расширят кругозор.

ÐÑÑилиаÑивное ÑÑвÑÑво ÑмоÑа

СвойÑÑвенно Ð´Ð»Ñ Ð»Ñдей, коÑоÑÑе лÑбÑÑ ÑаÑÑказÑваÑÑ Ð°Ð½ÐµÐºÐ´Ð¾ÑÑ Ð¸ ÑмеÑнÑе иÑÑоÑии, не оÑкоÑблÑÑÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð»Ñдей. Ðазовем ÑÑо ÑмоÑом Ñади ÑмоÑа. Ðак пÑавило, лÑди Ñ Ð°ÑÑилиаÑивнÑм ÑÑвÑÑвом ÑмоÑа иÑполÑзÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ð´Ð»Ñ ÑкÑÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑоÑиалÑнÑÑ ÑвÑзей, и вÑе Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÑÑки ÑÑÑиÑÑ Ð¸Ð´ÑÑ Ð¾Ñ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð»Ð°Ð´Ð¸ÑÑ Ð¾Ð±Ñение Ñ Ð´ÑÑгими лÑдÑми.

ÐÑо Ñак ÑÑÑиÑ: ÐбÑÑно лÑди, пÑедпоÑиÑаÑÑие ÑÑÑиÑÑ Ð² данной манеÑе, ÑвлÑÑÑÑÑ Ð³Ð°ÑмониÑнÑми и ÑоÑиалÑнÑми лиÑноÑÑÑми, коÑоÑÑе пÑидаÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑое знаÑение Ñвоим оÑноÑениÑми и дÑÑжбе. Ðни ÑмоÑионалÑно ÑÑабилÑнÑ, ÑмеÑÑ Ð½Ð°Ð»Ð°Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÑÑ ÑеÑнÑе ÑвÑзи Ñ Ð´ÑÑгими лÑдÑми, но не ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð´ÑмаÑÑ, ÑÑо Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð´Ð¾Ð±ÑÑков Ð½ÐµÑ ÑÑеÑжнÑ. Ðм ÑвойÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ñ Ñакие каÑеÑÑва, как ÑÑÑеÑÑоÑÑÑойÑивоÑÑÑ Ð¸ коммÑникабелÑноÑÑÑ, Ð´Ð°Ð½Ñ ÑникалÑнÑе адапÑивнÑе навÑки.

Цитаты знаменитых людей о чувстве юмора

«Не будь у меня чувства юмора, я давно бы покончил с собой» Махатма Ганди

«Воображение дано человеку, чтобы утешить его в том, чего у него нет, а чувство юмора – чтобы утешить тем, что у него есть» Оскар Уайльд

«Есть три проявления Бога на земле: природа, любовь и чувство юмора. Природа помогает жить, любовь помогает выжить, а чувство юмора – пережить» Михаил Задорнов

«Я очень ценю в людях чувство юмора, потому что часто это наше единственное оружие против всех гадостей и несправедливостей жизни» Пьер Ришар

«Если человека не считают красивым, он все равно может иметь успех, если у него несколько шуток в кармане. И множество карманов» Энди Уорхол

«Человек теряет всё, если он теряет чувство юмора» Айн Рэнд

«Скажи мне, над чем ты смеёшься, и я скажу тебе, кто ты» Марсель Паньоль

«У кого не хватает чувства юмора, того переполняет чувство обиды» Сергей Веденье

«Чувство юмора — великая вещь. Идти по жизни без чувства юмора так же нелепо, как ехать в повозке без рессор» Генри Уорд Бичер

Как понять, что с вами случилась именно паническая атака?

Как следует из названия, главным симптомом панической атаки является внезапный и, казалось бы, беспричинный приступ тревоги и страха. Он сопровождается неприятными ощущениями: сердцебиением, приливом холодного пота, дрожью в ногах, болью в груди, затруднением дыхания и так далее. Симптомы могут быть самыми разными, но главное — они должны бесследно проходить через 5−20 минут вместе с ощущением страха. Диагноз панической атаки не может быть поставлен лишь на основании симптоматики: нужно убедиться, что причиной симптомов не является какое-либо другое заболевание (например, патология сердца).

