Психология юмора
Жизнь без панических атак и ВСД. 5 советов для профилактики
Увы, но медицина не знает, почему именно происходят панические атаки, поэтому и способы борьбы — это скорее общие рекомендации, которые, однако, помогут вам избежать приступов в будущем.
- Не ведите сидячий образ жизни. Есть научное предположение, что возникновение атак связано с нехваткой эндорфинов, которые наш организм вырабатывает при физических нагрузках. Поэтому даже легкая аэробная тренировка и ходьба способны существенно облегчить вам жизнь.
- Постарайтесь не нервничать. Да, мы знаем, что эта рекомендация звучит смешно — ну как можно не нервничать, когда жизнь такая сложная? Но, увы, спокойствие и только спокойствие спасет вас и от панических атак, и от других недугов.
- Не пейте кофе или сократите его употребление. Кофеин в большом количестве вызывает учащенное сердцебиение и может спровоцировать паническую атаку в самый неожиданный момент.
- Поосторожней с алкоголем. Спиртные напитки, как и любые возбудители, способны вызывать неожиданные реакции организма — в том числе и стать причиной приступа.
- Будьте также осторожны с лекарствами. Проанализируйте, не связан ли приступ паники с приемом нового препарата? Иногда лекарственные средства провоцируют панические атаки, поэтому посоветуйтесь с врачом.
Что такое чувство юмора
Чувством юмора называют психологическую особенность человека, которая состоит в выявлении всевозможных противоречий в окружающем мире и их последующей оценке с комической точки зрения. Оно начинает проявлять себя и развиваться уже в раннем детстве под воздействием окружающей среды, комических проявлений других людей, забавных ситуаций и других предпосылок. Если же таких предпосылок нет, у человека формируется прямолинейный характер, что может повлечь за собой немало социальных и психологических трудностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что чувство юмора позволяет человеку:
- Легче справляться с трудностями, проблемами и сложными жизненными обстоятельствами
- Быстрее находить общий язык с окружающими
- Находить в обществе людей близких по духу
- Не быть чересчур серьезным человеком
Интересно то, что чувству юмора посвящены целые исследования. Во многих из них ученые пытались измерить чувство юмора разных людей, а также связать его с прочими характеристиками личности.
Оценки производились (и продолжают производиться) с позиции психологии, социологии, лингвистики, антропологии и других научных дисциплин. А среди сотен теорий юмора есть те, где говорится о том, что задача чувства юмора состоит в разряжении напряженности и стресса, а также побуждении к поиску новых интерпретаций жизненных ситуаций
Исходя из этих теорий, все шутки сопровождаются повышающимся вниманием по мере их изложения и следующей за этим разрядкой, когда шутка оканчивается. Причиной возникновения новых интерпретаций служит то, что шутки влекут за собой неожиданные ассоциации не связанных друг с другом и даже конфликтующих обстоятельств
Есть также теории, в которых юмор служит средством разрядки агрессии и отрицательных эмоций. Хотя в определенных кругах, например, среди военнослужащих, медиков, чиновников, уголовников и т.д. имеется свой собственный, особый юмор, из чего следует вывод, что чувство юмора в той или иной мере субъективно.
В общем и целом же, чувство юмора следует понимать как способность видеть смешное в ситуациях, людях, окружении, рассказах и т.д. Защитная же функция юмора выделяется практически всеми исследователями.
Но давайте подытожим: один из авторитетных исследователей юмора Богдан Дземидок в своей работе «О комическом», фокусируясь на социальной роли юмора, определяет несколько основных его функций:
- Познавательная функция. Юмор трактуется как средство познания мира и усвоения представлений о нем. Юмористика, которой предписывается наибольшая познавательная ценность, показывает реальность в истинном свете, не деформируя ее явления и не пытаясь ее видоизменить. Познавательная составляющая юмора делает знания человека о мире и других людях глубже, научает определять различия между содержанием явлений и их формой, а также предостерегает от поспешных выводов.
