Психологические законы

Рекомендуемая литература

Для того чтобы погрузиться в изучение общей психологии более глубоко, нужно вооружиться наиболее популярными и имеющими вес в научных кругах инструментами, которыми являются труды знаменитых авторов учебников и пособий по психологии. Ниже — коротко о некоторых из них.

Маклаков А. Г. Общая психология. При составлении этого учебника использовались самые современные достижения в области психологии и педагогики. На их основе рассматриваются вопросы психологии, психические процессы, свойства и их состояния, а также многие другие особенности. Учебник содержит иллюстрации и пояснения, а также библиографический справочник. Предназначен для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Уже более 50 лет этот учебник считается одним из лучших учебников по психологии в России. В нём представлены и обобщены достижения советской и мировой психологической науки. Работа предназначена для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. В данном пособии представлены основные понятия психологической науки, её методы и проблемы. В книге содержится множество данных о результатах исследований, примеров из художественной литературы и ситуаций из жизни, а также прекрасно сочетается серьёзный научный уровень и доступная подача материала. Работа будет интересна широкому кругу читателей и людям, только начинающим осваивать психологию.

Петровский А. В. Общая психология. Дополненное и переработанное издание «Общей психологии». В учебнике представлены основы психологической науки, а также обобщена информация из многих учебных пособий («Возрастная и педагогическая психология», «Практические занятия по психологии», «Сборник задач по общей психологии»). Книга рассчитана на студентов, серьёзно подходящих к изучению психологии человека.

Роль, которую играет общая психология в современном обществе, переоценить невозможно. Иметь хотя бы минимум психологических знаний сегодня необходимо, ведь общая психология открывает двери в мир разума человека и его души. Основами этой науки о жизни должен владеть любой образованный человек, т.к

очень важно познавать не только окружающий мир, но и других людей. Благодаря психологическим знаниям можно гораздо эффективней строить свои взаимоотношения с окружающими и организовывать свою личную деятельность, а также самосовершенствоваться

Именно по этим причинам все мыслители древности всегда говорили о том, что человек в первую очередь должен познать себя.

Имидж как часть психологической защищенности

Психологически защищенный человек в обязательном порядке задумывается о впечатлении, производимом им на тех, с кем ему приходится взаимодействовать. Это касается как родных, друзей и людей, настроенных нейтрально, так и врагов и недоброжелателей, либо присутствующих тем или иным образом в жизни постоянно, либо встречающихся время от времени – в различных жизненных ситуациях. Причем тема имиджа касается в большей степени именно последней категории людей – возникающих в жизни ситуативно – при пересечении интересов, расхождении мнений и так далее.

Чтобы недоброжелательных людей в жизни было как можно меньше, защищенный человек уделяет внимание своему образу, который он создает во внешнем мире. Так, исходя из особенностей своего характера и темперамента, такой человек имеет на выбор несколько вариантов имиджа, способствующих психологической защищенности:

  • образ непредсказуемого человека, с которым лучше не связываться, ведь ожидать от него можно, чего угодно;
  • образ невозмутимого человека, задеть или уколоть которого просто невозможно из-за его «толстокожести» – уверенности в себе и спокойствия;
  • образ скромного человека, который всегда остается как бы на втором плане, занимаясь своим делом, но в то же время держится уверенно;
  • образ остряка, не лезущего за словом в карман и способного любого задиру заткнуть за пояс своим острым умом и языком;
  • образ доброжелательного и обаятельного человека, излучающего тепло и приятного в общении, на которого просто нет никакого желания давить;
  • образ властного и авторитетного человека, к которому лучше не цепляться, дабы не нажить себе еще больших неприятностей.

Совсем несложно догадаться, почему имидж может послужить прекрасным защитным средством. Но выбирать его нужно только в соответствии с особенностями своей личности, иначе выглядеть поведение будет неестественно. Образ должен дополняться определенной манерой речи и поведения в конкретных ситуациях, множеством невербальных сигналов и другими составляющими. Вместе с качествами и чертами психологически защищенного человека, имидж может и должен стать фундаментом поведения, на котором будет выстраиваться взаимодействие с другими людьми.