Сама по себе паническая атака обычно не причиняет какого-либо вреда. Симптомы крайне неприятны, но довольно быстро проходят. Главной бедой становится страх того, что паника повторится: например, для человека, пару раз испытавшего панический приступ в метро, вновь спуститься в подземку может быть большой проблемой. Такой страх бывает «самосбывающимся»: человек испытывает напряжение, и под влиянием стресса паническая атака возникает вновь. В тяжелых случаях может формироваться агорафобия — состояние, когда почти любое взаимодействие с обществом вызывает приступы страха и дискомфорта, и человек вынужден проводить жизнь взаперти.

Психология юмора

С точки зрения физиологии, паническая атака — неоправданно резкий ответ нервной системы на внешний раздражитель, который в реальности совсем не опасен. Все ее симптомы являются составляющей защитного механизма «бей или беги», который срабатывает, скажем, при встрече с медведем в лесу. В этих случаях, действительно, есть повод для страха, а частое сердцебиение дает возможность быстрее бежать. Однако, по не вполне ясной причине, этот механизм иногда срабатывает и «без медведя», то есть без видимых причин.

Это роднит панические атаки с вегетососудистой дистонией — расстройством вегетативной нервной системы, которое описано только в отечественной литературе. За рубежом такой диагноз широко не используется: он ничего не говорит о причине болезни, характеризуя лишь ее механизм.

Если случилась паническая атака: что делать

В тот момент, когда случается паническая атака, нет никакой возможности анализировать причины. Но есть несколько способов, которые помогут вам справиться с приступом панической атаки:

Сделайте несколько вдохов в любую емкость. Это может быть пластиковый стаканчик или даже пакет — просто спокойно дышите в него. Так вы быстрее сможешь стабилизировать дыхание и справиться с паникой

Переключите внимание на что-то внешнее. Например, сосчитайте колонны на станции метро или пуговицы на пиджаке прохожего — любая концентрация на посторонних предметах поможет вам прийти в себя и снова ощутить связь с реальностью

Оставайтесь на месте, а лучше — сядьте. Во время панической атаки постарайтесь ограничить свои передвижения, по возможности присесть и как бы «замереть». Этот метод, как и предыдущий, помогает сконцентрировать внимание на окружающем мире, а не своих неприятных ощущениях. Поговорите с кем-нибудь. Да, это может на первый взгляд показаться странным, но случайный прохожий, к которому вы обратитесь за помощью, способен вам помочь просто своим вниманием. Общение с другим человеком даст ощущение защищенности и отвлечет от приступа.

Психология юмора

Теория несоответствия

Представленная теория тянется корнями к воззрениям Артура Шопенгауэра, считавшего, что причина смеха всегда состоит во внезапном восприятии несоответствия представлений об объектах и их реальными образами. Это несоответствие служит важнейшим фактором, определяющим комичность шутки: все, что не соответствует ожиданиям, все, кажущееся необычным, своеобразным, удивительным нелепым, представляется смешным.

Эта идея развивалась британским психологом Гансом Айзенком. Он считал, что причина смеха – внезапная интуитивная интеграция несовместимых или противоречивых идей, чувств или установок, объективно испытываемых человеком. Также идея разрабатывалась журналистом и психологом Артуром Кестлером: он ввел термин бисоциации, возникающей тогда, когда событие, ситуация или идея воспринимается в одно и то же время с двух вполне логичных, но несопоставимых ракурсов.

Стоит отметить и теорию разрешения несоответствия Томаса Шульца. Он полагал, что шутку позволяет понять не несоответствие, а его разрешение в шутке: именно момент кульминации в шутке порождает когнитивное несоответствие посредством введения несовместимой с ожиданиями информации. По этой причине слушатель возвращается к началу шутки и пытается определить двусмысленность, которая разрешит появившееся несоответствие.

Есть и двухэтапная теория понимания юмора, предложенная психологом Джерри Салсом. В ней главная часть шутки создает несоответствие, из-за чего слушатель предполагает вероятный результат. Несоответствие развязки ожиданиям заставляет слушателя удивляться и искать когнитивное правило для восстановления причинно-следственной логики, завязки и развязки. После нахождения этого правила несоответствие может быть устранено, шутка воспринимается смешной, а юмор становится итогом устранения несоответствия.

Теория, безусловно, состоятельна, но и в этот раз научные исследования (в частности немецкого психолога Курта Гольдштейна и его коллег) показали, что несоответствие является пусть и необходимым, но не единственным условием для юмора. Нельзя забывать и о психологическом настрое человека на юмор и его эмоциональной готовности к нему. Теория несоответствия подходит скорее к пониманию юмора, но не к его объяснению его эмоциональной приятности.