- Развлекательная функция. Здесь все просто – юмор обладает способностью поднимать настроение и вызывать смех и положительные эмоции.
- Терапевтическая функция. Состоит в способности юмора быть утешением человека в его личных разочарованиях и неудачах. Самоирония представляет собой форму защиты и от влияния извне, и от самого себя, т.е. от своего же пессимизма, уныния, страхов, сомнений и т.п.
Но не будет лишним сказать и о еще одной функции юмора, о которой в свое время говорил известный немецкий поэт и драматург Готхольд Эфраим Лессинг:
Воспитательная функция. Здоровый юмор служит мерой развития нравственности, а потому посредством него можно наставлять, учить и воспитывать детей.
Все это лишь базовая информация о чувстве юмора, и если вдаваться в эту тему более подробно, можно собрать превеликое количество данных, рассматривающих его со всех сторон и ракурсов. Если вам интересная эта тема – к вашим услугам интернет и библиотеки с десятками энциклопедий. Мы же продолжим разговор о практической стороне применения чувства юмора.
Для чего развивать
Попадая в компанию, где практически никто не известен, всегда есть ощущение неудобства, смущения и даже страха. Человеку, обладающему чувством юмора, эти чувства мало знакомы. Он всегда знает, как выстроить диалог, где пошутить, как сблизить всех участником компании.
Чувство юмора сближает всех членов компании
У юмора есть свои функции:
- Познать другого человека и себя,
- Развить коммуникативные навыки,
- Развить эмпатию и чувствительность,
- Уметь встать на место другого человека,
- Помогает влиться в коллектив,
- Выполняет роль психологической защиты и оберегает от расстройств личности,
- Может быть вариантом выражения агрессии или интереса,
- Помощник в прорабатывании информации.
С психотерапевтической точки зрения, юмор помогает посмотреть на свои проблемы, желания, цели, личностные качества со стороны, затем, трансформируя их в необходимые человеку формы, принять. Так происходит внешняя и внутренняя интеграции личности.
Смеяться могут абсолютно все. Чувство юмора – это некоторая самоирония, значит, умение принять и понять самого себя. Остроумие необходимо для качественного совершенствования анализа, как себя, так и окружающего мира, обретения психологической безопасности, чувства защищенности и уверенности в своих силах.
Развитие юмора – занятие не всегда простое, но интересное с позиции создания шуток. Когда есть желание и усердие, то и близкие будут в хорошем настроении, которое можно будет поднять за короткое время. Оптимистичный настрой и положительный взгляд на реальность – помощники на пути к цели создания остроумия.
Теория превосходства и унижения
Огромным количеством теоретиков юмора одной из важнейших особенностей юмора как такового считается агрессия; юмор сам по себе является формой агрессии. К примеру, в Ветхом Завете есть 29 ссылок на смех, и большая их часть связана с позором, высмеиванием, насмешками, и лишь два случая указывают на происхождение смеха из веселого и радостного сердца (заметка Артура Костлера из монографии «Акт создания» (1964 г.)).
Агрессивный аспект юмора заметен и в жестокости, когда, например, дети дразнят друг дружку. Помимо прочего, и массовый юмор нередко основывается на унижении другого человека или самоунижении. В настоящее время такую форму юмора можно наблюдать в различных розыгрышах, стендапах, фарсах, насмешках над недостатками окружающих, поддразнивании, высмеивании и т.п.
Если рассмотреть теорию Чарьза Грунера, где юмор рассматривается как «игровая агрессия» и демонстрация превосходства, можно увидеть что юмор есть некая форма игры. Смех в этом случае отвечает за быстрое восстановление гомеостаза (выполняет физиологическую функцию), а также служит сообщением о победе над врагом (выполняет психологическую функцию).