Что же касается приобретения всех качеств, способствующих психологической защищенности, то возыметь их в одночасье не получится, и это нужно принять. Все они придут со временем, а способствовать этому будет богатая на события, разнообразная и интересная жизнь с множеством трудностей и испытаний. Только так вам удастся закалить характер, укрепить дух и сформировать несгибаемый внутренний стержень.

Но и здесь нужно быть осторожным и внимательным. Помните: если концы ветки резко прижать друг к другу, она сломается, но если плавно их соединять, она выдержит напряжение. Так и здесь: не следует, сломя голову, бросаться во все тяжкие. Проще говоря, давление своей жизни нужно хоть как-то контролировать, чтобы не сломаться, а желаемые качества приобретать не только посредством опыта, но и с помощью таких вещей как самовоспитание, самообразование, самодисциплина и развитие сильного характера. Поэтому в качестве заключение несколько советов на эту тему.

Желаем вам душевного равновесия и силы духа!

8. Закон оптимума мотивации (М. Р. Йеркс, Дж. Додсон, Дж. Аткинсон)

Отключить

Конкретное проявление закона Йеркса-Додсона зависит от эмоциональной устойчивости человека. У эмоционально устойчивых людей зона оптимума смещена к более высокому уровню мотивации, а у эмоционально неустойчивых, наоборот, к низкому уровню.

Трудно переоценить значение знания этого закона руководителем. Управляя внешней мотивацией сотрудников, психологически грамотный руководитель может целенаправленно воздействовать на их достижения, количество и качество труда. Здесь же, к сожалению, открываются и значительные возможности для манипуляции человеком.

Эмоции

Эмоции – это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к возможным или реальным ситуациям. Эмоции нельзя путать с такими эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения. На сегодняшний день эмоции изучены достаточно слабо и многими специалистами понимаются по-разному. По этой причине определение, данное выше нельзя считать единственно верным.

Характеристиками эмоций являются:

  • Тон (валентность) – положительные или отрицательные эмоции;
  • Интенсивность – сильные или слабые эмоции;
  • Стеничность – влияние на активность человека: стенические (побуждающие к действию) и астенические (снижающие активность);
  • Содержание – отражает разные грани значения вызвавших эмоции ситуаций.

Эмоции в большинстве случаев проявляются в физиологических реакциях, т.к. последние зависят от них. Но сегодня ведутся споры на тему того, что и преднамеренные физиологические состояния могут вызывать определённые эмоции.

Эти и другие вопросы понимания и управления эмоциями рассматриваются в нашем тренинге по актерскому мастерству.

Психология жизни, или как полюбить себя?

Понятие психологии жизни сложно сформулировать кратко и доступно. С одной стороны, это совокупность законов, перечисленных выше, и навыков человека, чтобы соблюдать данные законы и применять их при коммуникациях с людьми и самим собой. С другой стороны, психология жизни — умение человека жить так, чтобы чувствовать себя гармонично, любить себя, жизнь и быть счастливым. Это умение осознанно воспринимать собственное существование, место в мире, воспринимать себя как часть мира, а не плыть по течению в зоне комфорта.

Важнейшим моментом психологии жизни является необходимость научиться любить себя самого. Жизнь говорит, что любить себя — это не потакать собственным прихотям и желаниям, а нечто более глубокое. Нужно научиться жить в гармонии с собой, в ладу с совестью, радоваться жизни. Чтобы достичь такого состояния, придется работать над собой, избавлять себя от слабостей и дурных привычек, мыслей и учиться любить жизнь. Кроме этого, любящий себя человек видит в себе светлые стороны, все прекрасное, что есть у него в душе. Это тоже связано с работой над собой. Отсюда вывод: чтобы полюбить себя, будьте сильным человеком, а не лелейте свои слабости.