Психоаналитическая теория

Автором психоаналитического подхода к изучению теории юмора, как и следует полагать, был Зигмунд Фрейд. Его теория (как и теория психоанализа вообще) была одной из самых влиятельных в области психологических исследований юмора в первой половине 20 века. Согласно ей, юмор можно рассматривать в качестве сильнейшего защитного механизма, позволяющего справляться с трудностями и отрицательными эмоциями.

В теории Фрейда смех и юмор понимаются как способы проявления бессознательного, создающие напряжение и желание разрядки. Юмор преодолевает защитные механизмы благодаря «юмористическому передвиганию» из области запретного в область дозволенного, вследствие чего уменьшается власть «Ид» и «Супер-Эго», а внутренняя цензура и бессознательные страсти теряют свою мощь.

Исходя из идей Фрейда, неосознанные агрессивные (порожденные либидо) и сексуальные побуждения из детства и незрелости стремятся найти мгновенное удовлетворение и выразиться через удовольствие. «Супер-Эго», включающее в себя требования и предписания социума, противодействует «Ид». «Эго» же функционирует по принципу реальности – оно стремится прийти к удобному компромиссу требований «Ид», «Супер-Эго» и реального мира, представляющего собой, по мнению ученого, юмор.

Зигмунд Фрейд говорил о том, что юмор является высшим защитным механизмом, т.к. позволяет избегать негативных эмоций и смотреть на жизненные ситуации объективно, не прибегая к патологическим защитным формам. Проведенные им эксперименты показали, что:

  • Людям, в обычной жизни вытесняющим агрессивные или сексуальные побуждения, доставляют больше удовольствия шутки, где присутствуют соответствующие темы
  • Если стимулировать агрессивные и сексуальные побуждения, шутки, связанные с этими побуждениями, будут доставлять больше удовольствия
  • Представление агрессивных и сексуальных шуток уменьшает силу соответствующих побуждений

Кроме того, определенные подтверждения теории Фрейда были найдены в изысканиях, демонстрирующих усиление сексуальной и агрессивной тематики в ответах респондентов, выполнявших задания на генерацию юмора.

Впоследствии же многие исследователи пришли к выводу, что теория Фрейда не согласуется с функционированием нервной системы в современном понимании, и стали постепенно от нее отказываться.

Каким бывает?

Чувство юмора – это индивидуальная характеристика, поэтому у разных людей оно может отличаться. Оно может быть искрометным, тонким, гипертрофированным, извращенным, сардоническим и т.д. Кроме того, широко распространено мнение о том, что чувство юмора значительно различается у мужчин и женщин. Рассмотрим несколько видов и типов чувства юмора.

  • Аффилиативное. Данный вид является одним из самых распространенных и традиционных. Люди, у которых развито хорошее тонкое чувство юмора, любят постоянно шутить и рассказывать анекдоты. При этом они положительно настроены к окружающим и никоим образом не стараются их оскорбить. Аффилиативный тип используется для создания крепкого и широкого социального круга, он помогает наладить хорошие отношения с окружающими людьми. Если говорить о типе людей, которым характерен данный вид юмора, то они отличаются такими личностными характеристиками, как доброта, эмоциональная стабильность, гармоничное отношение с собой, коммуникабельность.
  • Самодеструктивное. Подобная разновидность считается своеобразной, специфической, а в определённом смысле может быть саморазрушительной. Такое чувство юмора присуще далеко не всем, соответственно, не каждый человек будет положительно воспринимать такие шутки. Люди с самодеструктивным чувством юмора любят высмеивать свои недостатки. Считается, что подобный тип характерен для тех людей, которые любят выступать на публику (например, для комиков и стендаперов). Характер таких личностей довольно трудный, они склонны к депрессиям и неврозам, не уверены в себе.
  • Оптимистичное. Уже по названию данного типа можно понять, что подобное чувство юмора характерно для позитивных людей. Они всегда пытаются найти позитивные моменты (даже в самых сложных и критических ситуациях), а потому их чувство юмора часто вызывает одобрение у большинства окружающих. Главная задача шуток таких людей – это формирование отличного настроения и борьба со стрессовыми и конфликтными ситуациями.
  • Агрессивное. Такой вид чувства юмора часто называют черным. Он может восприниматься негативно со стороны окружающих людей, так как шутник направленно высмеивает их недостатки (критикует окружающих в своеобразной комической форме). Характерной особенностью чёрного юмора является наличие высокого уровня сарказма. Чаще всего такой юмор характерен для представителей мужского пола.

Психология юмора