Несмотря на актуальность теорий юмора на основе агрессии, их нельзя применить к некоторым формам юмора, таким как игра слов, каламбур или загадка, где агрессии нет. Упомянутый выше Род Мартин считает, что подходы к юмору Фрейда (юмор – защитный механизм) и Грунера (юмор предполагает агрессию и превосходство) могут стать основой для современных представлений о юморе как о методе борьбы со стрессами повседневности. В первом случае юмор ограждает от разрушительных эмоций в сложных ситуациях, а во втором – дает силу противостоять угрожающим благополучию ситуациям и людям.
Как проходить занятия
Как уже было сказано, наши уроки юмора полностью адаптированы для практических действий, а также подходят любому человеку, желающему развить чувство юмора. Однако наша задача – дать вам базу, а за то, что вы будете с ней делать, ответственность несете только вы. Мы говорим о том, что можно пройти хоть сотню курсов и набить свою голову кучей информации, но так и не сделать ничего стоящего в своей жизни. Поэтому старайтесь проецировать все из области знаний в область действий.
Чтобы проходить курс вам было удобнее, разбейте этот процесс на несколько стадий. Можете сделать так – изучайте по два урока в течение недели:
- Один день – изучение первого урока
- Два дня – применение знаний на практике
- Один день – отдых
- Далее – по этой же схеме
Конечно, это лишь пример, и вы имеете полное право придумать свою систему, более подходящую под вашу занятость
Единственное, на что мы хотим еще раз указать, – это то, что проходить уроки важно очень внимательно и с пониманием того, для чего вы это делаете
А что касается практической составляющей курса (упражнений, приемов, советов, рекомендаций и т.д.), то они подразумевают не единичное, а многократное повторение – только так вы сможете усвоить материал полноценного, закрепить и отточить приобретенные навыки.
Постарайтесь выработать у себя полезную привычку напоминать себе, что вы развиваете чувство юмора и учитесь шутить, тогда и в реальной жизни с экспериментами на эту тему у вас не будет никаких проблем. С практикой применение знаний доведется до автоматизма, и надобность в тщательном самоконтроле отпадет сама собой.
Завершить же введение к курсу мы хотим высказываниями известных личностей о чувстве юмора. Для кого-то они станут дополнительным стимулом к саморазвитию, а кому-то просто придутся по душе и расширят кругозор.
ÐÑÑилиаÑивное ÑÑвÑÑво ÑмоÑа
СвойÑÑвенно Ð´Ð»Ñ Ð»Ñдей, коÑоÑÑе лÑбÑÑ ÑаÑÑказÑваÑÑ Ð°Ð½ÐµÐºÐ´Ð¾ÑÑ Ð¸ ÑмеÑнÑе иÑÑоÑии, не оÑкоÑблÑÑÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð»Ñдей. Ðазовем ÑÑо ÑмоÑом Ñади ÑмоÑа. Ðак пÑавило, лÑди Ñ Ð°ÑÑилиаÑивнÑм ÑÑвÑÑвом ÑмоÑа иÑполÑзÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ð´Ð»Ñ ÑкÑÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑоÑиалÑнÑÑ ÑвÑзей, и вÑе Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÑÑки ÑÑÑиÑÑ Ð¸Ð´ÑÑ Ð¾Ñ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð»Ð°Ð´Ð¸ÑÑ Ð¾Ð±Ñение Ñ Ð´ÑÑгими лÑдÑми.