Существует два пути любить себя. Первый состоит в том, чтобы слепо считать себя прекрасным, не признавая свои недостатки чем-то негативным, а скорее принимая как норму. Второй путь в том, чтобы смотреть на себя трезво и адекватно воспринимать свои сильные и слабые стороны, развивать лучшее, искоренять дурные черты, привычки, мысли. Каким путем идти, каждый выбирает сам. Первый, однозначно, проще, но второй, с точки зрения психологии жизни, ведет к истинной любви к себе. Если человек выберет первый вариант, он просто попытается убедить себя принять желаемое за действительное, но в душе всегда будет царить неудовлетворенность и злость на самого себя и жизнь в целом. Тогда как полюбившие себя по-настоящему, победившие свои пороки люди достигнут истинного счастья и добьются успеха на жизненном пути, потому что тем, кто поборол самого себя, нестрашно и несложно уже ничего.

Иногда люди добиваются таких результатов сами, а иногда нужна помощь со стороны. Чтобы научиться жить в гармонии с миром и с собой, воспользуйтесь помощью психолога. Например, помощью психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича.

Совет и просто беседа с таким специалистом полезны для того, чтобы оценить свою жизнь, свое место в мире, разобраться в своих достоинствах, недостатках, получить необходимые навыки, открыть глаза на жизненные законы.

Воля

Воля – это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями. Проявлением воли можно считать достижение поставленных целей и результатов. Обладает множеством положительных качеств, влияющих на успешность деятельности человека. Основными волевыми качествами считаются настойчивость, мужество, терпение, самостоятельность, целенаправленность, решительность, инициативность, выдержка, смелость, самообладание и другие. Воля побуждает к действию, позволяет человеку управлять желаниями и реализовывать их, развивает самоконтроль и силу характера.

Признаки волевого акта:

  • Усилия воли во многих случаях направлены на преодоление своих слабостей;
  • Выполнение какого-либо действия без получения от этого процесса удовольствия;
  • Наличие плана действий;
  • Приложение усилий для выполнения чего-либо.

Подробнее о воле в психологии читайте в Википедии.

Память

Память – это психическая функция и вид умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Способность на протяжении длительного периода времени хранить данные о событиях окружающего мира и реакциях организма, и использовать её.

Выделяют следующие процессы памяти:

  • Запоминание;
  • Хранение;
  • Воспроизведение;
  • Забывание.

Также память разделяется на типологии:

  • По сенсорной модальности – визуальная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, болевая;
  • По содержанию – эмоциональная, образная, моторная;
  • По организации запоминания – процедурная, семантическая, эпизодическая;
  • По временным характеристикам – ультракратковременная, кратковременная, долговременная;
  • По физиологическим признакам — долговременная и кратковременная;
  • По наличию средств – неопосредованная и опосредованная;
  • По наличию цели – непроизвольная и произвольная;
  • По уровню развития – словесно-логическая, образная, эмоциональная и моторная.

Способы и приемы развития памяти вы найдете в отдельном тренинге на нашем сайте.

Spotlight Effect.

Люди, чья голова постоянно забита размышлениями, не замечают очевидных вещей. Большинство людей в данный момент времени заняты какими-то серьезными размышлениями. Когда они находятся в обществе, но погружены в свои мысли, то не замечают даже очевидных вещей, доказали ученые из Корнельского университета.

Если говорить проще, то совершенно плевать, как вы выглядите, если вы собираетесь в офис или университет. Большинство людей просто не обратит внимания на ваш внешний вид. В центре внимания вы оказываетесь гораздо реже, чем думаете. А потому можно перестать беспокоиться о внешних атрибутах жизни. Не покупайте дорого автомобиль или смартфон, чтобы “зарисоваться” перед коллегами: вам может казаться иначе, но большинству из них вообще плевать, чем вы там владеете. Они заняты своими проблемами.

9. Закон персональных расстояний (Э. Холл)

Отключить

Таблица 1. Дистанции и эмоциональные отношения в европейской культуре

Дистанция, м Наименование Характеристика отношений Организационные эквиваленты
0-0,4 Интимная Высокое доверие, чувство безопасности, открытость наблюдению Прикосновение, комплимент, вопросы о семье, обращение на «ты»
0,4-1,5 Личная Положительное отношение. Восприятие в совокупности психологических характеристик Беседы вне официальной зоны кабинета, чашка кофе, совет, обращение на «вы»
1,5-3 Официальная Субординационные отношения, восприятие статуса, социальной роли. Сокрытие истинных чувств Разговор в официальной зоне кабинета. Деловое общение с акцентом на иерархические отношения
Более 3 Открытая Признание существования Поверхностное общение

Эффект Пигмалиона.

Большие ожидания увеличивают производительность. Проверкой этого феномена занимался психолог Роберт Розенталь. Он проводил IQ-тесты в школах, а затем сообщал учителям заведомо ложные результаты исследований. Те дети, у которых IQ был выше, чем у остальных, якобы показывали “средние” результаты. А те, кто реально показал средний результат, выдавались учителям как обладатели самых лучших мозгов. Что неизменно происходило впоследствии?

Те ученики, которых учителя считали более умными, начинали лучше учиться. Происходит это потому, что ожидания учителей от этих учеников были выше, чем от остальных. Растущее давление на школьников заставляло их лучше учиться. Выводы, сделанные Розенталем, характерны не только для образования.

“Ваши ожидания создают вашу реальность”, – заключает он.

В общем, если вы хотите добиться в жизни чего-то значимого, вам придется ставить перед собой заведомо нереальные цели и переоценивать свою способность к их выполнению. И это сработает. Кроме того, ученым известно, что те лидеры, которые требуют от своих подчиненных нереальных результатов, в результате добиваются от команды куда большей отдачи, чем те, кто ставит только “реальные цели”.

Эффект Пигмалиона

Это удивительно, но от ожиданий учителя во многом зависит успешность (и даже интеллектуальные способности) учеников! Чтобы подтвердить данную гипотезу, ученые выбрали случайным образом нескольких учеников из разных школ и классов. Учителям же эти дети были расхвалены как лучшие и наиболее талантливые ученики. Примечательно, что эти дети в скором времени показали прекрасные результаты и даже подняли свой показатель IQ.

С этим материалом так же читают:

Аффективные синдромы
Как преодолеть панические атаки?
Обсессивный синдром
Диагностика синдрома Дауна
Утомление ребенка от учебы
Виды галлюцинаций
В чем состоит польза и вред антидепрессантов?
Дебильность
Методы лечения психолога и психотерапевта
Приступы агрессии и методы борьбы с ними
Бредовый синдром
Психическое развитие младенца
Биохимическая природа игровой зависимости и специфика лечения
Лечение панических атак. Тренинг «Атака на ПА»
Психопатологические нарушения ощущения и восприятия
Лечение алкоголизма за рубежом.
Как выявить у себя депрессию?
Помрачения сознания
Расстройства сознания
Нервная анорексия

Эффект коктейльной вечеринки

Даже в шумном людном месте, услышав своё имя, вы способны отсеять другие звуки и сфокусироваться на нужном голосе

Этот эффект также относится к любой другой важной информации. Этот эффект изменил представление психологов о способах привлечения внимания аудитории

Эффект Моцарта

Выявленный в некоторых исследованиях эффект Моцарта заключается в том, что прослушивание музыки Моцарта способно стимулировать работу коры головного мозга, тем самым повышая эффективность выполнения мыслительных задач.

Под влиянием произведений Моцарта человек лучше визуализирует пространственные модели и оперирует ими в определённой временной последовательности.  опубликовано econet.ru

перевод Евгении Яковлевой

7 любопытных психологических законов

Все мы ощущаем себя примерно одинаково

Мы нуждаемся в людях, которые нас любят и восхищаются нами. Мы склонны критиковать себя, но в то же время не используем львиную долю своих возможностей.