ÐÑо Ñак ÑÑÑиÑ: ÐбÑÑно лÑди, пÑедпоÑиÑаÑÑие ÑÑÑиÑÑ Ð² данной манеÑе, ÑвлÑÑÑÑÑ Ð³Ð°ÑмониÑнÑми и ÑоÑиалÑнÑми лиÑноÑÑÑми, коÑоÑÑе пÑидаÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑое знаÑение Ñвоим оÑноÑениÑми и дÑÑжбе. Ðни ÑмоÑионалÑно ÑÑабилÑнÑ, ÑмеÑÑ Ð½Ð°Ð»Ð°Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÑÑ ÑеÑнÑе ÑвÑзи Ñ Ð´ÑÑгими лÑдÑми, но не ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð´ÑмаÑÑ, ÑÑо Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð´Ð¾Ð±ÑÑков Ð½ÐµÑ ÑÑеÑжнÑ. Ðм ÑвойÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ñ Ñакие каÑеÑÑва, как ÑÑÑеÑÑоÑÑÑойÑивоÑÑÑ Ð¸ коммÑникабелÑноÑÑÑ, Ð´Ð°Ð½Ñ ÑникалÑнÑе адапÑивнÑе навÑки.
Цитаты знаменитых людей о чувстве юмора
«Не будь у меня чувства юмора, я давно бы покончил с собой» Махатма Ганди
«Воображение дано человеку, чтобы утешить его в том, чего у него нет, а чувство юмора – чтобы утешить тем, что у него есть» Оскар Уайльд
«Есть три проявления Бога на земле: природа, любовь и чувство юмора. Природа помогает жить, любовь помогает выжить, а чувство юмора – пережить» Михаил Задорнов
«Я очень ценю в людях чувство юмора, потому что часто это наше единственное оружие против всех гадостей и несправедливостей жизни» Пьер Ришар
«Если человека не считают красивым, он все равно может иметь успех, если у него несколько шуток в кармане. И множество карманов» Энди Уорхол
«Человек теряет всё, если он теряет чувство юмора» Айн Рэнд
«Скажи мне, над чем ты смеёшься, и я скажу тебе, кто ты» Марсель Паньоль
«У кого не хватает чувства юмора, того переполняет чувство обиды» Сергей Веденье
«Чувство юмора — великая вещь. Идти по жизни без чувства юмора так же нелепо, как ехать в повозке без рессор» Генри Уорд Бичер
Как понять, что с вами случилась именно паническая атака?
Как следует из названия, главным симптомом панической атаки является внезапный и, казалось бы, беспричинный приступ тревоги и страха. Он сопровождается неприятными ощущениями: сердцебиением, приливом холодного пота, дрожью в ногах, болью в груди, затруднением дыхания и так далее. Симптомы могут быть самыми разными, но главное — они должны бесследно проходить через 5−20 минут вместе с ощущением страха. Диагноз панической атаки не может быть поставлен лишь на основании симптоматики: нужно убедиться, что причиной симптомов не является какое-либо другое заболевание (например, патология сердца).
Сама по себе паническая атака обычно не причиняет какого-либо вреда. Симптомы крайне неприятны, но довольно быстро проходят. Главной бедой становится страх того, что паника повторится: например, для человека, пару раз испытавшего панический приступ в метро, вновь спуститься в подземку может быть большой проблемой. Такой страх бывает «самосбывающимся»: человек испытывает напряжение, и под влиянием стресса паническая атака возникает вновь. В тяжелых случаях может формироваться агорафобия — состояние, когда почти любое взаимодействие с обществом вызывает приступы страха и дискомфорта, и человек вынужден проводить жизнь взаперти.
С точки зрения физиологии, паническая атака — неоправданно резкий ответ нервной системы на внешний раздражитель, который в реальности совсем не опасен. Все ее симптомы являются составляющей защитного механизма «бей или беги», который срабатывает, скажем, при встрече с медведем в лесу. В этих случаях, действительно, есть повод для страха, а частое сердцебиение дает возможность быстрее бежать. Однако, по не вполне ясной причине, этот механизм иногда срабатывает и «без медведя», то есть без видимых причин.
Это роднит панические атаки с вегетососудистой дистонией — расстройством вегетативной нервной системы, которое описано только в отечественной литературе. За рубежом такой диагноз широко не используется: он ничего не говорит о причине болезни, характеризуя лишь ее механизм.