Психологические законы

Мы имеем некоторые личные слабости, но в основном способны их компенсировать. Наши сексуальные предпочтения могут создать нам проблемы. Внешне стойкие и дисциплинированные, внутри мы склонны к волнениям и опасениям. Порой мы серьёзно сомневаемся в правильности своих решений.

Человеческая природа

Индивидуальность – уникальное сочетание характеристик, в различной степени соответствующих каждому из нас. Мы так похожи в наших мыслях, надеждах и мечтах, но наивно полагаем, что жизненные трудности сваливаются лишь на нашу голову.

Проблемы начинаются тогда, когда вы пытаетесь подавить свои чувства, думая, что они ненормальны. Отсюда родом фрустрация и другие серьёзные проблемы

Не так важно достичь идеального результата, важно начать

Психологические законы

5 этапов принятия неизбежного

Вы, вероятно, уже слышали об этой особенности человеческой психики из многочисленных источников. В оригинальном  исследовании говорилось о том, что когда человек оказывается лицом к лицу с надвигающейся смертью или другой столь же серьёзной проблемой, он проходит серию эмоциональных фаз:

1. Отрицание. «У меня всё отлично»; «Это не может случиться, только не со мной».

2. Гнев. «Почему я? Это несправедливо!»; «Как такое может со мной случиться?»; «Кто виноват?»

3. Торг. «Я сделаю всё ради ещё нескольких лет»; «Я отдам все мои сбережения если…»

4. Депрессия. «Я так расстроен, зачем вообще о чём-то беспокоиться?»; «Я скоро умру, какой во всём этом смысл?»

5. Принятие. «Всё будет в порядке». «Я могу противостоять проблеме, но я также могу подготовиться к худшему».

Вы можете повлиять на сновидения спящего человека

Мозг часто вплетает ощущения спящего человека в реальность его сна. Скажем, вы обольёте спящего водой, а после пробуждения он, скорее всего, расскажет вам, что ощущение элегантно встроилось в его сон. Эта особенность человеческой психики вдохновила создателей фильма «Начало».

Эффект свидетеля

Вы возможно верите, что если вам внезапно станет плохо на улице, то в людном месте вам скорее окажут помощь. Однако бесчисленные эксперименты доказывают обратное. Чем больше вокруг наблюдателей, тем меньше вероятность, что один из них поможет вам. Это связано с феноменом под названием «распределение ответственности», когда склонность человека к принятию на себя ответственности снижается в присутствии других людей.

Темперамент и характер

Темперамент – это комплекс психических особенностей личности, связанных с её динамическими характеристиками (то есть с темпом, ритмом, интенсивностью отдельных психических процессов и состояний). Основа формирования характера.

Выделяют следующие основные типы темперамента:

  • Флегматик – признаки: эмоциональная устойчивость, упорство, спокойствие, размеренность;
  • Холерик – признаки: частые перемены настроения, эмоциональность, неуравновешенность;
  • Сангвиник – признаки: живость, подвижность, продуктивность;
  • Меланхолик – признаки: впечатлительность, ранимость.

Разные типы темперамента обладают разными свойствами, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на личность человека. Тип темперамента не оказывает влияния на способности, но влияет на то, как люди проявляют себя в жизни. В зависимости от темперамента находятся:

Восприятие, мышление, внимание и другие психические процессы;
Устойчивость и пластичность психических явлений;
Темп и ритм действий;
Эмоции, воля и другие психические свойства;
Направленность психической деятельности.

Характер – это комплекс постоянных психических свойств личности, которые определяют её поведение. Черты характера образуют собой свойства человека, определяющие его образ жизни и форму поведения.

Черты характера различаются по группам. Всего их четыре:

  • Отношение к людям — уважение, коммуникабельность, чёрствость и т.п.;
  • Отношение к деятельности – добросовестность, исполнительность, ответственность и т.д.;
  • Отношение к самому себе – скромность, заносчивость, самокритичность, эгоизм и т.п.;
  • Отношение к вещам – бережность, аккуратность и т.д.