Если случилась паническая атака: что делать
В тот момент, когда случается паническая атака, нет никакой возможности анализировать причины. Но есть несколько способов, которые помогут вам справиться с приступом панической атаки:
Сделайте несколько вдохов в любую емкость. Это может быть пластиковый стаканчик или даже пакет — просто спокойно дышите в него. Так вы быстрее сможешь стабилизировать дыхание и справиться с паникой
Переключите внимание на что-то внешнее. Например, сосчитайте колонны на станции метро или пуговицы на пиджаке прохожего — любая концентрация на посторонних предметах поможет вам прийти в себя и снова ощутить связь с реальностью
Оставайтесь на месте, а лучше — сядьте. Во время панической атаки постарайтесь ограничить свои передвижения, по возможности присесть и как бы «замереть». Этот метод, как и предыдущий, помогает сконцентрировать внимание на окружающем мире, а не своих неприятных ощущениях. Поговорите с кем-нибудь. Да, это может на первый взгляд показаться странным, но случайный прохожий, к которому вы обратитесь за помощью, способен вам помочь просто своим вниманием. Общение с другим человеком даст ощущение защищенности и отвлечет от приступа.
Теория несоответствия
Представленная теория тянется корнями к воззрениям Артура Шопенгауэра, считавшего, что причина смеха всегда состоит во внезапном восприятии несоответствия представлений об объектах и их реальными образами. Это несоответствие служит важнейшим фактором, определяющим комичность шутки: все, что не соответствует ожиданиям, все, кажущееся необычным, своеобразным, удивительным нелепым, представляется смешным.
Эта идея развивалась британским психологом Гансом Айзенком. Он считал, что причина смеха – внезапная интуитивная интеграция несовместимых или противоречивых идей, чувств или установок, объективно испытываемых человеком. Также идея разрабатывалась журналистом и психологом Артуром Кестлером: он ввел термин бисоциации, возникающей тогда, когда событие, ситуация или идея воспринимается в одно и то же время с двух вполне логичных, но несопоставимых ракурсов.
Стоит отметить и теорию разрешения несоответствия Томаса Шульца. Он полагал, что шутку позволяет понять не несоответствие, а его разрешение в шутке: именно момент кульминации в шутке порождает когнитивное несоответствие посредством введения несовместимой с ожиданиями информации. По этой причине слушатель возвращается к началу шутки и пытается определить двусмысленность, которая разрешит появившееся несоответствие.
Есть и двухэтапная теория понимания юмора, предложенная психологом Джерри Салсом. В ней главная часть шутки создает несоответствие, из-за чего слушатель предполагает вероятный результат. Несоответствие развязки ожиданиям заставляет слушателя удивляться и искать когнитивное правило для восстановления причинно-следственной логики, завязки и развязки. После нахождения этого правила несоответствие может быть устранено, шутка воспринимается смешной, а юмор становится итогом устранения несоответствия.
Теория, безусловно, состоятельна, но и в этот раз научные исследования (в частности немецкого психолога Курта Гольдштейна и его коллег) показали, что несоответствие является пусть и необходимым, но не единственным условием для юмора. Нельзя забывать и о психологическом настрое человека на юмор и его эмоциональной готовности к нему. Теория несоответствия подходит скорее к пониманию юмора, но не к его объяснению его эмоциональной приятности.
Психоаналитическая теория
Автором психоаналитического подхода к изучению теории юмора, как и следует полагать, был Зигмунд Фрейд. Его теория (как и теория психоанализа вообще) была одной из самых влиятельных в области психологических исследований юмора в первой половине 20 века. Согласно ей, юмор можно рассматривать в качестве сильнейшего защитного механизма, позволяющего справляться с трудностями и отрицательными эмоциями.
В теории Фрейда смех и юмор понимаются как способы проявления бессознательного, создающие напряжение и желание разрядки. Юмор преодолевает защитные механизмы благодаря «юмористическому передвиганию» из области запретного в область дозволенного, вследствие чего уменьшается власть «Ид» и «Супер-Эго», а внутренняя цензура и бессознательные страсти теряют свою мощь.