Каждый человек обладает присущим только ему характером, свойства и особенности которого определяются, по большей части, социальными факторами. Также всегда имеет место быть акцентуация характера – усиление отдельных его черт. Следует также заметить, что существует тесная взаимосвязь характера и темперамента, т.к. темперамент оказывает влияние на развитие каких-либо черт характера и проявление его особенностей, и в то же время, используя какие-то черты своего характера, человек в случае необходимости может контролировать проявления своего темперамента.

Подробнее о характере и темпераменте читайте в третьем уроке нашего тренинга.

Всё вышеизложенное, конечно, не является всеобъемлющей информацией о том, что такое общая психология человека. Данный урок призван лишь дать общее представление и обозначить направления дальнейших изучений.

Методы общей психологии

Как и любая другая наука, общая психология использует систему разнообразных методов. Базовыми методами для получения различных фактов в психологии принято считать наблюдение, беседу и эксперименты. Каждый из этих методов может быть модифицирован для улучшения результата.

1

Наблюдение

Наблюдение — это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма – житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное (может проходить даже в течение нескольких лет), выборочное, сплошное и специальное (включенное наблюдение, во время которого наблюдатель погружается в исследуемую им самим группу).

Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:

  • Постановка целей и задач;
  • Определение ситуации, предмета и объекта;
  • Определение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;
  • Определение способа ведения данных;
  • Обработка полученных данных.

Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение. Оно может быть, как непосредственным – в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.

Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов – беседы и эксперимента.

2

Беседа

Беседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни (от самого человека или от знакомых с ним людей), интервью (человек отвечает на заранее подготовленные вопросы), опросники и разные виды анкет (письменные ответы на вопросы).

Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека

При этом важно предварительно беседу продумать, составить её план и определить проблемы, которые следует выявить. В ходе беседы предполагаются и вопросы от обследуемого человека

Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.

Но основным способом исследования является эксперимент.

3

Эксперимент

Эксперимент — это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.

Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией. Человек знает об эксперименте, хотя об истинном его смысле он может и не догадываться. Некоторые эксперименты проводятся многократно и на целой группе людей – это позволяет установить важные закономерности в развитии психических явлений.

Ещё один метод – тесты. Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.

Так как в методах психологических исследований особую роль играет генетический принцип, то выделяют ещё генетический метод. Его сутью является изучение развития психики для того, чтобы раскрыть общие психологические закономерности. Это способ основывается на наблюдениях и экспериментах и строится на их результатах.

В процессе использования различных методов нужно принимать во внимание и особенности изучаемой проблемы. Поэтому, наряду с основными методами психологических исследований, нередко используют и ряд особых вспомогательных и промежуточных методик

Подробнее методы психологии рассматриваются в следующем уроке.

Парадокс выбора.

Чем больше у нас опций на выбор, тем меньше мы довольны принятым решением. Логически кажется, что чем больше перед нами вариантов выбора, тем лучше. Магазины с большим ассортиментом нравятся нам больше мелких лавочек. Когда предложений по поводу развития карьеры много, нам кажется, что мы обязательно сделаем хороший выбор.

Но психологи Марк Леппер и Шина Айенгар доказали, что это не так. Исследователи в рамках эксперимента предлагали одной группе гурманов, зашедших в супермаркет, выбрать бесплатно один из шести разных видов джемов, другим – один из 24. Результаты исследования показали, что 30% людей, которые выбирали из шести вариантов, остались довольны своим выбором. Из тех, кому пришлось выбирать одну банку подарочного джема из 24, довольными остались только 3%.

Феномен этот выявил психолог Барри Шварц. Для того, чтобы ощущение того, что все идет правильно, не покидало вас, он советует искусственно ограничивать количество опций. Это, кстати, объясняет, почему пользователи техники Apple довольны ею больше, чем пользователи гаджетов другой марки. Или почему те, кто ходит за продуктами в небольшие продуктовые киоски, чувствуют себя более удовлетворенными, чем посетители огромных гипермаркетов.