Исходя из идей Фрейда, неосознанные агрессивные (порожденные либидо) и сексуальные побуждения из детства и незрелости стремятся найти мгновенное удовлетворение и выразиться через удовольствие. «Супер-Эго», включающее в себя требования и предписания социума, противодействует «Ид». «Эго» же функционирует по принципу реальности – оно стремится прийти к удобному компромиссу требований «Ид», «Супер-Эго» и реального мира, представляющего собой, по мнению ученого, юмор.
Зигмунд Фрейд говорил о том, что юмор является высшим защитным механизмом, т.к. позволяет избегать негативных эмоций и смотреть на жизненные ситуации объективно, не прибегая к патологическим защитным формам. Проведенные им эксперименты показали, что:
- Людям, в обычной жизни вытесняющим агрессивные или сексуальные побуждения, доставляют больше удовольствия шутки, где присутствуют соответствующие темы
- Если стимулировать агрессивные и сексуальные побуждения, шутки, связанные с этими побуждениями, будут доставлять больше удовольствия
- Представление агрессивных и сексуальных шуток уменьшает силу соответствующих побуждений
Кроме того, определенные подтверждения теории Фрейда были найдены в изысканиях, демонстрирующих усиление сексуальной и агрессивной тематики в ответах респондентов, выполнявших задания на генерацию юмора.
Впоследствии же многие исследователи пришли к выводу, что теория Фрейда не согласуется с функционированием нервной системы в современном понимании, и стали постепенно от нее отказываться.
Каким бывает?
Чувство юмора – это индивидуальная характеристика, поэтому у разных людей оно может отличаться. Оно может быть искрометным, тонким, гипертрофированным, извращенным, сардоническим и т.д. Кроме того, широко распространено мнение о том, что чувство юмора значительно различается у мужчин и женщин. Рассмотрим несколько видов и типов чувства юмора.
- Аффилиативное. Данный вид является одним из самых распространенных и традиционных. Люди, у которых развито хорошее тонкое чувство юмора, любят постоянно шутить и рассказывать анекдоты. При этом они положительно настроены к окружающим и никоим образом не стараются их оскорбить. Аффилиативный тип используется для создания крепкого и широкого социального круга, он помогает наладить хорошие отношения с окружающими людьми. Если говорить о типе людей, которым характерен данный вид юмора, то они отличаются такими личностными характеристиками, как доброта, эмоциональная стабильность, гармоничное отношение с собой, коммуникабельность.
- Самодеструктивное. Подобная разновидность считается своеобразной, специфической, а в определённом смысле может быть саморазрушительной. Такое чувство юмора присуще далеко не всем, соответственно, не каждый человек будет положительно воспринимать такие шутки. Люди с самодеструктивным чувством юмора любят высмеивать свои недостатки. Считается, что подобный тип характерен для тех людей, которые любят выступать на публику (например, для комиков и стендаперов). Характер таких личностей довольно трудный, они склонны к депрессиям и неврозам, не уверены в себе.
- Оптимистичное. Уже по названию данного типа можно понять, что подобное чувство юмора характерно для позитивных людей. Они всегда пытаются найти позитивные моменты (даже в самых сложных и критических ситуациях), а потому их чувство юмора часто вызывает одобрение у большинства окружающих. Главная задача шуток таких людей – это формирование отличного настроения и борьба со стрессовыми и конфликтными ситуациями.
- Агрессивное. Такой вид чувства юмора часто называют черным. Он может восприниматься негативно со стороны окружающих людей, так как шутник направленно высмеивает их недостатки (критикует окружающих в своеобразной комической форме). Характерной особенностью чёрного юмора является наличие высокого уровня сарказма. Чаще всего такой юмор характерен для представителей мужского пола.